КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Технологииадресной помощи малообеспеченным семьям»
Введение
Переходныйхарактер современного этапа развития российского общества проявляется вобострении его социальных проблем: росте расслоения населения по уровнюдоходов, появлении бедности и нищеты, увеличении безработицы, примитивизациипотребностей беднейшей части населения, распространении форм дезадаптированногоповедения.
Отсутствиедолжного учета реальной нуждаемости, сохранение уравнительности влекут за собойне только завышенный уровень налогообложения, дефицит сбережений длярасширенного воспроизводства, но и малоэффективность самой социальнойподдержки, поскольку она
неоправданно растекается по огромному числу ее потребителей. В данной ситуации системаадресной социальной поддержки становится условием выживания и самосохраненияобщества, пока оно имеет для этого реальный шанс.
Созданиевозможностей для самообеспечения трудоспособных категорий малообеспеченных исистемы выплат для социально уязвимых слоев – актуальная потребность развитияобщества в кризисных условиях. Регионы России, муниципальные образования делаютпопытку развертывания своих систем адресной социальной поддержки, реализуемыхза счет средств местных бюджетов. Но все они сталкиваются с проблемамиопределения критериев, нормативов и показателей предоставления помощи наиболеенуждающемуся контингенту, создания долгосрочных программ, предусматривающихэтапы и перспективы перехода от ограниченного круга лиц, получающих помощь, кгарантии прожиточного минимума каждому. В силу неодинаковостисоциально-экономических, демографических, природно-климатических, финансовых идругих условий регионы и муниципальные образования России апробируют фактическиразнообразные подходы к организации систем адресной социальной помощи. Этотопыт нуждается в анализе, обобщении и научном осмыслении в целях созданиямноговариантной системы адресной поддержки населения, включающей в себя единыевозможности проверки нуждаемости, сбора информации о доходах, методологическиепринципы определения среднемесячных доходов членов семьи, размеров пособий ит.д.
К проблемебедности и возможностей ее смягчения технологиями социального плана обращалисьи обращаются исследователи и практики различных отраслей знания. Проблемы богатстваи бедности, необходимости обеспечения социальной справедливости поднимались ещев работах античных мыслителей – Платона и Аристотеля. Социальное неравенство,его место в жизнедеятельности общества нашли отражение в учениях Т. Гоббса,Г. Спенсера, М. Вебера. Исследования причин бедности через призмуклассового подхода были предприняты К. Марксом, Ф. Энгельсом и ихпоследователями. [15,62]
Но не смотряна то, что тема бедности исследовалась еще с древних времен, проблемы бедностии в частности малообеспеченных семей была и есть очень актуальна; и даже поройкажется, что количество нуждающихся становиться все больше.
Тема курсовойработы очень актуальна на сегодняшний день, так как повышениеблагосостояния населения являлась и является одной из основных целей любогообщества, стремящегося к прогрессу. В настоящее время негативное влияние наблагосостояние семей оказывают высокий уровень безработицы, высокие тарифы нажилищно-коммунальные услуги, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровеньоплаты за труд. Малообеспеченные семьи практически не имеют возможностиоплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, туристические ирекреационные услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага.В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей,реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальноеразвитие. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер. Такимобразом, бедность – одна из наиболее актуальных и острых проблем современнойРоссии. Помогают справляться с трудностями нуждающимся семьям социальныеработники.
Мыостановимся на рассмотрении технологии оказания адресной помощи такой категориинуждающихся, как – малообеспеченная семья.
Объектом моей работы будетявляться социальная работа с семьями социального риска, как их еще называют,«социально уязвимыми семьями». Прежде всего, к ним относятся малообеспеченныепо разным причинам семьи, в том числе в связи с безработицей, избыточнойиждивенческой нагрузкой, студенческие, с детьми-инвалидами и родителямиинвалидами и так далее.
Предмет: содержание иособенности организации адресной социальной помощи в России.
Целью моей работы являетсярассмотрение социальной поддержки малообеспеченным семьям, в частности,технологий адресной помощи, а также ее особенностей и значимости.
В написанииработы можно выделить следующие задачи:
1.Рассмотреть такую категорию населения, как семья и ее социальные проблемы.
2. Изучитьсистему государственной социальной поддержки малообеспеченных семей.
3. Подробнорассмотреть вид социальной поддержки – адресную социальную помощь, еесодержание, особенности, проблемы оказания и технологии.
1.Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия
Семья какосновополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к всякогорода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку ихрезультаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности ивоспитательной дееспособности.
Рассматриваясемью как институт воспитания детей, сегодня можно выделить ряд особенностей восуществлении этой функции. Отмечаемые изменения качества воспитания впоследнее десятилетие, прежде всего связаны с новыми социально-экономическимиусловиями российского общества.
Так, врезультате экономических реформ в стране семья оказалась в нетипичнойпедагогико – воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий.Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30–49-летнихпредставителей общества, которые к указанному возрасту достигают определеннойстабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность взавтрашнем дне. Перестройка экономических отношений в России отбросила этисемьи за грань прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия,поселила в них неуверенность, низкую самооценку.
Драматизмситуации углубляется тем, что материальные и психологические трудности,переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблемвоспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают бытьавторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к такимродителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными квыживанию в новых условиях. Социологические исследования, проведенные в школахМосквы и Московской области, подтверждают эту тенденцию. Поскольку традиционноприоритетным воспитанием детей в семье является мать, проследим, как меняетсяее авторитет в зависимости от сферы занятости.
Известно, чтосамой непрестижной сегодня считается занятость в сфере бюджетных учреждений сих низкой оплатой труда. Наиболее желательным представляется труд внегосударственных, коммерческих структурах. Как оказалось, при занятости материв бюджетной сфере с ней советуются 68% школьников. Несколько выше оцениваетсякомпетентность матери, работающей на предприятии со смешанной формойсобственности: к ней обращаются за помощью 71% детей. Наконец, 76% школьниковсоветуются с матерями, работающими в коммерческих, негосударственныхструктурах.
ПереходРоссии на рыночные рельсы привел к появлению в стране реальной безработицы,которая наиболее болезненно отразилась на рассматриваемой здесь самойтрудоспособной возрастной группе населения. По данным Госкомстата РФ, изстатистически выделяемых семи возрастных групп занятого населения от 15 до 60лет безработные в возрасте 30–49 лет составляют 62%. [8,64]
Как былосказано выше, эти люди, имеющие детей школьного возраста, в том числеподростков, которым более всего необходим высокий воспитательный авторитетродителей. Излишне говорить, что безработный родитель таковым авторитетом дляребенка быть не может. [4,98]
В связи сострыми материальными проблемами семьи кардинально изменились в последнеедесятилетие взгляды родителей на детский труд. Еще пятнадцать лет назад семьякатегорически отвергала идею включения в воспитательный процесс трудовойзанятости детей с целью заработка денег на карманные расходы. Была популярнавоспитательная позиция: «Вы только хорошо учитесь, а зарабатывать деньги – делородителей».
Рыночныеотношения и связанное с ними резкое снижение материального достатка большинствароссийских семей изменили эти принципиальные основы воспитательного процесса. Втаких условиях массовым явлением становится одобряемая родителями трудоваязанятость детей. Родители теперь не только допускают, но и приветствуютподключение детей к зарабатыванию денег.
В настоящеевремя безработная молодежь в возрасте 16–29 лет составляет более 32% ото всехзарегистрированных на бирже труда. Есть основания предполагать, что безработицав нашей стране имеет тенденцию к дальнейшему омоложению и будет приобретать всеболее молодежный характер и женское лицо. Неслучайно поэтому старшеклассникивыдвигают одним из главных требований к будущей профессии гарантию отбезработицы. [8,68].
