Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа с бывшими заключенными

--PAGE_BREAK--Осужденным, содержащимся в ИК и ВК, а также осужденным, оставленным в СИЗО и тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы ИУ продолжительностью до семи суток, не считая времени для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства.[7] Разрешение выезда за пределы учреждения является важным элементом подготовки к освобождению осужденных. Так как решение вопроса о предварительном устройстве по предполагаемому месту жительства на месте более продуктивно, чем устройство при посылании запросов. Разрешение на выезд за пределы ИУ дается начальником учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, личности и поведения осужденного. Так выезды для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства не разрешаются: осужденным при особо опасном рецидиве преступлений, осужденным, которым смертельная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы, осужденным, к пожизненному лишению свободы, осужденным, больным открытой формой туберкулеза, осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, от алкоголизма, наркомании или токсикомании, ВИЧ инфицированным осужденным.
Сам процесс освобождения из исправительного учреждения лиц, отбывших наказания, включает в себя следующее:
·                   Проведение беседы начальником ИУ с каждым освобождаемым от отбывания наказания.
·                   Разъяснение необходимости соблюдения требований действующего законодательства РФ, недопустимости совершения новых преступлений, обязанности прибыть к избранному месту жительства и в 3-х дневный срок явиться в ОВД для регистрации (в случае отсутствия паспорта – для его получения), а также в органы местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу.
·                   Выдачу лицам, освобождаемым из ИУ, справок об освобождении, единовременного денежного пособия по решению администрации, проездных документов, продуктов питания или денег на путь следования к избранному месту жительства, возвращение личных документов и вещей.
·                   Осужденным при особо опасном рецидиве преступлений и лицам, подлежащим установлению за ними административного надзора, на оборотной стороне справки об освобождении и её копии проставляется штамп «Подлежит документированию по месту жительства».[8]
Для обеспечения контроля за своевременным прибытием к избранному месту жительства лиц, отбывших наказания, получением ими паспортов и оформлением регистрации, а также решения вопросов целесообразности постановки на один из видов учёта ИУ направляют в ОВД извещения и сообщения на: осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, судимых три и более раза за совершение любых умышленных преступлений, лиц, в отношении которых комиссией администрации ИУ вынесены постановления о необходимости установления административного надзора, лиц, которые в период отбывания наказания не встали на путь исправления либо не отказались от намерений продолжить преступную деятельность.
Извещение на освобождаемого заполняется специалистами группы социальной защиты с учетом мнения сотрудников оперативного отдела, психологов, начальников отрядов, воспитателей и подписывается начальником ИУ или лицом, его замещающим.[9]
При освобождении из мест отбывания лишения свободы лицу, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдаётся соответствующее письмо в службу занятости, предприятие или организацию.
Из выше описанного можно сделать вывод о том, что в рассмотренном Приказе ГУИН Минюста России от 26 декабря 2001 года № 264 закреплены правовые основы социальной работы, хотя напрямую о них ничего не говорится.
Следует также отметить, что в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством и Федеральным законом от 21 июня 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» осужденные, освобождаемые от лишения свободы на определенный срок, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда; при отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на её приобретение освобождаемые обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие, обеспечены продуктами питания, одеждой. Выдача единовременного пособия, а также оплата проезда освобождаемых производится администрацией исправительного учреждения. [10]
При чём администрация исправительного учреждения, обеспечивает освобождаемых проездными билетами либо деньгами для оплаты проезда, как правило, к месту проживания их до осуждения. Если освобождаемые избирают иное место жительства, находящееся от учреждения, на расстоянии, превышающем путь следования до прежнего места жительства, с них удерживается разница стоимости проезда до места фактического следования.
Инвалиды, лица, престарелого возраста, не имеющие детей следующие в дома инвалидов или престарелых, они обеспечиваются билетами до места нахождения учреждения.
Освобождаемые обеспечиваются проездными билетами либо им выдаются деньги для оплаты проезда, как правило, в общих вагонах пассажирских поездов и каютах 3-го класса на судах пассажирских линий по действующим тарифам.
Если на нужных направлениях в пассажирских поездах и на судах пассажирских линий нет общих вагонов и кают 3-го класса, освобождаемым приобретаются билеты или выдаются деньги для оплаты проезда, а плацкартных вагонах пассажирских поездов и в каютах 2-го класса на судах пассажирских линий по действующим тарифам.
