Федеральноеагентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультетгуманитарный
Кафедрасоциальной работы и социологии
Курсоваяработа по дисциплине методики исследования в социальной работе
СПЕЦИФИКАОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Руководитель:
И.Г. Синьковская
Разработала:
Студентка группы74-4
Карабутина Д.В.
Красноярск, 2010
Реферат
Курсовая работавыполнена на тему «Специфика организации социологического исследования вобласти социальной защиты населения».
Объект исследования: социологическиеисследования в области социальной защиты населения.
Предмет исследования:специфика организации социологического исследования в области социальной защитынаселения.
Цель курсовой работы –изучить роль социологических исследований в области социальной защите.
Задачи:
1. Изучить рольсоциологических исследований в социальной работе;
2. Описать применениесоциологических исследований в сфере социальной работы
В работе использовалисьматериалы периодических изданий, научная литература.
В первой главерассматривается: социологическое исследование в сравнении с социальнымисследованием; социологические исследования в сфере социальной работы.
Во второй главе изучаются:использование результатов социологического исследования в социальной работе;функции использования результатов социологических исследований в социальнойработе.
Курсовая работа выполненана 24 листах с использованием 17 источников.
Содержание
Введение
1. Роль социологических исследований в социальнойработе
1.1Социологическое исследование в сравнении с социальным исследованием
1.2Социологические исследования в сфере социальной работы
2. Применение социологическорго исследования в сфересоциальной работы
2.1Использование результатов социологического исследования в социальной работе
2.2Функции использованиея результатов социологического исследования в социальнойработе
Заключение
Библиографический список
Введение
Социология (фр.sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) —наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, моральи т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей [16].
Социологическое исследование- целостная система теоретических и эмпирических процедур, способствующихполучению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретныхтеоретических и практических социальных проблем.
Социологическоеисследование играет очень большое значение. Оно позволяет исследователюдвигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы идогадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении [9; С. 26-28].
Социологическоеисследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями иреальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерностиразвития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.
Как показала практикапоследних лет, возможности социологических исследований широки и многогранны.Это отражение реального состояния социальных явлений, процессов и определениефакторов, воздействующих на их изменение, выяснение ведущих тенденций развитияобщественных отношений и нахождение оптимальных путей и средств их совершенствования;обоснование планов; управленческих решений и оценка эффективности ихреализации; обобщение опыта и прогнозирование социальных ситуаций. Это,наконец, и действительный контроль за состоянием дел на различных участках, иутверждение новаторского, реалистического стиля мышления и деятельности [9; С.26-28].
В социологическихисследованиях заключены значительные возможности повышения научного уровнясоциальной работы, обновления, обогащения и актуализации ее содержания. Этивозможности раскрываются по мере того, как методы социологического исследованияи его анализа регулярно используются для оценки состояния и эффективностидеятельности социальных служб.
Социологическиеисследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко ивсесторонне проанализировать сложившуюся обстановку в работе социальных служб,выяснить степень действенности различных форм и методов социальной работы.Более того, подобные исследования по праву можно назвать одним из универсальныхисточников информации для руководителей социальных служб; они не тольковыявляют разного рода проблемы, но и подсказывают действенные средства для ихрешения [1; C.56].
Регулярно проводимыесоциологические исследования в социальной работе помогают обеспечиватьбесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируястатистическую информацию реалистичными данными об интересах и запросах,мнениях и настроениях людей, о степени удовлетворительности быта, состояниемпсихологического климата.
Результаты социологическихисследований в социальной работе позволяют не ограничиваться толькоколичественными характеристиками, а анализировать непосредственно качествосоциальной работы с населением.
Объект исследования: социологическиеисследования в области социальной защиты населения.
Предмет исследования:специфика организации социологического исследования в области социальной защитынаселения.
Цель курсовой работы –изучить роль социологических исследований в области социальной защите.
Задачи:
1. Изучить рольсоциологических исследований в социальной работе.
2. Описатьприменение социологических исследований в сфере социальной работы.
Метод исследования –традиционный анализ документов, синтез, классификация, сравнение
1. Рольсоциологических исследований в социальной работе
1.1 Социологическоеисследование в сравнении с социальным исследованием
Социологическоеисследование — система логических последовательных методологических иорганизационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью:получить достоверные объективные данные об изучаемом явлении [16].