Семья, будучинаиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себепрактически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе:малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семейи инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами,юное материнство и многое другое.
Если семьяплохо справляется с выполнением своих функций, то речь идет о дисфункции,которая приводит семью в аномальное состояние.
Дисфункциюсемейных отношений могут вызвать следующие причины:
•экономические, когда прожиточный уровень семьи ниже черты бедности из-заизбыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи;
•асоциальные, связанные с алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением,низким культурным уровнем;
•психологические, такие как жестокость, агрессивность, грубость, супружескаяневерность, ревность, эгоизм;
•медицинские, связанные с венерическими, психическими и инфекционнымизаболеваниями, а также сексуальными отклонениями.
В чистом видета или иная причина встречается редко, как правило, они дополняют и усугубляютдруг друга, поэтому роблемы семьи необходимо решать комплексно.
К семьямсоциального риска относят прежде всего семьи:
– неполные,в том числе семьи одиноких матерей или отцов;
– многодетные;
– беженцеви вынужденных переселенцев;
– военнослужащихсрочной службы с детьми;
– семьис различными патологиями;
– асоциальныесемьи;
– малообеспеченныесемьи и другие. [9,60]
Все они в тойили иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке.
1.1Малообеспеченные семьи
Экономическаяситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей,среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей. Средисемей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, долямалообеспеченных резко возросла за счет недостаточно высоких заработковродителей, из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счетплатного образования и появления платных медицинских услуг.
Точкойотсчёта бедности является прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточномминимуме Российской Федерации» (1997), он рассчитывается исходя из стоимостипотребительской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи исборы. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания,непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровьячеловека и обеспечения его жизнедеятельности.
Семья(одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) нижевеличины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ,считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственнойсоциальной помощи. Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособныеграждане, в частности, не имеющие трудоспособных близких родственников;пенсионеры; инвалиды; одинокие пожилые люди; многодетные семьи; неблагополучныесемьи; семьи безработных. Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи смалолетними детьми (особенно до 6 лет), молодые семьи (особенно студенческие,семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников).
Вчисле мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченныхграждан, важнейшими являются: льготное налогообложение, предоставлениебесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальномобслуживании и т.п.), пособия по безработице, на детей, пенсии и т.д.
Приоказании материальной или финансовой помощи учитывается имущественное положениесемьи (наличие жилья, автомобиля, гаража и т.п.), а также ее тип.
*В маргинальной семье из-за болезни, алкоголизма родителей резко сниженывозможности осуществлять нормальное воспитание детей. Часть таких семей имеетлюмпенизированный характер (крайне низкие доходы или их отсутствие, высокийуровень потребления алкоголя или наркотиков, плохие жилищные условия илиотсутствие жилья и т.л.). Для таких семей раздача продуктов, денег, жилья нерешает проблемы, формируя установку «деклассированного иждевенца», поэтомунеобходима ликвидация или выравнивание причинных факторов.
*Уровень жизни кризисной семьи ниже черты бедности, она испытывает серьезныепроблемы с выживанием, в том числе физическим сохранением супружескихотношений, воспитанием детей. В данном случае, безусловно, необходимо оказатьпомощь в трудоустройстве (создание новых рабочих мест, переквалификация ипереобучение), не злоупотребляя уравнительными пособиями и разовой гуманитарнойпомощью, в поиске бесплатных путей получения информации и консультации.
*В благополучной семье уровень достатка на 15–20% выше среднего, но возможностиполучать дорогостоящие социальные услуги (информационные, консультационные,психотерапевтические и т.п.) она не имеет. Данный тип семьи временныезатруднения может решить самостоятельно, без внешней помощи (которая вотдельных случаях может восприниматься как унижающая достоинство).
*Процветающих семей сегодня около 10%. [14,113].
1.2Психологические особенности людей из малообеспеченных семей
Ввопросах социальной работы семья редко идет на контакты с представителямигосударства и общества за исключением случаев, обоснованных законодательством,или же если предлагаемая помощь носит материальный характер (пособия, выплаты ит.п.).
Решаявопрос собственной занятости, родители часто исходят сегодня из возможности использованияполученной профессиональной подготовки. Они стремятся сохранить привычн6оеместо работы даже при невысокой оплате. Срабатывает инерционный мотивповедения, боязнь перемен и риска в непрогнозируемой ситуации рыночныхотношений. Социальная и психологическая отстраненность таких семейоборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушениемличности членов семьи, что часто ведет к утрате веры в самоизменение.
Вомногих случаях работы в семьях группы риска, испытывающих материальныезатруднения, специалисты и общественные организации, которые приходят в семьюдля оказания помощи, выполняют роль «работника». Заключается это в том, чточлены семьи перекладывают заботу друг о друге, о детях на специалистов извне,так как жить без контроля со стороны они не могут, занимая пассивную позицию ипредоставляя специалистам право самим находить выход из трудного положения ихсемьи. Это приводит к иждивенчеству, стремлению обвинять в своих бедахобщество, маскируя при этом реальное положение дел в семье и собственноеничегонеделание.
Многиесемьи, получившие неудачный опыт улучшения своего трудного положения, боятсявновь подвергнуть себя риску. Вместо этого они предпочитают пребывать всостоянии ярости и неприятия окружающего мира. Состояние кризиса со временемстановится для них нормой, они перестают проявлять собственную инициативу.Семьи учатся по-своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадоксзаключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт какдоказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояниеестественно.
Такимобразом, в целом можно выделить такие особенности людей из малообеспеченныхсемей как
·отсутствие инициативы, пассивность;
·перекладывание ответственности на других;
·неумение ставить цели добиваться их;
·боязнь риска;
·стремление обвинять в своих бедах других. [15,58]
Социальныйработник, исходя из принципа максимизации минимума (стремления максимальнорасширить минимальные ресурсы социальной помощи), должен не только помогатьсемье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая засправедливым распределением государственной помощи, но и научить семьюсамопомощи взаимопомощи, которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия.Нужно помнить, что морально всегда лучше собственный заработок, чем социальноеиждивение
2.Сущность социальной защиты
Системасоциальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессесвоего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новыхэкономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение»,использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическуюорганизационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственногосударством. В современных условиях потребовалось развитие другихорганизационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорийнаселения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался вмировой практике.
Социальнаязащита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовыхнорм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, вмеждународном контексте обычно имеет дело с установленными законодательствомкатегориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работылибо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своихжизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. Врамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленныхзаконодательством неблагоприятных событий предоставляется помощькомпенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в формеразличного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют мерыпрофилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятныхсобытий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовыхформах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей,страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственноесоциальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовыхформ социальной защиты может иметь различные социальные и экономическиепоследствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.[3, 24]
Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характерудостаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальныйинститут, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемыхею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологииоказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий илитехнологий обеспечения безработных граждан.
Дляосмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработкинациональной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей странепредставляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя такой институт вРоссии имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, егоразвитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должногопредставления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и каковадолжна быть его организационная структура, с точки зрения как организациисистемы правовых норм, так и административной структуры данного института,призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данногоинститута.
Крометого, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системысоциальной защиты в России ее достаточно бурное развитие, она еще не принятаобщественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социальногоинститута. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. Напрактике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названиислова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защитынаселения Российской Федерации или министерства, комитеты или управлениясоциальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции,которые по определению должны входить в сферу их компетенции. В принятой в 1997 г.Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997–2000 гг.понятие «социальной защиты» сводится лишь к вопросам социального обслуживаниянаселения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационнымвыплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных своенной службы в запас или отставку. [5]
Социальнаязащита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами,не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатомчего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплатужизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья,лечения).
