Реферат по предмету "Социология"


Сущность социальных отношений, типологий, ценностных и нормативных характеристик

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Сущность социальных отношений,типологий, ценностных и нормативных характеристик
1.1 Сущность социальных отношений
1.2Формирование социальных отношений. Типология. Ценностные и нормативныехарактеристики
Глава 2. Социальные отношения власти
2.1 Социальные отношения зависимости ивласти
2.2 Виды власти в современном обществе
Глава 3. Социальные отношения намеждународном уровне
3.1 Глобальный уровень общества
3.2 Международные отношения
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Можно ли отыскать наЗемле совершенно изолированного от других человека? Очевидно, нет, так какчеловек для удовлетворения своих потребностей должен вступать в отношение сдругими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместнойдеятельности. Более того, одно лишь знание о присутствии где-то других людейможет весьма существенно изменить поведение индивида. Во всех эпизодах своейжизни человексвязан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или,спорадически, активно или пассивно. Социальные отношения имеют различныеоснования и множество разных оттенков, зависящих от личностных качествиндивидов, вступающих во взаимосвязь. Формирование этих связей происходитпостепенно, от простых форм к сложным. По мере усложнения эти взаимосвязиукрепляются, и индивиду становится все труднее избегать их. Попытаемсяпроследить развитие социальных отношений, останавливаясь на наиболее важныхмоментах их формирования.
Данный вопрос широко иразнообразно освещен во многих литературных источниках (Фролов С.С. «Общаясоциология»; Бородкин Ф.М. «Общая социология»; Рывкина Р.В. «Социология»).
Актуальность данноговопроса обосновывает выбор темы нашей работы «Социальные отношения: типология,ценностные и нормативные характеристики».
Цель: выявить сущностьсоциальных отношений: типологии, ценностных и нормативных характеристик
Объект: процессразвития социальных отношений: типологии, ценностных и нормативных характеристик
Предмет: условияразвития социальных отношений: типологии, ценностных и нормативныххарактеристик

Задачи:
— изучить ипроанализировать литературные источники по данному вопросу;
— выявить и изучитьсущность социальных отношений, типологии, ценностных и нормативныххарактеристик;
— выявить и изучитьсоциальные отношения на международном уровне.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ТИПОЛОГИЙ,ЦЕННОСТНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
 