Кроме этого, на время необходимое для проезда к месту жительства, выдается сухой паек по установленным нормам. Больным, беременным женщинам, кормящим матерям на путь следования выдается набор сухих продуктов по назначению врача в пределах стоимости продуктов, входящих в нормы питания, по которым они питались в ИУ. Взамен сухого пайка могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных.
Освобожденные следуют к месту своего жительства, как правило, в собственной одежде либо выданной в учреждении. В случае не возмещения к моменту освобождения стоимости одежды, выданной осужденным в учреждении, из средств, имеющихся на их лицевых счетах, удерживается её остаточная стоимость, после чего указанная одежда переходит в их собственность. При наличии у них собственной одежды выданную им одежду сдают на склад, а при отсутствии собственной одежды освобождаются в ранее выданной им одежде.[11]
Осуществление подготовки осужденных к освобождению и оказание помощи освобождаемым из исправительного учреждения является важным элементом социальной работы с осужденными в УИС Минюста России. Закрепление его в нормативно-правовых актах, говорит о наличии правовой базы социальной работы с осужденными УИС Минюста России, пусть даже не указывая на неё прямо, а лишь косвенно.

1.3 Подготовка отдельных категорий осужденных к освобождению
Подготовка заключенного включает в себя повышение общеобразовательного уровня, профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации, мероприятия по охране здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждении, оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, формирование у осужденных знаний, необходимых в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Деятельность по подготовке осужденных к освобождению включает несколько этапов:
Ø    учет осужденных, освобождающихся по окончании срока отбывания наказания;
Ø    направление запросов о прописке осужденного в ОВД и территориальные центры занятости населения за несколько месяцев до освобождения;
Ø    оформление паспортов осужденных – это восстановление утраченных и обмен старых паспортов на новые. Важно, чтобы осужденный при освобождении имел на руках паспорт, т.к. без него невозможно устроиться на работу, зарегистрироваться по месту жительства, а также участвовать в гражданско-правовых сделках;
Ø    восстановление социально полезных связей осужденных (направление с этой целью запросов в ОВД, переписка с родственниками и др.). Особую важность при этом приобретает взаимодействие специалиста по социальной работе с начальниками отрядов, а также сотрудниками других подразделений ИУ;
Ø    составление индивидуальных бесед с каждым освобождающимся, в процессе которых выясняются жизненные планы на будущее, а именно: о том, куда осужденный поедет, где планирует жить, намерен ли работать или продолжать учебу, собирается ли восстанавливаться в родительских правах, с кем планирует поддерживать отношения и др. Кроме того, разъясняются порядок трудоустройства, прав и обязанности граждан во время поиска работы, проясняются вопросы бытового устройства и др.;
Ø    оформление социальных карт на каждого осужденного с обязательной выдачей ее при освобождении на руки. В составлении социальной карты участвуют как специалисты администрации учреждения исполняющего наказание, так и других служб. Карты составляются с целью обеспечения полного учета лиц, освобождающихся из учреждения, для представления в органы местного самоуправления, учреждения занятости населения, социальной защиты населения, здравоохранения и другие учреждения и организации по месту жительства;
Ø    оплата проезда осужденного до места следования при освобождении. При необходимости обеспечивается сопровождение до поезда и приобретение проездных документов;
Ø    разработка методических материалов, содержащих необходимую для освобождающихся информацию по вопросам социального обслуживания, медицинского обеспечения, оформления документов (паспорта, инвалидности, регистрации по месту жительства), трудоустройства, социальной поддержки (Приложение №1). Данный методический материал позволяет освобождающемуся из учреждения исполняющего наказание сформировать определенные знания о социальной действительности.
Подготовка к освобождению включает несколько элементов: нравственная, психологическая, практическая. Нравственная – нацелена на активизацию нравственных качеств человека, необходимых для его дальнейшей жизни в обществе; психологическая – предполагает активизацию адаптивных способностей осужденного, формирование готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами; практическая – ориентирована на приобретение знаний и умений, необходимых для автономной жизни на свободе, позволяющих быстрее включиться в ритм жизни
Таким образом, можно сделать вывод, что под социальной реабилитацией понимается комплекс мер (психологических, педагогических, социально-экономических, собственно социальных), направленных на устранение или (насколько это возможно полную) компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных отбыванием наказания в ИУ.