Социальнаязащита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, внатуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам,являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, таки предупредительный профилактический характер. (табл. 1)
Однойиз государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственногосударственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признакинепосредственного государственного обеспечения – финансирование расходов засчет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц иуровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органамигосударственной власти.
Непосредственноегосударственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточноограниченные масштабы применения.
Другойорганизационно-правовой формой социальной защиты является социальноестрахование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран срыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основележит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольногострахования.
Другимиорганизационно-правовыми формами социальной защиты могут быть провиденные фонды– обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновениянекоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии иАфрики, которые были колониями) и являются общенациональными организациями,предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающимигражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственностькаждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собойучреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно вслучае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случаебезработицы. [13]
Характернойособенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не вобязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а всилу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которыепринимают на себя обязательства по осуществлению социальной защитыограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частныеформы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечениевременной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении идругих.
Такимобразом, социальная защита в любом государстве – это комплексная системасоциально-экономических отношений, предназначенная для оказания разностороннейпомощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям,доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимогоуровня жизни семьи.
Эффективнаясоциальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей насоциальное самочувствие людей, способной улавливать рост социальногонедовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты ирадикальные формы протеста.
2.1Государственная политика в области социальной защиты
Проводимая всовременной России социальная политика строится по принципу, когда государство,признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночныемеханизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированноеудовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказание социальнойпомощи наиболее уязвимым категориям населения.
Однакотрадиция активного участия государства в управлении экономическими исоциальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системысоциальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, созданиеблаготворительных фондов, развитие страховых компаний.
Министерствомтруда и социального развития Российской Федерации в 1995 г. утвержденперечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании. Ониявляются основными объектами социальной политики и социальной работы.
К нимотносятся:
• граждане(взрослые и дети), являющиеся инвалидами;
• участникиВеликой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во времяВеликой Отечественной войны;
• одинокиепожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидностии другим основаниям);
• вдовы иматери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и в мирное время;
• бывшие несовершеннолетниеузники фашизма;
• лица,подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;
•зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
• лица,подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,ядерных выбросов, ядерных испытаний;
• лица,вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно-воспитательногоучреждения;
• лица без определенногоместа жительства;
• семьи,имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики;
• семьи, имеющиедетей-инвалидов до 16 лет;
• семьи,имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• семьи с низкимуровнем дохода;
• многодетныесемьи; • неполные семьи;
• семьинесовершеннолетних родителей;
• молодые, втом числе студенческие семьи;
• матери,находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
• беременныеженщины и кормящие матери;
•самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (додостижения материальной независимости и социальной зрелости);
• дети, осиротевшиеили оставшиеся без попечения родителей;
• безнадзорныедети и подростки;
• дети и подросткис девиантным поведением;
• дети,испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающихздоровью и развитию;
•разводящиеся семьи;
• семьи снеблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями,педагогической несостоятельностью родителей;
• граждане(взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающиепсихологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам. [6, 32]
Государствореализует политику социальной защиты населения через социальные программы исистему социального обслуживания населения (через сеть учреждений).
Системасоциального обслуживания населения формируется в рамках Федерального закона «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10декабря 1995 г. #195-ФЗ.
Социальноеобслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальнойподдержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи,проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложнойжизненной ситуации.
Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальнойзащиты: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центрысоциальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры длянесовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночногопребывания; геронтологические центры и т.д. [12]
Основнойцелью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровняжизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан.
Средималоимущих, прежде всего, частично или полностью нетрудоспособные, многие изкоторых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетныесемьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.
Регулированиеуровня жизни населения является одним из основных направлений деятельностилюбого государства. Ведь крайняя степень неравенства способна привести кнестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил,гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структурыстремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворенияхотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей.
Следовательно,основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущихгрупп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшнийдень за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самымнеобходимым.
Второй цельюоказания государственной социальной помощи является адресное и рациональноеиспользование бюджетных средств.
Прежде всегонеобходимо остановиться на том, что государство не в состоянии оказыватьгосударственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь конкретногоадресата, то есть тех людей, которым на сегодняшний момент наиболее необходимаданная помощь.
Такимобразом, учитывая вышесказанное, можно утверждать, что определениегосударственной социальной помощи, закреплённое на законодательном уровнеявляется необходимой гарантией для реализации гражданами своих конституционныхправ. В настоящее время в Российской Федерации за чертой бедности находитсябольшое количество семей и граждан, которые не могут по независящим от нихобстоятельствам обеспечить себе прожиточный минимум и принятие закона огосударственной помощи в 1999 году, который законодательно закрепил определениегосударственной социальной помощи, контингент её получателей и источниковформирования средств на оказание данной помощи является важным этапом развитияРоссийской Федерации как социального государства.
2.2Проблема законодательного обеспечения малообеспеченных семей
За три года,прошедшие с момента принятия Федерального закона «О прожиточном минимуме вРоссийской Федерации» на федеральном уровне в основном завершено формированиенормативной базы «для использования прожиточного минимума при предоставлениигражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и приосуществлении других мер социальной защиты населения». Вступил в силуфедеральный закон «О государственной социальной помощи», определивший «правовыеи организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущимсемьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам», в соответствии, с которымполучателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи ималоимущие одиноко проживающие граждане, чей среднедушевой доход по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума. [5]
В целяхобеспечения единства принципов и подходов к оказанию адресной социальнойпомощи, уточнения и расширения правового поля федерального закона «Огосударственной социальной помощи», законодательной трансформации социальныхльгот и пособий в единое пособие по нуждаемости, необходимо внестисоответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство.
Наконцептуальном уровне решаются такие задачи, как оптимизация и систематизацияразличных выплат, пособий, компенсаций и льгот (по существу, и составляющихадресную социальную помощь), утверждение единого социального пособия понуждаемости, установление общих для всех субъектов Федерации принциповпредоставления социальной помощи, определение источников ее финансирования,разграничение полномочий между органами исполнительной власти и ее субъектов вданной сфере, переход на адресные принципы предоставления помощи. [7,12]
В своюочередь, регионы должны определиться с организацией программ адреснойсоциальной помощи, основными элементами которых являются определениепрожиточного минимума конкретных семей, обратившихся за помощью, выявлениестепени их нуждаемости на основе расчета доходов семьи и определение размеровпособий по нуждаемости.
Отсутствие врегионах расчетов показателей доли бедных семей и глубины бедности, необходимыхдля установления величины федеральных трансфертов, может существенно осложнитьпроцесс их распределения.
Еслифинансовых ресурсов достаточно, каждой семье, получившей статус «нуждающейся»,назначается и выплачивается пособие в размере, определяемом разницей междупрожиточным минимумом этой семьи и ее общим семейным доходом. При нехваткефинансовых средств пособие в первоочередном порядке назначается и выплачиваетсясемьям, имеющим наибольший дефицит семейного дохода относительно прожиточногоминимума. Таким образом, количество семей, охваченных адресной социальнойпомощью, определяется реальными финансовыми ресурсами каждой региональнойпрограммы адресной социальной помощи.
На фонеповышения административной нагрузки в связи с реализацией программ адреснойсоциальной помощи органы социальной защиты на местах волнуют также вопросы оштатной численности и оплате труда социальных работников, непосредственнозанятых этим.
Меры поусилению адресности социальной поддержки непосредственно связаны с проблемойсовершенствования администрирования процессов распределения государственнойсоциальной помощи. Как и всякий переход на новые принципы управления, этотпроцесс неизбежно связан с определенными издержками.
Всоответствии с Конституцией РФ вопросы социальной защиты отнесены к совместномуведению РФ и субъектов РФ (ст. 72, ч. 2, п. ж). Нормативно-правовыеакты рассматриваемых субъектов РФ были приняты и реализуются во исполнение КонституцииРФ, федеральных законов и подзаконных актов (постановлений Правительства РФ,указов Президента РФ, нормативных актов министерств и ведомств), а также повопросам, относящимся к компетенции самих субъектов.
