Реферат по предмету "Социология"


Теория и методика социальной работы

ВАРИАНТ 4.
1. Раскройте сущность теории социальной работы в системенаук.
2. Охарактеризуйте сущность организационно-распорядительныхметодов социальной работы.
3. Опишите основных субъектов социальной работы.

1 сущностьтеории социальной работы в системе наук
Социальная работа как область научного познания проходит рядстадий развития. Оформившись как концепция милосердия в традиционнойрелигиозной доктрине, она конституирует бедность и нищенство, обосновывая ихкак тезис общественной необходимости. Однако социально-историческая практикаразвития общества наглядно показывала, что наличие бедных и нищих связано среальными экономическими законами общества. Поэтому происходит ревизияустоявшихся традиционалистских подходов и догм. Теологическая познавательнаятрадиция, определив проблематику «поддержки» и «человека – нуждающегося»,фактически наметила проблемное поле дальнейшей научной рефлексии.
Допарадигмальная социальная работа как область научногопознания начинает активно развиваться в XIX в. Проблемы пауперизма осмысляютсяв различных областях знания. Особенно интенсивно она рассматривается в раннихсоциально-политических, реформистских и правовых доктринах Э. Мюнстерберга, Г. Спенсера,Г. Шммолера, А.Вагнера, в правовой доктрине А. Принса, а также в марксистскихразработках, посвященных социальной справедливости.
Однако уровень логических построений и абстракций требовалсвоего научного обоснования не только на уровне дедуктивных и индуктивныхрассуждений. В практике общественной поддержки впервые начинают использоватьметоды социологического исследования с целью получить адекватную картинупауперизма. Количество эмпирических данных нуждалось в определеннойсистематизации и описании согласно логике исследовательского инструментария.Так социология становится основой будущих теоретических построений социальнойработы.
Вначале и середине XX в., когда практика общественной поддержки в основномсвязывается с проблемами социальной патологии, доминируют модели превентивногои оперативного характера. Можно проследить, как практическая социальная работасближается с эмпирической психологией (бихевиоризм и психоанализ), эмпирическойсоциологией (исследования в малых группах, социометрия), прикладнойпедагогикой, психиатрией. Но уровень эмпирических данных, получаемых в результатепроникновения техник и методов гуманитарных дисциплин, требовалтеоретико-гипотетического осмысления социальной работы, к чему подталкивала ипрофессиональная деятельность в социальных институтах.
Взаимоотношения между академическими научными дисциплинами исоциальной работой вносят в последнюю знания из различных областей. Научныетеории и концепции в рамках гуманитарных дисциплин привносят в социальнуюработу модели объяснения и описания определенных уровней существованияреальности и ее феноменов. Социальная работа использует теории гуманитарныхнаук как валидные объяснения или как группу утверждений для объясненияфеноменов мира человека и общества при построении концепций социальныхизменений. На Рис. 1.1 отражены основные межпредметные связи с академическимидисциплинами, играющими важную роль при формировании знания социальной работы.
/>
Рис.1.1 Основные межпредметные связи социальной работы
Каждая из представленных дисциплин дает возможностьосмысления определенного уровня социальных проблем и проблем клиента:
психология изучает психические процессы и процессы поведения;
социология — организации, институты и развитие человеческого общества;
политические науки — процессы, закономерности, структуру государственногоуправления и институты власти;
экономические науки — общественное производство, потребление, распределение;
культурная антропология — культуру, этнографию, язык, занимается социальнымиисследованиями;
психиатрия — психические расстройства, их диагностику и лечение.
Таким образом, социология, психология, право, социальнаяполитика, социальная философия, социальная антропология и социальная педагогикав ходе становления теории и практики социальной работы входили составной частьюв ее теоретические концепты и практические модели, тем самым определив ее какинтегративную область познания.
1.1 Теории,выступившие основой для социальной работы
Теории социальной работы формировались на основании развитияважнейших направлений социологии и психологии, философии прав человека иполитических доктрин, теории и практики лечения психиатрических заболеваний иразнообразных исследований феноменов общества и культуры. Теории данныхобластей научного знания оказывали и оказывают существенное влияние наформирование ее научных объяснений.

