Реферат по предмету "Социология"


Сущность и содержание социальной реабилитации. Физкультура и спорт в реабилитации инвалидов

Сущность и содержаниесоциальной реабилитации

План
Введение
1.Основныемеждународные документы, освещающие проблему реабилитации
2.Социальныеаспекты реабилитации в России, особенности
3.Этапыразвития социальной реабилитации
Заключение

Введение
Для того чтобы проанализировать процесс социальнойреабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными возможностями, необходимовыяснить, каково содержание понятия «инвалидность», какимисоциальными, экономическими, поведенческими, эмоциональными гениямиоборачиваются те или иные патологии здоровья и, естественно, что представляетсобой процесс социальной реабилитации, какую цель он преследует, какиесоставные части или элементы в него ходят.
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню(valid — «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводеможет означать «непригодный», «неполноценный.

1.Основные международные документы, освещающие проблемуреабилитации
Фиксируя генеральные принципы демократическогожизнеустройства гражданского общества в международных документах, ОрганизацияОбъединенных Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах инвалидов, гдесказано, что „инвалид“ означает любое лицо, которое не можетсамостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личнойи/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного илиприобретенного, его или ее физических или умственных возможностей».
В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-йсессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидностьопределяется как „ограниче/>ния ввозможностях,, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными,социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые непозволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество ипринимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как идругие члены общества“. Общество обязано адаптировать существующие в немстандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они моглижить независимой жизнью.
В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текстКонвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закрепленотакже право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизньв условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенностив себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); правонеполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должнапредоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителейили других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечениянеполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования,профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановленияздоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха такимобразом, что приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка всоциальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное идуховное развитие ребенка.
Положения о защите прав инвалидов содержатся также в такихдокументах, как Декларация социального прогресса и развития, Принципы защитыпсихически больных лиц и улучшения психической помощи и т. п.
Интегративным документом, охватывающим все стороныжизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равныхвозможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г.
Идеология Правил основана на принципе обеспечения равныхвозможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеютправо оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которойнуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости исоциальных услуг.
Правило № 1 — углубление понимания проблем —предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрятьосуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прави возможностей. Повышение самообеспечения и расширение прав позволит инвалидамвоспользоваться предоставленными им возможностями.
Правило № 2 — медицинское обслуживание — предписываетпринятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечениядефектов. К осуществлению этих программ привлекаются дисциплинарные группы специалистов,что позволит предупреждать и сокращать масштабы инвалидности или устранять еепоследствия.
Специальное правило посвящено занятости — государствамипризнан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможностьосуществлять свои права, особенно в области занятости. Государства должныактивно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда.
В соответствии с правилом поддержания доходов исоциального обеспечения государства несут ответственность за предоставлениесоциального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов.
Стандартными правилами в области семейной жизни и свободыличности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживатьсовместно со своими семьями.
Специальные правила направлены на выработку стандартов,обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней наравной основе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидамравных возможностей для отдыха и занятий спортом.
В области религии стандартные правила предполагаютпоощрение мер, направленных на обеспечение равного участия инвалидов врелигиозной жизни их общин.
В области информации и исследований государства обязанырегулярно собирать статистические данные об условиях жизни инвалидов.
Стандартными правилами определяются требования поразработке политики и планированию мероприятий в интересах инвалидов нанациональном, региональном и местном уровнях.
Стандартные правила определяют, что государства несутответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетовили аналогичных органов для использования их в качестве национальныхкоординационных центров по вопросам, касающимся инвалидов.
Стандартными правилами рекомендуется экономически идругими способами поощрять и поддерживать создание и укрепление организацийинвалидов, членов их семей и/или лиц, защищающих их интересы, а такжеобеспечить консультативную роль организаций инвалидов в принятии решений повопросам, касающимся инвалидов.
Государства несут ответственность за обеспечение должной подготовкина всех уровнях персонала, который участвует в разработке и осуществлениипрограмм и предоставлении услуг, касающихся инвалидов.
Несмотря на разработанность данных международныхдокументов, они не полностью отражают сущность и содержание таких широких исложных понятий, как „инвалидность“, „инвалид“. Кроме того,социальные изменения, объективно происходящие в современных обществах илиотражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержаниеэтих терминов. Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты вкачестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия»инвалидность":
любая потеря или нарушение психологической,физиологической или анатомической структуры или функции;
ограниченность или отсутствие (из-за указанных вышедефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным длясреднего человека;
затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков,которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль(учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).
Анализ всех приведенных выше определений позволяет сделатьвывод о том, что дать исчерпывающее изложение всех признаков инвалидностидостаточно трудно, так как содержание противоположных ему понятий само по себедостаточно расплывчато. Так, выделение медицинских аспектов инвалидностивозможно через оценку утраты здоровья, но это последнее настолько вариативно,что даже ссылка на влияние пола, возраста и культурной принадлежности неустраняет затруднений. Кроме того, сущность инвалидности заключается в техсоциальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между индивидом иобществом.

