Курсовая работа
по дисциплине
«Методы научных исследований»
на тему:
Сущность социологических исследований
Содержание
Введение
1.Сущность социологического исследования
2.Программа социологических исследований
3. Видысоциологических исследований
3.1Разведывательное исследование
3.2Описательное исследование
3.3Аналитическое социологическое исследование
3.4Точечное исследование
3.5Повторный сбор
4.Методы социологических исследований
4.1Социологический опрос
4.2Социологическое наблюдение
4.3Анализ документов
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
В современных условиях социологическое знание находит применение в самыхшироких сферах жизнедеятельности общества. Компетентные социологическиеисследования, достоверно раскрывающие многообразие и сущность различныхсоциальных явлений, а также закономерности их изменений в объективнойреальности, приобретают важное значение.
Социологическое исследование – это система логически последовательныхметодологических, методических, организационно-технических процедур, связанныхмежду собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении илипроцессе.
Социологические исследования занимают ведущее место в практике анализасоциальной действительности. Их результаты дают возможность получить самуюразнообразную информацию, которая свидетельствует о процессах, явлениях,происходящих во внутриколлективной жизни, обществе в целом, позволяют углублятьколичественный и качественный состав получаемых данных.
В качестве инициатора социологического исследования выступают социальныйзаказ в виде обострения социальных противоречий, наблюдаемых социологом ивызывающих его интерес, или совокупность проблем, задач, целей, поставленныхсубъектом управления различных уровней, общественными организациями, СМИ передсоциологами-исследователями, практиками, консультантами.
Таким образом, актуальность выбранной темы сомнений не вызывает.
Целью данной работы является всестороннее изучение, обобщение исистематизация теоретических основ по проблеме социологических исследований.
Для достижения поставленной цели предполагается решение задач:
¾ исследоватьтеоретическую базу посредством анализа имеющихся в научной литературе,средствах массовой информации и других источниках;
¾ датьпонятие социологического исследования, раскрыть его сущность и важность висследовательской работе;
¾ охарактеризоватьэтапы и основные виды и методы социологического исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованнойлитературы. Общий объём работы 22 страницы.
1. Сущность социологического исследования
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня:общесоциологическую теорию, специальные социологические теории исоциологические исследования. Все три уровня дополняют друг друга, чтопозволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научнообоснованные результаты.
В широком смысле социологическое исследование это специфический видсистематической познавательной деятельности, направленной на исследованиесоциальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации ивыявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов ипроцедур, принятых в социологии. В более узком смысле социологическоеисследование представляет собой систему логически последовательныхметодологических, методических и организационно-технических процедур,подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемомсоциальном объекте, явлении или процессе. Иными словами, социологическоеисследование это специфическая разновидность социальных (обществоведческих)исследований (их «ядро»), рассматривающая общество как целостнуюсоциокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора,обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.
Таким образом, в наиболее общем виде социологическое исследование можноопределить как систему логически последовательных методологических,методических и организационно-технических процедур, связанных между собойединой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, отенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли бытьиспользованы в практике управления общественной жизнью[1].
Социологические исследования в зависимости от задач, которые они решают,и методов, которыми они пользуются, могут быть подразделены на несколько типов:теоретические и эмпирические (теоретическая и прикладная социология),фундаментальные и прикладные. Выделение в социологии двух типов исследования –теоретических и эмпирических – условно, так как эмпирические исследования могутбыть как фундаментальными, так и прикладными. И если теоретическиесоциологические исследования ставят целью развитие и совершенствование научныхпредставлений об изучаемом предмете, то прикладные посвящены решению конкретнойсоциальной проблемы.
Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основнымсредством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжнойи репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Структурасоциологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологическихтеорий, она включает и эмпирические социологические исследования, которые,кроме прочего, выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации идля других социальных наук. Результаты эмпирических социологическихисследований необходимы для более эффективного управления предприятием(организация управления трудовым коллективом, маркетинга и т.д.), отраслью,страной.
Эмпирическое социологическое исследование – это научное исследование,направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление иобобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрациисобытий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений[2].