Несмотря нато, что эти акты несомненно обладают рядом достоинств, они отличаютсядекларативностью. Принцип адресности социальной помощи, закрепленный в законах,часто понимается, как адресность по принадлежности к определенной категориинаселения, а не по принципу нуждаемости Нормативно-правовые акты данногопериода содержат огромное количество указаний на льготы, пособия,компенсационные выплаты, получение бесплатных или частично оплачиваемыхсоциальных услуг, право на которые имеют целые категории населения не зависимоот уровня материального благосостояния.
Существуеттакже ряд нормативно-правовых актов, которые с достаточной долей условностиможно назвать «корпоративными». Данные акты предусматривают социальную защитулиц, работающих в определенных отраслях или службах, занимающие должности государственнойслужбы (например, спасатели, работники железнодорожного транспорта, судьи,судебные приставы, жители закрытых административно-территориальных образований,работники внутренних дел и т.д.).
Разумеется,наличие и действие всех указанных нормативно-правовых актов вовсе не означает,что лица, имеющие право на льготы, пенсии, пособия или выплаты по различнымоснованиям, могут получить все одновременно. Многие нормативно-правовые актыпредусматривают возможность получения социальной помощи и / или услугпо одному из оснований, однако, подобные нормы не исправляют положения.
Ядром всегодействующего федерального и регионального законодательства являетсяпредоставление льгот. Юридический смысл льготы заключается в том, что онаявляется исключением из общего правила, отклонением от единых требованийнормативного характера. Функционально – льгота является инструментомперераспределения социальных благ. Льготы устанавливаются для тех субъектов,интересы которых не получают должного обеспечения и защиты в силу наличия уданных субъектов определенных специфических особенностей. Льгота (и в этом ееюридическое значение) должна иметь строго определенную цель и временныйхарактер. Вместо этого льгота давно уже стала универсальным инструментомдифференциации населения, устанавливающей жесткие, почти сословные,разграничения. [7,12]
Реализациятак называемых социальных «прав» и льгот, закрепленных в федеральномзаконодательстве, осуществляется по мере финансовых и материальных возможностейконкретного региона. Наиболее затратными с точки зрения бюджетных расходовявляются законы «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющимдетей», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании гражданпожилого возраста и инвалидов». Некоторые законы принимались с нарушениемконституционного требования, в соответствии, с которым необходимо заключениеПравительства РФ – законы были приняты либо с отрицательным заключениемПравительства РФ, либо без такового, что привело к тому к отсутствиюфинансового обеспечения этих законов.
Общей чертой,характерной для всего массива нормативно-правовых актов (как федеральных, так ирегиональных), регулирующих отношения в сфере социальной защиты, являетсяувеличение численности социально незащищенных категорий граждан и,соответственно, числа и объема льгот. Федеральное законодательство даетвозможность субъектам РФ и органам местного самоуправления самим устанавливатькатегории и льготы, обеспечиваемые из бюджетов соответствующих уровней.Субъекты РФ и органы местного самоуправления обладают полномочиямиустанавливать дополнительные категории населения, которым в том или ином видеоказывается социальная помощь, оплачиваемая из бюджета соответствующего уровня.
В результатеполучателями всевозможных социальных льгот, пособий и выплат являются 2/3населения России.
3. Принципадресности, содержание и особенности оказания адресной помощи малообеспеченнымсемьям
Бедность какрезультат экономического неравенства в распределении национального продуктаприсутствует в любой экономической системе, различаются лишь ее формы имасштабы в зависимости от социальных регуляторов, которые вырабатывает обществодля ее смягчения.
Существуютразличные подходы к определению бедности, в соответствии с которымиправительства и общественные институты различных стран вырабатывают методыпозиционирования беднейших социально-экономических групп и способырегулирования их доходов.
В России вкачестве официальных показателей бедности рассматриваются численность и долянаселения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, величина которогоежеквартально утверждается правительством в соответствии с Федеральным законом «Опрожиточном минимуме в Российской Федерации» и служит основным критерием дляопределения степени нуждаемости домохозяйств.
Социальнаябедность традиционно охватывает социально уязвимые категории населения – многодетныеи неполные семьи, одиноких пенсионеров и инвалидов. Так называемаяэкономическая бедность обусловлена тем, что работоспособные граждане не могутобеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкогоуровня заработной платы, задержек с ее выплатой, безработицей. Для преодоленияэкономической бедности целесообразно использовать меры общеэкономическогохарактера (содействие занятости, реформирование системы оплаты труда,совершенствование налоговой политики и др.), в то время как борьба с социальнойбедностью лежит в плоскости перераспределения доходов в рамках социальнойзащиты населения.
Социально-экономическаяполитика российского правительства нацелена на повышение уровня жизни населенияна основе увеличения реальных располагаемых доходов граждан. В рамкахсовершенствования политики доходов населения стратегической задачей государстваявляется восстановление воспроизводственной и стимулирующей функций заработнойплаты, размер которой должен быть достаточным не только для удовлетворениятекущих нужд в питании, одежде, жилье, но и потребностей в полноценномежегодном отдыхе, а также для формирования сбережений.
По мерестабилизации экономики и расширения доходной базы госбюджета планируетсяпостепенно приблизить минимальные размеры оплаты труда и пенсий к прожиточномуминимуму. Правительством уже в текущем году изысканы средства на повышение этихсоциальных гарантий, а также предприняты меры по увеличению их размеров и вбудущем году.
Такимобразом, наиболее острой проблемой, определяющей весь характерсоциально-экономических отношений между государством и обществом, являетсянесбалансированность ресурсов и обязательств на всех уровнях бюджетной системы РоссийскойФедерации.
Основнымметодом защиты наиболее уязвимых категорий населения становится адресноепредоставление социальной помощи лишь тем гражданам, фактическоепотребление которых находится ниже прожиточного минимума. Понятие «адресность» вданном контексте означает ограничение круга получателей социальной помощиконкретной целевой группой в зависимости от приоритетов социальной политикигосударства на данном этапе. В данном случае принцип адресности являетсяпротивовесом «категорийному подходу», когда социальная помощь предоставляетсягражданам по их формальной принадлежности к той или иной социальной(профессиональной или социально-демографической) группе населения без учетафактора нуждаемости. Усиление адресности социальной помощи предполагает осуществлениезаконодательных и организационных мер по ограничению круга получателейсоциальной помощи малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающимигражданами.
Принципадресности социальной помощи, закрепленный в законах, часто понимается, как адресностьпо принадлежности к определенной категории населения, а не по принципунуждаемости. В результате понятие адресности на основе нуждаемости совершеннотеряется в общей массе законов, направленных на социальную защиту отдельныхкатегорий населения (беженцы и переселенцы; военнослужащие, участвовавшие вразрешении вооруженных конфликтов в России и на территории СНГ; доноры;пострадавшие вследствие аварий на Чернобыльской АЭС; проживающие в районахКрайнего Севера и приравненных к ним местностях; герои Советского Союза и РФ;пострадавшие от репрессий и т.д.), а также в массе нормативно-правовых актов.
Однакоадресность социальной помощи может привести к росту иждивенческих настроений.Предоставление адресной помощи исключительно на основании дохода ниже прожиточногоуровня приводит к тому, что ее будут получать не только нетрудоспособныеграждане, но и вполне трудоспособные. Поэтому система оказания адреснойсоциальной помощи должна быть достаточно гибкой и продуманной, чтобы бытьэффективной. Помощь необходимо предоставлять тем, кто не может самостоятельносправиться с трудной жизненной ситуацией. Требуется выработать критериипредоставления адресной помощи, например состояние здоровья.
