Содержание
Введение
1. Проблема алкоголизма и семья алкоголиковкак объект социальной работы
1.1 Общемировая проблемаалкоголизма
1.2 Семья алкоголиков как объектсоциальной работы
2. Общетеоретический анализтехнологии социальной работы с семьями алкоголиками. Особенности работы ссемьями алкоголиками в Мурманске
2.1 Технология социальной работы всемье алкоголиков
2.2 Особенности работы с семьямиалкоголиками в г. Мурманск
Заключение
Библиографический список
Введение
Проблема семейногоалкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь отзлоупотребления спиртными страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие всостоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности – все этоприводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организмаребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы.
Кроме того, при семейномалкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениямивнимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Неблагоприятное влияниеалкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическомуровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальныхвлияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организмапроисходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблемасоциальной дезадаптации таких детей. Эмоционально-поведенческие и личностныеотклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания,затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальнойадаптации в целом. В свою очередь, социальная дезадаптация является мощнымнеблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Онаспособствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных формповедения.
Актуальность темы работысвязана с тем, что злоупотребление спиртными напитками – это не только проблемыморального плана, но и проблемы и трудности в работе, ссоры в семье, бытовыедраки и преступления на почве психических расстройств от принятия алкоголя.
Цель написания работы –рассмотреть технологию работы социальных педагогов и специалистов по работе снеблагополучными семьями.
Объект работы –алкоголизм и семьи алкоголиков, предмет – технология социальной работы в семье алкоголиков.
Задачи, которые предстоитрешить в работе можно подразделить на:
1) Изучениепсихолого-педагогической литературы по данной проблематике.
2) Рассмотрениевопроса алкоголизма.
3) Рассмотрениетехнологии работы специалистов по социальной работе в семьях алкоголиков.
4) Рассмотрениеработы организаций г. Мурманск, специализирующихся на помощи алкоголикам и ихсемьям.
Теоретической иметодологической основой работы стали издания по социологии, педагогике, психологии,материалы журналов, периодических изданий, интернет сайтов.
1. Проблемаалкоголизма и семья алкоголиков как объект социальной работы
1.1Общемировая проблема алкоголизма
В популярной литературетермины алкоголизм и пьянство иногда употребляются как синонимы и обозначаютнеумеренное и систематическое употребление спиртных напитков. В этих случаяхалкоголизм рассматривается в мировом социальном аспекте, однако существует иузкомедицинское определение алкоголизма как заболевания токсикоорганическогохарактера.
Необходимо разграничиватьэти два понятия, за которыми лежат различные этапы развития единого процесса.
Ученые говорят, чтопровести четкую грань между болезнью и пороком трудно. Во всяком случае, наранней стадии развития порока. В первой фазе пьянства – в период втягивания, начеловека еще можно воздействовать общественно – воспитательными мерами.
На начальной стадиинарушается работа внутренних органов, а также появляются различные отклонения.Со стороны нервной системы: снижается умственная работоспособность, ухудшаетсяпамять и внимание, расстраивается сон, возникают головные боли и раздражительность.Выпивки из эпизодических становятся систематическими, увеличиваются дозывыпиваемых спиртных напитков, снижается контроль за количеством выпиваемого. Сростом доз спиртного повышается переносимость организмом алкоголя. Эта стадияпримерно длится 1-3 года.
К сожалению, многие вэтой стадии болезни не признают себя алкоголиками, пытаются убедить близких идрузей, что они пьют, как все, не больше и могут бросить в любую минуту. Такимлюдям уже нужна медицинская помощь, и их можно направлять на лечение. Именно сэтой стадии начинается формирование хронического алкоголизма, как болезни.
Затем наступает втораяфаза – алкоголизм, правда пока еще не проявляющийся необратимой клинической исоциальной патологией, не оторвавшей пьющего от семьи.
Эта стадия характеризуетсяболее выраженными нарушениями интеллектуальной и эмоционально – личностнойсферы.
Часто наблюдаетсянемотивированное повышение настроения, сочетающееся с раздражительностью. Наэтой стадии появляется похмельный синдром, проявляющийся в болезненномтягостном состоянии организма в связи с недостатком привычного для негоалкогольного вещества, которое уже патологически включено в общий обменныйпроцесс. Дозы принимаемого спиртного увеличиваются до максимальных. Полностьюисчезает контроль за количеством выпитого. Влечение к алкоголю принимаетнеодолимый характер. Нарушения со стороны внутренних органов становятсястойкими. На этой стадии нередко возникают алкогольные психозы. Продолжаетсяэта стадия в среднем 3-5 лет. Но и на этом этапе болезни алкоголики не признаютсебя больными, что говорит о наличие у них нарушений психики.
