Реферат по предмету "Социология"


Статус и роли

РЕФЕРАТ
на тему:Статус и роли
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие «социальная роль»
Освоение ролей как составляющаясоциализации личности
Социальные роли личности
Межличностные роли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Социальная жизнь человеканачинается с осознания (знания, оценки, мотивов) окружающих его реалий,выработки установок и претворения их на практике с учетом тех объективныхусловий глобального и конкретного характера, в которых функционируют сознание иповедение людей. Кроме того, человек при помощи своего сознания и егореализации во всех сферах общественной жизни развивается как родовое,общественное существо. Поэтому социология, исследуя общественные процессы иявления, ставит в центр своего внимания человека, его сознание, отношение кобщественным изменениям не только как индивида, но и как члена определеннойобщественной группы, социального слоя, института.
С первых дней своегосуществования человек включен в социальное взаимодействие. Человек не тольковоспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его всобственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видениеобщественных отношений. При этом личность субъективно включается вразнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций иосваивает определенные статусы.
Для раскрытия таких социологическихпонятий как статус и роли личности необходимо рассмотреть процесс социализацииличности.
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Социализация личности – это двусторонний процесс усвоенияиндивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с однойстороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связейи отношений, в которых он развивается, – с другой. Становление и развитиеличности, как процесс приобретения социального опыта и его наращивания,приумножения, могут быть представлены двумя условными этапами. Первый, этапобщей социализации личности, состоит в формировании и закреплении основныхсоциальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных,эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и т.д.Второй, этап профессиональной социализации личности, осуществляется впроцессе освоения человеком той или иной профессии, специальности.
Усвоение социальногоопыта всегда субъективно. В процессе социализации личность стремится достигнутьгармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности, обрестисвою индивидуальность. Но чаще всего это происходит сложным и противоречивымобразом. Социализация не завершается, когда человек становится взрослым, она нетолько никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.
Первичная стадиясоциализации (поФрейду) включает в себя:
-   оральную (от рождения до двух лет),во время которой мир ребенка сосредоточен вокруг рта;
-   анальную (от двух до трех лет), напротяжении которой ребенку прививают навыки туалета;
-   фаллическую (от четырех до пяти лет),когда у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола.Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя сродителями.
Решающее значение на этойстадии имеют процессы познания ребенком социальных ролей и овладения ими вигровой деятельности, упражнения его в самоидентификации, возникающая изакрепляющаяся у него система ожиданий и характер их удовлетворения. Фрейдутверждал, что основные личностные характеристики формирует первичнаясоциализация.
На первичной стадиисоциализации важнейшая роль принадлежит семье, так как именно здесьчеловек получает первые элементарные сведения, закладывающие основы сознания иповедения. Уничижение роли семьи и перекладывание ответственности за воспитаниебудущего гражданина на детское дошкольное учреждение, школу может в последствииобернуться как потерями нравственного порядка, так и крупными издержками втрудовой и общественной жизни человека.
Второй этап, маргинальнаясоциализация, социализация подростка, связан как с физическимиособенностями переходного возраста, так и с переходом от детскости квзрослости, который, главным образом, выражается в самоутверждении личности,групповой идентичности. На данном этапе мощным инструментом социализацииличности выступают средства массовой информации – печать, радио,телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, егоформирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация каксозидательных, так и разрушительных задач.
Третий этап, устойчиваясоциализация, совпадает с освоением личностью определенных статусов,широкого спектра социальных ролей, которые подробно будут рассмотрены далее вреферате. Данная стадия связана со стабильным положением человека в обществеили в какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологическойадаптированности личности, ее социальной идентичности.
Последняя стадиясоциализациисопряжена с утратой статуса, ряда ролей, что может быть связано с выходомчеловека на пенсию, утратой близких, смысла жизни, необратимыми процессамистарения организма, чувством одиночества и ненужности. Все отрицательное этогопериода во многом компенсируется любовью к внукам, которая придает жизни смысл,создает ощущение полезности, повторения прожитого.
Подводя итогвышеизложенному можно сказать, что главным критерием социализированностиличности выступает уровень ее независимости, уверенности, самостоятельности,раскрепощенности и инициативности. Главной целью адаптации личности являетсясамореализация, развитие способностей личности для успешного превращения всамодостаточный социальной организм. В противном случае процесс социализации лишаетсягуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия,направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своемроде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».Таким образом, социализация во многом обеспечивает приобщение личности кобществу, позволяет ей накапливать опыт социального поведения, игратьопределенные роли и занимать определенные статусы.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
Статус социальный – позиция личности в социальнойсистеме, связанная с принадлежностью к социальной группе. Термин «статус»,позаимствованный из правоведения, в социологический оборот ввел английскийсоциолог Г.Д. Мейн.