1.1.1 Социологические теории
Следует отметить, что в процессе создания дедуктивных теорийсоциальной работы доминируют три основные социологические парадигмы:интеракционализм, функционализм, теория конфликтов.
Интеракционистская парадигма видит социальную жизнь как процесс взаимодействиямежду индивидами. Функциональная парадигма (социальных систем) концентрируетсяна конституционной структуре социальной жизни: каковы компоненты общества и какэти компоненты соотносятся. Конфликтная парадигма описывает социальную жизнькак борьбу между соревнующимися индивидами.
Барелл и Морган предложили следующую теоретическую схемусоциологических подходов, нашедших отражение в теориях социальной работы.
/>
Рис.1.2 Теоретическую схема социологических подходов, нашедших отражение в теорияхсоциальной работы
Надо сказать, что каждое из социологических направленийиграет свою особую роль в создании теорий социальной работы, определяя свойуровень задач и таксации. Функционализм выполняет роль «прикрепляющих» теорий,позволяющих сводить все многообразие случаев клиентов к теориям, связанным спсихоаналитической и бихевиористской традициями. Теории интерпретации, теориисоциального регулирования находят отражение в многообразии клиенто–центрированнойсоциальной работе. Теории радикального гуманизма и радикального структурализма,отражая спектр социологических теорий радикального обмена, находят применение втеориях радикальной и марксистской социальной работе.
1.1.2 Психологические теории
Достаточно широк и спектр психологических теорий, влияющих натеории социальной работы. Среди них можно выделить психоанализ, поведенческиетеории, когнитивные, психодинамические, психологические теории личности и др.Особенность включения в сферу теоретических конструктов социальной работыпсихологических концепций последнего времени состоит в том, что они объясняютмодели отклоняющего поведения субъекта. Это тем более актуально, что основнаяпроблематика социальной работы связана с проблемами социальной патологии.
Интерпретации девиантного поведения личности представлены вмодели предрасположенности, модели внутренней мотивации, психосоциальной моделиЛинга. Каждая модель по своему описывает и интерпретирует рискованное поведениесубъекта, приводящее его к асоциальному поведению.
Использование моделей познания других гуманитарных наук всоциальной работе связано с тем, что, во-первых, предмет познания ее толькоопределяется, поскольку социальная работа достаточно молодая область знания, ипоэтому в ее теории, сегодня преобладают описательные концепты. Описаниеявлений — это первый шаг любого научного знания, дающий возможность наопределенном этапе типизировать, классифицировать те или иные явления, что всвою очередь становится основой формирования следующей стадии научного познания— объяснения. Далее следует установление законов и принципов, что позволяетпрогнозировать развитие явлений и событий.
Во-вторых, в социальной работе среда и клиент, выступают внеразрывном единстве, однако, способа описания данных объектов в единойпонятийной системе не существует. Вот почему используются способы описанияреальности, разработанные в теоретических схемах других дисциплин.
Теоретики социальной работы рассматривают проблемы личностиклиента на различных уровнях: индивидуальном, групповом, общественном. Каждыйиз них требует своих способов описания, и с этой целью привлекаются какпсихологические, так и социологические теории. Демократизация общественныхинститутов, доступ сервиса, социальные гарантии и система безопасности — воттот основной спектр проблем, осмысление которых предполагает наличиеопределенных концептов и теорий социальной экономики, социального обеспечения,теории организации, политологических теорий

