Реферат по предмету "Социология"


Стратегия и приоритеты развития здравоохранения

План
Введение
1.Стратегия и приоритеты развитияздравоохранения
Заключение
Литература

Введение
Президентом РФ поставленазадача, сформулировать стратегию развития здравоохранения в стране на ближайшеедесятилетие (2008–2018 гг.). Как эта стратегия будет разрабатываться, на какихпринципах, какими исполнителями, какова будет генеральная цель – улучшениездоровья людей или улучшение экономического положения учрежденийздравоохранения – от всего этого зависят и качество самой стратегии, и, вбольшой степени, результаты ее реализации на практике.
Стратегия и приоритеты развитияздравоохранения
здравоохранение санитарный просветительский
Лучший вариант – национальная модель здравоохранения и наличиедобровольного частного медицинского страхования, что дает гражданам возможностьвыбора. Именно поэтому в большинстве западных стран в наши дни ищут новуюструктуру, позволяющую уравновесить государственное финансирование за счетналогов и за счет медицинского страхования, не рассчитывая, как у нас, наличные средства граждан. Более того, пришедшие от страховщиков принципы “оплатаза пролеченного больного” и “деньги следуют за пациентом” наносят неоценимыйвред здоровью наших граждан и всему обществу, определяя принципиально неверныйвектор развития здравоохранения в стране. Исходя из этих принципов, в системездравоохранения была полностью утрачена заинтересованность в увеличении числаздоровых людей.
Действительно, чем больше будет больных, тем больше денег поступит вучреждения здравоохранения. В росте числа больных заинтересовано не толькоздравоохранение, но и фармацевтические производители и посредники, посколькупри этом будет неизбежно расти потребление лекарственных средств. Поэтомуотмеченные принципы не просто ошибочны, но по настоящему вредны для нашейстраны.
По сути, на территории Российской Федерации столько системздравоохранения, сколько в ней субъектов: на каждой территории разрабатываютсясвои стандарты (по примеру Кемеровской области), оказываются разные объемымедицинской помощи с существенными отличиями по источникам финансирования (вструктуре расходов средства ОМС составляют от 10 до 63,6%). Это свидетельствуетоб отсутствии единой концепции развития здравоохранения.
Такая концепция должна состоять из нескольких частей. В первой части целесообразнопредставить необходимость создания новой стратегии, которая учитывала бысложившуюся ситуацию, мировой прогрессивный опыт и основывалась бы на анализерезультатов предыдущей концепции. Вторая часть должна включать в себя конечныецели для десятилетней реализации стратегии и модель будущего здравоохранения.
В числе важных целей в сохранении здоровья должны быть те, которыезависят от здравоохранения: например, увеличение средней продолжительностиздоровой жизни; снижение преждевременной и предотвратимой смертности в первуюочередь от тех причин, от которых общество несет наибольшие потери, исходя изсреднего возраста умерших и числа лет недожития до средней продолжительностижизни; отнесение на более пожилой возраст пика смертности от хроническихболезней; увеличение рождаемости здоровых детей, улучшение репродуктивногоздоровья и т. п.
Третья часть –целевая, в которой могут быть представлены дерево целей стратегии, критерии ихдостижения и дерево укрупненных мероприятий или направлений с учетом научнообоснованных приоритетов. Самый главный приоритет на ближайшее десятилетие –несомненно, развитие профилактики, расходы на которую должны быть доведены до70% всех расходов на здравоохранение, в т. ч. на первичную профилактику имассовое оздоровление – 50%. Это позволит снизить заболеваемость и увеличитьчисло здоровых людей. На вторичную профилактику и возможно более раннеевыявление заболеваний следует выделить 20% расходов, что в значительной степениснизит потребность в дорогостоящем лечении и уменьшит нагрузку наспециализированную медицинскую помощь и высокие технологии. Соответственнодолжна значительно измениться и роль первичной медико-санитарной помощи именнокак первичной заботы о здоровье.
Для борьбы с алкоголизмом, курением и наркоманиями, в первую очередьсреди подростков и молодежи, необходимо организовать досуг, приблизить к местамкомпактного проживания спортивные площадки разного назначения, прогулочныемаршруты, стадионы, спортивные группы, летние оздоровительные лагеря,разнообразные кружки по интересам, бассейны и т. п. Одновременно это будетспособствовать патриотическому воспитанию молодежи. Необходимо такжевосстановить и развить школьную медицину с ее профилактикой, периодическими обследованиямифизического и психического здоровья, стоматологическими обследованиями ипоследующим оздоровлением школьников. Кроме того, требует своего восстановлениявся профилактическая, оздоровительная и лечебно- реабилитационная работа напроизводстве (медико-санитарные части, врачебные здравпункты, цеховые врачи ит. д.).
