СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Определения необходимые для понимания гуманистической перспективы
2.Гуманистический подход к пониманию человека
3.Гуманистическая модель практики социальной работы
Заключение
Списокиспользованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В истории теориисоциальной работы отмечают два подхода, окрашивавших и окрашивающих всеразнообразие теоретических построений в социальной работе. Эти подходысформировались: один – в русле позитивистской традиции научного знания, всегда опиравшегосяна естественно-научные парадигмы мышления, другой – в контексте парадигм наук очеловеке и обществе, в русле социально-гуманитарного знания.
В этой связи весьмапоказательно обоснование Леонардом[1] дифференциациидвух систем научного знания о социальной работе в середине 70-х годов: научноезнание, ориентированное на парадигмы естественно-научного мышления иполипарадигмальный статус наук о человеке и обществе, опирающийся по преимуществуна гуманистическую традицию в истории социальной мысли.
Противостояние исосуществование позитивистского и социальногуманитарного подходов в социальном мышлениив последние 100-150 лет проявлялось постоянно, в том числе и в теории социальнойработы. Современная теория социальной работы эту сторону проблемы рассматриваетв характеристике важнейших тенденций современного научного знания о теориисоциальной работы, а также при характеристике ее важнейших моделей, сосуществующихсегодня в современном общественном сознании.
Традиция гуманитарного мышленияв теории социальной работы — система требований, принципов научного осмысления проблемсоциальной работы, используемых в контексте философско-гуманистического виденияразвития человека и общества, опирающегося как на эмпирическое, так и на теоретико-методологическоенаучное знание.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
Гуманистическаяперспектива включает в себя базовые понятия «гуманизм», «гуманность»,«гуманизация».
Гуманизм – это сложноеи многоплановое явление, в широком смысле этого слова употребляется какисторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека какличности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своихспособностей, считающая благо критерием оценки социальных институтов, апринципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношениймежду людьми[2].
Фундаментальные научныеисследования последних лет дают более строгое определение понятия «гуманизм».Так, Е.Н. Шиянов определяет гуманизм как «социально ценностный комплекс идей,утверждающий отношение к человеку как к высшей ценности, признающих право насвободу, счастье, развитие и творческое проявление своих сущностных сил»[3].
Гуманностьрассматривается им как «качество личности, совокупность нравственнопсихологических свойств, выражающих осознанное отношение к человеку как кценности»[4].
Понятие о гуманизмесвязано с пониманием человека как части природы и члена общества, с осознаниемсамоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных»потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивидуспособностей и возможностей.
З.Г.Нигматов определяетгуманизм как «принцип мировоззрения, который предполагает исключение всякогоугнетения и эксплуатации человека человеком, создание всех условий для свободного,разностороннего развития человека, отношение к нему как к высшей ценности,уважения его достоинства, заботу о нем, установление гуманистическихобщественных отношений»[5].
Этимологический анализпонятия «гуманизм» показывает, что оно означает «человеческий», «человечный». Ив самом определении присутствует «человек», признающийся высшей ценностью, тоесть гуманизм относится к миру моральных ценностей.
Гуманизм социальногоработника проявляется в том, что он видит в человеке личность независимо от егожизненных ориентиров, от его приверженности к тем или иным социальным взглядам,независимо от того, разделяет ли он его моральные идеи. Осуществление такогостиля взаимоотношений в практике социальной работы произойдет тогда, когда соцработникне только примет моральные ценности гуманизма, но и когда они будут определятьнаправленность его деятельности, общения, станут также моральной ценностью.
Гуманность, поопределению З.Г. Нигматова, это осознанное и заботливое отношение к людям,выражающееся в глубоком уважении человеческого достоинства личности. Обобщаянаиболее характерные признаки гуманности, можно прийти к выводу, что наиболеесущественными являются:
— признание ценностичеловека как высшего капитала;
— проявление заботы очеловеке (на основе чуткости, отзывчивости, доброты);
— нетерпимость кравнодушию, ко всякому злу[6].
