Реферат по предмету "Социология"


Школа интегральной социологии

Содержание
 
Введение
1. Страницы биографии
2. Социология для Питирима Сорокина
3. Сорокин как создатель интегральнойсоциологии
Заключение
Библиография

Введение
 
Интегральнаясоциология – раздел социологии, изучающий: сплочение, слияние общественных,государственных структур в рамках государства или в более широкоймежгосударственной общности. Интегральная социология разработанная П. Сорокиным– это интегральная система социологии, предметом которой являются социальные икультурные системы в их структурных и динамических аспектах.
Прошлоуже 40 лет со дня смерти и более 100 лет со дня рождения выдающегося ученого, ине будет никаким преувеличением сейчас, на исходе XX в., сказать, чтоПитирим Александрович Сорокин, пожалуй, самая примечательная фигура насоциологическом небосклоне нашего столетия. В обществознании он энциклопедист,вобравший в себя практически все достижения гуманитарных наук, а его жизнь, совсеми крутыми виражами и подчас невероятными сюжетами, совершенно нетипична дляобычной карьеры академического ученого. Словом, Сорокин, по выражению одного изего самых талантливых учеников, Эдварда Тириакьяна, был der Mensch – человек сбольшой буквы.
Жизни и творчеству Сорокина посвящено много исследовательскихработ в отечественной и зарубежной историко-социологической литературе.Традиционно, принято разграничивать два периода в его творчестве – русский иамериканский. Конечно же, русский Сорокин и Сорокин – американец довольнонепохожи друг на друга по кругу идей, по характеру анализируемых проблем ииспользования материала, по степени зрелости и самостоятельности. Однакоочевидно, что интегральная сущность всех его работ всегда оставаласьнеизменной. На интегрализме мне хотелось бы сконцентрировать свое основноевнимание в контрольной работе, тем более что и все мировоззрение, политическиевзгляды и даже жизненная философия Сорокина были пронизаны стремлением кинтегрализму.