Незаметно происходитпереход болезни в третью стадию – хронический алкоголизм. В этих случаяхисцеление происходит нечасто.
На этой стадииалкоголизма усиливаются и становятся стойкими все ранее возникшие психическиенарушения. Кроме того, начинает проявляться интеллектуальная деградация,утрачиваются высшие эмоции и этические нормы. Более частыми становятсяалкогольные психозы. У больных возникают тяжелые изменения во внутреннихорганах, воспалительные процессы периферических нервов, наблюдается общееослабление и истощение организма.
При хроническомалкоголизме страдает весь организм в целом и в первую очередь кора головногомозга, особенно ее лобные отделы.
Поражение лобной коры приалкоголизме приводит к постепенной психопатизации личности, с расторможениемвлечений и с выраженными нарушениями поведения, к отсутствию переживаний засебя и за близких, к некритичности поступков.
Формируется алкогольныйпсихоз, чаще возникают галлюцинации, утрачивается память, наступает слабоумие.Выпивки, продолжающиеся дни и недели в виде запоев, заканчиваются частоприпадками. Заболевание внутренних органов обостряются. Эта стадия продолжаетсяот 6 до 12 лет.
Психологические причиныалкоголизма усматривают в попытках индивида решать личные проблемы с помощьюодного из самых доступных средств – алкоголя. Поскольку спиртные напиткидействительно помогают временно уменьшать эмоциональное напряжение,употребление алкоголя может стать привычным средством снятия стрессов.Постепенно для достижения желаемого результата требуются все большие дозы.
Борьба с пьянством иалкоголизмом – дело сложное и трудное. Необходимо бороться с употреблениемспиртных напитков вообще, обращая особое внимание на возможность приобщенияпривычки выпивать в детском и юношеском возрасте на ограждение детей иподростков от пагубного влияния на них пьющих взрослых и, прежде всего,родителей.
1.2 Семьяалкоголиков как объект социальной работы
Выдающийся педагог А.С.Макаренко обращался к родителям с такими словами: «Ваше собственное поведение –самая решающаяся вещь, не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вывоспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, каквы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как высмеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшиеизменения в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят донего невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы,или пьянствуете … вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, иникакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».[1]
Любой ребенок оченьнаблюдателен. Он еще не знает, как зарабатывают деньги, но видит, что приноситсяв дом. Мама покупает хлеб, молоко, масло, мясо, фрукты и овощи – все то, безчего не сможет приготовить обед. Покупает и бутылку, которую открывает заобедом и она становится – в сознании ребенка – непременной принадлежностьюстола.[2]
В развитии алкоголизма умужчин основную роль играет микросоциальная среда, традиции, мужского общения,семейное воспитание. Причины алкоголизма у женщин иные – в первую очередьсемья, быт.
Как правило, пьяницами,становятся женщины с неустроенной или неблагополучной семейной жизнью.Хронический, женский алкоголизм часто завершается разводом. Бывают случаи,когда муж-алкоголик склоняет к пьянству жену, иногда женщина сознательноначинает пить вместе с мужем, чтобы «уберечь его от дурных компаний» и незамечает, что постепенно спивается сама. Но бывают случаи, когда жена не видитв пьянстве ничего страшного, ограничиваясь расхожими суждениями: «все пьют».
Если в семье есть больныеалкоголизмом, то страдают все остальные члены семьи. По данным Д.В.Колесова «…повине злоупотребляющего алкоголем в среднем в той или иной степени страдают 7-8человек, связанных с ним родственными или семейными узами».[3]
Больше всего от пьянствародителей страдают дети, особенно тяжело тем из них, у которых пьют матери. Какправило, они лишены материнской заботы и ласки, постоянно видят опустошенную,опустившуюся женщину.
Термин семейныйалкоголизм подразумевает наличие алкоголизма у ряда членов семьи в различнойстепени родства. Алкоголизм не передается по наследству. Но ученымиустановлено, что передается предрасположенность к спиртному.
«Медициной давнодоказано, – пишет доктор медицинских наук В. Маскаленко, – что алкоголизм –болезнь семейная. Но семейная и наследственная – это не одно и тоже. Детиалкоголиков в пять раз чаще становятся алкоголиками, чем дети трезвенников».[4]Наследственное предрасположение к алкоголизму не может реализоваться внесоциального окружения. Иными словами, пусть у человека будет хоть с обеихсторон отягощенная наследственность, он может выбрать трезвость.