Реализацияпринципа адресности должна позволить направлять помощь тем, кто в ней реальнонуждается. Большое значение при этом имеет механизм предоставления адреснойсоциальной помощи. Вот лишь некоторые принципы организации адресной помощи:
– предоставлениепомощи не категориям, а отдельным лицам;
– обоснованностьпредоставления помощи (наличие среднедушевого совокупного дохода нижепрожиточного уровня, установленного соответствующим субъектом РФ);
– определениемеханизма выявления нуждающихся;
– проведениепроверок нуждаемости, обследований состояния малообеспеченных семей и одинокихграждан;
– ответственностьполучателя социальной помощи (за достоверность представленных документов,сведений);
– сочетаниегосударственной и негосударственной помощи;
– наличиеединого банка данных лиц, получающих помощь;
– координациядеятельности всех органов и служб социальной защиты различного профиля. [7, 12]
Региональныезаконы и программы об адресной социальной помощи отличаются одной общей чертой:в них соединяются принцип категориальности и принцип адресности. Законы обадресной помощи ориентированы на отдельные категории населения (как правило,пенсионеров, инвалидов, неполные и многодетные семьи) и уже из них отбираютсянуждающиеся.
Принятиенормативно-правовых актов об адресной помощи, устанавливающих принципадресности выплаты детских пособий еще до принятия соответстствующегофедерального закона, было обусловлено недостатком средств на выплату пособий вполном объеме и увеличением задолженности по ним. К сожалению, для реализациипринципа адресности помощь часто предоставляют в натуральной форме, исходя изубеждения, что за получением натуральной помощи будут обращаться тольконуждающиеся. Разумеется, накопление задолженностей по выплатам пособий, выдачаих в натуральной форме не способствуют прозрачности механизма выплат.
Все региональныезаконы и программы об адресной социальной помощи отличаются одной общей чертой:в них соединяются принцип категориальности и принцип адресности. Законы обадресной помощи ориентированы на отдельные категории населения (как правило,пенсионеров, инвалидов, неполные и многодетные семьи) и уже из них отбираютсянуждающиеся.
К определениюпонятия адресной социальной поддержки населения Россия пока лишь ограничиласьдекларацией о социальном государстве. Многие социальные гарантии права исвободы, закрепленные в Конституции РФ, либо не обеспечиваются, либо действуютв усеченном варианте.
Втрадиционном понимании суть социальной политики сводится к поддержке, преждевсего материальной, беднейших слоев населения или к перераспределениюобщественного богатства в пользу наименее обеспеченных слоев в целяхограничения имущественной дифференциации. Однако социальная политика должнатрактоваться несколько шире, и основная цель ее должна быть не столько «лечениесоциальных болезней», а, прежде всего, их предотвращение и предупреждение.Именно в этом состоит сущность социальной политики – концентрированноевыражение всех иных видов политики и прежде всего – экономической.
Адреснаясоциальная поддержка населения занимает важное место в структуре социальногоуправления в целом и местного самоуправления в частности. Организацияоптимальной адресной социальной поддержки населения предполагает не толькоизучение законов и других нормативных актов, устанавливающих ее критерии врамках отношений государство – человек – закон – социальная защита, но ивозможность на местах определять допустимые границы действий вовзаимоотношениях с другими субъектами и разрабатывать собственные вариантымоделей адресной социальной поддержки.
В современной России важной чертой системного изменения модели социальнойподдержки населения является ее муниципализация. Муниципальная модель адреснойсоциальной поддержки имеет свою специфику и должна основываться на учетесоциальной дифференциации населения, сосредоточении общественных ресурсов на помощибеднейшим, защите от бедности на равноправной основе, предотвращениисоциального иждивенчества, индивидуализации социального обслуживания.
Соответствующиебюджетные ресурсы будут формироваться за счет сокращения безадресных субсидийпроизводителям товаров и услуг, а также социально неоправданных льгот и выплат.В настоящее время право на получение социальных гарантий, льгот и выплат,установленных законодательными актами РФ, имеет 70% населения страны; при этомтолько четверть общей суммы льгот и пособий приходится на долю домохозяйств сосредним доходом ниже прожиточного минимума. Большинство льгот, установленныхфедеральным законодательством, планируется поэтапно трансформировать в единоепособие по нуждаемости.
Основноебремя, связанное с социальной защитой населения, несут местные органы власти,между тем муниципалитетам компенсируется не более трети их затрат на выполнениесоциальных обязательств, предусмотренных федеральным законодательством. Поэтомув новой правительственной Программе, предусмотрено максимальное расширениесамостоятельности территорий в принятии решений относительно того, какиевыплаты действительно нужны, кому, в каких объемах и в какой форме они должныпредоставляться.
Такимобразом, перед федеральной властью стоит задача путем межбюджетноговыравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защитынаселения, уменьшению социальной дифференциации в интересах сокращениябедности. Предстоит повысить нормативно-методическую роль органовисполнительной власти, и прежде всего, Минтруда России, ответственного заразработку и доведение до регионов типовых методик адресного предоставлениясоциальной помощи, оказание содействия местным администрациям в их практическомприменении.
Проблемыоказания адресной помощи
Несмотря намногочисленные попытки внедрения принципа адресности социальной помощи нарегиональном и муниципальном уровне, степень адресности социальных выплат вцелом по Российской Федерации практически не повысилась.
Помимонедостаточной адресности выплат в большинстве регионов, важным фактором,предопределяющим неэффективность расходов на социальную помощь в целом поРоссийской Федерации, является их неравномерное распределение в региональномразрезе. Летом 1999 г. был принят Федеральный Закон «О государственной социальнойпомощи». Этот законопроект вводит дополнительный вид социальных выплат в формепредоставления гражданам с доходами ниже прожиточного минимума адреснойсоциальной помощи с использованием процедур выборочной проверки нуждаемостипотенциальных получателей помощи. При этом размеры помощи определяются впределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходомчленов малоимущей семьи. Фактически в данном случае речь идет о попыткезаконодательного введения так называемого «гарантированного минимума доходов» длявсех семей на территории Российской Федерации. [5]
Закон несодержит конкретной информации об источниках финансирования подобных адресныхвыплат. На стадии рассмотрения в Государственной Думе из него были исключеныположения, которые позволили бы органам власти субъектов федерации и органамместного самоуправления перераспределять на цели адресной социальной помощисредства за счет соответствующего уменьшения расходов на предоставлениекатегориальных выплат и льгот, степень адресности которых остается низкой.
Отмеченныеособенности Закона «О государственной социальной помощи» делают его финансовонеобеспеченным и труднореализуемым на практике. Об этом, в частности,свидетельствуют расчеты показателя глубины бедности, основанные на данныхбюджетных обследований граждан.
Под глубинойбедности в данном случае понимается совокупный объем адресных социальныхвыплат, который потребовался бы ежемесячно для того, чтобы довести уровеньпотребления всех малоимущих граждан до уровня официального прожиточногоминимума. Именно на такие выплаты, в конечном счете, ориентированы положенияЗакона «О государственной социальной помощи».
При этомследует иметь в виду, что речь идет о дополнительных расходах, которыеобеспечили бы полное преодоление бедности лишь при условии сохранения всех нынесуществующих социальных выплат бедным семьям, поскольку эти выплаты уже учтеныпри оценке потребления бедных семей.
Необходимотакже учитывать, что Законом «О государственной социальной помощи» предусматриваетсялишь один вид проверки нуждаемости граждан – выборочный непосредственныйконтроль за обоснованностью декларируемых гражданами сведений о доходах иимуществе, которое может быть использовано для целей извлечения дохода. Однакони одна, даже самая эффективная методика, основанная на непосредственнойпроверке нуждаемости, не позволяет с высокой достоверностью оценить уровеньпотребления бедных семей, которые, как правило, будут занижать декларируемыедоходы.
