--PAGE_BREAK-- — Процесс физиологического старения начинается в разных тканях и органах неодновременно и протекает с различной интенсивностью. Старость заключается в постепенном снижении жизнеспособности клеток организма – изменяется биосинтез белка, снижается активность окислительных ферментов, уменьшается количество митохондрий, нарушается функция клеточных мембран. В конечном итоге старение клеток приводит к их разрушению и гибели.
Другими словами, старость характеризуется борьбой между благородными элементами организма и простыми, первичными, — борьбою, кончающую в пользу последних. Победа их выражается ослаблением умственных способностей, расстройствами питания, затруднением обмена веществ и т.д.
— Возрастные сдвиги, происходящие в организме в результате старения клеток и тканей, обуславливают значительные изменения в регуляции функций органов и систем. Постепенно изменяются и сами функции, что, в свою очередь приводит к структурным изменениям. Например, в процессе старения уменьшается масса головного мозга происходят адаптационные изменения, по – разному выраженные в различных отделах мозга.
Основные проявления старости человека связаны с возрастными изменениями функций центральной нервной системы. Раньше всего ослабляется подвижность процессов возбуждения и торможения. Труднее вырабатываются условные рефлексы, изменения характер безусловных рефлексов. Нарушается деятельность анализаторов, ослабляются чувствительность, обоняние, уменьшается острота зрения и сила аккомодации глаза (дальнозоркость), постепенно понижается верхняя граница слуха (тугоухость). Появляются сдвиги в регуляции внутренней среды организма, чаще происходят ее срывы.
— Отмечается снижение психической активности, при которой затрудняется восприятие, сужается его объем, ухудшается способность сосредоточения внимания и его переключения, развивается эмоциональная неустойчивость. Нередко пожилой и тем более старый человек становится обидчивым, капризным, скупым, черствым, эгоистичным. Ему страшны любые жизненные перемены, он консервативным в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям и одновременно подвержен сильному внушению.
— Снижение критичности самоанализа способствует переоценки собственных достоинств и прежних заслуг, вызывает стремление постоянно их подчеркивать.
— Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, вспыльчивым, агрессивным или напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым.
— Неприятие окружающей действительности, власть воспоминаний, страх перед будущим усиливают убеждение в том, что все лучшее – в прошлом, а настоящее малоценно.
— Тяготение к прошлому проявляется не только в его восхвалению и постоянных воспоминаниях, но и в выраженной привязанности к старым вещам. Некоторые люди, напротив, утверждаются во мнении, что прожитая жизнь была бесценной и не имела смысла.
— В старости легко возникает тревога, под час по самому ничтожному поводу. Нередко тревогу вызывает состояние собственного здоровья. Тогда людям кажется, что близкие о них не заботятся. Тревога перерастает в страх, который сменяется унынием и безысходностью. Подобные отрицательные эмоции резко снижают жизненный тонус, что, в свою очередь, усугубляет проявление старости.
— Постоянное внимание, терпение и снисходительность окружающих в отношении к пожилым и старым людям помогают им справиться или вовсе избежать присущих старости переживаний.
— Знание особенностей психики пожилого и старческого возраста, понимание механизма психических изменений, вызываемых старением, должны быть положены в основу подхода медицинского персонала и людей, связанных своей деятельностью с пожилыми. Порой не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факты (смена стереотипов в трудовой деятельности и в быту, семейные конфликты и прочее) являются причиной того, что пожилой человек или старый человек чувствует себя больным и обиженным. Поэтому особенно важно обращать внимание на психический статус людей старших возрастных групп. Любая стрессовая ситуация может вызывать у них ряд сдвигов, обуславливающих обострение латентно протекающих патологических процессов и развитие тяжелых состояний.
— Многие пожилые и старые люди нуждаются, в первую очередь, в устранении одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми – часто основные факторы, способствующие улучшению состояния здоровья.