2. Социальные аспекты реабилитации в России, особенности
В нашей стране идеология политики в отношении инвалидностиразвивалась аналогичным образом — от медицинской к социальной модели. Всоответствии с Законом «Об основных началах социальной защищенности инвалидов вСССР", «инвалидом является лицо, которое в связи с ограничениемжизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатковнуждается в социальной помощи и защите»1. Позднее было определено, чтоинвалид — «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройствомфункций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм илидефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающеенеобходимость его социальной защиты». При определении ограниченияжизнедеятельности учитывается полная или частичная утрата лицом способности иливозможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться изаниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляетсяГосударственной службой медико-социальной экспертизы.
Законодательное оформление получила такая ситуация, когдадети рождаются с нарушениями функций, делающими для них невозможными нормальноеразвитие и соответствующие возрасту занятия. Инвалидность у детей определяетсякак „значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальнойдезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля засвоим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению,ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем“.Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 утвержденоПоложение о признании лица инвалидом, в котором наряду с тремя группамиинвалидности вводится категория „ребенок-инвалид“ — лицо в возрастедо 16 лет», что противоречит Гражданскому кодексу, Семейному кодексу, нормативнымположениям и практике ряда реабилитационных центров, где обслуживание детейпланируется до 18 лет.
В соответствии с Основами законодательства РоссийскойФедерации по охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза (понормативно-правовым актам СССР — Врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК))устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособностиграждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и мерысоциальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 59утверждена Федеральная комплексная программа «Социальная поддержкаинвалидов», состоящая из следующих федеральных целевых программ:
медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
научное обеспечение и информатизация проблем инвалидностии инвалидов;
формирование доступной для инвалидов средыжизнедеятельности;
разработка и производство средств протезирования,строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедическихпредприятий;
разработка и производство технических средств реабилитациидля обеспечения инвалидов.
Кроме того, были изданы указы Президента РФ, направленныена государственную поддержку инвалидов, в том числе Указы Президента РФ «Омерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»(1992 г.), «О дополнительных мерах государственной поддержкиинвалидов» (1992 г.), «О мерах по профессиональной реабилитацииинвалидов и обеспечению занятости инвалидов», постановление ПравительстваРоссийской Федерации № 1151 от 25 ноября 1995 г., которым утвержден федеральныйперечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемыхгражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальнымиучреждениями социального обслуживания.
В настоящее время в мире инвалиды составляютприблизительно 10% населения, причем колебания по различным странам достаточнозначительны. Так, в Российской Федерации официально зарегистрированные истоящие на учете инвалиды составляют менее 6% населения1, в то время как в США— почти пятую часть всех жителей. Это связано, разумеется, не с тем, чтограждане нашей страны значительно здоровее американцев, а с тем, что состатусом инвалидности в России связаны определенные социальные льготы ипривилегии. Лица с ограниченными возможностями стремятся получить официальныйстатус инвалидности с его льготами, существенными в условиях дефицитасоциальных ресурсов; государство же ограничивает число получателей таких льготдостаточно жесткими рамками.
Несмотря на все более впечатляющие успехи медицины,численность инвалидов не только не сокращается, но неуклонно возрастает, причемпрактически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения. Воснове возникновения инвалидности лежит множество разнообразных причин. Взависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы: а)наследственно обусловленные формы; б) связанные с внутриутробным поражениемплода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка;в) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм,иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.
Существуют формы инвалидности, в происхождении которыхвзаимодействуют наследственные и другие (инфекционные, травматические) факторы.Кроме того, нередко инвалидом человека делает не столько объективное состояниеего здоровья, сколько неспособность (в силу разных причин) его самого иобщества в целом организовать полноценное развитие и социальноефункционирование в условиях именно такого состояния здоровья.
Немаловажны также факторы медицинской и педагогическойзапущенности, под воздействием которых, например, ребенок, объективно способныйобучаться и развиваться в нормальном социальном окружении, попадает в условиявспомогательной школы или дома-интерната, оказывается удален из семьи,изолирован от общества, что препятствует его нормальной интеграции в социум,дальнейшему развитию и самообеспечению. В таких случаях особенно важносвоевременное предоставление помощи, так как со временем способности ккоррекции личности, интеллекта и поведения утрачиваются, и патологияприобретает стойкий характер.