2         сущность организационно-распорядительных методов социальной работы
 
Методы — это совокупность приемов, операций и кратчайший путьдостижения поставленной цели. В социальной работе — это способы достижениякакой-либо цели, решения конкретной задачи (научно-исследовательской илипрактической).
Для лучшего понимания методов социальной работы условноразделим их на две группы: научно-исследовательские и преобразовательныеметоды.
Научно-исследовательские или, точнее, методы научныхисследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получаютдостоверные сведения используемые в дальнейшем для построения научных теорий ивыработки практических рекомендаций.
Преобразовательные методы или, точнее, методы преобразованиясоциальной действительности — это способы профессионального воздействиясоциального работника на клиента или социальное окружение с целью решенияопределенных задач.
Сила науки во многом зависит от совершенства методовисследования и преобразования действительности, оттого, насколько они надежны,как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять ииспользовать все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Существуют разные основания для выделения отдельных группнаучно-исследовательских методов. Так, можно говорить о методах сбораинформации и методах ее обработки; о методах эмпирического исследования иметодах теоретического моделирования; об общенаучных методах и специфическихметодах конкретных наук и т. д.
Некоторые методы чаще всего соотносятся с конкретныминауками. Например, социометрию, групповую дискуссию, включенное наблюдениерассматривают преимущественно как социально-психологические методыисследования.
В социальной работе используется комплекс научно-исследовательскихметодов и методик. Можно выделить следующие подгруппы.
1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение,сравнение, моделирование, проектирование.
2. Общенаучные методы: анализ литературных источников;теоретический анализ и синтез социально педагогических исследований; наблюдение(в естественных условиях, при моделировании сложный ситуаций, в процессетестирования, совместных мероприятий и др.); изучение и обобщение опыта;эксперимент; метод экспертных оценок.
3. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (дляустановления закономерности, повторяемости исторических процессов),генетические метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемогоявления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всейсистемой) и другие.
4. Социологические методы: анкетирование и интервью;социометрия; мониторинг (постоянное отслеживание социальных ситуаций в фокусеих изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу).
5. Психологические методы (применение бланковых иаппаратурных тестов (индивидуальных и групповых).
6. Методы математической статистики.
Источниками исследования, таким образом, выступают:документы, книги, журналы, газеты; клиенты, социальные, научные работники,преподаватели, семьи и др.; технико-информационные системы — радио,телевидение, компьютерные сети; традиции учреждений, опыт работы социальногоработника и др.
Если основой для классификации преобразовательных методовсоциальной работы взять характеристику способов воздействия на состояние иповедение личности или социальной общности, то можно выделить три их основныегруппы: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические.
Группа социально-экономических методов объединяет все теспособы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействиена материальные и моральные, национальные, семейные и другие интересы ипотребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономическиепотребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи;установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытовогообслуживания; морального поощрения и санкций и т. д.
Организационно-распорядительные методы ориентированы главнымобразом на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимостьобщественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности.Отличительной их чертой является прямой характер воздействия, посколькуопираются они прежде всего на регламентирующие, нормативно правовые акты. Вданной группе методов можно выделить некоторое различие между организационнымии распорядительными методами. Организационные методы, закрепляя права,полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органахуправления социальными службами, обеспечивают «упреждающее»управленческое воздействие) решение задач социальных служб. Распорядительныеметоды позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределениесил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач своевременноустранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационнымиметодами, они придают системе органов управления социальной работойоперативность и динамичность.
Основными организационно-распорядительным методами являются:регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров,метод требований, критики и самокритики, контроль, проверка исполнения и др.
Регламентирование представляет собой разработку и введение вдействие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовыеположения, должностные инструкции, штатное расписание и др.).
Нормирование заключается в установлении нормативов, которыеслужат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численностиобслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.).
Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач,возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента,предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т. д. Всоциальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной,информационной и методической помощи клиенту, направленно на защиту егогражданских прав и свобод.
Группа психолого-педагогических методов характеризуетсякосвенным воздействием и влиянием в клиента через механизм регуляции егосамочувствия поведения.
Поведение личности в значительной мере обусловливаетсясоциально-психологическими явлениями общественным, групповым мнением,настроениями вкусами, желаниями, увлечениями, модой и др. Возникая как продуктобщения, социально-психологические явления приобретают относительнуюсамостоятельность и оказывают регулирующее влияние на поведение и поступкилюдей.
Механизм педагогической регуляции духовно-нравственногосостояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленноевоздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивыхвзглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях иобстоятельствах.
В группу психолого-педагогических входят методы убеждение(реализуется в практике социальной работы в различных формах, и прежде всего ввиде разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительныхпримеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), социологическиеисследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, внушение,информирование, гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду ирасширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности,использование обычаев, традиций и др. Из этой группы рассмотрим методы:изучение результатов деятельности клиентов, социальная терапия, индивидуальнаятерапия, групповая терапия, трудовая терапия, терапия самовоспитания,дискуссионная терапия, психотерапия, семейная терапия, игровая терапия,социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод.
Изучение результатов деятельности клиентов(«биографический метод»): в широком плане — изучение последствийпредпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненныхпозициях, системе ценностных отношений. В узком — изучение результатов деятельностиклиентов:
— планы и отчеты руководителей учреждений,
— дневники,
— журналы и другие документы;
продукты (результаты) деятельности:
— сочинения;
— технические поделки;
— самодельные игруш­ки;
— наглядные пособия;
— кино-, видеофильмы;
— микрофото-;
— ксерокопии (печатных, графических, рукописных материалов);
— справочные каталоги по теории и истории вопроса;
— тематические картотеки;
— звукозаписи бесед, докладов, дискуссий.

