СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос1. Сущность, содержание, структурные элементы социальной системы 2
Вопрос2. Система управления направления на развитие культуры… 14
2.1.Государство и управление культурой. 14
2.2.Государственная культурная политика, ее задачи и структура. 15
2.2.1.Управление культурой в СССР и постсоветском обществе. 20
2.2.2.Органы управления культурой. 22
Используемаялитература. 24
Вопрос 1. Сущность, содержание, структурныеэлементы социальной системы
У каждого человека есть потребности, которые он обязанудовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальныепотребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны,т.е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.
Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребностиобщества, называются социальными институтами. Просто институт — этоприспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения еговажнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм, а социальныеинституты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместнойдеятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной наудовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Семья, производство, религия, образование, государство — фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древностии существующие по сию пору. Самым древним институтом считается производство — ему около 2 миллионов лет. Именно тогда предок человека впервые взял в рукиорудие труда. В зачаточной форме институт семьи появилась у нашихобезьяноподобных предков и постоянно совершенствовалась на протяжении 500 тысячлот. Человек и созданное им общество возникли 40 тысяч лет назад, армия игосударство — 10 тысяч[1].Государство — универсальный политический институт, осуществляющий наопределенной территории поддержание политического порядка и управление общественнымипроцессами на основе использования легитимных форм принуждения. Приблизительнов то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность,вначале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Политическимиинститутами считаются, в частности, партии, парламент, президентство,адвокатура, суды, референдум и др. К экономическим институтам относятсясобственность, рынок, корпорация, предприятие, биржа, деньги и др.
Социальный институт — очень сложное учреждение и самоеглавное — реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем,абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно.Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации,которые на протяжении веков связаны с одной функцией — семьей, религией,образованием, государством и производством, — и представить их как один изинститутов тоже непросто.
И все же социальный институт реален. Во-первых, в каждыйданный момент времени один институт представлен совокупностью людей исоциальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вызов, различных курсови т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат,научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии имногое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институтобразования. Во-вторых, основные, или общие институты, в свою очередь, состоятиз множества не основных, или частных институтов.
Их называют социальными практиками. К примеру, в институтгосударства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия,суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Также обстоитдело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.),производством, семьей, образованием.
Совокупность социальных институтов называется социальнойсистемой общества. Она связана не только с институтами, но также с социальнымиорганизациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, стем, что движется, работает, действует[2].
Среди основных понятий социологии следует выделить дваглавных, которые выполняют функцию первокирпичиков — это статус и роль.Необходимость выделения так называемых первокирпичиков науки диктуется нетолько исследовательскими, но также педагогическими задачами.
Статусом называется позиция (положение) человека в группеили обществе. Он дает статическое изображение предмета социологии, в то времякак парное ему понятие роли раскрывает динамический аспект социальнойреальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положениев обществе.
Любой статус состоит из ролей, а те — из совокупности прав иобязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией.Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить задисциплиной, т.е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены in социальными нормами.
Другой пример: статус «отец» включает в себянесколько ролей: дисциплинатор для детей, обеспечивающий материальноеблагополучие семьи, партнер по играм с детьми и некоторые другие. У каждой роли- свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем.Роль «дисциплинатор» из статуса «отец» предполагает, чтомужчина имеет право наказывать своих детей и несет обязанность перед обществомза то, что воспитает их в духе законопослушания, уважения традиций и обычаевсвоего народа. Такова обязанность именно отца, а не матери.
У разных народов нормы дисциплинирования детей различны: водних случаях детей не смеют ударить рукой, в других их избивают плетями.Различаются они и по социальным группам. Известно, что дети изпривилегированных классов подвергаются меньшим наказаниям, нежели дети беднотыи рабочего класса[3].
Точно также мы можем разложить на оставляющие элементыдругой статус — статус мужа. У него иной набор ролей, в частности, сексуальныйпартнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист поремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой крут прави обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. И такбуквально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять каждую роль поотдельности либо их совокупность в целом, т.е. статус. А как вы думаете — однаи та же роль может входить в разные статусы?
Итак, статус — это своеобразная ниша или место в социальнойструктуре общества (группы). Он включает несколько ролей. Каждой роли предписанкруг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами. Врезультате статус указывает на место, а роль — на способ поведения.