— Ограничение адаптационных возможностей стареющего организма во многом определяется возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы. В возрасте старше 60 лет уменьшается масса сердца. У пожилых и тем более старых людей снижается частота сердечных сокращений в состоянии покоя. При умеренных физических нагрузках обычно не происходит свойственного молодым людям учащенного сердечного ритма, что, с одной стороны, ограждает сердце от чрезмерного напряжения, с другой – ограничивает кровоснабжение органов и систем организма. При резком учащении сердечных сокращений, связанном с большими физическими нагрузками, быстро наступает несоответствие между притоком крови к сердцу через коронарные сосуды и резким усилием обменных процессов в сердце, которые приводит к недостаточности кровоснабжения сердечной мышцы.
— В процессе старения развиваются атрофические и склеротические изменения в эндокринной системе. Аналогичные изменения происходят в дыхательной системе – несколько увеличивается частота дыхания, чаще возникают дыхательные аритмии, уменьшается жизненная емкость легких и их максимальная вентиляция.
— Страдают функции пищеварительной и выделительной систем, костно-суставного аппарата, атрофируются скелетные мышцы.
Актуальность проблемы профилактики преждевременного старения, которой занимаются геронтология и гериатрия связана, прежде всего, с наблюдением в современных условиях ростом доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Причем происходит не только количественное, но и качественные изменения возрастного состояния населения. В частности, улучшается здоровье людей старших возрастных групп. Участие в общественной и культурной жизни, профессиональная деятельность стали необходимыми для большого количества людей, переступивших пенсионный рубеж, пожилые люди вносят значительный вклад в развития общества.
Потребность в максимально возможном для конкретного времени продление жизни, так же как и в сохранении здоровья, — одна из не проходящих человеческих потребностей, появившихся вместе с обществом. Если в прошлые века доживали до старости не многие люди, то преодоление в ходе прогресса общества установившегося уровня смертности в ряде индустриально развитых стран привело к тому, что впервые в истории человечества большинство людей могут дожить до старости.*
Процесс постарения населения объясняется как снижением рождаемости, так и увеличением продолжительности жизни, также увеличение продолжительности жизни вызвано уменьшением смертности.**
Старость как явление человеческой жизни по необходимости представлена двумя качественно различными аспектами.
Во – первых, биологическим. Он выражается в прогрессирующем с возрастом снижении функциональных отправлений различных систем органов человеческого организма. В основе этого процесса, по широко распространенной точке зрения в геронтологии – спонтанные накопления с течением времени разнообразных нарушений и ошибок в функционировании органов, в свою очередь провоцирующих нарастание новых ошибок и нарушений. Психологическая старость выступает закономерной заключительной фазой онтогенеза индивида биологического вида Homo Sapiens и как токовая изучается целым комплексом наук.
Во – вторых, старость представлена еще и социальным аспектом своего существования, «социальная старость». Под последней понимаются закономерные изменения в социальном статусе личности, вызываемые явлениями биологического старения и необходимая адаптация личности к этим явлениям.
Таким образом, оба аспекта человеческой старости органически взаимосвязаны: второй, социальный, существует на основе и как следствие первого, биологического. И если биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития человека, то социальная старость выступает столь же закономерной заключительной фазой возрастной структуры общества.
В понимании сущностной природы и, соответственно, поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два существенно отличительных подхода – функциональный и хронологический. Первый, функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости, как процессы нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности, а значит – и способности к материальному самообеспечению. Социальная старость есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым и, соответственно, его переход на чье-то иждивение — такого широко распространенное как в отечественной, так и в зарубежной науке понимание и определение социальной старости.
Второй, хронологический подход к пониманию природы социальной старости, складывается в условиях индустриально – развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института – пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введения строго формализованного возрастного порога старости. В хронологическом подходе оказался начисто утрачен качественно-функциональный аспект социальной старости, следствием чего и явилась высокая степень социальной неоднородности выделяемой на основе такого подхода группы стариков.
