Реферат по предмету "Социология"


Технологии социальной работы с многодетной семьей

--PAGE_BREAK--Своеобразно объяснение причин многодетности в семьях, имеющих родителей-инвалидов. Они совсем не упоминают проблем контрацепции. На любовь друг к другу и детям в качестве мотива указывают 53,4% опрошенных. То есть для большинства родителей-инвалидов их многодетность желанна.
Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно – в них видят конкурентов при распределении социально помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Среди семей с высоким уровнем притязаний сложилась новая прокреативная этика, которая рассматривает многодетность как синоним бедности, маргинальности, отсталости (это характерно для многих культур «общества потребления»). В формирующихся стереотипах общественной психики «герой нашего времени» представляется имеющим одного, но очень «дорогого», высококачественного ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.
В первую тройку трудностей, выделяемых респондентами, входит абсолютный и относительный недостаток одежды и обуви, трудности с их приобретением. Поскольку эти товары выполняют, помимо сугубо утилитарной, сигнально-символическую функцию и играют важную роль в престижной самопрезентации индивида, отсутствие признанной обществом «униформы» серьезно осложняет жизнь. Индивид в поношенном костюме не получит кредит в банке, хорошую работу и т.д. Для детей и подростков несоответствие стандарту «фирменного» молодого человека может обернуться душевной травмой, накоплением внутреннего потенциала конфликтности. Дети из многодетной семьи ощущают чувство неуверенности в школе, имеют заниженную самооценку, более высокий по сравнению со сверстниками уровень тревожности и подозрительности.
Из проведенного анализа социально-экономического положения многодетных семей следует вывод, что они типологически различны. Из общей массы можно выделить, условно говоря, «здоровое ядро», а также аномальные, «проблемные» семьи, в которых степень социальных рисков возрастает по разным позициям. К таким аномальным семьям относятся в первую очередь те, которые имеют в своем составе инвалидов-детей или родителей, неполные семьи и «частично неполные», то есть те, в которых после повторного брака матери воспитываются дети от разных отцов. Как фактор потенциального социального риска и дезадаптации выделяются также семьи с очень большим числом детей. В семьях с четырьмя и более детьми больше социально-экономических трудностей, хуже жилищные условия, ниже доход, более скромное образование у родителей, беднее и напряженнее жизнь. Заметно ухудшение здоровья у детей из таких семей, с превышением менее многодетных по инвалидности почти в полтора раза.
Данные результаты еще раз заставляют задуматься о целесообразности стимулирования многодетности сверх определенного предела, о выработке критериев и параметров здоровой многодетной семьи, о путях и способах ее поддержки, включая пропаганду рациональных жизненных установок. Следует интенсифицировать помощь на предварительном этапе, профилактическую, когда здоровая многодетная семья не перешла еще в разряд «проблемных». Распространение принципов и стереотипов ответственного родительства способствовало бы стабилизации хотя бы некоторых показателей рождаемости на социально желательном уровне.
1.2 Социальные проблемы современной семьи
Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска».
Социально-экономическиепроблемы.
К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.
Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в ней. Например, среди многодетных неполных семей с 3 и более детей доля семей со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного уровня составила 93,6%.
Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними детьми.
Таким образом, помощь людям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим – это тупиковый путь. В настоящее время большая часть помощи многодетным осуществляется государством.
Для решения социально-экономических проблем предлагаются следующие варианты.
1. Возможность дополнительной работы на своем или другом предприятии, организации. Неполные семьи, как и семьи с детьми от разных отцов, более решительно отвергают возможность дополнительного заработка, причем если первое понятно (одинокая мать чаще всего и так сверхзанята, для дополнительного заработка у нее нет сил и возможностей), то второе трудно объяснимо.
2. Возможность создания семейных ферм, малых предприятий. Для большинства это явно не магистральный путь развития.
3. Привлечение детей к внедомашнему труду в форме продажи газет, мытья машин и т.д. Предложение довольно острое, вызывающее ряд возражений по соображениям безопасности, неоднозначных моральных последствий. Родители детей-инвалидов значительно энергичнее протестуют против такой деятельности, зато родители-инвалиды протестуют против детского бизнеса не слишком решительно, а приветствуют его энергичнее всех.
4. Увеличение пособий, компенсационных выплат государства на детей. Тут со стороны многодетных семей было проявлено полное единодушие.
5. Желательность банковского жилищного и потребительского кредитования с учетом типа и размера семьи. Потребительское, в первую очередь жилищное, кредитование широко распространено в странах с высокоразвитой экономикой. В системах социальной помощи ряда государств формой поддержки семьи выступает льготное потребительское кредитование семей с детьми. В этом предложении зафиксирована идея, популярная как среди самих многодетных, так и у ряда общественных организаций: государство поощряет многодетность, выдавая долгосрочные потребительские и жилищные кредиты и погашая часть их при рождении каждого следующего ребенка. Эта идея исходит из представления о необходимости недифференцированной поддержки рождаемости, вне зависимости от социальной, физической, психической, интеллектуальной полноценности детей.
