Реферат по предмету "Социология"


Типология отношений к наркомании

Программа.
                              
В научной литературе,посвященной профилактике наркомании, в работах медиков, педагогов, психологов ираз говорилось о том, что наркомания — это болезнь, имеющая социологическиекорни, и любая форма отклоняющегося поведения, в том числе и наркомания, естьследствие имеющихся нарушений, прежде всего социального и личностного плана.Одной из причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самымиразличными обстоятельствами: трудностями личностного плана; недостаткамисоциально-культурной сферы, не дающей, а это особенно важно для молодежи,возможности для проведения свободного времени; социальной несправедливостью,неустроенностью быта, разочарованием в людях; невозможностью в данных условияхреализовать себя. Для молодежи обращение к наркотикам характерно из-заудовлетворения любопытства к действию наркотического вещества, также это можетбыть символика принадлежности к определенной социальной группе; выражениесобственной независимости, а иногда и враждебного отношения к окружающим;познание приносящего удовлетворения нового, волнующего или таящего опасностьопыта: достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»; достижениячувства полного расслабления, уход от чего-то гнетущего. В основном этамотивация обуславливается явлениями, возникающими в процессе вхождения личностив определенную социальную среду, которая протекает наиболее активно вподростковом возрасте.
Явлениями последних лет подтверждают, что наркотики широкораспространились по всей территории бывшего СССР и их основным потребителем,как, впрочем, и во всем мире, являются представители молодого поколения.Проведенный исследования показали, что первое знакомство большей частиподростков с наркотиками происходит в возрасте до 15 лет. Не имея точных данныхможно предположить, что наркомания с каждым годом молодит, что связанно спроцессом акселерации и ускорением темпов вхождения подростка во взрослуюжизнь. Как отмечают многие исследователи, одним из факторов, влияющих нанаркотизацию, является доступность наркотиков. Сравнивая показателидвухгодичной давности и результаты, полученные в недавнем прошлом, можноотметить, что наркотики сегодня доступны не меньше, чем алкоголь.
Еще одним немаловажным фактором является социальноеокружение, т.к. тенденция к подражания является объективной особенностьюпроцесса социализации, формирующейся личности, то нельзя не учитывать и явлениенаркомании как одну из моделей социального поведения.
Практика показывает, что обращение к наркотикам или алкоголю,высокая агрессивность и конфликтность – эти и многие другие проявления имеют всвоей основе одну чисто психологическую причину – подсознательное ощущениесобственной несостоятельности, неспособности адаптироваться в окружающейсоциальной среде. Иными словами, наркомания – это лишь следствие развитияимеющихся у человечества внутренних психологических проблем.
Таким образом,  можно выделить социальное противоречие,содержащееся в противоречии потребностей, интересов, ориентаций молодежи иограниченными условиями ее самореализации.
Цель: выяснить причины и следствия наркомании.
Задачи: 1.Выяснить интересы, ценностные ориентации, потребностимолодежи.
           2.Устаноить степень их удовлетворенности.
           3.Опрделить причины, побуждающие молодежь купотреблению наркотиков.
           4.Выяснить степень распространенности наркоманиисреди молодежи.
           5.Выяснить факторы, влияющие на распространениенаркомании.
           6.Влияние наркомании на личность и отношение сокружающими.
Объект исследования:
Учащиеся 8-9 классов школ – интернатов для детей с отстающимразвитием города Перми.
Предмет исследования:
Интересы, ценностные ориентации, потребности представителеймолодежи и особенности их реализации.
Гипотезы:
1.  Круг дружескогообщения (имеются ввиду употребляющие наркотики) наиболее сильно влияет нажелание попробовать, либо употреблять наркотики.
