Реферат по предмету "Социология"


Теоретические основы социальной работы по охране семьи

АННОТАЦИЯ
Работа 27 с., 19 источников
Институт семьи и брака,лица, состоящие в институте семьи и брака, типология семейных структур, социальныепроблемы, социальная работа, медико-социальная работа, технологии социальнойработы, теория социальной работы, социальная защита населения.
Курсовая работа посвященаактуальной теме научного и прикладного значения – изучению теоретических основпреодоления проблем, возникающих в институте семь и брака. Лица, вступающие вбрачные отношения, берут на себя огромную ответственность перед обществом –созидания и хранения основного аспекта продолжения жизни – семьи и семейныхотношений. Социальная работа берет на себя обязанность дилера междугосударством и членами семьи, исполняя медико-социальную, образовательную,правовую и подобные социальные роли. Социальная работа проводится с гражданами,нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или инойсоциальной помощи.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Исторические этапы семьи
1.1 Семья в доиндустриальную эру
1.2 Семья и индустриализация
2. Определение семьи и семейныхотношений
2.1 Сущность семьи
2.2 Структура, функции семейныхвзаимоотношений
2.3 Типы семей, типология семейныхструктур
3. Основные проблемы в семье и ихвыявление
3.1 Социальные проблемы,дезорганизация и кризис семьи
3.2 Брачное и бракоразводноеповедение
3.3 Самосохранительное поведение
4. Семья и политика
4.1 Цель и главные принципыгосударственной семейной политики
4.2 Структура управлениягосударственной семейной политикой
5. Семья как объект социальной работы
5.1 Семья — главный объект социальнойработы
5.2 Основные задачи социальной защиты
5.2.1 Система социальной помощимногодетным семьям
5.2.2 Система социальной помощинеполным семьям
5.2.3 Система социальной помощибольшой семье
5.2.4 Социальная защита молодой семьи
5.3 Медико-социальная работа впланировании семьи
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Семья как ячейка обществаявляется неотделимой составной частью общества. И жизнь обществахарактеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизньсемьи. Чем выше культура семьи, тем, следовательно, выше культура всегообщества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своихсемьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье,а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучаютсвоих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям,какие ценности прививают родители своим детям, зависит то, каким будетобщество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное напринципах любви, добра и справедливости или же наоборот? В этом случае оченьважно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторовформирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общенииочень важны нравственные принципы, главным из которых является — уважениедругого.
Последствиями дурногообщения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большойсоциальный вред обществу, влекут за собой различные социальные преступления.Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество. Таким образом, общество (аего тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит отздоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
В этой работе я постараюсьвыявить сущность семьи, раскрыть ее болезни и найти лекарства от них. Для этогоя воспользуюсь социологическими материалами по изучению института семьи. Взаключении обозначу краткое учение о семье с христианской позиции, по причинетого, что социальная работа в России имеет свои корни в Православии, которое насегодняшний день проходит этап возрождения.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫСЕМЬИ
1.1 Семья вдоиндустриальную эру
Основные черты семейногообраза жизни в доиндустриальную эпоху. Во-первых, «семья» и «экономика» былинеразделимыми понятиями, производственные отношения существовали в формесемейных, демографических отношений, семейные проблемы были «продолжением»вопросов собственности и труда. Дети, благодаря существовавшим культурнымнормам возрастного старшинства, рассматривались одновременно и как находящиесяна содержании, и как работники. Взрослые в такой семье также были зависимы отсвоих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости, и уделялипоэтому огромное внимание успешной передаче экономических ресурсов семьи следующимпоколениям.
Во-вторых, доминантойобщественной жизни была власть родства. Семьи были не только большими исложными, объединяя в себе несколько поколений и боковых ветвей, но и былисвязаны многочисленными родственными связями и отношениями свойства с большимчислом других семей, с которыми они осуществляли «брачный» обмен.
В-третьих, преобладающейбыла крестьянская семья, чья жизнь, как и жизнь семьи дворянской, быланеразрывно связана с землей. Земля была не только всеобщим базисомпроизводства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи. Определяющимв мотивации поведения семьи было ориентированное на детей использование земли.Семья была способом обращения капитала, движения земельных ресурсов отпоколения к поколению.
В-четвертых, этопредопределяло многие другие характеристики семьи и, в частности, то, что онабыла многодетной (и по социально-нормативной направленности, и фактически).
