Реферат по предмету "Социология"


Структура и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста

Курсоваяработа
Структураи содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организациисоциальной работы с людьми пожилого возраста
старший возрастной пожилой социальный

Содержание
Введение
1. Теоретические основы организациисоциального обслуживания людей пожилого возраста.
1.1 Пожилой человек как субъектвозрастных и социальных изменений
1.2 Формы организации социальногообслуживания людей пожилого возраста
2. Психологическая компетентностьспециалиста по социальной работе как компонент структуры профессиональной компетентности.
2.1 Содержание психологическойкомпетентности специалиста, работающего с пожилыми людьми
2.2 Профессионально важныекачества специалиста в социальном обслуживании людей пожилого возраста
Заключение
Список использованных источников

Введение
Актуальность исследования:В современныхусловиях сложились три основных направления деятельности органов социальной защитынетрудоспособных граждан (в основном это пожилые люди и инвалиды): пенсионное обеспечение,предоставление всевозможных преимуществ, социальное обслуживание в стационарныхи нестационарных условиях.
Комплексный взглядна проблему лиц пожилого возраста в контексте обеспечения надёжной социальной защищённостинаселения требует изменения приоритетов, обновления традиционных направлений и достижениянового качества работы в интересах пожилых людей.
В.Д.Шапиро ещёв 1983году писал, что всё более важное место в деятельности социальных служб будетзанимать обучение профессионалов, выполняющих программы оказания социальных услугнаселению старших возрастов.
Для специалистовнеобходимо прежде всего понимание и осознание множества психологических, соматических,морально-этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками итехнологиями, которые помогли бы и облегчили их усилия в повседневной практическойработе и общении с обслуживаемыми группами населения.
Общеизвестно,что переплетение психологических, соматических проблем пожилых людей до такой степенисложно, что без достаточных знаний и специальной подготовки невозможно установить,что определяет состояние пожилого человека. Так как деятельность специалиста широка,от него требуется оперативность, инициативность, сообразительность в решении конкретныхпотребностей каждого пожилого человека, которого они приняли на социальное обслуживание.
Для решения первоочерёдныхзадач обслуживания пожилых людей необходимо наличие квалифицированных кадров. М.Елютинапишет о необходимости осуществления геронтологического мониторинга, разработке иреализации гериатрических программ, о развитии геронтологической ориентации социальныхслужб и геронтологического профилирования в подготовке специалистов по социальнойработе.
Работа с пожилымилюдьми, отмечают Р.С.Яцемирская и И.Г.Беленькая, всегда считалась одной из самыхтяжёлых в психологическом плане. Население старших возрастов — это разнородная группа,характеризующаяся широким спектром внутренних различий. Среди них, как и среди другихвозрастных групп, есть коммуникабельные и замкнутые личности, с положительными иотрицательными характеристиками и так далее. Человек и в старости остаётся такимже, каким он был по своему характеру, личностным особенностям и формам поведенияв более ранние возрастные периоды.
Поэтому специалистыпо социальной работе должны быть подготовлены в вопросах психологического старенияличности, к восприятию пожилого человека в контексте его биографии, терпимости кпринципам и сложившимся убеждениям пожилого человека, его жизненным установкам иценностям.
Несмотря на роствнимания к пожилому возрасту, процесс взаимодействия пожилого клиента и специалистамало изучен.
Работы Е.И.Холостовой,В.Д.Альперович, В.В.Егорова, Н.Б. Шмелевой по проблемам пожилых людей; С.Г.Киселева,Н.Ф.Дементьевой, Н.В.Катюхина, М.Л.Захарова, Э.Г.Тучкова о формах организации социальногообслуживания людей пожилого возраста; Л.А.Аухадеевой, Р.К.Бикмухаметова, М.Е.Дашкина,Т.В.Никольской о содержании профессиональной компетентности специалиста по социальнойработе; Б.Ю.Шапиро, Е.И.Холостовой, В.Лутанского, К.Оганян о структуре психологическойкомпетентности; В.И.Курбатова, Р.С.Яцемирской, И.Г.Беленькой о профессионально-важныхкачествах специалиста в социальном обслуживании пожилых людей оказали влияние наформирование системных представлений по изучаемой теме. Однако, работ, посвящённыхпсихологической компетентности специалиста по социальной работе, организующего социальноеобслуживание пожилых людей, нами не обнаружено.
Недостаточнаятеоретическая разработанность проблемы взаимодействия пожилого человека и специалистапо социальной работе и ее важное прикладное значение обусловило выбор темы исследования:«Психологическая компетентность специалиста по социальной работе в организации социальногообслуживания пожилых людей».
Цель исследования:Раскрыть структуру и содержание психологической компетентности специалиста по социальнойработе в организации социального обслуживания пожилых людей.
Объект исследования:Психологическая компетентность специалиста по социальной работе, организующего социальноеобслуживание пожилых людей.
Предмет исследования:Профессионально важные качества специалиста в организации социального обслуживанияпожилых людей.
Цель, объект ипредмет исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу: Социальное обслуживаниепожилых людей будет организовано эффективно если:
· определеныпроблемы пожилых людей;
· известныформы социального обслуживания пожилых людей;
· в процессеоказания помощи учтены возрастные и психологические особенности характерные дляклиентов пожилого возраста;
· специалистобладает профессиональными качествами важными в социальном обслуживании людей пожилоговозраста.
В соответствиис целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующиеисследовательские задачи:
1.Определить проблемыпожилых людей.
2.Раскрытьформы организации социального обслуживания людей пожилого возраста.
3.Описатьструктуру и содержание психологической компетентности специалиста, работающегос пожилыми людьми.
4.Выявитьпрофессионально важные качества специалиста в социальном обслуживании пожилыхлюдей.
Методы исследования:В работе использовались методы теоретического анализа и синтеза, анализ документов.

1. Теоретическиеосновы организации социального обслуживания людей пожилого возраста
 
1.1 Пожилойчеловек как субъект возрастных и социальных изменений
 
В современной России наблюдается устойчивыйпериод демографического кризиса старения, что выражается в росте абсолютной численностилиц старше трудоспособного возраста и доли граждан старшего поколения в структуренаселения страны.
Причины данногоявления раскрываются в работах Е.И.Холостовой[1], В.Д.Альперович[2], В.И.Жукова[3]и других авторов.
Одни ученые (Е.И.Холостова,А.А.Козлов[4]) полают, что увеличение численности лиц старшего возраста происходитна фоне снижения средней продолжительности жизни. Постарение населения, нарастаниев составе численности и доли граждан старшего возраста ведет к увеличению демографическойнагрузки на лиц трудоспособного возраста, обеспечивающих своим трудом и уходом когортынетрудоспособного населения. Другие (В.Д.Альперович, В.В.Чайковская[5]) считают,что причиной всему является снижение рождаемости и уменьшение численности и долилиц младших возрастов в населении. Данная тенденция имеет следствием возрастаниенагрузки на существующую систему пенсий, обеспечения, высокие требования к развитиюструктуры социального обслуживания лиц старшего поколения и ухода за ним.
В теории социальнойработы обращается внимание на неоднородность данной социальной группы. Так Е.Ф.Молевич[6] считает: «Никакой единой оценки понятия старости не существует. На делемы будем иметь дело с двумя совершенно разными группами, качественно отличающимисядруг от друга». Он выделяет группу 65-75 лет, для которой характерны большая илименьшая утрата способности к материальному обеспечению и почти полное сохранениек самообслуживанию. И группу людей, которым за 75 лет. Здесь наблюдается полнаяутрата трудоспособности; это группа, перешедшая на полное иждивение с большей илименьшей утратой, часто полной утратой способности к самообслуживанию.
Таким образом,если к одной группе можно применить все то, что слышали об активной жизни, о вовлечениив трудовую деятельность, то по отношению к другим это будет выглядеть насмешкой.Формально и там и там старики. На деле совершенно разные люди. Непонимание этойдвойственности старости ведет ко многим печальным последствиям.
Очевидно, чтонаселение старших возрастных периодов – это разнородная группа, по-разному реагирующаяна неблагоприятные условия жизни. В литературе описаны две стратегии поведения пожилыхлюдей.
