Специальные и отраслевые социологические теории
Социологияявляется дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченнаясовокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторуюцелостность. Именно в четкой структурированности и целостности системысоциологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующаяее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующиеэлементы:
1) социальныефакты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследованиякакого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредствомдругих элементов системы социологии;
2) общиеи специальные социологические теории – системы научного социологическогознания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познанияобщества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенныхтеоретико-методологических направлений;
3) отраслевыесоциологические теории – системы научного социологического знания,направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программыконкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирическихданных;
4) методысбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и егопервичного обобщения.
Однакопомимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четкодифференцированы по трем независимым уровням.
1. Теоретическаясоциология (уровень фундаментальных исследований). Задачей являетсярассмотрение общества как целостного организма, раскрытие места и ролисоциальных связей в нем, формулировка основных принципов социологическогопознания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.
Наэтом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, егоисторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественнойжизни.
2. Специальныесоциологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социальногознания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных,специфических подсистем социального целого и социальных процессов.
Видыспециальных социальных теорий:
1) теории,изучающие законы развития отдельных социальных общностей;
2) теории,раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех илииных сферах общественной жизни;
3) теории,анализирующие отдельные элементы социального механизма.
3. Социальнаяинженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с цельюконструирования различных технических средств и совершенствования имеющихсятехнологий.
Внастоящее время социология полностью и окончательно приобрела статуссамостоятельной науки. Поэтому общепринятым считается, что социология имеетсвою собственную структуру — это: общая социологическая теория, специальные(частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологическиеисследования. Все три уровня социологического знания призваны выполнять функциисоциологии как науки. Общая социологическая теория и специальные (частные)социологические теории составляют теоретический уровень социологическогознания, а конкретные (эмпирические) социологические исследования — эмпирическийуровень. Частные социологические теории играют роль переходных звеньев от общейсоциологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям.
Общаясоциологическая теория (теоретическая социология). Предмет ее исследования —общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Теория изаконы, сформулированные в ней, показывают основные и необходимые связи,существующие между главными компонентами общества. Теоретическая социологиярассматривает существующие социальные явления как элементы социальнойцелостности. Она формирует основные методологические установки для изученияразных социальных явлений и процессов, которые в дальнейшем находят своюконкретизацию на уровне специальных социологических теорий. Ценность общейсоциологической теории заключается в том, что благодаря ей можно соотнестиотдельные социальные явления и процессы с социальным целым, в результате чегопоявляется возможность научно объяснить их, рассмотреть их генезис, структуру ифункции.
Специальные(частные) социологические теории. Они рассматривают формы проявления имеханизмы действия в разных сферах жизни общества общих и специфическихзаконов, которые являются специфическими для данной общественно-экономическойформации, и законы, которые находят свое выражение только в этой сфере. А такжеизучают различные системы общественных отношений (образ жизни, классоваяструктура общества, национальные отношения, личность и общество) и различныесферы социальной жизни (труд, быт, культура, семья и т.д.). Все формы общественныхотношений и общественной жизни внутренне связаны между собой, но у каждой свояспецифика.
Длясодержания специальных социологических теорий характерно, во-первых,установление объективных взаимосвязей данной предметной области (то есть сферыобщественной жизни, процесса) с целостностью общественной системы на данной ибудущих стадиях ее развития, а во-вторых, выявление специфических, присущихтолько данной предметной области внутренних закономерностей и взаимосвязей.
Спецификучастных социологических теорий составляет не только то, что они изучаютчастные, а не общие социальные явления, а также и то, что их вниманиесосредоточивается на элементах социальной системы, которые непосредственносвязаны главным образом с человеком.
Предметспециальных социологических теорий — относительно самостоятельные сферысоциальной жизни, разные виды социальной деятельности, существующие социальныеобщности, а также закономерности их функционирования и развития.
Специальныесоциологические теории по сравнению с общей социологической теорией имеют болееузкую область применения.
Каждаяспециальная теория изучает какую-то относительно автономную сферу общественнойжизни, закономерности и тенденции их развития, механизмы действия.
Указанныетеории — это многослойное образование, которое обусловливает ряд причин:различие предметов, природа возникновения, направленность функционирования. Наоснове этих признаков социологи выделяют следующие группы специальныхсоциологических теорий:
1. Специальныесоциологические теории, изучающие основные формы и виды человеческойдеятельности. Это социология досуга, социология труда и т.д. Данные теории, всвою очередь, внутри себя могут содержать еще более узкие теории, например,социология досуга — социологию физической культуры и спорта, социологию туризмаи т.д.