В-пятых, отличительнымсвойством патриархальной семьи была мощная власть межпоколенных связей. Возрастбыл основным агентом социального контроля, при котором старшие поколения,используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивали и увеличивалисвой статус и власть.
1.2 Семья ииндустриализация
Во-первых, для «традиционализма»,фамилизма, характерен родственно-семейный принцип организации жизни, перевесценности родства над максимизацией выгод индивида и над самой экономическойэффективностью, тогда как в «современной семье» родство отделяется отсоциально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целяминдивида.
Во-вторых, аграрноеобщество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство,где, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя.Современная модель семьи связана с разделением дома и работы, появляетсянаемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимоот статуса в семейно-родственных сетях.
В-третьих, незначительнаяпсихологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной,этническими и другими социальными общностями при «традиционализме»контрастирует с резким размежеванием дома и внесемейного мира, семейнойпервичности и обезличенности отношений во внешнем окружении в условиях«модернизации».
В-четвертых, социальная игеографическая мобильность, при «традиционализме» связанные с тем, что сыновьянаследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца, отличаетсяот внесемейной мобильности сыновей и дочерей на стадии индустриализации.
В-пятых, системаценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг,семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старостьродителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере«модернизации» становится менее устойчивой и престижной, уступая местоценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. системасемьецентризме уступает место системе эгоцентризма.
В-шестых, происходитпереход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящейиз трех поколений и доминированием старших к децентрализованным нуклеарнымсемьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовыхродительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересаминдивида (депривация личности от семьи, изоляционизм).
В-седьмых, переход отразвода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) кразводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
В-восьмых, смена«закрытой» системы выбора супруга «открытой» системой на основе межличностнойизбирательности молодым и людьми друг друга, независимо от предписаний родстваи традиций обмена приданым и выкупа невесты (хотя и при сохраненииимущественных интересов и системы наследования, закрепляемых брачным контрактом).
В-девятых, переход откультуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции киндивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению ипрерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинениирепродуктивного периода жизни посредством приближения к физиологическимграницам — срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошнойбрачности, традиций пожизненного брака.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ ИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Сущность семьи
Семья — это сложноесоциальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельностилюдей, обусловленная существующими общественно-экономическими и юридическиминормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый рядразнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми вповседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развиваетсяодновременно с ним.
Семья очень быстро ичутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе,раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов,оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как часть общества семьясоздавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь можетвлиять на ход его развития.
Важнейшие функции семьи:демографическая (воспроизводство населения), экономическая, социальная,культурная и др. Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи,они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимноевлияние друг на друга.
2.2 Структура, функциисемейных взаимоотношений
Структура — размер,состав семьи — зависит от способа организации и обеспечения единства ееосновных элементов, распределения половозрастных ролей в семье. Характерструктуры семьи определяется характером социально-исторических условий:неравноправие женщины в обществе приводит к неравноправию ее в семье.Иерархичность отношений в обществе приводит к иерархичности отношений в семье.
Семейная власть можетстроиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямогонасилия до морального воздействия (от приказов до вежливых дружеских советов) ив традиционном представлении структуры можно выделить 2 типа семейных отношений.
Первый — авторитарный(лидерство), где руководство и организация всех семейных функций сосредоточеныв руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.
Второй — демократический(партнерство), который предполагает равноправное распределение обязанностей,равное участие в решении всех семейных проблем, более прогрессивный. Впоследнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами.
Со структурой семьисвязаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другимисемьями и со всем обществом. Нарушение структуры семьи приводит к нарушению еефункций.
Функции семьи — сферажизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворениемопределенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций,сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.
Для молодой семьи важнабиологическая — репродуктивная функция, для пожилой — эмоциональная.Репродуктивная (генеративная) функция — биологическое воспроизводство жизни,поддержание непрерывности благодаря рождению детей. Она необходима дляпродолжения человеческого рода. Функция социальная – общество глубокозаинтересовано, чтобы последующее поколение было количественно большепредыдущего. Это и нравственно-эмоциональная потребность человека. Семья безребенка ущербна. Функция первичной социализации детей — постепенное введениеребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществузаконами.