Как ни парадоксально, сами успехи науки, в первую очередьмедицины, имеют своей оборотной стороной рост ряда заболеваний и числаинвалидов в целом. Это вызвано тем, что во всех странах на стадии промышленногоразвития происходит значительный рост продолжительности жизни и заболеванияпожилого возраста становятся неизбежным спутником значительной части населения.Многих людей спасают от болезней и травм, которые прежде были смертельными,однако полного восстановления здоровья добиться не всегда возможно, и онипродолжают жить инвалидами.
На рост инвалидности могут оказывать влияние такжеситуативные факторы, краткосрочные по сравнению с долговременными тенденциямисоциально-демографических процессов. Обострение социально-экономическогокризиса в нашей стране в настоящее время усиливает влияние факторов,обусловливающих причины инвалидности. Бюджетные трудности, недостаток кадров исовременного оборудования снижают возможности системы здравоохранения поподдержанию и восстановлению здоровья населения. Менее последовательной ирезультативной становится охрана труда, особенно на предприятияхнегосударственной формы собственности — это ведет к росту производственноготравматизма и, соответственно, инвалидности. Ухудшение состояния окружающейсреды, неблагоприятная экологическая обстановка ведет к нарастанию патологийздоровья как детей, так и взрослых.
3. Этапы развития социальной реабилитации
Понимание социальной реабилитации также прошло свойдостаточно содержательный путь развития. Первоначально здесь преобладал чистомедицинский подход: Всемирная организация здравоохранения полагала, чтосущность реабилитации заключается в том, чтобы «не только вернуть больногок его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологическиефункции до оптимального уровня»3. Очевидно, что здесь акцент сделан преждевсего на психосоматических качествах человека, восстановления которых былодостаточно для достижения им социального благополучия. Правда, здесь содержитсяуказание на необходимость развития «до оптимального уровня», чтоможно рассматривать в качестве некоторой предпосылки к сверхреабилитации,развертыванию свойств индивида сверх того уровня, который он имел донаступления инвалидности.
Постепенно происходит переход от чисто медицинскогоподхода к социальной модели, а в рамках социальной модели реабилитациярассматривается не только как восстановление трудоспособности, но каквосстановление всех социальных способностей индивида. Комитет экспертов ВОЗдает следующую развернутую трактовку: «Реабилитация инвалидов должнавключать все мероприятия, призванные сократить последствия возникшейнепригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество.Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться кокружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственноеокружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество. Самиинвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании ипроведении мероприятий по реабилитации». С точки зрения Л. П. Храпылиной,данное определение неоправданно расширяет обязанности общества перединвалидами, в то же время не фиксируя никаких обязанностей самих инвалидов«выполнять свои гражданские функции с определенными затратами иусилиями». К сожалению, этот односторонний акцент сохраняется во всехпоследующих документах.
В 1982 г. Организацией Объединенных Наций была принятаВсемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривалатакие направления, как:
раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;
медицинское обслуживание;
консультирование и оказание помощи в социальной области;
подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу,независимому образу жизни;
обеспечение вспомогательными техническими средствами,средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и пр.;
специальные услуги в области образования;
услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности(включая профессиональную ориентацию, профессионально-техническую подготовку,трудоустройство).
Все дальнейшие международные документы в той или иной меревключали данные направления: меры медицинской реабилитации, профилактикаухудшения здоровья и усилия по его восстановлению; реабилитация личности,восстановление социофункциональных способностей индивида; максимально раннее иполное возвращение инвалидов к трудовой деятельности; обеспечение внешнихвозможностей для интеграции инвалидов в общество; создание системыреабилитации, объединяющей централизованные (государственные) идецентрализованные ресурсы. На данный момент итоговым является определениереабилитации, принятое в результате обсуждения в ООН процитированных вышеСтандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов: «Реабилитацияозначает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичьоптимального физического, интеллектуального, психического и/или социальногоуровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства,призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитацияможет включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций иликомпенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения.Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Онвключает в себя широкий круг мер и деятельности… Необходимо изменитьобщество, с тем чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума,имеющего инвалидность, с тем чтобы приспособить его к жизни общества».

