Министерство образования РоссийскойФедерации
Курганский государственныйуниверситет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по социологии
студентки 3 курса заочного отделения
экономического факультета
Шапошниковой Елены Владимировны
Курган
Задание 1
Вариант 8
Реферат
«Новые русские»: социальные проблемыстановления класса собственников
План
Введение………………………………………………………………………С.4
1.0. Становлениекласса собственников в России………………………………………………………С.5
1.1. Определениепредпринимательства………………………………С.5
1.2. Состав классасобственников……………………… С.6
2.0. Социальныепроблемы становления класса собственников………………………………………………С.9
2.1. Условия развитияпредпринимательства в России …………………………………………………………С.9
2.2. Причиныпреобладания торгово-посреднических предприятий ……………………………………….С.10
2.3. Условия развитиякласса собственников………… С.12
Заключение…………………………………………………………………С.14
Литература…………………………………………………………………С.15
ВВЕДЕНИЕ
Глубочайшие изменения социальной структуры, которыепроисходят в российском обществе в последнее десятилетие, стали предметомпристального изучения ведущих отечественных социологов. Тема эта уже обреладостаточно обширную литературу, в которой обращается внимание на происходящиеизменения социальной картины, появление новых социальных страт и исчезновениестарых, изменение социальной роли тех или иных слоев российского общества. Вчастности, рассматривается вопрос о формировании и становлении в Россиисреднего класса, класса собственников, предпринимателей, или, как принятоговорить в обиходе, «новых русских».
Состояние среднего класса — один из индикаторов уровняразвития, экономики и характера политической системы. Значительная доля этогослоя в обществе свидетельствует об относительном благополучии страны. Неслучайно формирование массового среднего класса на всех этапах реформ в Россиидекларируется как одна из целей преобразований. Но достичь ее, по признаниюсамих реформаторов, в частности А. Чубайса, так и не удалось[1].Еще недавно исполнительная власть с уверенностью говорила о достижении даннойцели в краткосрочной перспективе. Правда, уже иными путями. Если в началереформ провозглашалось, что массовый средний класс возникнет как широкий слойчастных собственников в результате непосредственной передачи бывшей государственнойсобственности раскрепощенным для частной инициативы российским гражданам, тотеперь вывод о скором формировании массового среднего класса обосновывается,во-первых, неизбежностью возникновения у крупных собственников острой нужды вуслугах специалистов и управленцев и мультипликативным эффектом от этого длядругих рынков[2];
во-вторых, макроэкономической стабилизацией, создающей условия для внешних ивнутренних инвестиций.[3]
1. Становление класса собственников вРоссии
1.1. Определение предпринимательства
При Иване Силаеве одну издверей российского Совмина украшала роскошная табличка " Михаил Ходорковский". 27-летний президент мощнейшей уже тогда финансовой группы«Менатеп» не был, пожалуй, первым, кто начал лоббировать вправительстве интересы предпринимателей.
Деформация бывшихклассов, маргинализация населения как результат распада общественных отношений,порождают новые социальные силы. К ним относится достаточно устойчивый,автономный слой предпринимателей. Впервые понятие «предприниматель»ввел в экономическую теорию Р. Котильон. По его мнению, предприниматель — эточеловек с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник,нищий и т.д. Ж. Б. Сэй уже определял предпринимателя как «лицо»,которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либопродукт. Й. Шумпетер называл предпринимателями хозяйственных субъектов,которые способны на новые комбинации с основными факторами производства. Авторучебника «Основы маркетинга»[4]определяет «предпринимателя» как личность, которая «осуществляетбизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладываясобственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск.Предпринимательство, по его мнению, это частный случай бизнеса, т.е.деятельности, направленной на получение прибыли путем создания и реализацииопределенной продукции или услуг.
1.2.Состав класса собственников
Предпринимательство,однако, не просто некоторый частный случай бизнеса. Оно исторически и логическиявляется начальной исходной точкой любого бизнеса и в целом рыночногохозяйства. Предпринимательство, поставленное историей в центркапиталистического производства, заметно влияет на динамику общественногоразвития. Кто же у нас войдет в этот слой? Достанет ли у него трудолюбия,чувства социальной ответственности?
Статистические данные очисленности нынешних предпринимателей отсутствуют, представление об этом можносоставить лишь по косвенным данным. Так, в конце 1992 г. в России былозарегистрировано около 950 тыс. новых хозяйственных формирований. В этихструктурах было занято около 16 млн. человек. В промышленности на условияхаренды работало 3,5 тыс. предприятий. В частной собственности находилось около6% промышленных предприятий.