Эмпирическое исследование отличается от теоретического (в рамках которогоисследователь оперирует научными понятиями, категориями, отражающими наиболеесущественные свойства социальных объектов и процессов) тем, что здесь предметоманализа становятся:
·поведение индивидов, социальных групп;
·продукты человеческой деятельности;
·вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.
Проведение эмпирических социологических исследований необходимо дляполной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемогопроцесса;
·надёжной, достоверной информации, поскольку именно проведениеподобного исследования гарантирует от множества её искажений;
·репрезентативной, информации.
Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простойсбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным),а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологическиеметоды сбора информации, а также специальные социологические технологии.
Что же понимается под методологией, методикой и техникой социологическогоисследования?
Методология исследования (от греч. methodos – путь исследования, познанияи logos – слово, понятие, учение) – это стратегия научного поиска, опирающаясяна осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок,ценностных характеристик, нормативов и регуляторов теории изучаемой предметнойобласти[3]. Методология включаетметоды, методику и технику социологического исследования, подчиняя их общимэвристическим и прагматическим целям познавательного процесса на конкретномэтапе развития науки[4].
Метод в социологии – способ построения и обоснования социологическогознания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического итеоретического познания социальной действительности.
Методика социологического исследования – это система операций, процедур,приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа.Таким образом, если методология – область общей стратегии, то методика –тактика исследования.
Техника социологического анализа (греч. techne – искусство, мастерство) –совокупность преимущественно организационных и методических приемов и способовсбора, обработки и анализа данных.
Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического,является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, какправило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементамисоциального процесса. После ее анализа и аргументации общественной значимостиисследователь переводит практический аспект проблемной ситуации в рангпознавательной проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность иобоснованность, а также необходимость изучения, т.е. удовлетворения потребностив знании путем разрешения данного противоречия социальной действительности.Однако далеко не каждое социологическое исследование является проблемным. Делов том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа общественной жизни,наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных его сторонах, а такжесоответствующей эрудиции социолога. Важно, чтобы проблема не была уже решеннойили ложной, а для этого необходима ее серьезная экспертиза.
2. Программа социологических исследований
Как уже отмечалось, социологическое исследование это сложный процесспознавательной деятельности, в ходе которого социолог последовательноосуществляет переход от одних качественных этапов познания к другим, отнепонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых идостоверных знаний о нем. Какой бы ни была специфика конкретного социологическогоисследования, оно всегда проходит определенные этапы. В социологии выделяют,как правило, четыре основных этапа – последовательные стадии – проведениясоциологического исследования.
Первый этап начинаются с его подготовки: обдумывания целей, программы,плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д. Второй этап –сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки издокументов). Третий этап – подготовка собранной в ходе социологическогоисследования информации к обработке, составление программы обработки и самаобработка.
Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации,подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов ирекомендации для заказчика, субъекта.
Анализ показывает, что любое социологическое исследование начинается сразработки его программы, которую можно рассматривать в двух аспектах. С однойстороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которомуможно судить о степени научной обоснованности того или иного социологическогоисследования, с другой стороны, программа является определеннойметодологической моделью исследования, в которой фиксируются методологическиепринципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Крометого, поскольку с разработки программы, собственно, и начинаетсясоциологическое исследование, то она представляет собой результат егопервоначального этапа.
Таким образом, в процессе разработки программы социологическогоисследования создается гносеологическая модель исследования, а также решаютсявопросы его методологии, методики и техники. Любая программа социологическогоисследования должна удовлетворять следующим основным требованиям:
·теоретико-методологической обоснованности;
·структурной полноте, т. е. наличию в ней всех структурныхэлементов;
·логичности и последовательности ее частей и фрагментов;
·гибкости (она не должна сковывать творческие возможностисоциолога); ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.
Исходя из того, что программа играет центральную роль в социологическомисследовании, важно сформулировать функции, которые указывают на еепредназначение и раскрывают ее основное содержание:[5]
1. Методологическая функция заключается в том, что из имеющегося многообразияконцептуальных подходов и аспектов видения объекта она определяет туметодологию, которую будет применять социолог.
2. Методическая функция предполагает конкретизацию и обоснование методовисследования, т. е. получения социологической информации, а также ее анализа иобработки.
3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровня неопределенностив понимании исследуемого объекта после разработки программы по сравнению с егопониманием до ее разработки.