Дадим определение: модель поведения в соответствии с правамии обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальныминормами, называется ролью. Ее еще называют динамической характеристикойстатуса.
Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов,образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящиеиз взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейкулюдьми, то получим большие социальные группы людей, совокупность которых даетсоциальный состав населения. Его изучает статистика.
В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина,женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик.В принципе, их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе однихтолько профессиональных статусов около 40000, семейно-брачно-родственныхотношений более 200, многие сотни политических, религиозных, экономических[4]. На нашейпланете более 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа — нация,народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическуюсистему наряду с половозрастными статусами
Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом — социальными функциями. Функция учителя — передавать свои знания, оцениватьуспехи, следить за дисциплиной и т.д. Функции включают в себя права и обязанности.Они соотносительны друг с другом. Статус учителя относителен статуса ученика,но не работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительностьозначает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему социальная структуране просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов.
Слово «относительность» связана не только сфункциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает вопределенные отношения с учеником, а тот — с учителем, родителями, полицейским,ровесниками, продавцом, таксистом и т.д. Таким способом из системы социальныхфункций, связывающих между собой всю совокупность статусов, мы получаем новоепонятие — социальные отношения. Оно, подобно статусам и функциям, принадлежит ираскрывает содержание социальной структуры.
Можно утверждать, что социальные статусы связаны социальнымиотношениями, личные статусы связаны межличностными отношениями. Обществоокутано огромной сетью социальных отношений, под ней, этажом ниже, расположенадругая сеть — межличностных отношений.
Для социологии важно не то, в какие личные отношениявступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное — социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большойсимпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохосправляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, первогоуволят. Начальник и подчиненный — социальные роли[5].
Итак, статусы связаны между собой социальными функциями,которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобиецемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.
Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собойв социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся длительное времяпроцесс решения каких-либо задач, например, связанных с кооперацией иликонкуренцией. Вытеснение конкурента с компьютерного рынка представляет собойсоциально-экономическое взаимодействие множества агентов, действующих явно илискрыто.
Регулярно повторяющиеся социальные взаимодействиякристаллизуются в социальные отношения. Учитель — постоянная функция (т.е.социальная позиция и обществе), как обучение — регулярное взаимодействие.Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение,роль — все это очень близкие, даже родственные понятия.
Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такоечеловеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильноисполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этоттрудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Еерезультат — социально зрелая личность. Показателем зрелой личности выступаетпоказатель культурности[6].Культура — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил,регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будетжить завтра.
Преемственность культуры достигается через социализацию. Анадзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особыймеханизм или, как говорили в старину, учреждение. Оно называется социальнымконтролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий(общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов- социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений инаказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).
Он многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя,милиция, администрация, государство и еще множество других агентов социальногоконтроля. Разновидностью социального контроля выступает политический контроль.К нему относятся все политические акции, например, сыск, цензура, слежка,наружное наблюдение, телефонное прослушивание, которые на законных (реженезаконных) основаниях проводятся уполномоченными государством органами,например ФСБ.
Субъектом политического контроля выступают три ветви властив государстве — законодательная, исполнительная и судебная. К тем, ктоотклоняется вправо или влево, применяются всевозможные санкции. Ониподразделяются на позитивные (вознаграждение) и негативные (наказание).Исправность механизма контроля — залог здоровья и стабильности общества. Когдаотсутствуют законы и нормы, регулирующие социальные отношения, наступаетстрашный паралич. Имя ему — аномия (беззаконие, отсутствие норм). Когдаотдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называютдевиантным[7].
Статусы, роли, социальный контроль существуют не сами посебе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностейобщества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты,подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство,образование и религия) и неосновных (их гораздо больше), называемых ещесоциальными практиками.
Каждый институт выполняет строго предписанную функцию:обучать, производить, защищать и т.п. Функция и роль тесно связаны. Судья,оценивающий наши поступки с точки зрения соблюдения закона, — это не толькоконкретный человек, но и социальная роль, у которой есть своя конкретнаяфункция. Меняются люди, выполняющие ту или иную роль, но сама она остается.
