Реферат по предмету "Социология"


Традиционные идеалы и ценности белорусского народа

Министерствообразования Республики Беларусь
УО «Полоцкийгосударственный университет»
Кафедрасоциально-гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ
по предмету
«Основы идеологии белорусского государства»
на тему: «Традиционные идеалы и ценностибелорусского народа»

Выполнил:
студент группы 09-ТМз
Григорьев Н.В
Проверила:
Преподаватель
Прокофьева Ю.С.
Новополоцк 2009

ПЛАН
Введение
1. Традиционные ценности белорусскогонарода
2. Традиционные идеалы белорусскогонарода
Заключение
Список литературы

Введение
Любаяидеология, а тем более идеология молодого развивающегося государства, способнастать мощным интегративным фактором общественной жизни страны только в томслучае, если она обогащается духовным опытом народа. Она становится действеннойв той мере, какой соответствует своеобразию исторического опыта народа, еготрадициям, устоявшимся формам жизни, обычаям и социально-нравственнымценностям, которые выработаны на протяжении десятилетий и столетий. Вместе стем она должна быть вписана не только в национальный, но и в мировойсоциально-культурный контекст.
Стержневоеположение в свойственной для каждого народа своеобразной динамике национальныхи общих духовно-нравственных и мировоззренческих элементов занимаютвыработанные этим народом на протяжении веков ценности жизни. Именно в нихсконцентрировано, закреплено и передается из поколения в поколение все то, чтособрано на протяжении многовекового опыта народа, что составляет духовный оплотобщественного сознания страны и индивидуального сознания и самосознания каждогогражданина.
Огромнаязначимость ценностей как существенный элементов идеологической системыопределяется тем, что они в концентрированном виде несут всебе не только опыт исторического прошлого, но и фиксируют желаемую перспективубудущего, благодаря чему люди видят социальную реальность лучше, чем в отдаленнойперспективе. Благодаря этому повышается организованность, активность иэффективность индивидуального и коллективного действия.
Такаяособенность обусловлена тем, что ценности в своей социальной сущности выступаюткак обобщенные представления людей о значимых, важных для них вещах, явлениях исобытиях, поступках других людей, о целях и нормах, описываемых категориямидолжного, благородного, прекрасного. Они служат для индивида, социальной группылибо общности людей своеобразными критериями или стандартами при выборе самойважной и значимой для них альтернативы ориентации и практического поведения визменяющемся мире. В силу этого они образуют в своей совокупности высшийуровень предрасположенности человека к определенному восприятию условий жизнедеятельности,к оценке этих действий и действиям окружающих людей. Поэтому они служатпрактическим руководством к определенному поведению человека как в повседневнойдействительности, так и в долгосрочной перспективе.