Человек в социальнойсистеме занимает, как правило, несколько позиций одновременно. В социологииразличают статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанныйстатус человек получает автоматически – по этническому происхождению, местурождения, положению семьи, то есть вне зависимости от личных усилий (дочь,бурятка, волжанка, аристократка). Достигнутый статус приобретаетсяусилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп – семьи,бригады, партии и т.д. (писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор,депутат). Совокупность всех статусов называют статусным набором. Главныйстатус, определяющий положение личности в обществе, называется интегральным.
Положение в обществепредопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность,профессия. Профессия служит наиболее используемым показателем статуснойпозиции – вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека,как авторитет, престиж, власть. Иерархия социального статуса фиксируетсяпонятием социального престижа. Престиж отражает значимость той или инойпозиции в обществе и социальной общности, группе (престижными могут бытьпрофессии, должности, виды деятельности). Престиж выступает возбудителемжеланий, намерений, действий человека. Престиж оценки – регулятором поведениялюдей, что определяет профессиональную занятость, социальные перемещения,структуру потребления и т.п.
Многие социологи,анализируя развитие общества, заключают, что в современных условиях возрастаетпрестиж коммерческой деятельности, тогда как престиж профессии инженера, врача,учителя несколько снижается, падает и престиж высшего образования, что может вбудущем пагубно отразиться на развитии общества. В России в 1990-е годы в числоведущего статуса также стало выдвигаться богатство человека, владение собственностьюи финансовыми ресурсами, возможность «красиво жить». Значительнаячасть молодежи стала рассматривать получение специальности как элемент илиступень в достижении значительного материального достатка.
В этой связи следуетотметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на егооценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многомопределяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальнымистатусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности дляполучения образования. Одни люди имеют большие возможности, а другим путизакрыты с самого рождения.
Весь социальный статусличности, которым обладает конкретный человек, существенный образом влияет наего личный статус, характеризует положение человека в первичной ячейкеобщества в зависимости от того, как оценивается человек. Тем не менее, в личномстатусе находится отражение и сугубо личных черт конкретного человека, егоавторитета, т.е. степени признания общностью людей личных и деловых качеств. Вграницах любого социального статуса человек может себя реализовать: например,проявить себя с положительной стороны в любой социальной деятельности(дворника, инженера, педагога и т.п.), в то же время с отрицательной стороны внегативной деятельности.
Важной характеристикойкаждого из статусов являются спектр и свобода выбора иных статусов. Всякоеиндивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянномвыборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметьсоответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.
Социальный статус,обеспечивая определенные права и возможности, ко многому обязывает. С помощьюстатусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальныестатусы отражаются как во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон, манеры),так и во внутренней позиции личности (установки, ценностные ориентации, мотивы).Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданийлюдей или их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. ПоФ. Знанецкому социолог должен брать человеческого индивида не только так, как о«действительно есть» органически и психологически, но как он «сделан»другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни. С социологическойточки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция. Органическиеи психологически особенности индивида есть просто материал, из которого в процессеобразования и самообразования формируется социальная личность.
РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИПонятие «социальнаяроль»
Социальная роль – соответствие принятым нормамспособов поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, всистеме межличностных отношений. Термин «роль» впервые был введен в1934 году Дж. Мидом как результат творческого исследовательского процессавзаимодействия. Не соглашаясь с идеей восприятия ролей как результата ихарактерных форм взаимодействия. Р. Линтон толкует роль как распоряжения,характерных для определенных позиций. При таком подходе понятие «роль»становится синонимом понятия «культура», «норма».
Понятие «социальнаяроль» является центральной категорией теории структурно-функциональногоанализа (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.). Структура социальной роли включает,во-первых, объективную основу роли (социальное содержание, каркас и типовыеформы ролевого поведения), а во-вторых, субъективный стиль исполнения роли (ееобраз, ролевой идеал, ролевой автопортрет, отношение к себе как к исполнителю).
Объективная основа ролиимеет два сущностных измерения – функциональный (права и обязанности, уровеньответственности) и целевой (направление, конечная цель и задание ролевогодействия, что составляет ролевой сюжет).