Социологическоеисследование включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный: наэтом этапе происходит разработка программы исследования.
2. Основной: включает всебя проведение самого исследования.
3. Завершающий: идётобработка, анализ данных, а так же формирование выводов.
Виды исследований:
1. Разведывательноеисследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшоеколичество респондентов и сжатый инструментарий.
2. Описательное исследование:более глубокий вид исследования с большой общностью людей. Применяется машиннаяобработка.
3. Аналитическоеисследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не толькоописательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычнорассматривает динамику явления [17].
Социологическиеисследования проводятся обычно с целью решения конкретной социальной проблемы. Организациясоциологического исследования обладает определенной спецификой. Успешность егоосуществления во многом зависит от установления атмосферы взаимопонимания сзаказчиком, одинакового понимания целей, задач и ожидаемых результатовисследования. Информация, полученная социологами в процессе осуществлениясоциологического исследования, — это собственность заказчика (государственногооргана, фирмы, банка и т.п.), который волен поступать с ней так, как считаетнужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, разрешить илизапретить публикацию, внедрить в практику.
Наибольший эффект отпроведения социологического исследования достигается в том случае, когда всоответствии со спецификой изучаемых социальных процессов и явлений избираетсянаиболее подходящий для данных условий тип социологического исследования.
Социологическоеисследование содержит в себе определенный набор элементов, присущих научнойдеятельности. Социологическое исследование становится необходимым только тогда,когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения.
Формулирование научнойпроблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объектисследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности,подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объектаопределяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов,способных решить научными методами и средствами поставленную проблему.Определив субъект исследования, заказчик — государственный орган, предприятие,банк, спортивное общество и т.п. — вместе с исполнителем исследования — научнойорганизацией — определяет цели и задачи прикладного исследования либо этоделает исполнитель по поручению заказчика. Для того чтобы решить поставленныеконкретные задачи и достичь намеченной цели, требуются определенные средства — финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективноеприменение этих средств по намеченной программе должно привести к достижениюконкретного результата — нового знания об исследуемом объекте. Такова в самомобщем виде структура социологического исследования.
Таким образом, процесс социологическогоисследования представляет собой в самом общем виде применение субъектомопределенных средств по заранее разработанной программе в целях получениянового знания об объекте и практического применения полученного результата вконкретной деятельности.
Социальное исследование — исследование, в котором социальные факты объясняются через несоциальные;междисциплинарное исследование; изучение одного случая (предприятия, общины, города,группы) [16].
Социальные исследования проводятсяс целью выявления социальных последствий и основываются, прежде всего, насоциологическом инструментарии.
Любое социальное явлениеможет изучаться на уровне разведывательного, описательного или аналитическогоисследования, имеющего точечный или повторный (панельный) характер ииспользующего различные методы сбора первичной информации. В свою очередь, длялюбого вида социологического исследования не существует «запрета» на анализ техили иных явлений и процессов — каждое способно дать о них определенный объемнаучной информации.
Качество информации взначительной степени повысится, если предусмотреть до основного проведениепробного исследования. Оно является способом проверки обоснованностивыдвигаемых гипотез и задач, а также методического уровня и обработанностиинструментария сбора социологической информации. Пробное исследование помогаетоценить правильность построения соответствующей модели выборки и внести в нее вслучае надобности определенные коррективы, уточнить некоторые характеристикиобъекта и предмета исследования, обосновать расходы и сроки всехисследовательских процедур. Большое значение пробное исследование имеет и длятренировки интервьюеров и анкетеров.
Пробное исследованиеможно рассматривать как генеральную репетицию главного исследования,позволяющую сделать первые выводы о том, насколько успешно прошел этапподготовки к нему и каких результатов можно ожидать.
Сказанное вместе с тем неозначает, что исследователь не связан в выборе того или иного видаисследования. Направленность такого выбора всякий раз вытекает, как минимум, издвух обстоятельств: цели, научной и практической целесообразности исследования,а также из сущности и особенностей того явления, которое предстоит изучить.