1. Традиционные ценности белорусскогонарода
Системаценностей белорусов формировалась под влиянием западно- и восточнославянскойкультур. Она имеет много общего с ценностями русского общества. В то же времядля нее характерны свои особые, специфические черты. Общие ценности — коллективизм, стремление к справедливости, ориентация наобщинно-коллективистские, а не на индивидуалистические ценности существования.Для белорусов, как и для русских и украинцев, основным является не личность, аколлектив, общество с идеалами братской любви и солидарности. Формированиедуховных ценностей белорусского народа во многом связано с влияниемправославно-византийского духовного наследия.
Средифундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненнойприоритетностью обладает ценностьРодины. Многие людиотносятся к своей Родине с трепетом и любовью, это значит, что они осознаютзначение этого слова. Так социологические исследования, проведенные в ноябре2003 г., свидетельствуют, что 74,4% опрошенных жителей нашей страны осознают вмаксимальной степени, что они — граждане Беларуси, еще 13,8% осознают это всредней степени, 8,2% — в малой степени и только 3,7% не осознают себягражданами республики. Позитивно относятся к своей гражданской принадлежности56,6% опрошенных, нейтрально — 31,3, а негативно — только 1%. Лишь 2,1%опрошенных безразличны к своей национальности, 1% — стыдятся ее, зато более 60%гордятся своей национальностью [1, c.155].
Эти данныеубедительно говорят о том, насколько важна для подавляющего большинства нашихсограждан осознанность своей принадлежности к родной национальности, кбелорусской Отчизне, которая является единой и единственной как для этническихбелорусов, так и для русских, украинцев, поляков, литовцев, татар, евреев ипредставителей других наций, проживающих ныне в Беларуси.
Свойственнаябелорусскому национальному сознанию и самосознанию живительная идея патриотизма высочайшей ценности Родины, органичносвязана с присущей ему ориентированностью на всемерное укрепление вповседневной жизни начал общности, соседской взаимопомощи и коллективизма.
Коллективистскаясущность сельской общины в ценностных проявлениях белорусского национальногосамоопределения теснейшим образом переплетается струдолюбием.
Как свидетельствуютсоциологические исследования, проведенные в 2003 г., более 95% рабочих, свыше96% служащих и почти 85% белорусских крестьян считают заработную плату за трудосновным источником существования. И хотя в условиях становления в Беларусирыночных отношений ценностная ориентация многих людей, особенно молодых, на добросовестный,кропотливый труд несколько снизилась, уступив первенство надеждам на везение,удачу, тем не менее, высокая ценность труда в самосознании молодежи остаетсянепоколебимой. Социологические исследования свидетельствуют, что 77% опрошенныхмолодых людей в возрасте до 30 лет разделяют позицию, согласно которой «толькосодержательная, интересная работа заслуживает того, чтобы ею заниматься всюжизнь». Эта позиция имеет принципиальную значимость для национально-этническогосамосознания. Именно поэтому в современных условиях утверждение в общественномсознании ценности и потребности в труде выступает в качестве прочной основыформирования гуманистической идеологии и морали общества [3, c.120-121].
Одной изважных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Онапредставляет собой свойственное отдельной личности или целой социальнойобщности желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия,расположения, поддержки другим людям. Социологический опрос населения Беларусив 2003 г. показал, что более 67% опрошенных высоко оценивают доброжелательностькак принцип отношений в семье, с друзьями. В традиционной для белорусскогонарода ценности доброжелательности есть немало общих элементов столерантностью. Толерантность — это такоесоциальное качество личности и социальной группы, которое характеризуетотношение к другому человеку, к другой культуре или религии как к равнодостойномусобеседнику, партнёру. Толерантность включает в себя настроенность навзаимопонимание с другим человеком на доброжелательный диалог с ними, напризнание и уважение их права на отличие. В ней синтезирован исторический опытсвойственных белорусскому народу веротерпимости.
Особенножелательна и необходима толерантность в тех сферах общественной жизни, гдеотсутствуют четкие критерии оценки и доказательности каких-либо взглядов ижизненных позиций, будь то вопросы религиозной веры, художественных вкусов,спортивных или политических предпочтений, моральных убеждений или национальныхтрадиций. Такое её понимание и применение ориентирует людей на выбор иреализацию не конфликтных, а компромиссных способов решения спорных проблем.
В то же времячрезмерная терпимость по отношению к негативным идеям и поступкам способнаоткрыть путь к произволу и насилию. Поэтому ни при каких обстоятельствахтолерантность не должна оборачиваться попустительством отношению к посягательствам на свободу, нравственноедостоинство человека, на его гражданские права и мировоззренческий выбор. Онапредполагает выработку умения прислушиваться к мнению идеологического илиполитического оппонента, убедительно и аргументировано отстаивать собственныеубеждения, принципы, собственную жизненную позицию [2, c.280].
Убедительнымсвидетельством глубокой укорененности принципов толерантности в самосознаниибелорусского народа является распространенное среди его большинства убеждение,что каждый народ имеет неотъемлемое право сохранять и развивать свой роднойязык, культуру, обычаи, традиции, уклад жизни, своеобразие религиозныхверований. Достаточно напомнить, что в настоящее время в Гродненской области,где насчитывается значительное число компактно проживающих поляков и литовцев,функционируют общеобразовательные школы на польском и литовском языкахобучения, выходят газеты на польском языке, звучит еженедельный радиожурнал,дважды в месяц выходит телепередача «Над Неманом» на том же языке, действуетсоциально-культурное объединение «Союз поляков Беларуси».
Всеэто создает благоприятные и доброжелательные межнациональные взаимоотношения, вследствиекоторых 56% белорусов и 48% поляков, проживающих в Гродненской области,утверждают, что они живут так, будто межнациональных различий не существует, итолько чуть более 1% опрошенных опасаются возникновения межнациональныхразногласий и конфликтов.
Средитрадиционных ценностей, характерных для белорусскогонарода, существенную роль играет самоуважение инезависимость личности. В обычнойразговорной речи под самоуважением понимается свойственное личности осознаниесвоего собственного достоинства и стремление к восприятию этого достоинствадругими людьми.
