Реферат по предмету "Социология"


Тенденции сферы услуг и урбанизации

ТЕНДЕНЦИИСФЕРЫ УСЛУГ И УРБАНИЗАЦИИ
Общаяконцепция растущей роли третичного сектора
Приисследовании спектра функций, осуществляемых городом, выявляются радикальныесдвиги, вызванные изменением типа хозяйства. Промышленная революция привела кпостепенному замещению традиционных отраслей производства, и в первую очередьсельского хозяйства, отраслями промышленности, которые развивалисьпреимущественно в городах. Они росли за счет сокращения населения сельскойместности. Ремесло и торговля, бывшие ранее основными видами деятельности вгородах, стали составлять меньшую часть общего спектра функций во многих крупныхгородах, превратившихся в промышленные центры. Однако в XX веке промышленностьстала уступать место сфере услуг. Во второй половине века начался переходактивного населения из вторичного сектора в третичный, что называют«дезиндустриализацией». Это стало возможным во многом благодаря организациимассового производства и механизации технологических процессов. Все этопозволило фирмам значительно повысить эффективность использования ресурсов инасытить рынок. Далее в послевоенное время начался процесс индустриализации вжилищном и промышленном строительстве, аналогичные процессы произошли и в сфересельского хозяйства, одновременно наблюдались радикальные сдвиги влиберализации внешней торговли. Все это способствовало общему насыщениюпотребительского рынка.
Такимобразом, уже к концу 60-х годов в развитых странах сложилась ситуация, когдадаже невысокий заработок мог обеспечить потребителю удовлетворение повседневныхпервичных нужд. У производителя конечной продукции резко обострились проблемысбыта, возникло «общество потребления», в которомход экономической жизни определяется жесткой конкурентной борьбой за рынкисбыта, и производство товаров ориентировано на максимальное их соответствиевкусам потребителя. Колебания моды структурируют потребительский рынок.Выделяется высший сегмент этого рынка, где представлены активно ориентированныена текущие изменения в культуре весьма зажиточные слои населения. В борьбе заэтот сегмент ведущие фирмы, задающие тон в моде, расчленяют ее по сезонам иподсезонам, стремясь добиться хотя бы временного монопольного преимущества.
Произошлаглубокая трансформация социальной и общественной жизни, в результате которойсформировались новые ценности и возникли новые потребности. Именно стремлениелюдей к потреблению материальных и нематериальных благ стало решающим факторомразвития экономики, что во многом определило доминирование услуг в структурепотребления. В условиях такого насыщенного рынка в системе предпочтенийпотребителя стала возрастать роль услуг и товаров, изготовляемых поиндивидуальным заказам. Такая работа на заказ по типу деятельности приближаетсяк обслуживанию. Соответственно в некоторых странах работу подобных мастерских иателье в системе национальной статистики относят к сфере услуг.
Жесткаяконкуренция, в том числе в международном масштабе, заставила крупнейшихпроизводителей усложнить организационные схемы производства, усиливспециализацию производственных и сбытовых операций, что стимулировало развитиесферы услуг для бизнеса. Параллельно шло нарастание ролифинансовых видов деятельности, которые составляют важнейшую компонентутретичного сектора. Именно эти услуги нередко выделяют в отдельный четвертичныйсектор, проблемы которого рассмотрены ниже.

Тертиаризация- дезиндустриализация — урбанизация
В совокупностивсе эти изменения привели к столь бурному росту сферы услуг и ее роли всовременной экономике в последние десятилетия, что этот период можнорассматривать как некоторую «революцию услуг» по аналогии с промышленнойреволюцией XVIII-XIX веков. Этот рост является повсеместным, подтверждаетсямногочисленными статистическими исследованиями, наиболее наглядно он виден прирассмотрении динамики структуры занятости.
В целомпроцесс нарастания роли третичного сектора на фоне дезиндустриализации заметноускорился, начиная с 60-х годов. Это отмечается не только в фазахэкономического подъема, но и в периоды стагнации. Осмысление этих тенденцийпривело к общей концепции постиндустриального общества. В последние десятилетияэти процессы вторглись и в сферу внешнеэкономических связей. Интенсивностьпроявления тертиаризации зависит от конкретной страны и города, весьма значимыразличия в динамике отдельных видов услуг. Процессы дезиндустриализации такжесущественно различаются по этим аспектам.
Упадокобрабатывающей промышленности в мегаполисах развитых стран не свидетельствуетоб упадке самих городов, которые стали сейчас, по преимуществу, центрамиуправления. Управление в большей степени, чем непосредственное материальноепроизводство, является основной градообразующей функцией таких городов.Усиление роли профессий третичного типа, обслуживающих не только конечныйспрос, но и производственные процессы сельского хозяйства и промышленности,лежит в русле общей закономерности нарастания экономической важности отношенийобслуживания. Это обусловлено отмеченной нами выше тенденцией к специализациипроизводственных операций. В результате удается резко повыситьпроизводительность труда за счет механизации и автоматизации рутинных операций,что, снижая долю таких операций в общих издержках, выявляет особое значениеопераций менее стандартизованных. Но это не всегда находит отражение встатистической отчетности.
Дезиндустриализацияне означает, что промышленное производство обречено на полное исчезновение,однако в современной экономике развитых стран такое производство неограничивается заводами, где рабочие профессии представляют основную частьфактора труда. Современная промышленность интегрирована в сложныеорганизационные схемы, в которых «увязаны» между собой аспекты производства исбыта, задействованы экономические агенты во многих городах.
Именнопоэтому представляются нереальными мечты и планы многих социальных слоев Россиио полномасштабном восстановлении промышленного производства в стране.Гипертрофированное развитие промышленности и архаичная недооценка сферы услугбыли характерны для всей послевоенной политики экономического развития странплановой экономики. Структура видов экономической деятельности приобретала всеболее деформированный характер.