Гуманизация какпроизводное от понятия «гуманизм» выступает социально-ценностной инравственно-психологической основой общественной жизни, отношений между людьми.В этой связи она характеризует и ценностные параметры образования социальнойработы как социального института. Гуманизация социальной работы соответственноможет быть рассмотрена, с одной стороны, как важнейший социально-образующийпринцип, а, с другой, отражающий гуманистические общественные тенденции впостроении и функционировании систем современного общества[7].
По своим целевымфункциям гуманизация социальной работы является действующей тенденциейгармоничного развития личности, способствующая обогащению ее творческогопотенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собойпроцесс, направленный на развитие личности как субъекта творческойдеятельности. И, наконец, гуманизация – ключевой элемент нового мышления,утверждающего полисубъектную сущность процесса развития человека, основнымсмыслом этого процесса становится развитие личности.
2. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ЧЕЛОВЕКА
Гуманистическая линия внаучной картине мира как явление культуры возникла в ответ на вторгшуюся в иподменившую собой культуру «милитаризацию» американского общества. «Две мировыхвойны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой очеловеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистическоговзгляда на прогресс человека, невиданные ранее масштабы жестокости, агрессии иразрушительности заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих имимпульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур»[8].
Гуманистическая перспективапоявилась в противопоставление психоанализу и бихевиоризму как редукционистскими механистическим течениям. Первые работы ученых-гуманистов приходятся на 50-егоды ХХ столетия, однако расцвет данного направления произошел в конце 60-х –начале 70-х годов.
Гуманистический подходможет быть представлен работами К.Гольдштейна, Э. Фромма, К. Хорни, К.Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта, А. Энгьяла, Ш. Бюллер, К. Мустакаса и т.д., атакже некоторыми аспектами работ К. Юнга, А. Адлера, эго-психологовпсихоаналитического направления, экзистенциальных и феноменологических ученых[9].
Отношение социальногоработника к возможностям личности служит одним из ключевых факторов успешностиего профессиональной деятельности. Сама социальная работа представляет собойгуманистический процесс в рамках общественных отношений, свидетельствующий оботносительно высоком уровне развития социума, способного поддержать людей,нуждающихся в помощи. Социальная работа нацелена на профессиональную помощьиндивидам по усилению или восстановлению их возможностей полноценногосоциального функционирования.
Гуманистический подходк пониманию человека предполагает веру в его созидательный потенциал,способность к преодолению препятствий и социальной адаптации в самых сложныхусловиях жизни. Эта вера основана на знании онтогенетических (а порой ифилогенетических) психологических закономерностей развития и функционированиячеловека как индивида, личности и субъекта деятельности.
В данном аспектечеловек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная иамбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию.Представления о человеке как об открытой системе получили широкоераспространение после исследований Л. фон Берталанфи, одного изосновоположников общей теории систем. Он рассматривал человека в качестве открытойорганизованной динамической системы, способной функционировать независимо отнарушений начальных условий её существования. Человек – это открытая система.Он существует, лишь непрерывно взаимодействуя со своим окружением, он открытмиру через свое поведение, деятельность, он что-то получает из мира и что-тоему отдает[10].
Движущие силы развитияличности, лежащие в основе её активности, связаны с двумя тенденциями:стремлением человека к избавлению от напряжения и достижению равновесия сосредой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения.
Личность взаимодействуетс миром на разных уровнях. Некоторые системы поддерживают равновесие организмас окружающей средой и снимают состояние напряжения, но личностная системастремится к нарушению равновесия и поддержанию определенного уровня напряжения.Возникновение новых интересов, желание приобретать знания, чувствоответственности и другие формы жизнедеятельности выходят далеко за пределыредукционистского функционирования.
Диалектика этих двухтенденций личности – стремления к напряжению и стремления к редукции напряженияявляется основным источником активности человека. Нарушение определенногобаланса тенденций часто свидетельствует о психологических проблемах личностиили начале социальной дезадаптации.