2. Специальныесоциологические теории, возникшие на стыке социологии и каких-то гуманитарныхнаук (или форм общественного сознания). Например, на пересечении социологии иполитики появилась социология политики, социологии и права — социология права ит.д.
3. Специальныесоциологические теории, изучающие социальную структуру общества, ее элементы ивзаимодействие между ними, Т.е. изучающие различные социальные общности. Это,например, социология деревни, социология социальных групп и др.
4. Специальныесоциологические теории, изучающие деятельность социальных институтов. Это —социология семьи, социология организации, социология образования и др.
5. Специальныесоциологические теории, главное внимание которых направлено на исследованиеотклоняющегося поведения и аномальных явлений. Это социология девиантного(отклоняющегося) поведения, социология делинквентного (преступного) поведения.
Каквидим, структура социологии в настоящее время рассматривается ведущимисоциологами в различных видах с преобладанием трехуровнего варианта: общаясоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории иконкретные (эмпирические) социологические исследования.
Отечественные изарубежные коллеги дают и другие обоснованные предложения об уровняхсоциологического знания. В отечественной социологии наиболее продуктивнойпредставляется точка зрения, учитывающая разные функции социологии. Согласно ейсоциологическое знание может быть представлено по степени обобщения информацииоб исследуемых процессах, явлениях социальной реальности. Этот подход — пример ещеодной классификации социологического знания — по уровням, отражающимобъектно-предметный принцип познания. Этот принцип предполагаетнесколько уровней.
Во-первых, высший уровень социологическогознания представлен общесоциологической теорией, которая отражает ивыражает теоретико-методологические стратегии. В зависимости от нихвырабатываются обобщающие теоретические концепции, которые обосновывают формы иметоды познания социальной реальности в многообразии их общественных связей.Согласно этому подходу объектом и предметом анализа может выступать общество,человек или их органическое единство. На этом уровне социологического знанияуточняется понятийный аппарат социологии, ее методология, функции, общие иособенные характеристики по сравнению с другими науками. В свою очередь этиподходы могут дифференцироваться, и тогда количество социологических теорийрезко возрастает, выражаясь в существовании различных школ и направлений.Поэтому некоторые исследователи (Ю. Г. Волков) считают, что школы в социологииимеют свой общесоциологический подход, выражающийся постановкой принципиальныхметодологических вопросов. Именно концептуальная модель этих теорий задает уголзрения (О. Б. Божков), гарантируя, что исследования не превратятся впроизвольные рассуждения по поводу неких явлений и процессов.
Во-вторых,следующий уровень образуют отраслевые социологические теории — экономическую и политическуюсоциологии, социологию социальной и духовной сфер жизни общества, которые направлены на анализ необщества в целом (первый случай), а его основных сфер — экономической,социальной, политической и духовной. Это деление общества на четыре сферыобосновано в социально-философской литературе (см. труды В.С. Барулина, Г.С.Арефьевой, В.П. Рожина и др.) и связано с видами деятельности — экономической(производственной), социальной (в узком смысле слова), политической икультурной (духовной). Наконец, к отраслевым социологическим теориям относится социологияуправления. Она направлена на исследование и изучение особого классапроблем — механизма регулирования социальных процессов. Поэтому она можетрассматриваться самостоятельно, на уровне выявления общих характеристик,независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой изсфер общественной жизни и представляющих их социологии, что требует выявления ианализа специфики управления в каждой конкретной области жизнедеятельностилюдей.
В-третьих, специальныесоциологические теории. Предметом исследования в них являются общественныепроцессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами,которые в целостности являются составной частью той или иной сферы общественнойжизни. Они рассматривают не глобальные взаимодействия, а характерные связи вконкретной сфере общественной жизни. Иначе говоря, каждая из отраслевыхсоциологических теорий состоит из совокупности специальных теорий.Экономическая социология из социологии труда, социологии рынка, социологиигорода и села, демографических и миграционных процессов; социология социальнойсферы из социально-профессиональной и поселенческой структуры, этносоциологии,социологии молодежи, семьи и др.; социология духовной жизни из социологииобразования, науки, религии и т.д. Другими словами, специальные социологическиетеории производны от отраслевых теорий, являются их частью, компонентами.
