Содержание
Введение
1. Вопрос1: Истоки социологического знания: от античности до эпохи просвещения
2. Вопрос2: Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновениятеоретической социологии
3. Вопрос3: Огюст Конт как основоположник позитивной социологии
4. Вопрос4: Г.Спенсер и органическая школа в социологии
5. Используемаялитература
/>
Введение
теория социология школа
На возникновение иразвитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступаетобщественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных потребностей врешении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а такжетеоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научногоанализа.
Во многом становлениесоциологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениямимировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII начале XIXвеков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было времяперехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формаморганизации экономической и политической жизни. Происходил процесс становлениясовершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека,духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло насмену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, длякоторого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической,общественно-политической и духовной жизни людей. Существенное расширение границправ и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людейк знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальныхпроцессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использованияобретенных прав и свобод.
Вопрос 1: Истокисоциологического знания: от античности до эпохи просвещения.
Термин социология вбуквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе».Впервые его употребил Опост Конт (1798—1857). В главных своих сочинениях —«Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики» — он высказалрациональную идею о необходимости всесторонне го анализа общественных явлений.
Первые в историиевропейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии.Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам— Платону (428/427—348/347 до н.э.) и Аристотелю (384—322 до н.э.). Социальныевзгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге «Государство». Главная егомысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизньидеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемуюинтеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Принадлежностьк интеллектуальной элите, согласно Плато ну, обусловлена только происхождением.Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто отрождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и философы. Они должнысохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низшихслоев общества. У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное сред неесословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия илишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в томслучае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия вуправлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднеесословие многочисленнее и сильнее, чем два других. Аристотель учил, чтонесовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, аморальным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщемуравенству, а к выравниванию жизненных шансов.
Первым из мыслителейНового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основеоригинальную теорию общества и государства Никколо Макиавелли (1469—1527). В егоглавном произведении «Государь» описываются принципы создания сильногогосударства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, ноакцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера.Макиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.Томас Гоббс (1588—1679) сделал следующий шаг: он разработал теориюобщественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Жан ЖакРуссо (1712—1778) разработал концепцию «ordre naturel» (естественного порядка),который благодаря общественному договору превращается в «ordre positif»(«порядок позитивный»). Джамбаттиста Вико (1668—1744) в эпоху Просвещенияразрабатывал принципы исторического метода и познания «гражданского мира»,полностью сотворенного людьми. Вообще социология своими корнями уходит в эпохуПросвещения и исторические события Французской революции, оказавшейсущественное влияние на дальнейшее развитие человечества. В этот период подвлиянием Великой французской рево люции происходило формирование гражданскогообщества со всеми присущими ему качественными характеристиками игуманистическими особенностями, в центр которого по степенно становился человекв его специфическом общественном измерении. Здесь следует назвать таких мыслителей,как Монтескье (1689 — 1755), Вальтер (1694 — 1778), Гельвеций (1715 — 1771),Тюрго (1727 — 1781), Кондорсе (1743 — 1794), и про которых я уже упомянул –Вико и Руссо.
Вопрос 2: Социально –исторические и теоретические представления на возникновения теоретическойсоциологии.
В эпоху просвещенияпоявились первые предпосылки для возникновения социологии. Этими предпосылкамибыли с одной стороны новые науки – политическая экономия, историография истатистика, а с другой стороны новые представления об общественном устройстве,и, прежде всего, индустриализм. Рассмотрим все эти явления более подробно.
Возникновение политическойэкономии связано с именами Адама Смита и Давида Рикардо. А. Смит применялдля описания экономических систем естественнонаучную методологию. По егомнению, экономические системы являются столь же стихийными и естественными, апоэтому и независимыми от субъективных мнений, системами, как и системыфизические. Д. Рикардо разработал идею о приоритете промышленного производства,а так же множество методов детализировавших идеи Смита. Но главным достижениемполитической экономии, оказавшим влияние на возникновение социологии, оказаласьвыработка представлений о существующих в обществе единых закономерностях(подобных физическим законам), которые влияют на все аспекты общественной жизни– политический, экономический, социальный и духовный. Иными словами обществовпервые было рассмотрено как единая система, функционирующая в соответствии сопределёнными закономерностями. Представления о функциях определённыхобщественных классов сменяло представления об их миссиях и божественномпредназначении.