1.3 Новая модель старости
Томас Манн подчеркивал, что старость не должна быть процессом упадка…, что мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности.
Аналитики пытаются разработать возможные сценарии жизни общества пожилых. Существует множество точек зрения на стареющее общество. Наиболее распространенными являются два противоположных взгляда.
Первый – пессимистический взгляд, основанный на традиционной концепции «зависимости» нетрудоспособных граждан как экономически неактивного населения. Его основные положения состоят в следующих посылках:
~ Трудоспособное население сокращается. Вследствие падения рождаемости и увеличения продолжительности жизни оно вынуждено содержать все большее и большее число нетрудоспособных граждан.
~ В современных условиях развития технологической революции требуется все более продолжительное время на подготовку кадров. Поэтому с каждым годом оттягивается выход молодёжи на рынок труда. Однако и обученной молодежи трудно будет внести новации в производство материальных благ, преодолеть консерватизм пожилых людей, занимающих руководящие ключевые посты. Отсюда напрашивается вывод о том, что общество пожилых, прежде всего, связано с ослаблением экономики в целом.
~ Негативное влияние на социально-экономическую жизнь общества усугубится тем, что это общество вынуждено, будет тратить больше средств на уход за пожилыми, особенно за старыми больными. Рост числа нуждающихся в уходе пожилых людей повлечет за собой отвлечение всё большего числа активных граждан от производственной сферы. Будет возрастать потребность и в стационарном обслуживании.
~ Чтобы обеспечить возросшие потребности в расходах на пожилых, работающим будет необходимо платить все большие и большие налоги. Это, в свою очередь, вызовет снижение мотивации к труду, приведет к серьезному конфликту между поколениями и к отказу молодого поколения от чувства коллективной ответственности за жизнь стариков.
Однако существует и вторая, полностью противоположная точка зрения. Ее сторонники считают, что пожилые люди могут стать фактором устойчивого развития современного общества.
Сторонники этой точки зрения признают существующую демографическую ситуацию, однако не считают, что она обвально захватит весь мир сразу и одновременно. В качестве примера можно привести Великобританию и Данию, где число пожилых достигло своего пика – 15% в девяностые годы, и до 2020 года не ожидается роста этого показателя.
Рассмотрев эти две точки зрения о социальной старости можно сделать два вывода:
Во – первых, поскольку с рождением пенсионного обеспечения по старости общегосударственное фиксирование формально-возрастного порога социальной старости становится необходимым для административной практики и, соответственно, меняет весь образ жизни стареющих людей, поскольку меняется сам базис выделения в общественном сознании социальной старости и отвечающей ей социально-демографической группы стариков: если в прошлом этим базисом выступала необходимая перемена в образе жизни личности, вызываемая утратой работоспособности и самообеспечиваемости, то теперь им выступает законодательно вводимый возрастной порог.
Во – вторых, выделяемая на основе указанного параметра социальная старость по необходимости оказывается предоставленной рядом реальных по своему статусу функционально-ролевых подгрупп стариков, относительно которых и возникает необходимость выяснения их социальных сущностей.
В структуре социальной старости могут быть выделены две различные по своему содержанию и составу субкультуры – формальной и реальной социальной старости.
Формальная социальная старость характерна уже состоявшемся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением ею при этом сложившегося в предшествующие годы образа жизни и социального статуса: привычной социальной трудовой активности, материального самоопределения, включенности в обычные для данной личности общественные связи.
Реальная социальная старость, наоборот, характеризуется как раз наличием существенных ролевых сдвигов в жизни перешедшего «порог старости» человека. Причем характер этих сдвигов будет различен в зависимости от того, какой образ жизни и статус имел место в предшествующие годы: для лиц самостоятельно обеспечивающих себя средствами существования, вступление в реальную старость всегда означает ломку привычного образа жизни и статуса, связанного со сменой источника существования, переходом на чье-то иждивение или жизни за счет прошлых накоплений. Для лиц и прежде находившихся на чьем-то иждивении, переход к реальной старости менее болезнен, но также связан с какими-то существенными сдвигами в реальной жизнедеятельности.