Кто же у нас вышел вкласс собственников?
Во-первых, теневики всех мастей. Перестроечныйкурс позволил легализоваться тем, кто делал „бизнес в подполье“ иобеспечил условия выхода из тени на свет „протобизнесменов“брежневской эпохи. В одних случаях это была простая регистрация собственности суплатой налогов, в других — »отмывание" денег, полученных криминальнымипутями.
Во-вторых, те, кто использовал служебноеположение для дополнительных заработков, проявляя завидную энергию в недрахсоциалистической экономики.
В-третьих, директора и руководителигоспредприятий и учреждений. Постоянные неувязки в народном хозяйствезаставляли их поддерживать производство подчас с истинно предпринимательскимиусилиями и бешенной энергией. Хозяйственная элита заняла ныне очень выгодныепозиции. На их стороне ряд преимуществ: практический опыт управлениепроизводством, разветвленные социальные связи и фактическая близость кприватизируемому имуществу. Конечно, директорский корпус неоднороден ипредпринимателем не может стать каждый, но в основном это люди не исчерпалисебя и набирают темпы деловой активности.
В-четвертых, предприниматели новой волны.Типичные представители ее — грамотные специалисты, которым смертельно надоелакосная государственная система научно-исследовательских институтов,государственных предприятий и министерств. Эти люди хотели и умели думать своейголовой и делать дело своими руками. Особенно много их оказалось среди физиков,математиков, инженеров высокой квалификации: средний возраст 30-40 лет, многиеимеют ученые степени. На этот источник предпринимательства уже обратили своевнимание исследователи.
Настоящей кузницей кадровнового Российского предпринимательства стали военно-промышленный комплекс,обладавший колоссальным человеческим потенциалом, и Академия наук. Умениелогически мыслить, отсутствие идеологических шор, хорошее образование, общая эрудицияи готовность к разумному риску позволили им быстро добиться успеха. Отсоставления компьютерных программ через торговлю компьютерами к созданиюбанков, бирж, холдингов — таков типичный путь многих предпринимателей этогопотока.
В-пятых, партийно-государственнаяноменклатура. Старт в предпринимательство этим потоком был взят в 1989-1990 гг.Переход власти из одних рук в другие, никем не контролируемый, новые формысобственности и доступ к ресурсам обусловили их появление. Начался активныйпереход номенклатуры в бизнес с прихваченными партийными, комсомольскими игосударственными ресурсами. Целый ряд банков, холдингов, концернов, ассоциаций,занимающих ключевые позиции, создан именно номенклатурой. Это стало возможнымпотому, что на начальном этапе партийно-комсомольские органы и министерстваимели наибольшую свободу в создании новых коммерческих организаций: онипринимали решения о новых формах собственности. Часть представителей этогопотока позднее была отнесена, но многие хорошо укоренились.
В-шестых, люди, пришедшие из специфическогосоветского предпринимательства — сезонных, строительных бригад, старательскихартелей, комсомольских центров технического творчества молодежи, студенческихстройотрядов и др. Все эти объединения быстро переросли в посредническиекоммерческие структуры.
При всей разнородностисоциальных источников, стартовых позиций и используемых ресурсов представителиперечисленных потоков имеют немало общего. Прежде всего, это разрыв со старойсистемой. Общими были и высокий потенциал активности, и склонности к действию,и наличие возможностей для действия. Далее. Все они в той или иной степени иформе действовали и прежде, находя для себя ниши в социалистическом хозяйстве,что требовало от них известной изворотливости. Сейчас же появился законныйканал для реализации накопленного потенциала в открытые предпринимательскиедействия. Их объединяет отличительная особенность российскогопредпринимательства. В сложившемся рыночном обществе предприниматель, как бы нибыли его действия новыми, воспроизводит доминирующие социальные отношения. ВРоссии собственно-производственная функция предпринимателя сопровождаетсясоциальными действиями, которые направлены на изменение социальных отношений,на создание новых (приватизация, формирование независимых субъектовгражданского общества и др.).
Итак, появилась новаясоциальная сила. Предпринимательский слой только начинается формироваться и еговлияние на политику пока невелико.
2.0.Социальные проблемы становления класса собственников
2.1. Условия развитияпредпринимательства в России
Какие же условия необходимыдля развития предпринимательства в нашей стране?
Конечно же, наивнопредполагать, что для страны таки масштабов малый и средний бизнес может статьосновой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном,которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий.Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которыхпредприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль.