Крупные отечественные психиатрыи невропатологи уже в начале XX века отличали большую частоту семейного алкоголизма.Так, выдающийся невропатолог Л.С. Минор при обследовании 9760 больныхалкоголизмом обнаружил в 88 % его семейный характер.[5]При этом было отмечено преобладание алкоголизма среди родственников больныхпреимущественно по отцовской линии. В других исследованиях также подтверждаетсясемейный характер алкоголизма с преобладанием его у сыновей.
Некоторые исследователисчитают алкоголизм семейным заболеванием. Не вызывают сомнения фактыподтверждающие более высокую заболеваемость алкоголизмом в семьях, где естьалкоголики. Однако в каждом отдельном случае «семейного» алкоголизма необходимоопределить, чем обусловлена болезнь наследственностью или воспитанием.
Известный русскийпсихиатр Ф.Е. Рыбаков, изучивший проблему алкоголизма, указывал, что от пьющихродителей дети получают зачатки расположения к пьянству, но определяют вконечном итоге алкоголизм не они, а условия воспитания.
2.Общетеоретический анализ технологии социальной работы с семьями алкоголиками.Особенности работы с семьями алкоголиками в Мурманске
2.1Технология социальной работы в семье алкоголиков
В рамках развивающегося в России института социальной работыосуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так икратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа вцелом и система социального обслуживания населения в частности развиваютсяинтенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новыхсоциальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для ихрешения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальноенапряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, приниматьи реализовывать оптимальные управленческие решения.
В ведении органов социальной защиты населения субъектовРоссийской Федерации, по состоянию на начало 2009 года, 3059 учрежденийсоциального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальнойпомощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальныеприюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие.[6]
Каждое из этих учреждений использует технологии социальнойработы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.
Департамент по делам детей, женщин и семьи Минтруда Россиипредпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе ссемьей и детьми, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учрежденийсоциального обслуживания семьи и детей.
В целях выявления перспективных социальных технологий,обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социальногообслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение ихкачества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи,женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиямипоследнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).
В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи,используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранениесемьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи вотдельности.
Основные трудности семьи, потребность в профессиональнойпомощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов илисемья, воспитывающая ребенка-инвалида, семьи алкоголиков и другие). Вместе стем семейные проблемы (дисфункция семейных связей, патология отношений междусупругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могутбыть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной ималообразованной семье.
Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощьсемье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада,заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейныхкоммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений покане в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы встабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране,когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут навторой план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизациисемейных отношений выйдут на первое место.
Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая толькоотчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членовсемьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна изважнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизациисемейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностногориска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболееэффективна.
К технологиям, используемым в случаях семейного насилия,относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних,кризисных центров для женщин, центров социальной помощи семье и детям, которыедают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейнойситуации.
Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощибывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодическиобостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологияхразработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизациюсемьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений междусупругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членовсемьи с окружающими.
При работе с семьями алкоголиков используются другиетехнологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребленияспиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьямиподразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольномуобразу жизни и построению иной системы взаимоотношений.
Работа с пьющей семьейтребует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование и наблюдение,которое должно начинаться с изучения семьи, составления их социальной карты.Необходимо правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. Своеобразноевмешательство способно предотвратить серьезные осложнения в будущем.
Семьи больныхалкоголизмом – страдают во многих отношениях. Главные их проблемы –психологические. С ними могут быть тесно связаны и проблемы здоровья.Алкоголизм чреват большими потерями в семейном бюджете.
Работа с семьей требуетвысочайшей деликатности и конфиденциальности, ибо в ходе ее затрачиваютсясведения и моменты, разглашение которых может нести серьезный ущерб индивидам,а неловкое обращение с ними непоправимо разрушает возможности длясотрудничества с членами семьи.