Для становления какотраслевых, так и специальных социологических теорий необходимовыполнение по крайней мере двух условий: а) чтобы эти теории обладалисамостоятельным, обоснованным и проверенным практикой понятийным аппаратом,характеризующим сущность и специфику исследуемых реальностей; б) чтобыимелась общественная потребность в их рассмотрении с социологической точкизрения, т.е. в изучении специфических связей между этими явлениями и обществомкак совокупностью всех общественных отношений.
Сегодня в социологии вбольшей или меньшей степени оформлено свыше 50 социологических (отраслевых,специальных) теорий. Их положение еще полностью не осмыслено с точки зренияперспектив социологии и с точки зрения общественных потребностей. Анализ ихместа в структуре социологического знания предполагает постоянный критическийобзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение какдля понимания места, роли и функций социологической науки, так и для повышенияэффективности и качества исследований.
Отраслевые и специальныесоциологические теории соединяют теоретико-методологическое знание сэмпирическими данными, полученными в ходе эмпирических исследований. Онипредставляют собой единство теоретического знания (теоретических замыслов) иэмпирической их проверки, в результате чего уточняются исходные положения,результативность и эффективность методологии и методики.
Особо подчеркнем, чтоесли в социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметноразделение на теорию и эмпирию, то это ни в коем случае не означает, что онисуществуют раздельно, не взаимодействуя между собой.
И, наконец, нарядус отраслевыми и специальными социологическими теориями существуют частныевспомогательные концепции, объектом изучения которых выступают конкретные, отдельныеявления и процессы, производные от более «объемных» социальныхфеноменов. Таковыми являются, например, в социологии образования высшее илидошкольное образование, в социологии молодежи — молодежные движения, группы поинтересам. Детализация вышеупомянутых теорий не вызывает возражения; кромеодного — изучение многих частных явлений нередко называют тоже«социологиями», в результате чего возникает дурная бесконечность,которой нет предела (и вот появляются социологии любви, доверия и дажесоциология СПИДа). Поэтому и в социологии стоит применить принципбережливости, названный «Бритвой Оккама», согласно которомусущности не должны умножаться без необходимости. Исходя из этого принципа,следует изучать определенный конкретный процесс или явление и обозначать этокак предмет (объект) социологического анализа, не приклеивая к нему безнеобходимости термин «социология».
ТИПЫПРИКЛАДНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, дифференцируются по критериям их цели, логикиосуществления, особенностей организации и конечного результата. Перваяукрупненная классификация исследований в социологии — выделение теоретических иприкладных, общесоциологических и конкретно- или частносоциологических.Критерием дифференциации исследований на теоретические (в социологии онисовпадают с фундаментальными) и прикладные служит их конечный результат, товоздействие на познавательную и практическую деятельность, которое этот результатоказывает. Теоретические исследования направлены на выявление законов изакономерностей социальных явлений и процессов, функционирования и развитиясистем, прикладные — не просто перевод имеющегося знания в рекомендации (какиногда утверждают), а тот же научный поиск, но конкретизированный по уровнюобобщения, объекту; по практическим, более близким целям. В свою очередь,общесоциологическими являются исследования, посвященные изучению проблемобщества как целостной системы, и конкретно-социологические, посвященныеанализу отдельных (сквозных) явлений и процессов общественной жизни как втеоретическом, так и прикладном аспектах.
Покритерию внутренней логики (логической определенности) и соответственнорешаемым задачам прикладные социологические исследования подразделяются напилотажные, панельные, лонгитюдные, а также монографические, выборочные(репрезентативные) и сплошные. При выделении трех последних типов добавляется итакой показатель, как степень охвата генеральной совокупности, но он не заменяет,а лишь дополняет критерий «логика и задачи исследования».
Поформам организации и финансирования прикладные социологические исследованиямогут быть бюджетными и хоздоговорными. Хоздоговорные исследования выполняютсяна основе хозяйственных договоров между заказчиком — предприятием,организацией, учреждением — и исполнителем, в роли которого могут выступать,например, кафедры вузов.
