Реферат по предмету "Социология"


Сущность понятия социокультурный эталон здоровья

Содержание
Введение
1. Сущность понятия «социокультурный эталон здоровья»
2. Модели здоровья
3. Характеристики здорового человека и компоненты здоровья
Заключение
Список литературы
Введение
Здоровье — извечная проблема человека и неизбежная тема его мечтаний. В период древнейшей цивилизации отношение к здоровью-болезни формируется в рамках тех глобальных изменений, которые происходят в обществе. Уже в IV-II веке до н.э. человек говорит и пишет о здоровье, об этом свидетельствуют клинописные медицинские тексты древней Месопотамии. Многие исследователи отмечают влияние на здоровье личности доминирующих представлений и ценностей, которые имеют социальную (интерсубъективную) природу и разделяются субъектом с другими представителями его социальной группы.
Анализ феномена здоровья человека приводит к пониманию того, что основной причиной растущего неблагополучия общества является ухудшение здоровья человека в результате цивилизационного процесса, с одной стороны, значительно расширяющего его возможности, а с другой — подрывающего фундаментальные основы его бытия. Выбор современным человеком непродуктивных антисоциальных форм поведения (наркотизм, преступность, проституция) есть не что иное, как осознанное или неосознанное отклонение от онтогенеза развития жизни, от генетической программы развития человека.
В связи с этим, перед психологами, педагогами, социологами, врачами, философами стоит вопрос — как связать воедино дух, разум и тело, чтобы получить в результате гармоничную личность. Учитывая многообразие человеческой природы, невозможно дать единую, совершенную для всех формулу пути к здоровью.
1. Сущность понятия «социокультурный эталон здоровья»
Современное культурологическое понимание проблемы здоровья отмечает его сложную комплексную природу и настаивает на разработке системного отношения к его изучению. В структурное ядро современных представлений и терминологических определений проблемы здоровья входят следующие субконцептуальные образования: виды здоровья, устойчивые социокультурные эталоны здоровья, адаптивные практики здоровьесбережения.
Виды здоровья (физическое, психическое, духовное, нравственное) выделяются в соответствии с принятым различением видов социокультурной активности человека.
Социокультурными эталонами здоровья называются действующие на уровнях общественного, группового и индивидуального сознания функциональные схемы (матрицы) обобщенных социальных представлений о здоровье и болезни, существующие независимо от национальной специфики восприятия, которые проявляются в виде наиболее распространенных концепций, дискурсивных моделей и объяснительных схем. Наиболее распространенным эталонным единицам здоровья, сформировавшимся в системах философских, медицинских, биологических и психологических знаний от античности до наших дней, признаются: «античный эталон»: здоровье как внутренняя согласованность и гармония; «адаптационный эталон»: здоровье как приспособленность к окружающей био-социальной среде; «антропоцентрический эталон»: здоровье как всесторонняя самореализация или раскрытие духовного и творческого потенциала личности.
Этнические модификации этих эталонов заключены в границах культуры и отражаются в национальных образах, символах, языковых конструктах. О.С. Васильева и Ф.Р. Филатов предполагают, что, наряду с «универсальными», существуют «локальные» эталоны здоровья, специфика которых определяется культурным своеобразием национальных сообществ. [5]
В качестве одного из активно развивающихся компонентов культуры здоровья современного человека наука выделяет физическую рекреацию. Как и другие социальные институты здоровьесбережения, физическая рекреация функционирует целенаправленно. В комплекс ее задач сегодня включаются: совершенствование природной сущности человека, развитие его физических качеств и двигательных навыков, формирование гармоничного ансамбля духовных качеств.
Свои задачи физическая рекреация решает с помощью средств и методов, которые в совокупности создают множество преимуществ: они доступны людям любого возраста, не имеют жесткой регламентации ни по времени, ни по продолжительности; не требуют специально организованного места занятий. На сегодня, это самый важный вариативный, нерегламентированный вид двигательной деятельности, который, конечно, предполагает необходимость соблюдения гигиены и культуры занятий (самоконтроль, педагогический и медицинский, соответствие нагрузки и отдыха полу, возрасту, степени физического развития и адаптационных возможностей каждого занимающегося).
Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей являются интересы, потребности человека. При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Для индивида ценно то, что служит его интересам, что способствует его духовному и физическому развитию. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, в определенной ситуации некий индивид предпочитает инвалидность здоровью.