Специалист по социальнойработе должен поставить перед собой цель – «помочь больному бросить пить»,которую необходимо достичь и которая включает в себя следующие этапы:
1) дать основные сведения о вредномдействии алкоголя на организм человека, об опасности злоупотребления спиртныминапитками;
2) внушить мысль о недопустимостиупотребления спиртных напитков детьми, об особой опасности злоупотребленияалкоголем в молодом возрасте;
3) объяснить сущность пьянства,опасность перехода его в алкоголизм, показать социально – экономическиепоследствия пьянства и алкоголизма;
4) настроить всех на решительную борьбус пьянством и его проявлениями, ознакомить с мерами этой борьбы.[7]
В своей работе можноиспользовать различные средства. Надо исходить из того, что каждому человеку взависимости от его характера, пола, возраста свойственно сравнительно лучшеевосприятие какого-либо одного из методов.
Можно использовать:
1) цикл лекций;
2) эпизодические лекции, беседы,групповые беседы, которые помогают преодолеть барьер предвзятости иисключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешениюсуществующей проблемы;
3) тематические вечера, вечера вопросови ответов;
4) научно-популярные брошюры, листовки,памятки, плакаты;
5) семейную психопрофилактику;
6) группы взаимопомощи, объединяют людейимеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить ипоэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают. Такиегруппы включают не больше 5-7 человек. Каждый участник не только принимаетпомощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этогособственные ресурсы и силы.
Необходимо всегдапомнить, что не существует простого, быстрого и легкого способа преодолетьпроблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение. Социально-психологическаяработа с семьей – это всегда психосоциальная работа: социальные трудности ипроблемы влекут за собой психологические и психопатические последствия; длякоррекции психологических нарушений необходимо оказание помощи не только психоконсультационнойи психотерапевтической, но и социальной, т.е. устранение той социальнойпроблемы, которая вызвала психологические отклонения.
Результатомпроделанной работы должно быть избавление людей от комплексов и привычек,мешающих находить решение актуальных проблем, помощь им приобрести новый опыт,который позволил бы думать, чувствовать и действовать себя по-новому, адекватноситуации. Если специалист получил такой результат, его работа прошла успешно.
2.2Особенности работы с семьями алкоголиками в г. Мурманск
В Мурманске нет программподдержки семьи. Женщины вынуждены откладывать заключение брака, рождение детейс целью избежать дискриминации при приеме на работу, – говорит председательобщественного объединения «Кольская ассоциация женщин-юристов» Ирина Пайкачева.Этот предварительный вывод она делает по итогам интервью, которые провела врамках пилотного проекта «Мониторинг ситуации с дискриминацией женщин вРоссии».[8] Практически такая жеситуация обстоит и с поддержкой семей алкоголиков. С той лишь разницей, чтосозданы краткосрочные программы помощи в кризисных ситуациях.
В Мурманске на базецентра социальной помощи семье и детям недавно открылось отделение социальнойпомощи для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Его созданиеобусловлено большим количеством неблагополучных семей.
Все услуги оказываютсябесплатно, и с каждым клиентом заключается договор, где обозначены права иобязанности сторон. Так, находиться в этих комнатах можно на условиях полногосамообслуживания и самообеспечения, мужчин туда не принимают. Вход только дляженщин и их деток.
К слову, спредставителями сильного пола, как правило, работают специалисты по социальнойработе, чтобы оградить женщину от дальнейшего контакта с источником насилия(именно так называют мужчин в отделении). А временное убежище их жертвампредоставляется сроком на 2 месяца. Также работает кризисный центр «Приют»,который предназначен для женщин, оказавшихся в тяжелой ситуации. Там жепроводятся тренинги и психологические беседы о том, как защитить себя и ребенкаот насилия и мужа-алкоголика.
Таким образом, в Мурманскенет комплексного центра по работе с семьями алкоголиков – помогают илиженщинам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, либо людям, которыедобровольно на лечение.
Алкоголикам любого поламогут помочь только по телефону доверия, или предложить посещать «кружок»анонимных алкоголиков и наркоманов.
Заключение
Изменения в обществеприводят к усилению противоречий между личностью, семьей, социумом.Обнаруживается, что семья и школа не в состоянии противостоять в полной меренегативным процессам в обществе. Возникает реальная опасность деформациимежличностных связей, утраты всей системы наследования культурно-историческогоопыта. Требуется консолидация усилий для создания нормальных условий развитияребенка, обеспечения безопасности жизнедеятельности, помощь и поддержка семьи.
Это все обусловилосоздание института семейных социальных педагогов как координаторов,объединяющих все воспитывающие силы, и посредников во взаимодействии «личность– семья – общество». Семейный социальный педагог – новый тип воспитателя,выполняющий роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества,призванный способствовать созданию педагогически целесообразного уклада жизни иповышению психолого-педагогической культуры семьи, при этом минимизируя своевмешательство, и обеспечивать социально-педагогическую защиту семьи и ребенка.