Во-первых, это вся сфера услуг, в том числетехнические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин иоборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.
Во-вторых, это торгово-закупочные операции, атакже посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающихусловий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывестистрану из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективногофункционирования производства и сферы услуг, является развитие малого исреднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимуюатмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночнойконъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создаетдополнительные рабочие места, является основным источником формированиясреднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Следует заметить, чтонаблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резкозамедлился, а сейчас снова возобновился. Тем не менее, сейчас у нас в малом исреднем частном бизнесе около 1,5 млн.чел.
В условиях инфляции,налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающиепредприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстроперекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другиекоммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортныезакупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары изгосударственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения,не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли,многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается вмассовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом,неприязненном, а о предпринимателе — как о спекулянте.
Потеря административногоуправления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому,что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственнойсфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты,выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственномурэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер поподдержке малого и среднего бизнеса, затруднения в получении кредитов,производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые и средниепредприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их ростаи к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническуюдеятельность.
2.2. Причиныпреобладания торгово-посреднических предприятий
Анализ развитияпредпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфереторговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того,существует большое количество предприятий, зарегистрированных какпроизводственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления,оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посредническойдеятельностью как основной.
В Москве, например, гдераньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальнымданным, один такой кооператив приходится на несколько десятковторгово-закупочных.
Высокие налоги,всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствиефондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективнойдеятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширениепроизводства, а на борьбу за выживание.
Но главная причинасокращения числа малых предприятий низкий уровень финансовой обеспеченностибольшинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальнымнакоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях,неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малогобизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитостьпроизводственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования,слабость информационной базы.
Еще один очень важныйфактор негативного воздействия на малый бизнес — непрекращающийся глубокий спадпроизводства.
Все это приводит к тому,что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в несостоянии приступить к реальному производству продукции.
2.3. Условияуспеха развития класса собственников
Как показывает изучениезарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого и среднегобизнеса является положение о том, что малые и средние предприятия, а такжемалое и среднее предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильнойгосударственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первуюочередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видовпродукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковскогокредитования, создания информационно-консультативных и научно-техническихцентров, развития системы страхования, организации материально-техническогоснабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства,разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблемаформирования финансовой базы становления и развития малого и среднего бизнеса.Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготыпо налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика нетолько не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленнойв мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики.Неоправданно высокое налогообложение «убивает» в России малое исреднее предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляютпредприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направлениесовершенствования налоговой системы — усиление стимулирующей роли налогов вразвитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов наинвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на периодстановления предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированногоналогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкиеставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
К настоящему времени сделанытолько самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формированиямалого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует,как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственнаяпрограмма развития малых и средних предприятий.
По моему мнению, комплекспервоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, долженосуществляться в следующих направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационноеобеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственнойпрограмме должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой,бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системыофициальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условийв развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимопредусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры,товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурногопредпринимательства, информационной, консультационной и аудиторскойдеятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системыподдержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовкупредпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоевнаселения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержкувнешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций кразвитию предпринимательства.
Для реализации данныхпрограмм должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета,сколько возможности частного — отечественного, а при необходимости ииностранного капитала. Основным же направлением использования государственныхресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование ипредоставление гарантий под кредит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Динамизм, развитие идиверсификация форм малого и среднего бизнеса дают основания предполагать, чтов обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будетразвиваться.
Хотелось бы надеяться, что вближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет попути адаптации предприятий малого и среднего бизнеса к сегодняшнимэкономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокиекорни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес неиспользуется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и вповышении его эффективности и сбалансированности. Развитие предпринимательстваведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы.Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации былабы государственная политика правительства, направленная на расширение иразвитие предприятий малого и среднего предпринимательства в нашей стране, наподдержку становления класса собственников.
Хотелось бы заметить, чтонесомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства всовременной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следуетрассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и какдолговременное направление структурной политики, естественным образомобеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов вроссийском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста втечение долговременного перехода. Ибо, именно средний класс, особенно в случаеудовлетворительной разработки новой государственной политики в области малогопредпринимательства, может стать основой рыночных структур во многих отраслях,обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсови тем самым соединить процессы структурной политики и формированиевсероссийского рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев С. Структура власти и задачиобщества. // Нева, 1989, № 1.
2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемыстановления // Российский экономический журнал, 1993, № 12.