Необходимо отметить, что отбывают наказание в местах лишения свободы различные категории лиц: бомжи, пожилые и инвалиды, женщины имеющие детей в исправительном учреждении, несовершеннолетние. С каждой из указанной категорий существует своя специфика по формированию у них положительных мотивация социального функционирования вне стен исправительного учреждения.
Рассмотрим некоторые из них:
Лица без определенного места жительства. В отношении лиц, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест отбывания лишения свободы, направляются запросы в ОВД, службу занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или по месту дислокации ИУ.
В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.
Пожилые и инвалиды. При подготовке к освобождению осужденных необходимо учитывать особенности таких категорий осужденных, как инвалидов I и II группы, престарелых, беременных женщин с детьми, а также иностранных граждан.
Так в соответствии со статьей 180 УИК РФ, по просьбе освобождаемых из мест отбывания лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами I и II группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет, администрацией ИУ направляются запросы в органы социальной защиты для помещения их в дома инвалидов и престарелых.[12]
Подготовка данной категории осужденных к освобождению и адаптации к условиям свободы является очень важным аспектом социальной работы с ними, поскольку речь идет о тех, кто стар, возможно, болен и долгое время находится в изоляции от общества. Особенно сложно адаптироваться тем, кто был осужден на большой срок и отвык от жизни на свободе.
Каждый осужденный пожилого и старческого возраста, инвалид должен четко представлять, куда он едет после освобождения, что его ожидает, какие условия ему будут созданы и как он должен себя в них вести.
В отношении престарелых осужденных, у которых отсутствуют родственники, или же они отказываются от их приема для постоянного проживания, также направляется запрос в органы социальной защиты для решения вопроса об их помещении в дома инвалидов и престарелых независимо от желания осужденного.
С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация исправительного учреждения решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписка из медицинской карты по установленной форме и паспорт, характеристика за время пребывания в учреждении).[13]
Осужденным, являющимся инвалидами I и II группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, разрешается выезд за пределы исправительного учреждения для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства в сопровождении родственника или иного лица (социального работника).
Специальное внимание необходимо уделять психологической и практической подготовке осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ. Прежде всего, необходимо выявить среди них страдающих различными соматическими заболеваниями и психическими расстройствами, не имеющих семьи и родственников, а также не имеющих необходимого трудового стажа для получения пенсии. С этими лицами проводится подготовительная работа по направлению их в дома престарелых и инвалидов после освобождения из ИУ. Важно не только оформить надлежащим образом соответствующие документы, но и рассказать осужденным, что представляют собой эти учреждения, каков порядок жизни там. Необходимо выявить также осужденных, имеющих право на получение пенсии, и принять своевременные меры по их пенсионному обеспечению после освобождения. В отношении тех, у кого нет такого права и кого нельзя направить в дома для престарелых, при отсутствии семьи и родственников должны быть приняты меры по их бытовому устройству или установлению опеки после освобождения из ИУ. Лица немощные и дряхлые, инвалиды, не способные после освобождения самостоятельно следовать к месту своего жительства, должны сопровождаться сотрудниками медицинской службы.
Осужденные пожилого и старческого возраста, инвалиды часто оказываются в социальных приютах – учреждениях, в которых проживают одинокие старые люди, не имеющим по тем или иным причинам жилья или возможности жить самостоятельно. В учреждениях данного типа установлен постоянный контроль за порядком и передвижением подопечных со стороны руководства, врачей, дежурного сотрудника милиции. Здесь действуют специальные нормы и правила поведения, которым необходимо следовать.[14]
В отношении престарелых осужденных, у которых отсутствуют родственники, или же они отказываются от их приема для постоянного проживания, также направляется запрос в органы социальной защиты для решения вопросов об их помещении в дома инвалидов и престарелых.
С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта РФ, где расположена колония. В этих целях не позднее одного месяца до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписки из медицинской карты и паспорта по установленным формам, характеристика за время пребывания в учреждении).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Беременные женщины и женщины, имеющие детей в исправительном учреждении. Подготовка к освобождению из мест отбывания лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты в контексте с медицинскими работниками ИУ. Принимаются меры к установлению их родственных связей, выясняется возможность регистрации трудоустройства по месту жительства родственников. В случае, когда освобождаемых женщин не принимают родственники, к которым они могли бы поехать на жительство, направляются запросы в ОВД и управления социальной защиты населения по-прежнему месту жительства с просьбой решить вопросы их трудоустройства, обеспечения жилой площадью, определения детей в дошкольные детские учреждения или дома ребёнка.