Заключение
Рассмотрение многочисленных международных документовпотребовалось для того, чтобы выяснить, как трансформировалось пониманиеинвалидности и обязательств общества по отношению к инвалидам. От чистомедицинского подхода постепенно происходило движение к социальному подходу; отпредставления о том, что общество должно поддерживать инвалидов и окружать ихзаботой и уходом, произошел переход к признанию приоритета особых нужд инвалидаперед потребностями общества в целом. Социальная реабилитация в настоящее времяпризнается неотъемлемым правом инвалида и неотъемлемым обязанностью обществаперед инвалидом.

Физкультура и спортв реабилитации инвалидов

План
Введение
1.Гипокинетическаяболезнь, ее особенности и течение
2.Физическоевоспитание инвалидов, задачи, приемы, формы
3.Организационныеметоды занятий с инвалидами
4.Массовыйспорт инвалидов
Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
Одним из путей вовлечения инвалидов в активную социальнуюжизнь и профессиональную деятельность, создание благоприятных условий для ихфизической, психологической и социальной реабилитации являетсяфизкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.

1. Гипокинетическая болезнь, ее особенности и течение
Среди наиболее часто встречающихся ограниченийжизнедеятельности у инвалидов является ограничение способности к передвижению.В связи с патологией костно-мышечной системы либо других органов и системвозникает дефицит двигательной активности, что в результате приводит к такназываемой гипокинетической болезни. В основе ее лежат гипокинезия игиподинамия, их кумулятивное воздействие.
Гиподинамия означает абсолютное и относительное снижениеобъема и интенсивности двигательной активности человека, сопровождающейся малымимышечными усилиями. Гипокинезия характеризуется низким уровнем затрат энергиина мышечную работу, локальным характером мышечных действий, длительнойфиксированностью вынужденной позы, упрощением и обеднением координационнойдеятельности.
Кумулятивное воздействие гиподинамии и гипокинезииприводит к негативным последствиям, которые проявляются в следующем:
трофические и дегенеративные измененияопорно-двигательного аппарата, его нервно-мышечного и костного компонентов;
снижение тонуса мышц, нарушение устойчивости и надежностикоординации двигательных актов;
контрактуры суставов, создающие предпосылки дляаномального взаиморасположения костей скелета;
нарушение обменных процессов, приводящее к увеличениюобъема жировых тканей;
детренированность мышц живота, негативно отражающаяся нафункции пищеварения (атония кишечника);
нарушение сердечной деятельности и силы сокращениясердечной мышцы;
изменение дыхания, характеризующееся уменьшением жизненнойемкости легких и легочной вентиляции;
уменьшение объема циркулирующей крови за счетдепонирования ее в органах, что сопровождается ослаблением тонуса сосудов иухудшением снабжения тканей кислородом.
Гиподинамия и гипокинезия являются причиной не толькоснижения функциональных возможностей организма и сокращения сроковпрофпригодности, но и оказывают влияние на продолжительность жизни.
С учетом описанных обстоятельств особую значимостьприобретает профилактика гиподинамической болезни, в частности у инвалидов.Среди ряда факторов одно из главных мест занимает оздоровительная физическаякультура в связи с воздействием физических упражнений не только накостно-мышечную систему, но и на психологическое состояние инвалидов.Физкультура и спорт рассматриваются как средство физической, психологической исоциально -средовой реабилитации.
2. Физическое воспитание инвалидов, задачи, приемы, формы
Именно физкультура и спорт в силу активирующеговоздействия на организм, на повышение уровня физической подготовки, расширениекруга общения, стимуляции «духа состязания» рассматривается какоздоровительная среда.
Физическая культура как оздоровительная среда состоит изряда последовательных этапов, смена которых не обязательно будет осуществлена вкаждом конкретном случае. Это зависит от физических и психологических задаткови степени выраженности реабилитационного потенциала.
Признано, что одним из первых этапов, а вместе с темнеобходимых компонентов физической культуры является физическое воспитание,которое выполняет функцию систематической физической подготовки, в частности,инвалидов с детства к практической жизни. В ходе физического воспитанияформируются личностные свойства инвалида, воля, способность преодолеватьтрудности.