Формирование историографиисвязывается с именами Д. Вико, Ш. Монтескье, А. Тюрго и Ж.-А. Кондорсе, которыеисходя из тех или иных соображений, рассматривали историю как закономерныйпроцесс, который может быть описан теми же закономерностями, что и физическиймир. Такой подход привёл к возникновению новой философии истории, в которойнастоящее рассматривалось как фундамент для будущего, и именно в будущем, а нев прошлом находился «золотой век». Другим важным достижением историографии,повлиявшим на возникновение социологии, оказалось представление о том, чтоистория человечества делится на достаточно чётко различимые стадии, которыеследуют одна за другой. В истории это были – Древний мир, Средние века и Новоевремя. Ещё одним важным достижением историографии Просвещения явилось изменениепредставления об историческом факте. Если ранее в качестве фактов выступалитолько письменные источники, подкреплённые определённым авторитетом, то с этоговремени приоритет стал отдаваться материальным свидетельствам (памятникам,археологическим находкам, косвенным данным из смежных наук).
Ещё одной наукойповлиявшей на формирование социологии оказалась статистика. Эта наука содной стороны позволяла обнаруживать определённые закономерности в сложных имногофакторных системах, а с другой стороны, приводила к необходимости нетолько качественного, но и количественного описания социальных и экономическихсистем. Именно статистическое понятие о корреляции и легло в основу понятиязакономерности в гуманитарных науках. Как известно, в социологии используютсятермины закономерность и тенденция, которые говорят о вероятностном характерепротекающих процессов, в отличие от термина – закон, используемого вестественных науках. Статистическое понимание закономерностей общественныхпроцессов ничего не говорит напрямую об их сути, но зато позволяет делатьдостаточно точные количественные предсказания, что соответствует представлениямпозитивистской парадигмы. Другим немаловажным достижением статистики в областисоциальных наук стало изменение представлений о факте. Если ранее понятие фактабыло неотделимо от частного наблюдения, то теперь стало возможным не тольконаблюдать явления недоступные частному наблюдению, но и оценивать степеньдостоверности наблюдения (позднее в социологии будет развито понятие орепрезентативности).
Ещё одним важнымдостижением гуманитарной мысли эпохи Просвещения было ведённое А. Сен-Симономпонятия об индустриализме. Это понятие отражало возрастающую рольпромышленности и связанного с ней финансового капитала в жизни общества. Этопредставление повлияло на направление общественной мысли в XIXв. и первой половине XXв. В то время жизнь общества в гораздо большей степени, чем в наше времяопределялась ритмами промышленного развития, а фабричные рабочие составлялибольшую часть европейского общества. Поэтому и представления об индустриализмес сопутствующим ему механицизмом в социальных науках были не столь уж наивнымии неадекватными, как может показаться сейчас. Великиегеографические открытия приводят к развитию антропологии уже не в медицинском,а в социологическом смысле. Так создается почва для появления новой науки обобществе как целостной системе.
Таким образом,появление социологии носило объективный характер и было вызвано насущнымипотребностями развития социальной жизни, подготовлено всей историей развитиянаучного знания.
Вопрос 3: Огюст Конткак основоположник позитивной социологии.
К основным идеям позитивнойфилософии Огюста Конта следует отнести следующие:
· Законинтеллектуальной эволюции человечества, закон трёх фаз
· Иерархическийподход и классификация научных отраслей
· Социальнаястатика и социальная динамика («Порядок и прогресс»)
· Опорана здравый смысл
· Принципывзаимоотношения теории и практики, а так же науки и искусства
· Формированиеновой социальной морали посредством социальной философии
· Направленностьна непосредственное, но при этом мирное, воздействие на общество
Теперь рассмотрим этипринципы подробнее.
Закон интеллектуальнойэволюции человечества, закон трёх фаз. Согласно Огюсту Контуинтеллектуальное развитие человечества состоит из трёх фаз (стадий) –теологической (фиктивной), метафизической (абстрактной) и положительной(реальной). На первой фазе для объяснения наблюдаемых явлений используютсяпредставления о потусторонних и сверхъестественных силах. Эти представления входе своего развития изменяются от примитивного фетишизма, к развитомумеханизму политеизма и находят свой упадок в монотеизме. На метафизическойстадии происходит отказ от поисков божественных факторов, однако основной упорделается на разработку аппарата умозрительных (абстрактных, метафизических)категорий, что приводит к тому, что вопросы о сущности вещей получают приоритетперед конкретными и жизненными задачами. В качестве положительной стороныметафизической стадии по сравнению с теологической Конт видит отказ от поискабожественных причин и разработку более подходящего для позитивной науки методическогоаппарата.