2.  Бедность,ограниченность интересов, ценностных ориентаций, потребностей молодежи являютсястимулом к употреблению наркотиков.
3.  Неудовлетворенностьпотребностей личности, неспособность адаптации к новым условиям, найти своеместо в жизни являются причинами употребления наркотических веществ.
4.  Выходцы из неблагополучныхсемей с невысоким материальным достатком чаще приобщаются к наркотическойзависимости.
5.  Подростки,страдающие табачной, алкогольной зависимостью наиболее подвержены пристрастию кнаркотикам.
6.  Конфликты всемейном кругу, напряженные отношения с преподавателями зачастую дают толчок кпервой пробе наркотиков.
Предварительный системный анализ:
Факторы, влияющие на употребление наркотиков.
Общие: — кризисное состояние общества;
— Образование, не выступающее гарантом социальной карьеры иматериального благополучия;
— коммерционализация досуговой сферы;
— влияние основных субъектов социума (семьи, учебногозаведения, сверстников);
— географический  фактор;
— информированность о наркотиках (о последствияхупотребления);
— доступность;
— социальное окружение;
— влияние молодежной культуры;
Специфические:
— пол;
— возраст;
— социальное происхождение;
— род занятий;
— характер отношений в семье;
— употребление алкоголя родителями;
— территориальная идентичность;
— образование;
— уровень образования родителей;
— наличие вторичной занятости;
— материальная обеспеченность;
— социальное окружение;
— широта круга общения;
— наличие друзей, употребляющих наркотики;
— характер проведения свободного времени;
— ценностные ориентации, интересы, потребности;
— неспособность к адаптации в жизни;
— стрессовые состояния.
Структурный анализ.
Отношение к наркотикам.
*Нейтральное – (или равнодушное) это касается не толькомолодежи, но и всего российского общества, которое относится к наркоманам как котверженным, изгоям и в большинстве случаев равнодушно созерцающие развитиепроцесса, как бы со стороны.
*Отрицательное – молодые люди, которые очень плохо относятсяк наркоманам. По своим личным причинам они занимают эту позицию, пытаютсяактивно противодействовать и принимать активные меры.
*Положительные – молодые люди, которые являются либонаркоманами, либо это люди, получающие выгоду от сбыта наркотиков.
Интерпретация понятий.
*Ценностные интерпретации – разделяемые личностью социальныеценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения,являющиеся важнейшими факторами, регулирующим, детерминирующим мотивациюличности и ее поведения.
*Социальные нормы – нравственные императивы, требованияопределенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях одобре, зле, о должном, либо непозволительном.
*Мотив –
1. побудительная установка к какому-либо действию.
2. осознанное побуждение к деятельности субъекта, связанноесо стремлением удовлетворить определенные потребности.
*Установка – готовность, предрасположенность субъекта копределенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту.
*Девиантное поведение – тип поведения, противоречащийпринятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и др. нормам.
Основные виды:
— преступность
— проституция
— алкоголизм
— наркомания и т.д.
Вдипломном проекте мной были выделены следующие типы отношений к наркомании:
*Нейтральное – (или равнодушное) это касается не толькомолодежи, но и всего российского общества, которое относится к наркоманам как котверженным, изгоям и в большинстве случаев равнодушно созерцающие развитиепроцесса, как бы со стороны. Скорее всего, это люди, неосознающие всейсерьезности проблемы наркомании, возможно они никогда не сталкивались с даннымявлением, либо, наоборот, те, кто периодически употребляют наркотическиевещества.
*Отрицательное – молодые люди, которые очень плохо относятсяк наркоманам. По своим личным причинам они занимают эту позицию, пытаютсяактивно противодействовать и принимать активные меры.
*Положительные – молодые люди, которые являются либонаркоманами, либо это люди, получающие выгоду от сбыта наркотиков.
                              