Перед окончательнымвыбором вида социального исследования нелишним будет реалистично оценить и своивозможности, особенно глубину знаний методики, техники и организации, а такжепрактические навыки.
1.2 Социологическиеисследования в сфере социальной работы
Специалист социальнойработы является профессионально подготовленнымне только дляиндивидуальной или групповой терапевтической деятельности, но и дляосуществления планирования работы отдела и всей службы. Здесь социальная работасближается по своим функциям с прикладной социологией, которая предусматриваетпроведение исследований с целью их незамедлительной реализации в деятельностиучреждения или ведомства. С этой точки зрения, для повышения качества работыорганизации важно, во-первых, оценивать потребности непосредственных, ужеизвестных клиентов и нужды района или города в целом; выявлять потенциальныхклиентов, которые представляют этнические меньшинства, мигрантов, особые группыриска пока еще не охваченные профессиональной помощью. Во-вторых, необходимооценивать те методы, которые применяются конкретными специалистами и службой вцелом, те результаты, которых удается достичь. Все это применяется для того,чтобы оценить вклад и квалификацию работников, представить отчет о деятельностислужбы, найти проблемы в ее работе, запросить дополнительное финансирование ипродемонстрировать должную степень рефлексии, то есть осмысленной деятельности,а также реализовать задачи прозрачности и подотчетности, необходимой дляэффективного управления организацией социальной сферы.
Особенности исследований,в социальной работе обусловленной областью – это социальная работа, связанные сней организации. Вместе с тем, интересы других исследователей, например,психиатров, геронтологов, нередко пересекаются с интересами исследователейсоциальной работы напрямую озабочены развитием социальной работы, висследовании эффективности методов, подходов и практик.
Когда ведется речь обисследованиях в социальной работе, предполагается изучение социальной работыкак профессиональной практики, анализ теоретических допущений, социальныхпроблем и способов их решения, аспектов поведения индивидов и групп.Единственное условие, которое при этом должны быть исследования для социальнойработы, приносящие пользу профессий.
Помимо особого предметавнимания, исследования в социальной работе отмечаются тем, что они междисциплинарные,то есть требуют привлечения знаний из разных научных областей – теориисоциальной работы, социологии, психологии, медицины, юриспруденции.
К основным функциямисследований в социальной работе можно отнести следующее:
— диагностика – оценкасостояния социального объекта в момент исследования;
— контроль достоверностиинформации — сбор информации о социальном объекте и его окружении с цельюустановить ее достоверность и в случае наличия искажений внести соответствующиекоррективы;
— прогноз – выявлениевозможных состояний социального объекта в краткосрочной, среднесрочной идолгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этихсостояний;
— проектирование –выработка рекомендаций по тематике экспертизе социального объекта длясоциального проектирования и принятия управленческих решений;
— объяснение и анализ –выявление причин и природы социальных проблем, рассмотрение характерасоциальных программ и поиск факторов их эффективности, разработка принциповорганизаций социальной работы;
— внедрение – применениерекомендаций, сформулированных в результате исследования, в практике социальнойработы, в управлении организациями, в образовании;
— информирование –распространение информации о выявленных проблемах или положительном опыте ихразрешения;
— концептуализация –развитие теоретических представлений, научной базы знаний социальной работы;
— развитие рефлекснойпрактики – изучение, осмысление и критический пересмотр практики социальнойработы;
— активизация –мобилизация социальных сетей, выявленных посредством исследований, объединениелюдей и наделение их полномочиями проводить исследования и осуществлятьизменения;
— преобразование –проведение социальных изменений в ходе эксперимента.
Благодаря исследованиямпроисходит развитие теории и методов практической социальной работы,оттачивается идеология профессии, подвергается редакции этический кодекс. Теданные, которые специалист получает в ходе каждодневной деятельности вовзаимодействии с клиентами, в специально проводимых исследованиях имониторингах, представляют собой, самостоятельную ценность не только для целейинтервенции, управления и планирования, но и в аспекте обучения. Эмпирическиеданные подвергаются обобщению и анализу, излагаются в публикациях различногожанра – информационных, справочных и докладах, научных статьях и учебныхпособиях. Тем самым осуществляется приращение знания о практике социальнойработы, управлении организациями социальной сферы, способах решения социальныхпроблем.