Медицинская функция илиподдержание физического здоровья членов семьи, прежде всего, носит профилактическийхарактер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредныхпривычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков, проведенииоздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией повопросам здоровья, своевременно обращаться к медработникам за советами ипомощью, выполнять их назначения.
Неблагоприятныйпсихологический климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психическойнапряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятсяизменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становитсяпроблематичным.
2.3 Типы семей, типологиясемейных структур
Наиболее распространенныйтип — нуклеарная семья (от лат. nucleus— ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Она можетбыть полной и неполной — с одним родителем с детьми. Таких семей около 13%.Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки, либо семьябратьев и сестер), она называется расширенной, многопоколенной, крупной семьей,их всего 3,4%. 58,4 % всех семей имеют детей до 18 лет. Доля малодетных семей(один, два ребенка) в общей численности 58 %, а многодетных — 9,8 % (три иболее детей).
Разделение семей посемейно-жизненному циклу.
1. По брачному состояниюили возрасту: жизненный путь каждого человека можно представить как добрачный,брачный (новобрачный, повторный, незарегистрированный брак), послебрачный(разведенные, одинокие, не вступившие в брак, вдовствующие).
2. По семейному циклу:молодая семья (с ребенком-первенцем, детьми до трех лет), семья среднеговозраста, пожилых и престарелых.
Разделение семей порегиональному признаку (городская, сельская). В городах преобладают неполныесемьи, национально смешанные. На селе больше многодетных многопоколенных семей,что связано с особенностями ведения домашнего хозяйства, жилищными условиями,этническим составом и т.д.
Разделение семей поуровню доходов. Семьей с высоким доходом считается та, которая может позволитьсебе пользоваться платными услугами в социальной сфере. Уровень благосостоянияблагополучной семьи на 15 — 20 % выше среднего; такая семья решает своипроблемы самостоятельно, без посторонней помощи.

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСЕМЬЕ И ИХ ВЫЯВЛЕНИЕ
3.1 Социальные проблемы,дезорганизация и кризис семьи
К наиболее острым общим социальнымпроблемам семьи можно отнести: резко продолжающееся расслоение общества набедных и богатых; постоянный дефицит государственного бюджета; демографическаяубыль населения; миграция населения; ухудшение здоровья нации, в том числе исемьи; рост числа неполных семей; повышение иждивенчества; насилие иконфронтация в семье; увеличение социального сиротства; изменение традиционныхролей, особенно женщины в семье и т.д.
Дезорганизация семьи —невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры. Факторы, скрепляющиесемью: эмоциональная близость; физическая близость; совместное проживание,ведение домашнего хозяйства и воспитание детей; юридическая фиксация брака;духовная близость и освещение брака церковью. Наиболее хрупкой является семьякак «пустая оболочка».
В заключение можносказать, что в настоящее время идет разрушение ценностей семьи, брака,материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, всебольшее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должныизменить свое отношение к семье как социальному институту, чтобы ее сохранить.
3.2 Брачное ибракоразводное поведение
Брачное поведение состоиткак бы из трех частей: чаще всего под ним понимают систему действий иотношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор); второй вид — собственносупружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим вбрак и ставшим родителями; наконец, третья часть — это такая характеристикаконфликтности супружеского поведения, которая ведет к разводу или разъединению.
Движущей силой брачногоповедения становится потребность в браке и брачном партнере, и доминированиепоследней над первой означает снижение ценности брака и супружества, посколькуусиливается ценность партнерства или товарищеско-партнерского сожительства.
С другой стороны, приисследовании обстоятельств, ведущих к разводу, отмеченная выше особенностьимеет прямое отношение к усилению тенденции к прекращению брака из-заослабления установок на продление супружества. В условиях кризисного паденияценности семейного образа жизни все беды брака и семьи чисто психологически и всилу природы межличностного общения начинают восприниматься сквозь призмусвойств и черт другого супруга. Неустойчивость семьи как института ощущается впоявлении ряда проблем семьи, но успех решения их ставится в зависимость отиндивидуальных качеств партнера. Институт семьи не находит поддержки средисоциальных институтов, поэтому растут разводы, но на уровне разводящихсясупругов это продуцирует массовость ссылок на несходство характеров.