Первую стратегиюможно отнести к конструктивным способам. Исследования показывают, что многие пожилыелюди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации,и приёмам активного совладения с трудностями.
К конструктивнымспособам относится психологическое сопротивление: реагирование на потерю личнойавтономии и свободы, увеличение мотивации в приобретении свободы и контроля надзначимыми событиями жизни.
Мотивация психологическогосопротивления, цель которой сохранить или вернуть контроль над ситуацией и личнуюсвободу, что может обеспечиваться возможностями самостоятельного принятия решения,правом выбора среди нескольких альтернатив, способностью интерпретировать стрессовыесобытия жизни и справляться со стрессовой ситуацией путём выработки соответствующихнавыков.
При этом социальная поддержка является важным фактором, содействующимадаптации к позднему периоду жизни. Важным является решение таких задач, как:
· Приспособлениек потере физической силы и здоровья;
· Приспособлениек выходу на пенсию;
· Присоединениек возрастной группе пожилых.
Другую категорию реагирования на неблагоприятные условия в позднемпериоде жизни можно отнести к неконструктивным.
Этот вид стратегии является неконструктивным, во-первых, попричине внутреннего противоречия: пожилые люди находятся в состоянии постоянногопоиска средств для самореализации при наличии консервативности сложившихся формсоциального поведения. Во-вторых, находясь в непосредственной близости к своей семье,они создают в доме очаги напряжённости, отрицательно влияющие на близких[7].
Основной способпсихологической поддержки пожилых людей – обращение к тем их способностям, которыхлишены молодые люди. Прежде всего, это мудрость. Познавательное развитие взрослоготесно переплетено с его личностными особенностями и межличностным взаимодействием.То есть социально-психологическое положение пожилого человека определяется многимифакторами. Считается, что наиболее важны для него два фактора: субъективный илиличностный (возраст, здоровье) и объективный или социальный (проживание, трудоваядеятельность).
В личностном особоезначение имеет возраст и его специфика, на основании которой выделяются разные типыстарения.
Существует многоклассификационных схем, которые применяются для оценки возраста. В 1963 году в Киевена семинаре геронтологов и ВОЗ была принята следующая возрастная периодизация: пожилойвозраст (60-74 года), старческий возраст (75-90 лет), долголетие (старше 90 лет).Она является общепринятой.
Таким образом,знание специфики возраста дает возможность специалисту понять потребности человека,находящегося на данном этапе жизни.
Помимо этого специалистдолжен обращать внимание и на особенности пожилого возраста. Это позволит ему сделатьправильный выбор техник взаимодействия с клиентом в процессе оказания помощи.
Э.Эриксон[7] говорито том, что к пожилому возрасту человек достигает восьмой стадии личностного развития,которая имеет положительное и отрицательное значение.
Положительноезначение заключается в интегративности, то есть данный период человеческого развитияхарактеризуется растущей эмоциональной интеграцией. Все это подразумевает новуюи совершенно иную любовь к родителям, принятие их такими, какие они есть, и восприятиежизни в целом как личной ответственности. Обладатель интегративности готов защищатьсвой собственный жизненный стиль перед лицом любых физических и экономических угроз,при этом, не порицая стиль жизни других людей.
Отрицательноезначение данной стадии проявляется в расстройстве нервной системы или полной безысходности.Отчаяние вызывается, прежде всего, временной ограниченностью дееспособности периодажизни человека, в течение которого он не имеет возможности испытать иные пути, ведущиек интеграции. Такое отчаяние прячется за демонстрацией отвращения, за мизантропиейили хроническим презрительным недовольством определенными социальными институтамии отдельными людьми.
В науке разработанатипология пожилых людей(И.Кон, Ф.Гизе).
И.Кон[8] выделяетблагополучные и отрицательные типы старости. К благополучным типам относятся следующие:
· Первыйтип — активная, творческая старость, когда ветераны уходят на пенсию, но, расставшисьс профессиональным трудом, продолжают участвовать в общественной жизни, воспитаниимолодёжи, то есть живут полноценной жизнью, не ощущая какой-либо ущербности;
· Второйтип — отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергияэтих пенсионеров направлена главным образом на устройство собственной жизни- материальноеблагополучие, отдых, развлечения и самообразование, на что им раньше не доставаловремени;
· Третийтип — большую часть составляют женщины, которые находят главное приложение сил всемье. Поскольку домашняя работа неисчерпаема, им некогда хандрить или скучать,но удовлетворённость жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двухтипов;
· Четвертыйтип – люди, смыслом жизни которых становится забота об укреплении собственного здоровья,стимулирующая не только достаточно разнообразные формы активности, но и дающая определённоеморальное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своихдейственных и мнимых болезней, их сознание и самосознание отличается повышеннойтревожностью.
К отрицательнымтипам относятся:
· Агрессивныестарые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кромесамих себя, всех поучающие и «терроризирующие» окружающих бесконечными претензиями;
· Разочарованныев себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за действительныеи мнимые упущенные возможности, не способны прогнать мрачные воспоминания о жизненныхошибках, что делает их глубоко несчастными.
Ф.Гизе[8] выделяеттри типа стариков и старости:
1. старик-негативист:отрицает у себя какие-либо признаки старости;
2. старик-экстравертированный:признаёт наступление старости, но к этому признанию приходит через внешнее влияниеи путём наблюдения окружающей действительности, особенно с выходом на пенсию;
3. старик-интровертированный:остро переживает процесс постарения; появляется тупость по отношению к новым интересам,оживление воспоминаний о прошлом, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность,ослабление эмоций, стремление к покою.
Таким образом,можно говорить о многообразии классификаций типов старости.
Другой составляющейличностных факторов является здоровье.
По данным эпидемиологическихисследований, практически здоровые среди пожилого населения составляют примерноодну пятую, остальные страдают различными заболеваниями, причем характерным являетсямультиморбидность, то есть сочетание нескольких болезней, имеющих хронический характер,плохо поддающихся медикаментозному лечению.
Хотя старостьи не является болезнью, по мнению многих врачей, имеющих дело с пожилыми пациентами,необходимость в медицинской заботе и медицинских препаратах с возрастом возрастает.Эти задачи пытается решить новая дисциплина, возникшая в рамках геронтологии – гериатрия.Помимо новых терапевтических методов и новых медикаментов старики требуют простоповышенного внимания к себе, более тщательного ухода, так как уровень заболеваемостиу пожилых почти в шесть раз больше, чем у молодых. И хотя, как свидетельствуют физиологи,человеческий мозг из всех органов менее всего подвержен изнашиванию (всего лишьвосемь процентов к шестидесяти годам), старики чаще всего страдают от снижения умственныхспособностей – склероза, маразма. Поэтому очень остро стоит проблема организациицелой сети лечебниц и домов для престарелых.[9]
Высокий показательпотребности пожилых людей в медико-социальной поддержке, по мнению В.В.Егорова[10],-явление совершенно закономерное. В процессе старения снижаются адаптационные возможностиорганизма, создаются уязвимые места в системе его саморегуляции, формируются механизмы,провоцирующие и выявляющие возрастную патологию. Болезни приобретают хроническийхарактер с атипичным течением, частичным обострением патологического процесса идлительным периодом выздоровления.
Среди социальныхфакторов особое значение имеет вопросы занятости и жилья.
В современномобществе работа выполняет целый ряд функций. Она не только обеспечивает человекусредства к существованию и даёт определённый социальный статус, но и регулируетсоциальную активность индивида, приносит ощущение причастности, удовлетворения илинеудовлетворения. Геронтологи считают, что если человек меняется постоянно в течениежизни, то также желательно, чтобы менялась и выполняемая им работа, что позволилобы им лучше приспособиться друг к другу. Индустриальное производство привело к упразднениюестественной адаптации труда к человеку, однако в сельском хозяйстве и в семейныхпроизводствах роль каждого человека оценивается спонтанно: постепенно с возрастомребёнок начинает выполнять всё более значительную и трудную работу. Пожилые люди,наоборот, начинают выполнять всё более лёгкую работу. Таким образом, адаптация осуществляетсяестественным путём. В индустриальном обществе между моментом вхождения и вплотьдо выхода на пенсию характер работы индивидов меняется мало.