Поскольку социальнаяработа имеет целый ряд направлений, реализуется комплексными структурами (сложноорганизованнымиспециальными организациями, службами, отделами, отдельными специалистами),выполняющими разнообразную деятельность по социальному обслуживанию, а ееисполнители на практике сталкиваются с многочисленными препятствиями, необходиманализ всех этих аспектов, нацеленный на выработку знания о конкретной проблемеи способах ее решения, а также на внедрение этих знаний в процессе принятиярешений.
Исследования в социальнойработе развиваются благодаря широким познавательным возможностям качественнойметодологии: интервью, наблюдения, анализа документов.
Метод интервью.
Неструктурированноеинтервью подходит для разведывательного исследования, когда мало, что известноо конкретной проблеме. Данный вид интервью применяется в социальной работе стем, чтобы предоставить интерпретации взаимоотношений переменны, возможныевариации субкультур или факторов.
Глубинные интервьюполезны для того, чтобы получить интерпретации относительно установок,ценностей и убеждений.
Сбор эмпирических данныхметодом интервью осуществляется как в учреждении, так и на дому у респондентаили в специально отведенном для этого офисе.
Наблюдение.
Целью включенногонаблюдения является понимание культур с точки зрения и представлений, при этомполученные результаты могут использоваться для критики существующихпозитивистских гипотез и теорий, цель которых – объяснение и контроль, поэтомуона связаны с проверкой гипотез и поиском логических связей.
Участвующее наблюдениечасто применяется в проектах прикладного характера. Например, П.Х. Хьюджессстолкнулся с трудностями, пытаясь разобрать реабилитационную программу дляпотребителей героина. Он понял, что, только познав особенности повседневнойжизни потребителей наркотика, он может получить информацию, полезную приразработке эффективной программы реабилитации.
Наблюдение применяется и впрограммах оценки качества и в том, что исследователи осуществляют переход отобщей проблемы к частным вопросам и гипотезам. Характерным примером являетсяпроект по оценке результатов и последствий образовательной программы и оценкепотребностей слушателей.
Исследования СМИпозволяют вскрыть приемы и проследить процессы создания социальных проблемсредствами массовой коммуникации.
Нарративный анализ оченьважен в исследовании социальной жизни, так как он позволяет осуществитьсистематическое изучение личного опыта и смысла, показать, как событияконструируются активными субъектами.
Исследования могут бытьописательными, предполагающие получение эмпирических сведений, дающиеотносительно целостное представление об изучаемом явлении или жеаналитическими, направленные на анализ, выяснение причин, лежащих в основеявления и обуславливающих его характер.
Исследование может бытьразведывательным, если предмет исследования мало или вовсе не изучен.Исследования также разделяются на разовые и повторные, а также мониторинговые,когда по данному сценарию, исследование через определенный промежуток времениповторяется или проводится регулярно. Разновидностью повторных исследованийоказываются исследования панельные, когда обращаются через определенныйпромежуток времени или повторяется регулярно. Разновидностью повторныхисследований оказывается исследования панельные, когда обращаются черезопределенный промежуток времени к одним и тем же людям.
По типу используемых дляанализа данных исследования могут опираться на первичный анализ данных – здесьиспользуются эмпирические данные, материалы, собранные самим исследователем в ходесобственного исследования.
Вторичный анализ данныхподразумевает использование материалов, собранных ранее, часто другимиисследователями, в целях сравнения или проведения дополнительного анализа.
Итак, предназначениелюбого социологического исследования – анализ таких проблем, которые имеют невторостепенное, а ключевое значение для социальной практики. Один из главныхмотивов обращения к социологическим исследованиям – потребность располагать какможно более обширной, содержательной и точной информацией, отражающей тестороны и нюансы социальных проблем нуждающегося населения, которые скрыты напервый взгляд, но которые требуется учитывать в практике социальной работы.
2. Применениесоциологических исследований в сфере социальной работы
2.1 Использование результатовсоциологического исследования в социальной работе
Всесторонняя иквалифицированная интерпретация результатов социологического исследованияоткрывается для широкого применения в практике социальной работы. И происходитэто благодаря тому, что уже в процессе объяснения социологических данныхначинает, складывается единая количественно-качественная оценка проблемизучаемого явления постепенно вырисовываются те конкретные пути, с помощьюкоторых они могу быть разрешены. Более детальное обоснование эти пути исредства получают по мере формулировки выводов исследования и разработки всоответствии с ними практических рекомендаций.