В целом внутренниепротиворечия личности рассматриваются как один из основных побудителейсаморазвития. Человек как индивид, личность и субъект деятельности выступает вкачестве целостной, интегрированной, активной и амбивалентной системы,способной к саморазвитию. Амбивалентность личности представляет собой взаимноедополнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личностных тенденций,качеств, особенностей, проявлений в деятельности и поведении. Система являетсясложной целостностью, заключающей в себе тенденции, непосредственно друг сдругом не совместимые, но имеющие опосредованную совместимость. Амбивалентныетенденции (подсистемы, особенности, черты), присущие человеку, взаимодействуютразличными способами.
В широком смыслеамбивалентность можно рассматривать как основную интегральную характеристику и закономерностьразвития человека как индивида, личности и субъекта деятельности[11].
В самом феноменеамбивалентности человека заложены потенциальные возможности для успешнойсоциальной адаптации, которые необходимо актуализировать в условиях особыхсоциальных ситуаций, когда субъект не справляется с жизненными трудностями иему нужна помощь социального работника.
3. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯМОДЕЛЬ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Одним из основныхпринципов гуманистической модели практики социальной работы является стремлениесоциальных работников помочь клиентам на основе самопознания и пониманиязначимости своего личностного статуса понять самих себя и характер влиянияокружающего мира. Одной из действенных методик в этом случае являетсяоптимизация взаимоотношений социального работника с клиентом.
Эффективна в данномслучае технология «активного слушания» (основными компонентами которогоявляется эмпатия, направленность на клиента) и партнерский стиль отношений.
Процесс оказания помощивключает в себя[12]:
1) обретение смысласуществования, которое дает клиенту ощущение, что его дела идут хорошо, жизньизменяется по пути прогрессивного развития;
2) центрирование,акцентировка проблем, когда социальные работники показывают клиентам, что ониготовы заняться их делами, доказывая это практически;
3) действие, когдасоциальный работник демонстрирует деятельную открытость, мобильность, а клиентвидит, что поддержание безопасности, ее ощущение не всегда необходимо — нужнопросто заниматься делом, актуальным для жизни каждого из нас.
Гуманистическая модельтеоретического обоснования социальной работы в значительной мере играет рольфилософско-гуманистической базы экзистенциальной технологии оказания помощинуждающимся, как впрочем, и всей практики социальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тщательное изучениенаучных литературных источников позволило нам сформулировать условия,обеспечивающих гуманистическую перспективу в социальной работе:
— созданиегуманистически ориентированного учебно-воспитательного пространства длястудентов социальной работы;
— opиентацияпрофессиональной подготовки соцработника, с одной стороны, на социальнозаданную гуманистическую цель профессиональной деятельности, а с другой — наразвитие его творческой индивидуальности;
— формированиемотивационно-ценностного отношения соцработника к его профессиональнойдеятельности, составляющего содержание гуманистической направленности еголичности;
— органичное сочетаниев рамках методологии ценностного подхода принципов культурологического,личностно-деятельностного, полисубъектного и индивидуально-творческогоподходов;
— единствообщекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личностив условиях широкой гуманитаризации содержания образования;
— демократизацияпрофессиональной подготовки социального работника в связи с обеспечениемсубъектной позиции его развития, создание условий для его творческойдеятельности, самоорганизации и самоуправления;
— гуманизация общения иорганизация учебно-профессионального сотрудничества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
Акмалова А. А., Бабкин Н. И., ПавленокП. Д., Аникеева О. А. Основы социальной работы. М.: Инфра-М, 2007.
Актуальные проблемы обеспечения прав исвобод человека и гражданина в современном мире. Материалы Международнойнаучно-практической конференции, посвященной тысячелетию Казани (30 мая 2005года, г. Казань) / Отв. ред.: Нигматов З.Г. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005.
Кузьмин К.В. История социальной работы.М.: Академический проект, 2005.
Леонтьев Д.А. Гуманистическая психологиякак социокультурное явление // Психология с человеческим лицом. Гуманистическаяперспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.
Словарь-справочник по социальной работе/ Под. ред. Е.И. Холостовой. М., 1997.
Теория социальной работы: В 3 ч. Часть 1/ Вырщиков А.Н., Кузнецова М.А., Новак Е.С., Чернов А.Ю. Волгоград:Издательство ВолГУ, 1999.
Шиянов Е.Н. Социальная педагогика. М.:ВЛАДОС, 2004.