Реферат по предмету "Социология"


Технологии социальной реабилитации

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Содержание понятияинвалидность……………………………………….5
2.Особенности социальнойреабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательногоаппарата…………………………………...6
2.1 Патологияопорно-двигательного аппарата……………………………..6
2.2 Технологии социальной реабилитации……………………………….....9
3. Социально-средовая реабилитацияинвалидов с нарушениями слуха...15
3.1 Патологияслуха………………………………………………………….15
3.2Социальная реабилитацияинвалидов с нарушениями слуха…………16
4.Инвалиды с нарушениемзрения…………………………………………19
4.1Социальная реабилитация инвалидовс нарушениями зрения………...21
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..26

Введение
Процесс социальнойадаптации личности – это сложнейшее общественное явление, которое включает всебя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два классаадаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменениесоциального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью,а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй классадаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениямисоциальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивныепроцессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивидаи нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Причем,следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду иусловия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы вэтом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, ростузаболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формированиестатуса инвалида. Социальная реабилитация – самый надежный путь и условие куспешной социальной адаптации инвалида.
Актуальность проблемы:Здоровый человек приспосабливается к окружающей среде. Для инвалидов жеособенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надоприспосабливать к нуждам инвалидов. Чтобы инвалид смог адаптироваться в среде,нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е.приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равныхсо здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.
Целью данной курсовойработы является освещение проблем социальной реабилитации инвалидов итехнологии социальной реабилитации инвалидов. Объектом является технологиисоциальной реабилитации
Предметом являетсясущность технологий социальной реабилитации

1.Содержание понятияинвалидность.
Социальная реабилитациялиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задачсовременных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонныйрост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них —независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, сдругой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимостизащищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, стретьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационнойдеятельности.
Согласно Декларации оправах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид — это  любое лицо, которое не можетсамостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личнойи (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его(или ее) физических или умственных возможностей.
В Рекомендациях 1185 креабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европыот 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения ввозможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными,социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые непозволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество ипринимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как идругие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особымнуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимойжизнью.

2.Особенностисоциальной реабилитации инвалидов с
нарушениями функцийопорно-двигательного аппарата
2.1 Патологияопорно-двигательного аппарата является следствием врожденного дефекта,последствий травм, дегенеративно-дистрофических изменений в костно-мышечнойсистеме.
В соответствии сМеждународной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности исоциальной недостаточности двигательные нарушения представляются достаточнодифференцированно. Выделяются двигательные расстройства:
— вследствие полного иличастичного отсутствия одной или более конечностей, включая ампутации.
— вследствие отсутствияодной или более дистальных частей конечностей
— в связи с отсутствиемили нарушением произвольной подвижности четырех конечностей
— вследствие отсутствияили нарушения подвижности нижних конечностей
— в связи с нарушениемпроизвольной подвижности верхней и нижней конечности на одной стороне
— вследствие нарушениямышечной силы нижних конечностей
— в связи с нарушениемдвигательных функций одной или обеих нижних конечностей.
Следствием этих нарушенийявляются  ограничения жизнедеятельности в сфере самообслуживания ипередвижения.
Способность ксамообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основныефизиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность инавыки личной гигиены.
Способность ксамообслуживанию включает:
— удовлетворение основныхфизиологических  потребностей, управление физиологическими отправлениями.
— соблюдение личнойгигиены.
— одевание и раздеваниеверхней одежды.
— приготовление пищи
— выполнение повседневныхбытовых потребностей
— пользование постельнымбельем и другими постельными принадлежностями
— стирка, чистка, ремонтбелья, одежды
— пользование бытовымиприспособлениями и приборами
— уборка помещения
Параметрами при оценкеограничений способности к самообслуживанию могут являться:
— оценка нуждаемости вовспомогательных средствах, возможности коррекции способности к самообслуживаниюс помощью вспомогательных средств и адаптации жилища;
— оценка нуждаемости впосторонней помощи при удовлетворении физиологических и бытовых потребностей;
— оценка временныхинтервалов, через которые возникает подобная нуждаемость(1 раз в сутки): длительныеинтервалы(1 раз в сутки), короткие(несколько раз в сутки), постояннаянуждаемость.
Способность ксамостоятельному передвижению – способность самостоятельно передвигаться впространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамкахвыполняемой бытовой, общественной. проственной.ьно передвигатьсяв пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамкхвыполняемой бытовой, обфессиональной деятельности.