3.3 Самосохранительноеповедение
В социологиисамосохранительное поведение определяется как система действий и отношений,направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, напродление срока жизни в пределах этого цикла. В основу изучения индивидуальногоповедения, опосредующего жизнь и смерть, здоровье и продолжительность жизни,А.И. Антоновым была положена концепция диспозиционной регуляции социальногоповедения. В общих чертах казалось ясным, что конечные результаты, связанные ссохранением здоровья и жизни членов семьи, обусловлены (разумеется, при прочихравных условиях) состоянием семейных отношений и спецификой определенияситуаций образа жизни.
При исследованииориентации на сроки жизни трудно оценить их действенность, так как в принципенельзя до смерти индивида определить степень реализации этих ориентации поглавному результату самосохранительного поведения — продолжительности жизни.Конечно, по числу уже прожитых лет можно судить об этом, так сказать,ретроспективно, но для этого в выборке следует представить все необходимые дляанализа возрастные группы (что увеличивает объем выборки и трудоемкостьисследования).

4. СЕМЬЯ И ПОЛИТИКА
4.1 Цель и главныепринципы государственной семейной политики
Государственная семейнаяполитика — комплексная система деятельности государства, направленная на семьюкак социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прави интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством.Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического,правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера,направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.
Государственная семейнаяполитика является самостоятельным направлением социальной политики, решаеттолько специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новыйуровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики сталасемья как единое целое, как социальный институт с представлением ей новогосоциального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своегофункционирования. Семья становится объектом государственной заботы и поддержки.
Основные принципысемейной политики:
— автономность исуверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своегоразвития, предоставление возможности выбора форм поддержки только надобровольных началах;
— приоритет интересовребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения еговыживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуальногоразвития;
— равные права всех типовсемей на поддержку государства независимо от социального положения,национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие междумужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей ивозможностей в занятости;
— партнерствогосударственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике сопределяющей ролью государственных органов;
— доступность,адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всемнуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособныхчленов семьи, создание условий экономически активным членам семьи дляобщественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовойоснове. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденноймиграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн ивооруженных конфликтов; — комплексность. Социальная помощь охватывает все стороныжизнедеятельности семьи, все ее функции;
— профилактическаянаправленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основеанализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержаниясемейной политики.
Представленные принципыгосударственной семейной политики требуют дальнейшей научной и методологическойразработки, финансирования для ее проведения.
4.2 Структура управлениягосударственной семейной политикой
Российское государство —светское демократическое федеративное правовое государство с республиканскойформой правления. Государственную власть в РФ осуществляют: глава государства —Президент РФ; парламент РФ — Федеральное Собрание — представительный изаконодательный орган, состоящий из двух палат — Совета Федерации иГосударственной Думы; Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть.Государственная семейная политика проводится высшими органами государственнойвласти: законодательной и исполнительной. Основные законы разрабатываются вГосударственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации наместах.
В результатепреобразований в России созданы рыночная модель хозяйствования,негосударственный сектор экономики, новые отношения рынка труда.

5. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
5.1 Семья — главныйобъект социальной работы
Принимая семью в качествеобъекта социальной работы и видя ее сложной социальной системой, при контакте сней необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование иисторию развития.
Генеративная функциясемьи обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что являетсяне только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическоезначение для сохранения популяции. Трудовой потенциал завтрашнего дня —сегодняшние младенцы и малыши, дети и подростки. Общество заинтересовано в том,чтобы каждое следующее поколение, было, по крайней мере не малочисленнее, чемпредыдущее, В то же время семья заинтересована в детях.
Социальный работник,исходя из прим и я па максимизации минимума (стремления максимально расширитьминимальные ресурсы социальной помощи), должен не только помогать семьепережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая засправедливым распределением государственной) помощи, но и научить семьисамопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект, чем самые щедрыепособия. Нужно помнить, что морально всегда лучше собственный заработок, чемсоциальное иждивение. Программа развития малого и среднего семейного бизнеса,помощь муниципальных органов в этом деле могут позволить многим семьям Россииобеспечить себе достойную жизнь.
Семейные конфликты инасилие в семье, эмоциональный разлад и дезорганизация, рассогласованиесемейных ролей и несправедливое распределение семейных обязанностей, пьянство имногие другие проблемы — все это заботы социального работника. Необходимопомнить, что не социальный работник разрешает семейные проблемы клиентов, асемья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силыих разрешать.