3. Блинова А. Направления финансовойподдержки малого и среднего бизнеса. // Российский экономический журнал. 1994,№ 1.
4. Гимпельсон В. Новое российскоепредпринимательство: Источники формирования и стратегия социального действия.// МэиМО, 1993, № 6.
5. Лапина Н. Предпринимательство вполитическом пространстве. // МэиМО, 1993, № 6.
6. Мягков П., Фесенко Е. Малоепредпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российскийэкономический журнал, 1993, № 12.
7. Носов В. Предприятие и государство:механизм взаимодействия. // Проблемы теории и практики управления 1993, № 6;
8. Оноприенко В.И. Малые предприятия:Опыт, проблемы. — М.: Профиздат, 1991.
9. Певзнер А.Г. Новое о малыхпредприятиях. - М.: АО «Факт», выпуск 2, 1990.
10. Разумнова И.Мелкие предприятия в промышленности США // Проблемы теории и практикиуправления, 1990.
11. Серегин А.С.Эффективность малого бизнеса. — М.: Экономика, 1990.
12. Симонян Р.Предпринимательство и власть. // Диалог, 1993, № 5-6.
13. Шахмалов Ф. Малоепредпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания //Вопросы экономики, 1993.
14. Шулятьева Н.А.Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит, 1992, N1.
Задание 2
Тест на знаниепонятийно-категориального аппарата.
Выпишите номера тех из приведенныхпонятий, которые относятся к социологии.1. Обычаи 62. Банк социологических данных 117. Неравенство 7. Толпа 64. Аффект 118. Касты 9. Фрустрация 65. Коллектив 119. Флегматик 13. Средние слои 66. Социализация 120. Стресс 16. Меланхолик 73. Поколение 121. Сублимация 18. Капитал 74. Сословие 123. Община 20. Банкрот 75. Бюрократия 124. Миграция 22. Мафия 76. Приватизация 127. Товар 23. Роль социальная 78. Потребность 128. Традиции 29. Суггестия 79. Память 129. Бедность 30. Бонус 81. Производство 132. Спрос платежеспособный 31. Производительность труда 82. Субкультура 136. Нация 32. Позиция социальная 85. Психика 139. Воля 39. Общество 87. Анкета 142. Девиация 42. Депрессия 89. Культура 143. Самоуправление 44. Ценности 90. Респондент 144. Аномия 46. Урбанизация 96. Валюта 148. Поставки 47.Класс 97. Статус 149. Опрос 48. Образ жизни 99. Чувство 151. Репрезентативность 51. Биржа 100. Рынок 154. Санкция 54. Престиж 101. Стереотип 155.Интервью 56. Внушаемость 106. Эмоции 156. Наблюдение 57. Рейтинг 108. Интересы 159. Когорта 59. Индексация 110. Мобильность 160. Маркетинг 60. Экстравертный 111. Власть 61. Клан 116. Характер и содержание труда
Задание 3
Вариант 7
1. Социализация – совокупность традицийи норм, передаваемых от поколения к поколению.- Да
2. Статусы связаны между собойсоциальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. — Да
3. Первый закон Макиавелли гласит, чтонашими действиями правят честолюбие и мотив власти. – Да.
4. Вся мировая социология формироваласькак противостояние марксизму. – Да.
5. Чем выше факторы случайности в отборереспондентов, тем выше точность и надежность результатов опроса. – Да.
6. Латентные функции социальныхинститутов вредны. – Нет.
7. Отличительная черта общества –суверенность. — Нет
8. Скачкообразный вид социальногопрогресса называют реформой. – Нет, не совсем так. (Реформа – преобразование,изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков,учреждений) при сохранении существующего социального строя).
9. Близость – первичные отношения. –Нет.
10. Любое взаимодействие есть обмен. – Нет
11. Социализация – коммулятивный процесс накоплениясоциальных навыков. — Да
12. Агенты социализации – учреждения, влияющие на процесссоциализации. — Нет
13. Делинквентное поведение – преступное поведение. – Да(лат. Delictum– проступок,правонарушение).
14. К социальным группам правильнее относить толькотерриториальные группы. – Нет
15. Малую группу называют вторичной группой. – Нет.
16. В Индии существуют шесть основных и тысячи неосновныхкаст. – Да.
17. Сущность социального неравенства в том, чтоменьшинство владеет большей частью национального богатства. — Да
18. Заработная плата характеризует все слои населения. –Да.
19. Перемена религии – пример нисходящей мобильности. –Нет.
20. Социальные революции – причина групповой мобильности.– Да.