Похарактеру и форме конечного результата прикладные социологические исследованияподразделяются на четыре типа. Первый тип — исследования, направленныена получение такой социальной информации, которая не поддается статистическомуучету (мнения, оценки, установки, предложения и т.д.) или до определенноговремени не учитывается статистическими органами (например, контркультурныеобъединения молодежи и др.). По аналогии с терминологией, принятой встатистике, их можно назвать информационными, социально-статистическимиобследованиями. Это — наиболее распространенный тип исследований. Их цель иконечный продукт — оперативная, достоверная, репрезентативная информация.Распространенное категорическое (а потому не всегда верное) требованиерекомендации «по принятию управленческого решения» равносильно тому,чтобы метеорологи давали не только прогноз погоды, но и указания, что делать специалистамсельского хозяйства, авиации, коммунальных служб и т.д. при резком похолодании.Целесообразно четко распределять ответственность: социолог отвечает за качествои своевременность получения информации, специалисты и руководители — за ееиспользование.
Второйтип — исследования, позволяющие измерять латентные (не поддающиеся непосредственномунаблюдению) параметры социальных явлений и процессов; факторы, детерминирующиеих протекание, связи и отношения между явлениями, а также характеристики индивидови социальных групп — носителей общественных отношений. Условно эти исследованияможно назвать измерительными. Это, например, измерение социальных установокличности, изучение отношения к труду, включенности личности в профсоюзнуюдеятельность и т.п. Этот тип исследований — наиболее сложный, он всегда имеетне только практический, но и теоретический выход, как в виде новых шкал,инструментария, методик, так и приращения социологического знания.
Третийтип — исследования, в ходе которых имеющееся знание переводится в конкретныерекомендации, проекты решения проблем применительно к специфике объекта, атакже осуществляется аналитическая и методическая работа по внедрениюрекомендаций в практику. Это — инженерно-социологические иуправленческо-социологические исследования, основное поле деятельностизаводской социологии.
Четвертыйтип — экспериментальные исследования. Они включают теоретическое обоснованиеконкретного социального эксперимента, а также всю аналитическую работу в ходеего осуществления.
Значительноераспространение и самостоятельный статус приобрели следующие три типаисследований: сравнительные, диагностические и экспертные. Они не укладываютсяв приведенную схему критериев, отличаясь и целями, и логикой, и организацией.Каждый из этих типов исследований вызван к жизни определенными потребностями иимеет большое значение: первый — в теоретическом плане, два других — преимущественно для практики.
Видысоциологического исследования
Внаиболее общем виде социологическое исследование можно определить как системулогически последовательных методологических, методических иорганизационно-технических процедур, связанных между собой единой целью:получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях ипротиворечиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы дляприращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.
Социологическоеисследование включает сменяющие друг друга этапы: разработка программы иинструментария; сбор информации; подготовка собранной информации к обработке;анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировкавыводов и рекомендаций.
Несмотря нато, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность изаконченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формысоциологических процедур, пригодных для изучения различной сложности проблем,не существует.
Конкретныйвид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нём целии задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных видасоциологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательноеисследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оноохватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается наупрощённой программе и сжатом по объёму инструментарии.
Разведывательноеисследование используется для предварительного собеседования определённогопроцесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило,возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности онуспешно применяется при получении дополнительной информации о предмете иобъекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границобследуемой совокупности в углублённом широкомасштабном исследовании, а такжедля выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
Выполняявспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщикомоперативных данных. В это смысле можно говорить о такой его разновидности, какэкспресс опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особоинтересующих исследователя в данный момент.
С помощьюоперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам(зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только чтопроведённых мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода ирезультатов различных общественно-политических кампаний.
Обычно вразведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступныхметодов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделатьэто в короткие сроки. Кроме того, если речь идёт об уточнении предмета иобъекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлён анализспециальной литературы, а также проведён опрос компетентных специалистов(экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объектаисследования.
Описательноеисследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяетсоставить относительно целостное представление об изучаемом явлении, егоструктурных элементах. Кроме того, осмысление, учёт такой всестороннейинформации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосноватьвыбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
Описательноеисследование проводится по подробно разработанной программе и на баземетодически апробированного инструментария. Его методологическая и методическаяоснащённость делает возможным группировку и классификацию элементов по темхарактеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемойпроблемой.
Описательноеисследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служитотносительно большая общность людей, отличающаяся разнообразнымихарактеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятсялюди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы,уровень образования, семейное положение и так далее, или население города,района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объектаотносительно однородных групп даёт возможность осуществить их оценку, сравнениеи сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявитьналичие и степень развитости связей между ними.