Последней же стадиейразвития является позитивная стадия. На этой стадии всякое знание оказываетсятесно связанным с опытом. Но этот подход отличается от простого эмпиризма,который критикуется Контом как простое, бессистемное и бессмысленное накоплениефактов. Согласно Конту сбор и накопление фактов должен осуществляться всоответствии с системой, которая, однако, в отличие от метафизики, призвана, непроникать в сущность вещей, а описывать закономерности процессов. Правильностьполученной закономерности проверяется при помощи способности этой системы кпрогнозированию.
Такой подход к научнойметодологии привёл Конта к иерархии научных отраслей строящейся последующему принципу. В основании этой иерархии лежит математика, как наука в которойизлагаются основные методы чёткого мышления, затем идёт астрономия, как наукапоказывающая, как позитивный метод может быть применён на практике. Посредствомсбора фактов о движении небесных объектов производится построение теорий об ихдвижении и с помощью этой теории удаётся совершать предсказания их движения.Астрономия является идеальной наукой для иллюстрирования позитивного метода,именно поэтому Конт считал необходимым всеобщее изучение астрономии. Следующейнаукой в иерархии является физика, а за ней идёт химия, показывающаяприменимость естественно научных методов к живым организмам. После химии идётфизиология (биология) – наука, описывающая процессы в живых организмах, авенчает эту пирамиду – социология (или социальная физика), призванная не толькопознать законы развития общества, но выработать новую мораль, сообразующуюся создравым смыслом.
Из этой схемы видно,что Конт рассматривал социологию, как социальную физику, однако его физикализмне получил дальнейшего распространения в социологии, прежде всего, потому чтофизика, которая была современна Конту могла достаточно точно описать толькопростые природные явления, а общество и социальная статика и социальнаядинамика явления многофакторные. Но, тем не менее, само выделение вобществе статической и динамической составляющих является очень важнымдостижением в социологии. Это деление отражает девиз избранный Контом дляпозитивизма – «Порядок и прогресс».
Социальная статика,согласно Конту, включает в себя общественные институты и отношения, которыеявляются основой существования любого общества, без которых невозможнонормальное функционирование общества. Это индивид, семья, общество, разделениетруда и частная собственность, солидарность или консенсус. Конт считал, чтодолжно осуществляться разделение властей не на законодательную, исполнительнуюи судебную, а на мирскую и духовную, при этом духовная власть в обществебудущего должна принадлежать учёным, а мирская – «индустриалам». Социальнаядинамика согласно Конту – это прогресс, происходящий согласно закону трёхстадий и осуществляемый под влиянием стремления к улучшению заложенного вчеловеческой природе.
Другим важным принципомпозитивной философии О. Конта была опора на здравый смысл. Полученныезакономерности должны были проверяться не столько при помощи некой абстрактнойи умозрительной логики, сколько при помощи здравого смысла. Этот же самыйздравый смысл и должен быть мерилом полученных результатов. Несмотря напривлекательность этого метода к социальным наукам он оказался применим лишь сопределёнными оговорками (зато в естественных науках он прижился и эти науки,начиная с середины XIX в. так жеиногда назывались позитивными или положительными). Основной проблемойприменения позитивного метода в социальных, да и вообще в гуманитарных науках,оказалась неопределённость того, что понимается под в них под фактом. Для того,чтобы раскрыть это утверждение необходимо вспомнить, что в английском ифранцузском языках понятие «здравый смысл» дословно переводится как «общеечувство», то есть некое чувство которое испытывается всеми. И если по отношениюк фактам из мира физического это «общее чувство» является действительновсеобщим и при этом достаточно устойчивым во времени, то в мире психическом и вмире социальном факт неразрывно связан с интерпретацией и оценкой. И при этомэта интерпретация еще и меняется со временем. К сожалению, Конт, описываяизменение мировоззрения от стадии к стадии, не отследил изменение понятияздравого смысла, и в качестве эталона здравого смысла положил современные емупредставления. Это сделало позитивизм очень популярным в XIXв., но это же и привело к его кризису в XXв. Сам Конт скорее всего догадывался об этих недостатках своего метода, истарался их исправить, особенно в последние годы своей деятельности. Для этогоКонт ввёл в свою теорию понятие о субъективном, и если первоначально это быловсего лишь ориентация построения теорий на потребности человека, то впоследствии это понятие расширилось, но при этом стало столь запутанным, чтодаже не все ученики могли его понять, что привело к расколу в позитивистскомдвижении, К сожалению труды Конта, в которых он раскрывает понятиесубъективного соотносительно с позитивным методом не переведены на русскийязык.
