Реферат по предмету "Социология"


Стихийные группы

Содержание
Введение
1. Социальные группы массового стихийного поведения
1.1 Общая характеристика и типы стихийных групп
1.2 Социальные движения
2. Способы воздействия на массы
2.1 Заражение как особый способ воздействия на массы
2.2 Внушение как способ воздействия на массы
2.3 Подражание как способ воздействия на массы
2.4 Характеристика лидеров стихийных групп
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Прежде чем говорить о стихийных группах, нужно понять то, что их образовало, а именно общественное мнение. Исследование общественного мнения — важный ключ к пониманию состояния общества. В определенный момент динамичность общественного мнения, а также включенность в него эмоциональных оценок действительности могут стать стимулом для образования стихийной группы.
Французский социальный мыслитель Г. Лебон наиболее известен как автор теории поведения толпы. Она была выдвинута в начале ХХ века, когда в Европе происходили глубокие перемены. В основе теории лежит мысль о том, что с людьми происходят драматические перемены, когда они становятся частью толпы.
Особый интерес и актуальность представляет изучение социальных движений, которые охватывают различные стороны нашей жизни и которых с каждым годом становится больше. Также интерес представляют механизмы образования и управления стихийными группами. Лебон в своих произведениях пишет, что в стихийной группе, а именно в главном ее проявлении- толпе, происходит фиксирование идей и чувств и исчезновение собственной личности человека, в нем в этот момент преобладает бессознательное. Прекращение деятельности мозговых полушарий и преобладание спинного мозга. Понижение умственных способностей и полное изменение чувств. Измененные чувства могут быть лучше или хуже тех, которые присущи отдельным индивидам, составляющим вместе толпу. Но сначала нужно дать общую характеристику стихийных групп и способов воздействия, реализуемых в них.
1. Социальные группы массового стихийного поведения
1.1 Общая характеристика и типы стихийных групп
Приступая к классификации социальных групп, следует выделить разновидность, в строгом смысле не являющуюся ''группой'', скорее кратковременным объединением большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.
Группы о которых мы говорим возникают чаще всего стихийно, члены их не обязательно осознают свои цели, но активно действуют. Среди стихийных групп выделяют толпу, массу и публику.
Рассмотрим эти группы подробнее.
Толпа более полно исследованная стихийная группа. Лебон говорил о ней так: Под словом «толпа» подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Но с психологической точки зрения слово это получает уже совершенно другое значение. При известных условиях — и притом только при этих условиях — собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты. Собрание в таких случаях становится тем, что я назвал бы, за неимением лучшего выражения, организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы. Длительность существования толпы определяется значимостью инцидента: толпа может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к целенаправленному движению. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в это время в толпе могут возникнуть элементы организации. Но они очень нестабильны: толпа легко может, и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам, одним словом – «социальное животное, сорвавшееся с цепи» [цит. по: Московиси, 1996. С.28].
Выделяются следующие виды толпы:
окказиональная — толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию;
конвенциональная — связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению и готовая (временно) следовать достаточно диффузным нормам поведения;
экспрессивная — совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза);
действующая толпа:
агрессивная — объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту;
паническая — стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности;
стяжательная — вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в транспорте и т.п.);
повстанческая — объединенная в связи с общим возмущением действиями властей; такая толпа нередко составляет атрибут революционных потрясений.
Отсутствие ясных целей, диффузность структуры легко превращают один вид толпы в другой.
Следующей стихийной группой является масса.
Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно четкими границами. Масса — это множество людей без особых достоинств, это средний, заурядный человек. По мнению Хосе Ортега — И-Гассета, принадлежность к массе — чисто психологический признак, совсем не обязательно, чтобы субъект физически принадлежал к ней. О каждом человеке можно сказать, принадлежит он к массе или нет. Человек массы — это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что от такой же как все остальные, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все.1
Различают открытую и закрытую массу. Открытая масса, раз возникнув, стремится стать больше. Жажда роста — это первое и высшее свойство массы. Она старается втянуть в себя каждого, кто в пределах ее досягаемости. Масса распадается также внезапно, как возникает. В этой спонтанной форме она крайне восприимчива. Открытость, обеспечивающая рост, — одновременно ее слабое место.
Противоположностью открытой массе, которая может расти до бесконечности, которая существует везде и именно поэтому привлекает всеобщий интерес, является закрытая масса. Она отказывается от роста и делает упор на структуру. В ней четко видна граница. Пространство, которое заполняет закрытая масса, именно для нее предназначено.