Социальных ролей у одного человека несколько: он мужчина,человек зрелого возраста, спортсмен, депутат, муж, родитель, член профсоюза.Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов — в роли избирателя,сотни тысяч — в роли офицера, Меняются люди, но роли остаются. Сохраняются исоциальные статусы. Статус — социальное положение позиция человека в обществе.Одни статусы принадлежат ему от рождения, например национальность, другиеприобретаются в ходе социализации (обучения социальным и политическим нормам иролям), скажем, статус президента страны или члена республиканской партии.
Со временем исчезают одни социальные позиции и выражающие ихсоциальные роли и появляются другие. Общество меняется, меняется и егоструктура. Например, исчезли с исторической карты России такие социальные роли,как извозчик, опричник, князь; появились новые роли — космонавт, тракторист,президент.
Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальнуюпозицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называетсясоциальной группой. Социальные группы могут быть большими и состоять из сотен,тысяч и даже миллионов человек, а могут быть малыми, насчитывающими от 2 до 7человек. Дружеская компания или семья относятся к малым группам. Большиесоциальные группы подразделяются — в скобках даны примеры таких групп — наполовозрастные (старики, взрослые, дети, мужчины и женщины), национальные(русские, англичане, эвенки), профессиональные (трактористы, инженеры,преподаватели), экономические (акционеры, брокеры, рантье), религиозные(протестанты, мормоны, православные), политические (либералы, консерваторы,демократы) [8].
Политические группы — всего лишь разновидность социальных,поскольку слово «социальное» часто используется в широком значении«общественное». И если социальные группы выделяются по возрасту,полу, профессии, имущественному положению, то политические — по принадлежностик определенным партиям, движениям и организациям, а также политическимориентациям, электоральной (избирательной) активности и др.
Те и другие признаки в одном исследовании обязательнопересекаются, поэтому политологи, выясняющие, скажем, политический рейтинг тогоили иного кандидата на выборах, т.е. его значимость, политический вес средидругих кандидатов, обязательно учитывают то, как активно голосуют женщины имужчины, молодежь и пожилые. Здесь социальные и политические показатели теснопереплетены. Совокупность всех социальных (демографических, политических иэкономических, религиозных, профессиональных и др.) групп образует социальныйсостав населения.
В итоге мы получили целостную картину общества, описаннуюпри помощи социологических понятий. У этой картины две стороны — статическая,описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходныекирпичики здания — статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картиныне хватает, пожалуй, еще двух важных понятий — социальной стратификации исоциальной мобильности.
Общество можно рассматривать в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной. Когда все социальные статусы и роли связанымежду собой функциями, — а стало быть правами и обязанностями по отношению другк другу (учитель имеет определенные права и обязанности перед учеником, офицерперед солдатом, и наоборот), — они образуют ячейки социальной структуры,расположенные горизонтально. Ячейки пусты: одна ячейка — преподаватель, однаячейка — мужчина и т.п. Но вот мы заполнили их: тысячи преподавателей,миллиарды мужчин. Получились не ячейки, а социальные группы, слои, некоторые изних можно расположить вертикально; правители займут высшую позицию, дворянстворасположится ниже, а под ними — рабочие и крестьяне. У первых больше власти, увторых — меньше. Различаются они также по доходам, богатству, уровнюобразования, престижу должности или профессии. Такого рода пирамида,построенная на неравенстве доступа к социальным благам, существует в каждомобществе[9].Расположенные друг над другом группы (в данном случае их именуют стратами)составляют социальную стратификацию общества. Это аспект или часть социальнойструктуры. Как вы думаете, что их объединяет? Разделение труда в обществе.
Итак, социальная стратификация — совокупность большихсоциальных групп, расположенных иерархически по критерию социальногонеравенства и называемых стратами. Это иная версия социальной структуры.Статусы расположены не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной осиони могут соединяться в новые группы — страты, слои, классы, сословия, которыеотличаются друг от друга по признаку неравенства. Беднее, зажиточные, богатые — общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, вертикальноепространство мы разделим на четыре «линейки»: шкалу доходов (врублях, долларах), шкалу образования (лет обучения), шкалу власти (числоподчиненных), шкалу профессионального престижа (в баллах экспертов). Местолюбого статуса легко найти на этих шкалах и тем самым определить общее место всистеме стратификации.
Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, избедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы) описываетсяпонятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонтальной,восходящей и нисходящей.
При помощи законов социологическая теория раскрываетдинамику общества. В свою очередь динамика описывается через социальныепроцессы, которые мы определили как устойчивую связь сменяющих друг другаявлений. Одним из самых длительных социальных процессов, с которым сталкиваетсячеловек, выступает социализация — продолжающееся всю жизнь (с младенчества достарости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.
Социальные процессы могут характеризовать[10]:
· развитие личности (формирование ценностных ориентации, установокили мотивации поведения);
· взаимодействие нескольких индивидов (например, общение);
· внутри — и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовоесостязание, конфликты). К примеру, выборы, голосование, референдумы — все эторазновидности политических процессов и одновременно политического поведениялюдей. Люди приходят на избирательные участки и выражают свою политическую волю(предпочтение той или иной партии). Но вместе с тем это важный политическийпроцесс, существующий независимо от сознания и воли людей. Благодаряизбирательной системе в демократическом государстве происходит обновлениекадров (ротация), сменяются одни элиты на другие, закрепляются права и свободыграждан.
Под социальным явлением надо понимать отдельное, случайноепроявление взаимодействия людей, а под социальным процессом — серию такихявлений, связанных между собой структурными или причинными (или иначе — функциональными) зависимостями. Именно функциональные зависимости переводятсоциальную систему (относительно жестко связанную совокупность элементов) изодного состояния в другое. Если такой переход означает прогрессивный сдвиг илиизменение, т.е. происходит накопление положительных качеств, то мы вправеговорить о социальном развитии.
Важной категорией, связанной с динамикой общества, выступаетсоциальное действие. Социальное действие — это поведенческий акт (единицаповедения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы)в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального действия.Здесь есть субъект (представитель какой социальной группы), есть его действие(что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выборсредств достижения цели.
В социологии, в отличие от психологии, субъектамисоциального действия выступают не только и не столько индивиды (если индивидпризнается субъектом действия, то лишь как представитель большой социальнойгруппы), сколько социальные группы и общности (нация, семья, рабочая бригада,группа подростков, личность), а, к примеру, субъектами политического действия — гражданине, политические партии, лоббистские группы, группы давления,политическая элита, государство, различные ветви власти и др., а на глобальномуровне — в мировом сообществе — национальные государства, международныеорганизации, например ООН, НАТО, межнациональные корпорации и т.д. Субъектовсоциального действия именуют еще акторами[11].
Вопрос 2. Система управления направления наразвитие культуры2.1. Государство и управление культурой
Существует мнение, что культура менее других сфер поддаетсяинституциональному упорядочению. В силу особой роли творческого начала вкультуре она связана с индивидуальной деятельностью художников и мыслителей,писателей и артистов, которая не укладывается в попытки ее регламентации. Славаи популярность великих деятелей культуры, мыслителей, мастером слова или кистиделали их значимым средоточием и выражением общественной жизни, как в прошлом,так и в современный период. Поэтому такое большое значение придается изучениюно только самих произведений литературы и искусства, но и жизни тех или иныхдеятелей культуры.
Можно ли управлять культурой? По этому поводу ведутся долгиеи подчас непримиримые споры между двумя сторонами, которые в тех или иныхвариантах существуют почти во всяком обществе. На одной стороне выступаютпреимущественно сами деятели культуры, постоянно отвергающие«вмешательство» государства или каких-либо «посторонних»институтов в такое «творческое и тонкое» дело, как культурноесозидание. Борьба против всякого рода бюрократических или идейных ограниченийза свободу художника от всего, что сковывает его творчество, и за доступшироких слоев населения к продуктам художественного и интеллектуальноготворчества — постоянный факт истории культуры.
Вместе с тем, настолько же постоянно существовали различногорода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, что-то поощрявшие,что-то ограничивающие, а иногда и подавлявшие. В развитии культурного процессавозникают коллизии между тенденциями к централизации культурной деятельности состороны государства и ее демократизацией, которую требуют неправительственныеорганизации[12].Вмешательство правительственных органов в работу культурных организаций и группзачастую просто необходимо, так как без правительственной поддержки они могутне выдержать затруднений разного рода (и не только финансовых, но и правовых,политических и т.д.) и перестают существовать. Вместе с тем государственноевмешательство чревато зависимостью культурной деятельности от власти, правящихкругов и деформацией культурной жизни в целом.