Способность ксамостоятельному передвижению включает:
— самостоятельноеперемещение в пространстве: ходьба на ровной местности в среднем темп (4-5 км/ч на расстояние, соответствующее средним физиологическим возможностям)
— преодоление препятствий:подъем  и спуск по лестнице, ходьба по наклонной плоскости (с углом наклона неболее 30 градусов)
— сохранение равновесиятела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, возможностьстоять, сидеть, вставать, садиться, сохранять принятую позу и изменятьположение тела (повороты, наклоны туловища вперед, в стороны)
— выполнение сложныхвидов передвижения и перемещения: опускание на колени и подъем, перемещение наколенях, ползание, увеличение темпа передвижения
— пользование личным иобщественным транспортом
Параметрами при оценкеспособности к передвижению могут являться:
— расстояние, на котороеможет передвигаться человек
— темп ходьбы (в норме80-100 шагов в минуту)
— коэффициент ритмичности ходьбы (в норме 0,94-1.0)
— длительность двойногошага (в норме 1-1.3 с.)
— скорость передвижения(в норме 4-5 км/ч)
— нуждаемость ивозможность использования вспомогательных средств)
Оба вида ограниченийжизнедеятельности у инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательногоаппарата взаимосвязаны, хотя и можно говорить о преобладании ограниченийспособности к самообслуживанию при патологии верхних конечностей, а обограничениях а об ограничениях  способности к передвижению – при поврежденияхверхних конечностей. Вместе с тем известно, что инвалид с поражением нижнихконечностей вследствие травмы позвоночника имеет ограничения жизнедеятельностине только в сфере способности к передвижению. У него имеются в связи с этим иограничение способности к самообслуживанию.
Если ограничитьрассмотрение способности инвалида к передвижению в пределах квартиры, ограниченнойжилой среды, то здесь можно говорить о способности инвалида к перемещению внебольшом жизненном пространстве.
2.2 Технологиисоциальной реабилитации
Проблемы осуществлениясамообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходесоциально-бытовой реабилитации.
Организациясоциально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которыележат в основе технологии этой формы реабилитации.
На этапе первичногоосвидетельствования инвалида в бюро медико-социальной экспертизы специалист посоциальной работе по согласованию с клицинистом – экспертом выявляет типдефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за этим онизучает вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях и вспомогательныхустройствах для осуществления относительно независимого существования в быту.
 На следующем этапевыявляется ситуация о наличии условий в жилище инвалида для относительнойбытовой независимости.
В ходе осуществлениятехнологии социально-бытовой реабилитации полученная специалистом по социальнойработе так называемая социальная информация включается в индивидуальнуюпрограмму реабилитации инвалида.
Сам процесссоциально-бытовой реабилитации инвалидов должен предусматривать рядпоследовательных смысловых технических составляющих.
Осуществление социально-бытовойреабилитации должно начинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которойспециалист по социальной работе ориентирует инвалида в его возможностях кпроживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу егоспособностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимостьприложения определенных усилий.
Осуществлениесоциально-бытовой реабилитации инвалида с нарушениями функцийопорно-двигательного аппарата предусматривает обучение его приемамвосстановления утраченных навыков по социально-бытовому самообслуживанию.
Специалисту, обучающемуинвалида социально-бытовым навыкам, необходимо знать назначение приспособленияи механизм его действия, уметь его использовать. При этом обучающий должензнать особенности анатомического дефекта, лежащего в основе инвалидности,физиологические функции отдельных групп мышц. Специалист, обучающий инвалида,должен пользоваться медицинскими рекомендациями, учитывающимицеленаправленность воздействия приспособления на пораженный сустав (конечность,орган).
Важной составляющейсоциально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функцийопорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, котораяпредставляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельностис помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений длястабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям.
Заключительным этапомсоциально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство –проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которыеотвечают всем потребностям инвалида.
При организациисоциально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательногоаппарата необходимо исходить из следующих принципиальных положений.
1.            Предусмотретьвозможность использования инвалидом обыденного хозяйственно-бытовогооборудования и кухонной утвари путем обучения (переобучения).
2.            Оснаститьимеющееся оборудование, утварь элементарными специальными приспособлениями(насадками, рычагами) для использования его инвалидом.
3.            оборудоватьквартиру новыми специальными адаптивными техническими средствами с учетомпотребностей инвалида, основательно приспособить жилищные условия кпотребностям инвалида с учетом типа дефекта.