Само существованиеподобной структуры было возможно лишь благодаря системе государственногозаказа, что позволяло финансировать искусственно созданные нежизнеспособныепредприятия военно-промышленного комплекса. Отсутствие необходимых инвестиций влегкую промышленность не позволяло сократить все увеличивающийся разрыв междусоветскими предприятиями и аналогичными фирмами в динамично развивающихсястранах третьего мира и в Китае. Однако легкая промышленность выживала в рамкахвесьма протекционистской политики Советского Союза. В современных условияхострой международной конкуренции большинство российских предприятии не можетсамостоятельно выйти из кризиса, который обнаружил всю искусственностьпроизводственной структуры. Она была подчинена общему политическому курсу руководства.Бремя ответственности за выход из производственного кризиса, за спасениестагнирующих монофункциональных городов лежит, прежде всего, на органах властиобщенационального уровня. Без их поддержки для отдельных предприятий и местныхорганов власти эта задача представляется нам неразрешимой. Неизбежен масштабныйсдвиг в системе рабочих мест России с замещением промышленности предприятиямисферы услуг.
При этомможно отметить следующий парадокс: из основных деловых центров мира «уходят»весьма современные промышленные отрасли, однако там остаются традиционные видыпромышленности. Многие из них именно в силу своей традиционности в значительноймере базируются на ручном труде полуремесленного характера, требующемдостаточно высокой квалификации. Эти особенности весьма характерны длянемассовых, почти индивидуальных видов производства, что существенно сближаетих с услугами, поэтому многие специалисты в своих исследованиях относят их ктретичному сектору.
Так,например, в Нью-Йорке металлургия и химическая промышленность в последниедесятилетия были почти полностью вытеснены даже из пригородной зоны, в то жевремя предприятия швейной промышленности сохранились даже в его центральнойзоне. Аналогичный упадок этих отраслей наблюдался и в агломерации Большого Парижа,для которой в целом было характерно вытеснение промышленности, выпускающейпромежуточную продукцию. В то же время шел бурный процесс созданияуправленческих офисов в западном пригороде Парижа, в том числе представляющихэти отрасли промышленности. В рамках Большого Парижа также успешнофункционируют отрасли промышленности товаров конечного потребления.
В этомотношении весьма характерен рынок произведений искусства. В современныхмегаполисах сформировалась целая отрасль по созданию таких произведений, длякоторой характерна определенная деперсонализированность творчества. В отличиеот крупных мастеров с их высокоиндивидуальными работами сложился достаточномногочисленный слой городских художников и художественных ремесленников,ориентированных на массового покупателя.
В центральныхзонах мегаполисов выделились кварталы, специализирующиеся на подобномполуремесленном творчестве, ориентированном на особые колебания эстетическойконъюнктуры. Здесь появляется своя «отраслевая» инфраструктура и свои характерныевиды производственных услуг и профессий. Так, например, территория междуплощадью Вашингтона и Сохо в Нью-Йорке представляет эту функцию города,связанную с особой атмосферой психологизма, где максимально обострены вкусовыеориентации потребителя, где его тяга к прекрасному соседствует с китчем, срекламой, со спекуляцией и коммерческим риском торговца-посредника.
Рассматриваяразличия между странами, исследователи отмечают достаточно тесную связь междууровнем урбанизации страны и развитостью в ней сферы услуг. Для ее роста крайневажны два ведущих экономических процесса современной экономики: 1.Усиливающееся разделение труда, которое углубляет специализацию фирм, видовдеятельности и т.д. 2. Экстернализация все большего числа таких видов деятельности.В свою очередь это способствует функциональному разделению городов, в том числеусилению ориентации многих из них на отдельные группы отраслей третичного ичетвертичного секторов, что способствует возникновению в них многих новыхмелких и средних предприятий этих отраслей.
Рольтретичного сектора в формировании структуры системы городов была осознана уже вдовоенный период, что нашло свое отражение в теории центральных местКристаллера. В 50-е годы это стало достаточно общепризнанным. Так, например,понимание ведущей роли многих видов обслуживания в организации территории леглов основу политики развития каркаса городов, принятой на вооружениегосударственными органами Франции.
Выходтретичного сектора на доминирующие позиции в современной экономике заставляетнас уделить ему особое внимание при анализе функционирования городов. Поэтомумы подробно рассмотрим проблемы этого сектора в рамках следующей главы.
Тенденцииразвития сферы услуг в XX веке
Общепризнаннымфактом является бурный рост сферы услуг в послевоенный период и их доминирующееположение в экономике развитых стран в последнее десятилетие. Общий обзорразвития сферы услуг по всей мировой экономике выявляет следующие основныезакономерности, характерные для периода 60-70-х годов. В большинстве стран мирарост занятости в этом секторе шел параллельно с общим их экономическимразвитием, наиболее богатые страны имели более высокую долю занятых третичногосектора. Наиболее сильный рост доли сферы услуг отмечался в группе быстро развивавшихсяновых промышленных стран. Отмечается тесная взаимосвязь урбанизации итретичного сектора: как правило, его доля наиболее высока в странах с наиболеевысоким уровнем городского населения. В развитых странах нарастание роли сферыуслуг начинается уже в первые десятилетия XX века, процесс тертиаризациинесколько замедляется с середины 80-х годов, что свидетельствует о приближениик определенной стабилизации структуры экономики. О значимом росте доли сферыуслуг в экономике развитых стран в период 70-80-х годов свидетельствуют, вчастности, данные табл. 4.1.
Мы видим, чтов целом доля услуг в большинстве развитых стран превышает 60% ВВП и 60% общейчисленности занятых, при этом за эти два десятилетия численность занятых всфере услуг в большинстве стран выросла более чем в 1,5 раза. По роли сферыуслуг в активном населении явно доминируют США и Канада, в лидирующую группувходят также Великобритания, Нидерланды, замыкает ее Швеция. В среднюю группувходит Франция, группу развитых стран с относительно меньшей долей услугвозглавляет Япония, далее Швейцария, Италия, Германия, замыкает ее Испания.