Основная тяжесть поиспользованию результатов социологических исследований и его рекомендаций всегдапринадлежала руководителям социальных служб — людей, досконально знающих еесильные и слабые стороны, переживающих за повышение ее целенаправленности идейственности. Их убежденность в практической ценности выводов исследования втом, что использование полученных данных способно помочь разрешению изучавшейсяпроблем.
Практическая пользасоциологического исследования может и должна измеряться тем, насколько егорезультаты полагают совершенствовать различные виды, направления, средства,формы и методы социальной работы в соответствии с потребностями дня.
Такой критерийрезультативности, практической отдачи социологических исследованийобуславливает более строгий подход к вопросу об использовании их выводов всоциальной работе. Имеющиеся отдельные, но не связанные друг с другом единойцелью и логикой примеры того, как используется социологическая информацияруководителями социальных служб, уже не могут сегодня полностью удовлетворять.Только системный подход позволит интегрировать разнородные частные проблемы,подвести их к одному знаменателю и тем самым сложнейшую группу различныхпроблем представить как единую проблему.
Таким образом, опираясьна это принципиальное положение, представим, что означает для руководителейсоциальных служб системный подход к использованию результатов социологическихисследований в социальной работе. Для этого, в соответствии с требованиямитакого подхода, предстоит определить и рассмотреть функции социологическихданных в практике социальной работы.
2.2 Функции использованиярезультатов социологических исследований в социальной работе
Социологическоеисследование анализа социальной работы.
Использование результатовсоциологических исследований для анализа социальных служб получило за последниегоды широкое распространение. Это связано с социальными проблемами населения,требующими безотлагательного решения, совершенствования системы егоинформационного обеспечения, что помогает полнее овладеть обстановкой,принимать оптимальные решения, предвидеть их последствия, проводитьвсестороннее взвешенную, отражающую действительное положение дел социальнуюполитику.
Социологические данные,как показывает практика, не просто констатирует состояние деятельностьсоциальных служб. Они побуждают к размышлениям, дают возможность сравниватьработу по регионам, сопоставлять накопительный опыт, своевременно видеть новые,наиболее существенные тенденции в развитии тех или иных общественных явлений ина этой основе планомерно влиять на их развитие, последовательно добиватьсянамеченной цели.
Накопленный социальнымислужбами опыт использования результатов социологических исследований в анализепрактической работы позволяет выделить два уровня такого анализа. Первыйуровень связан с оценкой состояния социальной работы (в целом или ее отдельныхнаправлений и участков), второй – с оценкой степени ее эффективности.
Оценка состояниясоциальных служб и социальной работы в целом, функционирования различных ееформ и методов дает их обобщенную количественно — качественную картину. Посуществу, на таком уровне социологического анализа можно получить возможностьвидеть реальное состояние дел, достигнутые на данный момент результаты впроводимой работе, свойственные ей плюсы и минусы, полнее и глубже уяснить, чтонужно сделать в первую очередь для того, чтобы ликвидировать имеющиеся недостатки.Другими словами, анализ состояние социальной работы с помощью методовсоциологического исследования позволяет объективнее оценить сложившуюся в нейситуацию и, опираясь главным образом на научно обоснованные социологическиеданные, выделить основные и второстепенные факторы, определяющие характерданной ситуации.
Тем самым использованиеаналитического потенциала результатов социологических исследований помогаетсоциальным службам преодолевать стихийность и формализм в своей деятельности,ориентироваться в работе на надежный критерий количественно-качественной оценкиее реального состояния.
Что же касаетсяиспользования результатов социологических исследований для оценки эффективностисоциальной работы, то это дело более сложно. Данная сложность обусловленасодержанием самого понятия «эффективности», которое в наиболее общем видеопределяется как отношение полученных результатов к ранее выдвигавшимся целям,то есть фиксирует степень соответствия достигнутого тому, что предполагалосьдостичь.