Приводя данныеэмпирических исследований, Виктор показывает, что за последние полвека число неработающихпожилых людей увеличилось, в то время как их зарплата уменьшилась; произошёл такжепереход пожилых работников на менее квалифицированные производственные места. Увольнениевсегда использовалось в качестве метода контроля рынка труда, искусственного уменьшениябезработицы и обеспечения возможностей для молодых. Особенность увольнения по возрастукак социального феномена выражается в том, что размеры выплачиваемых пенсий и пособийзависят от прежней деятельности; неравенство работающих переходит в неравенствоуволенных[11].
Существует точказрения, что увольнение на пенсию сопровождается серьёзным психосоциальным кризисомличности. Сегодня большинство людей принимают как должное увольнение в связи с возрастом,и только третья часть их выражает неудовлетворённость своим новым образом жизни.Вместе с тем 96% рабочих, опрошенных до увольнения, ожидали ухудшения своего материальногоположения после выхода на пенсию, и 60% пожилых хотели бы продолжить свою трудовуюдеятельность.
При этом требованияструктурной перестройки экономики открывают возможности для использования трудапенсионеров в развивающихся отраслях, новых экологически чистых производствах. Альтернативныеформы занятости пенсионеров по старости — в фермерстве, сельском хозяйстве, на садовыхучастках и так далее.
Жилищная проблема.
Геронтологическиеисследования, которые проводятся в этом направлении, охватывают целый ряд параметров,таких как качество жилья, наличие необходимых условий, трудности работы на дому,политика решения жилищных проблем, удовлетворенность престарелых своим жильем. Данныеэмпирических исследований показывают, что пожилые люди часто занимают худшие дома,чем молодые. Более того, их уровень жизни заметно ниже по сравнению с прочими слояминаселения. Другой парадокс состоит в том, что, несмотря на относительно низкое качествожилья, представители старшего поколения демонстрируют высокий уровень удовлетворенностиим.
Что же касаетсядомов для престарелых, то, с одной стороны, они созданы для поддержания независимостипожилых людей, а с другой стороны, способствуют отделению от общества его части.В то же время сами пожилые рассматривают ассоциируют его с физическим заключением,разрывом привычных семейных и дружеских уз, состоянием заброшенности и ненужности.Однако число домов престарелых в Западной Европе неуклонно растет. Это свидетельствуето несоответствии проводимой сегодня социальной политики и реальным нуждам и устремлениямпожилых[12].
Особо следуетотметить также проблему эйджизма. В научный оборот термин «эйджизм» был введён американскимсоциологом Р. Батлером[13] Обычно, по мнению автора, эйджизм осуществляется в американскомобществе по отношению к старшей возрастной группе, которая имеет самый низкий общественныйстатус. Согласно Батлеру, «эйджизм отражает глубоко укоренившееся среди молодежии людей среднего возраста неприятие старости — они проявляют личностное отвращениеи неприязнь к старению, болезням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности,бесполезности и смерти».
Все это в совокупностиговорит о том, что социальные проблемы пожилых усугубляются их психологическимиособенностями. С другой стороны психологические особенности пожилого человека могутне только препятствовать, но и способствовать разрешению жизненных проблем клиента.Поэтому социальному работнику необходимо их не просто учитывать, но и хорошо знатьи использовать в качестве потенциала для решения проблем связанных с социальнымобслуживанием клиента в пожилом возрасте.
Мы полагаем, чтоособое значение в обслуживании пожилых людей имеет учёт возрастных изменений, характерныхдля них, на которые огромное влияние оказывают события жизни. В этом смысле наиболееубедительно выглядит точка зрения О.В.Красновой и А.Г.Лидерс[7].
Авторы полагают,что взаимодействие человека и социального окружения переходит в «событие» человеческойжизни. Каждое событие необходимо рассматривать при оценивании поведения и деятельностипожилого человека. Можно использовать «событийность» человеческой жизни для периодизациижизненного пути личности, в частности в поздних возрастах. Необходимо различатьиндивидуально-личностные события и возрастно-нормативные.
К первым относятся:серьёзные болезни, травмы, разочарования в человеке, разводы, «захваченность» техногеннымии социальными катастрофами, религиозные потрясения и другое. Все эти события личностнозначимы и важны, но не привязаны жёстко к определённому возрасту и не являются обязательнымидля каждого человека.
К возрастно-нормативнымсобытиям поздних возрастов, то есть обязательным или более или менее возрастно-спецефическимможно отнести следующие:
· люди перестаютработать — уходят на пенсию;
· они перестаютбыть начальниками;
· они перестаютбыть детьми – хоронят своих родителей;
· они перестаютбыть родителями – их дети встают на ноги и заводят собственные семьи;
· они теряютсвои физические кондиции – это тоже трудно принять в себе;
· они меняютсвою сексуальную жизнь;
они перестаютпутешествовать – нет сил и желания;
· они смиряютсяс неизбежностью и близостью смерти.
/>
Схема1.Взаимодействие человека и социального окружения

Авторы полагают,что именно возрастно-нормативные события задают критерий для периодизации жизни,а также периодизации возрастных изменений.
На возрастныеизменения пожилого человека существенное влияние оказывает биологическая и психосоциальнаяистория предшествующих периодов жизни.
Среди общих признаковстарения наиболее общим свойством является «замедления», охватывающие как большинствосенсорных функций – зрение, слух, вкус, осязание, так и более сложные – психомоторики,восприятия нового, запоминания, всего поведения человека, включая способность кадаптации в меняющихся условиях. Однако общие проявления старения в любой из функциональныхсистем организма сказываются в виде возрастного снижения силы и подвижности основныхпроцессов жизнедеятельности.
Внешние проявленияособенно демонстративны на примере двигательной активности в старости.
Помимо биологическихизменений в старости, особую роль играют и психологические. Они проявляются в когнитивной,эмоциональной и психологической сферах. Из геронтологической литературы известно,что с возрастом снижается эффективность когнитивных функций, прежде всего восприятияи памяти. Авторы указывают, что отражением «нормального старения» являются: ухудшениепамяти, замедление процессов восприятия и затруднение «полёта мысли». Относительностарения эмоциональной сферы среди учёных нет единого мнения. С одной стороны, выявленыбиохимические сдвиги, располагающие к частому проявлению депрессивного и тревожногосостояния, с другой – не обнаружено существенного изменения, хотя и подчёркиваетсяполиморфизм эмоциональной характеристики. На уровне личности изменения эмоциональнойсферы наблюдаются в существенном снижении самооценки, неудовлетворённости собой,неуверенности в своих силах, обостряется чувство беспомощности, одиночества, происходитсужение интересов. В поведенческой сфере по мере старения наблюдается возрастаниеготовности к конфликтам, качественное изменение межличностных контактов/ возможнысуицидальные тенденции в поведении, осторожность в установлении новых социальныхсвязей.
/>
Схема2. Возрастныеизменения у пожилых людей
Таким образом,увеличение удельного веса пожилых людей в составе населения, изменение социальногостатуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой деятельности,трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновениемразличных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптациик новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов,форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
Как правило, программысоциальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлежностик той или иной категории пожилых людей. С этим же связано и использование различныхпринципов, методов, приемов работы с клиентом[14].
Содержание работыс пожилыми людьми включает в себя вопросы, связанные со сферой здоровья, психосоциальногоблагополучия и социальных услуг. Рост численности пожилого населения влияет на основныетенденции в изменении форм социальной работы, характера технологического процессасовершенствования помощи престарелым.
Основные принципыработы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцентна нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям.
Важно восприниматьпожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы.Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации,самоподдержке исамозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентностьспециалиста по социальной работе, включающая в себя знания геронтологических и психологическихособенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.
 
1.2 Формы организациисоциального обслуживания людей пожилого возраста
Социальное обслуживаниеявляется важнейшим звеном системы социального обеспечения. В нашей стране оно регулируется,прежде всего, Федеральными Законами «Об основах социального обслуживания населенияв Российской Федерации» (1995 год), «О социальном обслуживании граждан пожилоговозраста и инвалидов» (1995 год).
Согласно ФедеральномуЗакону «Об основах социального обслуживания населения в РФ»[15], «социальное обслуживаниепредставляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказаниюсоциально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовыхуслуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан,находящихся в трудной жизненной ситуации».