Причины подобных существенных ролевых сдвигов, свидетельствующие о наступлении реальной социальной старости, многообразны. Это и утрата работоспособности, и состояние здоровья, и вполне естественное желание отдохнуть на старости лет, «пожить для себя», и даже достаточно принудительное «выталкивание на пенсию» в условиях невостребованности данного труда.
Реальна социальная старость может иметь место как в форме активной, так и пассивной адаптации личности к новым для нее общественным условиям «покоя».
Для активной формы реальной социальной старости характерно и в условиях «покоя» сохранения высокого уровня социальных связей при обязательной смене их содержания: выдвижение на первый план семейных интересов, всякого рода увлеченности общественной работы, туризмом, домашним трудом, и т. д. Иными словами, при активной адаптации к старческим условиям существования имеют место и даже могут усиливаться процессы ресоциализации личности, развитие ее включенности в общественную жизнь.
Пассивная адаптация к условиям «покоя» связанна, наоборот, с нарастающий утратой социальных связей, растущей социальной изоляцией личности. В основе этой адаптации находятся специфические условия жизни (утрата семейных связей, затрудненность общения, плохое здоровье и т. д.), значительный возраст, особенности личного характера, не высокий уровень культуры.
Таким образом, предлагаемый ролестатусный подход к анализу явлений социальной старости позволяет, с одной стороны, связь в единое целое моменты обеих сложившихся трактатах социальной старости. А с другой стороны обнаружить и проанализировать внутреннею структурную неоднородность старчества, что становится особенно актуальным в связи с растущей заинтересованностью общества в необходимой социальной помощи старым.*
Будучи показателем социального прогресса, постарение населения представляет собой в целом позитивное явление, соответствующее гуманистической направленности развития человечества. Вмести с тем, оно влечет за собой ряд нежелательных и негативных последствий, связанных с увеличением экономической нагрузки на производительное население.**
Чем сильнее выражено постарение населения, тем острее становится проблема роста фондов накопления и потребления, тем эффективнее должен быть труд более молодых. В свою очередь любое замедление прогресса в экономике, заставляет все возрастные группы общества, включая престарелых, сильнее ощущать тяжесть нагрузки, углублять разрыв между их доходами занятого населения.
продолжение
--PAGE_BREAK--Старение населения предъявляет новые требования к медицинскому, коммунальному, бытовому, культурному и другим видам обслуживания. Это означает, что помимо их качественной перестройки необходимость привлечения крупных капиталовложений и дополнительных контингентов работников для оказания социальной помощи пожилым и престарелым людям.
Демографическое старение обостряет экологические проблемы, поскольку люди старших возрастов, так же как и дети, особенно страдают от высокой плотности населения, загрязнения среды обитания. Демографическое старение заставляет общество, его социальные, экономические, политические, правовые и культурные институты реагировать на рост численности и доли пожилых и престарелых. Общество должно приспосабливаться к старению населения, пересматривая традиционные нормы, связанные с пожилыми людьми, по новому определять их место в социальной структуре и роль в системе общественных отношений.*
1.4 Отношение к социальным стереотипам старости
Социальное самочувствие человека во многом зависит от степени соответствия его системы ценностей, внутренней картины мира и места в нем требованиям и возможностям, который предъявляет и предоставляет ему общество. Речь идет об отношении возрастным социальным нормам, бытующим в массовом сознании. В подобных стереотипных нормах воплощены обыденные представления о способностях, интересах, потребностях лиц старшего возраста.
1. Негативно воспринимаемая (неодобряемая) стереотипы. Наибольшее возражение старшего поколения вызвало представление пожилого человека как неопрятно запустившем себя старике. Они считают, что эта черта связанна не с возрастом, а с иными внутренними качествами индивида.
