Реферат по предмету "Социология"


Технологии решения социальных проблем молодежи проблемы наркомании

--PAGE_BREAK--Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Из зарегистрированных в конце века ВИЧ-инфицированных более 80% — наркоманы. Есть также прямая связь роста наркомании и быстрого расползания по стране видов гипатита, в том числе В и С – самых тяжелых и практически неизлечимых форм этой болезни [3, с. 361].
В 1999 г. было совершено более 90 тысяч преступлений, связанных с наркотиками; при этом количество тяжких преступлений увеличилось на 40%. Из каждых десяти имущественных преступлений шесть совершаются наркоманами (по данным Агентства международной информации (АМИ) Международной  ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом) [6, с. 248].
3.                Наркомания поднимает все слои общества: бедных в их безысходности лишает воли к борьбе за лучшее устройство в жизни, заставляет быстрее опускаться на социальное дно; представителей средних слоев лишает достатка, губит их детей как потенциальных наследников, обрекая последних на жалкое существование наркомана; бизнесменов лишает делового духа, столь необходимого в конкурентной борьбе; чиновников, государственных и муниципальных служащих делает корыстными, коррумпированными и безвластными. И всех их наркотическая зависимость заставляет нарушать закон, пополнять ряды преступников. Следствием активного наступления наркомании стало появление наркоманов-рабочих, наркоманов-офицеров, наркоманов-ядерщиков, наркоманов-врачей, наркоманов-политиков, -родителей, -детей и т.д. Это дорога в небытие… Наркомания – смертельная угроза всему российскому обществу, его подрастающему поколению, а значит, самому существованию России.

1.2. Рост наркомании среди учащейся молодежи: причины и тенденции
Наркомания – болезнь молодых.Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.
В России, как, впрочем, и по всему миру, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества. Более14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) – в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть [6, с. 109].
Наркоторговцы выработали и широко применяют тактику «затягивания в сети»: в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель – «в сети». Почти бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) теперь повсеместно применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу. Наркотики стали неотъемлемым атрибутом молодежных вечеринок, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек.
Почему распространители наркотиков предлагают их так часто именно на дискотеках? Наверное, потому, что в царящей вокруг атмосфере веселья чувство опасности как-то притупляется. И наркоторговцы пользуются психологической особенностью новичка – ему не верится, что в такой прекрасной обстановке может случиться какая-то беда. Вот им-то, неискушенным, и предназначается наркотик задешево. А завсегдатаи платят уже сполна, и не только деньгами, но и своим здоровьем. Вот как описывает свои впечатления совсем юная  девушка (нет еще и 16 лет!) от посещения дискотеки: «Вокруг красиво одетые мальчики и девочки, классная музыка, все страшно доброжелательны. Правда, я не понимала, как это с виду трезвые люди могут танцевать по нескольку часов подряд, после чего некоторым становится плохо. Знающие люди объяснили мне, что есть такая таблеточка – «экстази», а также куча других допингов, способных скрасить пребывание на дискотеке… Оказывается, наркота – это модно» [9, с. 82].
Употребление наркотиков стало нормой, ведущей к смерти,  для большинства беспризорных детей. Беспризорничесчтво, как известно, граничит с «зоной», а туда, в том числе и в колонии для несовершеннолетних, зелье идет бесперебойно. Выходят они оттуда, как правило, с тяжелой наркотической зависимостью, не имея никакой надежды когда-либо от нее избавиться.
Особенно тревожит рост наркомании среди школьников и среди студенческой молодежи (в 6-8 раз) в последние годы [9, с. 82].
В.В. Путин, выступая на Всероссийском форуме работников образования, проходившем в Москве в январе 2000 г., констатировал, что 80% российских наркоманов – школьники [16, с. 5].
Чтобы конкретизировать представления о наркоситуации среди учащейся молодежи, обратимся к данным социологических исследований, проводимых российским клубом «Экология общественного сознания» в течении 1993-1998 гг. в девяти регионах России. В июне-июле 1998 г. по завершению пятилетнего мониторинга в Москве, Орловской, Смоленской областях, а также в Бурятии был проведен опрос различных групп населения. Наряду с этим по частным аспектам проблемы в течении 5 лет (в разное время) проведены опросы в     Тюменской, Петропавловск-Камчатскй, Калининградской, Свердловской областях и в республике Саха (Якутия) [9, с. 90].
В общей сложности опросами было охвачено более 8 тысяч человек. Опросы проводились, как среди жителей больших городов, так и среди проживающих в поселках городского типа и селах. По результатам данных исследований на сегодняшний день наркомания захватила в свои сети, как минимум, от 15 до 30% школьников.
Если не будет принято экстремальных мер, то демографический спад на предстоящие 15-20 лет поставит страну на грань физического выживания. К этому стоит добавить, что после того, как человек стал наркоманом, он живет 5-7-10 лет. Не более! Подавляющая же часть наркоманов не доживают до 30 лет. Следовательно эта возрастная группа людей не только не даст потомства, но и сама не вступит в воспроизводительный процесс. Не стоит забывать и о том, что один наркоман в год может вовлечь в свою среду не один десяток человек. Значит, большая часть сегодняшнего поколения 15-17-летних практически обречена [9, с. 91].
Что касается другой группы риска в процессе распространения наркомании – студентов вузов, то здесь положение еще сложнее. Данные, полученные в результате исследования, позволяют заключить, что среди вузовской молодежи наркоманией охвачено в той или иной мере 30-45%, а по отдельным регионам и вузам цифра еще более удручающая [9, с. 91].
Т.о., начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно, действительно, крайне нуждается.
Каковы же причины этого страшного явления? Что толкает на этот путь? Несомненно, общей причиной является само общественное развитие России в постсоветский период и связанные с этим экономические и социальные проблемы.
Но, попытаемся раскрыть некоторые причины роста детской и юношеской наркомании, близко касающиеся родителей, педагогов, всех наставников молодежи.
Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где ребенка воспитывает один из родителей. Однако, как показывают многие социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.
Чаще всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те де6ти и подростки, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери, а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий.
Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономическую базу.
Взрослые основное время вынуждены проводить на работе, для того, чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи. У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится не более нескольких часов в неделю, не считая, естественно, времени на кормление детей, хотя бы минимальный уход за ними и т.д. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, не в отсутствии у них родительской привязанности или в неразвитости чувства ответственности, а в условиях жизни.
Особое место среди семей с гипоопекой занимают так называемые наркоманические семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает более чем в 2 раза. Сын и дочь с раннего детства имеют возможность наблюдать и даже осваивать на практике наркогенные тенденции, знакомиться со способами одурманивания. Вся жизнь семьи оказывается подчиненной наркотикам – она характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, деспотичностью отношений, вплоть до физической агрессии. В равной мере это относится к семье, где родители – оба или один из них – алкоголики.
Нередко единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений для ребенка становится уход в одурманивание. Дети наркозависимых, а стало быть, почти всегда очень бедных родителей (наркотики выкачивают все средства), не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную жизнь чаще всего с наиболее доступной, но весьма опасной формы наркотизации – с использования средств бытовой химии.
Конечно, в этих суждениях нельзя быть категоричным. Но судьба детей в таких семья трагична. И внимание, и забота, и даже вмешательство находящихся рядом, прежде всего педагогов очень нужны. Тем более, в жизнь вступает уже четвертое поколение детей «пьяных браков». Значительная часть этих детей предрасположена к пьянству, наркотикам и психотропным средствам.
Не менее опасен для развития наркогенных привычек несовершеннолетних прямо противоположный тип семьи – с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные и мнимые способности – предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных притязаний и требований, которые он просто не в состоянии выполнить.
Привыкнув к постоянному контролю, этот ребенок подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.
Наркогенная жизнь гиперопекаемых несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем у их гипоопекаемых сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте – в 13-16 лет. Причем здесь традиционными являются для начала анаша, марихуана, иногда идет в ход и бытовая химия. Хотя бывает, что начинают и с героина [9, с. 94].
Есть у наркоманов своя классификация, определяемая материальными возможностями приобретения наркотиков. Дети богатых – элита наркоманов – употребляют героин. Средний класс пользуется гашишем, «пластиком». Бедные промышляют анашой и марихуаной. Самые обездоленные – дети из трудных семей, 8-10-летние пацаны – становятся «нюхачами», т.е. нюхают клей «Момент», ацетон, так как других возможностей у них нет. Как правило, эти ребята, несмотря на возраст, — единственные добытчики денег в семье. Отсюда независимость и полная убежденность в праве распоряжаться собственной жизнью. Такому токсикоману практически невозможно внушить, на сколько это ужасно – травить себя. У него еще нет страха ни перед деградацией, ни перед болезнью, ни перед смертью. Но он уже твердо знает, что никому не нужен и сам должен позаботиться о себе [6, с. 119].
Именно семья тесно связана с наибольшей частью ближайшего социального окружения юного наркомана. Это соседи, родственники, знакомые, друзья семьи. 21% опрошенных школьников ответили, что среди знакомых их семей есть люди, употребляющие наркотики. Дети знают об этом. И если не сформировать у них соответствующую оценку этого факта, они будут воспринимать его как должное [8, с. 344].
А ведь именно в этой среде вокруг наркомана создается та атмосфера, которая либо помогает осмыслить ему гибельность ситуации, искать и находить из нее выход, либо давит на него своим непониманием.
Жизнь устроена так, что в массе своей молодые люди не могут быть самостоятельными и ответственными за определенные реалии своего бытия – нет необходимого опыта. Хочется быстрее найти свое место в жизни, но пока многое не выходит, все места заняты. В этом противостоянии первыми не выдерживают молодые. И уходят от нас, иногда в прямом смысле – уходят из дома. Куда? Очень часто это бывает уход в мир наркотиков.
Отчуждение – оно возникает в семье, в школе. А сегодня отчуждение столь явно во взаимоотношении поколений, что его можно считать приметой времени.
Также в обществе стало устойчивым отношение к наркоманам как к преступникам. Это ведет к тому, что они неизбежно начинают чувствовать себя такими. Более 48% наркоманов ответили, что к ним применялись меры общественного воздействия [13, с. 150].
Объективно роль педагогов всех рангов сейчас значительнее, чем в минувшие годы. Добровольно занимаются домашним хозяйством матери, либо потерявшие работу, либо не работавшие раньше, но желающие найти работу. А просто не работать и заниматься делами семьи под силу сейчас очень немногим. И у мужчин нагрузка существенно увеличилась. Вот и получается, что учителям, воспитателям, наставникам приходится выправлять, если еще возможно, огрехи домашнего воспитания, во многом его восполнять. Эта проблема не нова, но сегодня она приобрела столь острый характер, что о ней надо говорить со всей силой. Все это происходит после распада молодежных организаций, разрушения социально-бытовой инфраструктуры, обеспечивающей развитие детей и юношества.  
Усиленного внимания требуют дети-сироты, особенно социальные сироты. Таких детей в общем числе сирот в России 95%. Свыше 200 тысяч детей содержатся в сиротских учреждениях (детских домах). Из них ежегодно убегают до 10% воспитанников, ведь там совсем не сладкая жизнь. У нас много различных учреждений, комитетов, фондов, предназначенных для работы с детьми, улучшения их положения, условий жизни и воспитания, но они не дают нужных результатов [5, с. 12].
Из множества причин, порождающих детскую наркоманию, назовем еще одну, вызванную научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается большое количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Можно найти информацию о том, как и из чего приготовить наркотик, получить урок распространения зелья, что нужно делать и как себя вести при задержании милиции и т.д. [6, с. 157].
Т.о., можно сделать вывод о том, что перед нами стоит огромная задача по борьбе с наркоманией, особенно в молодежной сфере, которую под силу решить, взявшись за нее только всем миром.
 
1.3. Реабилитация и социальная адаптация наркоманов
Многолетняя практика показывает, что одними медицинскими средствами с наркоманией не справиться. Наркомания не обычная болезнь – это состояние, которое изменяет всю личность целиком. Вот поэтому должны применяться комплексно и медицинские, и воспитательные меры.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Первый этап – определение степени погружения человека в наркотическое болото:
а) первичное увлечение – «разок попробовал» или попробовал несколько раз;
б) начал принимать наркотики регулярно, втянулся;
в) наркотическая зависимость – организм уже не может нормально функционировать без наркотиков; изматывающие душу и тело «ломки»; воля подавлена; наркоман больше не может противостоять все возрастающей потребности в увеличении доз.
Этот этап целиком принадлежит врачам. После выявления степени наркогенной зараженности врачи определяют методы, обеспечивающие нейтрализацию ядов в организме и полную детоксикацию, т.е. выведение из организма продуктов распада наркотиков, а также коррекцию обмена веществ для нормального функционирования в условиях отказа от наркотиков и восстановления пациента.
Данный этап длится от 7 до 14 дней. Прежде всего, здесь необходимо обеспечить недоступность реабилитируемого бывшим дружкам. Нередки случаи, когда именно в этот момент они стараются «облегчить ему муки» и передать ему наркотики. В этом случае необходимо дежурить в палате. Это главное, чем можно помочь в этот период.
На втором этапе осуществляется восстановление нормального и бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения человека, нарушенных разрушающим действием наркотиков.
Этот этап тоже, в основном, принадлежит медикам.
Третий этап – лечение депрессии, которая возникает после лечения в силу снижения жизненных функций и настроения. И все это время наркоман должен постоянно ощущать внимание со стороны своих близких, их готовность помочь.
Как утверждают специалисты, в их распоряжении есть немало способов, позволяющих человеку преодолеть депрессию, затормозить, а затем и загасить совсем деятельность внутренних механизмов патологического влечения к наркотикам. Иначе говоря, они способны разрушить функциональные системы патологических пристрастий. Основное орудие этого этапа – реабилитационные программы. Так, например, из множества таких программ, наиболее предпочтительны, программы, реализуемые А.Г. и И.В. Данилиными и описанные в их книге «Как спасти детей от наркотиков». Главной задачей программ авторы считают развитие опыта жизни без наркотиков и умения сопротивляться влиянию наркогенной среды.
Построение программ, по их мнению, должно включать:
 - развитие способности к самосознанию и формирование уважения к себе как формы сопротивления влиянию наркологической среды;
 - тренинг идентификации, развитие способности выделять себя из окружающей среды и ясно формировать свои потребности;
 - развитие навыков самостоятельности и ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
 - тренинг творческих способностей;
 - тренинг, направленный на борьбу с тревогой и умение радоваться текущему моменту жизни;
 - развитие способности пребывания в особых, возвышенных, состояниях сознания без использования наркотических веществ;
 - тренинг, направленный на формирование умения бороться со стрессами без употребления наркотиков;
 - развитие умения распознавать форму агитации наркотических среды и сопротивляться ей;
 - тренинг отказа, развитие способности сказать «нет»;
 - развитие навыков борьбы с депрессией и неудачами, тренинг активной личностной позиции;
 - программы физического развития организма – двигательные и дыхательные гимнастики.
Комментируя структуру приведенных реабилитационных программ, их авторы особо подчеркивают, что «в каждом из этих направлений речь идет о развитии, о расширении человеческих способностей. Причем именно тех из них, которые обучают человека адекватному отношению к действительности».
По сути дела, на этом этапе должно начаться формирование императива самосохранения. Человек начинает осмысливать свою судьбу, положение, в которое он попал, возможность и необходимость полноценной жизни в обществе. Перед ним реально встают вопросы, обусловленные его желанием найти выход – что делать, как определиться в жизни, как закрепить достигнутое состояние и не сорваться и др.
И если ему не помочь найти ответы на эти вопросы, то именно на этом этапе возможен срыв, а значит, рецидив. Обстоятельства, провоцирующие рецидив, — самые обычные: ссоры с близкими в семье, школе, вузе; неудачи в учебе и работе, если он начал учиться или работать; неверие окружающих в его выздоровление; отсутствие денег; различные острые внезапные заболевания, даже ОРЗ; перемены погоды. Даже благоприятные события, но несколько неожиданные, могут стать причиной рецидива.
Рецидивы резко ухудшат и без того подорванное состояние здоровья наркомана. Что касается последствий, то можно сказать одно: молодой человек, а тем более ребенок, выйдет из наркотизации (если выйдет) с расшатанным здоровьем и надломленной психикой. Поэтому, нужно удержать от рецидивов – другого пути нет.
Этот этап – прерогатива психотерапевтов. Но они, конечно, тоже не обойдутся без помощи семьи. Тактично пробуждая в человеке чувство собственного достоинства и желание жить без наркотиков, семья может стать серьезной опорой специалистам в этой работе. Никаких разговоров о наркотиках вообще, даже безотносительно к нему, в семье вестись не должно. Такие разговоры неизбежно обостряют депрессию, затрудняя выход из нее. И, конечно, никаких упреков по поводу того, что семье и всем ее членам пришлось пережить и перенести.
На четвертом этапе формируется система психологических самооценок, осознания преимущества своего нового физического и мировоззренческого состояния бывшего наркомана над состояниемвчерашнего активного наркомана. Именно осознание этого преимущества составляет основу для формирования оценочного отношения к наркомании и наркотизму как к асоциальным явлениям. А это уже реальный путь к психологическому освобождению от наркотической зависимости.
Хорошо бы именно в это время помочь ему найти что-то, что решительно отвлекло бы его от воспоминаний о наркотиках, — работу, загружающую физически и умственно, спорт.
Наконец, пятый этап – социальная адаптация бывшего наркомана, выздоравливающего человека.
Здесь задача совершенно конкретная: вернуть человека семье, учебе или работе, которые он давно бросил. Трудность задачи в том, что наркотики отняли здоровье молодого человека, превратили его почти в развалину, подавили его силу воли.
На этом этапе выздоравливающий наркоман начинает понимать, что нормальную жизнь с мечтами и перспективами он променял на иллюзии.
Конечно, все зависит от него самого и только от него. Но как много непредвиденных трудностей он встретит на дальнейшем пути, начиная с того, что  в определенный период, начинают болеть кости, поясница и кажется, что только «разочек…» может дать спокойствие и отдых, а кончая тем, что наркоман обнаруживает, что окружающие не готовы и не хотят сразу же входить с ним если не в дружеские, то просто в приятельские, товарищеские, соседские, наконец, отношения. Окружающие не могут сразу поверить, что он стал другим. Это обижает, угнетает… И получается, что, отказавшись от наркотиков, он все теряет и не получает ничего взамен тех адовых мук, которые пережил.
Именно в это время ему надо помочь осмыслить простую истину, что преодоление всех этих неприятных моментов – этап, который надо пройти достойно, и что он не уложится в один день, даже в один год, и что единственный путь – включаться в жизнь, добиваться перелома к лучшему, всеми силами сопротивляться провокациям.
Т.о., с полной уверенностью можно утверждать, что реабилитация и социальная адаптация наркозависящих людей – это очень сложные, требующие больших усилий, как со стороны клиента, так и со стороны группы специалистов, и длительного периода времени процессы.

Глава 2. Технологии решения проблем наркомании среди молодежи на примере Алтайского краевого наркологического диспансера (АКНД)
2.1. История развития государственной системы учреждений, оказывающих наркологическую помощь в Алтайском крае, появления АКНД
Мы живем в очень сложном мире, и каждый новый день ставит нас перед выбором, как дальше жить. Многие не выдерживают такого давления, что приводит к различным проблемам социального характера. Люди зачастую пытаются «уйти» от этого мира в другую «реальность», где нет, как им кажется, никаких проблем, различными средствами. Среди молодежи одни из наиболее популярных таких способов является принятие наркотических веществ. И эта проблема уже давно приобрела такие масштабы, что сама собой она разрешиться не может. Поэтому создаются различные системы по борьбе с наркоманией, ее профилактике, по непосредственному лечению, реабилитации и социальной адаптации наркозависимых людей.
Наркологическая помощь в Алтайском же крае до 1960 г. осуществлялась в системе психиатрических учреждений. Первый наркологический кабинет был открыт при Алтайском краевом психоневрологическом диспансере в 1960 г., далее интенсивно начинает увеличиваться число наркологических кабинетов и фельдшерских наркологических пунктов, на предприятиях создаются общественные наркопосты, достигая своего максимума в 1979-89-е гг.
Период 1976-1977 гг. характеризуется открытием наркологических отделений круглосуточного пребывания, преимущественно на промышленных предприятиях.
На основании решения исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 10 июля 1978 г. № 248 приказом отдела здравоохранения исполнительного комитета от 21 сентября 1979 г. № 146 был открыт Алтайский краевой наркологический диспансер (АКНД), главным врачом которого была назначена Немчинова Т. Н.
Согласно штатному расписанию в 1979 г. открылось наркологическое отделение и организационно-методический кабинет диспансера. В течение 1980-1982 гг. при диспансере были открыты поликлиническое (диспансерное) отделение, дневной стационар, число наркологических отделений увеличилось до семи (из них отделение № 3 – женское). В 1982 г. также открывается круглосуточное отделение для больных с алкогольными психозами.
Приказом отдела здравоохранения от 25 января 1983 г. № 155 главным врачом диспансера был назначен Миронов Валерий Иванович, а в 1986 г. — Козырев Сергей Николаевич.
Согласно приказу отдела здравоохранения исполнительного комитета от 28 марта 1983 г. № 64 на базе наркологического диспансера был открыт кабинет экспертизы алкогольного опьянения.
В 1996 г. открылась Алтайская краевая наркологическая больница для лечения и реабилитации больных наркоманиями и токсикоманиями на базе заводского санатория-профилактория «Хвойный».
В 1998 г. с целью улучшения оказания наркологической помощи несовершеннолетним организована детско-подростковая наркологическая служба.
   В 2001 г. открыты в г. Барнауле амбулаторное реабилитационное отделение на 25 больных и детский (детско-подростковый) дневной стационар на 15 мест.
Итак, государственная система учреждений, оказывающих наркологическую помощь в Алтайском крае, безусловно, постоянно получает поступательное развитие. Конечно, это, может быть, и верный путь преодоления проблемы наркомании, но нужно говорить здесь не о том, как бороться с этим, а о том, как не допустить возникновения этой проблемы в корне. И быть может, тогда, когда мы разберемся с другими социальными проблемами, загоняющими человека в тупик, получим неплохие результаты в борьбе проблемой наркомании.
2.2. Структура АКНД
Поскольку проблема наркомании – это очень сложная и многопластовая проблема, то и для ее решения требуется обширная и хорошо продуманная система. В нашем крае одной из таких систем является АКНД.
АКДН – это государственное учреждение здравоохранения, расположенное  в  г. Барнауле по юридическому адресу – Л. Толстого, 23. Но структура данного учреждения в связи со сложностью решаемой проблемы очень разветвленная и многоплановая.
В структуре АКНД:
1.                стационары круглосуточного пребывания больных на 130 коек (по  ул. Дальняя, 45, Змеиногорский тракт, 106А,) из них 20 коек для лечения детей и подростков;
2.                6 стационаров дневного пребывания больных на 110 мест, в том числе 30 мест для детей и подростков;
3.                диспансерное отделение с поликлинической службой на 200 посещений;
4.                экспертный отдел;
5.                клинико-диагностическая, биохимическая и химико-токсикологическая лаборатории
6.                кабинеты:
o        функциональной диагностики,
o        физиолечения,
o        психодиагностики и психокоррекции,
o        психотерапии.
Схема № 1: «Структура ГУЗ АКНД»

В штате АКНД 79 врачей, из них 10 — высшей и 16 — первой категории.
Главный врач ГУЗ АКНД— Нечаев Валерий Александрович:
врач соцгигиенист-организатор здравоохранения высшей категории;
врачебный стаж с 1969 г., главный врач АКНД с февраля 2001г.
Зам. главного врача по лечебной работе — Саяпина Светлана Георгиевна:
врач психиатр-нарколог высшей категории; врачебный стаж с 1972 г., в наркологии — с 1976 г.;  главный внештатный нарколог г.Барнаула.
Отделение №1 социальной и медицинской реабилитации на 25 коек(Змеиногорский тракт, 106-А). Госпитализируются взрослые, нуждающиеся в особом типе восстановительной терапии: выработка и укрепление у них способностей самообеспечения, формирование положительных социальных установок, веры в свои силы, возвращение к труду.
Для достижения цели используются медицинская реабилитация, психологическая и социальная. Имеются спортивный и тренажерный залы, сауна с бассейном, кабинет массажа. Продолжительность курса реабилитации 4 месяца.
Отделение № 2 для лечения больных наркоманией на 20 коек
(Змеиногорский тракт, 106-А). Оказывает следующие виды наркологической помощи: купирование абстинентных состояний. Проводится обследование, интенсивное комплексное лечение (медикаментозное, психотерапевтическое, психологическое, широкий спектр физиотерапии, массаж, сауна, иглорефлексотерапия), мотивирование больных на этап восстановительного лечения для дальнейшего прохождения лечебно-реабилитационных программ. Пациенты знакомятся с правилами поведения в отделении, занимаются пассивным трудом.
Отделение для лечения детей (детей и подростков) на 20 коек (Змеиногорский тракт, 106-А).
Оказывает лечебно-реабилитационную помощь детям и подросткам, имеющим зависимость от психоактивных веществ и с донозологическими формами. Организация медицинской помощи: лабораторная диагностика, консультация узких специалистов, психолога, психотерапевта, проведение лечения, обеспечение повседневной связи и преемственности в работе отделения с другими ведомствами (органы народного образования, центр соц. защиты — работа в трудовых и творческих мастерских). Технологии лечения, используемые в отделении: медицинские — фармакотерапия, физиотерапия (сауна, массаж, иглорефлексотерапия, электротерапия), ЛФК; психотерапевтические и психокоррекционные методики — психологическое обследование, обеспечение психологической поддержки пациентам, психотерапевтической поддержки семьи, психокоррекционные (динамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциональное); программа «12 — шагов», терапия занятостью: самообслуживание, трудотерапия, учеба, спорт.
Отделения № 3, 4 неотложной наркологической помощи на 65 коек
для лечения больных алкогольными и интоксикационными психозами              (ул. Дальняя, 45). В отделении оказывается помощь больным в состоянии средне-тяжелой степени абстиненции, обусловленной длительным алкогольным запоем или наркотизацией, с алкогольными или интоксикационными психозами.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Детско-подростковая наркологическая служба в структуре АКНД была выделена в самостоятельную в 1998 г.
В каждом районе г. Барнаула действуют амбулаторная служба и дневные стационары:
§     Центральный р-н — ул. Л.Толстого, 23,
§     Железнодорожный, Ленинский р-ны — ул. Советской Армии, 146-а,
§     Октябрьский район — ул. Маяковского, 8,
§     Индустриальный район — ул. Попова, 95.
В 2001 г. открыты в г. Барнауле амбулаторное реабилитационное отделение на 25 больных, детский (детско-подростковый) дневной стационар на 15 мест.
В дневных стационарах кроме лечения, несовершеннолетние проходят индивидуальную и групповую психокоррекцию. Созависимые родители получают консультацию врача и психолога в центре для родителей «Надежда».
Лечебную и реабилитационную помощь детям и подросткам, имеющим зависимость от психоактивных веществ и с донозологическими формами, оказывает круглосуточный стационар по ул. Змеиногорский тракт, 106-а.
Также работают клубы «Анонимные алкоголики», «Радуга», «Аланон» по ул. Советской Армии, 146-а, ул. Попова, 95 — клуб «Семья».
Диспансерное отделение с поликлинической службой для обслуживания взрослого населения
(ул. Л.Толстого, 23), это — 8 наркологических кабинетов, два дневных стационара на 80 чел./мест; амбулаторное реабилитационное отделение на 25 больных; клинико-диагностическая, биохимическая лаборатория; кабинеты: анонимной наркологической помощи; психологов; физиолечения; функциональной диагностики; психотерапии. Осуществляет выявление наркологических больных, проводит: амбулаторный прием больных, в том числе анонимный, диспансеризацию с хроническими формами, направление на лечение, пролонгированные методы лечения (кодирование, введение депо-препаратов, имплантация препарата «Эспераль») и обучение населения навыкам и приемам профилактики наркозависимости.
В составе диспансерного отделения:
Кабинет психологов. Основными направлениями работы психологов являются: психологическое консультирование пациентов с различными видами зависимостей; психокоррекция семейных отношений в семьях больных наркологическими заболеваниями. Используются методики групповой дискуссии, когнитивно-поведенческой терапии, суггестивной психотерапии, программа «12 шагов» и д.р. Проводятся занятия в группах «Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы» и в группах созависимых (с родственниками больных). Работает телефон доверия.
Дневные стационары для оказания наркологической помощи взрослому населению осуществляют купирование абстинентных состояний, используют методики, направленные на подавление патологического влечения к наркотикам, спиртному, применяют различные виды психотерапии, психологической коррекции для создания установок на отказ от психоактивных веществ. Больные участвуют в лечебно-реабилитационных программах, разработанных на применении современных психотерапевтических технологий.
Экспертный отдел. В структуре отдела – кабинет медосвидетельствования на состояние опьянения, в котором проводится круглосуточное медицинское освидетельствование для определения наркотического и алкогольного опьянения; специальная медицинская комиссия по проведению наркологических экспертиз, которая обеспечивает судебно-наркологическую экспертизу и экспертизу качества лечения; химико-токсикологическая лаборатория, которая для автоматизированного процесса проведения анализов биожидкостей на содержание наркотических и других психоактивных веществ оснащена современным оборудованием.
Делая вывод, можно сказать, что перед нами довольно-таки сложная и многоплановая структура учреждения со своими, свойственными ей особенностями, что вполне объяснимо глубиной решаемой проблемы, в борьбе с которой используются всевозможные средства.
2.3. Основные направления деятельности АКНДи его некоторых структурных подразделений
На сегодняшний день государственное учреждение здравоохранения «Алтайский краевой наркологический диспансер» — ведущее лечебно-реабилитационное учреждение здравоохранения для оказания квалифицированной стационарной и амбулаторно-поликлинической наркологической помощи жителям г. Барнаула и Алтайского края, диспансеризации больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями. ГУЗ АКНД является организационно-методическим и учебным центром наркологической службы края в области диагностики, лечения, профилактики и прогнозирования наркологических заболеваний.
Основные направления работы АКНД:
§     профилактика и раннее выявление наркологических заболеваний среди населения;
§     амбулаторная и стационарная помощь больным алкоголизмом, наркоманиями;
§     реабилитация больных алкоголизмом, наркоманиями;
§     анонимное лечение наркологических больных;
§     психологическое консультирование пациентов с различными видами зависимостей;
§     психокоррекция семейных отношений в семьях больных с различными видами зависимостей;
§     медицинское освидетельствование для установления состояния опьянения;
§     военно-врачебная экспертиза;
§     судебно-наркологическая экспертиза;
§     параклиническое обследование наркологических больных с использованием современного лабораторного оборудования;
§     координация работы наркологической службы края с целью стабилизации наркоситуации. Приоритетное направление — оказание наркологической помощи несовершеннолетним;
§     развитие и совершенствование наркологической службы края. Разработка мероприятий по уменьшению распространенности наркологических заболеваний.
В 1998 г. Детско-подростковая наркологическая служба в структуре АКНД была выделена в самостоятельную
Основные направления деятельности детско-подростковой наркологической службы:
§     своевременное выявление «группы риска» (наиболее уязвимые в отношении потребления наркотических средств);
§     профилактическая работа по проблемам нарко-токсикоманий, алкоголизма, табакокурения;
§     лечение и медико-психологическая, реабилитационная помощь имеющим зависимость от психоактивных веществ и с аддиктивными формами поведения.
В 2001 г. в г. Барнауле былоткрыт детский (детско-подростковый) дневной стационар на 15 мест.
В дневных стационарах кроме лечения, несовершеннолетние проходят индивидуальную и групповую психокоррекцию. Созависимые родители получают консультацию врача и психолога в центре для родителей «Надежда». В стационарных кабинетах работают: врач психиатр-наркоголог, психолог, специалист по социальной работе, социальный работник, инструктор ЛФК, флорист, имеется творческая мастерская (исцеляющее искусство кружок «Умейка», работа с деревом, тканью, глиной).
Социальная адаптация детей и подростков проводится врачами совместно с психологами, специалистами по социальной работе, социальными работниками.
Также работают клубы «Анонимные алкоголики», «Радуга», «Аланон» по ул. Советской Армии, 146-а и ул. Попова, 95 — клуб «Семья».
Работа в клубах направлена на:
§     восстановление доверительных отношений между родителями и детьми;
§     поддержку как родителей, так и детей в жизненных стрессовых ситуациях;
§     обучение реальному восприятию существующих проблем.
Т.о., можно говорить о том, что в целом вся деятельность АКНД с его структурными подразделениями направлена на профилактику и раннее выявление наркологических заболеваний, оказание помощи больным наркоманиями (амбулаторно, стационарно), на их реабилитацию и социальную адаптацию, а также на развитие и совершенствование наркологической службы края. Т.е. государство старается результативно бороться с проблемой наркомании, используя при этом разнообразные средства.

Заключение
Конечно, сегодня Россия находится в тяжелом социально-экономическом положении. Что обусловлено ее непростым и запутанным процессом социльно-исторического развития. Перед нашим обществом стоят тысячи нерешенных проблем. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера. Так, в последнее время получили свое распространение различного рода девиации. И одной из острейших проблем является проблема наркомании.
По данным правоохранительных органов и органов здравоохранения, на начало 1999 г. общее число граждан России, употребляющих наркотики, превышает 2 млн. человек [16, с. 11].
В целом в той или иной степени проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, то есть практически каждого пятого жителя страны. Сегодня в России не осталось ни одного региона, где бы не были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения. Наркомания окончательно превратилась в общенациональную проблему, несущую прямую угрозу государству. Ведь, по последним экспертным оценкам, каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков 13–15 человек, создавая тем самым своего рода “снежный ком” наркомании [11, с. 91].
Потери от наркомании за последние два года превышают несколько миллиардов рублей. Моральный же ущерб российскому обществу вообще не поддается никакому подсчету.
Наркомания в России продолжает “молодеть”. По последним данным, более 60% наркоманов – люди в возрасте 18–30 лет и почти 20% – школьники. Информация Минздрава РФ показывает, что средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15–17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11–13 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков, в частности, в Москве, детьми 6–7 лет.
Поэтому я и решила разобраться в этих проблемах, изучить их как можно глубже [8, с. 240].
В ходе проведения работы мною была достигнута основная ее цель, т.е. я изучила теоретические основы технологий решения проблем наркомании среди молодежи.
Чтобы достигнуть выше изложенной цели, мне пришлось разрешить ряд, обусловленных ею задач.
Таким образом, я выяснила, что наркомания – это заболевание, возникшее в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в малых дозах эйфорию, а в больших дозах – одурманивание, наркотический сон, что она вызывает как физиологическое, так и психологическое привыкание. Один раз попробовав наркотик, — дороги назад нет! Наркомания приносит большие проблемы не только тому человеку, который употребляет наркотики и его близкому окружению, она является опасной для всего общества в целом (СПИД, демографические, криминальные, социальные, экономические и другие проблемы).
Изучая особенности современной наркологической ситуации среди учащейся молодежи, стало понятно, что молодежь – это самая уязвимая категория населения в этом плане. Здесь наблюдается постоянный рост количества зависимых от наркотиков. Особенно пугает тот факт, что с каждым годом возраст впервые принимающих наркотики неумолимо уменьшается. Конечно, это обусловлено рядом факторов, например, таких как общее социально-экономическое положение в нашей стране. Люди вынуждены «круглыми сутками» зарабатывать на свое существование, а значит времени на своих детей у них почти не остается (проблема гипоопеки). Получается, что наши дети социально ничем не заняты, фактически предоставлены сами себе! Также причиной употребления наркотиков могут стать и гиперопека, и социальное неблагополучие семей (алкоголики, наркоманы и пр.), безнадзорность и многое другое.
Т.о., видна объективная необходимость борьбы с наркоманией, особенно в молодежной среде (за ними будущее). А значит, нужно проводить реформирование всех сфер жизни общества, создавать специальные программы по борьбе с наркоманией, в рамках которых должны разрабатываться и использоваться эффективные технологии по решению социальных проблем.

Список литературы:
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр
    «Академия», 2001. – 192 с.
2. Артюхов А.В., Захарчук В.А., Мосолова Е.М. Проблема наркомании среди молодежи крайнего севера и пути ее решения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — № 2, 1998. – с. 72-75
3. Васильков Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издательский центр  «Академия», 1999. – 440 с.
4. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как
самостоятельного метода оказания психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – № 3, 2000. – с. 11-17
5. Как снизить риск развития наркомании у подростков: методические  рекомендации для родителей / Центр Мед. Реабилитации больных наркоманиями, — Барнаул: Азбука, 2002. – 21 с.
6. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание /
Н.С. Курек; Научно-исследовательский институт наркологии Министерства
здравоохранения РФ. – СПб.: Алетейя, 2001. – 220 с.
7. Мигилева П.В. Опыт работы с детьми и семьями группы риска комплекса социальной поддержки детей и молодежи «Свет» г. Волжского // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – № 2, 2001. – с. 60-65
8. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб.  доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. –  416 с.
9. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
10. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427с.
11. Тарасов Н.В. Наркомания: Опыт борьбы в США. – М.: ЮРКНИГА,
2004. – 184 с.
12. Тишин Е. А. Актуальные проблемы социального развития // Экономист.   –  № 4, 1997. – с. 15 – 19.
13. Шабалин В.В. Зависимое поведение школьников: психологическое
консультирование школьников и их родителей по проблеме зависимого поведения: Мед. Пресса, 2001. – 176 с.
14. Шапиро Б.Ю. Психосоциальное консультирование как технология
социальной работы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – № 3, 2001. – с. 3-17
15. Шиков И.Л., Куриленко Е.Н. Концепция содержания деятельности
регионального центра социальной поддержки молодежи г. Курска // Вестник
психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – № 3, 1999. – с. 76-83

Банк технологий
1. Психосоциальное консультирование
1) Общая характеристика технологии
Цели технологии:
§     во-первых, повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;
§      во-вторых, развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности
§     т.е. конечная цель – это научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами
Объект технологии: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет
Субъект технологии: консультирующий психолог, социальный работник
Принципы реализации социальной технологии:
— индивидуальный подход;
— клиентоцентризм;
— принцип опоры на собственные силы;
— компетентность специалиста, оказывающего помощь;
— принцип универсальности (исключает дискриминацию при оказании
  помощи);
— конфиденциальность;
— толерантность (признание закономерности разнообразия клиентов и  
  терпимость к этому со стороны специалиста) и т.д.
Инструментарий технологии:
определенным образом построенная беседа, т.е. инструментами будут – слово, идеи, способы направленного воздействия на людей (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение), вербальное и невербальное воздействие и т.д.
Условия внедрения технологии:
— индивидуальный подход;
— заинтересованность;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности межличностных отношений волейболисток
Реферат Необхідна оборона як обставина, що виключає злочинність діяння
Реферат Princeton Acceptance Essay Essay Research Paper A
Реферат Договор комиссии 2
Реферат Автор этих путешествий мистер Лемюэль Гулливер мой старинный и близкий друг; он приходится мне также сродни по материнской линии
Реферат Последствия деятельности и аварий ПО "Маяк"
Реферат Резвый, Дмитрий Петрович
Реферат Лингвистические и экстралингвистические аспекты перевода обществе
Реферат Изучение элементов химического состава пищевых продуктов на примере макроэлементов
Реферат Проблеми реалізації норм права
Реферат Место и роль особых экономических зон в системе мирового хозяйства
Реферат A abc (Automatic Beam Control)
Реферат Культура Древнего Египта 2
Реферат Лекции по Лучевой диагностике
Реферат 1. 1 Конструктивные тенденции скульптуры XX века