Социальное обслуживаниелюдей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международнойорганизации труда[16]:
Достоинстволичности– право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.
Свобода выбора – каждое лицо преклонноговозраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временнымили окончательным.
Координацияпомощи –помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный,координированный и последовательный характер.
Индивидуализацияпомощи –помощь оказывается прежде всего самому гражданину преклонного возраста, учитываяего окружение.
Ликвидацияразрыва между санитарным и социальным уходом – при приоритетном характере критерия состоянияздоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.
Нормативно правовойбазой для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации является ФедеральныйЗакон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995). В соответствиис этим законом в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые,социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальнаяпомощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.
На начальных этапахразвития системы социальной помощи пожилым людям решались такие неотложные проблемы,как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечениес целью создания для них нормальных условий жизни.
На современномэтапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальныхпроблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будетспособствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающимиу престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необходимо также учитыватькак пожилые люди будут воспринимать другие возрастные группы, каковы социальныепроблемы тех, кто доживет до старости, их взаимоотношения с окружающими людьми,роль и статус пожилых в семье и обществе и другое.
Социальное обслуживаниепожилых людей осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальнаяслужба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяетсякак система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальнуюработу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальныхуслуг и органы управления ими.
Социальная службакак инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям:социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующихподходах:
· помощьдолжна носить реинтегрирующий характер;
· при оказаниипомощи осуществляется индивидуальный подход к запросу пожилого человека;
· социальнаяпомощь оказывается на основе принципа субсидарности;
· получательпомощи должен проявлять деятельностную активность;
· механизмысоциальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки.
Система социальныхслужб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственнойслужбе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительнойвласти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которыхвходит организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной социальнойслужбе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местногосамообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социальногообслуживания. К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятиясоциального обслуживания, созданные благотворительными, общественными, религиознымии другими организациями и частными лицами.[17]
Помощь пожилымосуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляюти ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечиваютплатные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальнойзащиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемыморганами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.
Функцию социальнойзащиты и помощи выполняют и следующие учреждения:
· дома-интернаты;
· отделениядневного и ночного пребывания;
· специальныедома для одиноких престарелых;
· больницыи отделения для хронических больных;
· стационарыразличного типа;
· территориальныецентры социального обслуживания;
· отделениясоциальной помощи на дому;
· геронтологическиецентры и так далее.
Основную функциональнуюсхему социального обслуживания людей преклонного возраста может представить в следующемвиде.

/>
Схема
Государственныесоциальные службы ориентированны главным образом на обеспечение нуждающихся различногорода услугами. Этим определяется содержание её функций, среди которых, согласноКонцепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993)[18]выделяются следующие:
· функциясоциальной помощи – надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов,лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровьяи так далее);
· функцияконсультирования – консультирование специалистов (юристов, социологов, врачей, психологови так далее);
· функцияинформирования, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяютсяследующие направления: предоставление пенсионерам-инвалидам информации, необходимойдля разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения пожилоговозраста медико-психологических и иных знаний;
· функцияпредоставления материальной помощи престарелым гражданам, находящимся в труднойжизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и так далее; а такжеспециальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц,нуждающихся в постороннем уходе;
· функциясоциального обслуживания на дому, которое осуществляется путем предоставления социальныхуслуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальномобслуживании;
· функциясоциального обслуживания в стационарных учреждениях, осуществляемого путем предоставлениясоциальных услуг гражданам, частично или полностью утратившем способность к самообслуживаниюи нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующихих возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятиймедицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организациюпосильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
· функцияорганизации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлениемсоциально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания;
· функцияконсультативной помощи по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспеченияжизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Осуществлениеэтих функций возможно при определенных условиях:
· пониманиесоциальным работником проблем клиента;
· способностьсоциального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненныхпроблем клиента;
· знаниепосредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации;
· знаниесоциальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представителикоторых привлекаются к решению жизненных проблем клиента;
· наличиевзаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовностьсоциального работника стать посредником в их общении;
· делегированиеклиентом социальному работнику представительных полномочий;
· делегированиесоциальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учрежденийи организаций;
· признаниеправа социального работника на частичное представительство смежных профессий;
· довериесторон социальному работнику, что достигается его профессионализмом.
В соответствиис федеральным законодательством[19], определены следующие формы социального обслуживанияпенсионеров:
· на дому,включая социально-медицинское;
· полустационарноев отделениях дневного (срочного) пребывания;
· в учрежденияхсоциального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах);
· срочноев целях оказания неотложной помощи разового характера остронуждающимся в социальнойподдержке; социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилоговозраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчениеадаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.
Остановимся подробнеена некоторых видах социальной помощи. Особое место в социальной работе занимаеторганизация помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам.
В федеральномперечне гарантированных государством социальных услуг к надомным относятся: доставкана дом продуктов питания из магазинов, рынка, горячих обедов из столовых, необходимыхтоваров и лекарств, гуманитарной помощи; оформление коммунальных и других платежей;сдача вещей в ремонт; сопровождение в медицинские учреждения.
Основные услугина дому предоставляются бесплатно; отдельные виды услуг, не связанные с потребностямипервой необходимости, оплачиваются пожилым, но при условии, что он получает надбавкук пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки.
Надомное обслуживаниепо желанию граждан может осуществляться на постоянной или временной основе. Еслив начале девяностых годов социальную помощь на дому в нашей стране получали околошестисот тысяч человек, то сейчас её услугами пользуются более миллиона человек.
Надомное социально-бытовоеобслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов является одной из наиболее перспективныхформ социального обслуживания. Оно позволяет решить бытовые и частично психологическиепроблемы пожилых (в частности, проблему одиночества) без помещения их в стационарныеусловия. Для большинства пожилых проживание в домашних условиях до тех пор, покаэто будет целесообразно с точки зрения возможности организации полноценного и эффективногоухода за ними, является реальным проявлением гуманизма общества.
Возможность прибыватьв привычных условиях положительно влияет на состояние пожилых людей и, как свидетельствуютрезультаты исследований, продляет их жизнь.
Однако, социальноеобслуживание на дому оказывает неоднозначное влияние на психологический статус клиента.Так, например, в результате опроса профессиональных социальных работников, работающихв системе надомного социального обслуживания, было выявлено, что в значительномколичестве случаев имеет место заискивание клиента перед специалистом. Такое отношениек себе специалисты объясняют страхом пожилых людей лишиться услуг социального работникав условиях нарастающей собственной немощи. Последнее является одним из показателейчасто осуществляющегося формирования особого состояния- состояния зависимости. Отмечаетсяспециалистами и наличие у некоторых клиентов необоснованной агрессии по отношениюк социальному работнику, стремление его унизить, что можно расценить не только какотсутствие навыков общения у клиента и определённого культурного уровня, но и какстремление «уравновесить» отношения, избавиться от чувства зависимости, сделав социальногоработника зависимым от своего настроения, каприза и тому подобное.[20]
В последние десятьлет на более качественный уровень поднялась вся система социального обслуживаниянаселения, в том числе сеть стационарных учреждений социального обслуживания людейстаршего поколения. Позитивные изменения как в развитии сети учреждений традиционноготипа, так и в появлении новых стационарных учреждений, оснащенных уникальным оборудованием,использующих инновационные технологии, формы и методы социальной работы.
Особое место всети социального обслуживания людей старшего поколения занимают дома-интернатымалой вместимости. Изучение опыта работы таких мини домов- интернатов, например,в Орловской области показывает, что в них создан особый благоприятный социально-психологический климат и уют, приближенный к домашнему. Пожилые люди, проживающиев таких мини-домах, как правило, находятся в привычной среде – в своем районе, анередко и в своем селе, им предоставляется возможность периодически бывать и прижелании в летнее время жить в своем доме и заниматься сельскохозяйственным трудом.Совершенно очевидно, что мини дома- интернаты позволяют постепенно очеловечить системутрадиционного стационарного обслуживания пожилых граждан, создавать благоприятныеусловия для продления жизни многих людей.