Современныетенденции в развитии самосознания белорусов свидетельствуют о том, чтожизненная ценность самоуважения и независимости в процессе трансформации нашегообщества из тоталитарного в демократическое, в котором права и свободы человекастанут заботой не только его граждан, но и государства, несомненно, повысится,поскольку она становится фундаментальной для самовыражения и саморазвитияличности.
Самоуважениенеразрывно связано с такой общесоциальной ценностью, которой является свобода. Онапредставляет одну из основополагающих идей современной культуры и идеологии,базирующихся на европейской системе ценностей. В своей реальной осуществимостисвобода предстает как характеристика помыслов и действий человека, совершаемыхсо знанием пониманием собственныхвозможностей и объективно существующих для них ограничений, предпринимаемых пособственному произволению, в условиях выбора из нескольких вариантов врезультате осознанного решения. В настоящее время свобода понимается каквозможность беспрепятственного и разностороннего развития личности, свободнойот угнетения, произвола властей, преступных посягательств и ориентированной наслужение добру, социальной справедливости, материальному и духовному благосостояниюнарода. Именно в таком качестве она входит в систему ценностей идеологиибелорусского государства.
Одним изтрадиционных качеств, присущих белорусу является терпение, терпеливость. Под терпениемпонимают обычно душевное качество человека, чаще всего верующего, на путисамосовершенствования, понимание и приятие всего происходящего в окружающеммире как должного и необходимого. Оно воспринимается людьми как способностьстойко и безропотно переносить что-либо неприятное, а также как способность миритьсяс чем-либо, с существованием кого-то, чего-то нежелательного.
Важнаяособенность белорусского национального характера заключается в том, чтотерпение в нем взаимосвязано с решительным неприятием, нетерпимостью ко всякому гнету, то есть кнасильственному воздействию сильного, богатого на более слабого, бедного.
Средитрадиционных ценностей, высоко ценимых белорусским народом, очень важное местозанимает справедливость. Это понятиепо своему содержанию многообразно и многогранно. Самое главное в нем заключаетсяв понимании должного, содержащем в себе нравственное и правовое требованиесоответствия между социальным положением личности, группы или социального слояи их практической ролью в обществе, между их правами и обязанностями, между трудом и его вознаграждением, между преступлением инаказанием. В нравственном аспекте справедливость проявляется как равенстворазличных индивидов в их притязаниях быть счастливыми и обладать необходимымидля этого благами. Поэтому она предполагает на каждом историческом этаперазвития страны совершенно конкретный набор благ, к которым все граждане самимфактом своего существования должны иметь равный доступ. В правовом аспектесправедливость выступает как формальное равенство, одинаковость для всехтребований, правил, норм, законов, посредством которых приравниваются друг кдругу все граждане как равные носители права.
Современноепонимание равенства воплощено в Конституции Республики Беларусь, в которойкаждому человеку гарантирован широкий набор прав и свобод, утверждено равенствовсех граждан республики перед законом. Эта же идея составляет один изфундаментальных принципов идеологии белорусского государства. Поэтому ценностьсправедливости является обязательным предварительным условием осуществлениявсех остальных ценностей в общественной и личной жизни наших современников.
Важноеценностное значение в восприятии и развитии духовных традиций народа имеетосознание принадлежности белорусов к христианскойцивилизации, точнее говоря, к еевосточноевропейской ветви. Духовные ценностибелорусов, несомненно, формировались в контекстевосточнославянского менталитета, традиционно испытывая трудности существованиямежду Востоком и Западом и осуществляя поиск собственного пути развития. Белорусскаяментальность впитала в себя и униатскую склонность к компромиссам, и героикукатолицизма, и строгую воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма.
В условияхразвития современного Белорусского государства кроме общих ценностей можновыделить ценности политическогообщества. Это, в первую очередь, ценность автономии. Белорусскоеполитическое общество является автономным. Это означает,что его независимость и самоуправление основаны на государственном суверенитетеРеспублики Беларусь и проявляются в самостоятельном осуществлении внутренней ивнешней политики.
Ценность сильного и эффективного государства. Сложныйхарактер современных социально-экономических и политических проблем, стоящихперед республикой, порождает объективную тенденцию к усилению системы государственной власти. Сильное иэффективное белорусское государство обеспечивает стабильность политическойжизни общества, создает условия для успешного разрешения, стоящих передобществом проблем.
Ценность института президентства. Государственнаявласть в Республике Беларусь персонифицируется ееПрезидентом, который во многом является лицом не только государства, но ибелорусской политики вообще. Конституция Республики Беларусь фактическиобосновывает статус института президентства в качестве самостоятельной ветвивласти. Президент как Глава государства обладает сегодня рядом функцийисполнительного, законодательного, арбитражного и контрольного характера.
Ценность гражданского общества. Насовременном этапе развития политического общества в Республике Беларусьгражданское общество находится в стадии своегоформирования [4, c.230-232].
2. Основные идеалы белорусскогонарода
Основыгосударственной позиции по вопросу о национальной идее белорусского народаизложил А.Г. Лукашенко в докладе на постоянно действующем семинаре руководящихработников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 г.:
«Для насединственно верное решение — оставаться на родной, сложившейся векамибелорусской почве. Бессмысленно копировать чужие ценности и установки наосновании того, что та или иная страна в данный момент времени сильна и богата.Ведь мы не отказываемся от своих родителей, хотя они и не миллионеры.
Да,белорусское общество должно развиваться, но делать это надо, прежде всего, врамках собственной культурной традиции. К заимствованию идеалов, ценностей ицелей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности,цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, авыстраданы нашим народом, результат естественного приспособления общества кокружающему природному и социальному мирам.
Внедрениечуждых установок никогда не сможет сделать тот или иной народ похожим назападный. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можносо всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но исам народ» [5, c.280].