Выбор методовсбора информации в описательном исследовании определяется его задачами инаправленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность,полноту социологической информации, а следовательно, позволяет делать болееобоснованные выводы и рекомендации.
Аналитическоесоциологическое исследование ставит своей целью углублённое изучения явления,когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет егоосновные количественные и качественные параметры.
В силу такогопредназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную ипрактическую ценность.
Если в ходеописательного исследования устанавливается, есть ли связь междухарактеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носитли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случаефиксируется наличие связи между удовлетворённостью содержанием выполняемоготруда и его эффективностью, то во втором случае рассматривается, является лиудовлетворённость содержанием труда основной или не основной причиной, т.е. фактором,влияющим на уровень его эффективности.
Посколькуреальность такова, что назвать в «чистом виде» какой-либо одинфактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса илиявления, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическомисследовании изучается совокупность факторов. Из неё и выделяются факторыосновные и не основные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые,присущие данному социальному институту или организации и т.д.
Подготовкааналитического исследования требует значительного времени, тщательноразработанной программы и инструментария. По используемым методам сборасоциологической информации аналитическое исследование носит комплексныйхарактер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса,анализа документов, наблюдения. Естественно это требует умения взаимоувязывать,«состыковывать» информацию, полученную по разным каналам,придерживаться определённых критериев её интерпретации. Тем самым аналитическоеисследование существенно отличается не только содержанием своегоподготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом канализу, обобщению и объяснению полученных результатов.
Разновидностьюаналитического исследования можно считать социальный эксперимент. Егопроведение предполагает создание экспериментальной ситуации путём изменения втой или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходеэксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» техвключённых в него факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
Подготовка ипроведение любого эксперимента — дело достаточно трудоёмкое и требующеесоциальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речьидёт о внедрении новых форм социальной организации, о коренных изменениях вобщественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные,групповые и общественные интересы. В ряде случаев эксперимент не простожелателен, а необходим. Он позволяет избегать случайностей и непредвиденныхпоследствий, увереннее, с научной обоснованностью предлагать практике новыеформы и методы управления.
В зависимостиот того, рассматривается предмет в статике или динамике, могут быть выделеныещё два типа социологического исследования: точечное и повторное.
Точечноеисследование (его называют разовым) даёт информацию о состоянии иколичественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент егоизучения. Эта информация в определённом смысле может быть названа статической,поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не даётответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.
Сравнительныеданные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований,проведённых последовательно через определённые промежутки времени. Подобныеисследования, основанные на единой программе и инструментарии, называютповторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительногосоциологического анализа, который направлен на выявление динамики развитияобъекта.
В зависимостиот выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три иболее этапа. Длительность временного интервала между первоначальной и повторнойстадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладаютнеодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объектаподсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, еслиизучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ ипервый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срокповторного исследования — после завершения приёма в вузы или поступления наработу.
Особый видповторного исследования — панельное. Допустим, в ходе повторногоисследования выясняется степень эффективности образования. Обычно онаопределяется независимо от того, как изменился объект за период междупервоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследованиепредусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданныеинтервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдатьтакие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильностьисследуемой совокупности по её величине и составу. Эти исследования даютхорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику,направленность развития.
Помимоназванных в социологии используются — хотя значительно реже — специальные видысоциологических исследований.
Один из них — монографическое исследование, которое нацелено на всестороннее,«глобальное» изучение избранного социального процесса или явления наодном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичныхобъектов. Очень часто монографическое социологическое исследование дополняетсяиспользованием методов других наук: истории, экономики, культурологии,лингвистики и т.п.
Значительныйинтерес представляют когортные исследования, которые изучаютспецифические совокупности людей в течение определённого времени, напримергода, переживших одно и то же событие( вступивших в брак, призванных в армию,поступивших в вуз и т.д.). Когорту, образованную по году рождения, называютпоколением.
В наступившейпоре открытости всему миру всё чаще стали проводиться международные,кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставленииявлений и процессов в различных странах. При всей их значимости,привлекательности следует отметить одну методологическую сложность: трудности винтерпретации как задач и стратегии исследования, так и полученных результатов,ибо накладываются на них такие специфические особенности, которые обусловленыразличным менталитетом, культурным опытом, традициями, способами исследования ирешения назревших социальных проблем.
Такова вобщих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видовсоциологического исследования.
Характеристика методов социологического исследования
Припроведении социологических исследований наиболее часто планируются следующиеосновные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы.
Анализдокументов. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях,наблюдение за которыми уже невозможно.
Изучениедокументов помогает выявить тенденции и динамику их изменений и развития.Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения,содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях,письмах и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация,которая в большинстве случаев используется для характеристикиконкретно-исторического контекста развития изучаемого процесса или явления.Важной особенностью большей части статистических данных является ихагрегированный характер, что означает их соотнесённость к некоторой группе какцелостности. Так доступность «потребительской корзины» может бытьоценена как ко всему населению, так и ко всем социальным группам.
Не менееважное значение приобретает контент-анализ, который активно применяется висследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методомгруппировки текстов. Анализ основан на использовании единообразныхстандартизированных показателей (индикаторах) для поиска, учёта и подсчётамассовости тех или иных характеристик текста. Задачи, решаемые этим методом,подчиняются простой схеме: кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с какимрезультатом.
Опрос — самыйраспространённый метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение кнепосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые малоподдаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опроснезаменим, когда речь идёт об исследовании тех содержательных характеристикобщественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнегоглаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях.
Две основныеразновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.
Прианкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра илибез него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Впоследнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Онобывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовыйопрос; опрос через газету, журнал.
Интервьюированиепредполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или егополномочный представитель) сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. По формепроведения оно может быть прямым и опосредованным, например по телефону.
В зависимостиот источника (носителя) первичной социологической информации различают опросымассовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информациивыступают представители различных социальных групп, деятельность которыхнепосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросовпринято называть респондентами. В специализированных опросах главный источникинформации-компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания,жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела,участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценкупо интересующим исследователя вопросам. Отсюда ещё одно широко распространённоев социологии название таких опросов — экспертные опросы и оценки.
Одна изсложных проблем интервьюирования — не подтолкнуть опрашиваемого к желательной длясоциолога как личности информации; не трактовать рыхлые и неточные ответы какблизкие к своему собственному мнению; избежать того, чтобы его отождествляли спредставительством властных и других влиятельных структур; воздержаться отличных ценностных оценок в процессе опроса и максимально сохранить«нейтралитет».
Наблюдениепредставляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие изучаемогопроцесса или явления, черты, свойства и особенности которого фиксируютсяисследователем. Формы и приёмы фиксации могут быть различными: бланк илидневник наблюдения, фото-, теле или киноаппарат и другие технические средства.
Особенностьнаблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации -способностьанализировать и воспроизводить жизненный процесс во всём его богатстве,поставлять разносторонние, порой весьма «обнажённые» впечатления обисследуемом объекте. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты,мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп). Нередконаблюдение используется наряду с другими методами сбора информации, одухотворяябесстрастные колонки цифр — результаты различных опросов.
Наблюдениерекомендуется при изучении степени активности людей на собраниях, митингах,интересов слушателей в процессе обучения и т.д.
Развитиесоциологии приводит к появлению всё новых методов изучения социальнойреальности.
Среди них –фокус-группы, методика проведения которых сводится к проведению интервью позаранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой группой«обычных людей» (в отличие от экспертов при экспертном опросе,«мозгового штурма» и т.д.). Основным методическим требованием ксоставу этой дискуссионной группы является её однородность, что устраняетвозможность прямого или косвенного давления одних членов группы на других.Поэтому социологи, сопровождающие, например, избирательные кампании, подбираютфокус-группы из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста,одного пола, схожего уровня доходов. Формирование этих групп должно охватитьосновные группы населения, чтобы можно было представить преобладающиеориентации в сознании и поведении людей. Немаловажным требованием являетсявеличина этой группы, которая позволяет поддержать дискуссию (при 4-5участниках она может быстро затухнуть, а при значительном числе — 20-25 человекона не даёт возможности в полной мере высказаться всем участникам).
В заключениеследует отметить, что в практике социологических и особенносоциально-психологических исследований достаточно широко используются такиеметоды как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалыприемлемости, и ряд других приёмов, пригодных для специфических форм анализа.
Такимобразом, социологическое исследование является инструментом для получениядостоверных данных об изучаемом явлении для последующего их использования впрактике социального управления. С помощью исследования социолог пытаетсяузнать, так сказать «рассмотреть» проблему «изнутри», чтобы разобраться в её«истоках» и найти способы её решения. Проведение исследования требует высокойквалификации и тщательной подготовки.