Если идти в глубь веков, мы найдем много свидетельств такогорода, когда государство или церковь, с одной стороны, были главнымиинститутами, поддерживавшими искусство, литературу и науку, а с другой — они жезапрещали те направления или отказывали в покровительстве тем художникам,мыслителям и изобретателям, которые либо противоречили «общественнымнормам», либо наносили ущерб государству или церкви. Позднее эти функциирегуляции все больше стали перехватываться рынком, хотя правовые принципынеизменно корректировали рыночную «стихию». А в дополнение к нимсформировались разнообразные органы, институты и формы регуляции культурнойжизни и деятельности (фонды, спонсорство, патронаж, академии, премии, звания ит.д.). 2.2. Государственная культурная политика, ее задачии структура
Тем основным внешним органом, который регулирует культурнуюдеятельность в современном обществе, является государство. В странах развитогокапитализма объем культурной политики, осуществляемой государством, заметноменьше, чем в развивающихся, — в силу того, что в первых сложилась налаженнаясистема регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса и институтовкультуры, прежде всего системы образования и науки.
Более умеренный, узкий характер имеют и направления этойдеятельности, среди которых обычно присутствуют следующие (пример Швеции):
· поддержка творчества и создание условий для творческой свободы;
· защита национальной культуры и языка в мире расширяющихсямеждународных коммуникаций и контактов;
· создание возможностей для вовлечения различных слоев населения,особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь в зависимости от ихспособностей и склонностей[13];
· противостояние негативному воздействию коммерциализации в сферекультуры;
· способствование административной децентрализации в сферекультуры;
· способствование развитию региональных культур и местных центров;
· обеспечение сохранения культурного наследия;
· способствование новаторству и обновлению культуры;
· способствование налаживанию взаимодействия и взаимопониманиямежду различными культурными группами внутри страны и межгосударственномувзаимодействию.
Влияние такой политики сказывается, в частности, в том, чтонаряду с вовлечением каждой страны во все более интенсивные глобальные отношенияпроисходит и активизация местной культурной жизни, усиливается борьба закультурную самобытность и стремление к локальному своеобразию.
Другим важнейшим институтом, оказывающим существенноевоздействие на культуру в развитых странах, является бизнес. Располагаязначительными средствами и функциональным интересом в сфере культуры, оноказывается важным фактором регуляции культурной политики и культуроустроения.
Иное положение складывается в развивающихся странах, гдегосударство — основной институт, способный компенсировать недостаткиинфраструктуры, которая сама по себе не в состоянии обеспечить развитиекультуры в соответствии с общенациональными требованиями. При всем расхождениихарактера и ориентации правящих режимов в развивающихся странах можно выделитьследующие основные, общие для всех цели культурной политики:
Утверждение общности культуры нации в целом, что означаетуменьшение различий между городом и деревней, между различными этническими иплеменными группами.
Согласование культурного и социоэкономического развития.
Утверждение самобытности культуры данной страны как важногофактора национального единства и солидарности.
Пропаганда принципа преемственности культуры, т, е. связинастоящего с прошлым — традициями и достоянием общества.
Учет и охрана культурного наследия, что влечет за собойтакже требование его изучения, распространение и использование его элементов всовременной жизни.
Осуществление демократизации культуры, обеспечение участиявсех слоев населения в культурной жизни общества[14].
Плодотворный диалог между интеллигенцией и большинствомнаселения.
Содействие творческой активности и поддержание высокогоуровня искусства.
Подготовка и совершенствование кадров в различных формахкультурной деятельности.
Содействие интеграции науки в национальную культуру наоснове изучения влияния науки и техники на культурные процессы в обществе.
Осуществление программы ликвидации неграмотности.
Расширение сети культурных учреждений и их деятельности вцелях распространения норм и навыков культурной жизни.
Содействие демонстрации достижений национальной культуры зарубежом.