Хотя Конт и призывал кповсеместной опоре на эксперимент и опытные данные, он сам оставался кабинетнымучёным. Так же он отрицательно относился к проведению социологическихэкспериментов, возможно, потому что считал искусственное вмешательство всоциальные системы, приведёт к искажению полученных результатов. Такой подходпривёл Конта к построению новых принципов взаимодействия теории и практики,которые применительно к социальной сфере он рассматривал как взаимоотношениенауки и искусства. Если в сфере взаимодействия человека и природы возможенчистый эксперимент, то в социальной сфере позитивная теория и практика должнысоотноситься между собой как наука и искусство, то есть не противоречить другдругу, а дополнять [3, стр. 98-108]. При этом позитивная теория в социальнойсфере должна решать стратегические задачи, а социальная практика должнаосуществляться через искусство и образование. При этом социальная философиядолжна заниматься формированием новой социальной морали, построенной настрого научных основаниях и находящейся в гармонии с природой. Только новаямораль сделает возможным построение общества будущего.
Такие представления ороли социологии вполне логично привели к выводам о её направленности нанепосредственное, но при этом мирное, воздействие на общество. Этовоздействие должно было осуществляться, прежде всего, через народноеобразование, которое должно было привести к «союзу пролетариев и философов» [3,стр. 190-215]. В пролетариях Конт видит класс с одной стороны близкий киндустрии, а с другой стороны, не заражённый метафизикой. С этой точки зренияпролетарии идеально подходят для проведения народной политики сообразно состратегией выработанной позитивистскими учёными, которые и будут осуществлять«духовную власть» в обществе будущего. Это соответствует представлениям Конта отом, что церковь является очень полезным социальным институтом и в бушующем онадолжна быть сохранена, однако это будет «церковь без бога», основной функциейкоторой будет моральное нормотворчество.
Как видно извышеизложенного контизм (так в некоторых источниках называют позитивнуюфилософию О. Конта) представлял из себя сочетание эпистемологии (науки онаучной методологии и принципах научного познания), социальной философии иутопического проектирования. И для того, чтобы понять вклад Конта в социологиюнеобходимо рассмотреть какие из его идей и методов остались в социологии, акакие нет.
Вопрс 4: Г.Спенсер(1820-1903) и органическая школа в социологии.
Спенсер потратил многоусилий, определяя специфические черты «социального организма» и выявлял общиесистемные принципы, делающие его похожим на биологические системы:
1. Общество, как ибиологический организм, наращивает массу (численности населения, материальныересурсы и др.)
2. Как и вбиологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.
3. Усложнение структурысопровождается дифференцаицией функций, выполняемых
отдельными частями.
4. в обоих случаяхимеет место постепенное усиление взаимозависимости и
взаимодействия частей.
5. Как и вбиологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части,стабильность обеспечивается сохранением функций и структур. Спенсер не толькоуподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял социологическимианалогиями. Спенсер в своей теории использует термин «надорганизм»,подчеркивает автономию индивида, Спенсер резко критикует органицизм, обращаявнимание на существенные различия социального и биологического организма:
1.В отличие отбиологического организма, образующего “тело”, имеющего конкретную форму,элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большейавтономией.
2. Эта пространственнаярассеянность элементов делает необходимой символическую коммуникацию.
3. В обществе нетединого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.