В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе детей, больных острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты совместно с медработниками ИУ оказывают содействие в помещении таких детей в лечебные учреждения органов управления здравоохранения по избранному месту жительства.
Несовершеннолетние. Кроме особенностей подготовки к освобождению выше рассмотренных категорий осужденных, также выделяют особенности подготовки несовершеннолетних осужденных. Так несовершеннолетним осужденным предоставлено право краткосрочного выезда за пределы ИУ для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ.
Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из ВК, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц, которым сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в ВК для встречи и сопровождения его к месту жительства.
Если у освобождаемого несовершеннолетнего нет родственников или иных лиц, либо направление к ним нецелесообразно из педагогических и профилактических соображений, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учёбу и обеспечения его жилой площадью.
Если направление несовершеннолетнего к прежнему месту жительства нецелесообразно из педагогических или профилактических соображений администрация ВК с учётом желания освобождаемого принимает меры к его трудовому и бытовому устройству в других местах, в том числе по месту расположения колонии. В необходимых случаях несовершеннолетний может быть направлен в школу-интернат, либо другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства.
Таким образом, можно сделать вывод, что в учреждениях исполняющих наказания содержатся различные категории граждан, для которых подготовка к жизни на свободе является жизненно необходимым мероприятием.

2.                Социальная работа с бывшими осужденными
2.1            Социальные проблемы бывших осужденных
Положение человека отбывшего наказание является довольно тяжелым потому, что в период лишения свободы он, повседневно подчинялся строгим правилам тюремного распорядка, утрачивает способность к самостоятельности, отвыкает от необходимости заботиться о себе, во всем полагается на «предусмотрительность» администрации. И при выходе «на волю» не всегда готов проявлять достаточно энергии для того, чтобы включиться в трудовую деятельность, подчас склонен идти по пути наименьшего сопротивления, чреватого преступным рецидивом.[15] Наиболее ярко выделяется проблема трудоустройства (приложения №3). На личность преступника, отбывшего наказание, практически нельзя воздействовать эффективно, не внося коррективы в непосредственно окружающую его социальную среду, не меняя способы взаимодействия с этой средой. Следствием многолетней карательной практики государства явилось массовое убеждение в неизбежности жестоких репрессий в борьбе с преступностью. Так, согласно одному из исследований, от 30 до 55% граждан оценивают нынешнюю судебную деятельность как либеральную, 73% исходят из того, что чем суровее наказание, тем лучше соблюдается закон, 53% требуют расширения рамок санкций, предусматривающих лишение свободы (приложение №4). Это само по себе тревожно. Но куда тревожнее, когда обыденное сознание начинает связывать лавинообразный рост преступности с процессами демократизации, усматривая в этом источник всех бед. Не сродни ли сему и бездумное, иногда злое, нетерпимое отношение к побывавшим в заключении, часто основанное на стереотипах. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмысление явления, а на выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий мнение, которое отражает установку определенных общественных групп.
Совершивший преступление и понесший за это кару человек сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. В первое же после «отсидки» время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. Ложная нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые нормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости. В нашей стране с трудом, но все же возникают и начинают действовать центры, фонды, движения, комитеты, цель которых — не оставить без всесторонней общественной заботы наших заблудших сынов и дочерей, облегчить всем искупившим вину возвращение к нормальной жизни. Словом, появляется необходимое осознание насущной проблемы, её масштабов и возможных последствий.
Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить следующие основные социальные проблемы бывших заключенных в современном российском обществе:
·                    Проблемы трудоустройства;
·                    Проблемы культурной адаптации;
·                    Проблемы сохранения социальных связей с близкими, родственниками и семьей;
·                    Жилищные проблемы и т.д.
2.2            Принципы социальной работы с бывшими заключенными
Принципы социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы. К специфическим принципам социальной работы относятся следующие принципы: универсальности, охраны социальных прав, профилактики, социального реагирования, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности и толерантности[16]. Названные принципы в полном объёме применимы и социальной работе с бывшими заключенными. В тоже время, социальная работа с бывшими заключенными дополняется такими специфическими принципами, как гуманизм, законность и справедливость.