Все социальные нормы относительны: они различны в разных обществах и этнических группах, разделенных в пространстве и во времени. Нормы духовного развития — неотъемлемый элемент культуры, представляющий собой систему социально приобретенных и трансформируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, традиций. В разных странах сложилось разное отношение к потреблению алкоголя, проституции, азартным играм и т.д. В то же время существует большой арсенал универсальных норм морали: уважение к старшим, нетерпимость к насилию, неприятие лжи, воровства. В отличие от норм телесного здоровья образцы духовного становления не имеют конкретных числовых выражений. Их ядром выступает идеальный тип — успешной социализации, самодетерминации, социальной активности.
Здоровье на сегодняшний день определяет специфику современного общества в его движении к исторически новому состоянию. Это положение определяется не только влиянием кризисов: экологического, демографического, геополитического, этнического, нравственного, но и влиянием технико-технологических достижений, вызывающих психические напряжения и стрессы, в результате которых увеличиваются специфические заболевания.
В современной России за годы экономических и политических реформ значительно выросли показатели самоубийств, алкоголизма, преступность. Эти цифры воистину устрашают и вызывают тревогу. Высокая частота самоубийств сама по себе свидетельствует о недостатке психического здоровья у населения, а значительное совпадение данных о самоубийствах и алкоголизме, показывает, что здесь мы имеем дело с признаками психической неуравновешенности.
В последние годы в нашей стране отмечается выраженный рост числа больных, перенесших алкогольные психозы. Показатель распространенности алкоголизма среди подростков и женщин неуклонно растет.
Бичом российского общества стали психосоматические заболевания, которые являются ярким примером конфликта разума, души и тела. Противоречие двух начал: материального и духовного становится причиной тяжелых болезней. Основатель валеологии И.И. Брэхман писал, что количество людей, находящихся в третьем состоянии, то есть еще не больных, но уже не здоровых, достигающее свыше 50% всего населения, это указывает на рост заболеваемости. Некоторые исследователи с точки зрения теории предболезненных (донозологических) состояний определяют их как начало патологического процесса, а другие — уже как процесс болезни [1, C.158].
В середине XX в. произошло кардинальное изменение структуры заболеваемости населения цивилизованных стран: инфекционная заболеваемость отступила глубоко на второй план, а основное значение по разрушению здоровья людей приобрела, так называемая, хроническая неинфекционная заболеваемость (ХНИЗ), в первую очередь, — сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. К 60-м годам XX в. окончательно оформились хорошо известные научные концепции `факторов риска` хронических неинфекционных заболеваний и концепция `болезней цивилизации`. Обнаружилось, что важнейшими факторами риска являются хронический психо-эмоциональный стресс и нерациональное питание, а также многочисленные другие болезнетворные экологические факторы.
2. Модели здоровья
В разное время в различных культурах существовали отличающиеся друг от друга модели здоровья. О. Васильева, Ф. Филатов выделяют три модели здоровья: античную, адаптационную и антропоцентрическую.
В античной модели здоровье понимается как внутренняя согласованность, гармония, уравновешенность, соответствие всех составных элементов предназначению целого. Здесь идет речь о взаимосвязи духовной и телесной сущности человека. По античному представлению, необходимо заботиться не только о физическом совершенствовании или развитии души, нужно стремиться достичь их оптимального взаимоотношения. Тем самым античная модель здоровья уделяет больше внимания внутреннему устройству человека и в гораздо меньшей степени затрагивает систему его отношений с другими людьми и окружающим миром.
Адаптационная модель рассматривает здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде. В отличие от античной модели, здоровье здесь понимается как «успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим миром» [5, с.76] В этой модели рассматриваются два аспекта адаптации — биологический и социальный. Биологический аспект связан с приспособлением человека к окружающей природной среде. Здоровье понимается как успешное противодействие внешним влияниям и сохранение постоянства внутренней среды организма. В социальном аспекте на первый план выступает всесторонняя социализация личности. Особенностью этого процесса является то, что на место гармоничного развития встает соответствие индивидуальных проявлений личности устоявшейся системе социокультурных норм. Общество определяет нормы, в рамках которых допускается проявление индивидуальности человека.
В этой модели здоровья нормальность — соответствие определенным нормам, устоявшимся в рамках конкретной культуры [5, с.102] Но какова модель здоровья в нашей культуре? Это можно видеть на примере подростков, которые считают нормой то, что принято в семье и обществе. Т.о., для них может быть нормальным переедать, выпивать «по праздникам» и весть малоподвижный образ жизни, поскольку так живут все вокруг. Т.е. подросток наследует не только приобретенный предыдущими поколениями культурный опыт, но и т. н. «болезни цивилизации» (алкоголизм, наркомания).