1. Страницы биографии
Питирим Александрович Сорокин родился 21 января 1889 г. вселе Турья Ярсенского уезда Вологодской губернии и окрещен был Питиримом вчесть епископа Питирима, одного из местных святых, чей праздник по церковномукалендарю приходится на январь. Отец Сорокина – Александр Прокопьевич – былремесленником и занимался церковно-реставрационными работами. Мать – ПелагеяВасильевна – крестьянка. Питирим был средним по возрасту мальчиком в семье. Сдетства вместе со старшим братом Василием он работал с отцом и вел бродячийобраз жизни. В возрасте десяти лет Питирим вместе со старшим братом бросилистрадающего запоями отца и продолжили путь бродячих мастеровых самостоятельнои, судя по всему, довольно успешно.
Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Затемучился в Гамской второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскуюцерковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянскойработой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. Тогдав пятнадцатилетнем возрасте Сорокин становится достаточно активнымреволюционером, вступив в партию эсеров. Выход в люди, знакомство совсевозможными политическими доктринами, новыми идеями и ценностями подтолкнулиСорокина к первому в его жизни интегральному синтезу. Как пишет он сам вавтобиографической книге «Долгое путешествие», новые знакомства и расширениекругозора в течение двух лет пребывания в школе способствовали пересмотру всегомировоззрения: религиозность сменилась полурелигиозностью, отказом от теологиирусской православной церкви; обыденные ценности прошлого – естественнонаучнойфилософией, научно-эволюционное теорией, лояльность к царизму – социалистическимии демократическими взглядами. «В отличие от марксистского материализмаэкономической интерпретации человека и истории, философия и социология эсеровбыли в большей степени интегральными и идеалистическими. Они особо подчеркивалироль творческих идей, волеизъявления, «борьбы за индивидуальность» против«борьбы за существование», значимость неэкономических факторов, детерминирующихсоциальные процессы и человеческое поведение. Все мое предыдущее мироощущениесоответствовало скорее этой идеологии, чем «пролетарской»,«материалистической», «экономической» идеологии марксистовсоциал-демократической партии». Итак, интегралистский крен в мировоззренииСорокина был заложен еще задолго до того, как он приступил к самостоятельнымсоциологическим изысканиям.
В 1906 г. Сорокин был впервые арестован и помещен в тюрьму в г. Кинешме:Тюремный быт, как, впрочем, и повсюду в России, был не очень строг, а даже,напротив, располагал к внешним связям и создавал все возможности дляинтенсивных интеллектуальных занятий. Пребывание в камере за нелегальнуюдеятельность можно считать исходной точкой отсчета в биографииСорокина-социолога. Глубокое, а подчас и первичное знакомство молодогореволюционера с трудами классиков революционной (Маркс, Ленин, Лавров,Михайловский и др.) и социально-философской (Толстой, Дарвин, Спенсер, Конт идр.) мысли ознаменовало собой сорокинские «университеты». Ясно, что в это времяон осознал, что политика мешает дальнейшему образованию, и решает перебраться встолицу.
В 1909 г. П.А. Сорокин поступает в Санкт-Петербургскийпсихоневрологический институт, в котором незадолго до этого по приглашениюректора института В.М. Бехтерева два всемирно известных социолога началавека – Е.В. Де Роберти и М.М. Ковалевский – открыли первую кафедрусоциологии. Оба оказали значительное влияние на формирование творческойиндивидуальности ученого; с обоими он поддерживал довольно тесные отношения иво время учебы и после, некоторое время он даже был личным секретарем М.М. Ковалевского.Через год он переводится на юридический факультет университета, где обучаетсяпод руководством выдающегося русского правоведа начала века Л.И. Петражицкого.Стремление синтезировать криминологию и социологию определило научные интересыраннего Сорокина, но не исчерпывало при этом всего круга интересующих егопроблем.
В 1914 г. Сорокин окончилуниверситет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачиэкзаменов в конце 1915 г., с начала 1917 г. он становится «приват-доцентом».Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917 г., но еепришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917 г. Сорокиноказался в водовороте политических событий в стране. 1918 г. – самыйбурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918 г. онпровел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшимиминистрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, азатем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце маяотправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск.Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться вСеверо-Двинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял ополитике, революции и самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий».Именно тогда, вероятно, им было написано его «отречение» – открытое письмо, вкотором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе изпартии эсеров.
/>Послеэтого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл досередины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили состатьей Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». По личному распоряжениюЛенина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. Наэтом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней послеосвобождения, он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций вуниверситете. Только в конце 1920 г., на специальном заседании факультетаобщественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерскойзащиты. В 1922 г. опубликована работа Сорокина «Система социологии»,которая была представлена на публичный диспут в качестве докторскойдиссертации.
В «Системе социологии» П.А. Сорокинымвыдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию.Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачикаждого из них.
«Социология представляет науку,которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, ирезультаты такой совместной деятельности». «Социология изучает общество с трехглавных точек зрения:
1) его строения и состава
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности
3) происхождения и развития общества и общественной жизни
– таковы основные задачи изучения социологии»
П.А. Сорокин писал: «Нашапотребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин,вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играетнаше социологическое невежество… Голод и холод, разврат и преступление,несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческогообщества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когдапознаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех вборьбе с общественными бедствиями… Только знание здесь может указать, как нужноустроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы… Вот с этойпрактической точки зрения социология приобретает громадное значение».
В1919 году Сорокин создает первый в России социологический факультет вПетроградском университете.
Основныетруды:
(Русские:)
–«Преступление и кара, подвиг и награда»;
–«Система социологии»;
–«Общедоступный учебник социологии»;
(США:)
–«Социология революции»;
–«Социальная мобильность»;
–«Современные социологические теории»;
–«Социальная и культурная динамика»;
–«Социологические теории сегодня».
2. Социология для ПитиримаСорокина
 