Принцип законности в деятельности социальных работников с бывшими заключенными имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению бывшего осужденного к законопослушному поведению.
Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что «наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (Ст. 6 УК РФ).
Если второй аспект более реализуется в социальной работе с заключенными в учреждении, исполняющем наказание, то для деятельности социальных работников в отношении бывших заключенных важен первый аспект справедливости т.к. человек искупивший вину имеет полные права на субъектность.
В целом, справедливость – это один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника с бывшими заключенными.
Принцип гуманизма. Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника и находит своё выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 2). В соответствии с Ч. 2 Ст. 21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».[17]
Гуманизм в соответствии со сложившейся в отечественной юридической науке понятийной традиции имеет две стороны. Одна сторона выражается в «минимуме и мягкости репрессии». Другая сторона защищает общество и допускается существование самых суровых наказаний, вплоть до смертной казни. В настоящий момент такое понимание гуманизма явно устарело, ибо оно по существу оправдывает репрессии периода 30 – начало 50-х гг. хх столетия в России, когда уголовные наказания были наиболее суровы. Гуманизм сегодня – это отказ от так называемого «функционального» подхода к осуждённому, когда тот рассматривался лишь как средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических целей [18].
Гуманизм – это признание за каждым возможности вернуться к законопослушной жизни в обществе. Это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осуждённых как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенчества, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными.
Таким образом, принцип гуманизма – это действенный инструмент в руках социального работника всей своей деятельностью призванного опровергать расхожее мнение о том, что «тюрьма делает ужасным плохого человека, а хорошего – плохим».
Социальный работник, помогающий бывшему заключенному более чем специалисты, профессионально реализующиеся в других секторах социальной защиты должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с клиентом, так как именно он лучше других понимает все последствия для общества обращения с осуждёнными как с «низшим существом». Поэтому ориентация общества именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в силу специфического характера его профессиональной деятельности.
2.3            Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными
Несколько последних десятилетий были ознаменованы процессами широкого распространения идеи международного гуманитарного права и применением прав человека на практике. В отечественной академической традиции социальной работы и социальной политики проблема этнических различий становится предметом специального обсуждения.
Как и все объекты социальной работы, бывшие заключенные требуют особого этического подхода при работе с ними. Одним из аспектов продуктивной социальной работы с заключенными является применение адекватных ситуации профессионально-этических норм и правил.
Специфика бывшего заключенного состоит в том, что он пребывал определенное количество времени (длительность назначенного судом срока) в обстановке в которой сформировалась сложная субкультура которая «проникает» в сознание заключенных за очень короткий промежуток времени. К данной субкультуре можно в частности отнести принципы, правила поведения, нормы которые в обществе заключенных являются нормой (приложение №5).
Все это настолько прочно усваивается в заключенном, что, даже выйдя на волю их мест лишения свободы он продолжает следовать этим нормам.
Поэтому встает резонный вопрос, – каким образом следует социальному работнику подходить к заключенному, чтобы помочь бывшему арестанту в решении его социальных проблем.
Для того чтобы осмыслить процесс общения социального работника и бывшего заключенного, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек. Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку. Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне. Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными. Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния. Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.
Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения. Суммируя все вышесказанное, хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника при работе с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР положения которого вполне применимы при работе с бывшими арестантами.[19] К главным его положениям относятся:
— быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;
— делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;
— уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
— в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
— в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
— служить своей профессией на благо окружающим.
К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:
1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;
2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;
3. Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;
4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;
5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;
6. Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования;
    продолжение
--PAGE_BREAK--7. Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав;
8. Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними;
9. Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.
Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:
·                   Интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
·                   Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;
·                   Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды;
·                   Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу;
·                   Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой;
·                   Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
·                   Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;
·                   Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов «лечения»;
·                   Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента;
Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен:
·                   уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
·                   информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;
·                   получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица;
·                   в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен;
·                   Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов. Относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счет. Если социальный работник замещает коллегу, то он должен действовать с учетом интересов, характера и репутации этого коллеги.