АНКЕТА
ПОДРОСТОК О СЕБЕ.
Приглашаем  Вас  принять,участие  в социологическом  опросе, посвященном исследованию поведения молодежив современном  обществе.
                           Порядок заполнения анкеты.
Пожалуйста, внимательнопрочитайте вопрос и предложенные варианты ответов. Выберете тот ответ, которыйсоответствует Вашему мнению и поставьте >.
Если  предложенные ответыВас не устраивают, то напишите свой ответ в свободной строке.
Фамилию указывать не надо.
Содержание отдельных анкетне разглашается.
Желаем  Вам успешной работынад анкетой и благодарим за участие в исследовании.
Пермь  2004
1.   В какой  школе Вы учитесь?
2.   Сколько Вам лет?14-15___________________________   
 
    
3.   В каком классе Вы учитесь?
         1)в 8 классе
         2)в 9 классе
 
4.   Ваш  пол
         1)мужской
         2) женский
5.   Ваша успеваемость:
1)на «четыре» и «пять»
2)в основном на «четыре»
3)все «тройки»
4)неуспевающий(ая)
6.   Каковы  Вашиближайшие планы:
Продолжитьучебу:
1)   в колледже
2)    в техникуме
3)    в ПТУ,  в профессиональном лицее
4)    на курсах дляполучения какой-нибудь специальности
5)    устроитесь на работу
6)  еще не знаете
7)   у Вас другие планы(напишите какие)__________________________
7.   Когда Вы решилипродолжить учебу?
1)    в последние месяцы
2)    в прошлом году
3)     решили давно
4)     пока не решил
8.Еслине собираетесь учиться дальше, то укажите причину
1) необходим заработок
2) трудно учиться
3)хотите скорее стать самостоятельным
4)нет интереса к учебе
5)большинство ваших друзей не учиться
6)не сложились отношения с учителями
7)сейчасможно иметь хорошие доходы и без образования
8)положениечеловека в обществе в настоящее время вообще никак не связано с уровнемобразования
9)другаяпричина  ________________________________________
9.Какоеобразование имеют Ваши родители?
    1)неполное среднее
    2)общее среднее
    3)среднее специальное
    4)высшее
    5)неполное высшее
    6)окончили аспирантуру
    7)имеют научную степень
    8)не знаю
10.Напишите,кем работают Ваши родители
     1)отец__________________________________________
     2)мать__________________________________________
     
11.ГдеВы живете в настоящее время?
     1)дома, с родителями
     2)дома, с матерью
     3)Дома, с отцом
     4)у родственников
     5)другое____________________________________________
12.Работаете ли вы в свободное от учебы время?
1)да
2)нет, но хотел бы
3)нет,  и не хотел бы
13.Укажитепричины, по которым совмещаете учебу с работой.
    1)желание быть независимым от родителей
    2)интерес к определенной профессии или виду деятельности
    3)вынуждают материальные обстоятельства
    4)желание помочь родителям
    5)не хотите отставать от других
    6)другое____________________________________________
14.Какоймесячный доход или зарплата необходимы сейчас, по Вашему мнению, одномучеловеку для нормальной жизни?______________________________
15.Срединапряженного дня Вы выкроили часок свободного времени, на что Вы его потратите?(Возможно несколько вариантов ответов)
          1)посплю
          2)погуляю на свежем воздухе
          3)уделю внимание своим родителям
          4)пообщаюсь с друзьями
          5)уделю внимание любимому человеку
          6)посижу за компьютером
          7)почитаю
          8)посмотрю телевизор
          9)послушаю музыку
        10)свойвариант_________________________________________________
16.Насколькоширок круг людей, с которыми Вы общаетесь в свободное время? (можно выбратьтолько один ответ)
          
          1)у Вас много  друзей
          2)у Вас мало друзей
          3)у Вас нет друзей
17.Круг Ваших друзей(можно выбрать любое количество ответов)
          1)товарищи по учебе
          2)товарищи по секции, кружку,студии
          3)друзья детства
          5)товарищи во дворе
          6)свойответ________________________________________
18.ГдеВы чаще всего встречаетесь с друзьями? (Возможно несколько вариантов  ответов)
          1)у себя дома
          2)дома у друзей
          3)в кафе, баре
          4)в школе
          5)на улице, во дворе
          6)на спортивных соревнованиях, настадионе
          7)в Интернет-клубе
          7)где-то в другомместе_______________________________________
19.Очем Вы разговариваете со своими друзьями? (любое количество ответов)
          1)о личной жизни
          2)об учебе (работе)
          3)о спортивных новостях
          4)об общих знакомых
          5)о музыке
          6)о книгах
          7)обсуждаете планы на будущее
          8)о моде
          9)просто общаемся
        10)свойвариант________________________________________________
20.Чем занимаются Ваши друзья? (можно выбратьнесколько ответов)
           1)учатся в школе
           2)учатся в ПТУ или другом учебномзаведении
           3)работают где-либо
           4)не учатся и не работают
21.Часто ли у Вас возникают конфликты с:   
       Часто               Иногда  Редко  Никогда  Родителями   Друзьями  Учителями
22. Чем обычноразрешаются конфликты с Вашим участием с приятелями?
1)   дракой
2)   компромиссом
3)   не конфликтую
 