Безусловно, как социолог Сорокин изучалобщества, процессы и взаимоотношения в нем. Но для этого он использовал своиметоды.
Сорокин разделил социологию натеоретическую и практическую.Теоретическая социологияизучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего.Теоретическая социология подразделяется на:
1.        социальную аналитику, изучающуюстроение, как простейшего социального явления, так и сложных социальныхединств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
2.        социальную механику, изучающую процессывзаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
3.        социальную генетику; «Задачагенетической социологии – дать основные исторические тенденции в развитииобщественной жизни людей»
Социологияпрактическаяизучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.
Социология практическая, поСорокину, включает в себя социальную политику. «Задачи практической социологииясны из самого названия» – писал Сорокин. «Эта дисциплина должна бытьприкладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированныетеоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлятьсоциальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».
Вучении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описаниюстроения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мыдолжны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей модельюсоциального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлениивзаимодействия имеются три элемента: индивиды; их акты, действия; проводники(световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.).
Двапериода в творчестве Сорокина («русский» и «американский») сохраняютинтегральную сущность всех его работ. Главное отличие молодого и зрелогоСорокина в глобализме осмысления социологических аспектов широко понимаемой имкультуры.
Сорокинпредлагает наблюдательный подход, вопрошая: «Какие группы в человеческихпопуляциях являлись постоянными и сильными группами?» И, в свою очередь, какиеключевые значения, ценности и нормы определяли их в историческом контексте? Наосновании этого подхода Сорокин различает типы, приведенные в табл. 1, иутверждает, что они обусловливали основные линии социальной дифференциации икакое-то время определяли судьбу человечества.
2. Важнейшие многосвязныегруппы (Комбинация двух или более). Каждая группа в приведенной классификации,в свою очередь, может быть подразделена и охарактеризована с точки зрениянескольких вторичных черт. Например, группы могут различаться размерами:большие и маленькие. Они также могут отличаться по протяженности ихорганизации, по типам социального контроля и на основе их стратификационныхсистем. Продолжительность жизни групп, способ, при помощи которого индивидывходят в группу и выходят из нее, также могут служить в качестве разграничителягрупп односвязных ценностей).
КогдаСорокин рассуждает о родственных характеристиках односвязных групп, онопирается на свои аналогии из области химии. В химии родственность определяетсяпритяжением между элементами, позволяющим образовывать соединения. Сегодняхимики могут определять основные комбинации родственных элементов. В социальномзнании такой возможности нет. Сорокин обращает внимание (исследует) двусвязныегруппы, оформленные на основе таких родственных связей как раса, принадлежностьк одному роду, пол, возраст и территория. Отталкиваясь от этих основныхсоединений «социологической химии», он предлагает структурную модель усложнениягруппы.
 