В основе антропоцентрического эталона лежит представление о высшем (духовном) предназначении человека. [5, с.132] В отличие от адаптационной модели, в которой здоровье понимается как устойчивое состояние приспособленности к биологическому и социальному окружению, в этом эталоне предполагается наличие внутренней связи между личностным ростом и здоровьем. Здоровье понимается здесь как развитие, изменение, стремление к наиболее полному соответствию своему предназначению. Эта модель базируется на специфически человеческих характеристиках: смысл и полнота жизни, идентичность, подлинность, самореализация, личностный рост. В этой модели за образец берется не средняя норма, а человек, достигший наиболее полной самореализации. Далее будут показаны характеристики здорового человека, предложенные разными авторами в рамках этой модели.
3. Характеристики здорового человека и компоненты здоровья
Характеристики здорового человека по А. Маслоу:
Расширенное восприятие реальности
Высокий уровень принятия себя, других и природы
Высокий уровень спонтанности
Центрация на проблеме, а не на себе
Повышенное стремление к обособленности и потребность в личном пространстве и уединении
Повышенная автономия, сопротивление «Окультуриванию»
Свежесть оценок и богатство эмоций
Высокая частота пиковых переживаний
Усиленная идентификация с человеческим родом
Улучшенные межличностные отношения
Более демократичная структура характера
Очень высокий уровень креативности
Соответствующие изменения в системе ценностей [9, с.33]
Критерии психического здоровья по Б.С. Братусю:
Соответствие субъективных образов отраженным объектам действительности и характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий.
Адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности.
Адаптивность в микросоциальных отношениях.
Способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижениях. [11, с.145]
Основные качества человека, достигшего здорового самовыражения по Р. Мэю:
Спонтанность — самое очевидное качество личности, научившейся самовыражаться. Спонтанность ценится как добродетель, так как показывает, что человек интегрировал глубинные слои своей личности. Он пришел к согласию со своей инстинктивной жизнью. Спонтанный человек вовлекает в действие большую часть своей личности в целом. Это само по себе доказывает, что он достиг высокой степени личного здоровья.
Искренность. Быть искренним — значит говорить и жить из глубины своей личности; люди называют такое поведение проявлением «истинного лица», что опять таки означает выражение большей части целостной личности. Спонтанность и искренность, в конце концов, всего лишь формы элементарной честности. Тот, кто научился быть честным, тот овладел секретами личностного здоровья. Говорить, поступать, жить из глубины целостной личности — вот идеал.
Самобытность. Каждая личность уникальна и отличается от всех других личностей, которые когда-либо жили. Когда человек достигает своей уникальной индивидуальности, он становится автономной, подлинной личностью, руководимой изнутри. Это и делает такого человека самобытным. Его реакциям свойственна определенная новизна, он передвигается по жизни легко, направляемый свежим дуновением творчества. Тот, кто достиг самобытности, лучше подготовлен к встрече с непредсказуемыми ситуациями жизни. Он становится частью бесконечного творчества жизненного процесса, и это выражается в его собственной уникальной креативности. Он черпает вдохновение из глубин своей души, и именно это придает силу и убедительность его личности. [10]--PAGE_BREAK--
Из всего вышеупомянутого можно сделать вывод, что антропоцентрический эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности. Основными принципами и критериями здорового существования в свете этого эталона следует признать свободное творческое самовыражение, развитие (личностный рост), интеграцию опыта и духовное самоопределение. [5, с. 192]
Выделяют следующие компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное здоровье.
Физическое здоровье (ФЗ) обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы [11, с.68] Особенности организма человека как биологической системы: саморегуляция, гомеостаз, способность к самовосстановлению, самообновление. ФЗ — состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок [11, с.70] Распространен взгляд на физическое здоровье как на соответствие параметров организма неким нормальным показателям: нормальная температура, нормальное кровяное давление, нормальная электрокардиограмма и т.д.Н. Амосов доказывает, что такой взгляд недостаточен. Часто бывает, что внешне здоровый человек (с нормальными показателями), попадая в экстремальную ситуацию, теряет свое здоровье.