3 основныЕсубъектЫ социальной работы
 
3.1 Инвалиды
 
Инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья состойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности ивызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничениемжизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности иливозможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться изаниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма иограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливаетсягруппа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет — категория«ребенок-инвалид».
Социальная защитаинвалидов представляет собой систему гарантированных государствомэкономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для созданияинвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества:для индивидуального развития, реализации творческих и производственныхвозможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов всоответствующих государственным программах, предоставления им социальной помощии т.д.
3.2Пожилые люди
В современном мире растет доля людейпожилого возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличениемсредней продолжительности жизни. В целом в экономически развитых странах долялиц старше 60 лет составляет 12—22% общей численности населения. Поэтомупроблемы их общественного, социального положения, роли и места в семье,медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения,социального попечительства над пожилыми людьми имеют исключительно важнуютеоретическую и еще в большей мере практическую значимость
По классификации Всемирной организацииздравоохранения (ВОЗ), население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено кпожилому, от 75 до 89 лет — к старшему, а от 90 лет и старше — к долгожителям.
Эта классификация учитывает нужды,потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей
При соответствующем отношении к пожилымлюдям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций,общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.
Среди пожилых людей выделяются самыеразные группы бодрые, физически здоровые, больные, живущие в семьях, одинокие,довольные уходом; еще работающие, но тяготящиеся работой, несчастные,отчаявшиеся в жизни, малоподвижные, домоседы, проводящие интенсивно,разнообразно свой досуг (ходят в гости, встречаются с друзьями, посещают клубыи т.д.)
Для того чтобы работать с пожилымилюдьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем),особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работеопираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономическихи других видов исследований.
3.3 Безнадзорные
Безнадзорные — это дети, которые проживают в семье, нодолжный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием состороны родителей и школы отсутствует. В силу разных причин они уходят из дома,бродяжничают, ночуют на вокзалах и в подвалах, становятся объектамикриминальных структур, занимаются попрошайничеством, воровством, наркоманией ипроституцией.
Беспризорные — это дети, оставшиеся без попечения родителей,потерявшие родителей, или их родители лишены родительских прав, то есть этосироты. 80 процентов из них — сироты при живых родителях.
Причины детской беспризорности и безнадзорности многообразны.За реформированием государства и экономики молодежь, дети были просто забыты намногие годы. За последние годы ослабли устои семьи, сохраняется высокий уровеньразводов, бытового пьянства. Снизилась ответственность родителей и, чтохарактерно, не только в асоциальных семьях, но и в благополучных, сматериальной точки зрения, за воспитание и образование детей.
Со стороны школы ослаблен контроль за реализацией права наобразование детьми школьного возраста, разрушена ранее существовавшая системавсеобуча, во многом утрачены воспитательные функции школы.
В результате большое число детей не посещает школы, за это ненесет ответственности ни школа, ни родители, и в законодательстве нет четкогомеханизма в этой сфере.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Теория и методика социальной работы: в 2 ч— М., 1994 г.
2. Теория и методика социальной работы: краткий курс — М.,1994 г.
3. Теория и методика социальной работы — М.., 1995. Вып.1 —2.
4. Теория и практика социальной работы, отечественный изарубежный опыт: В 2 т.— М., 1993 г.
5. Фарсов М.В. Введемте в теоретические основы социальной работы (Историко-понятийныйаспект).— М., 1997 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.