4. Моделирующая функция состоит в представлении объекта как особой моделисоциологического исследования, основных его аспектов, этапов и процедур.
5. Программирующая функция заключается в разработке программы кактаковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского процесса,которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-исследователя.
6. Нормативная функция указывает на наличие программы, построенной всоответствии с установленной структурой, как основополагающего требования ипризнака научности социологического исследования. Программа задает нормативныетребования социологической науки по отношению к конкретному исследованию.
7. Организационная функция предполагает распределение обязанностей междучленами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение труда каждогосоциолога, контроль за ходом исследовательского процесса.
8. Эвристическая функция обеспечивает поиск и получение нового знания,процесс проникновения в сущность изучаемого объекта, открытие глубинныхпластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.
3. Виды социологических исследований
Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее нацельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой,унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изученияразличной сложности проблем, не существует. Конкретный вид социологическогоисследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно всоответствии с ними и различают три основных вида социологическогоисследования: разведывательное, описательное и аналитическое[6]. 3.1Разведывательное исследование
Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своемусодержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемыесовокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объемуинструментарии. Программа такого исследования упрощена. Обследуемыесовокупности невелики: от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование используется для предварительногообследования определенного процесса или явления. Потребность в такомпредварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало,или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получениядополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировкигипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном,широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могутвстретиться в дальнейшем. Его целью является:
·получение дополнительной информации о предмете и объектеисследования;
·уточнение и корректировка гипотез и задач, инструментария играниц обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании;
·выявление трудностей, которые могут встретиться при егопроведении.
Под первичной социологической информацией принято понимать полученные входе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения(например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записиисследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке иобобщению.
Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служитпоставщиком оперативных данных. Для этого используют один из наиболее доступныхметодов сбора первичной социологической информации (анкетный опрос илиопрос-интервью), позволяющий осуществить ее в короткие сроки. В этом смыслеможно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которогосостоит в получение отдельных сведений об актуальных событиях и фактах (зондажобщественного мнения), выяснение степени эффективности только что проведенныхмероприятий (например, собрания, туристические поездки, экскурсии, походы ит.д.).
С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальнымсобытиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степеньэффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросамприбегают для оценки хода и результатов различных общественно-политическихкампаний.
Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один изнаиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающийвозможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет обуточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может бытьосуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентныхспециалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты иособенности объекта исследования. 3.2Описательное исследование
Описательное исследование более сложный вид социологического анализа,который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемомявлении, его структурных элементах, т.е. устанавливает: есть ли связь междухарактеристиками изучаемого явления.[7]Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться вобстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управленияобщественными процессами.
Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробноразработанной программе и на базе методически апробированного инструментария.Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку иклассификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качествесущественных в связи с изучаемой проблемой.
Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когдаобъектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различнымихарактеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятсялюди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы,уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района,области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительнооднородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение исопоставление интересующих исследователя характеристик, а, кроме того, выявитьналичие или отсутствие связей между ними.
Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяетсяего задачами и направленностью: анкетный опрос, опрос-интервью, анализдокументов, наблюдение. Сочетание различных методов повышаетпредставительность, объективность, полноту социологической информации, а,следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.3.3 Аналитическое социологическое исследование
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболееуглубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но иузнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. Всилу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большуюнаучную и практическую ценность.
Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связьмежду характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитическогоисследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.Например, если в первом случае фиксируется наличие связи междуудовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, тово втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержаниемтруда основной или не основной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень егопроизводительности.
Поскольку реальность такова, что назвать в «чистом виде» какой-либо одинфактор, определяющий черты производственной жизни, практически невозможно,постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупностьфакторов. Из нее и выделяются факторы основные и не основные, временные ипостоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые ит.д.
Подготовка аналитического исследования требует значительного времени,тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методамсбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексныйхарактер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса,анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умениявзаимоувязывать, «стыковать» информацию, полученную по разным каналам,придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическоеисследование существенно отличается не только содержанием своегоподготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом канализу, обобщению и объяснению полученных результатов.
Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Егопроведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения втой или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходеэксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов,которые придают объекту новые черты и свойства.