Особое внимание в стратегии должно быть уделено информационномуобеспечению санитарно-просветительской работы с населением, что позволитповысить уровень санитарной культуры и санитарного образования людей, научитьих простейшим методам самопрофилактики, самообследования и самопомощи внеобходимых случаях. Для этого потребуются организация групп здоровых пациентови выпуск специальной литературы. Необходимо также расширить работу снаселением, что позволит повысить степень доверия людей к медицине и еепредставителям. Это нужно сделать еще и потому, что те люди, которые напротяжении последних 15 лет разрабатывали основы стратегии развития,здравоохранения (видимо, других специалистов в стране просто нет), видят егопроблемы и их решение только с чисто экономических позиций, не соизмеряя их спотребностями и возможностями большей части населения.
В этой части можно предусмотреть создание при каждом медицинскомучреждении попечительского или наблюдательного совета, создание групп по работес пациентами (школы здоровых, школы по диабету, гипертензии, бронхиальнойастме, остеохондрозу, по преодолению зависимостей и т. д.), организациюмассовых дней здоровья и т. п. Особо следует рассмотреть вопрос о созданиидолгосрочной программы по оздоровлению девочек подростков; организациюсоответствующих центров.
Хочется напомнить определение, сформулированное в ч. 1 ст. 1 Основызаконодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487 1: “Охраназдоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического,правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарногигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение иукрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержаниеего долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случаеутраты здоровья”.
Несмотря на кажущуюся сложность этого определения, оно наиболее полноотражает существо системы охраны здоровья, ее комплексность, межведомственностьи государственность. Эта система выходит далеко за пределы рамок собственноздравоохранения как отрасли.
В четвертой части стратегии должна быть подробно представлена системаздравоохранения, полностью ориентированная на выполнение определенных целей иприоритетов.
В пятой части стратегии должны содержаться развернутые конкретные планыее реализации с указанием исполнителей и финансирования.
В процессе реализации стратегии необходимо:
· повыситьпрестижность и привлекательность врачебной профессии, используя для этого всесредства массовой информации (заказные фильмы, теле и радиопередачи, журнальныестатьи и т. п.), с тем, чтобы вернуть доверие к врачам и повысить их авторитет;
· ввести тестовуюсистему отбора по врачебным профессиям, по -скольку не из каждого человека можетполучиться хороший врач;
· перестроитьсистему до дипломного образования (в направлении от предметного к проблемнопредметному обучению и от получения набора быстро устаревающих знаний кразвитию клинического мышления);
· восстановитьсистему непрерывного медицинского образования на последипломном уровне (начинаяот повышения квалификации на рабочих местах, двух и трехзвеньевой системы изаканчивая специальными образовательными курсами), а при обучении врачей безотрыва от производства акцент делать на умении работать с пациентами, особеннона психологических особенностях такого общения;
· развитьотечественный принцип этапности оказания медицинской помощи, показавший своювысокую эффективность в годы Великой Отечественной войны (военно-медицинскаядоктрина), а также разработать маршруты движения пациентов исходя изсоответствующих показаний;
· более полноиспользовать возможности медицинских сестер как самостоятельных медицинскихработников, которые могут и должны работать не только в медицинских учрежденияхв качестве помощников врачей. Они должны оказывать самостоятельную (не толькопатронажную) помощь на дому, вызывая врача в случае необходимости,организовывать работу интегральной медицинской помощи, замыкающей весь циклоказания лечебно профилактической и реабилитационной помощи пациентам;
· предусмотретьсущественное увеличение заработной платы медицинским работникам, особеннозанятым в стационарах, и работникам первичного звена, не попавшим подпредыдущие постановления;
· пересмотретьтабели оснащения и укрепить материально техническую базу, в первую очередь – вмуниципальном звене здравоохранения;
· постепенноустранить имеющие место структурные диспропорции между различными видамимедицинской помощи и уровнями ее оказания;
· повысить ответственность(моральную, правовую и финансовую) врачей общей практики (ВОП) за своихпациентов, где бы те ни находились, постепенно перераспределив врачей такимобразом, чтобы к концу десятилетия в первичном звене здравоохранения былососредоточено не менее 40% всех врачей;