Неразвитость в нашей стране физкультуры и спорта инвалидовобусловлена рядом причин: неразработанность концептуального подхода, отсутствиеспециализированных спортивных сооружений и оборудования, неподготовленностьпрофессиональных организаторов и тренеров для инвалидов, низкая мотивацияинвалидов к самосовершенствованию.
В процессе физического воспитания осуществляетсяформирование и совершенствование моторных функций и особенно тех, которыенарушены вследствие патологического процесса. В ходе физического воспитанияпроисходит компенсация основного дефекта и коррекция вторичных нарушений,возникших в связи с основным заболеванием. Двигательные упражнения развиваютмышечно-суставное чувство, ориентировку в пространстве, тренируют память напоследовательность движений, совершенствуют умение выполнять движения повербальной инструкции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы,активизируют обмен веществ, стимулируют интеллектуальные способности инвалидов,улучшают общий тонус организма.
Цель физического воспитания — дать возможность инвалидусамому корректировать и компенсировать свои недостатки.
Следует отметить, что физическое воспитание какспециальный метод совершенствования физического и нравственного потенциалаинвалида само по себе еще не представляет собой среду с точки зрениясоциально-средовой реабилитации. Оздоровление инвалида с использованиемутренней зарядки, производственной зарядки, лечебной физкультуры и другихиндивидуальных методов воздействия еще не создает оздоровительную среду. Дляэтого необходимо введение, «включение» множества других факторовсоревновательного, игрового характера, что помимо развития и совершенствованиямоторики должно создать именно среду. Оздоравливающее ее воздействие будетсказываться в таком случае и на психологическом состоянии инвалидов. В ходесостязаний выявится возможность самореализации, самоутверждения инвалидов, чтосоздает предпосылки их социальной интеграции.
В основе физического воспитания лежаткоррекционно-компенсаторные приемы. Независимо от категории инвалидов, типадефектов решаются общие оздоровительные задачи, которые предполагают организациюработы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, новосстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачивключают в себя физическое оздоровление, создание условий для правильногофизического развития, закаливание, коррекцию особенностей соматическогосостояния (коррекцию акта дыхания, нарушений сердечно-сосудистой системы).
Воспитательные задачи предполагают выработку определенныххарактерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованности,активности, смелости и т. д.), обеспечивают стимуляцию психического развития.Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация,осуществляется развитие интеллекта.
Воспитание основных физических качеств (силы, ловкости,быстроты, выносливости) инвалидов до недавнего времени считалосьнецелесообразным в связи с комплексным поражением организма и мнением оневозможности полноценного приспособления их к самостоятельной жизни.
Решение образовательных задач по формированию двигательныхумений и навыков в работе с инвалидами предполагает прежде всего помощьестественному процессу формирования возрастных моторных функций. Кроме того,необходимо формирование тех двигательных умений и навыков, которые инвалидсамостоятельно не может освоить из-за патологических изменений двигательнойсферы, часто встречающихся у всех категорий инвалидов.
При многократном повторении упражнений идетсовершенствование моторной и сенсорной ориентировки, разлитое возбуждениепостепенно переходит в строго дифференцированный импульс, так же как инеоформленная, генерализованная двигательная реакция.
В физическом воспитании инвалидов решается ряд специальныхкоррекционных задач, имеющих самостоятельное значение, но тесновзаимосвязанных. Это, прежде всего, задачи, включенные в компенсацию основногодефекта и в коррекцию вторичных нарушений, обусловленных основным заболеванием,выполнение таких двигательных заданий, которые развивают мышечно-суставноечувство, ориентировку в пространстве и времени, степень напряжения ирасслабления мышц, память на последовательность движений по качеству ихвыполнения. Правильно подобранные и дозированные, они являются мощнымиафферентациями, адресованными в различные отделы центральной нервной системы,которые изменяют соотношение возбудительных и тормозных процессов в коребольших полушарий и могут быть направлены на перестройку патологических,условных рефлексов, возникших в процессе заболевания.
