Санкт-Петербургскийгосударственный
инженерно-экономическийуниверситет
Факультет региональной экономики и управления
Кафедраэкономики и менеджмента недвижимости
Реферат
постатистике
На тему:" Статистика как наука об обществе и отрасль практической деятельности "
Выполнил: КолбаневА.В.
2 курс, группа7281
1Понятие статистики
Едва линайдётся ещё одна наука, в которой так горячо спорили бы о её предмете, т.е. отом, что она собой представляет. Понятие «статистика» употребляется в самыхразличных значениях.
Что жепредставляет собой термин «статистика»? Это слово многолико, многозначно исогласно одному из статистических терминов многомерно. В настоящее времянасчитывается около тысячи определений статистики. Дать определение статистикикак науке пытались философы, математики, экономисты, социологи, государственныедеятели и, конечно, сами статистики.
Впервыетермин «статистика» был введён в обиход в 1749 г. немецким статистиком, профессором философии и права Г. Ахенваллем (1719-1772 гг.),выпустившим книгу о государствоведении, отраслью которого он считал статистику.С 1746 г. Г. Ахенвалль впервые в марбургском, а затем в геттингенскомуниверситете начал читать новую учебную дисциплину, которую он назвалстатистикой. Основным содержанием этого курса было описание политическогосостояния и достопримечательностей государства.
Сам термин«статистика» происходит от латинского слова status (статус), котороеозначает «положение, состояние вещей». От корня этого слова образовались слова stato – государство и statista – знаток государства. Оттого же корня образовалось и существительное statistica.
Первоначальнопод статистикой понимали совокупность знаний о государстве, затем статистикойстали называть сбор и обработку данных о массовых явлениях, и, наконец, особуюотрасль науки.
В настоящеевремя под термином «статистика» чаще всего понимают следующее.
Статистика –одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ исопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразныммассовым явлениям. Это вместе с тем учение о системе показателей, т.е.количественных характеристик, дающих всестороннее представление об общественныхявлениях, о национальном хозяйстве в целом и отдельных его отраслях.
Статистика –это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных иобщественных науках для установления тех специфических закономерностей, которыедействуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.
Статистика –это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой – сбор,обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда говорят:государственная ведомственная статистика России, организация статистики в РФ,то имеют в виду особую отрасль (форму) практической деятельности людей. Олюдях, собирающих и обрабатывающих статистические сведения, данные илистатистическую информацию, говорят, что они занимаются статистикой, ведутстатистику (например, медицинскую, уровня жизни и др.). И тот, для кого она роддеятельности, — это статистик.
Статистикойназывают также различного рода числовые или, как часто говорят, цифровыеданные, характеризующие различные стороны жизни государства: политическиеотношения, культуру, население, производство и т.д.
Часто слово«статистика» употребляется в качестве более короткого эквивалента для слов«статистические методы». Статистические методы можно охарактеризовать какметоды, применяемые при сборе, представлении, анализе и интерпретации данных.Применение статистических методов особенно важно там, где из больших массивовданных требуется выделить полезную для нас информацию.
Наконец,статистика (в широком смысле) – наука, изучающая все массовые явления, к какойбы области они ни относились, обладающие признаками совокупности. В болееспециальном (узком) смысле статистика – наука, исследующая с количественнойстороны массовые общественные явления, и в то же время – метод изучения каждойконкретной совокупности.
2Статистика как практическая деятельность людей
Статистика какпрактическая деятельность людей зародилась в глубокой древности. За нескольколет до нашей эры проводились переписи населения в Китае и Египте для военных иналоговых целей. Учёт осуществлялся по полу и возрасту, собирались сведения осостоянии промышленности и сельского хозяйства.
В античноммире учитывали родившихся; в специальные списки вносились юноши, достигшиевозраста военнообязанных (18 лет), а также 20 лет (возраст полноправныхграждан). Составлялись земельные списки (кадастры), в которые включалисьсведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, доходах. Греческий философАристотель ещё за триста лет до нашей эры составил описание 157 городовгосударств.
В 1061 г. в Англии проведена всеобщая перепись населения, в ходе которой обследовано 240 тысяч дворов.Монгольские ханы проводили переписи в середине XIIIв. для взимания дани сзахваченных русских земель.
На Русипервыми статистическими источниками были летописи, в которых упоминается осборе различной информации в IX-XIвв.: возникновении и развитии городскихпоселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей,монастырей, жилых строений.
В XVIв. в Венеции, Голландиипоявляются сборники, характеризующие политическое устройство, население,основные занятия, производимую продукцию в странах, с которыми устанавливаласьторговля.
