2ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА(ДЖ.ЛОКК, Т.ГОББС, Ж.-Ж.РУССО)
_ 2План:
1) Проблемапроисхождения государства: основные теории.
2) Т.Гоббс и еготеория общественного договора.
3) Дж.Локк обобщественном договоре.
4) Теорияобщественного договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо.
11)Проблема происхождения государства: основные теории.
Чтобы понять содержание теорий общественногодоговора и их места в
развитиивзглядов на происхождение общества игосударства, необходимо
кратко перечислитьнекоторые из известных концепций, в которых рассмат-
риваютсяданные вопросы.Среди множества теорий и концепций следует
назвать в первуюочередь следующие:
2* 0мо мнению Платона, общество игосударство существенно не различались
между собой.Государствобыло формой совместного поселения людей, обес-
печивавшейзащиту совместных интересов, территории, поддержание поряд-
ка, развитиепроизводства, удовлетворение повседневных нужд,
2* 0УАристотеля впервые появляется четкое разделение понятий общества и
государства.Онполагал, что государство воплощает в себе систему отно-
шений особоготипа — отношений господства и подчинения, которые он наз-
валполитическими.Изучив различные формы государственного устройства
древнегреческихполисов, он предложил в качествеидеальной т, наз.поли-
тию, т.е.государство, в котором органически переплетались черты монар-
хии, аристократиии демократии,
2* 0всредневековой Европы прочно утвердилось мнение о том, что государс-
тво есть результат творения бога, своеобразный договор бога и челове-
ка.Такой взглядна происхождение государства называют теологическим,
2* 0в17 — 18 вв. появляются теории, позжеобъединенные понятием теорий
общественногодоговора.Подробно о них пойдет речь дальше.Эти тео-
рии, имевшиеразличные модификации, оказались чрезвычайно популярными и
сохраняют своезначение поныне,
2* 0из других теорий происхождения государства, имевших большое значение
в развитиичеловечества, следует назвать марксистскую теорию.Ее сторон-
никипроисхождения государства видят в классовой борьбе.Чтобы враждеб-
ные классы«не пожрали» друг друга, нужна сила, которая будет поддержи-
вать порядок в обществе.Эта сила, защищая интересы господствующего
класса, будетдержать в повиновении классы эксплуатируемые.
Тема данного вопроса — теории общественного договора, о которых пой-
дет речь ниже.
12) ТомасГоббс и его теория общественного договора.
Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17века, в своем известном
трактате«Левифиан, или материя, форма ивласть государства церковного
игражданского" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора
вопределенной , четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на
аргументахразума) форме.
По мнению Гоббса, появлению государствапредшествует так называемое
естественноесостояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной сво-
боды людей, равныхв своих правах и способностях.Люди равны между собой
и в желаниигосподствовать, обладать одними и теми же правами.Поэтому
естественноесостояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние вой-
ны всех противвсех ".Абсолютная свобода человека — стремление к анар-
хии, хаосу, беспрерывнойборьбе, в которой оправдывается и убийство чело-
века человеком.
В этой ситуации естественным и необходимымвыходом становится огра-
ничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка
всех.Людидолжны взаимно ограничить свою свободучтобы существовать в
состоянииобщественного мира.Они договариваются между собой об этом
ограничении.Это взаимное самоограничение называется 2общественным до-
2говором 0.
Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают
полномочия поподдержанию порядка и надзор за соблюдением договора той
или иной группе или отдельному человеку.Так возникает государство,
власть которогосуверенна, т.е. независима ни от каких внешних или
внутреннихсил.Власть государства , по убеждению Гоббса, должна быть
абсолютна, государствовправе в интересах общества в целом предприни-
мать любые меры принуждения к своимгражданам.Поэтому идеалом госу-
дарства дляГоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по
отношению кобществу.
13) ДжонЛокк об общественном договоре.
Несколько иных взглядов придерживался другойанглийский мыслитель 17
в.Дж.Локк(1632-1704).
В работе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает
иной взгляд напервоначальное, естественное состояние человека.В отли-
чии от Гоббса с его тезисом о «войне всехпротив всех», Локк считает
первоначальнойабсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение
естественногоих равенства и готовности следоватьразумным естествен-
ным, природнымзаконам.Эта естественная готовность людей приводит их к
осознаниютого, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свобо-
ду, частьфункции отдать правительству, которое призвано обеспечить
дальнейшееразвитие общества.Так достигается 2общественный договор 0 меж-
ду людьми, таквозникает государство.
Основная цель государства — защита естественныхправ людей, прав на
жизнь, свободу исобственность.Легко заметить, что Локк существенно от-
ходит от теорииГоббса.Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства
над обществом илюдьми.Локк акцентирует другое: люди отдают государству
лишь часть своей естественной свободы.Государствообязано защищать их
естественныеправа на собственность, жизнь, свободу.Чем больше прав у
человека, тем шире круг его обязанностей передобществом.Государство
при этом не обладаетабсолютной произвольной властью.Общественный до-
говорпредполагает , по мнению Локка, иответственность государства пе-
ред гражданами.Если государство не выполняет своего долга перед людь-
ми, если оно нарушает естественные свободы — люди вправебороться про-
тив такогогосударства.
Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического
государственногоустройства.Его идеал — английская конституционная мо-
нархия, в которойвоплощено равновесие интересов личности, и государства.
Взгляды Локка нашли яркое выражение в«Декларации независимости США»
и в«Декларации прав человека и гражданина» во Франции.
13) Теорияобщественного договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо.
Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей фран-
цузскогоПросвещения.Его теория общественного договора существенно от-
личалась как отвзглядов Гоббса, так и от воззрений Локка.
Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной
гармонии сприродой.Человек не нуждается ни в общественных ограничите-
лях, ни вморали, ни в систематическом труде.Способность к самосохране-
ниюудерживает его от состояния «войнывсех против всех».Однако, насе-
лениерастет, меняются географические условия, развивается способности и
потребностилюдей, что приводит в конечном счете к установлению частной
собственности.Обществорасслаивается на богатых и бедных, могуществен-
ных ипритесненных, которые враждуют между собой.Неравенство развивает-
сяпостепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могу-
щество и беззащитность, наконец - господство и порабощение.Общество
нуждается вгражданском мире — заключается общественный договор, по ко-
торомувласть над обществом переходит государству.Но в основе госу-
дарственнойвласти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого от-
дельногочеловека.Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограничен-
ными и послезаключения общественного договора.Поэтому, Руссо выдвига-
ет свой знаменитый тезис о том, что носителем и источникомвласти яв-
ляетсянарод, который может и должен свергать власти, нарушающие условия
общественногодоговора.Суверенно не государство, суеверен народ.народ
творитзаконы, меняет их, принимает новые.
Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью.Именно они
лежали в основеидеологии самой крайне группы революционеров времен
Французскойреволюции - якобинцев и служили обоснованием якобинского
террора.
_Основныепонятия:
общественныйдоговор, естественное состояние,«война всех против
всех", суверенитет.
_Вопросы изадания:
1) Дайтеопределение основным понятиям.
2)Охарактеризуйте взгляды Гоббса, Локка и Руссо.
3) В чем состоялипринципиальные различия в трактовке теории общест-
венного договора этими мыслителями?
4) Найдите тексты«Декларации независимости» и «Декларации прав чело-
ека и гражданина".Какие известные вамвзгляды Локка нашли в них вы-
ражение?
5) Почему именнотеоритические построения Руссо оказались близки край-
не революционной партии Французскойреволюции — якобинцам?