Реализация указанныхположений будет различаться в зависимости от локализации анатомического дефекта(повреждение верхних либо нижних конечностей). Вместе с тем вне зависимости отлокализации повреждений необходимо предусмотреть последовательность технологиисоциально-бытовой реабилитации.
При осуществлении первогоположения необходима ориентация не только инвалида, но и членов его семьи навозможность приспособления поврежденных кистей рук к пользованию обыденнымхозяйственно-бытовым оборудованием и кухонной утварью. Специалист по социальнойработе должен не только ориентировать, но и обучить инвалида непосредственно иопосредованно через вовлечение членов семьи навыкам пользования холодильником,плитой и т.д.
Специальныеприспособления  на хозяйственно-бытового оборудование устанавливаются в ваннойкомнате в виде фиксированных к стене электроприборов, удлиненных ручек красческам и зубным щеткам, в виде установок автоматической подачи зубной пасты,в виде рычажных кранов для воды. Приспособления должны облегчать инвалидам сповреждениями верхних конечностей также самообслуживание при принятии ванны.Они должны обеспечить инвалиду удобство и безопасность. В ванной необходимаустановка навесного сиденья, противоскользящей опоры для фиксации ног, поручнейдля подъема и перемещения в ванне. Необходимы также приспособления дляинвалидов с поражением верхних конечностей и в туалете. Они предусматриваютразличные опоры (настенные, откидные, вертикальные, горизонтальные) к унитазу,устройства для подъема с унитаза.
Для осуществлениясамостоятельного приготовления пищи необходимы приспособления для мойки ичистки овощей и рыбы, для резки продуктов, для мытья посуды, для открываниябанок и бутылок и др.
Специалист по социальнойработе должен определять необходимость снабжения инвалида с поражением верхнихконечностей специальными приспособлениями для раздвигания занавесок, дляподнятия предметов с пола для открывания форточек.
Еще большие проблемы всамообслуживании возникают у инвалидов, прикованных к постели. В этих случаяхограничение самообслуживания связано не с дефектами верхних конечностей, а сневозможностью передвигаться. Вся жизнедеятельность осуществляется в пределахограниченного пространства. В связи с этим необходимо оборудование такогопространства специальными приспособлениями для приема пищи, чтения, письма.Этой цели может служить надкроватный столик, который оснащаетсянасадками-держателями книг, ручек и т.д. на стене, где стоит кровать, необходимгоризонтальный поручень, позволяющий инвалиду самостоятельно сесть в постели.
Для инвалидов споражением нижних конечностей, ограничение жизнедеятельности которыхпреимущественно в сфере передвижения, основное значение приобретает специальноеоборудование квартиры. Это оборудование должно служить не только передвижениюкак физиологическому акту, но и обеспечивать возможность выполнять другиефункции, связанные с иными видами жизнедеятельности.
Инвалид с поврежденияминижних конечностей нуждается прежде всего в индивидуальных вспомогательныхсредствах передвижения (трость, костыли, кресло-коляска).
В связи с этим приоборудовании квартиры стационарными устройствами необходимо пересмотреть и тообстоятельство, чтобы они не создавали препятствий для пользованияиндивидуальными средствами передвижения.
Оборудование квартиры, вкоторой проживает инвалид с повреждениями нижних конечностей, вынужденныйпользоваться креслом-коляской, должно начинаться с прихожей. Необходимопредусмотреть низкое расположение вешалки для одежды и полок. Входная дверьдолжна иметь ручки, расположенные на доступной для инвалида высоте. Площадьприхожей должна быть достаточной для маневрирования кресла-коляски.
 В квартире междупомещениями и при выходе на балкон не должно быть порогов. Дверные проемыдолжны давать возможность проезда кресла-коляски. Вдоль свободных от мебелистен необходима установка горизонтальных поручней.
Туалеты должны иметьдостаточную площадь для разворота кресла-коляски. Унитаз необходимо оборудоватьнастенным горизонтальным поручнем либо опорной рамой. В ванной комнате следуетпредусмотреть возможность разворота кресла-коляски, установить поручни дляперемещения в ванну. В кухне для удобства при приготовлении пищи поставитьспециальный стол с выемкой для инвалида на коляске.
Существует еще однапроблема для инвалида, пользующегося креслом-коляской, — это перемещение накровать. Необходимо предусмотреть и это, т.е. оборудовать кровать специальнымподъемником, обеспечивающим инвалиду возможность самостоятельного управления с цельюперемещения.