Подготовка и проведение любого эксперимента — дело достаточно трудоемкоеи требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важнотогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулированиятруда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубокозатрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случаеэксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежатьслучайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностьювнедрять в практику новые формы и методы управления.
Кроме вышеназванных видов социологического исследования, в зависимости оттого, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены ещедва вида — точечное и повторное.3.4 Точечное исследование
Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию осостоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса вмомент его изучения[8]. Эта информация вопределенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бымоментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях егоизменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результатенескольких исследований, проведенных последовательно через определенныепромежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе иинструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собойсредство сравнительного социологического анализа, который направлен навыявление динамики развития объекта. 3.5Повторный сбор
В зависимости от выдвигаемых целей повторный сборинформации можетпроходить в два, три этапа и более. Длительность временного интервала междупервоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибообщественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Частоименно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторныхисследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненныхпланов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускнымиэкзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования – послезавершения приема в вузы или поступления на работу.
Особый вид повторного исследования – панельное. Допустим, в ходеповторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычноона определяется независимо от того, как изменился объект за период междупервоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследованиепредусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданныеинтервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдатьтакие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильностьисследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования даютхорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику,направленность развития.
Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификациявидов социологического исследования. Закономерен вопрос: «Имеется лизависимость между явлениями и видами социологического исследования, с помощьюкоторых они могут быть изучены?»
Практически любое явление может рассматриваться на уровне разведывательного,описательного или аналитического исследования, имеющего точечный или повторный(панельный) характер и использующего различные методы сбора первичнойинформации. В свою очередь, для любого вида социологического исследования несуществует «запрета» на анализ тех или иных явлений и процессов: каждоеспособно дать о них определенный объем научной информации.
Качество социологической информации в значительной степени повысится,если предусмотреть проведение пробного исследования. Оно является способомпроверки обоснованности выдвигаемых гипотез и задач, а также методическогоуровня и отработанности инструментария сбора первичной социологическойинформации. Пробное исследование помогает оценить правильность построениясоответствующей модели выборки и внести в нее в случае надобности определенныекоррективы, уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования,обосновать расходы и сроки всех исследовательских процедур. Большое значениепробное исследование имеет и для тренировки группы интервьюеров и анкетеров.
Образно говоря, пробное исследование можно рассматривать как генеральнуюрепетицию главного исследования, позволяющую сделать первые выводы о том,насколько успешно прошел этап подготовки к нему и каких результатов можноожидать. Однако это не означает, что сам социолог в конкретном случае ничем несвязан в выборе того или иного вида исследования. Направленность такого выборавсякий раз вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической инаучной целесообразности исследования, а также из сущности и особенностей тогоявления, которое предстоит изучить.
Например, при анализе общественного мнения, если планируетсяразведывательное исследование, то, исходя из его предназначения, предстоитвыявить самую общую реакцию общественного мнения на тот или иной вопрос. В своюочередь, описательное исследование предполагает получение более детальнойхарактеристики состояния общественного мнения в единстве его рациональных,эмоциональных и волевых начал. Наконец, аналитическое исследование помимоописания состояния, элементов и свойств конкретного общественного мненияпризвано дать ответ и на вопрос о том, каковы факторы, породившие именно такоемнение, и в какой степени оно выступает побудителем поведения людей.
Если ограничиться одномоментным замером общественного мнения, достаточнопроведения точечного исследования. Когда же надо получить сведения о динамике итенденциях его развития, организуют повторные исследования.
4. Методы социологических исследований
В зависимости от применяемого метода сбора эмпирической информациивыделяются такие виды социологических исследований, как опрос, социологическоенаблюдение, анализ документов. 4.1Социологический опрос
Социологический опрос – это метод сбора первичной социологическойинформации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами копределенной группе людей, именуемых респондентами[9].Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или неопосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога иреспондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели изадач исследования. Социологический опрос занимает важнейшее место всоциологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получениисоциологической информации о состоянии общественного, группового, коллективногои индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных сжизнедеятельностью респондентов. Опрос — самый распространенный метод сборапервичной информации, с его помощью получают почти 90% всех социологических данных.