В процессепрактических статистических работ начали складываться определённые правиласбора и обработки данных, приёмы анализа информации. Появляется необходимостьтеоретического научного осмысления накопленной практики.
3Английская научная школа политических арифметиков
У истоковстатистики как науки, а не только практической деятельности стояли две школы:английская научная школа политических арифметиков и немецкая описательнаяшкола.
Английскаянаучная школа политических арифметиков возникла в середине XVIIв. и ставила цельюизучать общественные явления с помощью числовых характеристик. В центреисследования были статистические методы, теория статистики. Явления изучалисьне в статике, а в динамике. Предметом статистического изучения являлись неотдельные, а массовые общественные явления, поскольку закономерность можетпроявиться лишь при достаточно большом объёме анализируемой совокупности. Школаанглийских арифметиков имела два направления: демографическое, представленноеД. Граунтом и Э. Галлеем, и статистико-экономическое, разработанное В. Петти.
Английскиеучёные впервые не описывали социально-экономические явления, а давали имчисловую оценку. Конкретными цифрами они стремились охарактеризовать состояниеи развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений наоснове изучения массовых данных. Идеи Д.Граунта, Э. Галлея, В. Петти имелипоследователей в Англии и других европейских государствах. Наибольшее развитиешкола политических арифметиков получила в XVII и XVIIIвв. в Англии, Голландии,Франции. История показала, что именно эта научная школа явилась истокомсовременной теории статистики.
4Немецкая описательная школа
Представителиописательной статистики стремились систематизировать существующие способыописания государств, создать теорию плохого описания, разработать её детальнуюсхему. Однако они вели описание только в словесной форме, без цифр, внединамики и связи явлений, т.е. без отражения особенностей развития государства.Собирался информационный материал, который впоследствии не анализировался.Описывался последний период, предмет и методы науки не были чётко определены. Втрудах немецких учёных описывались государства, их устройство, быт и нравынаселения, климат, финансы, армия, религия. Внешняя политика.
Основаниемописательной школы был Г. Конрринг, который разработал систему описаниягосударственного устройства. Дальнейшее развитие направление получило в работахГ. Ахенвалля и А. Шлецера.
Школапросуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Содержание,задачи, предмет изучения статистики в понимании представителей этогонаправления были далеки от современного взгляда на статистику как на науку.
5Статистико-математическая научная школа
В первойполовине XIXв. возникло третье направление статистической науки –статистико-математическое. Особый вклад в это направление внёс бельгийскийстатистик Адольф Кетле. По правилам, разработанным А. Кетле, с середины XIXв. в развитых странахпроводятся регулярные переписи населения. Он стал основоположником учения осредних величинах. По инициативе учёного для координации развития статистикипроводились международные статистические конгрессы, в 1885 г. основан международный статистический институт, существующий до настоящего времени.
В XIX в. развитиюстатистической методологии способствовали также труды английских учёных Ф.Гальтона, К. Пирсона, М. Митчела, В. Госсета, внёсших значительный вклад в разработкутеории корреляции, изучения взаимосвязей явлений. Ф. Гальтон применилстатистические методы к проблеме наследственности. К. Пирсон разрабатывалвопросы количественной оценки связи между явлениями. М. Митчелу принадлежитидея «экономического барометра», т.е. показателя, сигнализирующего об измененииситуации. В. Госсет, писавший под псевдонимом Стьюдент, разработал теорию малойвыборки.
С начала XX в. присоциально-экономических исследованиях уровня жизни населения, покупательскогоспроса, качества продукции начали применяться методы теории вероятностей.Наиболее известным учёным в этой области является Р.Фишер.
В Россииразвитие математической статистики интенсивно проходило с начала XX в. Появилисьисследования А.В. Монтовича о кривых распределения; Е.Е. Слуцкого, А.А. Чупровао корреляционном анализе. Продолжателем А.А. Чупрова стал Н.К. Дружинин – одиниз ведущих специалистов по математической статистике двадцатого столетия иистории статистической науки. В 1949 г. был издан учебник Н.К. Дружинина, вкотором статистика определена как наука о количественных закономерностяхмассовых явлений, как учение о тех принципах, на которых основывается сборобработки этих сведений. Н.К. Дружинин последовательно отстаивал в своих трудахмысль, что статистические методы применимы не только в общественных науках, нои науках о природе.
6Становление русской статистической научной школы
Становлениестатистической науки в России не обнаруживает столь чёткого обособления школ инаправлений, и тем не менее можно отметить русскую описательную школу, русскуюшколу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров-демократоврусской социологической школы, различные технологии в русской академическойстатистике.