Кроме того к числу стереотипов старости, по преимуществу воспринимаемых пожилыми, относится такие как консерватизм (не авторитет для семьи), необходимость освобождения рабочих мест и ухода на пенсию, неразрешенность конфликта «отцов и детей» (старики не могут понять молодежь), словом, те стереотипы, которые вызывают внутреннее сопротивление, осложняют адаптацию к статусу пенсионеров.
2. Позитивно-воспринемаемые (одобряемые) стереотипы. Существует целый блок стереотипов, которые являются скорее нормами – в основном находятся в согласии с внутренними представлениями стариков а собственно вмести и роли в жизненном раскладе о своих способностях. Подавляющее большинство согласно с тем, что в их возрасте учеба, образование не нужны, и они обязаны заниматься внуками. Встречается утверждение о сложности для пожилого человека общественной работы. Также считается нормальным, что с возрастом нарушается психика. Однако многие старые люди рассматривают эту способность как обусловлено человеческой природой изменение и спокойно к нему относятся.
3.«Дифференцирующие стереотипы». Это утверждения о снижении с возрастом запросов и потребностей, об утрате деловых качеств как работника, о неспособности к интимной жизни.
С достижением пенсионного возраста человек вынужден приспосабливаться не только к переменам, которые происходят в нем самом и в отношении к нему окружающих, но и изменяющейся социальной действительности, и ее новым реалиям, которые неизбежны в любом развивающемся обществе.
Большинство пенсионеров оценили как отрицательно: сокращения расходов на оборону и разгосударствление предприятий, рост стоимости жизни и распространение платных частных учреждений (больниц, школ). Определенные социальные учреждения встретили понимание – распространение свободы школы на всех уровнях, узаконение прав на частную собственность и предпринимательство, возможно участие выбора различных органов власти.
Таким образом, социальные стереотипы создаются на протяжении всей жизни поколений, оседая и укореняясь в общественном сознании, социальные же перемены в исторически короткие сроки, большинству граждан бывает трудно с ними соразмерится.*
Пожилые и старые люди – это то поколение о котором мы молодые должны заботиться и создавать им все необходимые условия для долголетия.
В последнее время все чаще можно услышать слова «пенсионная болезнь». Вроде бы, все, что нужно для хорошего, спокойного отдыха, есть у человека: благоустроенное жилье, почет и уважение… И все-таки что-то его гнетет, гложет. За частую недавних пенсионеров начинают тревожить недомогания, слабость и другие болезненные явления. Появляются расстройства сна, подавленное настроение, раздражительность, неудовлетворенность собою и окружающими людьми. Объясняется все это просто: человек, привыкшей в течении всей свей жизни трудиться, находить в труде удовлетворение, после ухода на пенсию тоскует о привычно и любимом деле, тяготится своим новым положением, и речь идет о практически здоровых людях.
С уходом на пенсию человек способен к активно полезному общественно полезному труду в самых разны отраслях народного хозяйства. Об это же свидетельствует и ряд постановлений правительства о повышении материальной заинтересованности пенсионеров в работе и на производстве.
Современная медицина рекомендует старым людям заниматься какой-нибудь деятельностью. Это лучший способ избежать возникновение многих физических и душевных расстройств.*
Попробуем объяснить почему это происходит. Работающий человек встает в одно и тоже время, идет на работу, там находится среди людей и занимается работой. Это помогает переключить внимание с собственной особы на общественные интересы.
Когда же он уходит на пенсию, ежедневный распорядок его дня меняется, и часто это плохо отражается на самочувствие. Многие чествующее себя здоровыми и жизнерадостными, когда они работали, после ухода на пенсию начали чахнуть. Они теряют контакт с миром замыкаются в себе. Мелкие болячки, на которые они раньше не обращали внимания, теперь становятся смыслом их жизни. Было бы большой ошибкой искать покоя в бездеятельности. Это приведет к ослаблению организма, снижению интеллекта и быстрому прежде временному старению.