Социальный работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивая их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями. [20]
Также важно отметить необходимость в формировании этического кодекса, который будет как «настольная книга» социального работника реализующегося как в стенах учреждения исполняющего наказание, так и за ними с лицами, отбывшими наказание в этих учреждениях. Поэтому я счел необходимым поместить в приложении к данной работе профессионально этический кодекс социального работника в пенитенциарной системе (приложение №2).
Профессионально-этический Кодекс социального работника пенитенциарной системы основан на этических принципах социальной работы, принятых Международной федерацией социальных работников — МФСР (Осло, октябрь 1994г.), Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб России (Москва, май 1994г.) и отражает гуманистические традиции, накопленные в отечественной и зарубежной социальной работе, фундаментальные принципы защиты прав и свобод человека и гражданина. Кодекс составлен с учетом этических стандартов, признанных международным и отечественным профессиональным сообществом.
Назначение Кодекса состоит в том, чтобы обозначить нравственные ориентиры, отметить основные пути к принятию решений в проблемных ситуациях, свести к минимуму риск совершения ошибок в процессе профессиональной деятельности, а также защитить от возможных неправомерных претензий к социальным работникам.
Кодекс призван консолидировать профессиональное сообщество социальных работников пенитенциарной системы.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация этических принципов в социальной работе с бывшими заключенными представляет собой необходимый аспект, который должен учитываться специалистом по социальной работе при формировании субъектности данной категории риска.

Заключение
В данной работе были рассмотрены основные аспекты социальной работы с такой категорией клиентов как бывшие заключенные.
Необходимость положительной социальной интеграции бывших заключенных выражается в том, что лица отбывшие наказание и вставшие на путь преступления совершают новые преступления, порождая страх, тревогу и наносят ущерб экономической жизни.
Возвращение во внешний мир может стать для заключенных опасным опытом. Некоторые из них являются профессиональными преступниками, но некоторые, будучи рецидивистами, полагают, что вернуться к преступной жизни их заставили обстоятельства, поскольку по-другому им было не выжить. Многие из них сталкиваются с реальными проблемами в следующих областях: безработица, злоупотребление алкоголем или наркотиками, использование свободного времени, семейные взаимоотношения, взгляды, убеждения и взаимоотношения с другими преступниками.
При работе с лицами, отбывавшими наказание в местах лишения свободы социальному работнику необходимо руководствоваться в полной мере принципами социальной работы делая особый упор на принцип законности и также на этические принципы социальной работы.
Таким образом, поспенитенциарная социальная работа — средство исправления, условие, мобилизующее все имеющиеся у учреждения социального обслуживания возможности для исправления и ресоциализации бывшего осужденного.
Население не всегда заинтересовано в оказании помощи заключенным. Оно часто полагает, что люди, не совершавшие преступлений, должны иметь приоритет. Однако службы социальной адаптации могут добиться следующих желательных результатов в интересах общества: сократить тенденцию для бывших заключенных возвращаться к преступному поведению после освобождения, помочь более слабым преступникам противостоять влиянию более сильных, позволить бывшим заключенным внести положительный вклад в общественную жизнь после освобождения, сократить проблемы, которые они создают для органов власти и общества в целом, сократить потребности в расходовании средств на деятельность правоохранительных органов.
Для того чтобы решить указанные проблемы необходимо, чтобы Управление федеральной службы исполнения наказаний и другие социальные службы создали устойчивое партнерство: УФСИН должен работать в координации и при поддержке широкого спектра служб социальной адаптации для освобожденных заключенных. Существование внешних служб является жизненно необходимым для социальной адаптации. Служба исполнения наказаний не в состоянии предоставить такие услуги, которые могут предложить указанные службы. Здравоохранение, образование, социальная защита и услуги по трудоустройству играют жизненно важную роль. В то же время все сотрудники УФСИН, вне зависимости от своих функциональных задач, могут в той или иной мере участвовать в работе по социальной адаптации.

Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1.                                   Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.) – М.: Ось-89, 2000. – С.56.
2.                                   ФЗ от 21 июня 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» — СПС «Гарант» — CD-ROM.
3.                                   Уголовно-исполнительный кодекс РФ. — М.: Проспект,2001. — СПС «Гарант» — CD-ROM.
4.                                   Инструкция о порядке оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы (Утв. Приказом ГУИН Минюста России от 26 декабря 2001 года № 264). — СПС «Гарант» — CD-ROM.