В физическом воспитании инвалидов должны широкоиспользоваться все средства системы физического воспитания. Вместе с тем онидолжны быть разработаны в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторнымизадачами с учетом занимающихся.
Так, в работе со здоровыми не выделяют специальныеупражнения на включение в движение, на координацию, воздействующие навестибулярный аппарат. Считается, что любое физическое упражнение в какой-томере используется в этих целях. Но у инвалидов имеются настолько значительныедефекты при включении в движение координации движений и сохранения равновесия,что восстановить их общими упражнениями не удается. Необходимы специальныеупражнения для коррекции и компенсации этих нарушений.
В физическом воспитании инвалидов выделяют две группыупражнений: общеподготовительные (общеразвивающие упражнения, используемые в малыхформах физического воспитания, зарядки, физкультминутки и т. д.) и специальные(ходьба, бег, плавание и т.д.)
Основными формами физического воспитания инвалидовявляются:
самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняягигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм, коррекционные занятия сиспользованием методических материалов);
организованные групповые и секционные занятия физическойкультурой и спортом (ЛФК и коррекционные занятия в лечебно-санаторныхучреждениях и реабилитационных центрах, занятия доступными видами спорта вгруппах и секциях общественных физкультурных организаций, производственнаягимнастика для лиц, занятых в сфере материального производства и службы быта, идр.);
инваспорт (организация и проведение соревнований по доступнымвидам спорта).
3.Организационные методы занятий с инвалидами
При занятиях с инвалидами могут быть использованыследующие организационные.методы:
1.Индивидуальный, т. е. метод, определяющий возможностьорганизации занятия тренером с одним спортсменом- инвалидом. В этом случаеметодика подбирается строго индивидуально, с учетом особенностей патологииспортсмена-инвалида, его функциональных возможностей и подготовленности.
Индивидуальный метод организации занятий является наиболееэффективным.
Групповой, т. е. метод, при котором тренер работает сгруппой инвалидов до 10 человек. Как правило, в этом случае целесообразноприсутствие ассистентов, выполняющих в основном чисто вспомогательные функциипо организации занятия и установке оборудования и инвентаря.
Индивидуально-групповой, т. е. метод, при которомметодически занятие организует и ведет тренер, а ассистенты работаютиндивидуально со спортсменами под руководством тренера.
Эффективность этого метода также очень высока. Кроме того,в этом случае в занятии участвуют сразу несколько инвалидов, что повышаетэмоциональный тонус, формирует навыки общения в коллективе. Особенно важноучастие здоровых ассистентов, которое является мощным фактором социальнойадаптации инвалидов.
4. Метод самостоятельных занятий подразумевает организациюзанятий по рекомендации тренера или самостоятельно, использование этого методапозволяет повысить эффективность занятий за счет непрерывности воздействиянезависимо от внешних факторов.
При систематических занятиях инвалиды достаточноэффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную функциональнуюподготовку. Наряду с постепенным усложнением заданий от занятия к занятиюувеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулироватьвеличину физических нагрузок изменением интенсивности выполняемых упражнений,темпа их выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и т. д.
Таким образом, применение физических нагрузок различногосодержания в профилактических, корректировочных и тренировочных целях двигательнойсферы инвалидов должно быть реализовано специалистом на основе руководстваследующими закономерностями:
глубокое знание функционального состояния нервной системыинвалидов;
физические нагрузки различного характера, применяемыелокально и интегрально в профилактике и коррекции двигательной сферы инвалидов,в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными, с учетомфункционального состояния их нервно-мышечной системы и системы внутреннихорганов.