При анализеэтих данных необходимо учесть связь между тертиаризацией и общим экономическимуровнем страны, однако этого объяснения недостаточно для осмысления ситуациистоль развитых стран, как Япония, Германия и Швейцария. Специалисты отмечаютхарактерную для этих стран промышленную ориентацию, существенно также, что всостав промышленности включены многие виды деятельности, которые в другихстранах относят к сфере услуг. По значениям показателей доли услуг внациональном производстве наблюдается меньший разброс. Здесь выделяется лишьлидирующая позиция США, заметно отстает от других Япония. По темпам ростазанятости в сфере услуг заметно лидируют Канада, Нидерланды и США.
Весьма интересенв этом отношении опыт Канады — страны, традиционно ориентированной надобывающие отрасли промышленности, что делает ее типологически похожей наРоссию. Возможно, эволюция структуры занятости этой страны поможет определитьсдвиги в функциональной ориентации российских промышленных городов.
При анализеэтих данных явно бросается в глаза неуклонное снижение роли первичного сектора,а начиная с середины века, — и вторичного. Эти данные прекрасно иллюстрируютпроцесс дезиндустриализации и тертиаризации.
Факторыразвития сферы услуг во второй половине XX века
Средифакторов такого роста в первую очередь отмечают четыре основные группы.
1.Технологическиеизменения, особенно связанные с развитием средств телекоммуникации,пассажирского и грузового транспорта и с компьютеризацией. Существенным такжеявляется общий технологический прогресс в сфере производства, обеспечивающийнаиболее высокую скорость роста производительности труда в промышленныхотраслях.
2.Общаяглобализация экономики, где ведущую роль играет переход к новым методаморганизации производства с экстернализацией многих видов деятельности. Вчастности, усиливается значение прямых контактов между людьми, в том числеразличных видов консалтинга, связанного с передачей высокоспециализированныхпрофессиональных знаний.
3. Социальныеизменения, в первую очередь связанные со сферой потребления. Наряду с ростомдохода и возрастанием роли досуга, отмечается также значимость изменений образажизни и системы ценностей. Эти изменения во многом обусловленысоциально-культурными сдвигами в структуре населения, в частности, усилениемроли дипломированных специалистов, кризисом института семьи, нарастающейфеминизацией рабочих мест и общим старением населения развитых стран.
Важно учестьтакже общие изменения в структуре спроса на услуги для частных лиц, гденарастает значимость услуг высшего сегмента этой сферы, в основномпредоставляемых учреждениями общественного сектора. Некоторые виды услугконкурируют с потреблением соответствующих товаров, например, посещениересторанов соответственно снижает спрос на продукты питания. В то же времядругие услуги дополняют соответствующие покупки товаров, так, приобретениеавтомобиля создает спрос на услуги по его страхованию.
4. Вмешательствоорганов государственной власти, как на уровне города, так и в общенациональноммасштабе. Эти органы могут и непосредственно управлять соответствующимиучреждениями обслуживания, и финансировать некоторые социальные программы, иформировать правовую среду функционирования третичного сектора.

Спецификаотраслей третичного сектора
Резкий ростсферы услуг и ее доминирующая роль в большинстве крупных городов требуетдостаточно подробного изучения относящихся к ней видов деятельности. В связи сэтим необходимо конкретизировать само понятие обслуживания и, опираясь на него,уточнить понятие отрасли услуг. Для этого следует рассмотреть специфическиечерты услуг.
Продукциянематериальна, процесс производства предполагает близость или тесноевзаимодействие между мастером и клиентом, при этом возможна даже ситуациясовместного достижения результатов. Конечный продукт не поддается хранению итранспортировке. Однако эти принципы не всегда применимы к ситуациям,возникающим в отраслях, относимых обычно к третичному сектору. Некоторыепродукты этих отраслей транспортабельны. Некоторые виды обслуживаниявоздействуют на «осязаемые» объекты, которые они материально преобразуют илипространственно перемещают. Близость к клиенту или взаимодействие с ним невсегда обязательны.
Границы этогосектора с трудом поддаются уточнению. По сравнению с промышленностью можноотметить множественность мелких подотраслей, часто менее крупные инвестиции,крайнее разнообразие видов деятельности. Именно этим легко объясняются попыткивыделения из него в отдельный сектор специфических видов обслуживания.Предлагают различные принципы разбиения отраслей услуг на группы, перекрестноеналожение подобных разбиений обеспечивает весьма детализированную классификациюотраслей. Знание конкретного класса, к которому относится отрасль, даетдостаточно подробное ее описание. Часто предлагают следующие дихотомическиепринципы разбиения:
1. Производствоуслуг общественного или коллективного нерыночного типа — Производство услугрыночного типа.
2. Производствотрадиционных услуг — Современные услуги.
3. Обычныеуслуги — Редкие услуги.
4. Предоставлениеуслуг производственного характера — Производство услуг, связанных спотреблением.
5. Производствоуслуг, играющих роль лидеров экономического развития — Производство«сопутствующих» услуг, сопровождающих рост населения или другие видыдеятельности.
На нашвзгляд, заслуживает внимания подход Гадрея, детализирующий само понятие«отношение обслуживания», которое рассматривается как некоторая взаимосвязьмежду операторами обслуживания и клиентами, возникшая в связи с необходимостьюразрешения некоторых проблем клиента. Соответственно различается объектобслуживания, далее называемый «носитель услуги» Н, деятельность пообслуживанию -операция трансформации состояния некоторого объекта-носителя Н,«используемого» клиентом К, осуществляемая оператором обслуживания О по запросуК и нередко вместе с ним.
При этом длябольшинства услуг характерно также, что процесс обслуживания не завершаетсяпроизводством товаров, поддающихся транспортировке, отдельно от материальногоносителя Н.

ПРОБЛЕМЫОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ОТРАСЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ»
Методологическиепроблемы отнесения отрасли к сфере услуг
Методическаясложность отделения отраслей услуг от отраслей материального производстваприводит к некоторым расхождениям. Так, например, согласно подходу Всемирнойторговой организации, к коммерческим услугам относится и строительство.Согласно системе национальной статистики США, в сферу услуг включают и отрасливодо-, газо- и электроснабжения. Все это затрудняет сравнение между странами ипериодами времени. Однако это ни в коей мере не ставит под сомнение самунеобходимость отделения этих отраслей от отраслей обрабатывающейпромышленности, относимых ко вторичному сектору.
Совершенствованиепроцедуры идентификации видов деятельности третичного сектора создастпредпосылки для повышения точности количественных показателей, предназначенныхдля функционального анализа городов. Исходные статистические данные обычноимеют низкую точность, это весьма характерно, например, для показателей,измеряющих занятость. Большие трудности возникают при попытке разделениявнешних и внутренних услуг для предприятий, трудно собрать исчерпывающие данныепо сфере туризма и т.д.
Проблемыизучения функционирования городов требуют от нас ориентации на видыдеятельности, однако в статистической отчетности более доступны данные,характеризующие отраслевую принадлежность предприятия. Нередко предприятия,осуществляющие обслуживание, по отчетности не включены в список отраслейтретичного сектора. В то же время существует методологическая проблема,связанная с внутренним процессом индустриализации самой сферы услуг.Производство некоторых услуг в определенной степени приобретает промышленныйхарактер. Все в большей степени фирмы услуг используют труд рабочих, так что вближайшие десятилетия большинство их них будет работать на предприятиях сферыуслуг. Так, например, в некоторых странах наблюдается сокращение числа рабочихв автомобильной промышленности при одновременном росте числа рабочих в автосервисе.
Такимобразом, исходя из потребностей функционального анализа городов, решая вопрос офункциях предприятия в городе, мы должны ориентироваться, прежде всего, напризнак участия его в отношениях обслуживания и именно такие предприятияотносить к третичному сектору. Более того, в системе отчетности фирма можетбыть отнесена к обрабатывающей промышленности по признаку производимойпродукции, однако полная технологическая цепочка операций фирмы по производствуи сбыту продукции может включать в себя операции, типологически относящиеся кобслуживанию.
Как показанониже, в современных условиях существует тенденция к экстернализации такихопераций. Так, например, если адвокат входит в штат фирмы, относящейся кобрабатывающей промышленности, то в статистической отчетности он будетпредставлен в составе рабочей силы обрабатывающего сектора. Если же онвыполняет ту же работу для этой же фирмы, но является представителемадвокатской конторы, то в отчетности он будут представлен в составе секторауслуг для производства.
Однако такаяэкстернализация не является абсолютной, во многих фирмах обрабатывающейпромышленности и в настоящее время в состав технологической цепочки по-прежнемувходят операции типа «обслуживания». В частности, к этому типу операцийотносится управленческая деятельность, которую выполняют менеджеры предприятиякак на уровне отдельных заводов, так и на уровне общего руководства фирмой.Если деятельность первых весьма тесно связана с производственным процессомзавода, то деятельность вторых в современных условиях, как правило, выделена вглавный офис компании и нередко территориально обособлена.
Это облегчаетисследователю процедуру фиксации такого выделения с использованиемстатистической отчетности. Если же пространственное отделение отсутствует, томы можем косвенными методами примерно оценить объем работы такого головногоофиса, прибегая к помощи экспертов или используя данные по аналогичнымпредприятиям. Современные методы функционального анализа городов ориентируютисследователя на отнесение головных офисов компаний к сфере услуг, при этоммногие специалисты относят их к особо выделенной группе услуг четвертичногосектора.
Как мы виделивыше, при описании обслуживания можно выделить три основных аспекта:
1. Операторобслуживания О.
2. Клиент К,который может быть участником самой процедуры обслуживания,. например, такоесотрудничество осуществляется при найме персонала для содействия фирме порекрутингу. Возможно участие клиента в контроле над обслуживанием, это называютсовместным управлением.
3. Носительуслуги Н, состояние которого подвергается воздействию. Виды носителей весьмамногочисленны, еще более многочисленны возможные операции и ситуацииобслуживания.
А. Объектыобслуживания. Б. Информационные сообщения, которые работник должен обрабатывать,пересылать, хранить в интересах К. В. Физические лица, в некоторых своихфизиологических, интеллектуальных или эмоциональных аспектах. Г. Юридическиелица. Работник О должен их изучить и трансформировать, часто вместе с К,который может быть или не быть членом организации.

Номенклатураотраслей третичного сектора
На нашвзгляд, для функционального анализа городов представляется целесообразнымиспользование весьма подробной типологии отраслей третичного сектора, принятойЕС. Она основана на отраслях, выделенных по принципу сходства осуществляемойдеятельности, т.е. ориентирована на типологию, соотнесенную с природой актаобслуживания.
Номенклатура отраслейтретичного сектора в странах ЕС
Оптовая и розничная торговля; ремонт домов, домашнего оборудования и автомобилей.50 — Продажа и ремонт автомобилей. 51 — Оптовая торговля иторгово-посреднические услуги. 52 — Розничная торговля; ремонт предметовличного и домашнего обихода.
Отели и рестораны. 55 — Услуги отелей иресторанов.
Транспорт, связь и складские услуги. 60 — Наземный транспорт и транспортировка потрубопроводам. 61 — Водный транспорт. 62 — Воздушный транспорт. 63 — Дополнительные и вспомогательные виды деятельности в системе транспорта;деятельность туристических агентств. 64 — Услуги почты и службтелекоммуникации.
Финансовоепосредничество. 65 — Финансовое посредничество, за исключением страхования иуслуг — пенсионных фондов и касс. 66 -Виды страхования и услуги пенсионныхфондов и касс, за исключеним обязательного социального страхования. 67 — Вспомогательные виды финансового посредничества.