Среди яркихпредставителей русской описательной школы статистики выделяется один из первыхпросветителей России В.Н.Татищев (1686-1750), который поставил вопрос о единомтекущем учёте населения, указал на недостатки ревизий, разработал конкретныепредложения по их проведению; рост народонаселения он рассматривал внеразрывной связи с развитием экономике и культуры России.
Кпредставителям этого относят и учённого энциклопедических знаний М.В. Ломоносов(1711-1765).М.В. Ломоносов усовершенствовал программу обследования Татищева, разослал её вгорода и уезды. Материалы о населении и экономике России в разрезе сельскогохозяйства, промышленности, торговли, транспорта в течение длительного временипоступали в Российскую академию наук и были обработаны уже после смертиМ.В.Ломоносова. Его работы не были чисто описательными, им был присущаналитический характер. Также яркими представителями русской описательной школыявляются И.К. Кириллов (1689-1737), И.И. Голиков (1735-1801), С.Н. Плещев(1752-1802), М.И. Чулков (1740-1793) и другие. Собранные ими материалы сталиисточником сведений по экономической теории России с древних времён до XVIII в.
Превращениюстатистики из науки описательной в науку теоретическую, формированию статистикикак науки положили начало представители школы политических арифметиков, которыеизучали общественные явления с использованием меры, веса и числа. Основнымипредставителями этого направления русской статистики были Д. Бернулли(1700-1782), И.Ф. Герман (1755-1815) и другие.
Уже в начале XIX в. статистика нуждаласьв уточнении организационных и методологических основ, что было вызваноизменениями в системе государственного управления и распространениемпрогрессивно-демократических идей. В этот период выходит ряд крупных работ потеории статистики. В книги «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сейнауке» К.Ф. Герман(1767-1838) изложил основные положения, раскрывающиестатистику как науку. В истории развития статистики большое значение имеютработы К.И. Арсеньева (1789-1856), в которых он утверждал, что статистика всостоянии дать адекватную характеристику жизни государства.
Наиболеепрогрессивные для этого времени теоретические основы статистики каксамостоятельной науки были созданы Д.П. Журавским (1810-1856). Он дал системноеизложение основ теоретической базы статистики как науки, определениестатистической науки, уделил большое внимание вопросу достоверности данных,методу группировок, раскрыл принцип единства количественного и качественногоанализа.
Большоевлияние на развитие русской статистической мысли оказали русскиедемократы-революционеры: А.Н. Радищев (1749-1802), А.И. Герцен (1812-1870),Н.П. Огарев (1813-1874). Эти выдающиеся деятели внесли определённый вклад втеорию и практику статистики. Ими разработаны программные вопросы экономическойи судебной статистики, делались попытки определять средние величины, поставленвопрос о социально-экономическом значении метода группировок.
Свою роль вистории статистики сыграли представители академической школы статистики,характерной особенностью которой было стремление заменить изучение государстваизучением общества. Основоположниками этой школы явились Э.Ю. Янсон(1835-1893), А.И. Чупров (1842-1908), А.А. Чупров (1874-1926), Н.А. Каблуков(1849-1919) и А.А. Кауфман (1864-1919).
Академическаястатистика и её представители оказали большое положительное влияние на развитиестатистической наук в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия была одним изпризнанных центров научной статистической мысли.
Большоевлияние на развитие математического направления в статистике России произвелиработы русских математиков П.П. Чебышева (1821-1894), А.А. Маркова (1856-1922),А.М. Ляпунова (1857-1919).
Историческийопыт советской статистики как науки был обобщён в трудах В.И. Хотимского(1892-1937), В.С.Немчинова (1894-1964), В.Н. Старовского (1905-1975),А.Я. Боярского (1906-1985), Б.С. Ястремского (1877-1962), Л.В. Некрама(1886-1949) и других учёных.
Впослевоенный период внимание статистической науки было приковано к вопросу опредмете статистики, её соотношении с математической статистикой. В 1954 г. этот вопрос обсуждался на научном совещании, которое ещё раз подтвердило значение статистикикак самостоятельной общественной науки. После совещания вышли в свет новые монографии,учебники по общей теории статистики. В это время значительный вклад в теориюиндексного метода был внесён учёными С.М. Югенбергом, Г.И.Баклановым, Л.С. Казинцовым, В.Е. Адамовым и др. Большим шагом вперёд кразвитию статистической науки послужило комплексное применение, наряду состатистическими, экономико-математических методов и широкое использованиекомпьютерной техники в анализе социально-экономических явлений.
В настоящеевремя ведётся работа по совершенствованию статистической методологии и переходуРФ на принятую в международной практике систему учёта и статистики всоответствии с требованиями развития рыночной экономики.