К сожалению, все исследования показывают, что «рожать за деньги» будут в первую очередь именно представители асоциальных многодетных семей (которые и сегодня справляются с этой деятельностью без всяких кредитов), лица, рассматривающие деторождение как основной или единственный ресурс своего социального развития. Есть основания предполагать, что качество такого потомства будет социально и физиологически неудовлетворительным.
6. Расширение льгот многодетным, включая проезд на транспорте, бытовые и коммунальные услуги, оплату образования или предоставление возможностей бесплатного образования, помощь в организации летнего отдыха детей и т.д., а также расширение выдачи продовольственных и промышленных товаров.
Социально-бытовые проблемы.
К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям. Все они достаточно распространены и известны, поэтому нет необходимости прибегать к примерам и статистическим данным.
Социально-психологические проблемы.
Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее – брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждения в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.
Как показывает анализ реальной практики центров психолого-педагогической помощи населению, решение проблем социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:
1) оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;
2) социально-правовая работа и социальная педагогика.
Статистика свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Проблемы стабильности современной семьи.
Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.
Проблемы семейного воспитания.
В данной группе проблемы семьи могут рассматривать состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания.
Проблемы семей «группы риска».
Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
Итак, большинство многодетных видят возможности повышения уровня своей жизни, прежде всего, на пути расширения государственных выплат и льгот. Но элементы рыночного менталитета проникают в их среду, заставляя думать о дополнительной работе, семейном предпринимательстве, вовлечении детей в бизнес. Однако здесь заметна не опытность респондентов, их слабое представление о специфике социально-экономических законов общества на этапе первоначального накопления.
Либеральные идеи частично внедрились в сознание опрошенных, и они демонстрируют на сознательном уровне готовность к предпринимательству, то есть к самостоятельному, инициативному экономическому поведению и риску. Но более внимательный анализ доказывает поверхностность таких представлений.
Значительная часть многодетных семей (объективно более слабых, чем другие многодетные) не просто нуждаются в сохранении государственной помощи, но и отчетливо претендует на полное или почти полное государственное обеспечение: отягощенность их социальными проблемами столь велика, а трудовой потенциал столь не значителен, что надежда на самообеспеченность маловероятна как сейчас, так и в перспективе. Государственные пособия таким семьям должны устанавливать хотя бы на уровне физиологического минимума. Все дополнительные источники дохода – как ме6стные пособия и благотворительные даяния, так и возможности заработка, изысканные самими «проблемными» семьями,- могут быть только факультативными, ибо их вероятность и роль в семейном бюджете незначительны.
В тоже время немалый потенциал самих семей, в том числе многодетных, мог бы использоваться более систематически, комплексно и последовательно. Эти семьи обладают возможностью не только заработать дополнительные средства сверх пособий, выделяемых государством, но и стать экономически самостоятельными, полностью обеспечив свои потребности на основе самозанятости и малого предпринимательства.
Наряду с обеспечением реальной социальной поддержки в форме пособий необходимо развертывание иных форм помощи семьям, нуждающимся в трудных социально-экономических условиях, — направленных на расширение самозанятости, частичной или полной самообеспеченности. И лишь по мере успешности таких действий возможно поэтапное сокращение помощи государства в зависимости от величины душевого дохода семьи.
Помимо экономических проблем, у многодетных имеются трудности, в решении которых могут помочь социальные работники разных специальностей, вооруженные соответствующими социальными технологиями. Помощь должна оказываться в первую очередь детям из таких семей, которые испытывают повышенные трудности в школе и вообще в коммуникациях. Одновременно родителям (и, вероятно, потенциальным родителям) всех типов семей необходимо доводить информацию об особенностях ответственного родительства в самых разных конкретных ситуациях.

Глава 2. Практическое применение технологий социальной работы с многодетной семьей
2.1 Технологии социальной работы с семьей
Применительно к семьям различных категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на:
1. экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленные без попечения родителей);
2. направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.
Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию – это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями – например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.
Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или психотропных веществ. Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям – это прикосновение к их половым органам, принуждение к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия. Нередко для принуждения к развратным действиям используется физическое насилие.
Однако порой эмоционально отверженные и социально-заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту.
Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать из дома, совершить самоубийство. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, равнодушие, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одежде, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе неизвестного происхождения, проблемы с едой, беспокойный сон, ночное недержание мочи.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.