5.2 Основные задачисоциальной защиты
В настоящее времясемейная политика в РФ носит лишь краткосрочный характер социальной защиты вусловиях массовой бедности многих российских семей. Она направлена на выживаниесемей и включает социальную помощь и социальное обслуживание семей.
Основные задачисоциальной защиты: реализация установленных законом социальных прав иминимальных социальных гарантий; адаптация системы социальной защиты кизменившимся социально-экономическим условиям; дифференцированный подход к различнымкатегориям населения.
5.2.1 Система социальнойпомощи многодетным семьям
Социальный работникосуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи. Службазанятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей;обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения ипереобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройствомдетей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков,получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.
На органы народногообразования возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установлениельготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образованиядля развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкойотдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам;открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога осемейном воспитании).
Органы социальной защитызанимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок,открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальнойпомощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительногопользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство,своевременной информацией о льготах.
Психолог помогает решатьпсихологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия дляполучения советов психолога, педагога в нужный момент.
Органы здравоохраненияпредоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов поместу жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки всанаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членовсемьи.
Торговые организациипредпринимают распродажу товаров и| продуктов питания по сниженным ценам,предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительногопользования. Благотворительные организации оказывают материальную и натуральнуюпомощь, церковь — благотворительную и психологическую поддержку.
Исполнительная городскаявласть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей,предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечениясемей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства,выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказываетпомощь в организации ассоциации многодетных матерей. Аналогичные семьиучаствуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи(общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.). Соседи создают общественное мнение,оказывают помощь.
Место работы родителейдает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать дляматери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день,гибкий график работы, возможность переквалификации. Ассоциация имееттерриториальную структуру управления и проводит количественное и качественноеизучение состояния всех многодетных семей.
Создана картотека,выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовойграмотности, систематически проводится изучение нормативных документов;осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей, проводятсябеседы, лекции, консультации психолога, педагога, семейные праздники по типуделовой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местныйтеатр, встречи с артистами, поэтами).
Родители избавляются отчувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяетсякруг общения, более осознанной становится организация внутрисемейной жизни,получают возможность педагогически грамотно формировать личность своих детей.
5.2.2 Система социальнойпомощи неполным семьям
Служба занятости: поискудобной работы для родителей. Отдел народного образования: вопрос о группе продленногодня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками,психологические проблемы детей, проблемы досуга (отдыха) детей, детскиедиспансерные учреждения.
Соседи: проблемаобщественного мнения и помощи семье. Бывший родитель: проблемы конфликтныхситуаций. Исполнительная власть: жилье. Церковь: материальная и натуральнаяпомощь. Торговые организации: снабжение продуктами питания и др. Психолог:проблемы психологического климата в семье. Органы здравоохранения: вопросыздоровья всех членов семьи; организация медико-социального патронажа.
Проблема диспансеризациистариков-хроников (трудности с лекарствами, квалифицированной медицинской истационарной помощью, дороговизна предметов ухода (судно, резиновые круги дляпрофилактики пролежней, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты и т.д.);проблема ухода за старшими, больными членами семьи; из-за неблагоприятноговнутрисемейного психологического климата семья представляет фактор риска длязаболеваний нервной системы — неврозы, бессонница) и т.д. У старшего поколениямогут быть старческие психозы, снижение интеллекта. В связи с трудностямиустройства детей в дошкольные учреждения, высокой их оплатой, частовозникающими простудными заболеваниями, некачественным питанием дети не посещаютдетские сады. Дети, растущие и воспитываемые дедушками и бабушками в домашнихусловиях, меньше болеют, находятся в лучшем положении, чем детсадовские.Разрушение семейных традиций приводит к уничтожению любви и взаимного уважения.
5.2.3 Система социальнойпомощи большой семье
Органы здравоохранениянаблюдают за здоровьем старшего поколения (особенно если старики не могутпосещать поликлиники), лекарственным обеспечением (льготным для детей истариков), здоровьем всех членов семьи. Служба занятости занимается вопросамитрудоустройства среднего поколения в связи с обстановкой в семье, принеобходимости — трудоустройством старшего поколения.
Переход к рыночнойэкономике, неблагоприятная экологическая обстановка, тяжелый физический труд,вредное производство — все это привело к увеличению онкологических заболеваний,заболеваний сердечно сосудистой системы, психическим отклонениям.