3.  Сорокин как создатель интегральной социологии
В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокинвошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теориисоциальной стратификации и социальной мобильности, концепции флуктуации ((от лат. fluctuatio =колебание), случайные отклонения наблюдаемых физических величин от их среднихзначений.) социокультурных систем.
Ярковыразившийся плюрализм парадигм, направлений и школ в современной социологиивыдвинул задачу поиска и такого макросоциологического направления, которое попыталосьбы синтезировать все ее лучшие достижения и даже достижения других гуманитарныхнаук (философии, психологии, этики, культурологии и других). И хотя уже вранних работах П.А. Сорокина нетрудно обнаружить зародыш именно такогоподхода, тем не менее, интегрализм, как главная своеобразная общая черта еготворчества, окончательно сложился и особенно наглядно проявился в трудах конца30–40-х и последующих годов. Прежде всего, в его четырехтомной «Социальной икультурной динамике», в которой ярко и фундаментально показано циклическоеразвитие, флюктуация различных типов культур и социальных суперсистем в Европепочти за три тысячелетия. Выше уже был охарактеризован российский период жизнии творчества П.А. Сорокина и кратко рассказано об его американскомпериоде, который составляет важную и неотъемлемую сторону развития современнойсоциологии. В данном фрагменте упор делается на раскрытие сущности«интегральной социологии» П.А. Сорокина.
Понимаякультуру в самом широком смысле и как основу всей общественной жизни, П.А. Сорокинсоединил в единое целое все аспекты социологического изучения общества.Культура и ее ценности – вот что является интегрирующим фактором и в самойобщественной жизни и в ее социологическом исследовании им. Социокультура уСорокина – это не конгломерат разнообразных явлений и процессов, а единство,целостность, все элементы которой взаимозависимы, интегрированы, то естьпредставляют собой систему, а ценность служит «основой и фундаментом всякойкультуры». Социокультурные суперсистемы различаются, прежде всего, именносвоими основными ценностями. И вся история предстает у Сорокина какзакономерная смена доминирования в Европе трех социокультурных суперсистем –«идеациональной» (умозрительной), «чувственной» и «идеалистической». В первой господствующееположение занимали религиозные ценности, а религиозная истина (Бог)признавалась высшей истиной, тогда как другие культурные системы (философия,наука, экономика, политика, право, искусство, мораль и др.) были подчиненытеологии. Вторая характеризуется господством материализма и чувственных формпознания, утилитарных, чувственных ценностей. Третья же представляет собой интеграцию,органический синтез черт и ценностей двух других типов культур на основесочетания материалистических и религиозно-идеалистических взглядов ипреобладания интуиции в познании, в связи, с чем этот тип и может рассматриватьсякак интегральный.
Историческоеразвитие, по Сорокину, представляет собой циклическую флюктуацию указанныхтипов культур, гносеологически связанных с тремя способами познания –рациональным, чувственным и интуитивным. Поскольку ими ограничиваютсявозможности человеческого познания, постольку в истории культуры и общества невозникает, и не может возникнуть чего-либо принципиально нового, и поэтому онаобречена на постоянное повторение пройденного в главном, на флюктуацию циклов,хотя и отличается каждый раз в частностях, деталях, подробностях.
Современнуюкультуру П.А. Сорокин относил к культуре чувственной, находящейся вглубоком кризисе, связанном с недостатками и ошибками чувственного способапознания истины, с усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход из него онвидел в нравственно-религиозном обновлении человечества на основе признания«альтруистической любви» главной, абсолютной ценностью, в переходе к новой«умозрительной» культуре. Такой переход, с его точки зрения, начался еще вконце XIX в., но указанный тип культуры еще не утвердился. Благодаря этомув рамках существующей социокультурной системы «человек морально деградировал доуровня усложненного животного, оправдывающего с помощью напыщенных идеологийнаихудшие из своих действий». Мир брошен в пучину катаклизмов, войн, мятежей,революций, а открытие внутриатомных секретов угрожает жизни человечества.Вместе с тем Сорокин верил в великое будущее человечества, которое придетвместе с утверждением нового типа культуры. Он писал: «Ночь этой переходнойэпохи начинает спускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями,душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новойвеликой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение – людейбудущего».
Интегрализмсоциологии П.А. Сорокина нашел свое выражение и в изложении им других теми проблем. Так, человек выступает у него как «удивительное интегральноесущество», формирующееся под воздействием определенной социокультуры, идействующее в рамках ее социальных ценностей. С одной стороны, люди вступают всистему общественных отношений под воздействием целого комплекса различныхфакторов – бессознательных (рефлекторных), биосознательных (например, голод) исоцио-сознательных (ценности, нормы, значения); а с другой – они ведут себя всоответствии с их комплексным познанием окружающего мира. Как отмечал П.А. Сорокин,новая интегральная теория личности не отрицает того, что человек являетсяживотным организмом, наделенным бессознательным; но она означает, что, помимоэтой формы бытия, человек – сознательный, рациональный мыслитель и творец новойреальности органического (суперорганического) мира, мира социокультуры. Интегральныйсоциологический подход нетрудно обнаружить и в сорокинской концепцииреформирования общества, в его социологии революции, теории социальнойстратификации и др., о чем речь ниже.
Вэтой связи особо следует сказать о выдвинутой П.А. Сорокиным широко известнойконцепции конвергенции (сближения) двух социальных систем, которая в недавнемпрошлом подвергалась у нас лишь огульной критике. В 1960 году П.А. Сорокинопубликовал во многом новаторскую работу «Взаимная конвергенция СоединенныхШтатов и СССР в направлении к смешанному социокультурному типу», в которойутверждал, что будущее связано со сближением и взаимовлиянием двухсоциокультурных систем, имеющих, несмотря на свою очевидную противоположность,и немало близкого (ценности, экономика, право, религия и так далее). Такоесближение, по мнению Сорокина, предполагает существенные изменения, как в СССР,так и в США, а в итоге оно приведет к образованию смешанного социокультурноготипа, который при определенных условиях может привести к «блистательному интегральномупорядку в обеих державах, так же как и во всей человеческой Вселенной». П.А. Сорокинписал: «Западные лидеры уверяют нас, что будущее принадлежит капиталистическому(«свободное предпринимательство») типу общества и культуры. Наоборот, лидерыкоммунистических наций уверенно ожидают победы коммунистов в ближайшиедесятилетия. Будучи не согласным ни с одним из этих предсказаний, я склоненсчитать, что, если человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолетьмрачные критические моменты современности, то господствующим типом возникающегообщества и культуры, вероятно, будет не капиталистический и некоммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить какинтегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическимстроем и образом жизни. Он объединит большинство позитивных ценностей иосвободится от серьезных дефектов каждого типа».
Интегралистскийподход П.А. Сорокина был в последние десятилетия его творчества тесносвязан с глобализмом. Это рельефно проявилось не только в приведенномфрагменте, но и во многих других вопросах, в том числе, особенно, в вопросахвойны и мира. Он верил в возможность утверждения прочного и длительного мира навсей Земле. Для этого им выдвигалось четыре необходимых условия:
а)основательный пересмотр и переоценка большинства современных культурныхценностей;
б)действительное распространение и внедрение во все государства, народы иобщественные группы систем основных норм и ценностей, связующих всех безразличия;
в)явное ограничение суверенности всех государств в отношении войны и мира;
г)учреждение высшей международной власти, обладающей правом обязательных ипринудительных решений во всех международных конфликтах.
Именнопреодоление изолированности в мире, становление и развитие массовых и глубокихвзаимосвязей в нем, его целостности, с одной стороны, и преодолениесуверенности государств с другой, делают, по мнению П.А. Сорокина,построение Храма Вечного Мира теперь вполне возможным, в отличие от прошлого.(см.: П.А. Сорокин. Причины войны и условия мира. – Социс, 1993, №1).