Для чувства покоя необходимо иметь ощущения что пожилые люди нам нужны для них проявляют заботу. И заботятся не только родные и близкие, но заботится и государство. Достойная старость должна быть у всех.
Глава 2. Социальная защита пожилых граждан
2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно емко.
Она представлена законодательством как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.
Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т. п.) и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права свободы. Это — общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.
Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.
В соответствии со ст. 41 Конституции пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.
Не существует запрета для граждан старшего поколения на образование: ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.
Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Доступна всем в соответствии со ст. 51 Конституции квалифицированная юридическая помощь.
Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пожилого возраста.
Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже уровня прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным прежде всего остановиться на правовых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составляющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.
Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается.
Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе администрации. Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 4 февраля 1992 г. признал нормы Кодекса законов о труде РСФСР, предоставляющие право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции Российской Федерации, а также целому ряду международно-правовых актов о правах человека. Поэтому увольнение работников только по той причине, что они достигли пенсионного возраста, является антиконституционным актом.
Вместе с тем некоторые законодательные акты России допускают определенные ограничения в связи с возрастным цензом.
Так, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» установил предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы — 60 лет, — и предоставил право руководителю государственного органа осуществлять помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, увольнение по свое инициативе государственного служащего в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственно службы.
Законодательные ограничения в отношении труда и занятости отдельных категорий граждан пожилого возраста в современной России обусловлены преимущественно влиянием существующих в обществе социально-экономических отношений, социально-классовой структуры, экономического положения в стране, ситуации с занятостью населения, системы распределительных отношений и т.п.
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время ни работодатель, ни государство в целом не слишком заинтересованы в трудоустройстве и занятости пожилых людей после их выхода на пенсию.
Пенсионное законодательство, представленное федеральными законами от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста, потому что именно с выходом на пенсию — событием исключительной важности, — тесно связан образ жизни человека старшего поколения в дальнейшем. Выход на пенсию — ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.
Действующее пенсионное законодательство многогранно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан.
Во-первых, по Закону 1990 года пенсиями обеспечивается более широкий круг лиц.
Во-вторых, Закон 1990 года ввел новый порядок финансирования расходов на пенсии. Образован Пенсионный фонд Российской Федерации, средства в который поступают путем взимания страховых взносов с организаций и граждан, а также из федерального бюджета.
Важное правило закреплено в ст. 6 Закона. Оно заключается в том, что за пенсией гражданин может обратиться в любое время, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера занятий ко времени обращения. Это правило касается всех пенсий, в том числе при неполном общем трудовом стаже. Другими словами, Законом не предусмотрен срок обращения за пенсией, пропуск которого мог бы неблагоприятно отразиться на пенсионных правах граждан. Это правило — именно право, а не обязанность граждан, что особенно важно для пожилых людей: они сами могут решить, когда им стоит прекратить трудовую деятельность.
В связи с этим все более важной становится проблема реформирования пенсионной системы путем введения накопительного метода финансирования трудовых пенсий.
Персонифицированный учет является существенной составной частью, базой пенсионной реформы. С его введением изменяются условия для назначения трудовых пенсий, появляются реальные стимулы для «зарабатывания» пенсии.
В перечне социального законодательства — Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах» (в ред. федеральных законов от 2 января 2000 г. и 4 мая 2000 г.).
Это — один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии с названным Законом (ст. 13) социальная защита ветеранов, большинство из которых — пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по: пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений; оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию; медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения; обеспечению транспортными средствами и оплате проезда; трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда; пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений; получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.
Внесенные 2 января и 4 мая 2000 года существенные изменения и дополнения в Федеральный закон «О ветеранах» помогли конкретизировать ряд его статей: усовершенствованы общие положения Закона, более четко обозначены категории ветеранов, разграничено финансирование мер социальной защиты ветеранов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации и др.