Всемирная декларация обобеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы указывает, чтозащита окружающей среды и ее рациональное использование играет важнейшую рольдля устойчивого развития детей. Необходимо повышать качество окружающей среды,бороться с заболеваниями, недоеданием, снижать коэффициент смертности,совершенствовать социальные услуги, разорвать порочный круг нищеты.

5.2.4 Социальная защитамолодой семьи
С целью поддержки молодойсемьи в соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России»,утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. № 1279, предполагается решение следующих задач: развитие механизмов, направленных наподдержку семей с малолетними детьми; развитие сети информации и консультацийдля молодых семей; содействие решению жилищной проблемы и занятости молодыхженщин, имеющих детей; содействие в приобретении молодыми семьями товаровдлительного пользования, получении образования.
Часть задач, направленныхна поддержку молодых семей, уже реализуется в Федеральных программах: «ДетиРоссии», «Жилище», «Занятость населения», а также в региональных программах.
Помимо этого необходимы:координация усилий различных государственных общественных структур;систематизация и взаимоувязка принятых и действующих социальных программ в тойчасти, где они затрагивают проблемы молодой семьи; расширение различных формкредита специально для молодых семей: целевых, льготных, долговременных (на10—15 лет) кредитов для приобретения земли, строительства, организациифермерского хозяйства, «семейной фирмы» и др.; предоставление кредитов наобразование взрослых членов семьи и их детей; создание условий для занятости,первоочередного повышения квалификации и переподготовки молодых женщин, имеющихдетей, в том числе создание возможностей вечернего и заочного повышенияквалификации, получения образования для матерей, находящихся в длительномотпуске по уходу за ребенком; создание благоприятных условий для домашнеговоспитания детей дошкольного возраста через сеть надомных услуг социальныхработников; разработка системы льгот в области охраны здоровья граждан, подтвержденныхзаконодательством РФ, республик в составе РФ и правовыми актами автономныхкраев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (пользование лечебно-профилактическимиучреждениями и др.); создание сети разнообразных консультаций для молодых семей(социально-психологической помощи, медико-генетических, экономических,юридических, бытовых проблем, информационно-справочных служб по трудовымвакансиям для сезонной и надомной работы, а также по возможностямпереквалификации, по вопросам семейного предпринимательства).
В области охранырепродуктивного здоровья программа предусматривает комплекс мер, основанных напринципе права супругов и отдельных лиц свободно и ответственно решать вопрос очисле своих детей и на получении необходимых для этого информации, образованияи средств, создание условий для оказания психологической, юридической помощимолодым супругам. Эта работа связана прежде всего с организацией службсоциальной помощи и центров «Молодежь и семья», «Молодая семья» и прочих,разработкой и принятием региональных программ по поддержке социальномалозащищенных семей.
Основная деятельностьслужб «Молодая семья», помимо информационной и методической работы, заключаетсяв предоставлении таких услуг, как социальный патронаж молодых семей, живущих внеблагополучных социально-психологических условиях, медико-социальный патронажнесовершеннолетних беременных женщин и кормящих матерей, патронаж молодых семейи лиц, нуждающихся в постоянной заботе. Основная деятельность служб «Молодая семья»,помимо информационной и методической работы, заключается в предоставлении такихуслуг, как социальный патронаж молодых семей, живущих в неблагополучныхсоциально-психологических условиях, медико-социальный патронажнесовершеннолетних беременных женщин и кормящих матерей, патронаж молодых семейи лиц, нуждающихся в постоянной заботе.
Органы здравоохраненияберут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов;занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации итрудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, помедицинской технике, оформлением в специализированные учреждения,реабилитацией.
Органы социальной защитывносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготыи услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортноелечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения.Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройствоматери и отца); предприятия по организации работы на дому; центрапрофориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).
5.3 Медико-социальнаяработа в планировании семьи
Подавляющее большинствосемей в России, как и во всех развитых странах, регулирует число детей и срокиих появления на свет. Однако в большинстве развитых стран произошла такназываемая контрацептивная революция, благодаря которой главным методомпланирования семьи стало предупреждение беременности с помощью различныхпротивозачаточных средств. В России же до сих пор одним из главных методовпланирования семьи остается прерывание беременности с помощью искусственногоаборта. Хотя по официальным данным абсолютное и относительное число абортов впоследние годы снижается в результате проводимых мероприятий в рамкахфедеральных целевых программ «Безопасное материнство» и «Планирование семьи»,эти показатели остаются очень высокими (2210,1 тыс. в 1998 г.).