1.1 Сущность социальных отношений
Социальныесвязи человека, находящегося даже в очень небольшой, малочисленной группе,представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответныхреакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное числоиндивидов. Постепенно в ходе общения из всей совокупности взаимодействийвыделяются устойчивые социальные связи, которые на основерационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидамиприобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующимповедением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственновоспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные посвоему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением,называют социальными отношениями.
Вотличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу исодержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинаетвзаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебногопроцесса. Постепенно через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводятк возникновению разных по содержанию социальных отношений: любовь и ненависть,равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств,презрение и т. д.
Каждыйиз членов социальной группы после ряда взаимодействий вступает с другимичленами группы в определенные отношения, которые крайне разнообразны по форме исодержанию. Для изучения этого богатого мира социальных отношений их нужноклассифицировать и определить механизм их формирования. Прежде всего социальныеотношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальныеотношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различныйсмысл: любовь индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороныобъекта этой любви. В данном случае поведение участников будет соотнесено посмыслу, поскольку один действующий индивид предполагает, что чувства, присущиеему, испытывает и другой партнер или партнеры, и на это ожидание ориентируетсвое поведение. Сила и характер этой ориентации имеют решающее значение длявзаимоотношений с другими партнерами. Так, первоначальная симпатия, натыкаясьна неприязнь, может перерасти в ненависть, если установка наотношения симпатии слабая и неопределенная. Однако эта симпатия при сильной,точно определенной установке даже в отсутствие взаимности партнера может достаточнодолгое время оставаться неизменной.[2, 174c]
1.2Формирование социальных отношений. Типология. Ценностные и нормативныехарактеристики
Почемуже социальные отношения, порождаемые подчас сходим ми взаимодействиями,отличаются друг от друга по содержанию? Почему, например, конфликтныевзаимодействия могут порождать у разных индивидов одновременно отношенияненависти и солидарности или даже дружбы?
Очевидно,социальные взаимодействия осуществляются на различной основе. В настоящее времяряд видных социологов (например, Г. Лассвелл и А. Кэплэн считают, что основой,придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание иделающей из них социальные отношения, являются ценности. Ценность в принципеможно определить как целевое желательное событие. То, что субъект Xценит объект Y, означает, что Xдействует так, чтобы достичь уровня Yили хотя бы приблизиться к нему. Личность занимает позицию оценки по отношениюко всем компонентам окружающей ее среды. Но осуществлять социальные действия вотношении кого-то она будет только из-за вещей, которые ценит и считает длясебя полезными и желательными, т. е. ради ценностей. Ценности в данном случаеслужат толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий.Существованием же значимых длительное время, непреходящих ценностейопределяется характер устойчивых социальных отношений людей. Например, если вовзаимодействиях основой является богатство как ценность, то возникают социальныеотношения, которые в зависимости от условий обмена ценностями будут считатьсяотношениями благотворительности, кредита, экономического принуждения,экономической власти и т. д.
Всилу неравенства, существующего в обществе, ценности распределены среди членовобщества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое иликлассе существует свое, отличное от других распределение ценностей междучленами социальной общности. Такое распределение обусловливает первоначальныйхарактер взаимодействий, а затем и социальных отношений. Именно на неравномраспределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все видыэкономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т. д.
Распределениеценностей в социальной группе называется ценностным образцом даннойгруппы. Для измерения ценностного образца какой-либо определенной социальнойгруппы используется распределительный индекс, показывающий дисперсиюпоказателя какой-либо ценности среди членов группы. Чем выше этот индекс, темменее равномерно распределяется данная ценность внутри социальной группы.
Чтокасается места отдельного индивида или однородного социального объекта вценностном образце, то оно называется ценностной позицией. Личность илигруппа, имеющая преимущества при распределении ценности, обладает высокойценностной позицией, а личность или группа, обладающая меньшими ценностями иливообще не имеющая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, астало быть, и ценностные образцы не остаются неизменными, так как в ходе обменаимеющимися ценностями и взаимодействий, направленных на приобретение ценностей,индивиды и социальные группы постоянно перераспределяют ценности между собой.
Всвоем стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия,если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активнопытаются изменить собственные ценностные позиции. Но они также используюткооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или еслинадо вступать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, людивступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считаетсянесправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменитьсуществующее положение. Активность индивидов определяется двумя показателями:1) ценностной экспектацией (это позиция, ожидаемая индивидом) —показателем, характеризующим удовлетворенность ценностным образцом; 2)ценностными требованиями (это позиции, которые пытается занять индивид впроцессе распределения ценностей). Бывает, что индивид или группа имеют высокиеценностные экспектации, но не предпринимают активных действий для занятия болеевысоких позиций. Только сочетание ценностных экспектации с повышеннымиценностными требованиями приводит к активному взаимодействию, направленному наперераспределение ценностей. Реальная возможность в достижении той или инойценностной позиции называется ценностным потенциалом.
Следовательно,социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижениеразного рода ценностей. Анализ человеческих ценностей позволяет условноразделить их на две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности.Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являютсянеобходимым условием для поддержания физической и умственной активностииндивидов. В эту группу ценностей входят прежде всего благополучие, богатство,мастерство (квалификация), просвещенность. Благополучие означаетздоровье и безопасность индивидов; богатство — услуги и различныематериальные блага; мастерство — приобретенный профессионализм инекоторой практической деятельности; просвещенность — знания иинформационный потенциал индивида, а также его культурные связи.
Прочиеценности, как правило, выражаются в действиях как данногоиндивида, так и других. Наиболее значимыми из прочих ценностей следует считатьвласть, уважение, моральные ценности и аффективность. Самой значимой из нихявляется власть. Это наиболее универсальная и высокая ценность, так какобладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности. Уважение —это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление кобладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческихмотиваций. Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие,добродетель, справедливость и другие моральные качества. Аффективностъ —это ценности, включающие прежде всего любовь и дружбу.
Этиопределения, касающиеся социальных ценностей, приведены потому, что ониявляются ключом к пониманию практически всех видов социальных отношений. Такиеотношения образуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда, с однойстороны, наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроле надними, а с другой — имеются ресурсы желаемых ценностей. Предположим, одининдивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован вприобретении материальных ценностей. В этом случае возможен лишь один типотношений — независимость каждого из индивидов, незаинтересованность иравнодушие. Всем известен, например, случай, когда Александр Македонский,обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этимиценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание,предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имелпотребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобыцарь отошел и не загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарности, накоторые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как,впрочем, и царь.
Такимобразом, содержание и смысл социальных отношений зависят от того, каксоединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Втаблице 1 показано, как формируются основные социальные отношения при владениииндивидами как ценностями благосостояния, так и другими ценностями, а также приналичии потребностей у других индивидов в этих ценностях. Так каквзаимодействие между индивидами зависит от многочисленных факторов внешнейсреды, то очевидно, что появление данных отношений носит вероятностныйхарактер. Например, если у одного индивида или группы имеется потребность вовласти, а у тех, кто взаимодействует с ними, нет возможности контролироватьвласть, но ими контролируется такая ценность, как высокий статус, слава, то входе взаимодействия с большой степенью вероятности возникнут отношенияпочтения. Другими словами, людям, желающим подчиняться, другие люди, необладающие властью, но имеющие высокий статус или славу, почет, будут внушатьпочтение.
Таблицу1 можно читать не только слева направо, но и сверху вниз. Например, если явладею ценностями, связанными с благополучием людей, или контролирую их (т. е.могу повлиять на здоровье и безопасность), то потребность других людей вовласти может привести к тому, что у меня с ними сложатся отношения, основанныена принуждении. Если у других людей, с которыми я вступаю во взаимодействие,будет ярко выраженная потребность в более высоком статусе, то это приведет кхаризматическим отношениям. Если же у них превалирует потребность в богатстве,то отношения могут привести к контролю над средствами существования.
Очевидно,что в табл. 1 приведены далеко не все социальные отношения, возможные вчеловеческом обществе, а только наиболее значимые, всегда существующие всоциальных общностях. В реальной жизни социальные отношения гораздо сложнее,так как в процессе человеческой деятельности происходят множественные обменыценностями и контроль за ними, что придает таким отношениям многочисленныенеповторимые оттенки.
Мыспециально не заостряли внимания на вопросе о том, какие отношения будутнегативными, враждебными, приводящими к конфликтам, а какие могут считатьсячеловечными, добрыми, полными сотрудничества и понимания. Дело в том, чтокаждое из сложных человеческих отношений, даже таких, как любовь, содержитодновременно в связанном виде враждебность, нетерпимость, а также доброту исотрудничество. Поэтому, если о социальных взаимодействиях сотрудничества иликонкуренции можно говорить вообще, то в случае социальных отношений такая классификацияпрактически бессмысленна.
Подходк изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностямидает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики,бизнеса, производства.[4, 113c]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.