В массе большую роль играют организаторы: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее: это — лидеры тех организованных групп, которые принимают участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. В то же время масса, как и толпа, достаточно разнородна, а поэтому достаточно неустойчива.
Следующая форма стихийной группы — публика.
Публика тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади и др. Публику часто именуют аудиторией. Г.Тард одним из первых разделил толпу и публику, обозначив отличительную особенность последней как психические связи ,так как она разобщена и поэтому медленнее включается в любое действие. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п.
1.2 Социальные движения
Социальные движения — особый класс социальных явлений, имеющих отношение к массовому стихийному поведению. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. В своем начале социальное движение аморфно, плохо организовано и не имеет формы; коллективное поведение находится на примитивном уровне, а механизмы взаимодействия элементарны и спонтанны.
Социальные движения можно подразделить на общие, специфические и экспрессивные.2
Общее социальное движение: рабочее, молодежное, женское, движение за мир и др. Их основу составляют последовательные и всеобъемлющие изменения человеческих ценностей — изменения, которые могут быть названы культурными течениями. Они символизируют какие-то сдвиги в мышлении людей, и особенно по линии тех представлений, которые они имеют о самих себе, а также о своих правах.
В какой-то период времени множество людей может развить какую-то новую точку зрения на свои права. Это означает возникновение некоторого нового набора ценностей, которые влияют на тот способ, каким люди представляют себе свою собственную жизнь.
Общие социальные движения неорганизованны, не имеют ни устоявшегося руководства, ни признанного членского состава; им свойственна низкая степень управления и контроля. Такое движение является кратковременным в своем развитии и состоит из весьма разрозненных проявлений активности. Оно может выказать значительный порыв в одном пункте, неохоту и инерцию — в другом; оно может преуспеть в одной сфере и не проявить себя в другой. Развитие очень неровно, сопровождается задержками, отступлениями и частыми возвращениями к пройденным этапам.
Общие социальные движения развиваются главным образом неформально, неприметно и в значительной степени неофициально. Их средствами взаимодействия являются, прежде всего, чтение, беседы, разговоры, дискуссии и следование примерам. Их достижения и действия сосредоточены в сфере индивидуального опыта.
Специфические социальные движения: реформистские и революционные движения. Специфическое социальное движение — это движение, обладающее четко определенной целью, которую оно стремится достичь. В этом усилии оно развивает свою организацию и структуру, что делает его обществом.
Специфическое социальное движение развивает признанное и принятое руководство и определенный членский состав. Оно формирует некий корпус традиций, некий преобладающий набор ценностей, какую-то философию, определенные наборы правил. Его члены преданы и верны друг другу. Внутри него развивается определенное разделение труда, особенно в форме какой-то социальной структуры, в которой индивиды занимают определенные положения. Таким образом, индивиды развивают индивидуальности и представления о самих себе, образуя индивидуальный диалог социальной структуры.
Социальное движение специфического типа не возникает с такой структурой и организацией в уже готовом виде. Наоборот, его организация и его культура развиваются в процессе его становления. По мере развития движение стремится стать собранным и постоянным. Оно проходит стадии беспокойства, всеобщего возбуждения и институционализации.--PAGE_BREAK--
Основные экспрессивные движения — религиозные движения и мода.
Религиозные движения начинаются, по существу, как культы; они берут начало в ситуации, которая психологически схожа с ситуацией толпы. Они представляют собой обращение внутрь беспокойства и напряжения в форме расстроенных чувств, которые, в конечном счете, выражаются в движении, предназначенном для того, чтобы разрядить это напряжение. Напряжение в этом случае находит выход не в целенаправленном действии, а в своем выражении. Эта характеристика свидетельствует о природе той ситуации, в которой возникают религиозные движения. Это такая ситуация, в которой люди расстроены и выведены из равновесия, но не в состоянии действовать; другими словами, это ситуация фрустрации. Неспособность разрядить напряжение в направлении какого-то реального изменения социального строя оставляет единственную альтернативу — экспрессивное поведение.
Мода, являясь экспрессивным движением, обнаруживает себя в манерах, искусствах, литературе и философии, она может даже проникать в определенные сферы науки. Для ее функционирования моды необходимо классовое общество, так как в своих существенных проявлениях она не наблюдается ни в однородном обществе, ни в обществе кастовом.
Специфические социальные движения, религиозные и модные движения могут сливаться. Так, революционное движение может иметь множество черт религиозного движения, а его успех может зависеть от того, станет ли оно модным.