Личное отношение к ролиможет быть ясным или противоречивым, варьировать от одобрения до осуждения, отполной самоидентификации личности с ролью до полного отчуждения от нее. Кромепозитивной или негативной направленности, личное отношение к роли характеризуетсяинтенсивностью, своеобразной напряженностью мотивации, что побуждает личность кнескольким ролям. Именно через стиль исполнения роли ее объективная основапроектируется в плоскость реального поведения.
Освоение ролейкак составляющая социализации личности
Освоение социальных ролей– это важное составляющая процесса социализации личности, обязательное условиеврастания в общество людей себе подобных. Осваивая социальные роли, человек осваиваетсоциальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлятьсамоконтроль.
Освоение ролей происходитв процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. Совокупностьролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор.
В раннем детстве человеквыполняет одну роль – ребенка, которому прививают определенные правила игры.Затем к ней добавляется роль воспитанника детского сада и члена первичнойсоциальной группы по совместной игре, времяпровождению, отдыху и т.д. Вдальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участникаобщественных действий (общественных организаций), члена различных групп поинтересам.
Поскольку каждый человекисполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстникиожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля,не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт –несовпадение ролей – сопровождает жизнь взрослого человека. Роль семьянина требуетсогласования его поведения с ролью гражданина, с ролью работника конкретнойпроизводственной организации.Социальные ролиличности
Социальная роль – этосовокупность требований общества к людям, которые занимают определенныесоциальные позиции. Это требование в виде указаний, желаний, ожиданийопределенного поведения, что регламентируется в конкретных социальных нормах. Социальнаяроль определяется, главным образом, существующими ожиданиями других людей относительнопозиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками.
Между ролевым ожиданием иролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполненияроли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеетсоответствие роли потребностям и интересам личности.
Социальная роль может неодобряться обществом (например, роль преступника). При этом одобряется или неодобряется не конкретная личность, а вид специальной деятельности. Следовательно,указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе,идентифицирует его с группой.
Как член общества,разнообразных групп, организаций, занимая в них определенное место или позицию,выполняя присущие этим позициям функции, индивид тем самым воплощает социальныероли отца, ученого, депутата, предпринимателя и т.д. Социальные роли выступаюттеми единицами, на основе которых строятся различные социальные институты.
Различают социальныероли, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений:
-   роли, четко ограниченные впространстве и времени (школьник, студент и т.д.);
-   роли, размытые и неопределенные(членство в общественных организациях, в группах по интересам и т.д.);
-   роли, длительные по времени действия(отцовство, материнство, работник на протяжении всей трудовой жизни и т.д.);
-   роли, требующие соблюдения строгоустановленных правил (солдат, член производственной организации и т.д.);
-   роли, с произвольно установленнымитребованиями (член музыкального клуба и т.д.);
-   роли, ориентированные на получениеличной выгоды (владелец частной собственности и т.д.);
-   роли, ориентированные на общественныеи социальные интересы (член политической партии, член кооператива и т.д.);
-   роли активные, выполняемые в данныймомент;
-   роли латентные, не проявляющиеся вданной ситуации.
Отдельно перечислимспецифические роли членов малой группы, способствующие повышению или снижениюэффективности группы. Роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности,а также от требований и нужд группы:
-   роли, обеспечивающие решениепоставленной задачи («сообщающие информацию», «воспринимающиеинформацию» или точку зрения, «аналитики»);
-   поддерживающие роли («сторонник»,«снимающий напряжение», «гармонизатор», «переводчик»);
-   процедурные роли («диспетчер»,«протоколист», «хранитель»);
-   эгоцентрические роли («агрессор»,«шутник», «отсутствующий», «монополист»).Межличностныероли
Как общество несуществует в виде самостоятельного «лица» вне составляющих еголичностей, так и взаимодействие и психологические отношения не могутпроявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга иобщения между ними.
Психологические отношения,как результат непосредственных контактов между конкретными людьми, которые наделеныопределенными особенностями, способны выражать свои симпатии и антипатии,осознавать и переживать их, насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражениеминдивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретнымилюдьми и группами. Психологические отношения полностью персонифицированы, таккак носят сугубо личностный характер. Их содержание и специфика зависят отконкретных людей, между которыми они возникают, наполняются и определяются ими.
Рассмотрим межличностныероли, определяющиеся местом индивида в системе межличностных отношений напримере малой группы. Как правило, в группе выделяют:
-   социометрических «звезд»,которыми являются наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершинеиерархии;
-   высокостатусных, среднестатусных инизкостатусных индивидов;
-   изолированных членов группы;
-   членов группы, которыми пренебрегают;
-   отверженных членов группы («изгоев»).