Услуги, связанные с недвижимостью,сдача внаем и прокат, услуги для предприятий. 70 — Услуги, связанные снедвижимостью. 71 -Прокат машин и оборудования, а также предметов личного идомашнего обихода. 72 — Другие информационные виды деятельности и прочие видыдеятельности, связанные с данным подсектором. 73 — НИОКР. 74 — Другие услуги,поставляемые, в основном, предприятиям.
Государственноеобслуживание и оборона; обязательное социальное страхование. 75.
Образование.80.
Здравоохранениеи деятельность государства в социальной сфере. 85.
Прочие виды деятельности в сфере общественного, коллективного и личного обслуживания.90 — Ассенизация и вывоз мусора; обслуживание городских свалок и прочие подобныеуслуги. 91 — Различные другие подобные услуги. 92 — Обслуживание отдыха,отрасли культуры и спорта. 93 — Прочие виды обслуживания.
При описанииотраслей услуг можно взять за основу не только вид деятельности. Можнорассмотреть различные способы группировки услуг. По видовым особенностямзапросов клиентов: высокий/низкий уровень оценки нужд, при высокой/низкойстепени персонализации. Например, высокая оценка нужд, персонализированныеуслуги: юридические; низкая оценка нужд, неперсонализированные: кинотеатры. Поотношениям между учреждением обслуживания и клиентом: непрерывное/дискретноепредоставление услуги; примером первого являются услуги полиции, второго — театральные спектакли. По методам распределения услуг: оператор приезжает кклиенту, клиент приезжает к оператору, опосредованная связь клиента иучреждения обслуживания; такси по вызову, парикмахерская, передачи местнойрадиостанции или телестудии.
Необходимостьвыделения ведущей группы отраслей третичного сектора в особый четвертичныйсектор
Бурноеразвитие сферы услуг привело к значительной дифференциации этого сектора. Всеболее важную роль всовременной экономике играют фондовые и товарные биржи, банки, страховыекомпании, а также другие фирмы, предоставляющие услуги для бизнеса, все этиуслуги занимают особое место в спектре функций третичного сектора. Общий объемименно этих услуг растет опережающими темпами и составляет сейчас весьмазначительную долю вданном секторе. В развитых странах эти отрасли входят в составнаиболее быстро растущей группы отраслей. Это относится, например, к США, гдеза период с 1979 по 1989 год занятость в подобных отраслях выросла в 1,5-3 раза:2,8 раза — услуги, связанные с компьютерами; 2,4 раза — банковские услуги; 2раза — юридические услуги; 1,8 раз — услуги для бизнеса. В Канаде в период1971-1991 годов объем занятости в сфере услуг для бизнеса вырос почти в четырераза, резко опередив по относительному приросту другие отрасли.
Этозаставляет многих исследователей при формировании типологии отраслей хозяйствавыделить их в особый четвертичныйсектор экономики. Пока нет устоявшегося определения этого понятия. Впервую очередь к этому сектору относят услуги финансового характера, прочиеуслуги, связанные с привлечением специалистов высокого уровня, а также услугипо передаче и технической обработке информации. Подробный анализ отраслей этогосектора приведен ниже в п. 5.1.
Данная группаотраслей несомненно динамична. Исследователи выделяют три основные фазы вразвитии спроса на услуги для бизнеса в странах Западной Европы.
1950-1960 гг.Решение административных, юридических, налоговых, бухгалтерских или сбытовыхпроблем с привлечением соответствующих услуг.
1965-1975 гг.Экстернализация некоторых производственных операций).
После 1975 г.Стремление к компетентности и развитию синергии, приводящее к покупке следующихтипов услуг: а) связанных с модификацией технологий, особенно с информатизациейпроизводства; б) связанных с активным продвижением продукта на рынки сбыта.Общая тенденция многих фирм к закупке услуг со стороны все же весьма по-разномупроявляется в различных отраслях и для предприятий различного типа. Тем неменее, этот процесс подчиняется некоторым базовым закономерностям, средикоторых доминирует стремление к минимизации издержек и к гибкости схем организациипроизводства.
Все этопризвано обеспечить фирме возможность в условиях быстро меняющегося спросаследовать за вкусами потребителей в борьбе за сохранение и расширение своейдоли рынка и в то же время удержаться на приемлемом уровне рентабельности. Спецификафирмы, местных особенностей ее товарного рынка и конкретной фазы делового циклаопределяет конкретную тактику предпринимателей на рынке услуг для бизнеса.Однако в целом наблюдается стремление к переходу на более гибкие системы найма,все более широко используются контракты на временную работу, все чащепривлекаются фирмы-субподрядчики. Многие фирмы предпочитают сохранятьфинансовую мобильность и поэтому нередко отказываются от приобретениясоответствующих основных фондов, что стимулирует развитие системы арендыоборудования и производственных помещений. Это в свою очередь повышает рольбанков, которые нередко выступают посредниками в подобной аренде.
Спецификапокупки производственных услуг во многом зависит от частоты их использования,что позволяет выделить определенные типы. При этом следует также обратитьвнимание на регулярность обращения фирмы за той или иной услугой и назначимость такого обращения. Взаимоотношения фирмы с поставщиком услуг являютсядолговременными и устойчивыми, если фирма систематически нуждается в них ипоставщик является локальным монополистом. Противоположная ситуацияскладывается на таком рынке услуг, где запросы эпизодичны и рынок конкурентен,в этом случае отношения покупателя и продавца неустойчивы. Более подробно различныеуслуги для бизнеса рассмотрены ниже.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕПРЕДПРИЯТИЙ ТРЕТИЧНОГО СЕКТОРА МЕЖДУ ГОРОДАМИ
Проблемыразвития сферы услуг в современных городах
Исследованиясферы услуг отмечают усложнение пространственных схем в размещении предприятийэтого сектора. Усиливается привлекательность для этих предприятий территориикрупнейших городов, что приводит к значительной концентрации. Эта ситуация неподдается объяснению в рамках классической концепции центральных мест,сформулированной еще в довоенный период. Возникли принципиально новые факторы, определяющиеповедение потребителей и фирм, предоставляющих услуги.