Конечно, эти цели не всегда реализуются на практике, так кикдействительность ставит много препятствий для формирования органичнойкультурной среды, сочетающей в себе принципы самобытности, охрану культурногонаследия и их соединения с потребностями развития. Недостаток средств и кадровзатрудняет ликвидацию неграмотности и освоение достижений науки и техники. Ктому же на деятельность правительства постоянно влияют различные классовые,клановые и ситуационные соображении, в силу чего ему большей частью «не докультуры». Тем не менее сформулированные цели существуют как сверхзадачи,на которые должны быть направлены усилия официальных органов и те ресурсы,которые удается выкроить. К тому же общественность и оппозиция ревностно следятза осуществлением декларированных целей, за реальными действиями правящихкругов, оказывая давление на правительство своей критикой и компаниями протеста.
Методы достижения этих целей могут весьма различаться взависимости как от социально-политической ориентации правительства, характераего социальной опоры, так и от характера общества в целом. Можно выявитьследующую закономерность, существенно затрагивающую культурологию: чем большегосударственные органы учитывают общенациональные интересы, тем больше оноориентируется на собственно культурные рычаги регуляции, а не на насилие илиавторитарно-бюрократические методы.
Но в достижении общезначимых культурных целей могут бытьразные варианты[15].В условиях относительно однородной, моноэтнической среды (Швеция, Япония,Армения, Турция и т.д.) легко достигается утверждение единства и самобытностичерез принятие одного языка, одной национальной культуры. Напротив, в странах,где существует значительная этническая, религиозная и лингвистическаягетерогенность и возникают внутренние трения между разными народами, культурнаяполитика проводится на основе единства в многообразии, подразумевающегоцентрализацию культурной жизни при сохранении культурного плюрализма наобластном и локальном уровнях.
Таково, например, положение во многих африканских странах,отличающихся крайней этнической раздробленностью, в ряде стран ЮВА. Наличиеуниверсалистских ориентации в развитой культуре Индии само по себе не устраняетплюрализма многочисленных раздробленных каст и подкаст, этнических ирелигиозных групп и подгрупп. Помимо различий на этническом и лингвистическомуровнях, во многих странах существует и плюрализм высоких культур и мировыхрелигий. Взаимодействие ислама, индуизма, сикхизма и джайнизма в Индии,католицизма и ислама на Филиппинах создает сложные проблемы в духовной жизникаждой из этих стран.
На характер регулирования духовной жизни влияет такжеуровень развития страны и характер ее экономических и культурных связей свнешним миром: изоляция и периферийность ее положения (как некоторых государствафриканской глубинки) или же подверженность перекрестному влиянию разныхкультур (как в случае с Египтом или Индонезией).
В США с середины 50-х гг. происходит все более заметноевмешательство государства в регуляцию культурной жизни. Особенно заметным этотпроцесс стал в период правления президента Дж. Кеннеди, когда была расширенасистема органов, осуществляющих культурную политику под контролем какфедерального правительства, так и конгресса. Принятие американским государствомранее не свойственных ему функций встретило серьезную оппозицию. Но последлительных дебатов в конгрессе и широкой дискуссии в стране в 1965 г. был всеже учрежден Национальный фонд искусств и гуманитарных наук, как основнойправительственных орган, распределяющий государственные субсидии,вырабатывающий рекомендательные программы в области культуры и участвующий впроведении культурной политики.
Аналогичную официальную и координирующую культурную политикуза рубежом осуществляет Информационное агентство США (ЮСИА) и другие органы[16].
В 80-е гг. приоритетной моделью государственной политики СШАстал «новый федерализм», означающий тенденцию к децентрализацииуправления различными сферами деятельности, в том числе и культуры, сужениемасштабов вмешательства государства в духовную сферу, перекладывание задач наразличные деловые и общественные институты. 2.2.1. Управление культурой в СССР и постсоветскомобществе
В рамках советской системы существовало централизованноеуправление культурной деятельностью — через союзные и республиканскиеминистерства, областные и районные управления, находившиеся в иерархическойподчиненности центру. Территориально-административный принцип дополнялсяфункционально-ведомственным (Госкомиздат, Госкино, Гослит, Госцирк и г.д), атакже и творческими организациями, тоже созданными на бюрократическихпринципах. Весь этот механизм находился под постоянным жестким идеологическим икадровым контролем со стороны КПСС с ее внутренним делением по соответствующимуровням (ЦК КПСС, обкомы, горкомы, райкомы, парткомы) и функциям (отделы пропаганды,отделы культуры и т.д.).