Это связано с наличием или отсутствием «резервных мощностей» организма. Они определяются способностью основных функциональных систем организма выдерживать повышенную нагрузку. От количества резервных мощностей зависит сопротивляемость организма болезням и старости. Количество резервных мощностей увеличивается только за счет тренировки. Незадействованная функция ослабевает, поэтому, чтобы сохранять свое физическое здоровье долгое время, необходимы регулярная физическая нагрузка. [1, с.36]
Психическое (душевное) здоровье — это динамическая характеристика индивидуальности; она отражает и обусловливает способность человека ставить принципиально достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, осуществляя саморегуляцию и согласовываясь с требованиями социокультурной и природной среды. [11, с.218]. Путь к психическому здоровью — путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенности в себе. [11, с.162]. Интегрированность личности, т.е. ее целостность, проходит путь от самого нижнего уровня: адаптированности, к среднему уровню — психологической устойчивости, до высшего уровня — гармонии личности.
Психологическая устойчивость — это сложное качество личности, в котором объединены уравновешенность (равновесие), стойкость (постоянство), сопротивляемость. [11, с.106] Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Гармония личности — правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией (потенциальной и реализуемой). [11, с.91] То есть гармония включает в себя показатели всех трех аспектов: биологического, психического и социального.
Социальное здоровье — характеристика такого здорового общества, где минимален уровень «социальных болезней» В это понятие входят такие факторы как: социальная значимость распространенных в обществе заболеваний и причиняемый ими экономический ущерб, влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их протекания и исход, оценку биологического состояния определенной части или всей популяции на основе интегрированных статистических показателей. [11, с.143]. Благополучие популяции обусловлено эффективным функционированием всех сторон общества. Общество осуществляет социальный контроль за всеми видами девиантного (отклоняющегося от социальных норм) поведения. Т.о., здоровое общество — это эффективное общество согласно конечным критериям оценки его жизнедеятельности. Т.е. эффективность общества оценивается по тому, насколько сохранена и активна его популяция.
Заключение
Известно, что технократическая цивилизация предлагает мировоззренческие установки, в которых разорвана органическая связь человека и природы. Поэтому возникает культурно-социальная необходимость выработать новое мировоззрение, в котором эта связь была бы восстановлена и одновременно соответствовала реальностям сегодняшнего дня. Достижение этой цели невозможно без глубинного осознания смысла, которое несет в себе понятие здоровья.
Ценности, связанные со здоровьем, занимают все более высокое место в шкале ценностей современного человека. Культурно-исторический анализ наиболее `влиятельных` воззрений, эталонов, моделей (`античный`, `адаптационный`, `антропоцентрический`), выявляющий их ограничения и позволяющий определить область их адекватного применения, призван способствовать повышению экологичности различных социальных практик, связанных с укреплением или восстановлением здоровья человека.
Говоря о социокультурных эталонах здоровья, мы исходим из представления о «парадигмальном основании», которое обнаруживается в любой системе знания и выступает в качестве своего рода системы координат в соответствующей этому знанию социальной практике.
Иными словами, здоровье — это сложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющее непреходящую ценность для человека.
Список литературы
Амосов Н. Раздумья о здоровье // Психологические методы обретения здоровья. — М., 2001.
Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. — СПб, 2000.
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб., 2003.
Васильева О.С. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник. — Вып.3. — Ростов-н/ Д., 1998.
Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. — М., 2001.
Геринг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. — СПб., 2004.
Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. — СПб., 2004.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М., 1999.
Маслоу А. По направлению к психологии бытия. — М., 2002.
Мэй Р. Искусство консультирования. — М., 2005.
Психология здоровья / Под ред.Г.С. Никифорова. — СПб., 2003.
Соломин И.Л. Выявление скрытой мотивации с помощью методики цветовых метафор. — М., 2005.
Фромм Э. Здоровое общество // Мужчина и женщина. — М., 1998.
Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1986.
Фромм Э. Человек для себя. — М., 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виды рекламы
Реферат Культура Вологодского края
Реферат Внешнеполитические ведомства Руси, России, СССР
Реферат Як-15 (истребитель)
Реферат Разработка управленческих решений по эффективной организации местного самоуправления на примере Агинского района
Реферат Розвязання задач лінійного програмування
Реферат Stalin Essay Research Paper Stalin When people
Реферат Гибкие и производственные системы сборки и монтажа электронных модулей 1-го уровня разкрупнения МЭА
Реферат Проектирование оснований и фундаментов восьмиэтажного жилого дома
Реферат СССР в международных конференциях второй мировой войны
Реферат Основные виды человеческой деятельности
Реферат Аннотация примерной программы учебной дисциплины «Электрические и электронные аппараты» Цели и задачи дисциплины
Реферат Характеристика современной мировой валютной системы
Реферат Цусимское сражение 14 мая 1905г
Реферат Alice Essay Research Paper As we read