Прежде всего,за последние полвека резко усилилось проявление тенденции городов копределенной функциональной специализации, что обусловлено усилениемвзаимодействий между городами, т.е. формированием подсистем сетевого типа врамках общенациональных и даже наднациональных систем городов. Повышениемобильности людей, товаров и информации ведет к эксурбанизации некоторых функций обслуживания всоставе производственной деятельности предприятий. Существенную роль начинаетиграть также активная маркетинговая политика отдельных городов, стремящихсяпривлечь инвестиции на свою территорию. В совокупности эти факторы, какправило, дают преимущество крупным городам, дополнительно здесь действует такжефактор экономии агломерации. Так, например, на 25 важнейших центров Канадыприходится 96% доходов сектора услуг.
Интенсивноеразвитие услуг для частных лиц во многом определяется общей сменой ориентиров вэкономической жизни. Все более существенной становится именно сфера спроса, чтообъясняет, в частности, современную роль экономики досуга. Специалисты отмечаютэто как универсальную тенденцию, город меняет ориентацию с удовлетворениянасущных нужд потребителя на выполнение его желаний: снижается доля обычныхрасходов на питание, одежду, жилье, растут расходы на развлечения и покупкупрестижных товаров. На протяжении последних десятилетий в масштабах всейгородской цивилизации развитых стран произошел фундаментальныйсоциально-экономический сдвиг, свидетельствующий о торжестве парадигмы«общества потребления».
Прирассмотрении городов того или иного субнационального региона важно иметь в видуего общий экономический уровень, поскольку он определяет развитие сферы обычныхуслуг в конкретном городе. Это подтверждается исследованиями по регионам странЕвропы, где наиболее интенсивно третичный сектор развит на юго-востоке Англии,в районе Иль-де-Франс с центром в Париже, в городах, входящих в системуРанд-стада в Голландии, в зонах таких городов, как Брюссель, Мадрид, Рим иАфины, а также в прочих ведущих туристических зонах Европы.
При этомотмечается резкая неоднородность сектора услуг в отношении принципов размещенияего предприятий. Поэтому анализ их территориального распределения требуетизучения особенностей отдельных отраслей третичного сектора. Среди этихособенностей называют несколько решающих факторов: 1) изобилие или редкостьуслуг; 2) тип отношений клиента и оператора, где существенны особенностиповедения экономических агентов, выбираемые ими стратегии, возникающие междуними конфликты; 3) частный или общественный характер предприятия обслуживания;4) величина «порогового расстояния», что в свою очередь влияет на потенциальныйобъем спроса; 5) тип клиента. В последнем случае существенно также положениеуслуг в жизненном цикле производства продукта. В целом отмечается особенновысокая склонность к концентрации в крупнейших городах для: редких услуг;частных предприятий обслуживания; услуг инновационного характера в целяхбизнеса.
Дополнительноотмечаются следующие факторы: степеньизвестности фирмы и уровень привлекательности предлагаемого ею обслуживания;потребность отрасли в рабочей силе; уровень предложения жилья в конкретномгороде, влияющий на возможности перемещения населения; местные особенностигосударственного регулирования. Для большинства видов услуг отмечается наличиепризнанных городов, где концентрируются предприятия-лидеры.
Города, вкоторых наиболее интенсивно развивается сфера услуг, нередко сохраняютнекоторые виды промышленного производства. В то же время во многих городах, гдепромышленность приходит в упадок, подобное падение не сопровождается достаточнозаметным ростом услуг. Таким образом, то, что на уровне сводных данных поотраслям дает картину замещения отраслей промышленности услугами, на уровнеконкретных городов обнаруживается прежде всего как их нарастающая экономическаясегрегация, идетнарастание экономического и социального неравновесия в рамках систем городов.Однако эти процессы сегрегации развиваются не столь однозначно. В большинстверазвитых стран политика общественного благосостояния направлена на поддержаниеопределенной территориальной справедливости в отношении социальных издравоохранительных функций, предоставляемых общественным сектором.
В последниедесятилетия резко усиливается разрыв между центрами инноваций и зонами простойадаптации, где города лишь пассивно реагируют на масштабные экономическиеизменения конца века. Они плохо приспособлены к современной конкурентной среде,их ведущие функции постепенно угасают, а градообслуживающие отрасли развиваютсялишь по мере роста населения, нередко даже отставая от него. Эта картинахарактерна, в частности, для современной России, где резко выделяетсяинновационная роль Москвы на фоне стагнации большинства промышленных центров.

Индустрияобслуживания туризма
Переходя к конкретным видам обслуживания, важно отметить, что врамках третичного сектора весьма важную градообразующую роль играют предприятиятуристического обслуживания. Их размещение по городам весьма специфично и вомногом определяется факторами близости и престижности соответствующего города.В последние десятилетия отмечается весьма значительный рост этой сферы, вчастности, бурный рост международного туризма. В эпоху потребительскогообщества происходит масштабный сдвиг всего образа жизни горожан, которыйстимулирует дальнейшую функциональную переориентацию крупного города.
Такой город всвоей пространственно-архитектурной конкретности становится неким «зрелищем».Многие его улицы и площади с их оживленностью, броской рекламнойоформленностью, с мини-спектаклями зарабатывающих на жизнь уличных музыкантовформируют «зону притяжения» для туристов и прохожих-горожан. Такие кварталысовременного города резко контрастируют с пейзажами традиционных промышленныхцентров, с их утилитарной пространственной секторизацией, жесткой схемойфункционального зонирования, где однообразные спальные районы сменяютсяудручающими панорамами промышленных зон. Жесткий функционализм, вдохновлявшийпроектировщиков новых промышленных городов XX века не предусмотрел в средегорода места для праздных прогулок и зрелищ.