4.Массовый спорт инвалидов
Спорт дает возможность установления контактов с другимилюдьми, взаимодействие с общественными организациями.
Для реализации положений о массовом спорте инвалидовнеобходима подготовка специальных кадров, создание материально-техническойбазы, создание производств изготовлению специального спортинвентаря иоборудования, организация научных исследований.
В 1963 г. создана Международная спортивная организаций дляинвалидов с целью обеспечения международных спортивных соревнований срединезрячих, ампутантов и лиц другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. С1964 г. соревнования инвалидов проводятся регулярно после Олимпийских игр иназываются параолимпийскщми.
Среди глухих проводятся соревнования по футболу, лыжам,конькам, стрелковому, велосипедному спорту, гимнастике, теннису, шахматам,гребле, боксу и плаванию, легкой атлетике.
Незрячие инвалиды участвуют в соревнованиях по легкойатлетике, гимнастике, плаванию, классической борьбе, гребле, туризму, лыжам иконькам. Освоена новая спортивная игра для незрячих — роллинсбол (команднаяигра с озвученным мячом).
Примером массового спорта для инвалидов является программамеждународной спортивной организации «Спешиал Олимпик Интернешнл»,которая своей основной задачей ставит внедрение физкультуры и спорта в жизньлюдей с нарушениями интеллекта. Зародившись в США в 1963 г., это движениеприобрело международный характер. Философия движения основана на том, что людис нарушением интеллекта при соответствующем обучении могут участвовать виндивидуальном и коллективном спорте, выигрывают физически, социально ипсихологически. Участие в спортивных соревнованиях умственно отсталых лицспособствует их психическому развитию, расширению социального опыта. Помощь вэтом им оказывают семьи, органы социальной защиты населения, общество в целом.
Это движение объединяет 250 млн человек, в нем участвуют145 стран мира. Для организации всей работы изданы руководства по спортивномуискусству, методики для тренеров по 22 официальным видам спорта. Всесоревнования проводятся под девизом: «Дай мне победить, но если я несмогу, то пусть я буду смелым в этой попытке».
Проводятся круглогодичные тренировки спортсменов снарушениями интеллекта, а также ежегодные Летние и Зимние Олимпийские игры наместном, региональном и национальном уровнях в странах-участниках.
В России это движение охватывает 24административно-территориальных округа. В нем участвует более 25 тысячспортсменов из 305 учреждений образования и 76 учреждений социальной защитынаселения.
Цель Специальных Олимпийских соревнований и, в частности,Специальных Олимпийских игр России — пропаганда Олимпийского движения,привлечение внимания общественности к проблемам умственно отсталых лиц,активизация деятельности государственных, общественных и других организаций врешении проблем по укреплению здоровья и адаптации к жизни в обществе лиц снарушением интеллекта.
Специальные Олимпийские игры проводятся в несколько этапов(4 этапа). Соревнования на всех этапах проводятся по правилам «СпешиалОлимпик Интернешнл».
На I этапе соревнования должны проводиться в учрежденияхдля умственно отсталых лиц: коллективах вспомогательных школ, вспомогательныхшколах-интернатах, детских домах-интернатах и психоневрологических интернатах.
Команды или участники, победившие на соревнованиях Iэтапа, получают право участвовать в областных соревнованиях «СпешиалОлимпикс», которые соответствуют II этапу Специальных Олимпийских игр.
Победители II этапа получают право участвовать вмежрегиональных соревнованиях «Спешиал Олимпикс», которые являютсясоревнованиями III этапа.
Только победители межрегиональных соревнований (III этап)могут принимать участие в Специальных Олимпийских играх России, которые даютвозможность участвовать в международных (летних или зимних) СпециальныхОлимпийских играх.
Возможности широкого общения с другими инвалидами издоровым окружением, дух состязания, положительные эмоции в ситуации успеха,расширение социального опыта — все это создает реабилитационную(физкультурно-оздоровительную) среду для лиц с умственной отсталостью. Особенноположительный реабилитационный эффект достигается по отношению к инвалидам,находящимся в домашних условиях, в известной степени лишенных возможностиобщения со сверстниками. Участие в массовом спорте для такого рода инвалидовявляется истинной реабилитационной ситуацией.

Заключение
Специальное оборудование спортивных залов, бассейнов,спортивных площадок, оснащение этих помещений специальными снарядами испецифическими приспособлениями — все это будет содействовать более эффективнойсоциальной интеграции инвалидов посредством воздействия на различные сферы ихжизнедеятельности.

Список использованных источников
1.ХолстоваЕ.И. Социальная реабилитация: Учеб.\ Е.И. Холстова, Н. Ф. Дементьева — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков К*», 2002. 340с.
2.ГусеваН. К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской федерации. Н.Новгород: НГМА, 1999.
3.РубцоваН.О. Проблемы реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта \\Социально – бытовая и трудовая реабилитация инвалидов: Пособие для соц.Работников. М.: Редакционно – издательский Центр Консорциума «Социальноездоровье России», 1997г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.