Во исполнение действующего закона и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты ветеранов действует «Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, других категорий граждан, установленных Федеральным законом „О ветеранах“.
С учетом современных требований изменились подходы к прогнозированию ресурсных возможностей государства по обеспечению установленных законодательством ветеранских льгот.
Особое беспокойство вызывает лекарственное обеспечение инвалидов и участников войны. Во многих субъектах Российской Федерации они не могут получить то, что предусмотрено гарантированным перечнем лекарственных препаратов, выдаваемых бесплатно либо по льготным ценам.
Сложной остается обстановка с предоставлением жилья инвалидам и участникам войны.
К специальному социальному законодательству относится и Закон „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, имеющий прямое отношение к пожилым людям-инвалидам. Поскольку ряд его положений (к примеру, ст. 15 — об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; ст. 16 — об обеспечении инвалидов жилой площадью; ст. 20 — об обеспечении занятости инвалидов; ст. 21 — об установлении квоты для приема инвалидов на работу и многие другие) не урегулирован, о законе необходимо говорить как действующем не в полном объеме и мало влияющем на социальную поддержку инвалидов и пожилых людей.
продолжение
--PAGE_BREAK--Социальный аспект содержат Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. Статья 26 Основ прямо закрепляет «Права граждан пожилого возраста». В ней отмечается, что «граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения… Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях».
В комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку граждан, занял свое место 17 июля 1999 года Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Предметом данного Закона не являются отношения, связанные с предоставлением льгот и социальных гарантий, Установленных законодательством Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величины прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используется величина прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.
Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются и федеральные законы от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Названные федеральные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права» гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.
В соответствии с этим Законом социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и Должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Вместе с тем в настоящее время имеется настоятельная необходимость в обновлении законодательства о социальном обслуживании в части унификации номенклатуру учреждений социального обслуживания. Проблемный характер носит и ряд отдельных норм, ограничивающих права на получение социальных услуг на дому пожилыми людьми и инвалидами, страдающими хроническим алкоголизмом и тяжелыми психическими расстройствами, являющимися бактерио- или вирусоносителями, имеющими активные формы туберкулеза, инфекционные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Им может быть отказано в предоставлении надомного обслуживания.
С одной стороны, социальные работники имеют право на охрану здоровья и безопасные условия труда вплоть до отказа от выполнения работы, которая представляет угрозу для жизни и здоровья, а с другой стороны — нарушается принцип гуманного отношения к людям, нуждающимся в оказании помощи, и право каждого человека на получение услуг со стороны социальных служб.
Рассмотренные выше законодательные и подзаконные акты в большей степени касаются социального аспекта в отношении лиц пожилого возраста, нежели другие.
Следующий блок из числа общих законов содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую деятельность пожилых людей. Их также следует рассмотреть в контексте влияния системы социальных прав на социальную поддержку указанных лиц.
Так, в соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции Федерального закона от 16 ноября 1997 г. «гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования в зависимо от пола, расы, национальности, языка, про11 хождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организаций, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости». Согласно ст. 50 Закона граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке «неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального увечья и (или) инвалидности».
В соответствии с п. 1 ст. 13 органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации рассматривают физическое воспитание инвалидов и пенсионеров как важнейшее направление социальной политики. Согласно п. 11 ст. 33 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут регулировать цены на посещение спортивных соревнований, проводить занятия для инвалидов и пенсионеров бесплатно или со скидкой.
Вовлечению в активную досуговую деятельность пожилых людей способствуют и «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В соответствии со ст. 8 Данного акта культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, поэтических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств.
Статья 10 предусматривает, что «каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Согласно ст. 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.
Важные нормы в части повышения социальной поддержки лиц пожилого возраста заложены ст. 30 и 52 Основ. „В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны осуществлять протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения“. „При организации платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать определенные льготы, в том числе инвалидам“. Многие местные администрации, как известно, устанавливают льготы и пенсионерам.