Опыт работы минидомов- интернатов с пожилыми людьми в различных регионах России свидетельствуето том, что имеется уникальный опыт обслуживания этой категории населения, опирающийсяна плодотворную деятельность пожилых людей, их консолидацию, желание принести пользусоциальным службам и нуждающимся категориям. Находясь в стационарных учрежденияхмалой вместимости, пожилые люди, сохранившие трудоспособность и желание принестипользу другим людям, принимают участие не только в культурно- массовых мероприятияхи трудовых делах социальных служб. Они нередко выступают в роли добровольных помощниковсоциальных работников, социальных педагогов и организаторов социального обслуживания,участвуя в процессе улучшения связи между поколениями, передаче жизненного опыта,особенно в тех организациях, где они до выхода на пенсию работали.
Главное, чтобылюбой человек старшего возраста, проживающий в домах- интернатах, чувствовал своюнеобходимость и восстребованность. Даже больной человек, потерявший трудоспособность,может принимать участие в планировании различных мероприятий, проводимых в домах-интернатах. В работе с этими категориями граждан старшего возраста необходим учетспецифических потребностей, интеллектуальный уровень и, естественно, гибкость социальныхработников в поиска новых форм и методов.[21]
Совершенно справедливоотмечают такие исследователи проблем пожилых людей, как Н.Ф.Дементьева[22], Е.И.Холостова[23],что изменение социального статуса человека в старости и возникновение различныхзатруднений в адаптации к новым условиям жизни в домах- интернатах диктуют необходимостьвыработки и реализации специфических подходов, форм и методов работы с пожилымилюдьми.
Старость называют«возрастом социальных потерь», поэтому задача работников, занятых социальным обслуживаниемграждан пожилого возраста, не только оказать им необходимую помощь и услуги, нои помочь адаптироваться в современном, во многом изменившемся, мире, организоватьдлительный уход.
Учитывая, чтов нашей стране сохраняется очередность в дома- интернаты, да и не каждый одинокийпожилой человек хочет попасть туда, в 2002 году была поставлена задача найти новыетехнологии социальной работы с одинокими пожилыми гражданами. Эти технологии связывалис деятельностью добровольцев и активизацией самих пожилых людей, максимальным продлениемсроков их жизни в семье. Таким образом, появилась идея помещения пожилых гражданв приемную семью, которая на основе договора обеспечивает нормальные условия дляпроживания и осуществляет уход, способствует реализации личностных потребностейи обеспечению активного образа жизни.
Анализируя целесообразностьинновационной формы социального обслуживания, можно сделать вывод, найдена оптимальнаяформа жизнеустройства одиноких пожилых граждан, способствующая продлению их жизненнойактивности и созданию комфортных психологических условий.[24
Ещё одной формойинновационного обслуживания является развитие сети специальных жилых домовдля одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально бытовогоназначения. Такие дома состоят из одно — двухкомнатных квартир и включают в себякомплекс служб социально – бытового назначения, медицинский кабинет, столовую, пунктызаказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную и химчистку, помещениядля проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. В этих домах обычноорганизуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспечение внутреннейсвязью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.[25]
Из нестационарныхучреждений наибольшее развитие в последние годы получили муниципальные центры социальногообслуживания. Они занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихсяв таком обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечиваютих предоставление, осуществляют срочное социальное обслуживание, А также оказываютнаселению социально – консультативную помощь. Первые центры социального обслуживаниястали создаваться в конце восьмидесятых годов, например, в Москве они появилисьв 1989 году. В 1993 году в целом по России их насчитывалось чуть более ста, а вконце девяностых годов – более полутора тысяч. Центры социального обслуживания остронеобходимы, поэтому они существуют почти во всех регионах. Это самая эффективнаяформа социальной поддержки пожилых людей и инвалидов. Кроме оказания непосредственнойпомощи пожилым и инвалидам, центры занимаются выдачей льготных путевок, следят запродвижением очередей на автомобили для инвалидов и ветеранов. [25]
Также в началедевяностых годов появились такие формы обслуживания, как бесплатные столовые, срочнаясоциальная помощь и другие. Но они были еще не столь широко распространены и невписывались в рамки привычного для всех социального обеспечения, которое в значительнойстепени ограничивалось выплатой пенсий нетрудоспособным гражданам. Однако, несмотряна то, что эти формы социального обслуживания были еще новы, непривычны и до некоторойстепени чужды массовому сознанию, среди целого ряда теоретиков социальной работыбытовало мнение, что такие новые формы социальной работы с пожилым населением следуетрасценивать как явление сугубо положительное, что, будучи выполненным, безупречнос организационной точки зрения, они являются, безусловно, положительными и с точкизрения создания соответствующего эмоционального статуса клиентов.
Так, например,некоторые специалисты утверждали, что в бесплатные столовые люди ходятне столько поесть, сколько пообщаться, страдая не так сильно от голода, вызванногонедостатком средств на питание, как от одиночества. В связи с этим данная формасоциальной поддержки малообеспеченных граждан не только сточки зрения социально– бытового обслуживания, но и с точки зрения оказания психологической поддержки(причем без какого бы то ни было участия специалиста – психолога, уже в силу самогофакта своего существования) считалась если не идеальной, то, во всяком случае, весьмапозитивной.
При этом совершенноне учитывалось то обстоятельство, что пожилой человек или инвалид (а бесплатныеблаготворительные столовые первоначально в основном были предназначены для них),способный самостоятельно проделать путь до благотворительной столовой, не в меньшейстепени обладает физическими возможностями для того, чтобы организовать свои встречии общение с соседями по квартире или по дому, со знакомыми во дворе или в пределахквартала, где он живет. Посещать бесплатную столовую в целях организации общенияв этом случае просто не имеет смысла, и как истинная и основная причина (а не самобед как жесткая необходимость) пользования этим видом социальной поддержки не выдерживаетникакой критики.
Человек, не имеющийвозможности в силу состояния здоровья покинуть свой дом и вследствие этого страдающийот недостатка общения, в столовую прийти не сможет ни с целью утоления голода физического,ни с целью утоления голода духовного и коммуникативного.
Не оспаривая социальнуюзначимость бесплатных столовых как объективно необходимой формы социальной поддержкималообеспеченных граждан, среди которых велик процент пожилых людей, следует всеже отметить, что их влияние на психологическое состояние клиентов далеко неоднозначнои в этом смысле требует специальных исследований, поскольку, наряду с благодарностьюза заботу и помощь, ряд инвалидов испытывает чувство униженности вследствие своегобедственного положения и беспомощности, заставляющей их играть роль социальных иждивенцев,что особенно тяжело для людей, проработавших всю жизнь и не заработавших, как теперьстановится очевидным, права на покой и достойную жизнь в старости вследствие утратытрудоспособности, низкого уровня и нерегулярности выплаты пенсий, заставляющих вестипожилых нищенское существование.[20]
Одной из формсоциального обслуживания является срочное социальное обслуживание. Оно осуществляетсяв целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возрастаи инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
Срочное социальноеобслуживание включает следующие услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнемгарантированных государством социальных услуг:
1. Разовоеобеспечение остронуждающихся бесплатным питанием или продуктовыми наборами.
2. Обеспечениеодеждой, обувью и другими предметами первой необходимости.
3. Разовоеоказание материальной помощи.
В настоящее времяслужбы срочной социальной помощи еще находятся в стадии своего становления. Деятельностьэтих служб осуществляется по следующим направлениям:
1. Обеспечениеграждан информацией о формах работы и возможностях службы, ее территориальном расположениии контактных телефонах.
2. Оказаниелицам, нуждающимся в срочной социальной поддержке, в разовом порядке различных видовматериальной и натуральной помощи, предоставление временного жилья, транспортныхуслуг и решение других вопросов.
3. Предоставлениегражданам консультативной помощи юридического и справочного характера, а при необходимостинаправление граждан в иные службы, организации и учреждения, где их запросы могутбыть удовлетворены более полно и квалифицированно.[25]
Таким образом,при организации социального обслуживания пожилых людей складываются разные, и притом чрезвычайно сложные, ситуации. И здесь решающую роль в обеспечении его положительногорезультата играет специалист по социальной работе. Последний должен уметь проникатьво внутренний мир клиента, воздействовать на него, понимая, в частности, особенностивозраста людей, с которыми он взаимодействует, его проблемы и тому подобное.