Социометрический статус члена группы –величина устойчивая, имеет тенденцию не только сохраняться в данной конкретнойгруппе, но и переходить с человеком в другую группу. Человек привыкаетвыполнять роли, предписываемые ему его постоянным статусным положением. Вповедении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова ипоступки других. Мимика, позы, жесты и прочие невербальные реакции тоже «подстраиваются»под определенную роль.
Вместе с тем сточкизрения развития личности человеку целесообразно периодически «менять»свой статус, что позволяет приобретать большую социальную гибкость, тем самым,вырабатывая более приспособленные к реальности межличностных отношений и болееразнообразные формы социального поведения, что обеспечивает меньшую степень егоконфликтности в малой группе.
Руководитель всегда выступает официальным лицом,реализующим функции управления в малой группе. Для него свойственно:
-   формально-правовой аспект его властив группе;
-   ряд психологических фактов,определяющих меру его авторитетности (организаторский и мотивационныйпотенциал, ценностная привлекательность личности руководителя для членовгруппы, стиль управления).
Лидер – лицо, завоевавшее авторитет и правовлиять на других членов группы. Он является порождением структурывзаимоотношений данной конкретной общности. Эта структура определяется целямигруппы, ценностями и нормами, в ней функционирующими. В результате выдвигаетсяконкретный лидер. Он как бы олицетворяет систему предпочитаемых другими людьмицелей и ценностей, выступает их непосредственным проводником в жизнь. За нимпризнается право вести за собой других членов, быть последней инстанцией воценке различных новых ситуаций и обстоятельств. Лидеры мастерски умеютвыслушивать группу, они настраиваются на то, что нужно группе в данное время. Основываясьна услышанном, лидеры приспосабливают свое поведение к ситуации и влияют наповедение группы, чтобы она вела себя так, чтобы это способствовало выполнениюзадачи. Вот несколько существенных лидерских качеств:
-   активное участие в дискуссиях;
-   владение информацией,подготовленность;
-   внимательность к идеям и взглядамдругих;
-   избегание чрезмерно жесткогонастаивания на своих взглядах;
-   активное влияние на пониманиепроблемы.
Идеальную модельлидерского поведения представляют собой политические лидеры: у нихвысокая мотивация лидерства, потребности в достижении цели. Большинство из нихобладают четко выраженными психологическими качествами лидеров. Более того,конкретные группы людей выразили свое согласие признать их лидерами. Они коммуникабельны,стремятся к разнообразным контактам. Они создают себе определенный имидж, известнышироким массам. Ссылки на их опыт вызывают живые и впечатляющие ассоциации.
Актив – наиболее предпочитаемые ивысокостатусные члены группы. Они являются проводниками политики, ценностей изадач группы, выступают опорой руководителей и лидеров, отличаются большойпродуктивностью межличностного общения и большой сплоченностью.
Пассивные члены – изолированные индивиды, кемпренебрегают, отверженные, которые находятся на совершенно особом положении и которыхвсе воспринимают безразлично или же, наоборот, проявляют особую антипатию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная роль, которуювыполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективнофункционировать в рамках общества. По Э.Фромму: «Человек продает не толькотовары, но продает самого себя и ощущает себя товаром… И как со всяким товаромрынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и дажеопределяет само их существование. Если качества, которые может предложитьчеловек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств…».Вот почему деятельность следует рассматривать с социальных позиций,проявляющихся в стремлении человека реализовать себя как личность как всоответствии с ее социальным статусом, так и с социальной ролью.
Однако наряду ссозидательной деятельностью человека в его социализации огромную роль занимаети его духовная составляющая. Какие бы человек ни имел статусы и ни выполнял бысоциальные роли, его возвышают лишь уровень культуры, богатство и глубина егодуховного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другимлюдям.
ЛИТЕРАТУРА
1.        Вердербер Р.,Вердербер К. Психология общения. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 320 с.
2.        Кондрашов В.А.,Чекалов Д.А., Копорулина В.Н. Новейший философский словарь. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2005. – 672 с.
3.        Крысько В.Г.Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.
4.        Подольская Е.А.,Погорелый Д.Е., Лихвар В.Д. Словарь общественных наук. – Ростов-на-Дону: Феникс,2006. – 475 с.
5.        Тощенко Ж.Т. Социология:Общий курс. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 527 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.