Реферат по предмету "Социология"


Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями благодаря деятельности в областях науки

--PAGE_BREAK--2.1.5 СтивиУандер

Стивен Джадкинс — так зовут Стиви Уандера на самом деле — родился в небольшом городке близ Детройта 13 мая 1950 года. «Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее — жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все — только намного лучше, намного интереснее», — это внушила ему одна умная женщина — ЛулаМэйДжадкинс. Его мать. Она родила сына в больнице для бедных на полтора месяца раньше срока. «Мальчик не выживет», — сказал ей врач. — «Выживет, что бы вы мне ни говорили!»

У новорожденного действительно было слишком мало шансов выкарабкаться, вот врачи и позволили себе «недоглядеть»: в инкубатор, куда его поместили, подавалась воздушная смесь с избытком кислорода. Однако Стиви выжил! Вот только оба глаза оказались обожжены...

Лула выработала собственную стратегию воспитания сына: поменьше нянчиться, зато побольше любить и уважать. Мальчик подолгу оставался дома один, зато научился обходиться без посторонней помощи. По малейшим оттенкам звука, отражающегося от стен и предметов в комнате, он ориентировался с феноменальной точностью. А уж передвижение людей Стиви определял так ловко, как будто бы видел их собственными глазами. Лула делала все, чтобы развить в нем слух, остроту реакции и… интуицию. Стиви непостижимым образом научился угадывать формы и цвета (Лула объяснила ему, что такое цвет, что листва зеленая, молоко белое, а банан желтый). Мать научила его даже… понемногу читать — не по каким-нибудь там специальным книгам для слепых, а по самому обычному букварю. Пальцы Стиви от природы отличались необычайной чувствительностью, а упорные тренировки довершили дело: он стал различать на ощупь мельчайшие крупицы типографской краски!

О специальной школе для слепых Лула и слышать не хотела. Устроив страшный скандал в администрации, она добилась, чтобы Стиви приняли в самую обычную школу (после того, как он по складам прочел несколько предложений). Очень скоро он заслужил среди одноклассников славу «человека-летучей мыши». Ведь он… отлично играл в баскетбол! То ли на слух, то ли по наитию, но он прекрасно знал, где сейчас мяч и куда он летит… А еще он обожал ходить в кино, потому что по малейшим шумам мог определять, что происходит на экране...

В мире звуков мальчик ориентировался потрясающе, и заняться музыкой ему велел сам Бог. Играть Стиви начал года в четыре, первыми его инструментами стали… кухонные кастрюли. Он так ловко бил по ним, что Лула поняла: пора купить ему настоящий инструмент. Вообще-то жили они бедно, в доме не было даже холодильника, где уж тут мечтать о рояле! Но на губную гармошку раскошелиться можно… На той губной гармошке Стиви лет шесть подыгрывал себе. На его дворовые рок-н-ролльные концерты собиралось чуть ли не полгорода. И однажды слухи о них достигли продюсера Брайана Холлэнда (он специализировался на поиске молодых талантов в Детройте). Не дослушав до конца и второй песни, Брайан прервал Стиви: «Ты, парень, настоящее чудо! Я бы советовал тебе взять именно этот псевдоним (»уандер" — именно так звучит слово «чудо» по-английски). Кстати, я хочу заключить с тобой контракт, ты не против?" Стиви было тогда всего 10 лет...

С тех пор его жизнь резко изменилась. Во-первых, у него появился рояль, а плюс к этому — банджо, гитара, барабаны… Во-вторых, много денег. В-третьих, он стал активно гастролировать по стране. На учебу времени оставалось мало, и Брайан уговорил Лулу отдать Стиви в элитный частный интернат для слепых детей, где его могли бы учить по специальной программе. «Это необходимо для его карьеры» — этот аргумент заставил сдаться Лулу, но не Стиви!

Отлично усвоив уроки матери, он не желал признавать себя чем-то обделенным и нуждающимся в каком-то специальном уходе. В интернате Уандер «бунтовал»: он мог ночью вылезти в окно с третьего этажа и отправиться в ближайший магазинчик за чипсами. Правда, в один прекрасный вечер, возвращаясь домой, он перепутал окна и попал в спальную комнату девочек, но тем лучше — за Стиви, о котором и так легенды ходили, тут же закрепилась слава отъявленного ловеласа [15].

Влюбляться Стиви начал довольно рано — в 15 лет. Первой была девочка по имени Энджи. У нее был чудесный мелодичный голос. И не беда, что Стиви не знал, как выглядит ее лицо, — он смотрел на Энджи «внутренним взглядом»… Этот роман не привел к браку, зато навеял Уандеру несколько песен, занявших верхние строчки в хит-парадах.

С тех пор так и повелось. Стиви каждый раз безумно влюбляется, а покорив сердце очередной возлюбленной, посвящает ей свою музыку и на этом с легкостью прощается с ней в поисках новых источников вдохновения. Его привязанности слишком неустойчивы. «Я влюблен в жизнь и во всех девушек одновременно. Зачем же мне жениться?» Впрочем, один раз он все-таки женился — на Сирите Райт, девушке не слишком красивой, но ее чудесный голос завораживал… После первой брачной ночи Стиви даже не сказал ей «доброе утро». Едва проснувшись, он бросился к синтезатору. «Дорогая, синтезатор мне как семья! Как я могу не поделиться с ним своими впечатлениями!» — объяснил он позднее. С этой «семьей» не выдержала конкуренции ни одна из пятнадцати подружек музыканта, даром что три из них подарили Стиви детей — дочерей Айшу и Кейту и сыновей Мумтаза и Квейми.