На основе проведенного анализа следует отметить, что рассмотрение законодательства только в социальном аспекте не сможет создать полную картину жизнедеятельности пожилых людей в нашей стране. Необходимо обеспечить закрепленное законодательством право на их участие в процессах принятия решений на всех уровнях.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме. Кроме того, избирательные права граждан Российской Федерации определены целым рядом 3^Конодательных актов — федеральными законами „Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации“, „О выборах Президента Российской Федерации“, „О референдуме“ и др. Эти законы не содержат дискриминационных норм и ограничений для участия пожилых людей в политической жизни страны.
Люди старших возрастов являются на сегодняшний день наиболее активными избирателями среди других возрастных групп общества.
На разрешение первоочередных проблем социальной поддержки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы „О медицинском страховании граждан“, „Об общественных объединениях“, „О благотворительной деятельности и благотворительных организациях“, „О реабилитации жертв политических репрессий“, „О статусе военнослужащих“ и другие). На дальнейшее повышение гарантий прав граждан пожилого возраста направлено и законодательство субъектов Российской Федерации. Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.
Ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста крайне противоречива, ее нельзя оценивать однозначно, она характеризуется определенной двойственностью.
С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот; с другой стороны, многие из норм „существующее на бумаге“, что подтверждают проведенные исследования 77,8% граждан в возрасте 55—60 лет, 69,6% — от 61 Д° 70 лет, 76,5% от 71 до 80 лет отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его полном объеме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за неисполнение принятых законов.
Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определенной степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания.
Часто отсутствует оперативное исполнение принятых судебных решений по социальным делам лиц старшего поколения. Суды общей юрисдикции, как правило, не имеют полноценных квалифицированных знаний в социальных вопросах. В этой связи было бы целесообразным создать в России суды по социальным вопросам для рассмотрения всех проблем социальной сферы.
Требуют серьезного осмысления правовые аспекты насилия в семье, особенно в отношении наименее защищенных пожилых людей. Многие из них подвергаются материальному притеснению со стороны родственников с целью присвоения принадлежащего им имущества, а также физическому и психологическому насилию. В связи с этим вопросы, касающиеся предупреждения и пресечения насилия в семье, принадлежат к числу комплексных и должны быть урегулированы нормами различных отраслей права.
Не сформирована правовая культура, пожилые люди Плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися Стереотипами мышления.
Правовое обеспечение управления и осуществления социального обслуживания занимает одно из важных направлений в реализации социальных прав граждан.
Перед правоведами встала задача углубленного анализа проблем правового обеспечения организации и управления системы социального обслуживании, с тем чтобы на его основе показать практическим работникам их реальные возможности в этой сфере. Проблемы государственно-правового обеспечения становления и развития системы социального обслуживания и основных направлений социальной работы в России являются необходимым компонентом теории социальной работы.
2.2 Роль реабилитационных центров
Пожилые люди в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав на свободу, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связано с прекращением или ограничением трудовой или общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
В решение этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.
Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи т. е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемо с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсии и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Таким образом, наряду с представлением традиционных форм социального обеспечения: денежные выплаты (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот, стационарных и нестационарных видов обслуживания, — важное значение новым формам экстренной социальной формы нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.
Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размером взносов.
В 1995 году в системе социальной защиты нашей страны функционировало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более700 центров социального обслуживания, 900отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи и т. д.). В настоящее время в России работает более 1500 центров социального обслуживания людей «третьего возраста» и онволидов.
Наиболее развитая сеть социального обслуживания в Челябинской, Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.
Рассмотрим содержание работы Центра социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов). В него, как правило, входит несколько отделений. В отделение дневного пребывания (рассчитанного на содержание не менее30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.
~ Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.
~ В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности – 60 человек) осуществляется постоянно или временно (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).
продолжение
--PAGE_BREAK--