Рекомендуемое оснащение,оборудование, предлагаемые технические средства являются общими, они не решаютвсех проблем удовлетворения потребностей инвалидов с повреждениями опорно-двигательногоаппарата. В каждом конкретном случае могут быть иные потребности, в зависимостиот особенностей дефекта. Кроме того, вопросы оборудования квартиры, всех еепомещений не решают проблему социально-бытовой реабилитации инвалидов. Вслед заосуществлением оборудования квартиры встает задача обучения инвалидапользованию вспомогательными устройствами и приспособлениями.
Само оборудованиеквартиры должно отвечать не только требованиям быта в узком смысле этого слова.Инвалид, находящийся постоянно в пределах собственной квартиры, можетпродолжить образование, заниматься трудовой деятельностью, иметь любительскоезанятие. В связи с этим и оборудование квартиры должно отвечать конкретнымцелям, т.е. выходить за узкие рамки социально-бытовой реабилитации.
С целью практическойреализации положений о социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениямифункций опорно-двигательного аппарата в жилой среде необходимо создание моделижилого помещения, которая содержала бы все жизненно важные блоки для овладенияинвалидом предложенными вспомогательными устройствами и реабилитационнымитехническими средствами с последующим относительно независимым образом жизни.

3.Социально-средоваяреабилитация инвалидов с нарушениями
слуха.
Окружающая среда с еемногочисленными объектами, восприятие которых осуществляется с помощью слуха,для лиц, страдающих глухотой, является нередко малодоступной. Требуютсяопределенные реабилитационные мероприятия, для того чтобы данная категорияинвалидов имела равные возможности жизнедеятельности со здоровыми.
Различают врожденную иприобретенную глухоту. Врожденная может быть наследственной либо вызваннойзаболеваниями внутриутробного периода, резус-конфликом, либо приемом матерьюототоксических веществ во время беременности.
Социально-средоваяреабилитация инвалидов с патологией слуха представляется социальными методамиобучения, созданием специальных производственных условий, условий труда.Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха состоит вприведении окружающей среды в соответствие с потребностями инвалидов, всоздании условий для доступа инвалидов к информации, которой располагаетздоровое общество.
3.1 Патология слуха
В соответствии сМеждународной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности исоциальной недостаточности патология слуха подразделяется на:
— глубокое двустороннеенарушение развития слуха и глубокая двусторонняя потеря слуха
— тяжелое двустороннеенарушение слуха, нет восприятия речи
— среднетяжелое нарушениеслуха.
— легкое нарушение слуха,распознаются не все элементы обычной речи
Термин «глухой»применяется только к инвалидам, чье слуховое нарушение является настолькотяжелым, что они не воспринимают звуки любой громкости.
Из всех видов ограниченийжизнедеятельности для этой категории инвалидов наиболее значимым являетсяограничение способности к общению.
Параметрами оценкиограничений способности к общению у лиц с нарушениями слуха могут быть:
— способность говорить(плавно произносить слова, понимать речь, произносить и производить вербальныесообщения, передавать смысл посредством речи);
— способность слушать(воспринимать устную речь, вербальные и иные сообщения);
— способность ксимволической коммуникации – невербальному общению: понимать знаки и символы,коды, читать карты, принимать и передавать информацию.
Инвалиды с выраженнойпатологией слуха испытывают определенные сложности б обучении. Требуютсяспециальные методы в связи с невозможностью получения а также воспроизведенияинформации из-за патологии коммуникативных функций. Для этой категорииинвалидов существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем раньшеначато обучение, тем больше вероятности развития речи. Существуют тренажеры дляразвития слухового, слухо-вибротактильного восприятия, применяется аппаратурадля коллективных и индивидуальных занятий.
 
3.2 Социальнаяреабилитация инвалидов с нарушениями слуха
В целях социально-бытовойи социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используетсямного технических средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты:
— ушные вкладышикаплевидной формы, которая максимально соответствует анатомическим особенностямслухового прохода, что позволяет избежать обратной акустической связи;
— заушные слуховыеаппараты с присоединением к дужке очковой оправы;
— система индивидуальногопрослушивания телерадиоаппаратуры;
— усилитель акустическийна телефонную трубку.
Люди, страдающиетугоухостью, постоянно сталкиваются с проблемами адаптации к слуховымтребованиям повседневной жизни. Для создания максимального комфорта людям счастичной потерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственныхпомещений следующей аппаратурой:
— индикатор телефонноговызова с возможностью подключения комнатного светильника;
— телефонная трубка сусилителем;
— световой сигнализатордверного звонка;
— будильник со световой,вибрационной индикацией;
— телефон-принтер спамятью со встроенным экраном;
В связи с тем, что воснове причин глухоты лежат вредные условия труда, в реабилитационных целях применяютзвукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное управление. Используются ииндивидуальные средства защиты: виброгасящие перчатки, обувью ушные шлемы.