· активносодействовать развитию врачебного самоуправления профессиональной медицинскойдеятельностью как составной части построения в стране гражданского общества;
· существеннорасширить применение компьютеров в работе врачей, что предоставит им доступ ксовременным медицинским базам данных, основанным на принципах доказательноймедицины, систематизированным обзорам по отдельным клиническим проблемам и темсамым позволит снизить частоту врачебных ошибок, распространенность и тяжестькоторых в нашей стране пока не изучена;
· осуществитьпереход от оценки и контроля качества медицинской помощи (эксперты должны бытьобучены, и иметь соответствующую лицензию) к его обеспечению в соответствии сразработанными стандартами лечения пациентов, ориентированными на конкретныерезультаты;
· предусмотреть современем концентрацию платных услуг, разлагающих государственноездравоохранение, преимущественно в частных медицинских учреждениях, посколькуво всех остальных между врачом и пациентом не должно быть денежных отношений.Из медицинской помощи нельзя извлекать прибыль. Легализация платных услугничего не даст, так как даже в условиях частных клиник, напримерстоматологических, врач направляет в кассу не каждого пациента;
· осуществитьпостепенный переход на международно-сопоставимые критерии в областилицензирования и аккредитации, медицинской демографии, здравоохранения,номенклатуры медицинских учреждений и врачебных специальностей;
· закрыть вопрос овозможности рынка в здравоохранении, по- скольку здоровье человека не имеетрыночной стоимости, а медицинская помощь не является товаром и предметом конкурентнойторговли;
· предусмотретьразвитие законодательной базы здравоохранения, для чего каждую статью Основзаконодательства РФ об охране здоровья граждан развить в закон прямогодействия; разработать законопроекты о правах и ответственности пациентов и озащите прав врачей в виде страхования рисков профессиональной врачебнойдеятельности.
В нашей стране сложился и продолжает усиливаться выраженный перекос всторону узкоспециализированных и дорогостоящих видов медицинской помощи,которую получает ограниченное число пациентов. Это осуществляется в ущербмассовым профилактическим и оздоровительным мероприятиям, что делаетздравоохранение неэффективным: затраты растут, а здоровье населения в целом неулучшается. Возможно, это связано с тем, что в нашей стране, в отличие от рядадругих стран, в здравоохранении и клинической практике пока не нашли должногоприменения методы экономического анализа, а многие действия не всегда хорошопродуманы и просчитаны.
Например, метод минимизации затрат — позволяет выбрать наиболее дешевыйвариант затрат при тех же самых результатах;
метод результативности затрат — позволяет сравнивать альтернативыдействий в зависимости от полученных результатов;
анализ выгодности затрат — дает возможность сопоставить разнородные альтернативы действий, приводяих и результаты к единому денежному исчислению;
анализ полезности затрат — позволяет оценивать результаты по специальной шкале, используякоэффициент полезности. Указанные методы позволяют обоснованно выбрать самыйэффективный вариант действий.
Необходимо научиться мыслить категориями эффективности, находя с помощьючетырех отмеченных методов оптимальное соотношение между ожидаемымирезультатами и предполагаемыми затратами, т. е. фактически рассчитывать иоценивать плату за результат. В последнее время выяснилось, что небольшое число“льготников” потребляют значительные средства по программе, и потому их былорешено выделить в отдельную программу. Но это не решает проблему, поскольку сгодами число хронически больных, потребляющих много лекарств, будет расти, атребуемые для этого средства не могут увеличиваться до бесконечности.
В конечном счете, все преобразования в здравоохранении должны, сводится ктому, насколько хорошо будет от этого населению и пациентам и насколько хорошобудет от этого врачам. Ошибки в составлении стратегии и в процессе еереализации могут отразиться на многих людях и даже поколениях, на их здоровье.
Исходя из изложенного и с учетом того, что стратегия формируется на целоедесятилетие, нельзя допускать такой поспешности, как при принятии документов поприоритетному национальному проекту “Здоровье” (вследствие чего пришлось многиенедоработки устранять на ходу, что отразилось на людях), и такой кулуарности(без обсуждения с медицинской общественностью).
/>Общепринятый приоритет развития здравоохранения в России – сохранение иукрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни игарантированного обеспечения населения равнодоступной и качественноймедицинской помощью. Именно эти направления – основные в Концепции развитияздравоохранения Российской Федерации до 2020 года.