4. Общество отличаетпространственная мобильность элементов структуры
5.Но главное в том, чтов биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществецелое существует ради частей. Общество, по Спенсеру, существует для блага своихчленов, а не члены его существуют для блага общества. Особенность органицизмаСпенсера состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, непоглощая человека системой. «Это объединение органицизма с номинализмомсоставляло наибольшую теоретическую трудность социологии Спенсера. Спенсеркритиковал упрощенные однолинейные схемы развития, но, как и другие эволюционисты,главной задачей считал исследование этапов развития общества. МетодологияСпенсера включает классификацию и типологию эволюционных процессов.Классификация располагает все общество по шкале сложности структуры ифункциональной организации от «малого простого агрегата» до «большогоагрегата». На начальном этапе общество характеризуется преобладаниемнепосредственных связей между индивидами, отсутствием специальных органовуправления и т. д. По мере развития формируется сложная структура, социальнаяиерархия; включение индивида в общество опосредовано принадлежностью к меньшим общностям(род, каста и др.). Различая два главных типа общества- воинственный ипромышенный – Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы засуществование; в первом случае речь идет о военных конфликтах и истреблении илипорабощении побежденного победителем. Военное общество подчиняет внутреннююорганизацию целям борьбы за выживание или агрессии. Классическим примеромтакого общества Спенсер считал Спарту. Для военного общества характерныдоминирование коллективных целей над индивидуальными, жесткая организация исистема принуждения, иерархическая структура управления, господство военнойкасты, наследование власти, высокий уровень сплоченности, дисциплины,религиозность сознания и др. Военные институты распространяют влияние на всесферы общественной жизни, поощряют воспитание патриотизма, лояльности,конформизма, готовности к самопожертвованию. Военизированные общества создаютэффективно функционирующую систему, которая, однако, мало приспособлена ксоциальным изменениям. Такие общества консервативны, и в этом главная причинагибели могущественных милитаристских государств и империй. Промышленноеобщество характеризуется противоположными признаками. Реально такие обществатолько начинают формироваться (Англия и др.), но многие их черты можнопредсказать. Спенсер рисует картины будущего промышленного общества,впечатляющую глубиной научного предвидения. В новом обществе управлениедецентрализовано и строится на принципах самоорганизации и самоуправления,широкое распространение получают различные неформальные объединения, подчинениеиндивида государству заменяется охраной прав человека, позитивное управлениеуступает место негативному (по принципу «Все, что не запрещено, разрешено»),единство идеологии сменится плюрализмом, вознаграждаться будет не должность, атруд, общества станут открытыми для международного сотрудничества,восприимчивым к инновациям, сословное право сменится гражданским, сфераобщественного контроля будет ограничена, а область частной жизни станет шире идр. Здесь борьба за существование представляется главным образом какпромышленнаяконкуренция, где побеждает “сильнейший” в отношениях усердия,способностей и т. п., т. е.в области интеллектуальных и моральных качеств. Такого рода борьба являетсяблагом для всего общества, а не только для победителя, так как в результатерастет интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, объемобщественного богатства. И наоборот, альтернативой такого естественного отбораявляется выживание и процветание «слабейших», т.е. людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что ведет кдеградации всего общества.
Спенсер был противником«обязательной благотворительности», т. е. государственного принудительногоперераспределения социальных благ. Но он был сторонником благотворительности, какчастного дела, задача которого — «смягчать, поскольку это совместимо с другимицелями, несправедливость природы». Он был критиком социализма, представляющемсобой «поощрение худших за счет лучших» и ведущегок росту бюрократического аппарата, ведающего распределением иперераспределением. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем болеесоциальное планирование, по мнению Спенсера, приводит лишь к биологическомувырождению. Критиковал он и колониальную экспансию, поскольку она ведет кусилению государственной бюрократии. В то же время он был стороннокомравенства, понимаемого как равная свобода индивидов и равенство перед законом.Он был противником вмешательства государства в экономическую и частную жизнь,считая правительство неизбежным злом». Но вместе с тем он доказывал усилениезначения управленческих функций в современном обществе и первостепенную рольгосударства в защите прав его граждан.
Совокупность факторовэволюции Спенсер делит на «первичные» и «вторичные». К первым относит факторыгеографической среды, биологическую и психическую конституцию индивида. Ковторым – то, что Гегель назвал «второй природой». Хотя действие привычныхфакторов сохраняется на протяжении всей эволюции общества, в ходе ее продвижениявозрастает и становится решающей роль «второй природы», т.е. культуры. Кпервичным (природным) свойствам человека добавляются качества, связанные сучастием в общественной жизни. Однако эта плодотворная идея не получиларазвития, так как противоречила антиисторическим установкам эволюционизма, всоответствии с которыми истории как таковой не существует вообще, а есть лишьлогика вечных законов эволюции, не допускающих волевого вмешательства.
Таким образом, Спенсерявляется основоположником органической школы в социологии. Классовоестроение общества и выделение в его рамках отдельных административных органовСпенсер понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела.Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболееприспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущества,наибольшую приспособленность “дифференцированного”, то есть разделённого наклассы общества.
Спенсер – противниксоциализма, считавший революцию “болезнью” общественного организма. В этикеСпенсер стоял на позициях утилитаризма и гедонизма; нравственность,по Спенсеру, связана с пользой, которая и есть источник наслаждения. ПсихологияСпенсера явилась одним из источников психофизического параллелизма игенетической психологии. Педагогические идеи Спенсера были связаны спропагандой естественнонаучного образования. Спенсер внёс значительный вклад визучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы вэтнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований. ФилософияСпенсера была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской эпохив истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины19 века.
Литература
1.Социология: «Курс Лекций» Уч. пособие
2. Кандауров В.И. «Курс лекций»
3. А.Г. Эфендиева « Общая социология»
4. О.Конт «Дух позитивной философии»