То есть, социальное обслуживание пожилых людей реализуется впроцессе профессионального общения специалиста с клиентом. Так, например, при организациисоциального обслуживания на дому, срочного социального обслуживания, консультационнойпомощи специалист и клиент вступают в непосредственное общение, а при организациителефонных консультаций – в опосредованное. Следовательно, в структуре психологическойкомпетентности специалиста по социальной работе должен присутствовать компонентсоциально-психологической компетентности в профессиональном общении.

2. Психологическаякомпетентность специалиста по социальной работе с людьми пожилого возраста
 
2.1 Содержаниепсихологической компетентности специалиста, работающего с пожилыми людьми
В теории социальнойработы существует несколько понятий определяющих профессиональное состояние специалистапреступающего к профессиональной деятельности.
При этом в образовательнойсфере используют понятие «готовность».
Готовность к профессиональнойдеятельности – психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающаяосознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболеевероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальныхусилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижениицелей [26] .
В профессиональнойсфере используется понятие «квалификация».
Согласно Государственномуобразовательному стандарту высшего профессионального образования, «квалификацияпо направлению или специальности высшего профессионального образования» – уровеньобученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельностипо полученному направлению или специальности.[27]
В профессиональнойсфере используют понятие «компетентность», которое на сегодняшний момент прорабатываетсяв образовательной сфере (А.В.Хуторской[28], С.Е. Шишов[29] и другие).
Например, А.В.Хуторскийсчитает, что компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией,включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
С.Е.Шишов понятие«компетентность» связывает с определенной областью деятельности. Когда говорят опрофессионале, то возникает представление о таком работнике, который выполняет своюмиссию качественно, эффективно, компетентно.
В научной литературепонятие «компетентность» часто раскрывается через ее содержание.
При этом следуетотметить, что содержание компетентности у разных авторов неоднородное и в теориипредставлено многими составляющими (умения, способности, свойства личности, знанияи так далее), не всегда имеющими четкую структуру. Тем не менее, точки зрения наструктуру компетентности могут быть изложены в пределах трех направлений.
Первый из нихиспользуется в теории социальной работы (Г.Н.Филонов[30], Б.Ю.Шапиро[31]). Структурапрофессиональной компетентности рассматривается как «сочетание специфических компетенцийразного типа». Ученые предложили шесть типов компетенций.
1.Концептуальнаякомпетенция-понимание теоретических основ своей профессии и умение анализировать,синтезировать и формулировать проблему, что напрямую связано со знаниями.
2.Техническаякомпетенция-способность овладевать основными профессиональными навыками, в том численавыками исследования, управления и анализа общих стратегий.
3. Интегративнаякомпетенция-способность связать теорию и практику.
4. Контекстуальнаякомпетенция-понимание социальным работником широкого культурного, экономическогои социального контекста, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность,то есть способность связывать специфическое, уникальное и общее универсальное.
5. Адаптивнаякомпетенция- умение предвидеть и подготовиться к каким-то изменениям, важным в рамкахданной профессии.
6. Межличностнаякомпетенция-умение эффективно общаться (устно и письменно).
Другой подходсвязан с выделением в профессиональной компетентности различных уровней её функционирования(Н.Е.Холостова[32], Н.Б.Шмелева[33]).
В структуру профессиональнойкомпетентности социального работника разработанную ШмелевойН.Б. входят три уровняее проявления: методический, социальный, организаторский.
Методическая компетентность-владениеспециальным профессиональным инструментарием — технологиями, методами социальнойработы.
Социальная компетентность-подней подразумевается социальная зрелость личности специалиста, профессиональна позиция,также его ассертивность, коммуникативность и самоэффективность.
Организаторскаякомпетентность — включает организационные умения, настойчивость, целенаправленность,способность принимать решения, самоорганизовывать социального работника.
Успешность социальногоработника, утверждает автор, зависит от равномерной представленности всех трех уровней.Но в равной степени можно утверждать, что они могут существовать в непропорциональномсоставе. Степень выраженности того или иного уровня компетентности у специалистовпозволила произвести их деление на группы.
Однако каким быспециальным уровнем компетентности ни владел специалист, его деятельность в определеннойстепени есть нечто иное, как взаимодействие специалиста и клиента. Рассмотренныенами подходы, несомненно, обогащают общее представление о профессиональной компетентности.Вместе с тем в них не представлен один из важнейших ее компонентов – компетентностьв общении.
Третий подходсвязан с выделением видов профессиональной компетентности. (В.Лутанский, К Оганян[34],Г.А.Червякова[35])
В отечественнойлитературе проблема компетентности широко представлена в психологических исследованиях,рассматривающих ее виды: социально-психологическая (А.Кох), коммуникативная Ю.А.Емельянов,Ю.М.Жуков, Е.С.Кузьмин, Л.А.Петровская), профессионально-педагогическая, включающаяспециальную, методическую, социально-психологическую, дифференциальную и аутопсихологическуюкомпетентность (Н.В.Кузьмина).
Под профессиональнойкомпетентностью специалиста социальной сферы М.В.Фирсов понимает (и мы разделяемэту точку зрения) сформированную в процессе обучения и самообразования систему научно-практическихзнаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитиеличностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общениис людьми при решении их жизненных проблем.
По мнению В.Лутанскогои К.Оганян профессиональную компетентность специалиста по социальной работе можноподразделить на два вида: управленческую и психолого-педагогическую компетентность.
К управленческойкомпетентности, полагают авторы, следует отнести теоретические и практические знанияи умения (социальный опыт) социального работника как в области организации работыс конкретными посетителями, так и в организации деятельности, затрагивающей широкиеаспекты социальной защиты прав человека.
Базу управленческойкомпетентности социального работника составляет знание научных основ организациидеятельности служб занятости населения, муниципальных центров помощи, органов социальногообеспечения и так далее, то есть тех государственных структур, деятельность которыхнаправлена на защиту и помощь человеку. Социальный работник как организатор не можетобойтись без знания технологии социальной работы, основ теории организации управления,в частности, труда руководителя, этики и психологии руководства, культуры речи иобщения.
Поскольку социальныйработник выполняет многообразные функции по руководству, то ему необходимы развитыеорганизаторские, психологические, педагогические и, особенно, коммуникативные способностии умения.
К психолого-педагогическойкомпетентности социального работника следует отнести педагогическую и психологическуюкомпетентность.
Как педагог (асоциальная работа связана с углубленным влиянием на человека, группу людей) социальныйработник должен владеть деятельной (профессиональной, процессуальной) сущностьюпрофессионализма, которая составляет комплекс знаний, умений, навыков: начинатьработу вовремя, заканчивать работу, добившись цели; проявлять внимание, интереси доброжелательность к людям; вместе с ними искать те приемы и способы, которыепомогают решить ту или иную жизненную проблему. Как педагог социальный работникможет способствовать формированию у посетителя только тех качеств, которыми обладаетон сам.
Психологическаякомпетентность, как никакая другая, у социального работника должна находиться насамом высоком уровне. Объясняется это тем, что в своей деятельности он решает общепсихологические,дифференциально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.
Основная сложностьпрофессиональной деятельности социального работника, с одной стороны, состоит втом, что все помогающее поведение специалиста проходит через различные виды контактовс клиентом, профессиональная помощь клиенту – есть процесс взаимодействия в общениис ним.
С другой стороны,он имеет дело с различными контингентами людей, которые являются субъектами общения,познания и труда, досуга и им можно помочь лишь хорошо зная их индивидуальные способности,мотивы и желания, потребности и нужды.
С третьей стороны,социальный работник может достичь успеха, если он умеет ставить и анализироватьцели, видеть просчеты и недостатки собственной деятельности, владеет необходимымизнаниями и умениями, обладает профессионально-значимыми качествами, способствующимиустановлению и поддержанию контакта с клиентом, позитивному решению его жизненныхпроблем.
Таким образом,структура психологической компетентности социального работника имеет три компонента.
/>
Схема
1.социально-психологическаякомпетентность – это компетентность специалистов в области профессионального общения.
2.дифференциальнаякомпетентность – это компетентность в области мотивов, способностей, потребностейи так далее, (потенциала) клиента.
3. аутопсихологическаякомпетентность – это компетентность специалиста в области достоинств и недостатковсобственной деятельности и личности.