Оживленныефокусы современных мегаполисов в целом реабилитируют важнейшие урбанизированныетерритории города, возвращая им функции, характерные для подобных фокусов еще вдоиндустриальную эпоху. В эпоху, когда торговая площадь, бывшая сердцемгородской жизни, давала место ярмарке и балагану, т.е. была носителем функцийторговли и развлечения. Она притягивала не только горожан, но и жителейокрестных деревень, для которых приезд в город был своеобразным шоп-туризмом. Вподобных зонах сконцентрированы кафе, рестораны и отели, антикварные магазины,престижные магазинчики одежды и обуви, киоски сувениров. Вся эта пестрая смесьпредприятий обслуживания представляет по существу единый комплекс индустрииобслуживания туризма.
В современномгороде экономическая жизнь все в большей степени раскрывается в сторонуразвлечения, в рамках общества потребления складывается своеобразная индустриядосуга, шоу-бизнес. Обозначилась тенденция к превращению самой жизни города втаких кварталах в некоторое развлечение и зрелище. Она расширяет спектргородов, вовлеченных в подобные виды обслуживания, однако, в целом, такие фирмыи сейчас сконцентрированы преимущественно в крупных городах. В современномтуризме, особенно международном, такие города превосходят по своейпривлекательности традиционные туристические места вдали от больших городов.Мощные туристические потоки устремляются, прежде всего, в такие крупные города,как Париж, Лондон, Амстердам и т.д. Даже в этой специфической отрасли лидируютгорода развитых стран.
В этомаспекте они сближаются с традиционными туристическими центрами небогатыхрегионов, для которых индустрия туризма является единственной градообразующейфункцией. Немало таких городов расположено на обширном побережье Средиземногоморя. Во многих из них практически отсутствует материальное производство,источником их богатства является «потребление» богатых туристов. Здесьявственно видна роль туризма во внешнеэкономических связях. Для современногоПарижа туризм экономически важнее промышленного производства.
Во второйполовине XX века рынок туризма не только количественно растет, но и структурноусложняется. В особый сегмент этого рынка выделяется научный и образовательныйтуризм. К этому виду туризма примыкают и деловые встречи с широким кругомучастников, приехавших в один из подобных центров для обсуждения проблемразвития рынка, совершенствования технологии производства и т.д.
Не случайноименно в мегаполисах сходятся наиболее мощные потоки туристов. Развитаяинфраструктура этих городов может принять миллионы потребителей, готовыхоплатить весьма дорогостоящие услуги этого рынка. Весьма наглядным проявлениемподобной инфраструктуры является вся система оформления таких оживленныхкварталов.
Многовековаятрадиция связывает в сознании человека, находящегося в пространстве города,освещенность улиц, яркость вывесок, чистоту на городских улицах и площадях счувством порядка и безопасности, с ощущением процветания города. Подобноеощущение в свою очередь является существенным фактором, направляющимэкономическое поведение потребителя и инвестора. Деятельность по оформлениюгорода, будучи рассмотренной с позиций экономического анализа, обнаруживаетотчетливый оттенок рекламности в рамках более или менее осознанноймаркетинговой политики городских властей. На мировом рынке урбанизированныхтерриторий подобная реклама обеспечивает городу достижение конкурентныхпреимуществ в борьбе за рынки услуг и за привлечение инвестиций, и в первуюочередь, инвестиций в четвертичный сектор.
Особенностиразмещения торговли
Значительнаядоля объема обслуживания приходится на оптовую и розничную торговлю. Так,например, в Соединенных Штатах в начале 80-х годов оптовая и розничная торговляобеспечивали 15% продукции этого сектора. В Канаде в конце 80-х годов эти двавида торговли представляли около половины услуг нефинансового характера. Встранах ЕС в 1990 году торговля представляла 13% суммарной величины добавленнойстоимости.
Отмечаетсявысокая диверсифицированность этого сектора и значительные изменения, которыепроизошли в нем за последние десятилетия. Основные факторы, определяющиеразнообразие форм торговых предприятий, можно разбить на крупные группысоциально-политических, экономических, технических и некоторых специфическихкультурных факторов. Функционирование предприятий торговли зависит и отсоциальной иерархии, и от форм вмешательства государственной власти вэкономическую жизнь, и от хозяйственного уклада, и от уровня развитияэкономики. Весьма существенны технические аспекты, определяющие разнообразиетоваров, способов доставки, конкретных форм продажи и методов ведения домашнегохозяйства. Так, например, широкое распространение холодильников оказало огромноевоздействие на торговлю продовольствием. Весьма существенны и территориальныеособенности конкретного города.
В последниедесятилетия была освзнана важная роль пространственной ориентированноститорговой политики на отраслевых рынках. В рамках маркетинговых исследованийсложилась особая область, получившая название геомаркетинг, которая занимаетсяизучением пространственных характеристик рынков и прежде всего размещениемреальной или потенциальной клиентуры, сетей распределения. Вырабатывается типологиямест обитания возможных покупателей, на основе которой создаются обширные банкиданных, позволяющие пространственно сегментировать рынок, разбив его намножество различных и внутренне однородных зон, с тем, чтобы дифференцированноподойти к каждому типу таких зон. В основе такого подхода к формированиюполитики размещения предприятий торговли лежит гипотеза о том, что поведениепокупателей в большой степени зависит от характеристик мест их обитания,соответственно пространственно структурированные банки данных обеспечиваютинформационную поддержку в процессе разработки таких решений ореструктурировании сетей сбыта и локализации новых торговых центров.
Значимостьэтих проблем осознана и на уровне общественного сектора, представленногогородскими властями. В частности, современная методология разработки плановразвития города предусматривает проведение исследований и разработку на ихоснове конкретных решений по адаптации или реструктурированию торговых сетейгорода с ориентацией на общегородские интересы. Таким образом, здесь идет поисккомпромисса, согласование интересов сектора торговли и города.