Такимобразом, при существующем состоянии федерального и территориальных бюджетов вРоссии внедрение адресной социальной помощи не может ставить задачу полногопреодоления бедности, которая фактически подразумевается в законах «Опрожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи».
Однако дажепри существенно более жестких ограничениях на предоставление адресной помощипотенциальные расходы будут превышать реальные финансовые возможностиконсолидированного бюджета. Например, если ограничить круг получателей адресныхпособий лишь крайне бедными семьями, находящимися за так называемой «административнойграницей бедности» (с доходами ниже 50% прожиточного минимума) и ставить задачудоведения их потребления лишь до уровня 50% прожиточного минимума. [12]
СогласноЗакону «О государственной социальной помощи» все они смогут приобрести право наполучение государственной социальной помощи. При этом расходы на предоставлениеадресной социальной помощи могут возрасти дополнительно более чем в полторараза по сравнению с оценками, представленными выше. Увеличение расходовпроизойдет как за счет расширения контингента получателей пособий, так и засчет повышения среднего размера доплат домохозяйствам, которые могли быпретендовать на пособие по нуждаемости при прежней величине прожиточного минимума.Следовательно, потенциальные затраты на оказание адресной социальной помощибудут сопоставимы с совокупными ресурсами консолидированного бюджета РоссийскойФедерации.
Такимобразом, повсеместный переход на адресные принципы социальной помощи в томвиде, в котором он предусматривается новым федеральным законодательством, напрактике неосуществим в связи с недостатком финансовых средств. Практическоевведение адресности потребует введения более значительных ограничений, как наразмеры выплат, так и на состав получателей пособий. Это означает, что, помимооценки доходов и потребления семей, потребуется применять дополнительныекритерии отсева потенциальных получателей, на основе признаков, которыесвидетельствуют об их относительно меньшей социальной уязвимости. Одним издополнительных условий отсева может служить наличие трудоспособных членовмалообеспеченных семей. Помощь таким семьям должна быть прежде всегоориентирована на содействие в поиске источников трудового дохода, чтопредполагает использование иных механизмов, чем выплата пособий по нуждаемости.В ряде регионов дополнительным критерием отсева может служить наличие в составесемьи одного или нескольких пенсионеров. Это относится не ко всем регионам, алишь к тем из них, где бедность среди пенсионеров до сих пор являетсяотносительно редкой. В условиях отсутствия какой-либо задолженности по выплатепенсий к числу регионов, где может быть использован данный критерий отсева,относятся преимущественно те регионы средней полосы России, где вследствиеотносительно низкого уровня региональных цен региональная величина прожиточногоминимума пенсионера является ниже общефедеральной, в то время как среднийуровень пенсий ненамного отличается от среднероссийского.
Дополнительноеограничение получателей пособий может быть достигнуто, если процедурыпредоставления адресной помощи будут принимать во внимание не только текущиедоходы, но и имущественный статус семьи, включая и дорогостоящие предметыдлительного пользования.
Вместе с теммногие из таких предметов хотя и являются признаком относительногоблагосостояния, но в принципе не могут быть использованы в целях извлечениядополнительного дохода иначе, чем путем их продажи. Кроме того, опытпрактического внедрения процедур проверки нуждаемости в ряде областей показал,что выявление реального имущественного статуса семей крайне затруднено итребует немалых затрат. Это связано, в том числе и с тем, что земельные участкии второе жилье могут находиться за пределами региона постоянного проживаниясемьи, а пользование автомобилем нередко осуществляется по доверенностям, учеткоторых органами социальной защиты практически невозможен.
При выработкестратегий адресной помощи необходимо также учитывать и национальные особенностиряда регионов, таких как, например, республики Северного Кавказа, в которыхвысокий уровень официальной бедности сочетается с наличием развитыхнеформальных механизмов традиционной родственной солидарности.Перераспределение доходов по неформальным каналам позволяет существенносмягчить фактический уровень бедности и неравенства доходов в подобныхрегионах. Оказание государственной социальной помощи в таких регионах должно повозможности учитывать степень доступности каналов родственной и инойнеформальной помощи для конкретных нуждающихся семей.
Добитьсябольшей концентрации адресных выплат в особо нуждающихся домохозяйствах ивместе с тем избежать дорогостоящих процедур детальной проверки доходов иимущества семей позволяют методы косвенной оценки нуждаемости семей на основелегко выявляемых формальных признаков (уровень образования, число детей, родзанятий и др.). Состав таких признаков определяется статистическими методами наоснове репрезентативных обследований домохозяйств в каждой конкретнойтерритории. К сожалению, новый Закон «О государственной социальной помощи» непредусматривает возможность использования косвенных методов оценки нуждаемости.
Представляется,что скорректировать этот недостаток косвенных методик можно было бы посредствомвведения единовременной денежной или натуральной помощи в дополнение к адреснымпособиям, предоставляемым на основе косвенных методик проверки нуждаемости.Такая помощь могла бы предоставляться по заявительному принципу беднымдомохозяйствам, не имеющим доступа к адресным пособиям, с выборочным применениемпрямых процедур проверки фактической нуждаемости заявителей. Практикапредоставления такой помощи уже существует в большинстве регионов, но процедурыее предоставления представляются в большинстве случаев недостаточноэффективными и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
При этомследует учитывать, что согласно приведенным выше оценкам даже при самых жесткихподходах к отбору потенциальных получателей адресных пособий по нуждаемостиповсеместное внедрение принципа адресности потребует перераспределения на этицели порядка половины всех расходов консолидированного бюджета по статье «Социальнаяполитика». Это возможно лишь при условии отказа от значительной части программбезадресной социальной помощи, финансируемых за счет этой бюджетной статьи.Существующая система социальной защиты населения оказалась плохо приспособленадля работы в подобных условиях. Она обладает ограниченными возможностямиперераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан и базируетсяна системе всеобщих социальных трансфертов, субсидий на товары и услуги, атакже категориальных льгот. Основные объемы социальных трансфертов в такойсистеме приходятся на долю граждан, которые не относятся к числу нуждающихся.
Эффективностьряда направлений социальной защиты, таких как выплата пособий на детей ифинансирование программ занятости, достигла критического уровня, и ониперестали оказывать значимое влияние на положение уязвимых групп населения,которым они адресованы. При тех объемах государственного финансирования,которые поддерживаются в послекризисный период, сложившаяся система социальнойзащиты, характеризующаяся разветвленной системой категориальных льгот ивсеобщих социальных трансфертов, неспособна, выполнять большинство возложенныхна нее функций.
Решениенакопившихся социальных проблем предполагает проведение глубоких структурныхпреобразований в социальной сфере, которые обеспечили бы перераспределениесоциальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения приодновременном сокращении социальных трансфертов, направляемых в пользуобеспеченных семей.
Длясоциального государства, в направлении которого Россия стремительнопродвигалась в послекризисный период, характерной чертой становится типичнаядля многих стран третьего мира сегрегация социальной политики по принципу «социализмдля богатых – капитализм для бедных». Объем ресурсов, направляемый в пользунуждающихся, оказывается явно недостаточным для сколько-нибудь заметногооблегчения их положения, а основная часть социальных трансфертов попадает враспоряжение граждан с высокими и средними доходами. Последние в меньшейстепени нуждаются в социальной защите, но обладают достаточным политическимвесом и влиянием, чтобы блокировать решения, ведущие к перераспределениюсоциальных трансфертов в пользу бедных семей.