Содержание психологическойкомпетентности специалиста в научной литературе представлено через рассмотрениепрофессиональных знаний, умений, способностей и профессионально-важных качеств.
Необходимо отметить,что в литературе нет единого мнения относительно содержания психологической компетентности,то есть ее элементов, а на особенности ее описания серьезное влияние оказывает пониманиеисследователями феномена компетентности. Поэтому отдельные элементы психологическойкомпетентности часто оказываются «рассеянными» по другим составляющим профессиональнойструктуры. Так можно выделить направление, где определение профессиональной компетентностиопирается на квалификационные характеристики, поэтому структурные элементы компетентностив общении раскрываются в основном через умения специалистов (Л.А.Аухадеева, Р.К.Бикмухаметов[36]и другие).
Л.А.Аухадееваи Р.К.Бикмухаметов, исходя из функций общения как коммуникативной деятельности,выделяют основные группы коммуникативных умений: умения, направленные на решениеинформационно содержательных аспектов общения; Умения, направленные на построениеобщей стратегии общения; умения, направленные на восприятие партнерами друг друга;и интегративные коммуникативные умения: умение ориентироваться в ситуации общенияи пользоваться различными средствами общения; умение управлять своим поведением;умение слушать и понимать партнера.
Значительная частьработ посвящена коммуникативным умениям как самостоятельному предмету рассмотрения,поскольку в социальной деятельности нельзя достичь больших результатов, овладевлишь знаниями по специальности ( М.Е.Дашкин[37], Т.В.Никольская[38] и другие). Вструктуру этой деятельности входят различные умения, и, прежде всего коммуникативные.Именно они, будучи внешним выражением деятельности, являются существенным показателемуспешности специалиста. Говоря непосредственно о коммуникативных умениях, пишетМ.Е.Дашкин, следует отметить, что под ними нужно понимать совокупность интеллектуально-коммуникативныхдействий, позволяющих активно включиться в социально-регулируемый и целенаправленныйпроцесс профессионального и социального взаимодействия. Коммуникативные умения какнеобходимый компонент деятельности социального работника рассмотрены им в контекстесодержания и структуры и включают вербальные и невербальные.
Рассматривая вопросыформирования коммуникативных умений у будущих специалистов по социальной работе,Т.В.Никольская считает, что процесс подготовки будущих специалистов должен включатьв себя развитие следующих коммуникативных умений:
1. контрольи самоконтроль в общении;
2. организацияи управление коммуникативным процессом в любой приемлемой для клиента форме;
3. учет особенностейклиента во взаимоотношениях с ним, в зависимости от его социального статуса, мотивовдеятельности, круга интересов, образа жизни;
4. владениена практике невербальной коммуникацией, ощущение и постоянная невербальная поддержкаобратной связи;
5. умениепонять, признать клиента, сочувствовать и сопереживать ему, принимать его во всеммногообразии его индивидуальных особенностей;
6. информационныйобмен в общении.
Она подчеркивает,что это всего лишь малая часть профессиональных умений и навыков, без которых нети не может быть социального работника – профессионала. Без этого общение социальногоработника с клиентом становится формальным; ему трудно достичь заданных целей иоказать необходимую социальную помощь и психологическую поддержку людям, которыев ней нуждаются.
Для системнойхарактеристики качеств личности необходимых в межличностном общении в науке частоиспользуют понятие «потенциал».
Целесообразностьтакого определения заключается в том, что необходимо рассматривать не отдельныечерты и характеристики психики, а ее качества как целостные образования, как еесистемно-базовые свойства.
Для характеристикисоциального работника как субъекта профессиональной деятельности Н.Б.Шмелева[39]выделяет комплексное понятие – «личностный потенциал», который включает в себя рядкомпонентов:
· профессиональныезнания, умения, навыки (квалификационный потенциал);
· работоспособность(психофизиологический потенциал);
· интеллектуальныеспособности (образовательный потенциал);
· креативныеспособности (творческий потенциал);
· ценностно-мотивационнуюсферу (нравственный потенциал);
· способностьк сотрудничеству и взаимодействию (коммуникационный потенциал).
Многие ученыеотмечают, что социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности,где зачастую, кроме профессиональных знаний и навыков, личностные качества специалиставо многом определяют успешность и эффективность работы.
Специфика егодействий включает в себя нравственные мотивы профессиональной деятельности: стремлениеделать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга, потребностьв достижении идеалов, реализации ценностных ориентаций. Поэтому наряду с познаниемспециалистом основ и тонкостей профессии, происходит его развитие как личности,формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит вработе с людьми. Настоящий социальный работник обязательно сочетает в себе как профессиональныезнания и навыки, так и личностные характеристики.
Эффективностьже социальной работы с пожилыми людьми напрямую зависит от профессиональных качествспециалистов, ориентированных на работу с пожилыми людьми. Поэтому в следующем параграфемы будем рассматривать профессионально-важные качества специалиста по социальнойработе с пожилыми людьми как наиболее значимый элемент содержания его психологическойкомпетентности.
2.2 Содержаниепсихологической компетентности специалиста, работающего с пожилыми людьми
Требования, предъявляемыек специалисту по социальной работе на законодательном уровне (законы, стандарты),излагаются в виде профессионально значимых качеств личности и качеств, препятствующихработе в данной сфере.
В «Стандартахклассификации практической социальной работы» [40]предъявляются соответствующиетребования, без которых невозможна профессиональная деятельность специалиста. Ондолжен:
· уметьслушать других целенаправленно и с пониманием;
· собиратьинформацию, чтобы подготовить социальную историю, оценку и отчет;
· формироватьи поддерживать профессиональные отношения, направленные на оказание социальной помощи;
· наблюдатьи интерпретировать вербальное и невербальное поведение, используя знания в областитеории человека и диагностические методы;
· направлятьусилия клиентов на разрешение их проблем и завоевывать доверие клиентов;
· находитьтворческое решение проблем клиентов;
· проводитьисследования и интерпретировать их результаты;
· быть посредникоми вести переговоры между конфликтующими сторонами;
· обеспечиватьсвязь между различными организациями;
· сообщитьо социальных потребностях государственным органам, финансирующим соответствующуюдеятельность.
Согласно Государственномуобразовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности«социальная работа»[41], социальный работник должен уметь просто и грамотно говоритьи писать, обучать других внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональныеи кризисные ситуации. А также служить примером в профессиональных отношениях, объяснятьсложные психосоциальные явления, эффективно организовывать свою работу, изыскиваяисточники, получать средства по оказанию помощи другим и так далее.
Таким образом,стандарты указывают на следующие качества: наблюдательность, коммуникабельность,доброжелательность, организованность и тому подобное.
В теории социальнойработы ряд авторов также занимались разработкой этой проблемы. (Е.И.Холостова[42],В.И. Курбатов[43] и другие).
Например, Е.И.Холостовасчитает, что личные качества специалиста по социальной работе можно разделить натри группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которыхзависят способности к данному виду деятельности. Ко второй – психологические качества,характеризующие социального работника как личность. К третьей группе – психолого-педагогическиекачества.
Качества первойгруппы, которые отражают психические процессы (мышление, восприятие, память, воображение),психические состояния (стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания,эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, импульсивность)должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалиста.Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообщеневозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепеннуюроль. Если кто-то из специалистов не отвечает психологическим требованиям, предъявляемымпрофессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут не проявитьсяне так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.
Ко второй группекачеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность,самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность,самовнушаемость, умение переключать и управлять своими эмоциями.
К третьей группекачеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми);эмпатичность (улавливание настроение людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживаниеих нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умениевнушать и убеждать словом) и другие.
В.И.Курбатов говорито личных качествах специалиста по социальной работе. Причем он разделяет их на необходимыеи неприемлимые.
В личных качествахнужно выделить личностные особенности, навыки общения и отношение к работе. Личностныеособенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость,человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность.
Навыки общения:внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям.
Отношение к работе:добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.
Неприемлемымидля социальных работников считаются следующие качества:
Личностные особенности:нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость.
Навыки общения:грубость, неуважение к людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость.
Отношение к работе:безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность,нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.
Таким образом,если рассматривать профессиональные качества как проявление психологических особенностейчеловека – социального работника, то становится ясно, не каждый человек может профессиональновыполнять функции специалиста по социальной работе. Нередко личностные качестваявляются базисными при становлении профессионального мастерства.