Уандер был одним из первых музыкантов, освоивших «диковинную электронную новинку» — синтезатор. Это было еще в начале 70-х, и с тех пор Стиви не расстается с ним ни днем, ни ночью. К тому же Уандер всегда отличался феноменальной работоспособностью. «Сколько всего вы написали песен?» — спросили у него недавно. «Трудно сказать. Только тех, которые я так ни разу и не исполнил на публике, наберется около двух тысяч!»

… Услышав об операции по вживлению в сетчатку глаза видеокамеры и компьютерной микросхемы, передающей сигналы в мозг, Уандер сначала преисполнился энтузиазма: «Видеотехника в глазу — это же будет чудо посильнее синтезатора!» А потом музыкант призадумался… Все-таки его восприятие мира уникально, а тут электроника… «Что-то мне не хочется становиться чем-то вроде Терминатора», — проворчал Стиви. Его известность достигла, если так можно выразиться, «критической массы», когда послушать вундеркинда приехал сам Берри Горди, основатель Motown. Услышав исполнение десятилетнего музыканта, Горди тот час же подписывает с ним контракт. Первый альбом Уандера с Motown «12-Year-Old Genius» дал и его первый хит «Fingertips, Part 2». Вместе с артистами Motown мальчик отправляется на гастроли и записывает песни «Uptight (Everything»sAlright)", «ForOnceinMyLife» и «I WasMadeToLoveHer».

Хотя Уандер являлся сопродюсером и композитором своих альбомов и сам играл на нескольких инструментах, рамки Motown были тесны для него. Едва ему исполняется 21 год как он оставляет группу, чтобы начать сольную карьеру. Уход из Motown был трудным шагом, но это позволило ему начать собственные студийные эксперименты. У Уандера появляются записи, в которых сочетаются элементы самых разных стилей: госпел, рок-н-ролл, джаз, африканские и латиноамериканские ритмы. В конце концов, Уандер снова находит общий язык с Горди, и Motown помогает ему в реализации альбома «MusicofMyMind». В 1972 году Стиви отправляется в тур с RollingStones, чтобы открывать для них программу. Эти гастроли принесли музыканту известность среди белой аудитории и стали поворотным моментом в его карьере.

В период времени с 1972 по 1976 год Уандер один за другим создает несколько хитов, некоторые из которых стали уже классикой («Superwoman», «YouAreTheSunshineofMyLive», «Superstition»). Страшная автокатастрофа 1973 года, едва не стоившая музыканту жизни, заставила Уандера переосмыслить многое в этом мире. Он начинает уделять большое внимание благотворительности и помощи обездоленным. Уандер оказывает давление на федеральное правительство с целью сделать день рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником. В 1982 году он выступает с Концертом мира, пропагандируя ядерное разоружение. И конечно, он сочиняет множество песен в защиту прав черных и за достижение расовой гармонии (в том числе вместе с Полом Маккартни «EbonyandIvory»). Уандер пишет знаменитую «WeAretheWorld», посвященную борьбе с голодом. Не так давно за свой вклад в борьбу с апартеидом он удостоился личного приглашения и встречи с президентом Южной Африки Нельсоном Манделой, который произнес такие слова: «Стиви Уандер — мой сын, и я говорю с ним с огромным уважением».

В 90-х Уандер записывает саундтрек к нашумевшему фильму Спайка Ли «JungleFever» и выпускает превозносимый критикой альбом «ConversationPeace», который потребовал восемь лет для своего завершения, но, по мнению знатоков, стоит затраченного на него времени [16].

Долгая карьера Уандера замечательна не только тем, что он является, без сомнения, музыкальным гением, но и тем, что он на протяжении всего этого времени мужественно преодолевал многочисленные преграды и препятствия — и самое главное свой физический недостаток, слепоту.
2.1.6 Вересай Остап Никитич

Вересай Остап Никитич — выдающийся представитель украинского кобзарьского искусства.

Родился в 1803 или в 1805 г. в селе Калюжницах, в Прилужском уезде, Полтавской губернии, от зрячей матери и слепого отца нищего, который добывал себе пропитание игрой на скрипке. Остап Вересай ослеп на 4-м году и 15-летним «отдан в науку» нищему, у которого перенял начала игры на бандуре.

Побывав в науке еще у нескольких кобзарей, Вересай 40 лет странствовал по селам и ярмаркам, пока не нашел приюта у зятя. Не поладив с ним, Вересай опять отправился странствовать. В одно из этих странствований с ним познакомился художник Лев Жемчужников, посвятивший кобзарю и его песням в «Основе» несколько горячо написанных страниц. Вскоре Вересайсошелся и с Кулишом и между ними возникла любопытная переписка (писал лакей со слов Вересая), напечатанная в «Правде» 1868г.

Вересай пел героико-эпические песни, стихи духовного содержания и др. Духовные песни, по убеждению Вересая, даны Богом в назидание людям. Любимые темы Вересая — святость и великая сила родительского благословения, горе и бедствия человека, отделенного от родных и попавшего в неволю. В артистическом отношении Вересай представлял собою недюжинный талант. Его пение было очень выразительно; сильное напряжение нередко разрешалось потоком слез. В 1873 г. Вересая привезли в Петербург, и здесь он в заседании географического общества 28 сентября пел свои думы про «Бегство трех братив з Азовской неволи», про «Хведора Безродного» и про «Правду». В сатирических песнях Остапа сквозит несочувствие к сословным перегородкам, глумление над глупостью и ленью. Старческое, но глубоко-интересное, сопровождаемое аккомпанементом кобзы исполнение Вересая имело огромный успех. Вересай умер в 1890г[17].
2.1.7 Фридрих Людвиг Дюлон

Фридрих Людвиг Дюлон(14 августа1769, Ораниенбург— 7 июля1826, Вюрцбург) — немецкий флейтист и композитор.

Ослеп на первой неделе жизни из-за ошибки врача. Первые уроки игры на флейте получил у своего отца-флейтиста, позже учился у также слепого флейтиста Иосифа Винтера. В возрасте 9 лет написал первые сочинения, а с 13 лет гастролировал со своим отцом по городам Германии. Его блестящая память позволяла ему на слух выучить произведение всего за несколько часов. В возрасте 40 лет в его репертуаре было более 300 концертов.

Был знаком со многими музыкантами своего времени. Иоганн Кирнбергери К. Ф. Э. Бахподдерживали его композиторские начинания. Игра Дюлона вдохновила К. Ф. Э. Баха на сочинение «Гамбургской» сонаты соль мажор. Дружил с Карлом Бендой (сыном композитора Франца Бенды) и флейтистом Иоганном Тромлицем. Поэт Шубартпосвятил ему стихотворение.

После многочисленных гастрольных поездок по Швейцарии, Голландиии Англии, переехал в 1792 годув Петербург, где служил в качестве придворного музыканта при дворе Екатерины IIс годовым жалованием в 1000 рублей. В 1798 годувернулся в Германию, где давал концерты в Лейпциге, Берлинеи других городах.

Автор произведений для флейты, из которых ныне изданы лишь 3 дуэта для двух флейт[17].
2.1.8 Алексей Дмитриевич Жилин

Жилин Алексей Дмитриевич— музыкант-композитор, родился в конце ХVIII века, умер в первой четверти ХІХ века. Хотя Жилин пользовался в свое время большой известностью, полных и подробных биографических сведений о нем не сохранилось. Он происходил из русского дворянского рода. На шестом месяце жизни он навсегда лишился зрения. Еще в раннем детстве он выказывал большое влечение к музыке. Одаренный прекрасным музыкальным слухом и замечательной музыкальной памятью, он без всякого учителя научился прекрасно играть на рояле, а также на виолончели и скрипке.

В игре на рояле он обличал прекрасную технику. Концерты, которые Жилин давал в Петербурге и в Москве, проходили с большим успехом и вызывали сравнение его игры с игрою величайших артистов того времени. Музыкальные фантазии Жилина были по большей части печальны и трогательны. В 1810 г. была издана небольшая часть музыкальных сочинений Жилина, заключавшая в себе русские песни, польские, марши и т. д. Большой и продолжительной популярностью пользовался мелодичный, сентиментальный романс Жилина: «Мамотка, гилем нося, просил» (слова Мерзлякова), вставной номер в мелодраму Г. Ободовского «Велизарий». С 1816 г. Жилин состоял заведующим музыкальной частью в Петербургском институте слепых и получал там пенсию [18].
2.1.9 Хоакин РодригоВидре

Хоакин РодригоВидре(22 ноября1901, Сагунто— 6 июля1999, Мадрид) — испанскийкомпозитор, один из крупнейших деятелей испанской музыки XX века.

В три года, переболев дифтерией, Родриго полностью ослеп. Обучался композиции у Франсиско Антича в Валенсии, в 1927году уехал в Париж, где учился в Нормальной школе музыкиу Поля Дюка. В 1933 году в Валенсии женился на турецкой пианистке Виктории Камхи, после чего вновь вернулся в Париж, где продолжил образование в Консерваториии в Сорбонне. Вплоть до окончания гражданской войны в Испаниив 1939году Родриго жил и работал во Франции и Германии.

В 1940году состоялась премьера АранхуэсскогоконцертаРодриго для гитары с оркестром, принесшего ему большую известность. Музыкальные критики стали говорить о нём как об одном из крупнейших музыкантов Испании. В последующие годы Родриго много сочинял, а также вёл активную деятельность как музыкальный критик, сотрудничая с музыкальными газетами и журналами, работал на радио и в Испанской национальной организации незрячих. В 1947он получил место председателя департамента музыки в Мадридском университете Комплутенсе, а три года спустя был избран в Академию изящных искусств Сан-Фернандо.

На памятнике Родриго в Аранхуэсе, имя композитора написано на испанском языкеи шрифтом Брайля.

Композитор много гастролировал по Испании, Европе, Америке и Японии, давая мастер-классы и концерты, проводя фестивали собственной музыки (1949— Аргентина, 1953и 1972— Турция, 1973— Япония, 1975— Мексика, 1986— Великобритания). Родриго — обладатель Большого креста Альфонса X (1953), Ордена Почётного легиона (1963), степени доктора в Саламанкском, Южно-Калифорнийском, Валенсийском и Мадридском университетах, член Бельгийской Академии наук и других почётных степеней, званий и наград. В 1991 году широко отмечалось 90-летие композитора. Король Хуан Карлос Iприсвоил ему титул Маркиза садов Аранхуэса.

Во второй половине XX века Родриго играл в музыкальной жизни Испании важную роль, подобно Мануэлю де Фалье— в первой. Как и де Фалья, Родриго сочинял свои произведения, ориентируясь не на основные течения в европейской музыке того времени, а на традиции испанского классического и романтического искусства. Среди 170 работ композитора — 11 концертов, многочисленные оркестровые и хоровые произведения, песни и романсы, сочинения для фортепиано и гитары, музыка к кинофильмам и театральным постановкам и др. Сборник критических работ Родриго, вышедший в 1999 году, демонстрирует его глубокие познания в области музыкального искусства.

Наиболее известны сочинения Родриго для гитары, входящие в репертуар ведущих мировых исполнителей: Аранхуэсский концерт, «Фантазия для джентльмена», Концерт-мадригал и др [19].
2.1.10 Марианна Кирхгесснер

Марианна Кирхгесснер(5 июня 1769, Брухзаль — 9 декабря 1808, Шафхаузен) — немецкая исполнительница, игравшая на стеклянной гармонике.

Ученица Йозефа АлоисаШмиттбаура. Ослепла в четырёхлетнем возрасте, что не мешало ей начиная с 1791 г. широко гастролировать по всей Европе, в том числе и в Санкт-Петербурге (апрель 1798 г.).

Услышав на одном из первых выступлений, весной 1791 г., игру Кирхгесснер, Вольфганг Амадей Моцарт заинтересовался необычным инструментом и сочинил две небольшие пьесы, Адажио и Рондо, для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, скрипки и виолончели, датированные в итоге 23 мая; это произведение (KV 617) считается последней работой Моцарта в камерном жанре. Пьесы были исполнены Кирхгесснер на следующем её концерте в Вене, 19 августа.

После смерти Кирхгесснер утверждалось, что её причиной стало нервное расстройство, вызванное звуками инструмента [20].
2.1.11 Света Губанова (слепая девушка)

Сейчас Свете 22 года, и она точно знает: настало время круто изменить свою жизнь.

— Поеду в Питер в консерваторию. Или переведусь в Москву, — рассуждает она.

Девушку, стоявшую на одной сцене с МонтсерратКабалье, певшей самому Папе Римскому, пожалуй, можно понять. Это никакая не провинциальная тоска, это уверенное хладнокровие профессионала. Ей даже слепота никогда не мешала осуществлять задуманное.

Света Губанова росла, как все другие дети, но мир вокруг был мутным. Когда ей стукнуло три года, очередной медицинский осмотр показал: у девочки сильно ослаблено зрение, и это — причина родовой травмы.

В семье музыкантов дилеммы относительно выбора профессии не стояло. Пойдя по стопам пианистки-мамы, Света быстро осваивала фортепиано, но что такое для полуслепого ребёнка читать листы, испещрённые нотной вязью? Оставив фортепиано раз и навсегда, Света занялась вокалом.

Говорят, у слабовидящих часто феноменально развит слух — так организм компенсирует слабость одного органа чувств развитием другого.

— Я не думаю, что у меня феноменально развит слух, — улыбается Света. — Да и вообще, слух у вокалиста своеобразный. Это что-то похожее на мышечную память: надо «помнить телом», как берётся та или иная нота.

История знала немало незрячих музыкантов. Но ее кумиры – Рене Флеминг, Дмитрий Хворостовский и, конечно, МонтсерратКабалье.

— Я пела на каком-то концерте или конкурсе, — вспоминает она. — Не помню точно, на каком, их много было. Пела, особо ничего не ожидала, а потом вдруг кто-то позвонил и сказал, что мою запись отправили куда-то в Москву, и приглашают принять участие в акции.

Акцией оказалось выступление в Гостином Дворе с самой МонтсерратКабалье. В 2000 году певица приезжала в Москву. Три десятка юных вокалистов, отобранных со всей страны, приехали, чтобы спеть с ней на одной сцене «Травиату».

-У меня была эйфория: я нахожусь рядом с этой легендарной женщиной, — рассказывает Света. — Никакой нервозности, никакого волнения. Правда, секьюрити её страху наводили, но она сама подходила к нам пообщаться. В конце подошла и сказала по-русски: «Спасибо, ребята».

А в 2002 году Света прошла конкурсный отбор для поездки в Италию в летнюю резиденцию Папы Римского КастельГандольфо (в тридцати километрах от Рима). Сводный хор («Там нас было уже меньше, человек пятнадцать») пел Папе Иоанну Павлу Второму отрывки из Верди. Тот был так поражён, что выступил после него не прибегая к помощи переводчика. Сам поблагодарил хор по-русски.

Мир для неё – это просто силуэты, но, вы никогда не подумаете, что эта девушка практически ничего не видит. Легкости движений она добилась благодаря памяти: вот здесь ступенька, здесь – ещё одна, это, похоже, поручень автобуса, а вот вроде бы свободное сиденье…

Однажды в гороскопе Света прочитала, что львы – это сильные люди, которые любят упиваться собственными страданиями. Жить рядом с ней и впрямь непросто.

— Терпеть не могу, когда всё гладко, — говорит она. – Если, например, в отношениях всё идёт хорошо, то я подсознательно стараюсь их испортить. Я творческий человек, и для подпитки мне нужен и позитив и негатив.

— Света, а не надоело трястись в автобусе по родным колдобинам в клуб очередного посёлка и петь в актовом зале ПТУ, где аудитория втихаря слушает в плеере Диму Билана?

— В Европе, умеют ценить оперу, билеты на концертный сезон раскупаются за год. А у нас оперу люди в возрасте ещё любят, а вот молодёжь не понимает, — говорит Свет, и в голосе у неё грусть пополам с обидой. — Классика требует определённого к ней отношения. Правда, недавно я пела на вечеринке под караоке «Аве Марию»… Публика ошалела от восторга.

Света сегодня учится во владимирском университете и мечтает о консерватории. Гастроли отодвинула на второй план. Некогда. Да и материально накладно. В Москву ещё как-то можно, а за границу — тяжело. В их «хрущевке» на пустых стенах лишь тарелка из Рима — память о той самой поездке [21].
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.1.12 Конрад Пауман

История сохранила не только имя, но и музыку немецкого органиста XV века Конрада Паумана, который был слеп от рождения, и, несмотря на это, стал выдающимся музыкантом своего времени.

Наиболее ранние из сохранившихся памятников самой органной музыки — немецкого происхождения. К середине XV века относятся труды нюрнбергского и мюнхенского органиста Конрада Паумана (ок. 1415-1473), соединяющие в себе методико-теоретические разделы и образцы произведений для органа. И по художественному уровню органных сочинений Паумана, и по общему масштабу его деятельности трудно предположить, что это было самым началом творчества в данной области. Удивительной цельностью отличается стиль Паумана, хотя композитор придерживается еще очень скромных форм. Подобно многим художественным явлениям именно XV века, его бесхитростное искусство очень привлекательно своей свежестью. Оно не могло возникнуть внезапно! В нем лишь наилучшим образом выявилось и было наконец зафиксировано то, что подготовлялось по крайней мере десятилетиями. Да и необычайный размах творческой и исполнительской работы Паумана, который снискал славу «величайшего органиста» своего времени, не позволяет думать, что то были первые шаги органного искусства вообще. Конрад Пауманродился в Нюрнберге, был слеп от рождения. По всей вероятности, в юности обучался у местных органистов и лютнистов. Был с 1446 года органистом в одной из церквей Нюрнберга. Затем с 1450 года находился на службе при герцогском дворе в Мюнхене. Тогда же были созданы его основные работы, среди них «Fundamentumorganisandi» («Основы органного искусства», 1452). Известно, что в 1470 году, уже будучи прославленным музыкантом, Пауман в сопровождении сына посетил Италию, играл на различных инструментах при дворе герцога Гонзага в Мантуе, у герцога Сфорца в Милане и при дворе короля Фердинанда Арагонского в Неаполе. Его называли в Италии «чудесным слепым»: трудно было поверить, что он превзошел многих зрячих музыкантов! 24 января 1473 года Пауман скончался в Мюнхене [22].
2.2 Музыканты с нарушенным опорно- двигательным аппаратом
2.2.1 Рик Аллен

Ричард(Рик) Джон Кирил Аллен (1 ноября1963) — английский музыкант, барабанщик, участник британской рок-группыDefLeppard. Известен тем, что играет на ударных после ампутации руки.

Рик Аллен родился 1 ноября1963 годав городе Дронфилд, Великобритания. Ещё с детства будущий музыкант увлекся игрой на барабанах. В возрасте десяти лет он уговорил родителей купить барабанную установкуи стал интенсивно заниматься. Уже через пол года он играл со своей первой группой, SmokeyBlue.

В 15 лет Аллен присоединился к DefLeppard, как раз перед тем, как группа подписала контракт. В 1979 годуон решил бросить учёбу в школе, чтобы всецело заняться музыкальной карьерой.

31 декабря1984 годаРик Аллен вместе со своей подругой Мириам попали в серьёзную аварию. Водитель другого автомобиля не давал ему проехать, пытаясь спровоцировать Аллена на состязание в скорости. Не выдержав, музыкант прибавил скорость и не смог вовремя заметить поворот, врезавшись в стену. Руль в автомобиле Аллена находился слева, что было неудобно при обгоне, учитывая принятое в Великобритании левостороннее движение.

Поскольку музыкант не был пристегнут, при ударе его выбросило из машины, оторвав левую руку. Жившая неподалёку медсестра сумела оказать Аллену первую помощь и сохранить оторванную руку до приезда скорой. Несмотря на усилие врачей и несколько операций, руку музыкант всё-таки потерял.

Несмотря на потерю руки, которая могла означать конец его музыкальной карьеры, Рик Аллен не сдался. При поддержке семьи и друзей, он возобновил тренировки, играя на специально разработанной для него гибридной ударной установке. В 1986 годуDefLeppard выступила на рок-фестивале MonstersofRock.

Рик Аллен является одним из основателей благотворительного проекта RavenDrumFoundation[17].
2.2.2 Томас Квастхофф

Томас Квастхофф (род. 9 ноября 1959, Хильдесхайм, Германия) — немецкий оперный, камерный и джазовый певец (бас-баритон). Инвалид от рождения. В результате употребления матерью Квастхоффа во время беременности препарата талидомида, родился с тяжелейшей патологией: кисти рук находятся у основания плечей, были деформированы ноги. Рост Квастхоффа остановился на 134 см.

В 1972 году Квастхофф начал заниматься вокалом в Ганновере у профессора Ш.Леманн, а также брать уроки истории и теории музыки. Закончив юридический факультет Ганноверского университета, работал диктором на Северо-Германском радио.

Дебютировал как певец в 1995 году на Баховском фестивале в Орегоне, в опере — на Пасхальном фестивале (Зальцбург) в 2003 году, в «Фиделио» Бетховена. Выступал в Венской государственной опере.

Квастхофф концертирует во многих странах мира, по большей части с камерным репертуаром. В 1999 году исполнение Квастхоффом вокального цикла «Зимний путь» Шуберта в Карнеги-Холл (Нью-Йорк) было очень высоко оценено критикой, после чего его выступления в Карнеги-Холл стали регулярными.

Работал с такими дирижёрами, как Клаудио Аббадо, СаймонРэттл.ТомасКвастхофф преподаёт в Музыкальном университете имени Х.Эйслера (Берлин). С 2003 года он патронирует Нижнесаксонский фонд «Дети Чернобыля» [23].
2.2.3 Мишель Петруччиани

Мишель Петруччиани(28 декабря1962, Оранж, Франция— 6 января1999, Нью-Йорк, США) — французский джазовый пианист.

Мишель Петруччиани родился в итало-французской семье. Его отец Тони играл на гитаре, а его брат Луи на бас-гитаре. Мишель родился с несовершенным остеогенезом— тяжелым генетическим заболеванием, приводящем к ломкости костей и, в его случае, к невысокому росту и искривлению позвоночника. Также это заболевание зачастую вызывает проблемы с легкими. В начале карьеры отец и брат Мишеля в прямом смысле носили его на руках, так как он не мог самостоятельно ходить на большие расстояния.

В ранние годы Мишель оказался под впечатлением от творчества ДюкаЭллингтона, и хотел стать пианистом. Несмотря на то, что он обучался много лет классической игре на фортепиано, главным его интересом оставался джаз. Он дал свой первый профессиональный концерт в 13 лет. В эти годы он все еще с трудом мог передвигаться, и ему требовалась помощь, чтобы сесть за инструмент. Из-за своего роста при игре на фортепиано ему приходилось использовать специальные приспособления, чтобы достать до педалей. Однако руки его были обычной длины. Тем не менее, невысокий рост иногда выручал Мишеля на заре его карьеры. Так зачастую менеджер Мишеля проносил его в номер отеля в чемодане, что позволяло им экономить на оплате номера.

В 18 лет Мишель уже играл во вполне успешном трио. Он переехал в СШАв 1982 году, где уговорил Чарльза Ллойдапродолжить успешную карьеру. В 1986 году он записал концертный альбом с Уэйном Шортером и Джимом Холлом.кроме того, он играл с различными представителями американской джазовой сцены, в том числе с ДиззиГиллеспи (DizzyGillespie)

В 1994 году в Парижеон получил орден Почётного легиона.

Его собственный стиль сформировался под влиянием Билла Эванса, хотя некоторые сравнивают его творчество с творчеством КейтаДжаррета. Мишель Петруччиани считается одним из лучших французских джазовых пианистов всех времен.

Мишель Петруччиани скончался от легочной инфекции вскоре после своего 36 дня рождения. Он похоронен на кладбище Пер-Лашезв Париже[24].
2.2.4 Пауль Витгенштейн

Пауль Витгенштейн(5 ноября1887(18871105), Вена― 3 марта1961, деревня Манхэссет, округ Нассау, Нью-Йорк, США) ― австрийскийи американскийпианист, брат философа Людвига Витгенштейна(1889—1951).

Родился в семье австрийского сталелитейного магната еврейского происхождения Карла Витгенштейна. Учился игре на фортепиано у Мальвины Бреи Теодора Лешетицкого, теории музыки ― у Йозефа Лабора. Дебютировал в 1913в Вене, но уже на следующий год, с началом Первой мировой войны, ушёл на фронт.

Был тяжело ранен и потерял правую руку, однако возобновил концертную карьеру и достиг исключительного мастерства, играя одной левой. Тем самым он повторил достижение пианиста Гезу Зичи, полвеком раньше потерявшего руку и не бросившего карьеру.

Виртуозное владение пианистической техникой позволило Витгенштейну успешно исполнять сочинения, сопоставимые по сложности даже для пианиста с двумя руками. Много гастролировал по Европе, играя собственные переложения классического репертуара для левой руки. Специально для Витгенштейна были написаны сочинения композиторов-современников, в том числе «Парергон к „Домашней симфонии“» и «Шествие панафенянок» Р. Штрауса, Концерт № 2 М. Равеля, «Diversions» Б. Бриттена, Концерт № 4 С. Прокофьева, Концерт № 2 С. Борткевича; по заказу Витгенштейна работали также Эрих Корнгольд, Франц Шмидт, ЮлиушВольфсони многие другие композиторы.

С 1931 по 1938 Витгенштейн преподавал в Вене, в 1934 впервые гастролировал за океаном, исполнив в МонреалеВторой концерт Равеля, затем с этой же программой выступил в Бостонеи Нью-Йоркес Бостонским симфоническим оркестром. В 1938 пианист эмигрировал в США, где продолжил преподавать как частным образом, так и в Консерватории Нью-Рошель и колледже в Манхэттенвиле. В 1958 Филадельфийской музыкальной академией Витгенштейну было присвоено звание Доктора музыки.

Витгенштейн ― автор «Школы для левой руки», вышедшей в Лондоне в 1957 году. Жизненный путь пианиста лёг в основу романа Джона Барчилона «Кронпринц» [17].




2.3 Театр глухих
2.3.1 «Пиано» – театр движения

Существует с 1986 г. при Нижегородской школе-интернате для глухих детей. Дети и подростки, лишенные слуха, обучаются в театре искусству пантомимы и клоунады, танца и актёрскому мастерству. Сегодня в наших силах помочь им войти в чудесный мир творчества, овладеть магическим языком искусства — языком, который чувственно понимается каждым человеком независимо от его возраста, национальности и наличия медицинского диагноза. Для актеров «Пиано» это язык движения, пластики, ритма. Основной прием –импровизация в сценическом пространстве, интуитивный поиск и воплощение в конкретной художественной форме актуальных тем и образов. Импровизация – как творческий метод обучения и создания спектаклей, как метод арт-терапии, коррекционной педагогики. Актеры «поют музыку телом», самостоятельно изменяя характер и форму движения в соответствии с сегодняшними задачами, совершенствуя характер и форму чувствования и мышления. Эта «видимая музыка» – и тема, и способ ведения живого диалога со зрителями, многие из которых даже не подозревают, что большинство этих мальчиков и девочек на сцене – не слышат, не могут слышать аплодисментов. Театр дарит им возможность говорить и быть услышанными. Пантомима удивительный сценический жанр, позволяющий «читать» тончайшие вибрации души через рисунок движения тел, рук, глаз. В жизни на самом пике душевного напряжения мы, как правило, замираем. И в этой паузе рождается понимание явного и тайного смысла нашей жизни, взаимосвязей с людьми и миром. Видимо, эта магическая способность выразить на сцене то, для чего слов то слишком много, то слишком мало, так привлекает внимание зрителей. Для актеров «Пиано» пантомима – сценический язык, требующий от исполнителей выбора тем – самых трепещущих, а игры – предельно искренней и виртуозной. И конечно – согласованной, не только и не столько – в ритмическом рисунке, сколько на уровне подлинного внутреннего внимания и способности моментально откликаться на тончайшие импульсы друг друга. Одна игра для многих рук. За 25-летнюю историю мы дали огромное количество благотворительных представлений для самых разных зрителей, в том числе – для детей в детских больницах, детских домах и школах, на практике развивая идею толерантности в обществе. Юные актеры дарят праздник своим зрителям, открывая вместе с ними безграничные возможности человеческого общения.

Владимир Чикишев – художественный руководитель и режиссер театра «Пиано», заслуженный работник Культуры РФ, педагог Высшей категории, член Союза театральных деятелей РФ, член президиума Международной ассоциации «Театров, где играют дети», лауреат премии «Акция Совета по культуре и искусству при Президенте РФ по поддержке Российских театральных инициатив – 2005». Участник международных театрально-педагогических проектов, симпозиумов, конференций, ведущий мастер-классов, в том числе на 6-и всемирных фестивалях детских театров AITA. Автор оригинальной методики: информационно-обучающего цикла игр и упражнений, направленных на развитие способностей спонтанного восприятия окружающего пространства и творческого взаимодействия через движение, пластику, ритм.

За свою 25 летнюю историю Театр «Пиано» стал участником более 40 международных театральных фестивалей и акций в 11 странах мира в т.ч. в России, Германии, США, Люксембурге, Финляндии, Швейцарии, Англии, Бельгии, Чехии, Дании, Турции, Австрии [25].
2.3.2 Московский театр Мимики и Жеста

Многочисленные рецензии на спектакли Московского театра Мимики и Жеста изобилуют эпитетами «необыкновенный», «своеобразный», «оригинальный».

И действительно, этот театр, существующий уже 40 лет, своеобразный и необычный творческий коллектив. Его труппу составляют в основном актеры, лишенные слуха, чья речь — жест, мимика, пластика.

В создании сценических образов участвуют актеры, обеспечивающие звуковую, словесную образность, голосом передающие тончайшие оттенки эмоциональной окраски Театр — первый и во многом единственный в мире творческий коллектив. За рубежом он признан лабораторией, где исследуются не только возможности лишенных слуха актеров, но и современные проблемы театра вобще. У каждого театра должна быть своя тема. Желание человека разобраться в окружающем его мире, найти в нем свое место естественно. А если это желание человека, лишенного слуха, то вопросы «кто я?», «зачем в этом мире я?» обретает особую остроту. Театр Мимики и Жеста -особый по своему художественному языку, но и он живет общими проблемами, и он стремится служить искусству, полнокровно ощущать жизнь и выражать ее тревоги, проблемы, боль.

В первых школах глухонемых разыгрывались «сценки» по отрывкам из тех или иных литературных произведений. Например, в Петербургском училище глухонемых к 100-летию со дня рождения А.С Пушкина дети разыграли «живые картинки» по «Сказке о рыбаке и рыбке».

С первых шагов организаций и клубов глухих их деятельность была тесно связана с развитием самодеятельного творчества.

В конце 1919 г.в Уланском переулке был организован Клуб-театр глухонемых, который находился в ведении Театрального отдела Наркомпроса. В штат театра были приняты 30 человек артистов. Все они обеспечивались зарплатой и продовольственными пайками и ордерами на промышленные товары наряду с работниками Большого театра. Первым директором Клуба-театра стал МамиконКазазянц. Ведущая артистка театра Е.Н. Минасова в 1950-х гг. вспоминала: «Репертуар был весьма примитивным: «Живой музей», «Я умер», «Ревнивый муж» и отрывки из кинофильмов...».

Клуб-театр, входящий в систему Наркомпроса, в 1920 г. стал называться: «Московский театр глухонемых» (МТГ). Спектакли ставились два раза в неделю. Репертуар состоял изодно- и двухактных пьес. Новые постановки давались один раз в две недели, а то и чаще.

В 1924 г.театр стал функционировать на общественных началах. Его артисты, чтобы прокормиться, стали работать по своим прежним специальностям, а свободное время они посвящали театру. Кружковцам предоставили помещение бывшего ресторана «Слава». Директором драмколлектива назначили П.А. Савельева, режиссером стал Василий Зворыкин. Театр от «водевилей» переходит к пьесам революционного содержания. Репертуар стал более содержательным: ставились отрывки из произведений классиков.

В 1920 г.в Петрограде появился театральный кружок глухих, спустя два года на его базе был образован театр глухонемых «Пантомима» под руководством Михаила Тагер-Карьели. Коллектив лишь несколько месяцев получал субсидию от властей, ведавших театрами, и был вынужден самораспуститься. Но драмкружок глухонемых сохранился, и М. Тагер-Карьелли активно ставил спектакли в Доме просвещения глухонемых: «Ревизор», «Женитьба», «Слуга двух господ», «Ромео и Джульетта», «Отелло» и др. Последней его работой стали «Приключения бравого солдата Швейка» (1937). В том же году М. Тагер-Карьелли был репрессирован вместе с несколькими членами драмколлектива.

В 1930-х гг. Московскийдрамколлектив начал регулярно гастролировать по городам Советского Союза, выступая поначалу в местных клубах глухих, а потом — в городских и заводских Дворцах культуры, в театрах. Спектакли самодеятельного театра посмотрели многие тысячи зрителей — глухих и слышащих. Секретариат ВЦСПС на волне популярности театра учредил в Центральном доме художественной самодеятельности должность инструктора по работе с глухими, на которую была назначена Е.Н. Минасова. В годы войны Московский драмкружок ставил пьесы военной тематики.

В 1948 г.на сцене Московского клуба глухонемых режиссером В. Текфердтом был поставлен «речевой» спектакль по пьесе Д. Гоу и А. Д'Эссо «Глубокие корни». Актеры произносили текст жестами и беззвучной артикуляцией. Озвучивала их диктор-переводчик Д.Н. Стопановская. Спектакль положил начало спектаклям на калькирующем жестовом языке, идущим в сопровождении дикторов-переводчиков.

В 1957 г. по инициативе П.А. Савельева была открыта студия, которая в следующем году стала методическим центром по руководству художественной самодеятельностью. В 1960 г. по инициативе народного артиста РСФСР Б.Е. Захавы над студией взяло шефство Театральное училище им. Б.В. Щукина. Глухие студийцы в течение четырех лет проходили профессиональную подготовку по программе вуза, и вскоре 17 человек получили профессию актера драматического театра. Спустя два года студию закончили 17 студентов второго набора. Третий и четвертый наборы глухих студентов были закончили училище в 1970 и 1974 гг.

В 1962 г.на базе первого выпуска глухих щукинцев был создан Московский театр-студия мимики и жеста — первый в мире профессиональный театр глухих актеров.

С 1967 г. театр имеет в Москве собственное здание. За 40-летнюю деятельность Театр мимики и жеста поставил более ста спектаклей российских и зарубежных драматургов, русской и мировой классики. К числу лучших относятся: «Коварство и любовь», «Прикованный Прометей», «Смех и слезы короля комедии» по пьесе Э. Федотова, «Карьера АртуроУи, которой могло бы не быть», «Где Чарли?», «Капричос» и др. Для детей в театре шли спектакли: «Хрустальное сердце», «Золушка», «Маугли», «Али Баба и разбойники» и др. За 19 лет спектакль «Золушка» был сыгран 1.046 раз. Не сходит со сцены спектакль «Маугли», показанный детям уже более 800 раз. Театр выезжал на гастроли во многие страны мира. Не счесть наград, полученных актерами театра на российских («Театральная весна» и др.) и международных фестивалях.

В 1978 г.артисту Театра мимики и жеста Василию Бондову — первому из глухих — было присвоено звание «Заслуженный артист РФ». В последующие годы это звание присваивалось артистам театра Ольге Гарфельд, Марте Граховой, Геннадию Митрофанову, Михаилу Слипченко, Виктору Чебышеву, Ивану Лесникову. Несколько человек получили звание «Заслуженный работник культуры РФ».

Проблемой сценического жестового языка впервые задались руководители группы студентов, поступивших в Щукинское училище в 1984 г. Они попытались вместе со студентами решить проблему художественного перевода на русский жестовый язык и — пришли к выводу, что театр глухих для глухих может развиваться только на основе русского жестового языка. Эти идеи и опыт работы группы А.В. Мекке привели к созданию Государственного специализированного института искусств (ГСИИ).

Ряд неслышащих выпускников театрального факультета ГСИИ уже влились в коллектив Театра мимики и жеста, в том числе и нынешний режиссер Роберт Фомин.

При театральном факультете ГСИИ существует учебный театр, в репертуаре которого — классические пьесы (Ф. Шиллер, «Коварство и любовь»), номера, созданные на основе оригинальных сценариев, пьесы театра абсурда (Э. Ионеско и С. Беккет) и произведения современных авторов [26].
2.3.3 Народный театр мимики и жеста г.Караганда

В декабре 2010 года исполнилось 25 лет, как театр мимики и жеста Дома культуры глухих носит гордое звание народного. Гостей, пришедших на праздничный вечер, ждали концерт, спектакль, чаепитие и задушевные разговоры о прошлом и будущем коллектива.

Когда-то в далеком 1964 году молодая выпускница Свердловского театрального училища Тельма Федоренко приехала в Караганду и стала выступать на сцене Театра имени К. Станиславского. Спеша на репетиции и спектакли, она нередко проходила мимо ДК глухих и однажды не устояла перед любопытством — зашла. В ту пору это был небольшой драмкружок с одной сыгранной пьесой “Горячее сердце” на счету, но энтузиазм глухих актеров, их желание совершенствоваться вдохновили юную служительницу Мельпомены.

Так появился самодеятельный театр мимики и жеста, а уже через два года актеры не боялись ставить двух- и трехактные пьесы, музыкальные комедии и заслуженно победили на республиканском смотре-конкурсе.

Коллектив театра — особый, а потому на сцене много внимания уделяется пластике и умению себя держать. В своих спектаклях актеры буквально проживают роль, заряжая зрителей энергией. Для глухих людей движение и мимика порой бывают выразительнее многословного монолога.

По словам директора Дома культуры глухих Раисы Бисаковой, праздник народного театра (кстати, он единственный в республике) — это праздник всех артистов, что живут в нем. Ведь благодаря им он развивается день ото дня. Пусть в потоке истории 25 лет — мгновение, в человеческой жизни четверть века — это немало. Позади остались годы театральных поисков, а впереди — новые имена, новые постановки, новые страницы. Творчество театра, как пламя, согревает всех, кто общается с ним [27].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.