Определить эффективностьсоциальной работы при помощи социологической информации можно лишь в томслучае, если последняя всесторонне и объективно отражает результат проведеннойработы и правильно соотнесена и ее целью, а также с тем, что было достигнуторанее. Другими словами, речь идет о необходимости осуществления в той или инойформе сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляется последняясоциологическая информация с информацией предыдущей. Это позволяет соотнестиколичественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел наопределенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы остепени ее эффективности.
Для получения болееполной и точной оценки эффективности не только осуществляется анализ полученныхрезультатов, соотносят их с ранее имевшимися данными, но и изучают сам процесс,который привел к ним.
Социологическоеисследование планирования в социальной работе.
Значимость этой функциииспользования социологических данных вытекает из активного стремлениясоциальных служб заложить научные основания под разработку и составлениепроектов социальной работы. Научный подход к планированию социальной сферыберет в расчет научно и практически обоснованное определение целей, выявлениезадач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, егореализации и претворения в интересах общества. Ни один план не будет полным ивсесторонним без предварительного проведенных научных исследований, которыенеобходимо предусматривать как в текущем, так и в перспективном планировании.Особое место среди них занимают социологические исследования, так как только спомощью их можно оценить состояние и тенденции развития жизни людей.
Учет результатовсоциологических исследований в процессе планирования позволяет теснее увязыватьсодержание планируемых мероприятий с решением конкретныхсоциально-экономических проблем; учитывать реальный уровень жизни населения;направленность их запрос и потребностей; осуществлять рациональный выбор техсредств и форм социальной работы, которые позволят выполнить намеченные задачи.Одним словом, использование социологической информации при составлении планов всоциальных службах дает возможность полнее и глубже отразить в них наиболеесущественные тенденции и процессы в жизни города, региона, что способствует обеспечениюее последовательного развития и преемственности.
Социологическоеисследование прогнозирования в социальной работе.
Результатысоциологических исследований, являясь хорошим подспорьем в планированиисоциальной работы, оказывается в то же время ценным материалом для научногопредвидения, прогнозирования результатов социальных процессов и отношений.Обоснованный прогноз в сфере социальных служб дает возможность учитыватьразличные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозовпозволяет сделать более современным управление, эффективным — проектирование.
Весьма существенную рольв прогнозировании социальных процессов играют результаты массовых испециализированных (экспертных) опросов. В первую очередь это результаты техсоциологических исследований, которые дают качественно-количественнуюхарактеристику существенных сторон объекта социальной работы – нуждаемостилюдей. Причем полезность социологических сведений для прогноза возрастает помере того, как эти сведения начинают отражать состояние объекта не только встатике, но и в динамике, то есть указывать направленность происходящих в немизменений, особое значение здесь имеют результаты повторных социологическихисследований потребностей людей.
Однако для серьезного ивсесторонне обоснованного прогноза в социальной сфере социологическаяинформация об объекте должна быть дополнена показателями экономического,социально-культурного и демографического развития. Специалисты правомерносчитают, что без учета таких данных надежность прогноза социального процессарезко падает.
Социологическоеисследование контроля и учета в социальной работе.
Контроль – этоуправленческая деятельность, задачей которой является количественная икачественная оценка и учет результатов работы организации. Контроль призванвыявлять не только своевременность, количество и направленность проведенныхмероприятий, но и их отдачу, то есть качественную сторону социальной работы. Вэтом смысле использование социологических данных для контроля за состояниемданной работы оказывается тесно связанным с их применением для анализа и оценкиее реального уровня и эффективности. В число направлений контрольнойдеятельности входит: контроль за выполнением работ, намеченных планов; меры покоррекции всех значительных отклонений от плана; определение взаимосвязи ипреемственности традиционных и новых средств, форм и методом работы; ихактуальности, связи с жизнью; оценка уровня теоретической и методическойподготовленности кадров; оценка достоверности отчетной информации о состояниисоциальной работы, поступающей из социальных организаций.
Для того чтобы обеспечитьдейственность контроля в социальной работе, нужно позаботиться о его научнойоснове, используя в единстве всю совокупность имеющихся для этого средств, втом числе различные виды социологических исследований. Они во многом, какпоказывает практика, помогает добиваться оперативности, широкого охвата иглубины контроля, повышать его объективность в оценке истинного положения дела.