Специфика этого метода состоит в том, что при его использованииисточником первичной социологической информации является человек (респондент) –непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений и нацеленна те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямомунаблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании техсодержательных характеристик общественных, коллективных и межличностныхотношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь вопределенных условиях и ситуациях.
Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этотметод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений,малодоступных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изучаемаясфера слабо обеспечена документальной информацией. Социологический опрос вотличие от других методов сбора социологической информации позволяет «уловить»через систему оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить рольинтуитивных аспектов в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опроснаиболее простым и доступным методом сбора первичной социологическойинформации. В самом деле, оперативность, простота, экономичность этого методаделают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с другими методамисоциологических исследований. Однако эта простая доступность нередко являютсякажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получениикачественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия,соблюдение определенных требований. К основным условиям опроса (что проверенопрактикой социологических исследований) относятся:
1) наличие надежного инструментария, обоснованного программойисследования;
2) создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса,что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих;
3) тщательная подготовка социологов, которые должны обладать высокиминтеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостаткии привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию возможныхситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов нанеточные или неверные ответы; обладать опытом составления анкет посоциологически корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверностьответов, и т. д.
Соблюдение указанных требований и их значимость во многомпредопределяются видами социологического опроса. В социологии принято различатьопросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные(почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные(например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные идр.
В практике социологических исследований две основные разновидности социологическогоопроса: анкетирование и интервьюирование. Наиболее распространенным видомопроса является анкетирование, это объясняется как разнообразием, так икачеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью.
Анкета (франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельнозаполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам[10].Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкета представляет собой объединенную единым исследовательским замысломсистему вопросов, направленных на выявление количественно-качественныххарактеристик объекта и предмета анализа. Композиция анкеты представляет своегорода сценарий беседы с респондентом. Она включает краткое вступление, в которомуказывается тема, цели, задачи опроса, называется организация, его проводящая;объясняется техника заполнения анкеты. Потом следуют наиболее легкие вопросы, задачакоторых состоит в том, чтобы заинтересовать собеседника, ввести в курсобсуждаемых проблем. Более сложные вопросы и своеобразная «паспортичка» (суказанием социально-демографических данных) помещаются в конце анкеты.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то,что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом.
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствиианкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым.В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей.Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного:почтовый опрос; опрос через газету, журнал.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при которомисследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы ификсирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится,«лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.
В зависимости от источника (носителя) первичной социологическойинформации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросеосновным источником информации выступают представители различных социальныхгрупп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа.Участников массовых опросов принято называть респондентами. Вспециализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чьипрофессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делатьавторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являютсяэксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователявопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название такихопросов — экспертные опросы или оценки». 4.2Социологическое наблюдение
Социологическое наблюдение представляет собой целенаправленное исистематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства иособенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могутбыть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат идругие технические средства[11]. Особенность наблюдениякак вида исследования и как метода сбора первичной информации – способностьанализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его богатстве,поставлять разносторонние, порой весьма «обнаженные» впечатления об исследуемомобъекте. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица,выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп). Нередконаблюдение используется наряду с другими методами сбора информации, одухотворяябесстрастные колонки цифр — результаты различных опросов.
Наблюдение может активно применяться при изучении степени активностинаселения на собраниях, митингах, интереса слушателей, поведения участниковмассовых общественно-политических мероприятий и т.д.
Наблюдение используется в основном как дополнительный метод, которыйпозволяет собрать материалы для начала работы или помогает проверить результатыдругих методов сбора информации.4.3 Анализ документов
Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) –метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качествеглавного источника информации[12].
Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдениеза которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявитьтенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологическойинформации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах,докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую рольвыполняет социальная статистическая информация, которая долгое время былазакрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информациясущественно влияет на общие выводы, более четкое и реальное пониманиепроисходящих процессов и явлений.
Метод анализа документов открывает социологу широкую возможность увидетьотраженные аспекты социальной действительности, содержащиеся в документальныхисточниках. Поэтому не следует планировать полевые исследования, а тем болеевыходить на них, не получив предварительно официальных статистических данных,не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если таковые имеются),материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и прочие материалы.