Плохо слышащие и глухиеиспытывают затруднения при пользовании общественным транспортом. Невозможностьуслышать предстоящую остановку вызывает у инвалидов психологическуюнапряженность.
Специфические ограниченияжизнедеятельности у лиц с нарушениями слуха заключаются в затруднении полученияинформации (вербальной, звуковой). В связи с этим глухота не только создаетпроблемы «доступа» к транспорту, сколько ограничивает возможности егоиспользования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реабилитационноемероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов с патологией слухана транспорте, оснащение транспорта для глухих и плохослышащих, котороепредставлено световым сигнализатором остановки и начала движения, «бегущейстрокой» — информацией о наименовании станции, мигающим маяком.
Для действеннойреализации программ социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слухапредставляется важным осуществления субтитрования общественно значимых информационныхи других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами), адресованнойинвалидам.
Для социальнойреабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийскоеобщество глухих, которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений,где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграциилиц с данной патологией.
В федеральном законе «Осоциальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для лиц, страдающихнарушениями слуха. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствамителекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами,инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, сурдо- и другими средствами,необходимыми для социальной адаптации. Ремонт указанных приборов и средствпроизводится инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок обеспеченияинвалидов техническими средствами, облегчающими их труд и быт, определяетсяПравительством РФ.

4. Инвалиды с нарушением зрения
Зрение является одной изведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации овнешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большиетрудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении,трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.
 В соответствии сМеждународной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности исоциальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:
— глубокое нарушениезрения обоих глаз;
— глубокое нарушениезрения одного глаза с низким зрением другого;
— среднее нарушениезрения обоих глаз;
— глубокое нарушениезрения одного глаза, другой глаз нормальный.
Нарушения зрения, степенькоторых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можноисправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.
Главной характеристикой,отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние нажизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояниезрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.
При нарушении остротызрения снижается различительная способность зрительного анализатора,возможность детального зрения, что ограничивает возможность обучения, полученияпрофессионального образования и участия в трудовой деятельности. Призначительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваютсяи другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением полязрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительновысокие показатели остроты зрения. Мобильность их значительно ограничена.
Абсолютная илипрактическая слепота приводит к резкому ограничению основных категорийжизнедеятельности. Абсолютно слепые люди практически утрачивают способность ксамообслуживанию и физической независимости.
В связи с дефицитом зренияокружающая среда воспринимается незрячими с помощью других анализаторов.Преобладающей становится информация акустическая, тактильная, кинестетическая,свето-цветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов и материальногомира в целом. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвыступней, в осязании мелких предметов – язык и губы.
Важную роль в жизнедеятельностислепых играет слух. Слух у них чрезвычайно обострен и реагирует на малейшиеакустические нюансы при передвижении в пространстве. В связи с этим при решенииреабилитационных задач важен акцент на управлении звуками в среде обитаниянезрячих. Необходимо выделить и усилить нужные для ориентации звуки и заглушитьпосторонние помехи и шумы. При формировании среды жизнедеятельности для слепыхследует уделять особое внимание акустическим и изоляционным характеристикамстроительных материалов и конструкций.
Компенсаторнаяприспособляемость организма наделяет слепого фоточувствительностью кода, дающейвозможность различения не только контуров, но и цвета крупных объектов. Слепой,обладающий таким качеством, по мере приближения к большим предметам чувствуетпрепятствие, иногда может судить о размерах и материале объекта.
На использовании функцийкожной чувствительности базируются вспомогательные тифлотехнические средства иприспособления, помогающие слепому при передвижении: звуковые маяки упереходов, на остановках, внутренние и наружные информаторы, рельефные надписивнутри транспортных средств и на вокзалах, электронные системы открываниядверей и др.
Наиболее значимым видомограничения жизнедеятельности инвалидов с нарушениями зрения являетсяограничение способности к ориентации – способности определяться во времени ипространстве.
Способность к ориентацииосуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.
Способность к ориентациивключает:
— способность копределению времени по общепринятым признакам
— способность копределению местонахождения по пространственным ориентирам, запахам, звукам.
— способность правильноместополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным ипространственным ориентирам.
— способность кориентации в собственной личности, схеме тела, различие правого и левого и др.