Необходимо отметить, чтооколо 300 тыс. абортов приходится на молодых женщин в возрасте до 19 лет.Уровень использования современных методов контрацепции женщинами детородноговозраста весьма низок. Крайне недостаточна информированность об этих методах нетолько населения, но и специалистов. Одна из наиболее опасных тенденций внастоящее время — рост заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), средимолодежи в возрасте от 15 до 19 лет.
Высокое число абортов иЗППП способствуют тому, что каждая 10-я супружеская пара в нашей странебесплодна, и обусловливают социальную значимость проблемы планирования семьи.Для решения этой проблемы создана федеральная целевая программа «Планированиесемьи», которая предусматривает создание одноименной службы в РоссийскойФедерации.
Основу нормативнойправовой базы формирования службы планирования семьи составляют приказыМинздрава России «О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощинаселению Российской Федерации» от 15 ноября 1991 г. №186, «О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в1997-1998 гг.» от 26 ноября 1997 г. N° 392. Эти документы определили основныенаправления деятельности службы планирования семьи. Центры планирования семьи ирепродукции включены в номенклатуру учреждений здравоохранения.
В ходе реализациипроектов по проблемам молодежи Всероссийская ассоциация «Планирование семьи»пришла к выводу о необходимости развития в стране специальных служб для работыс подростками — медико-педагогических центров. Такие центры создаются врегионах по распоряжению местных органов исполнительной власти, правовой статусопределяется с учетом региональных особенностей.
Основные направлениядеятельности таких центров:
— целенаправленнаяинформационная работа с различными категориями населения и специалистами дляизменения отношения к планированию семьи, сексуальному воспитанию подростков науровне общества и семьи;
— оказаниемедико-социальной и психологической помощи по следующим направлениям:планирование семьи; индивидуальный подбор контрацепции с последующимнаблюдением; лечение и профилактика ЗППП и ВИЧ-инфекции, включаяэкспресс-диагностику; решение проблем психосексуальных взаимоотношений;правовая помощь;
— подготовка и повышениеквалификации кадров, работающих в области планирования семьи и полового образования;
— обеспечение подросткови молодежи доступными средствами контрацепции и популярной литературой попланированию семьи;
— работа с подростками имолодежью в организованных коллективах в форме бесед, показа и обсужденияспециальных видеофильмов, распространения информационных материалов о работецентра;
— индивидуальная работа с«трудными» подростками, неблагоприятными семьями и инвалидами с целью оказанияпомощи в вопросах планирования семьи и социально-психологической адаптации всемье и обществе;
— амбулаторное прерываниебеременности с последующим под бором контрацепции;
— привлечение средствмассовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи врегионе.
Исходя из необходимостиформирования у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни,ответственности за планирование своей семьи Российская ассоциация «Планированиесемьи» разработала образовательную программу «Основы планирования семьи издорового образа жизни».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в России модноговорить о Православии, о вере христианской, вере отцов. Статистика показывает,что с Православием себя отожествляют приблизительно 80%, крещены – около 50%; но,к сожалению, христианами можно назвать менее одного процента. Либерализацияполитики, развитие конкурентного рынка, свобода вероисповедания приводит нашенаселение к искаженному пониманию свободы, к хаотизации и вседозволенности вовзаимных отношениях. Не обошло стороной эта либерализация и брачные отношенияграждан РФ.
Что значит – здоровоенаселение? На мой взгляд – это, прежде всего, чистота нравственная,просвещенный истиной интеллект, правильная оценка окружающей действительности ичувство ответственности и долга перед собой, ближним, обществом, государством,Землей, будущим и в первую очередь – Богом, и телом Его – Церковью. Взаключении хочу кратко изложить христианскую позицию о браке.
Вначале уместно вспомнитьзамечательное изречение: «Браки совершаются на небесах». Здесь краткосказано то, что соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей.Оно должно иметь, и имеет свое сущностное, бытийное содержание, выходящее зарамки моральных, нравственных, социологических, юридических проблем. Брак неможет быть понят и как естественное удовлетворение физиологических или душевныхпотребностей человека.