2. Способы воздействия на массы
2.1 Заражение как особый способ воздействия на массы
Феномен заражения известен с самых ранних этапов человеческой истории и имел проявления в виде массовых вспышек различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники и др. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.3Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» (Парыгин,1971.С.10).
Так как это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, подчиняясь ему. Так же выделяют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.
Зараза представляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.4
Науке известно, что при помощи разнообразных процедур человека можно привести в такое состояние, что он после потери всей своей сознательной личности повинуется всем внушениям лица, лишившего его сознания своей личности, и что он совершает действия, самым резким образом противоречащие его характеру и навыкам. З. Фрейд в результате тщательных наблюдений установил, что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходящих из нее, или по какой-либо другой неизвестной причине — в особое состояние, весьма близкое к ''зачарованности'', овладевающей загипнотизированными под влиянием гипнотизера. Сознательная личность совершенно теряется, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером.5
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Паника — это распад массы в массе. Отдельный человек здесь старается отпасть от массы и бежать от нее, угрожающей ему как целое. Панику как распад можно предотвратить, продлив первоначальное состояние объединяющего массового страха.
Мир хорошо помнит возникновение массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи по радио произведения Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (около 1 200 000 человек) поверили во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан».
Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых в ситуации паники очень сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей. При исследовании заражения важным вопросом является вопрос о той роли, которую играет уровень оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Этот вопрос недостаточно изучен в науке, хотя в практике найдены формы использования этих характеристик в ситуации заражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например популярного актера, являются аплодисменты. Они могут послужить ролью импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза.
Заражение настолько могущественно, что он может внушать индивидам не только известные мнения, но и известные чувства. Благодаря именно такому заражению, в известную эпоху подвергались презрению известные произведения, например, «Тангейзер», спустя несколько лет возбудивший восторги тех же самых людей, которые его осмеяли.
2.2 Внушение как способ воздействия на массы
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. Некоторые сопоставляют внушение с заражением, но есть и те кто выдвигает отличия и сводит их к следующему: 1) при заражении осуществляется сопереживание большой массы людей общего психического состояния, внушение же имеет одностороннюю направленность; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства.
Явление внушения исследуется в психологии очень давно, но большей степени оно изучено в связи с медицинской практикой или с некоторыми конкретными формами обучения. Внушение, «суггестия», как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить о таком явлении как «социальная суггестия». В остальном сохраняется терминология, используемая в других разделах психологической науки, изучающей это явление: человек, осуществляющий внушение – суггестор; человек, которому внушают называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. В отечественной литературе впервые вопрос о социальной суггестии был поставлен в работе В.М. Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни» (1903).
В многочисленных экспериментальных исследованиях выявлено, что решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий дополнительный фактор воздействия — доверие к информационному источнику. Этот «эффект доверия» проявляется по отношению к личности суггестора, и по отношению к той социальной группе, которую данная личность представляет.
Контрсуггестия показывает меру сопротивления внушению, которую оказывает отдельная личность. В практике социальной суггестии разработаны способы, при помощи которых можно блокировать эту «психическую самозащиту». Контрсуггестия может быть использована не только для защиты личности от суггестивного воздействия, но и для опровержения этой защиты. Так, если в качестве средства контрсуггестии выступает недоверие к суггестору, то путем включения дополнительной информации о суггесторе можно добиться отклонения этого недоверия, и этот комплекс мер будет как раз представлять контрконтрсуггестию. Логично, конечно, предположить, что и в ответ на эти дополнительные усилия личность постарается выдвинуть новый ряд защитных мер, но до сих пор практические исследования не углубились далее первого «слоя» контрконтрсуггестии.
В повседневной жизни исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама Хотя основная черта пропаганды — апелляция к логике и сознанию, а средства, разрабатываемые здесь, — это преимущественно средства убеждения, все это не исключает присутствия определенных элементов суггестии. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия. Особенно очевидным является применение этого метода в области рекламы. Здесь разработана особая концепция «имиджа», который выступает как звено в механизме суггестии.
2.3 Подражание как способ воздействия на массы
Подражание тоже относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе и в условиях массового поведения. З.Фрейд отмечает, что отдельное эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, чтобы проявиться отдельно, и должны непременно дожидаться заверки подобным повторением со стороны других.6
Психический феномен стадного инстинкта наблюдается у массы так же, как и у животных. Механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения. Основные способы подражания: а) посредством наблюдения модели возникают новые реакции; б) наблюдение за вознаграждением или наказание модели усиливает или ослабляет сдерживающее поведение; в) наблюдение модели способствует актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему.7
Существует несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Исследование этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние); низшие (низшие по социальной лестнице) подражают высшим и т.д.