5.                                   Инструкции о порядке оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, а также подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, освобождаемым из под стражи (Утв. Приказом Минюста России от 25 декабря 2001 года № 260). — СПС «Гарант» — CD-ROM.
6.                                   Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 года) – СПС «Консультант плюс» — CD-ROM.
Литература
1.                 А.М. Панова, Е.И. Холостова Социальная работа: — М.: Социально-технологический институт, 1997. – С. 720.
2.                 В.И.Курбатова Социальная работа. — М., Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1999, С. 728.
3.                                   В.В. Филлипов Реформирование пенитенциарной системы: материалы международной конференции 8 – 10 окт. – Минск, 1998. – С. 649
4.                                   Г.В. Медведев «Этика социальной работы» М.: Владос, 1999. – С. 183. 5.                                   Д.С. Титов Социальная геронтология: учебное пособие. Томск: Томский филиал Академии права и управления ФСИН России, 2006 – С. 106.
6.                                   Е.И. Холостова Теория и методика социальной работы. Учеб. пособие. – М.: “Союз”, 1994. – С. 693.
7.                 М.В. Ромм, И.В. Хмаренкова Теория социальной работы – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – С. 382.
8.                 Н.В. Ригов Выжить за колючкой. – СПб.: Вагриус. 2007. – С. 407.
9.                 О.Е. Куренкова, Т.С. Уханова Описание опыта «Социальная работа с осужденными в исправительных учреждениях УФСИН России по Вологодской области». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. — www.socialworks.ru
10.            П.Г. Мищенков комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. – М.: Экспертное бюро- М,1997. – СПС «Гарант». — CD-ROM.
11.            С.И. Григорьев Теория и методология социальной работы. – М., «Союз». 1994. – С. 492.
12.            Т.Г. Татидинова Социальная реадаптация бывших заключенных Прикладные исследования. 1992 №3 – С. 120.
13.                              интернет сайт www.socialworks.ru

Приложение №1[21]
Памятка по социальной адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы (куда можно обратиться, социальное обслуживание, медицинское обеспечение, оформление инвалидности, регистрация по месту жительства, трудоустройство, социальная поддержка молодых граждан). – Вологда, 2005.
Куда можно обратиться. чтобы
— получить паспорт, обменять паспорт старого образца, восстановить утерянный паспорт – в паспортно-виэовую службу в отделе внутренних дел по месту жительства;
— получить разъяснения и необходимую социальную помощь — в органы социального обеспечения при администрациях районных муниципальных образований или к специалистам по социальной работе в сельсоветах;
— получить полис обязательного медицинского страхования — в отделе кадров или у работника, отвечающего за кадровую работу для работающих граждан или в уполномоченной страховой компании для неработающих граждан:
— получить разъяснения и необходимую помощь по вопросам трудоустройства и переобучения — в органы трудовой занятости населения;
— получить разъяснения по жилищным вопросам — к специалистам по жилищным вопросам администраций районных муниципальных образований.
Учреждения
Телефоны
код Вологды 8172
код Череповца 8202
Паспортно-визовая служба УВД Вологодской области г.Вологда, ул.Мальцева, 54
72-60-21
Департамент труда и социального развития Вологодской области г.Вологда, ул.Благовещенская, 9
72-13-83,25-12-13
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Вологодской области г.Вологда, ул.Зосимовская, 18
72-35-68, 72-62-32
Филиалы страховой компании «Шексна» (по полисам обязательного медицинского страхования) г.Вологда, ул.Мира, 34 г.Череповец, ул.Ленина, 47 в районах области имеются филиалы компании
79-51-68 53-63-41
Комитет по делам молодежи Вологодской области г.Вологда, ул.Предтеченская, 19
72-82-49
Реабилитационный центр помощи освободившимся из мест лишения свободы «Калина красная» г.Вологда, Советский проспект, 35а
75-80-55, 75-80-95
ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» г.Вологда, ул.Красноармейская, 35 в районах области имеются отделения бюро
54-63-41
Дом ночного пребывания г Вологды г.Вологда, Набережная 6 Армии, 87
54-49-35
Дом ночного пребывания г.Череповца г.Череповец, ул.Промышленная, 4
59-74-96
Благотворительная столовая в г.Череповце обращаться через МУ «Центр социального обслуживания» г.Череповец, пр.Сталеваров. 54
57-91-36
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.