Для того чтобы избежать «ловушек сенсационности», а также повыситьдостоверность социологической информации, социологу-исследователю необходимовыполнить следующие правила:
1) убедиться в подлинности документа;
2) найти другой документ, подтверждающий рассматриваемый;
3) четко представить себе цель документа и его смысл, и суметь прочитатьего язык;
4) применить документальный метод в совокупности с другими методами сборасоциологической информации.
Существуют самые разнообразные методы анализа документов. Самымираспространенными, прочно утвердившимися в практике социологическихисследований является традиционный (классический) и формализованный(количественный).
Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственныхопераций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе сопределенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае.Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемыхявлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить этиявления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иныхпозиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.
Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породилоразработку принципиально иного, формализованного (количественного) методаанализа документов или контент-анализа (что в переводе с английского означает«анализ содержания»). Несмотря на существенные различия, они не исключают, адополняют друг друга, поскольку преследуют одну цель получить надежную идостоверную информацию[13].
Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различныхдисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии,социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. Развитиеэтого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями. Там,где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналатическоеисследование.
Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшееприменение он находит при изучении средств массовой информации, являясьнезаменимым методом группировки текстов. Также он используется и при анализедокументов: протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров ит.п. Этот метод часто используется спецслужбами.
Прагматические модели контент-анализа глубже рассматривают исследуемыетексты. Они отходят от чисто описательной постановки вопроса и сосредотачиваютвнимание на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидетельствуют опозициях и намерениях автора. Специфика использования контент-анализапроявляется не в приемах счета единиц наблюдения, а в содержательном толкованиисамого объекта исследования. Вместе с тем контент-анализу документов вопределенной степени присуща своеобразная ограниченность, которая заключается втом, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено спомощью количественных (формальных) показателей. Обширная практикаиспользования контент-анализа в социологических исследованиях дает возможностьопределить условия, при которых его применение становится крайне необходимым:
·при требовании высокой степени точности и объективности анализа;
·при наличии обширного по объему несистематизированного материала;
·при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубокихинтервью, если категории, важные для целей исследования, характеризуютсяопределенной частотой появления в изучаемых документах;
·когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам языкизучаемого источника информации, его специфические характеристики.
Контент-анализ относится к числу важных и весьма перспективных в связи сразвитием вычислительной техники и средств научного познания.
Кроме того, в практику социологических и особенносоциально-психологических исследований вошли такие методы, как социометрическийопрос, тестирование, шкалы приемлемости и ряд других приемов, пригодных дляспецифических форм анализа.
Заключение
Из приведенного выше анализа разнообразия социологических исследований иих важности в исследовательской работе, можно сделать краткие выводы.
В зависимости от основания, по которому ведется классификациясоциологического исследования, существует определенное количество их видов.Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное,описательное и аналитическое. Кроме этого, выделяют еще два вида – точечное иповторное, а также пробное исследование.
Выбор того или иного вида зависит:
·от цели, практической и научной целесообразности исследования исущности;
·специфики социальной проблемы, избранной предметом исследования, иопределяется возможностями конкретной исследовательской группы и глубинойзнаний ее членами методологии и методики, техники и организации сборасоциологической информации, практического опыта.
Основные методы социологических исследований – опрос, социологическоенаблюдение, анализ документов.
Таким образом, проведение социологического исследования – процесс,насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждомусоциологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования,продумать его общую логику, разработать методические документы для сбораинформации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных космыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.
Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда естьуверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии спредъявляемыми к ним научными требованиями.
Список использованной литературы
1. ЕльмеевВ.Я. Прикладная социология: Очерки методологии / Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского государственного университета, 1999. – 276 с.
2. Краткийсловарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева,Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 2001. – 480 с.
3. Методысбора информации в социологических исследованиях / Под ред В.Г. Андреенкова,О.М. Масловой. – М.: Наука, 1990. – Кн. 1, 2.
4. НовиковаС.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С.Новикова — М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 464 с.
5. ХарчеваВ.Г. Основы социологии: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений /В.Г.Харчева.- М.: Логос, 2000. – 302 с.
6. ЯдовВ.А. Стратегия социологического исследования / В.А.Ядов. — М: Добросвет, 1998.– 595 с.
7. ЯдовВ.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В.А.Ядов. — Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995. – 328 с.