Заключение
 
На 79-м году жизни завершилось «долгое путешествие», как самСорокин именовал свою жизнь, незаурядного человека, отдавшего все силы наборьбу с обскурантизмом в науке и социальным злом, никогда не впадая при этом вкрайности – ни огульной критики коммунистического тоталитаризма (жертвойкоторого он стал), ни социального нарциссизма западного образа жизни.
Главное пророчество Сорокина сформулировано им высоким,патетическим стилем: «Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственногодня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величиеуходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднееразличать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночьэтой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающимитенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассветновой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение – людейбудущего».
Сорокин, разработав свою систему, выступил против предшествующейсоциологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о том, чтосоциальное поведение основано на психофизических механизмах, предполагаетисследование как поведения, так и его побуждений. При этом он считаетнеобходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть ихсубъективный смысл, значения, ценности, нормы. Последние определяют характер иособенности выделенных им суперсистем, или типов, цивилизаций.
 

Библиография
1.  Ельмеев В.Я. Овсянников В.Г. Прикладнаясоциология. СПб., 1999
2.  Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина //История
буржуазной социологии первой половины XX века. М., 1979.
3.  Голосенко И.А., Козловский В.В. История русскойсоциологии XIX–XX вв. – М.: Онега, 1995.
4.  Ковалевский М.М. Предисловие // Сорокин П.Преступление и кара, подвиг и награда. Социол. этюд об основ. формах обществ,поведения и морали. СПб., 1914.
5.   Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина //Поли,
собр. соч. Т. 37.
6.  Институт социально-политических исследований РАН «Историясоциологии в Западной Европе и США» Учебник для вузов Издательство НОРМА(Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М) Москва, 2001
7.  Сороки П.А. Общедоступныйучебник социологии. М., 1994.
8.  Сорокин П.А. Системасоциологии. М., 1993.
9.  Сорокин П.А. Человек.Цивилизация. Общество. М., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Применение рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ
Реферат Who Was To Blame For Macbeths Downfall
Реферат Формування у молодших школярів навичок швидкочитання як засобу усвідомленого сприйняття художнього
Реферат Перспективы и темпы развития информационных компьютерных систем нанотехнологии
Реферат Сущность и особенности мышления
Реферат Братья Алопеусы
Реферат Проблемы нового мира
Реферат Анализ композиционных элементов конструкции одежды. Разработка модельных конструкций женской и мужской одежды по заданному эскизу
Реферат Характеристика лесоперерабатывающей промышленности Северо Запада
Реферат Психоанализ по Фрейду 2
Реферат Договоры, предусмотренные гражданским кодексом РФ
Реферат *Напоминаю, что к следующему уроку: приносим домашнее задание по стихотворениям, на листочках письменный ответ на вопрос по фильму, распечатанные и прочитанные оды. «Вечернее размышление…» наизусть к 26 числу
Реферат Традиции русской классической литературы в современной прозе
Реферат Політичний портрет Віктора Ющенка
Реферат Abelard on Universals