Подражание имеет большое значение в процессе развития ребенка. Поэтому именно в детской психологии проводится основная масса экспериментальных исследований подражания (Обухова, 1995, С. 317). Так, исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие «подкрепление», А. Бандура описывает три способа следования подкрепленному поведению «модели», т.е. образца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения, в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978. С. 63). Очевидно, что все эти три способа подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения.
Воздействие не может быть рассмотрено как процесс протекающий в одном направлении: всегда существует и обратное движение — от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.
2.4 Характеристика лидеров стихийных групп    продолжение
--PAGE_BREAK--
Лишь только известное число живых существ соберется вместе, все равно, будет ли то стадо животных или толпа людей, они инстинктивно подчиняются власти своего вождя. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля представляет то ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Он составляет собой первый элемент организации разнородной толпы и готовит в ней организацию сект. Пока же это не наступит, он управляет ею, так как толпа представляет собой раболепное стадо, которое не может обойтись без властелина.8
Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Наряду с тем, что он должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, он должен и чисто внешне импонировать довольно большой массе людей.
Лидер сначала сам был в числе тех, кого ведут; он так же был загипнотизирован идеей, двигателем которой сделался впоследствии. Эта идея до такой степени завладела им, что все вокруг исчезло для него, и всякое противное мнение ему казалось уже заблуждением и предрассудком.
Обычно лидеры не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию. Чаще всего лидерами бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на границе безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими объяснениями.
Роль всех великих лидеров главным образом заключается в том, чтобы создать веру, все равно, религиозную или, политическую, социальную, или веру в какое-нибудь дело, человека или идею, вот почему их влияние и бывало всегда очень велико. Из всех сил, которыми располагает человечество, сила веры всегда была самой могущественной, и не напрасно в Евангелии говорится, что вера может сдвинуть горы. Дать человеку веру — это удесятерить его силы. Великие исторические события произведены были безвестными верующими, вся сила которых заключалась в их вере.
Заключение
Изучая стихийные группы, выделяют главным образом действия толпы и людских масс. Толпа — это относительно большое число людей, находящихся в непосредственной близости друг к другу. Масса — совокупность людей, которых волнует одна и та же тема, но они не находятся в непосредственной близости друг от друга. Стихийное поведение может быть отмечено и на уровне толпы, и в массовом масштабе.
Следующую форму стихийной группы представляет публика или аудитория, в которых законы масс действуют по тому же принципу.
Социальные движения же представляют собой организованные усилия, помогающие или препятствующие социальным изменениям. Все социальные движения начинаются с недовольства существующим социальным устройством и являются сложнейшими явлениями общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками.
Само поведение стихийных групп заключается в процессе сбора или объединения людей, чтобы образовать толпу или массу. Ожидаемое в связи с определенным событием коллективное возбуждение способствует таким явлениям как заражение, внушение и подражание.
Все эти механизмы воздействия людей друг на друга взаимосвязаны в ситуации массового поведения. Заражение является бессознательной невольной подверженностью индивида определенным психическим состояниям. Особой ситуацией, где воздействие через заражение многократно усиливается, является паника.
Внушение — это целенаправленное, воздействие одного индивида на другого или определенную группу. Так же существует такой вид воздействия как подражание которое является воспроизведением индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Данные способы воздействия чрезвычайно опасны, благодаря им человек утрачивает сознание и волю, превращается в социального автомата.Чем и пользуются определенные люди, чтобы подчинить себе стихийные группы.Ярким примером может служитьиспользование такого механизма в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры.
Библиографический список
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.
Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. — СПб., 1903.
Канетти Э. Масса и власть. — М., 1997.
Лебон Г. Психология масс/Психология масс. Хрестоматия. — Самара: Изд. дом ''БАХРАХ'', 1998.
Московиси С. Век толп. — М., 1996.
Фрейд З. ''Я'' и ''Оно''. — Тбилиси, 1991.
Хосе Ортега-И-Гасет. Восстание масс//Вопросы философии, 1989. — №3-4.
Блумер Г. Коллективное поведение/Американская социологическая мысль. — М., 1994.
Шихирев П.Н. Социальная установка / Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999.
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990.
Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления (об объекте смыслового восприятия). Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999.
Приложение 1
Схема 1. Виды стихийных групп
Приложение 2
Схема 2. Классификация групп.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.