Мужской и женский полимеют одну природу, то есть, онтологически нет существенной разницы между мужчинойи женщиной. Достоинство мужчины и женщины, что они отличаются между собой какдве части одного целого. Ни одна из этих частей не может быть полной бездругой, пока не достигнуто единство.
Брак понимается вхристианстве как онтологическое соединение двух людей в единое целое, котороесовершается Самим Богом, и является даром красоты и полноты жизни, существеннонужным для совершенствования, для осуществления своего предназначения, дляпреображения и вселения в Царствие Божие. Всякое другое отношение к браку,например наличествующее в других религиях и учениях или то, которое сейчасдоминирует в мире, христианами может быть воспринято как профанация брака,катастрофическое снижение понятия о браке и человеке, как унижение человека изамысла Божия о нем.
Муж и жена соединяютсяонтологически, их союз не должен разрушаться от человека, поэтому развод не можетиметь Божьего благословения. С точки зрения православной, церковной разводневозможен. Дар любви, который дается в таинстве брака Божиим благословением, — это дар вечный, и не может быть любовь упразднена, она не может прекратиться сосмертью.
Требуется, чтобы брак былобязательно узаконен обществом, признан как законное состояние. Это может бытьосуществлено в тех формах, в которых принято в данное время регистрироватьбрак. Предварительно он должен быть объявлен. Раньше устраивались помолвки.Объявляли, что такие-то двое хотят вступить в брак, и общество их воспринималокак жениха и невесту, а затем, когда они венчались, — как мужа и жену. Важнобыло, чтобы брак воспринимался обществом как законный.
Брак не есть договор, онесть таинство, дар любви, неразрушимый, Божественный. Этот дар нужно хранить ивозгревать. Но он может быть утерян. Это не юридическая категория и неюридический акт. Это есть категория духовная, событие духовной жизни. Бракимеет свое достоинство в зависимости от того состояния, в котором находятсябрачующиеся стороны. Какие люди и как вступают в брак — вот что важно длядостоинства брака. В христианском сознании сомнение в совместной жизниразбиваются о слова Христа: «Что Бог сочетал, то человек да неразлучает».
Вслед за политиками,философами, богословами и другими учеными, которые пытаются раскрыть, сформироватьи обогатить таинство продолжения жизни, любви и взаимосозидания, я считаюнеобходимым посвящать весь свой творческий потенциал на обогащение и укреплениявеличайшего на земле таинства, называемого браком.  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Асмолов А.Г.Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
2. Глэддинг С. Г52 Психологическоеконсультирование. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 736 с.: ил. — (Серия «Мастерапсихологии»)
3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Правосоциального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.:Издательство БЕК, 2002. — 560 с.
4. Иванов В.Н., Патрушев В.И.Социальные технологии: Курс лекций. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 432 с. ISBN 5-7139-0126-2
5. Клейберг Ю.А. Психологиядевиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии«Юрайт-М» 2001.-160 с.
6. М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие.Новосибирск. – 1999
7. Кроль В. М. Психология ипедагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/В.М. Кроль. — 2-е изд., перераб. идоп. — М.; Высш. шк., 2003.—325 с.; ил.
8 Никитин В.А. Социальная работа:проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. – М.: Московскийпсихолого-социальный институт, 2002. – 236 с.
9. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра – М, 2003. –395 с.
10. Психология семейных отношений сосновами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
11 Райгородский Д.Я. Психологиясемьи. (Серия «Психология семейных отношений»). Учебное пособие для факультетовпсихологии, социологии, экономики и журналистики. — Самара: Издательский Дом«БАХРАХ-М». 2002. — 752 с.
12 Сафронова В.М. Прогнозирование имоделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб,заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
13 Социальная политика: Учебник / Подобщ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с.
14 Социальная работа: теория ипрактика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Холостова, д.и.н., проф.Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 427 с.
15 Социальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / С69Под ред. В.А. Никитина. — М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
16 Старовойтова Л. И., Золотарева Т. Ф.Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб,заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. ISBN 5-7695-0833-7
17 Теория социальной работы. Учебник/ Под ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 1999. – 334 с.
18 Теория социальной работы: Учеб.пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Подред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с.
19 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теориясоциальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.