— способность квосприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию, пониманиюсвязей между предметами и явлениями.
4.1Социальнаяреабилитация инвалидов с нарушениями зрения
Социально-бытовая исоциально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечиваетсясистемой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуютбезопасности передвижения и ориентировке в пространстве.
Осязательные ориентиры:направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыминадписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемыйтип покрытия пола перед препятствиями.
Слуховые ориентиры:звуковые маяки при входах, радиотрансляция.
Зрительные ориентиры:различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм сиспользованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначениедверей и т.п.; текстовая информация на таблицах должна быть максимальнократкой. Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением (лестничныеклетки, лифты, вестибюли, входы  др.) следует оборудовать системой типовыхориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического итактильного контраста с окружающей поверхностью.
Зрительные ориентиры идругая визуальная информация должна быть достаточно продумана, чтобы недопускать их переизбытка, способствующего созданию «тепличных» условий и утратенавыков пространственной ориентировки.
Важное значение длясоциальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют мерысоциальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечениенезрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:
— для передвижения иориентировки (трость, системы для ориентации – локаторы лазерные, световые идр.)
— для самообслуживания –тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборыи приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)
— для информационногообеспечения, обучения (приборы и приспособления для чтения, письма по Брайлю,системы «говорящая книга», специальные компьютерные устройства и др.)
— для трудовойдеятельности – тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечиваетпроизводство в зависимости от вида трудовой деятельности.
Для лиц с остаточнымзрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения:увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а такженекоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационногоназначения.
Применениетифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиямисоздает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав дляразностороннего развития, повышение культурного уровня, раскрытия творческихспособностей незрячих, их активного участия в современном производстве иобщественной жизни.
Инвалиды с патологиейзрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельногопользования транспортом. Для слепых важны не столько техническиеприспособления, сколько адекватная информация – вербальная, звуковая(ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)
Слабовидящий человекнуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усиленииконтрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортныхэлементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различатьтранспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраскапограничных – верхней и нижней – ступеней, края платформы и др.)
Для человека с полнойутратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с постороннейпомощью.
Важную роль в социальнойреабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты ирасширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых,где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации,способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сетьпроизводственных предприятий и объединений, где созданы специальные условияорганизации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.
В федеральном законе «Осоциальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для инвалидов с нарушениямизрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами,необходимыми им для социальной адаптации. воляют емциспользовать, дифферинцировать, различать транспортные средства и устройства(светр в современном произЗаключение
Основные сферыжизнедеятельности человека — труд и быт. Здоровый человек приспосабливается ксреде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том,что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться всреде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на немпроизводственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать издому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, испуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобыинвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимальнодля него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы ончувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и вобщественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людямпрестарелого возраста — всем тем, кто страдает от физических и психическихограничений.
Социальная реабилитацияличности — это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, врезультате которого формируются качества человека, как подлинного субъектаобщественных отношений.
Одной из главных целейсоциальной реабилитации является приспособление, адаптация человека ксоциальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условиемнормального функционирования общества.
 Однако здесь могут бытькрайности, выходящие за рамки нормального процесса социальной реабилитации,связанные в конечном счете с местом личности в системе общественных отношений,с ее социальной активностью.
Главная проблема человекас ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничениимобильности, бедности контактов с окружающими, в ограниченности общения сприродой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарномуобразованию.  Эта проблема является не только субъективного фактора, каковымявляется социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатомсоциальной политики и сложившегося общественного сознания, котороесанкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды,общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кейнсианская теория занятости
Реферат Храмы Самары
Реферат Дослідження моделей автоматичних банківських систем в банківських установах Дніпропетровського регіону
Реферат Расчёт экономической эффективности сети основанной на транслировании информации
Реферат Места лишения свободы
Реферат Поняття фракталів
Реферат Технология принятия управленческих решений
Реферат Роль убеждения и воли в научном познании
Реферат Маркетинг в период финансового оздоровления
Реферат Дурман обыкновенный (дурман вонючий)
Реферат Instrumentation And Circuits Laboratory Essay Research Paper
Реферат Compare And Contrast Essay Research Paper 100200English
Реферат «Бекітемін» Ректордың м а, техника ғылымдарының докторы, профессор Исагулов А. З
Реферат Антикризисная стратегия повышения финансовой устойчивости российской банковской системы
Реферат Indonesia Today Vol. X no. 03 February 01, 2007 Индонезия Сегодня