Приоритетный национальныйпроект «Здоровье» будет продолжен. Он наполнится новым содержанием. Профилактика должна статьабсолютным приоритетом и включать в себя не только диспансеризацию и массовыепротивоэпидемические меры. В 2010 году будет продолжен комплекс мероприятий посовершенствованию медицинской помощи матерям и детям.
Однако позитивныетенденции не заслоняют существующие проблемы. Показатели материнской имладенческой смертности превышают аналогичные показатели развитых стран в 2–3раза. Данная ситуация требует целенаправленной работы по развитиюперинатологии, неонатальной хирургии, пренатальной диагностики. Начинаетсяработа по обследованию репродуктивного здоровья подростков. В 14 регионахРоссии проводится эксперимент по рационализации школьного питания. Эта работанеобходима для создания основ формирования здорового образа жизни.
В 2009 году началасьмасштабная программа по формированию здорового образа жизни. Будут разработанымодели и показатели индивидуального и общественного здоровья. Начнетсяпроектирование и запуск системы мониторинга основных показателей здоровогообраза жизни. В региональных лечебно-профилактических учреждениях будуторганизованы кабинеты медицинской профилактики и центры здоровья.
Важная задача при этом –воспитать в каждом человеке потребность в укреплении своего здоровья и здоровьясвоих детей. Необходимо убедить людей преодолеть вредные привычки (потреблениеалкоголя и табака), активно заниматься оздоровлением, физкультурой и спортом.Важнейший блок вопросов – существенное улучшение безопасности труда и охраныздоровья на рабочем месте.
Приоритетный национальныйпроект «Здоровье» сохранит свою нацеленность на совершенствование профилактикизаболеваемости. Будет продолжена выплата стимулирующих надбавок медицинскимработникам. Расширится объем подготовки и переподготовки врачей. Продолжитсяиммунизация и вакцинопрофилактика. Пройдут обследование 22 млн. человек с цельювыявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С.Будут реализованы мероприятия по профилактике, обследованию населения, а такжелечению больных туберкулезом.
Предусматриваетсяпровести комплекс мер по расширению доступности качественных, эффективных ибезопасных лекарственных средств, повышению конкурентоспособности российскойфармацевтической отрасли на международном рынке.
В целом планируемыеизменения позволят повысить ответственность производителей и дистрибьюторов закачество лекарственных средств при упрощении процедур лицензирования исокращения административных барьеров в данной сфере. Для стабилизации ситуациис лекарственным обеспечением населения планируется провести несколькомероприятий. Предлагается ввести обязательную регистрацию предельных отпускныхцен производителя на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненнонеобходимых препаратов. Необходимо решить вопрос о проведении органамиуправления субъектов Российской Федерации работы по минимизации уровнейпредельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства.
В целях сохранениядоступности традиционно потребляемых населением Российской Федерациилекарственных средств в розничной аптечной сети предусматривается пересмотретьдействующий Минимальный ассортимент медицинских препаратов, обязательный дляналичия для всех розничных аптечных организаций на территории нашей страны.

Заключение
Завершена работа поподготовке Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020года. Задача – незамедлительно приступить к ее исполнению, для того чтобыподнять российское здравоохранение на качественно новый уровень.
Публичные обязательствагосударства перед населением будут выполняться в полном объеме. Этопредполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качествасоциальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственнымобеспечением, особенно жизненно важными препаратами.

Литература
Журнал «Федеральный справочникЗдравоохранение в России».№ 10,2009.Журнал «Здравоохранение» № 2,2008. «Концепцияразвития системы здравоохранения в РФ до 2020 г.» (TOPMEDICINA .RU).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Монгольское общество в XIII в. Империя Чингисхана
Реферат Проект локальної мережі для школи
Реферат Анализ себестоимости продукции ОАО Санчурский маслозавод
Реферат Становление и история российского рынка ценных бумаг
Реферат Противоречия в Российской экономической системе
Реферат Особенности формирования и развития монополий в России
Реферат Программа Калькулятор
Реферат Философские воззрения в мире музыки
Реферат Способы борьбы с микробиологическими, физиологическими заболеваниями и сельскохозяйственными вредителями плодов.
Реферат Песочные часы
Реферат Античное искусство 2
Реферат Преломление света на границе раздела двух сред
Реферат Правовое регулирование судебных актов и постановлений уполномоченных органов
Реферат Історія розвитку сестринської справи в Україні
Реферат I. Требования к выдаче Свидетельства о допуске к работам по монтажу оборудования по сжижению природного газа вид 23