Накопленный опыт вотечественной и мировой практике создал реальные предпосылки для разработкинаучных основ целостной системы деятельности семейного социального педагога,которая позволяет на профессиональном уровне защищать ребенка и семью.
Существование семьи каксоциального института зависит от того, насколько она как система находится всостоянии равновесия с окружающей средой, и всякое нарушение этого равновесия,которое проистекает из явлений внешней среды, вызывает необходимость некоторойперегруппировки в строении и в жизненных функциях семьи.
Таким образом, ипроисходит положительный рост пли отмирание системы, увеличение негативныхтенденции в жизни семьи. Когда семья сама не справляется со своими функциями,ей необходима помощь. Деятельность социального педагога, направлена на работу ссемьей как объектом и как с субъектом на основе дифференцированного подхода взависимости от типа семейного уклада. Знание и учет особенностей современнойсемьи, тенденций и перспектив ее развития социальным педагогом для выбораадекватных мер помощи позволяет охарактеризовать семью как объект воспитания,социальной работы.
В данной работерассмотрена проблема алкоголизма, взаимоотношения в семьях алкоголиков,технология работы социального педагога.
На основе исследованияможно сделать вывод о том, что не существует простого, быстрого и легкогоспособа преодолеть проблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение.Социально-психологическая работа с семьей – это всегда психосоциальная работа:социальные трудности и проблемы влекут за собой психологические ипсихопатические последствия; для коррекции психологических нарушений необходимооказание помощи не только психоконсультационной и психотерапевтической, но исоциальной, т.е. устранение той социальной проблемы, которая вызвалапсихологические отклонения.
Результатом проделаннойработы должно быть избавление людей от комплексов и вредных привычек, мешающихнаходить решение актуальных проблем, помощь им приобрести новый опыт, которыйпозволил бы думать, чувствовать и действовать себя по-новому, адекватноситуации.
Библиографическийсписок
1. Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога. Учебное пособие для студ. высшихучеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 160с.
2. Воропай А.В. Затрезвый образ жизни. – М: Медицина, 2003. – 49 с.
3. Галаганов В.П…Организация работы органов социального обеспечения. Учебное пособие. – М.:Академия, 2005. – 176с.
4. Гуров В.Н.Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическоеобщество России, 2005. – 320с.
5. Доэл Марк.Практика социальной работы. Упражнения и методические разработки для обучения иповышения квалификации социальных работников. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 237с.
6. Еникеева Д.Д. Какпредупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. Учебное пособие для студ.высших и сред. пед. учеб. зав. – М: Академия, 2006. – 144с.
7. Зубкова Т.С.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. Учеб.Пособие под ред. Т.С.Зубковой, Н.В.Тимошиной. – М.: Академия, 2003. – 224 с.
8. Интернет ресурсы
9. Исследованияпроводятся по заданию Московской Хельсинкской группы. В проекте принимаютучастие 20 регионов России. Общий доклад Московская Хельсинкская группапредставит в ООН.
10. Кошкина В.С.Управление социальной работой. Программы и методы. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2008. – 45 с.
11. Медведева Г.П.Этика социальной работы. Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 208 с.
12. Мельников А.М.Алкоголизм: Руководство по выздоровлению для пьющих людей и их близких. – М.:Полюс, 2001. – 192 с.
13. Методика итехнологии работы социального педагога. Учеб. пос. для вузов/ Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2006. – 192с.
14. Основы социальнойработы. Учебник /Под ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 395 с.
15. Основы социальнойработы. Учебное пособие для вузов /Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Академия, 2004.– 288 с.
16. Психологиясоциальной работы. Учебное пособие. /Под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер,2008.– 351 с.
17. Словарь-справочникпо социальной работе /Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ЮристЪ, 2007. – 424 с.
18. Содержание иметодика социальной работы. Учебное пособие для вузов /Под ред. Е.А. Сигида,Н.И. Бабкин, К.В. Беззубик и др. – М.: Владос, 2005. – 346 с.
19. Технологиисоциальной работы. Учебник /Под ред. Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 400с.
20. Технологиясоциальной работы. Учебник. /Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002. – 240с.
21. Травина А.В.Алкоголь и потомство. – М.: Центральный научно-исследовательский институтсанитарного просвещения Министерства здравоохранения, 2000. – 402 с.
22. Шакурова М.В.Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие для вузов. –М.: Академия, 2002. – 272 с.