23. Бывает ли  так, что ссора с друзьямизавершается дракой?
1)   да
2)   нет
           3)  непомню
24. Является ли наВаш взгляд, оправданным занятие некоторых молодых людей воровством,вымогательством?
1)   да, при определенныхобстоятельствах
2)   да, но, только всамом крайнем случае
3)   нет, не при какихобстоятельствах
4)   затрудняюсь ответить
25. Возникали ли у Вас проблемы справоохранительными органами?
1)да
2) нет
26.Часто ли Вы употребляете спиртные напитки?
1)   часто
2)   редко
3)   не пью
27. Как Вы относитеськ проведению досуга в пьющей компании?
1)   отрицательно
2)   положительно
          3)затрудняюсь ответить
28.  В чьей компанииВы обычно употребляете спиртное?
1)   родители
2)   один/ одна
3)   друзья
4)   не пью
29.Как Вы относитесь к наркоманам?
     1)нормально, они такие же люди, как мы
     2)безразлично, поскольку употребление наркотиков- это личное дело каждого
     3)отрицательно, считаю, что они не могут быть членами общества
     4)затрудняюсь ответить
30.В каком возрасте, по Вашему мнению, чащевсего подросток пробует наркотики в первыйраз?_____________________________________________________
31.Есть ли среди Ваших друзей и приятелейупотребляющие наркотики
          1)да
          2)нет
          3)не знаю
32.Когда у Вас возникают какие-то проблемы,что Вы делаете?
1)обращаюсь за помощью, советом к друзьям
2)к родителям
3)остаетесь один на один со своей проблемой
     4)свой вариант
33.Что, на Ваш взгляд, является лучшимсредством для снятия стресса?
       1)посещение дискотеки или другогоувеселительного мероприятия
 2)посещение бара
                3)выпивка или прием наркотиков в компании друзей
                4)выпивка или прием наркотиков в одиночку
                5)свой вариант____________________________________________
34.Откуда Вы впервые узнали о наркотиках?
1)от друзей
2)от лиц, употребляющих наркотики
3)из видеофильмов
4)из средств массовой информации
5)от родителей
6)от педагогов
          7)другой источник_____________________________________________
35.Какие наркотики Вы знаете?Напишите__________________________________
36.Употребляли ли Вы какой-нибудь наркотик?
     1)да (смотрите вопрос 36)
     2)нет (смотрите вопрос 38)
37.Когда произошло первое знакомство  снаркотиком?_______________________
38.Какой вид наркотика Вы пробовали? (Можновыбрать несколько вариантов)
      1)анаша
      2)героин
      3)таблетки
      4)другое______________________________________________________
39.Что грозит большей опасностью: алкоголь,никотин, наркотики?________________________________________
40.Знаете ли Вы где можно купить наркотики?
     1)да (см. вопрос 40)
     2)нет (см. вопрос 41)
41.Сколько времени Вам нужно, чтобы достатьнаркотики?
     1)10-15 минут
     2)час
     3)2-3 часа
     4)полдня
     5)сутки
     6)более суток
     7)больше недели
     8)не знаю
42.Считаете ли Вы, что употреблениенаркотиков среди молодежи проблема реально существующая?
      1)да
      2)нет
      3)затрудняюсь ответить
43.Какие, на Ваш взгляд, наиболее частыепричины употребления наркотиков?
      1)любопытство
      2)жажда новых ощущений
      3)желание не отстать от других
      4)попытка испытать себя
      5)желание уйти от проблем
      6)другие причины________________________________________   
44. закончите предложение. Наркомания- это…
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
45. Что Вы считаете в жизни самымважным? (можно выбрать несколько ответов)
1)   высокую материальную обеспеченность,жизненный комфорт
2)   хорошее образование
3)   квалифицированную, интересную работу
4)   благополучную, крепкую семью
5)   надежную, гарантированную, стабильнуюработу
6)   отдых, развлечения
7)   свободу, независимость
8)   крепкое здоровье
9)   наличие собственного дала
10)   любовь
11)   карьеру, высокое положение в обществе
12)   наличие хороших, надежных друзей
13)   возможность удовлетворять своикультурные интересы, развивать свои способности
14)   уважение окружающих
15)   возможность хорошо жить не работая
16) мир и стабильность в обществе
17) Свойвариант__________________________________________________
 
46.Что означает, по Вашему мнению, высокое положение в обществе?
1)   власть, возможность распоряжатьсялюдьми
2)   высокие доходы
3)   интересная, насыщенная значительнымисобытиями жизнь
4)   почет, уважение, престиж
5)   наличие собственного большого дела
6)   полный жизненный комфорт
7)   удовлетворение всех своих культурныхпотребностей, интересов
8)   возможность осуществлять собственныеидеи, проекты
9)    служебные, деловые поездки и отдых заграницей
10)принадлежать к кругу избранных
11)независимость
12) посещение клубов, ресторанов,дискотек, презентаций
13) наличие различных привилегий
14) возможность нарушать без особогориска законы
15) что-то другое
47. Как Вы думаете, можно ли достичьуспеха в жизни, не нарушая закона, нравственные нормы?
1)   нет
2)   вряд ли
3)   да
4)   затрудняюсь ответить


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.