Заключение
Многиеисследователи отмечают, что белорусы миролюбивы, для них не характерно чувствонационального превосходства над другими национальностями. Говоря отолерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, какрассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумномукомпромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием истилем мышления.
Для белорусовхарактерным является уважение права, законопослушание. Одно из главных мест вэтой системе занимает толерантность, трудолюбие, бережное отношение к земле идому. Толерантность белорусов связана не только с поликонфессиональной средой,но и выступает как жизненная необходимость поддержания сложного равновесия,баланса разнонаправленных сил и влияний, в сфере которых постоянно оказывалсябелорусский народ на протяжении своей истории. Исключительная любовь к роднойземле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость,трудолюбие, преданность семье и семейно-родовая солидарность — характерныечерты белорусов.
Охарактеризованныеособенности ценностных ориентации повседневного поведения людей в полной мереотносятся к традиционным ценностям, представляющим собой богатейшеесоциокультурное достояние белорусского народа, которое находит свое воплощениеи конкретизацию в современной идеологии белорусского государства. О прочности иустойчивости этих ценностей в самосознании всех пластов населения, в том числеи молодежи, убедительно свидетельствует тот факт, что 97% молодых людей, какзафиксировали социологические исследования, проявляют уважение к традициям.

Список литературы
1. Государственнаяидеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.М. Мельник; науч. ред.П.Г. Никитенко. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2007. – 280 с.
2. Основыидеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред.С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при ПрезидентеРеспублики Беларусь, 2004. – 419с.
3. Основыидеологии белорусского государства / В.И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск: ИВЦМинфина, 2008. – 188с.
4. Основыидеологии белорусского государства / Е.М. Бабосов. – 3-е изд., перераб. и доп.Минск: Амалфея, 2007. – 480с.
5. Основыидеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие длястудентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 4-е изд. /С.Н. Князев; под общ. ред. С.Н. Князева, В. И. Чуешова. – Минск: ИВЦ Минфина,2008. – 316с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :