Реферат по предмету "Социология"


Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи

Введение
Объект исследования:технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Предмет: технологии работыс семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Цель: изучить технологииработы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Задачи:
1. Изучитьособенности технологий социальной работы с семьями
2. На основе анализалитературы определить теоретическое содержание понятий семей нуждающихся впомощи.
3. Изучить спецификуработы с семьями, нуждающимися в помощи.
Таким образом, мы предполагаем,что социальный педагог с семьями «группы риска» работает по следующимнаправлениям: социальный патронаж, социальная реабилитация, профилактическаяработа социальная помощь.
Методы исследования:анализ литературы по проблеме, наблюдение, беседа, количественный икачественный анализ результатов диагностики.
В современном обществешкола тесно взаимодействует с семьёй, особое внимание школа уделяет семьямсоциального риска.
Реформированиеполитической и экономической системы общества повлияло на уровень жизни самойсемьи, на возможность выполнения ею своих функций, на её жизнеспособность вцелом. Семья, являясь основным институтом развития и социализации ребёнка,испытывает на себе воздействие как развитых, так и негативных процессовпроисходящих в обществе.
В семье человек усваиваетнормы и правила человеческого поведения. Семья призвана обеспечивать ребёнкубазисное чувство защищённости, становится его путеводителем в освоении внешнегомира и правил взаимодействия с ним.
В настоящее времяувеличилось количество семей, социальное функционирование которых посубъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существованиекак семей, находится под угрозой. Это семьи социального риска, которые нуждаютсяв особой социальной помощи, в большом внимании государства, педагогов, так какданные семьи не в состоянии справиться с проблемами.
Посредником междугосударством, общественными организациями и законодательными органами выступаетсоциальный педагог.
Без помощи социальногопедагога современная семья может обойтись далеко не всегда. Его социальныеуслуги ориентированны на создание лучших условий жизнедеятельности семьи,возможности саморазвития, защиту её прав и интересов.
Семья является первымисточником социализации, развития личности ребёнка. В семье человек усваиваетнормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре,начиная с её элементарных продуктов. В семье человеческие ценности, убеждения,идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненныепоступки и поведения.
Конфликтные отношениявнутри семьи, отсутствие любви, родительская жестокость или непоследовательностьв системе наказаний – являются стимулятором детской агрессивности.
Семья являетсяиндикатором социально-экономического, социально-политического, социально-культурногои иного развития страны в целом, бытовых, идеологических,социально-психологических, ценностных-нормативных и иных условий, которые изэтих предпосылок вытекают.
Работая с семьями «группыриска» социальный педагог оказывает им различного рода помощь.
Практическая значимостьизучения специфики социальной работы с семьями группы риска определяетсязапросами современного общества.
Данная проблема былаобъектом изучения: В.И. Курбатова, П.П. Украинец, Ю.В. Васильковой, В.Н.Гурова, И.А. Фурманова и т.д.
На основании вышеизложенного нами были определены: объект, предмет, цель и задачи исследования.
Итак, проблема спецификисоциальной работы с семьями «группы риска», является актуальной длясовременного общества.

1.Особенности работы с семьями «группы риска»
 
1.1 Социальная работакак общественный феномен
Социальная работа – однаиз разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленныхманипуляций в профессиональной социальной работе ориентированы на созданиеусловий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционироватьна принципах самодостаточности, а также на проведение корректной илиреабилитационной работы с лицами асоциального поведения. Границы социальнойработы как сферы социального действия могут быть определены лишь в конкретныхпространственно – временных координатах, поскольку на профессиональном уровнесоциальная работа во многом ограничена рамками, предопределенными социальнойполитикой конкретного государства в конкретный временной отрезок своегоисторического развития. Социальной работе свойственна преемственность, котораяобусловлена тем, что социальные и гуманитарные и практические подходы к ихразрешению возникают параллельно с развитием, как самого общества, так иотдельных личностей, его составляющих.
По мнению В.И. Курбатова,как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватываеттри широкие сферы:
1) социальная терапия наиндивидуально личностных и семейных уровнях с целью социальной адаптации иреабилитации индивида в контексте окружающей его среды;
2) социальная работа сгруппой, причём группы могут классифицироваться: по возрасту (детские,молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожимпроблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек,отцов-одиночек и т.д.) [16;52]
Часто социальнымработникам приходится иметь дело с группировками асоциального или дажекриминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество,организованная проституция, наркомания и т.д.).
3) социальная работа вобщине, по месту жительства. Она ориентирована на расширение сети социальныхуслуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятного социально –психологического климата в местах компактного проживания людей, а также наорганизацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи и др. [16;53].
Для социальной работыхарактерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями.
По мнению В.И. Курбатова,важная особенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной изсмежных сфер деятельности – это её посреднический характер. [16;56]
Социальная работа,согласно В.И. Курбатова, немыслима без элемента посредничества, причем этотэлемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характерсоциальной работы – это следствие её интегральности и пограничности, направленностина целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. [16]
Социальная работаосуществляется через деятельность системы социальных служб и социальныхучреждений, в индустриально развитых странах называемых институтом социальногоблагосостояния.
Социальная работа какпрактическая деятельность направлена на поддержку развитие личности,реабилитацию индивидуальной и социальной субъективности человека.
Цели социальной работы,независимо от модели теоретического обоснования и практики, связаны споддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются взависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально– психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. [16; 58]
Согласно П.П. Украинец, вчисло основных задач и профессиональных обязанностей социального работникавходит:
1)оказывать помощьиндивидам и группам;
2)осознавать и устранятьзатруднения личного, социального, экологического и духовного характера,неблагоприятно влияющие на них;
3) помогать людямсправляться с затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего; защитногоили корректирующего воздействия;
4) защищать беспомощных,в соответствии с законом прибегая к использованию власти;
5) способствовать болееширокому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальнойсамозащиты, использовать все средства и источники для социальной защитынуждающихся в этом людей и др. [22;58]
Поле деятельностисоциального работника очень широко; в микрорайонах и на предприятиях он выявляетлиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической,материальной помощи; содействует интеграции деятельности различныхгосударственных организаций и учреждений по оказанию социально экономическойпомощи населению; помогает в семейном воспитании; проводит работу спенсионерами, инвалидами, детьми; участвует в работе по созданию центровсоциальной помощи, социальной реабилитации; работы с несовершеннолетнимиправонарушителями и людьми, вернувшимися из мест заключения и т.д. [3]
Система социальнойработы, являясь общественной исторической, и относится к классу сложных,открытых систем.
Как открытая системасоциальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другимисистемами, что проявляется в особенностях содержания, характера людейсоциальной работы. [3;66]
Как отмечаетЮ.В.Василькова, в системе социальной работы как практической деятельности естьследующие элементы:
1) Объект и субъектсоциальной работы отвечают на вопрос: — Кто действует в системе социальнойработы и на кого направлено действие?
2) Основные сферысоциальной работы отражают те социальные сферы, в которых решаются проблемы(здравоохранения, образования и т.д.) влияют на формирование содержаниясоциальной работы и определяются уровнем развития общества, его культуры,общественного сознания, идеологии, политики.
3) Институты социальнойработы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которыхосуществляется их ведущая деятельность.
4) Методы социальнойработы – это комплекс специфических приёмов, способов достижения целей и задачсоциальной работы.
5) Формы обычно связаны сметодами и институтами социальной работы; выделяют как единичные мероприятия,так и систематические, многоуровневые, долгосрочные программы по решениюжизненно важных клиентских проблем. [6;66-67]
Ю.В. Васильева, выделяетусловия эффективности существования системы социальной работы:
— культурная и социальнаяцелесообразность социальной работы;
— адекватность системысоциальным задачам и реальным возможностям общества;
— готовность иподготовленность общества к реализации предлагаемой системы социальной работы. [6;110]
Институты социальнойработы – учреждения занимающиеся решением социальных проблем населения(социальные службы официального, неофициального, государственного,негосударственного, добровольно общественного характера). Каждый социальныйинститут, имеет свои специфические задачи. Общемировой опыт социальной работыдемонстрирует следующие типы институтов социальной работы: общепрофильные и специализированные.
Как отмечает В.И.Курбатов, к общепрофильным институтам относятся учреждения открываемые дляобслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета, и других малыхадминистративных-территориальных единиц. Цели и задачи данных учреждений:находясь максимально близко к месту жительства людей, оказывать первичнуюсоциальную помощь всем нуждающимся. [16;69]
Специализированныеучреждения, согласно В.И. Курбатову, предоставляют социальные услугиопределенным категориям населения: социальные приюты, реабилитационные центры,диагностические центры и т.д. [16;69]
Итак, социальная работа –универсальный вид деятельности. Это обусловливает междисциплинарный характертеории, практики социальной работы, всестороннюю и глубокую связь с другими научнымии учебными дисциплинами, особенно гуманитарными.
Социальная работаосуществляется сегодня, в самых ведущих сферах жизнедеятельности общества. В образованиии здравоохранении, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, ввоинской среде, в системе исполнения и наказаний и др. В каждой областисоциальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержкичеловеку. Существует своя законодательная и нормативно-правовая база социальнойработы, принимаются апробированные технологии, создаются общественные условиядля полной реализации функций социальной работы как профессионального видадеятельности.
Таким образом, социальнаяработа – профессиональная деятельность, связанная с применениемсоциологических, психологических и педагогических методов и приёмов для решенияиндивидуальных и социальных проблем. Социальный работник оказывает, все видысоциальной помощи в преодолении человеком возникших у него проблем. Важноеместо в деятельности социального работника занимает семья. Социальная работапризвана смягчить тяготы “семей риска”, помочь им.
1.2 Понятие и видысемей «группы риска»
В жизни каждого человекасемья занимает особое место. В семье растёт ребёнок и с первых лет своей жизнион усваивает корни общежития, корни человеческих отношений, впитывает из семьи,добро, зло, всё, чем характерна его семья. Став взрослым дети повторяют в своейсемье всё то, что было в семье его родителей.
В семье регулируютсяотношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности,моральных норм поведения.
В любом обществе семьяимеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой– малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития.Отсюда, по мнению Ю.Г. Волкова, её зависимость от общественного строясуществующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременноотносительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другойобщественный институт – институт брака. [5;320]
Итак, семья – малаягруппа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения междусупругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.Семья, как отмечает М.А. Иванова – это созданная человеком интимная средасуществования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному),семья объединяет родственников как живых так и умерших близких и дальних,известных и неизвестных. [8;272]
Взаимоотношения в семьезависят от традиций общения экономического и социального состояния общества,зависимость семьи от общества, участие супругов в ведении хозяйства, вобщественном производстве от типа семьи: многодетная, бездетная, ктоглавенствует, от личных качеств, характера родственников.
Развитие семьи проходитнесколько стадий Ю.В. Василькова выделяет следующие стадии:
1 стадия – первоначальноеобразование семьи, когда молодожёны отделяются и уезжают из большой семьи.
2 стадия – рождениеребёнка, семья состоит из двух поколений.
3 стадия – семья из трёхпоколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями илиуезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослыхдетей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственникамив качестве, так называемых “ жен” и “ мужей”. На этой стадии семья илирасширяется или разрушается.
4 стадия – когда всёустоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этотпериод крепнет семейная солидарность, дети могут поддерживать родителей.
5 стадия – это периодзаботы о членах семьи, так как её члены нуждаются в помощи. Забота падает насреднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботится о детяхразведённой дочери, предоставить кров престарелым, помогать тем детям, которые уехавшимучиться, заботиться о тех, кто остался без работы.
6 стадия – заключительныйпериод семейного цикла. С появлением нового главы семьи не появляется новаясемья, а продолжается первая ячейка, т.к. в семье существует неразрывная связьпоколений. [6:272]
Основной функцией семьиявляется репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Но кроме этойсуществует целый ряд социальных функций семьи:
— воспитательная –социализация молодого поколения;
— хозяйственно-бытовая –поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
— экономическая –получение материальных средств одних членов семьи для других, материальнаяподдержка несовершеннолетних и престарелых;
— социальный контроль –ответственность членов семьи за поведение её членов в обществе, в различныхсферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми;
— духовное общение –духовное обогащение каждого члена семьи;
— социально-статусная –предоставление членам семьи определённого социального положения в обществе;
— досуговая – организациярационального досуга, развития взаимного обогащения интересов каждого членасемьи;
— эмоциональная –осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организацииэмоциональной стабильности личности, психологической терапии. [20;274]
Семья вводит ребёнка вобщество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становитсяличностью, родители открывают ребёнку мир, помогают выбрать жизненный путь. [4]
В семье, по мнению Ю.В.Васильковой, укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности,заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбуи будущее. [6;274]
В семье закладываютсягуманные черты характера, доброты и сердечности ребёнка, он учиться отвечать засвои поступки.
В семье ребёнокприучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовиться к самостоятельнойсемейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.
По мнению Ю.В.Васильковой, самая распространенная современная семья — это семья, состоящая измногих поколений. В этой семье живут вместе и дети и дедушки, и бабушки поотцовской и по материнской линии.
Существует семья,состоящая из многих поколений, когда взрослые дети остаются в семье родителей,так как не могут решить проблему жилья. Данная семья характеризуется кровнымродством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувствомединства, хотя могут жить отдельно. [6;279]
По мнению Ю.В.Васильковой, наиболее распространенной в современных условиях являетсястандартная семья, состоящая их мужа, жены и детей, семья из 3-4 членов.Функции обучения и воспитания детей в этой семье взяли на себя школа идошкольные учреждения. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как всовременных условиях увеличилась занятость женщин в производстве. [6;279]
Молодая семья – этосупружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этойсемьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. [6;279]
Большинство таких семей,как показали исследования Ю.В. Васильковой с родителями, у них чаще всего иматериальные и жилищные трудности. [6;279]
Неполная семья – этосемья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространеннымявлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. [6;280]
Такая семья — результатразвода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а такжерождение внебрачного ребёнка. Согласно Ю.В.Васильковой сегодня таких семей, гдеглавой семьи является мать 25%.
Внебрачная семья,возникающая с рождением внебрачного ребёнка, кроме тяжёлых материальных условийиспытывает и отрицательное отношение к ней общества. [17;280]
Семья в повторном браке –это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети отпрежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или сдетьми жены. [17;280]
Благодаря реализациисемейных функций исторический поток, постоянно эволюционизируя, сохраняет свойсоциальный, биологический и культурный смысл.
Как отмечает В.И.Курбатов, в разные периоды жизни семьи – изменяется иерархия семейных функций,то одна, то другая занимает приоритетное место. В своем единстве функции семьипредставляют собой систему семейных отношений; возникновение в этой системедисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводитсистему в кризисное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи, помнению В.И. Курбатова, по тем или иным причинам от выполнения какой-либофункции дестабилизирует образ семьи, возникает угроза её распада. [16;293]
Семьи, социальноефункционирование которых по субъективным или объективным причинам затрудненноили нарушено, а их существование как семей находиться под угрозой,характеризуются как семьи группы риска. [16-21;293]
Именно эти семьи являютсяосновными объектами социальной работы т.к, в следствии недобросовестноговыполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных,детей беспризорных, детей беглецов.
К семьям социальногориска В.И. Курбатов относит:
— малообеспеченные;
— беженцев;
— многодетные;
— неполные;
— с детьми инвалидами;
Факторы, обуславливающиесоциальный риск, могут иметь социально-экономические, медико-санитарные,социально-демографические, социально-психологические, криминальный характер. Ихдействие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся безпопечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.
Причины, вызывающиедисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны, В.И. Курбатов выделяетследующие:
1. Экономическиепричины: у большого числа семей прожиточный уровень ниже черты бедности из-заизбыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена. Семьимногодетные; семьи, в составе которых есть инвалиды – взрослые или дети; семьис низким уровнем заработной платы; семьи безработных.
2. Асоциальныепричины: алкоголизм или наркомания семьи или одного из её членов,противоправное поведение, проституция, плюс низкий культурный уровень. Какрезультат, дети из таких семей чаще других попадают в преступные компании.
3. Психологическиепричины: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность,супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.
4. Медицинскиепричины: хронические инфекционные и венерические заболевания, психические исексуальные отклонения, импотенция.
5. Неполные семьи. Вследствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникаютгруппы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей-беглецов. [16, 294]
Существует такая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результатекакой-либо социальной катастрофы: гирбель родителей малолетних детей,нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чащевсего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание ивоспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; рядсложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабымиадаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности;к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способностиконтролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формыповедения. [24]
6. Многодетные семьи в настоящее время устойчивосоставляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причемзачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождениеблизнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции илиневозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерываниюбеременности). [24]
Все многодетные семьи Е.И. Холостов распределяет натри категории:
• семьи, многодетность в которых запланирована(например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями,культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытываютмного трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья,загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но уродителей имеется мотивация к воспитанию детей;
• семьи, образовавшиеся в результате второго ипоследующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети.Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, ноих членам присуще ощущение неполной семьи;
• неблагополучные многодетные семьи, образующиесяв результате безответственного поведения родителей, иногда на фонеинтеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образажизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи,реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительскогопопечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательствопрепятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разноговозраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно. [24, 511]
Многодетные семьи всех типов имеют общуюсоциальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из такихсемей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чащедемонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственнойзначимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе.Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетныхсемей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев исестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Этообъективна закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, независящая от имущественного и образовательного статуса родителей. [24]
7. По мнению Е.И. Холостова, семьи инвалидов вынужденыпреодолевать экономические трудности, вызванные распадомпроизводственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов,ограничением трудоспособности и адаптационной способности. [24, 512]
Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности.Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям ивозможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.
Осуществление права инвалидов на труд,самообеспечение — одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это нетолько способ улучшить их материальное положение, но и важнейший факторсамоутверждения и внутреннего развития. Исследования Е.И. Холостова показывают,что всех инвалидов можно разделить на четыре категории: те, кто не работает, нохочет работать; те, кто не хочет работать, но вынужден трудиться (обе этикатегории испытывают неудовлетворенность); те, кто не работает и не хочетработать; те, кто имеет работу и хочет работать (эти две категории испытываютбольшую удовлетворенность). Таким образом, вопрос о трудовой реабилитацииинвалидов как части их социальной реабилитации включает в себясоциально-психологический фактор: наличие или отсутствие мотивации к занятиютрудом. [24]
8. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынужденырешать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограниченияжизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласиезаниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида снеисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобноерешение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные своспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающихродителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком — инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать,как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу,более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую.
Количество разводов в таких семьях намного выше — отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи.Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи,иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков иумений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовомсамообеспечении. [24]
По мнению Е.И. Холостова, полнаямалодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейногонеблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждатьсяв помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработицавлияют как на материальное положение, так и на социально-психологическоесамочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социальногостатуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мираотрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести касоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой моментсемье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ейсохранить стабильность — в противном случае семья может перейти в категориюнеблагополучных. [24, 513]
Семейные проблемы (дисфункциональность семейныхсвязей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) независят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной,интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальныеработники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественнона этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься жепрофилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций впредкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии.
Число семей «группы риска», как отмечает В.И. Курбатов,умножается за счёт расширения зон военных и межнациональных конфликтов,экономического неблагополучия. [1, 297]
Поступки детей из семей «группы риска» довольночасто вступают в противоречие с общепринятыми правилами и нормами поведения.Они проявляют агрессивность в общении со сверстниками, дерзость и отрицаниеавторитетов по отношению к старшим. Взрослея, согласно В.И. Курбатову, эти детивсё чаще переступают нормы закона. К категории семей «группы риска» относятсемьи несовершеннолетних матерей.
К семьям «группы риска» В.И. Курбатов, относитсемьи матерей, имеющих маленьких детей и освободившихся из заключения; семьи,чьи дети в домах младенцев. [16, 304]
Как отмечает Е.И. Холостов, причинойвозникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередьмалообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногдатрудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработицелибо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже доходамужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнениемобязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на нихправо и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости ихсодержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям;во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы,присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членовнеполных семей, прежде всего детей. [24]
По-мнению Холостова, во-первых, это обида,угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытыватьдети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинствеслучаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что являетсяпричиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартовсвоих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себячрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не можетуделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду набывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях,проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат всемье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильнойполоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипысвоего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являютсявзрослые, в первую очередь родители. [24, 509]
Хотя полоролевое поведение людей в различныхкультурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляетсянаиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной ролимужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины.Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятноевоздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования,силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более если онастала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально быланеполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины вразличных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семьечеловек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевоеповедение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам.
Таким образом, семья есть основанное на браке иликровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимнойответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила человеческогоповедения. Когда семья игнорирует, а порой полностью отказывается по тем илииным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизирует образ семьи,возникает угроза её распада. Семьи, социальное функционирование которых посубъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а ихсуществование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьисоциального риска. Именно эти семьи являются объектами социальной работы.
социальный работа семья дисфункция
1.3 Специфика работы с семьями «группы риска»
В семье, основной ячейке общества, формируетсяребёнок. Семья является индикатором социально-экономического,социально-политического, социально-культурного и иного развития страны в целом,бытовых, идеологических, социально-психологических, ценностно-нормативных ииных условий, которые из этих предпосылок вытекают.
Семья – полноправный институт социальноговоспитания и перед ней стоит задача преодолеть отчуждение детей, возникающее врезультате разводов, ранней сексуальной жизни, беременности несовершеннолетних,отказ от детей, роста числа семей, в которых дети воспитываются одним изродителей, предоставления подростков самим себе в связи с занятостью родителей,разрушением патриархальных семей и потерей авторитета в семье отца, чтонегативно отражается на отношениях между родителями и детьми и приводит кутрате родителями основного воспитательного влияния на подрастающее поколение.
В целях сохранения и развития социальных функцийсемьи государство разрабатывает и реализует семейную политику, которая включаетв себя две основные задачи: с одной стороны, она направлена на стабилизациюположения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессовеё жизнеобеспечения, а с другой – на формирование эффективной системысоциальной защиты социально-уязвимых семей. В этих целях в республикевнедряется ряд программ общенационального масштаба: «Основные направлениягосударственной семейной политики Республики Беларусь», Перспективныйнациональный план по выполнению Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка»,национальная программа «Дети Беларуси» в составе 5 подпрограмм: «ДетиЧернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Совершенствование социальной защитысемей и детей», «Детское питание», а также Закона «О государственных пособияхсемьям, воспитывающих детей».
Реализуя программы защиты материнства и детства,республиканские органы работают в тесном контакте с представительством ООН вРеспублике Беларусь (ПРООН) с представительством Детского Фонда в РеспубликеБеларусь (ЮНИСЕФ).
Важным аспектом государственной семейной политикиявляются формирование системы социальной работы с семьёй, совершенствование еёсодержания и технологий. Среди видов и форм социальной помощи, направленной насохранение семьи выделяют:
а) экстренную социальную работу (экстреннаяпомощь, срочная социальная помощь, предоставление убежища, немедленное удалениеиз семьи детей, подвергающихся жестокому обращению, находящихся в опасности;
б) социальную работу, направленную на поддержаниестабильности семьи;
в) социальную работу, ориентированную на развитиесемьи и её членов. [20, 92]
В настоящее время в республике развиваетсяадресная, социальная помощь семье, включающая в себя денежную помощь,натуральное обеспечение, гуманитарную помощь, льготы и услуги.
Также, социальный педагог с семьями «группыриска» работает по следующим направлениям:
— социально-профилактическая работа, направленнаяна устранение причин возникновения проблем, а также систему мер профилактикисемейного неблагополучия, конфликтов, разводов, стрессовых состояний;
— социальная помощь, цель которой — оказаниеразносторонних социальных услуг семьям в условиях конкретного сообщества,конкретной ситуации;
— социальный патронаж или одно из направленийсоциальной работы, основанное на сопровождении семей, требующихсистематического поддержания условий, необходимых для обеспеченияжизнедеятельности социально – незащищённых семей;
— социальная реабилитация, ориентированную наоказание помощи молодой семье с целью преодоления семейных конфликтов,кризисных состояний, дисгармонии во взаимоотношениях, временных или постоянныхтрудностей в жизнедеятельности семьи. [9, 325]
Одним из важнейших принципов работы с семьёйявляется принцип самообеспечения семьи через оказание ей социальной помощи сцелью поиска и стимулирования внутренних резервов, которые помогут семьеразрешить собственные проблемы. Социально-педагогическая работа с семьёйориентирована как на всю семью, так и на отдельных её членов – детей, родителейи т.д. [9, 330]
Социально-профилактическая работа, согласно А.И. Левко,с семьёй заключается в реализации системы социально-психологических,медико-социальных и правовых подходов, ориентированных на устранение причинвозникновения проблем, преодоления неблагополучия, конфликтов, разводов,стрессового состояния, подготовку к выполнению функций родителей, охранурепродуктивного здоровья молодёжи, организацию работы по преодолению ошибок,нарушений в системе семейного воспитания. [9, 331]
Социальная помощь имеет цель оказанияразнообразных социальных услуг семей в условиях конкретных отношений,конкретной ситуации. Эти услуги способствуют формированию в семье нормальнойжизнедеятельности и могут носить информационный, консультативный характер сцелью оказания психолого-педагогической, правовой, социально-медицинской,материальной поддержки семьи. [9, 331]
Социальный педагог предварительно разъясняет,какие льготы имеют молодые семьи, женщины, одинокие люди, несовершеннолетние матери,дети из неблагополучных семей и семей «группы риска», участвует в формированииих правосознания, способствует восприятию родителями своих обязанностей,оказывает различные виды социальных услуг детям и семьям. Молодым семьям инесовершеннолетним гарантируется оказание различного рода информационныхконсультаций. [9, 332]
Социальный патронаж – одно из направленийсоциальной работы, ориентированное на постоянную поддержку семьям, нуждающимсяв ней. [9, 332]
Социальная реабилитация, как считает П.П.Украинец,ориентированна на оказание помощи семьям, члены которых имеют устойчивуюалкогольную или наркотическую зависимость или вернулись из мест лишениясвободы. Работа по социальной реабилитации проводится как с каждым членомсемьи, так и со всей семьёй и родственниками. Основная цель такой работы –выведение членов семьи из стрессового состояния, оказаниесоциально-медицинской, социально-правовой помощи, восстановление чести,достоинств, прав и свобод членов семьи. [292, 100]
В связи с резким ростом числа семей и детейразличных «групп риска» возникла необходимость в новых формахсоциально-педагогической работы с проблемными семьями, детьми. Такой формой, помнению В.И.Курбатова, явилась организация специфических образовательныхучреждений-центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. [9]
По мнению В.И. Курбатова, первоочередная задачасоциального педагога в работе с семьёй – это разрешение кризисных ситуаций.Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьёй, решаетсоциальные, экономические, медицинские и психологические задачи. [16, 326]
Главная цель социальной работы с семьёй, помнению В.И. Курбатова – мобилизовать внутренние силы семьи на преодолениекризиса. [16, 326]
По мнению Ю.В. Василькова, работа социальногопедагога по оказанию помощи семье состоит в следующем:
1. Проконсультировать семью в возможностиполучения различных пособий и социальных льгот, о порядке их получения.
2. Помочь увеличить доходы семьи, помочь взаработке и взрослых, и детей, в получении кредита, если семья решит открытькакое-нибудь предприятие.
3. Помочь матери, которая оказалась одна с детьмии без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детейодних.
4. Многие родители нуждаются в помощи педагога.Консультации можно проводить как индивидуальные, так и групповые.
5. Работая с семьёй, следует обращать внимание наположение ребёнка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию осемье: в школе, у соседей, в поликлинике.
6. Работая с семьёй алкоголиков или наркоманов,полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома илив дом ребёнка. При лишении родителей родительских прав – передачу детей вблагополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном лечении родителей. [6, 326 — 327]
При работе с семьёй алкоголика диагностикаподразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками исопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всехчленов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребленияалкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенностиличностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость),традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти отпроблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибоиногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянствуприбегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении)преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимымлицом, его семьей, социальным окружением — это лечебные мероприятия,консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудоваяреабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющихалкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после реабилитации пациентвозвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю;семья, длительно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшаяопределенный гомеостазис, вольно или невольно способствует возобновлению у негопрежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностныхресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям. [24]
Поэтому работа с такой семьей подразумеваетформирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни ипостроению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия,направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственнойсудьбы; введение клиента в объединения или клубы лиц — приверженцевбезалкогольного образа жизни или создание такого объединения. Одна из самыхэффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительномуизлечению от алкоголизма, — движение «Анонимные алкоголики», а такжепрограммы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимныенаркоманы» и др.
Социальный педагогобращает внимание на семью, где есть дети-инвалиды, устройство их в спецшколы,приобретения колясок для детей, получение путёвок для летнего отдыха.
Социальный педагогсвязывается с юристом, чтобы организовать консультацию для семьи, гдепостоянные конфликты.
Многодетная семьяобращается к педагогу по поводу трудоустройства, подростка, за которым нуженпостоянный контроль. [3]
Работа с семьёйначинается с изучения семьи.
После изучения семьиперед социальным педагогом стоит задача – создать в семье новые отношения. Этоможно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы,бытовые объединения, труд в быту. [6, 327]
Составив представление оположении в семье ребёнка, социальный педагог вместе с семьёй разрабатывает длянего варианты реабилитационной программы. С ребёнком обсуждается режим дня,свободное время, его дела.
По мнению Ю.В. Василькова,социальный педагог может составить «карту семьи», где даётся характеристикакаждому члену семьи, дата рождения и.т.д.
Определяются статуссемьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежностьсемьи. [6, 328]
Следует выяснить то, чтознают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья, проблемы. [6, 328]
Таким образом,непосредственная работа социального педагога с семьёй включает в себя:
1. Социально-профилактическую;
2. Социальную помощь;
3.Социальный патронаж;
4. Социальнаяреабилитация.

2.Экспериментальное изучение особенностей социальной работы с семьями «группыриска»
 
2.1 Ход исследования
Наше экспериментальноеисследование проводилось в ноябре 2007 года. Базой для исследования явилисьсредняя школа №8 г.Бреста, средняя школа №33 г.Бреста, средняя школа №15г.Бреста. В эксперименте приняло участие 3 социальных педагога (см. ПРИЛОЖЕНИЕ1).
Экспериментальноеисследование проводилось в индивидуальном порядке.
Цель исследования:выявить особенности социальной работы с семьями «группы риска».
Задачи:
1. Провести беседу ссоциальными педагогами;
2. Сделать выводы порезультатам беседы.
В целях выявленияособенностей социальной работы с семьями «группы риска» мы использовалиразработанную нами беседу (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); наблюдение.
2.2 Анализ и описаниеполученных результатов
 
В ходе анализарезультатов были получены следующие данные:
— 3 испытуемых, чтосоставляет 100,0 %, работают с такими семьями «группы риска» как: семьиалкоголиков; многодетные семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи, имеющиеодного родителя; с опекунскими семьями.
— 3 испытуемых, чтосоставляет 100,0 %, посещают семьи «группы риска», осуществляют диагностику,консультируют семьи по возможности получения различных пособий и социальныхльгот, помогают в трудоустройстве неработающим родителям, детей из семейалкоголиков и наркоманов определяют в детские дома, решают вопросы опринудительном лечении родителей-алкоголиков.
Для семей, имеющихдетей-инвалидов, помогают устраивать детей в спецшколы, приобретать инвалидныеколяски, проводят беседы по проблемам воспитания и ухода за детьми-инвалидами,социальную реабилитацию, социальный патронаж, социальную помощь (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
В ходе наблюдения былоустановлено, что работа с семьями начинается с изучения семьи; составляется«карта семьи», где даётся характеристика каждому члену семьи; определяетсястатус семьи, жилищные условия; изучается положение ребёнка в семье;разрабатывается реабилитационная программа. Для работы с семьями «группы риска»социальный педагог привлекает различных специалистов: врачей, юристов, работниковправоохранительных органов, психологов и т.д. Социальные педагоги осуществляютиндивидуальные и групповые беседы с родителями и детьми; организуют совместные вечера;вовлекают родителей и детей в различные клубы, группы здоровья; посещают семьи«группы риска» на дому, контролируют их.
Итак, в ходе нашегоисследования было установлено, что социальные педагоги с семьями «группы риска»осуществляют следующие виды работ: социальная помощь, социальный патронаж,социальная реабилитация и профилактическая работа.

Заключение
 
Социальная работа какобщественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи,которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно сособенностями национально-культурного, социально-политического развития исоциальной политики государства.
Социальная работа естьобщественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защитуличности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальнойстабильности общества, так как призвана препятствовать росту его маргинальныхслоёв.
В задачи социальнойработы с семьями «группы риска» включены следующие:
— адаптация клиентов вобществе;
— создание условий длясамоутверждения представителей «слабых» групп;
— диагностика социальныхи личностных проблем;
— социальнаяпрофилактика;
— социальная помощь исоциальное обеспечение нуждающихся;
— консультирование;
— социальный надзор исоциальное попечительство;
— посредничество поопределенному кругу вопросов между клиентами и различными организациями.
К семьям социальногориска относят семьи:
— малообеспеченные;
— беженцев;
— многодетные;
— неполные;
— с детьми-инвалидами;
— с различнымипатологиями;
— асоциальные.
Итак, проблема семей«группы риска» в теоретическом плане – относительно новая проблема, хотяреально такие семьи существовали всегда, их характеристики, способы воздействияна них и содействия им не подлежали прежде обсуждению, они как бы отсутствовалив социалистическом обществе. Сегодня эти семьи во всём их многообразии сталиобъектом социальной работы.
В ходе нашегоисследования было установлено, что социальный педагог ведёт активную работу ссемьями «группы риска» по следующим направлениям:
— социальная помощь;
— социальный патронаж;
— социальнаяреабилитация;
— профилактическаяработа.

Литература
 
1.  Азаров Ю. Семейная педагогика. – М.,1993. – 297 с.
2.  Агапов Е.П. Социальная работа какфеномен культуры. – Ростов на Дону, 1999. – 410 с.
3.  Бочарова В.Г. Педагогика социальнойработы. – М., 1994. – 380 с.
4.  Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучнойсемьи. – М., 1988. – 230 с.
5.  Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.,1999. – 350 с.
6.  Василькова Ю.В. Социальнаяпедагогика. – М., 2001. – 440 с.
7.  Вульфов Б.З. Социальный педагог всистеме общественного.//Педагогика. – 1992. -№6, с.20-23.
8.  Гуров В.Н. Социализация личности:социальный педагог, семья и школа. – Ставрополь, 1993. – 270 с.
9.  Левко А.И. Социальная педагогика. –Мн., 2003. – 341 с.
10.  Мудрик А.В.Социальная педагогика. – М… 1999. – 330 с.
11.  Мустаева Ф.А.Основы социальной педагогики. – М., 2001. – 433 с.
12.  Наторг П.Социальная педагогика. – СПб… 1989. – 290 с.
13.  Никитин В.А.Начало социальной педагогики. – М., 1999. – 370 с.
14.  Социология: курслекций / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д, 2000. – 512 с.
15.  Социальная работа:Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2003. – 480 с.
16.  Социальная работа/Под ред. Курбатова В.И. Ростов н/Д, 2003. – 490 с.
17.  Социальнаяработа: теория и практика / Отв. ред. Холостова Е.И. – М., 2003. – 430 с.
18. Социальнаяпедагогика / Под ред. М.А. Гамагузовой. – М., 2000. – 444 с.
19.  Социальнаяпомощь семье и детям. – М., 1994. – 219 с.
20.  Социальныйпедагог. – М., 2000. – 200 с.
21. Фемкология Семьеведение/ Под ред. Л.Т. Шинеливой. – М., 1997. – 298 с.
22.  Украинец П.П.Социальная работа. – Мн., 2005. – 288 с.
23.  Фирсов М.В.Теория социальной работы. – М., 2003. – 210 с.
24.  Холостова Е.И.Социальная работа. – Мн., 2003. – 630 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список социальныхпедагогов
1. Величко НатальяМихайловна, 33 года, СШ №8 г. Бреста.
2. Чигирь ТатьянаВалерьевна, 30 лет, СШ №33 г. Бреста.
3. Самохина МаринаИвановна, 35 лет, СШ №15 г. Бреста.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
 
Беседа
 
Цель: выявить особенностисоциальной работы с семьями «группы риска».
Вопросы:
1. С какими семьями«группы риска»Вы работаете?
2. Какие формы,методы работы Вы используете при работе с семьями «группы риска»?
Оценка результатов:качественный анализ полученных результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Протокол 1 беседы
Величко НатальяМихайловна, 33 года, социальный педагог СШ №8
1. В первую очередьс семьями алкоголиков; с семьями, имеющими одного родителя; с неполнымисемьями; семьями, имеющими детей-инвалидов; многодетными семьями; опекунскимисемьями.
2. Посещаем на дому;читаем лекции по проблемам воспитания детей; проводим диагностику, позволяющуювыявить проблемы родителей и детей, особенности их отношений; выявить причины,которые привели данную семью к «группе риска». Данным семьям оказываетсягуманитарная помощь, на каждую семью составляется карта учёта. В семьяхалкоголиков с родителями проводятся профилактические беседы по проблемеалкоголизма и курения. Неполным семьям, опекунским семьям, многодетным семьямчитаются лекции о правилах воспитания детей, методах обучения и развития детей.Оказываем помощь в трудоустройстве родителей, а также оказываем психологическуюпомощь конфликтным семьям.
Протокол 2 беседы
Чигирь ТатьянаВалерьевна, 30 лет, социальный педагог СШ №33.
1. Неполные семьи,семьи алкоголиков, семьи, имеющие детей-инвалидов.
2. Диагностика,консультирование, социальный патронаж, социальной обеспечение; чтение лекций;беседы; посещение на дому; социальная реабилитация.
Протокол 3 беседы
Самохина Марина Ивановна,35 лет, социальный педагог СШ №15
1. С семьямиалкоголиков, многодетными, неполными, имеющими детей-инвалидов.
2. Работа с семьямиосуществляется в индивидуальном и групповом порядке. Родителям читаются лекции,проводятся беседы. Проводится диагностика семьи, на основании полученныхрезультатов разрабатывается программа работы с семьёй; психопрофилактическаяработа; осуществляется социальный патронаж; посещаем семьи на дому; социальноеобеспечение; социальный надзор; посредничество по определенным вопросам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные операторы языка Turbo-Paskal. Процедуры и функции
Реферат Царствование Алексея Михайловича в Истории России с древнейших времён С.М. Соловьёв
Реферат Удивительные миры Жозефины Уолл (Josephine Wall)
Реферат Велосипед: от прошлого к современности
Реферат Русская правда как памятник отечественного государства и права
Реферат Переходные электромагнитные процессы
Реферат Epic Characteristics Of Paradise Lost Essay Research
Реферат Новые люди в романе Николая Чернышевского Что делать
Реферат Расчет структурной надежности системы (вариант 3)
Реферат Биография Меньшикова.
Реферат Банковская система РФ. Структура и проблемы функционирования в период экономического кризиса 200
Реферат Valediction Forbidding Mourning Essay Research Paper ValedictionForbidding
Реферат The Marshall Decision Essay Research Paper Who
Реферат Методи економічного аналізу
Реферат Методические аспекты построения и анализа электродинамических уравнений Максвелла