Одним изважнейших современных изменения в сфере предложения является исключительнобыстрый рост, как объемов, так и степени конкурентности торговли на всех рынках.При этом изменились методы продажи, формы торговли, структура торговыхпредприятий и методы управления. Все чаще лидирующие фирмы выходят наобщенациональный уровень и проводят активную рекламную политику, формируяспрос. Среди особенно широко вошедших в обиход методов важно отметитьсамообслуживание в торговле, породившее такую специфическую для XX века форму,как супермаркет.
В последниедесятилетия она развилась до уровня гигантских торговых центров. Они характерныдля крупных городов, где они притягивают мощные потоки в оживленной центральнойзоне города, и в тех периферийных городах в составе гигантских конурбаций, гдеразмещены важнейшие транспортные узлы. Ярким примером такого центра являетсягипермарше «Quatre temps» натерритории современного делового центра Дефанс в западном секторе системыгородов Большого Парижа. Здесь на нескольких этажах расположено множествоторговых залов самых разных типов и размеров, принадлежащих различным фирмам, втом числе международного и общенационального уровня. Новейшая волна изменений вметодах торговли связана с заочными покупками с представлением товара потелевидению и продажей по телефонным заказам. Это создает принципиально новыепространственные схемы торговли с обширными зонами влияния мегаполисов, в которыхбазируются головные конторы таких торговых фирм.
На уровнеорганизационных структур, прежде всего, отмечается высокий уровень концентрацииобъемов деятельности под управлением лидирующих фирм, имеющих свои филиалы вомногих городах, нередко такая сеть имеет международный масштаб. Создание стольмощных структур оказывает огромное влияние не только на пространственноераспределение торговой деятельности в рамках национального и межнациональногокаркаса городов, но и на всю систему отношений между торговым посредником ипроизводителем товара. В этих отношениях доминирующей стороной становятсятранснациональные торговые фирмы. В целом динамика всех этих изменений в сфереторговли соответствует общей тенденции современной экономики к снижениюиздержек за счет расчленения операций и их экстернализации, часто намеждународном уровне.
Общая логикапространственной организации торговли базируется на иерархии городов в ихфункции торговых центров, где более высоким уровням иерархии соответствуютболее специализированные и реже покупаемые товары. Возникает система вложенныхдруг в друга зон влияния центров разного уровня, при этом торговые предприятиясоответствующего города обслуживают по соответствующим товарным группамнаселение зоны влияния и население самого города. Подробный анализ этойклассической схемы центральных мест, впервые предложенной Кристаллером, данниже в п. 7.2. Однако за последние десятилетия существенно изменились принципыразмещения как розничной, так и оптовой торговли. Розничная торговля сталаодновременно более общедоступной и, в то же время, более специализированной.
Размещениепредприятий розничной торговли более или менее согласовано с размещениемнаселения, при этом в силу эффекта агломерации на малонаселенной территории ониконцентрируются в малых и средних городах. Поэтому занятость в сфере торговлиследует общей закономерности высвобождения рабочей силы из вторичного сектора.В целом, она следует за глобальным демографическим перераспределением плотностинаселения городов. Однако при размещении магазинов учитываются изменения вметодах торговли и в поведении потребителей. Многие виды личных услуг еще вбольшей степени ориентированы на близость к клиентам. В то же время в сфереоптовой торговли и материально-технического снабжения предприятий наблюдаетсясущественная поляризация с размещением головных офисов этой сферыпреимущественно в крупнейших городах-центрах.
Некоторыетенденции развития услуг общественного сектора в мегаполисах
Весьмасвоеобразные принципы определяют размещение общественных услуг. Например, длягородского пассажирского транспорта характерна крайне высокая степеньконцентрации в крупнейших городах. В то же время такие услуги, как общественныйсектор в образовании и здравоохранении, в своем размещении, в основном, следуютза размещением населения. Административные услуги преимущественно доступны внациональных и региональных центрах, при этом их концентрация не всегда следуетза концентрацией населения.
Развитиеобщественных услуг в конкретном городе, как правило, связано с ростом населенияили обострением социальных проблем. Эти проблемы весьма характерны длянынешнего кризиса промышленности России, именно поэтому интересен опыт развитыхстран с их практикой усиления сферы общественных услуг в стагнирующихпромышленных центрах для частичной компенсации сокращения рабочих мест.
Одним изважнейших направлений развития этой сферы является сооружение объектов культурыи развлечений в мегаполисах. Об этом свидетельствует, в частности, грандиознаяпрограмма строительства подобных объектов в Париже в период 80-х годов.Наиболее известным примером является высокопрестижный масштабный инвестиционныйпроект по реконструкции музея Лувра и созданию огромного центра обслуживания вподземном пространстве его двора. Весьма характерны дискуссии, связанные сподобной направленностью общественных урбанистических проектов. Их сторонникиуказывают на формирование сотен тысяч новых рабочих мест, связанных сосуществлением этой программы.
В то же времяразвитие сферы культуры мегаполисов, ориентированной на массового зрителя ислушателя, способно резко повысить их туристическую привлекательность. Связи иперемещения людей обусловлены необходимостью их физического присутствия натерритории таких культурных центров, где на ограниченных участках территориипроисходит сложное взаимодействие идей, передача знаний, взаимовлияние разныхтипов мировоззрений. Здесь город выступает в своей значимой социальной функции«машины контактов» и центра социально-экономических инноваций.
Такимобразом, сфера культуры в условиях современного потребительского обществаприобретает не только социальное, но и экономическое значение, являясьсвоеобразным гигантским «рекламным щитом», представляющим лицо города, позволяяему выйти на формирующийся мировой рынок городских территорий. На этом рынкегород представлен не отдельными его предприятиями, а всей своейинфраструктурой. Поэтому осуществление соответствующей маркетинговой политики,в том числе связанной с развитием культуры и всей индустрии досуга, берут насебя власти города, содействуя развитию на его территории системы общественныхуслуг.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.