Социологические данныеоказываются ценным материалом для наиболее полного обеспечения рядаучетно-отчетных количественных показателей, характеризующих состояниесоциальных служб.
В повседневнойпрактической работе социальные службы сталкиваются также с необходимостьюучитывать при помощи результатов исследований и качественно-количественныеданные, показывающие в динамике в сравнении изменения уровня информированноститрудящихся по вопросам социальной помощи и социального обеспечения.
Социологическоеисследование подбора, обучения и оценки деятельности социальных работников.
В социальных службахсложилась стройная система работы с кадрами. Для повышения ее эффективности всешире начинают использовать социологические исследования. Они оказываютсяполученными во многих отношениях. Во-первых, их последовательное применениепозволяет уточнить круг критериев оценки работников, полнее учесть те ихкачества, которые не всегда фиксируются в официальных документах: Во-вторых, ихрезультаты с большей долей объективности могут отражать реальный уровень теоретическихзнаний и информированности кадров, высвечивая те «узкие места» в их подготовке,которые должны быть, взяты под особый контроль. В–третьих, они показывают,каким авторитетом обладают социальные работники, каков их нравственный облик,деловые качества в глазах клиентов. В-четвертых, опросы самих социальныхработников позволяют выявлять и концентрировать компетентные суждения опроблемах социальной работы, причинах наличия тех или иных недостатков, путях исредствах их преодоления. Наконец, в – пятых, привлечение социальных работниковк процессам подготовки и проведения социологических исследований, анализа ииспользования их результатов формирует у них широкий, свежий взгляд насостояние и совершенствовании своей деятельности, развивает их социологическоемышление, прививает вкус к постоянной аналитической работе, стимулируетпотребность повышения своего общетеоретического уровня. Все это позитивносказывается на практической работе социальных работников, на актуализации.
Заключение
Социальная работа во всехсвоих ипостасях – один из наиболее тщательно подготовленных, научно иметодически оснащенных социальных феноменов. Процесс усиления научных,теоретических и практических основ социальной работы постоянно набирает силу. Иочень важно, чтобы социологические исследования как средства научногообеспечения деятельности социальных учреждений и служб использовались грамотнои, как говорится, к месту, давали в руки их организаторам действительно нужную,достоверную и всестороннюю информацию для того, чтобы принимать продуманныерешения на основании анализа полученных данных, устранять недочеты, искатьправильные и нужные пути решения нуждающимся.
Высокая отдача отсоциологических исследований наблюдается лишь там и тогда, когда они проводятсяне ради любопытства и созерцания полученных результатов, а в целях познанияпроблем социальной работы и устранения этих проблем на практике.
Библиографическийсписок
1. Батыгин Г.С.Лекции по методологии социологических исследований.-М.,1995
2. Девятко И.В.Методы социологического исследования. — М, 2002, Как провести социологическоеисследование/ Под ред.
3. М.К. Горшков, Ф.Э.Шереги. – М., 1990
4. Коробанов В.В.,Плюсина Г.Н. Использование социологического инструментария в определении путейповышения эффективности социального обслуживания//Работник социальной службы,2002 №2, с 19-25
5. Луков В.А.Социальное проектирование, М, 2003
6. Романов П.,Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе. Оценка, анализ,экспертиза.- Саратов, 2004
7. Социальнаяполитика и социальная работа в изменяющейся России/ Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В. Романова М, 2002
8. Социальнаяработа/ Под ред. В.И. Курбатова – Ростов/Д., 2004
9. Татарова Г.Г.Методология анализа данных в социологии. М, 1999
10. Тощенко Ж.Т.Идеология и жизнь. Социологический очерк, М, 1981
11. Щеглова С.Н.Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование., М, 2001
12. Ядов В.А.Социологическое исследование: Методология, программы, методы. – Самар. ун-т,1995
13. Ядов В.А.Стратегия социологического исследования. М, 2001
14. Ярская-СмирноваЕ.Р. Профессионализация социальной работы в России//Социс, 2001 №5, с 86-95
15. Ясавеев И.Г.Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. – Казань,2004
16. [Электронныйресурс]:http://slovari.yandex.ru
17. [Электронныйресурс]: voluntary.ru/dictionary