Качества, необходимыеспециалисту геронтологического плана, имеют свою специфику, основанную на психологическихособенностях клиента.
Авторы выделяютэти качества в контексте социальной работы с пожилыми людьми. (Р.С.Яцемирская, И.Г.Беленькая[44],Е.И.Холостова[42])
Р.С.Яцемирскаяи И.Г.Беленькая отмечают качества специалиста, выделенные пожилыми людьми. По мнениюсамих пожилых людей их требования к специалистам таковы: прежде всего доброта ичестность, бескорыстие и сострадание, а добросовестность, ответственность и требовательностьк себе должны определять профессиональный статус специалиста.
Е.И.Холостовавыделяет следующие качества, необходимые специалисту в работе с пожилыми людьми.Строгость и требовательность – эти качества, характерные для позиции ситуативногодоминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом. Разумеется,они не должны трансформироваться в жестокость и жесткость. Очень важно критичноеотношение к качеству своей работы, не преувеличение своих возможностей и своей ролив достижении успеха. В то же время излишний критизм, неуверенность в себе могутпрепятствовать эффективной деятельности.
Вежливость, приветливость,тактичность – обязательные качества любого профессионала, в том числе и социальногоработника. Позитивный эмоциональный настрой, наличие чувства юмора способствуетвыходу пожилого человека из депрессивного состояния.
Коммуникабельность является одним из важныхкачеств, так как позволяет быстро установить контакт и понять внутренний мир клиента,его скрытые побуждения.
Ощущение уверенности в себя позволяет справитьсяс раздражительностью пожилого человека, которая возникает в силу неустойчивостипсихики пожилых людей. Таким образом, исключительное значение в организации социальнойработы с пожилыми имеет самопознание социального работника как специалиста.
Следовательно, можно заключить, что в структурепсихологической компетентности специалиста в качестве самостоятельного присутствуеткомпонент аутокомпетентности, под которым мы понимаем осознание специалистом качествнеобходимых в работе и препятствующих ей, то есть достоинств и недостатков.

Заключение
Увеличение численностилиц старшего поколения делает актуальным постановку вопроса о предоставлении имнеобходимого уровня жизненного обеспечения, в том числе эффективного социальногообслуживания.
Социальное обслуживаниепожилых людей зависит от их потребностей и проблем, а также во многом от профессиональнойподготовки специалиста.
Определение проблемпожилых позволяет специалисту организовать процесс обслуживания пожилых людей болеепродуктивно. Должный уровень профессиональной подготовки специалиста по социальнойработе позволяет ему построить процесс взаимодействия с пожилым клиентом рационально.Таким образом, специалист должен обладать профессиональной компетентностью.
Психологическаякомпетентность специалиста по социальной работе, работающего с пожилыми людьми,является наиболее важной составляющей профессиональной компетентности. Она позволяетспециалисту понять проблемы клиента и построить эффективно процесс взаимодействияс ним в решении этой проблемы, что предполагает наличие у специалиста определенныхкачеств, способствующих оказанию профессиональной помощи и поддержки.

Список использованныхисточников
1. Е.И.Холостова. Пожилыекак социальная общность./Технологии социальной работы. — М.,2002.
2. В.Д.Альперович. Социально-психологическийпортрет пожилой россиянки. /Дети и старики как группы риска: миссия социальной работыв обществе переходного типа. Международная конференция.- Самара, 2001.
3. В.И.Жуков. Россия. Статистика,перспективы, противоречия развития.- М., 1996.
4. А.А.Козлов. Старость: социальнаяразобщенность или целостность.//Мир психологии, 1999,№ 2.
5. В.В.Чайковская. Одинокиепожилые люди как группа риска повышенной потребности в медико-социальной помощи./Детии старики как группа риска: миссия социальной работы в обществе переходного типа.Международная конференция. — Самара, 2001.
6. Е.Ф.Молевич. Динамика статуса стариков в современномобществе./Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществахпереходного типа. Международная конференция.- Самара,2001.
7. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. Социальная психологиястарения
8. Н.В.Зоткин. Психологияпожилого возраста в аспекте социальной работы.- Самара,1998.
9. Геронтология и гериатрия:Ежегодник.- Киев, 1992.
10. В.В.Егоров. Районный территориальныйцентр как современная форма организации медико-социальной помощи населению пожилогои старческого возраста. — М.,1996.
11. В.П.Коган. Пожилые людина работе. — М.,1978.
12. Медицинские и социальныепроблемы в геронтологии. — М.,1996.
13. Словарь-справочник посоциальной геронтологии.- Самара,2003.
14. Н.Б.Шмелева. «Третий»возраст и его проблемы: технологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми.//Российскийжурнал социальной работы. 1995,№2.
15. Федеральный Закон «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (от 10.12.1995г.).
16. Этические принципы Международнойорганизации труда.
17. Социальное обслуживаниепожилых граждан: состояние и тенденции развития. – М.,1994.
18. Концепция развития социальногообслуживания населения Российской Федерации (1993).
19. Федеральный Закон «О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995).
20. Г.П.Медведева. Роль психологическойкомпетентности специалиста по социальной работе в обслуживании пожилых людей.//Мирпсихологии, 1995,№5.
21. В.Н.Катюхин, Н.Ф, Дементьева.Дома-интернаты. — СПб.,1996.
22. Н.Ф.Дементьева. К потребностив медицинской помощи лицам пожилого возраста на начальном этапе адаптации в домах-интернатах.//Здравоохранение,1990,№3.
23. Е.И.Холостова. Социальнаяработа с пожилыми людьми. — М.,2003.
24. Социальная работа в условияхперехода Росси к рыночным отношениям: анализ и прогнозы. – М.,1995.
25. М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова.Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров.- М., 1988.
26. http//azps.ru/handbook/g/goto657.htnl.
27. Государственный образовательныйстандарт высшего профессионального образования.
28. Ключевые компетенции иобразовательные стандарты: Доклад А.В.Хуторского на отделении философии образованияи теоретической подготовке РАО 23 апреля 2002г.//Центр «Эйдос»,www/eidos.ru/compet.htm.
29. С.Е.Шишов. Понятие компетенциив контексте качества образования.//Стандарты и мониторинг образования. 1999,№2.
30. Г.Н.Филонов. Социально-педагогическаятеория: сущность и тенденции развития.//Педагогика. 1997, №6.
31. Ю.Б.Шапиро. Проблема целостногоподхода в обучении социальной работе.//Образование в области социальной работы вРоссии. — М.,1996.
32. Е.И.Холостова. Профессиональныйи духовно-нравственный портрет социального работника. — М.,1998.
33. Н.Б.Шмелева. Профессионально-личностноеразвитие социального работника: Спецкурс – спецпрактикум.- М.,1998.
34. В.Лутанский, К.Оганян.Главное профессионализм и компетентность.//Вестник социальной работы.1995,№1.
35. Г.А.Червякова. Профессионализация./Российскаяэнциклопедия социальной работы. — М.,1997, Т.2.
36. Л.А.Аухадеева, Р.К.Бикмухаметов.О коммуникативных умениях социального работника.//Актуальные проблемы подготовкикадров социальной сферы: Материалы республиканской научно-практической конференции.-Казань,1998.
37.М.Е.Дашкин. Коммуникативныеумения в деятельности социального работника и менеджера (теоретический аспект).//Зарубежныйи отечественный опыт социальной работы. — М.,1999.
38. Т.В.Никольская. Формированиекоммуникативных умений у будущих социальных работников в вузе. — Казань, 2001.
39. Н.Б.Шмелева. Теория иметодика социальной работы./Под редакцией А.М.Панова, Е.И.Холостовой.-М.,1997.
40. Стандарты классификациипрактической социальной работы.
41.Государственный образовательныйстандарт высшего профессионального образования по специальности «социальная работа».
42. Е.И.Холостова. Личностныекачества социального работника./ Теория социальной работы./Под редакцией Е.И.Холостовой.-М.,2001.
43.Социальная работа./Подобщей редакцией В.И.Курбатова.
44. Р.С.Яцемирская, И.Г.Беленькая.Социальная геронтология. — М.,1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.