Новая ситуация в культуре характеризуется тенденцией кдалеко идущей децентрализации, многообразием и открытой состязательностьюразных направлений развития культуры, переходом от директивных иадминистративных к косвенным методам управления (расширение сети специальныхшкол, центров, фондов, подключение коммерческих механизмов и т.д.).
Подчас в условиях распада СССР и ослабления роли центральныхи местных исполнительных органов с новой силой звучат те два противоположныхпринципа, которые были упомянуты ранее: а) государство и его органы не должнывмешиваться в культурную жизнь, деятельность мастеров культуры, творчествокоторых формируется собственными внутренними законами; б) без поддержки ирегуляции со стороны государства культура (искусство и наука) не могут выжить иобречены на сокращение своих масштабов и функций.
Каждая из этих противоречивых точек зрения может бытьчастично оправдана. В каждом обществе государство так или иначе, в том или иномобъеме поддерживает сферу культуры как через бюджетное финансирование, так испециальным законодательством или социальной политикой (а также создаетсобственно «государственное искусство»). Однако осуществлениепринципов плюрализации и демократизации приводит к тому, что поддержка состороны государства неизбежно ограничена. Поэтому культура во все большейстепени функционирует во взаимодействии с другими сферами общественнойдеятельности и регуляции, прежде всего со сферой хозяйственной, рынком во всехего многообразных проявлениях, в том числе и рынком культуры. Но особымисферами обеспечения культуры являются образование и средства массовойкоммуникации, через которые происходит соединение творчества со зрителем ипотребителем, со всей массой населения[17].
2.2.2. Органы управления культурой
Каждая страна имеет свои административные структуры,призванные содействовать культурному развитию. В 60-70-е гг. во многих странахпоявились министерства культуры, сфера деятельности которых большей частьюограничивалась лишь некоторыми направлениями. Так, в Индии управление культуройраспределено между министерством образования (имеющим бюро культуры),министерствами информации и радиовещания, туризма, общественных работ, жилищногостроительства, сельского хозяйства (с отделом коммунального развития), торговлии ремесел.
Широкое понимание культуры, принятое многимиправительствами, включает образование, средства массовой коммуникации, туризм,социальное обслуживание, воспитание молодежи, Очевидно, что управление стольразличными и широкими сферами производится разными ведомствами. Поэтому длякоординации их деятельности создаются комитеты по связи междуправительственными ведомствами или парламентские комиссии.
Наряду с общегосударственными учреждениями значительноеместо в культурной жизни занимают неправительственные организации — какнациональные, так и международные. Различного рода сообщества, писательские ижурналистские организации, разнообразные творческие коллективы и ассоциации,частные издательства, киностудии, музеи и т.д. создают широкую сеть,обеспечивающую культурную деятельность страны.
Культурное планирование обычно включается в общеепланирование социального развития или связано с планированием образования исредств массовой коммуникации. Серьезным препятствием в его организацииявляется отсутствие обоснованных показателей культурного развития и неполнотастатистических данных. Статистика в области культуры, как правило,ограничивается только некоторым количеством показателей (число библиотек,музеев, газет и т.д.), отсутствует информация о культурных потребностях изапросах разных групп населения, анализ различных видов культурной активности,культурных расходов и бюджетов.
Методы финансирования культуры различны. Определитьфактические расходы на культуру и образование весьма затруднительно. Толькобогатые страны могут себе позволить значительные расходы на официальносубсидируемое образование, создание сети культурных центров и т.д. Страны,лишенные больших доходов, чаще полагаются на участие общественных организаций,иностранную помощь, содействие культурных агентств и различных миссий из другихстран. Тем не менее этих источников явно недостаточно[18].
Используемая литература.
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высшихучебных заведений. — Издание третье, доп. и перераб. — М: Аспект Пресс, 2000. — 591 с.
2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. — М.: АкадемическийПроект, 2005. — 9-е изд. — 512 c. — [Gaudeamus).