Судя повсему, российское общество все еще не готово открыто признать несостоятельностьподобной модели социальной защиты и несоответствие социальных гарантий,закрепленных действующим законодательством, экономическим возможностям страны идействительным социальным нуждам ее граждан. Об этом свидетельствует, вчастности, и то обстоятельство, что предвыборные экономические платформыведущих политических партий и блоков, являясь в целом относительнореалистичными в вопросах экономической политики, остаются по-прежнемуоткровенно популистскими в вопросах социальной политики.
Однако сложившаяся модель социальной политики, в силу ее крайнейнеэффективности, едва ли может быть устойчивой в течение длительного времени. Взависимости от экономической ситуации ее эволюция может происходить, по меньшеймере, в двух различных направлениях.
В случае еслиэкономический рост в ближайшие годы приобретет устойчивый характер, уровеньфинансирования социальной сферы может быть в короткие сроки восстановлен допредкризисного уровня. В этих условиях структурные реформы могут бытьориентированы не на ограничение масштабов всеобщих социальных трансфертов, а напостепенное устранение элементов, унаследованных от социалистического прошлогои не отвечающих условиям рыночной экономики. Прежде всего, это касается отказаот субсидий на потребительские товары и услуги, а также от категориальныхпривилегий и льгот.
4. Практическаячасть
4.1Технология оказания адресной социальной помощи малообеспеченным семьям в г. ТотьмаВологодской области
Рассмотримтехнологию оказания адресной помощи социальными работниками в городе ТотьмаВологодской области.
1. Объект –малообеспеченные семьи.
2. Субъект –специалисты по социальной работе.
3. Цель –создание системы для организации работы с малообеспеченными семьями.
4. Принципытехнологии:
– объективность;
– реальность;
– конкретность;
– доверие.
5. Условияпроведения:
работапроводится по месту жительства, в общеобразовательных школах города Тотьма и вучреждении социального обслуживания КЦ «СОН».
6.Деятельность осуществляется по направлениям:
1) Организациябесплатного питания учащихся из малообеспеченных семей. На основании ЗаконаВологодской области «Об обеспечении питанием школьников в Вологодской области»в школах организовано бесплатное одноразовое питание детей из многодетных ималообеспеченных семей, стоимость которого с 1 января 2009 года установлена вразмере 25 рублей на одного школьника. Решение о предоставлении бесплатногопитания принимается образовательным учреждением на основании заявленияродителей школьника, акта обследования семьи, ходатайства классногородительского комитета. Контроль за питанием детей осуществляют классныеруководители. Ответственным за организацию питания школьников являетсясоциальный педагог. В конце месяца составляется акт по подсчету питающихся поколичеству и сумме. Образовательное учреждение несет ответственность за целевоеи адресное использование средств.
2) Наосновании Закона Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельныхкатегорий граждан в целях организации ими права на образование» проводятсяежемесячные выплаты для детей из многодетных и малообеспеченных семей на проездна внутригородском транспорте, в автобусах пригородных и внутрирайонных линий(по 150 рублей), а также на приобретение комплекта детской одежды для посещенияшкольных занятий, спортивной формы (по1500 рублей).
3) Социальныйработник организует посещение семей с целью обследования материально-бытовыхусловий, по заключению которого семье может быть предложено, обратиться в КЦ«СОН» или в какую-либо другую организацию с целью получения необходимойсоциальной помощи.
7. Основныеформы работы с малообеспеченными семьями в КЦ «СОН»:
1.Социально-бытовые:
– предоставлениевременного проживания
– обеспечениебесплатным питанием
– обеспечениеодеждой и обувью по сезону
– обучениедетей навыкам самообслуживания
– обеспечениемягким инвентарем и канцелярскими принадлежностями;
2.Социально-медицинские:
– проведениепервичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки
– организациялечебно-оздоровительных мероприятий
– содействиев предоставлении нуждающимся семьям услуг оздоровления и их направления насанаторно-курортное лечение
– содействиев оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательногомедицинского страхования в рамках программ медицинских гарантий, оказаниебесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальныхлечебно-профилактических учреждениях
– оказаниеквалифицированного консультирования
– содействиепо обеспечению по заключению врачей лекарственными средствами и изделиямимедицинского назначения
– содействиев госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактическиеучреждения
3.Социально-психологические:
– социально-психологическоеи психологическое консультирование
– психотерапевтическаяпомощь
– психологическиетренинги
– экстреннаяпсихологическая помощь
– социально-психологическийпатронаж;
4.Социально-правовые:
– оказаниеюридической помощи и содействие в получении установленных законодательством мерсоциальной поддержки
– содействиев оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости)в учреждения социального обслуживания на временное пребывание
– оказаниеправовой помощи в защите и соблюдении прав.
5.Социально-педагогические:
– социально-педагогическоеконсультирование
– организацияобучения детей и подростков по школьной программе
– организациядосуга
– организацияпрофориентации, профобучения и трудоустройства.
8. Проблематехнологии:
Такимобразом, работа социальных педагогов с малообеспеченными семьями содержит трисоставляющие: организация питания, оплата проезда, оказание поддержки вполучении социальной помощи. Все эти три направления необходимы. Но еслирассматривать эту помощь с психологической точки зрения, то она направлена нарешение проблем вместо самих семей, и зачастую формирует у лиц, относящихся кданной категории потребительскую позицию по отношению к государству и своейжизни.
Намизамечено, что в работе с малообеспеченными семьями отсутствует система мер,направленных на содействие в решении проблем семей, на повышение активности иинициативности всех членов семей в улучшении своего материального положениясобственными силами.
9. Ожидаемыйрезультат.
Работа смалообеспеченными семьями в основном осуществляется органами социальной защиты,а также образовательными учреждениями, где изучается контингент учащихся,выявляются дети из семей данной категории и им оказывается своевременнаяразного рода помощь. Внедрение данной технологии предполагает своевременноевыявление нуждающихся семей и оказание им необходимой поддержки.
4.2 Технологияпредоставления адресной социальной помощи в Свердловской области
1.Адресная социальная помощь оказывается в целях:
– поддержанияуровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан,среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленногов Свердловской области;
– адресногои рационального использования бюджетных средств.
2. Объект(Получатели адресной социальной помощи)
Получателямиадресной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одинокопроживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеютсреднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленногозаконодательством Свердловской области.
3. Субъект– территориальныйорган уполномоченного исполнительного органа государственной властиСвердловской области в сфере социальной защиты населения.
4.Принципы оказания адресной социальной помощи
1)государственный характер адресной социальной помощи на основе прожиточногоминимума, определяемого в Свердловской области;
2)дифференциация адресной социальной помощи в зависимости от среднедушевогодохода, возраста и трудоспособности граждан, которым она предоставляется;
3)заявительный характер оказания адресной социальной помощи.
5. Адреснаясоциальная помощь, исходя из конкретных условий, оказывается в следующих формах:[прил.1]
1) денежныевыплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2)натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты идругие виды натуральной помощи).
6.Порядококазания адресной социальной помощи в Свердловской области.
1.Лица, имеющие право на получение адресной социальной помощи, вправе подать поместу их регистрации в территориальный орган уполномоченного исполнительногооргана государственной власти Свердловской области в сфере социальной защитынаселения письменное заявление с приложением документов, подтверждающих этоправо. Перечень необходимых документов, подтверждающих право на получениеадресной социальной помощи, определяется Правительством Свердловской области.
2.Днем обращения за оказанием адресной социальной помощи является день приемазаявления с прилагаемыми к нему документами, подтверждающими право на получениеадресной социальной помощи.
3.Заявление об оказании адресной социальной помощи рассматривается в течение 10дней со дня приема документов, подтверждающих право на получение адреснойсоциальной помощи. Решение об оказании адресной социальной помощи либо оботказе в ее предоставлении в случае отсутствия оснований для ее оказаниявыносится руководителем территориального органа уполномоченного исполнительногооргана государственной власти Свердловской области в сфере социальной защитынаселения на основании предложений постоянно действующей комиссии при этомтерриториальном органе. Порядок деятельности постоянно действующей комиссии притерриториальном органе уполномоченного исполнительного органа государственнойвласти Свердловской области в сфере социальной защиты населениярегламентируется положением, утверждаемым уполномоченным исполнительным органомгосударственной власти Свердловской области в сфере социальной защитынаселения.
4.Территориальный орган уполномоченного исполнительного органа государственнойвласти Свердловской области в сфере социальной защиты населения, в которыйподано заявление об оказании адресной социальной помощи, вправе произвестипроверку правильности сведений о доходах, сообщенных гражданином. В ходепроведения проверки территориальный орган имеет право в установленном порядкезапрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения у органов иорганизаций, владеющих ими.
5.Оказание адресной социальной помощи осуществляется территориальными органамиуполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловскойобласти в сфере социальной защиты населения.
6.Граждане, получающие адресную социальную помощь, обязаны в десятидневный срокизвестить уполномоченный исполнительный орган государственной властиСвердловской области в сфере социальной защиты населения, оказывающий адреснуюсоциальную помощь, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение илипрекращение оказания адресной социальной помощи.
7.Источникиоказания адресной социальной помощи
1.Источниками оказания адресной социальной помощи являются средства областногобюджета.
2.При подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый годПравительство Свердловской области учитывает предполагаемый размер расходов наоказание адресной социальной помощи и оплату услуг по ее выплате, доставке ипересылке. в редакции Областного Закона от 22.02.2002 №10-ОЗ)
8.Основания дляпрекращения оказания адресной социальной помощи
1)изменения среднедушевого дохода гражданина или семьи, если среднедушевой доходстановится выше установленного размера прожиточного минимума;
2)выезда семьи либо гражданина на постоянное место жительства за пределыСвердловской области;
3)выявления фактов принятия решения об оказании адресной социальной помощи снарушением действующего законодательства Российской Федерации и Свердловскойобласти.
2.В случае невыполнения получателем адресной социальной помощи обязанностей,указанных в пункте 6 статьи 8 настоящего Областного закона, а также приоказании адресной социальной помощи по фиктивным документам с заведомо ложнымисведениями о составе семьи и (или) уровне доходов лицо, подавшее заявление,несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
3.При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение оказания адреснойсоциальной помощи, она оказывается до дня, по который лицо, подавшее заявление,имело право на получение адресной социальной помощи.
9.Ожидаемый результат:
Уменьшениечисла малоимущих семей и лиц одиноко проживающих на территории Свердловскойобласти. (16)
Заключение
В настоящеевремя в Российской Федерации наиболее острой проблемой является проблемабедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лицоказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, в стране наблюдаетсяпоследовательное усиление расслоение населения по доходам и материальномуобеспечению, носящее стихийный характер, поскольку до недавнего временивоздействие на него со стороны государства было малозаметно.
В прошедшемгоду было принято большое количество законодательных актов, регулирующихправоотношения в социальной сфере. Среди них особо выделяется Федеральный закон«О государственной социальной помощи». Данный закон призван поддержатьмалоимущие семьи, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевойдоход которых ниже величины прожиточного минимума.
Принятиеэтого закона свидетельствует о том, что социальная политика в России находитсяв развитии, большое внимание уделяется проблеме бедности тем группам населения,которые до настоящего времени не были защищены государством.
Принятыйзакон впервые дал законодательное определение понятию государственнойсоциальной помощи. Под ней понимается предоставление малоимущим семьям илималоимущим одиноко проживающим гражданам за счёт средств соответствующихбюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий икомпенсаций, жизненно необходимых товаров. Основными целями оказания даннойпомощи являются: поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевойдоход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного всоответствующем субъекте нашей страны, а также адресное и рациональноеиспользование бюджетных средств.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерациивысокими темпами осуществляется государственная социальная политика,направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социальногонеравенства в современном российском обществе, и оказание государственнойпомощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям ималоимущим одиноко проживающим гражданам.
Точкойотсчёта бедности является прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточномминимуме Российской Федерации» (1997), он рассчитывается исходя из стоимостипотребительской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи исборы. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания,непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровьячеловека и обеспечения его жизнедеятельности.
Семья(одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) нижевеличины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ,считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственнойсоциальной помощи. [12]
Следовательно,основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущихгрупп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшнийдень за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самымнеобходимым.
Второй цельюоказания государственной социальной помощи является адресное и рациональноеиспользование бюджетных средств.
Однакоадресность социальной помощи может привести к росту иждивенческих настроений.Предоставление адресной помощи исключительно на основании дохода нижепрожиточного уровня приводит к тому, что ее будут получать не тольконетрудоспособные граждане, но и вполне трудоспособные. Поэтому система оказанияадресной социальной помощи должна быть достаточно гибкой и продуманной, чтобыбыть эффективной. Помощь необходимо предоставлять тем, кто не можетсамостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. Требуется выработатькритерии предоставления адресной помощи, например состояние здоровья.
К определениюпонятия адресной социальной поддержки населения Россия пока лишь ограничиласьдекларацией о социальном государстве. Многие социальные гарантии права исвободы, закрепленные в Конституции РФ, либо не обеспечиваются, либо действуютв усеченном варианте. [2]
Такимобразом, перед федеральной властью стоит задача путем межбюджетноговыравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защитынаселения, уменьшению социальной дифференциации в интересах сокращениябедности. Предстоит повысить нормативно-методическую роль органовисполнительной власти, и прежде всего, Минтруда России, ответственного заразработку и доведение до регионов типовых методик адресного предоставлениясоциальной помощи, оказание содействия местным администрациям в их практическомприменении.
Из всегосказанного можно сделать вывод, что такую проблему как бедность, в частности,бедность семей, можно и нужно рассматривать, анализировать со всех сторон.Бедность и социальное неравенство рассматривалось с древних времен и еще неодно десятилетие, а может и столетие уйдет на решение столь острой проблемы,которая стоит в нашем обществе. И остается только надеяться, что когда-нибудь вобществе не будет не одной семьи, которая оказалась на пороге бедности инуждалась в поддержке…
Списоклитературы
1. Гуров В.Н. Социальнаяработа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. КонституцияРоссийской Федерации ст. 72 ч. 2
3. Кузьмен О.В. Социальнаяполитика государства. УМК. Новосибирск 2002, с. 24
4. Лодкина Т.В. Социальнаяпедагогика. Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2007, с. 98
5. Основныенаправления социально-экономической политики Правительства Российской Федерациина долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства РоссийскойФедерации 28 июня 2000 г.; Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. //Коммерсантъ. 2000. №83. 12 мая.
6. Организациясоциального обслуживания населения, – М., 1994.
7. Пособия,компенсационные выплаты и другие виды социальной помощи семьям, имеющим детей //Воспитание школьников. – 2006. – №6, с. 12
8. РатниковВ. Социальная защита и рыночные отношения. Вестник социальной работы, Союз. М.1993, стр. 64–70.
9. Ревенко Н.В.,Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине«Семьеведение» для специальности «Социальная работа» / Н.В. Ревенко. –Мурманск: Изд-во МГТУ, 2006 г., с. 60
10. Теория и методикасоциальной работы, Т. II, – М., 1994.
11. Трубин В.В. Стратегияреформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М.,2000
12. Федеральный закон «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10декабря 1995 г. №195
13. Холостова Е.И. Социальнаяполитика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2001
14. Шакурова М.В. Методикаи технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2004, с. 113
15. Шульга Т.И. Работас неблагополучной семьей. – М.: Дрофа, 2005, с. 58
16. Закон Свердловскойобласти от 4 января 2005 года №16-ОЗ «Об адресной социальной помощи»