--PAGE_BREAK--
1.2. Основные направления социальной работы с подростками — правонарушителями в школе
Для решения проблемы преступности подростков просто необходимо вмешательство специалистов социальной работы в общеобразовательном учреждении.
Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции [21, с.58].
М.Н. Гурьянова считает, что социальная работа — это система социальной помощи и защиты человека в целом, его нужд, интересов, потребностей; составная часть любой профессиональной деятельности [7, с.36].
Проблема подростков — правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. С этим могут справиться только хорошо подготовленные, опытные и организованные специалисты. Задача состоит в том, чтобы социальная работа не подавила своих клиентов, и процесс, при котором клиент и работники социальной системы сближаются, оставался реальным. Специалист социальной работы не должен стараться изменить ни людей (подростков), ни учреждение (школу), а изменять только способы их взаимоотношений. Специалист социальный работы был создан как раз для этой роли «посредника» или «третьей стороны».
К основным целям социальной работы можно отнести:
1. увеличение степени самостоятельности клиентов; их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
2. создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
3. адаптация и реадаптация в обществе;
4. создание условий, при которых человек, не смотря на физическое увечье, душевный срывы жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;
и как конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента «отпадает».
Социальная работа общеобразовательной школы представляет собой модель, состоящую из целевого, содержательного и организационно-технологического компонентов.
Целевой компонент представлен иерархией целей, достижение которых в деятельности школы призвана обеспечить данная модель:
1. стратегическая цель: уменьшение количества правонарушений. Совершаемых подростками – учащимися школы;
2. тактическая цель: обеспечение условий формирования социально-позитивной направленности личности подростков;
3. специальная цель: повышение качества образовательного процесса на уровне образовательного учреждения.
Содержательный компонент включает в себя три аспекта, равных по своей значимости, реализация которых должна быть направлена на нормализацию социальной позиции подростка, то есть формирование внутренней устойчивости личности, критического восприятия отрицательных факторов. Такая устойчивость позиции позволяет подростку не приспосабливаться к обстоятельствам. А учитывать их и, если нужно и можно, изменять в соответствии с усвоением моральными требованиями [20, с.182].
Выделяется три основных уровня организации взаимодействия социально-педагогических служб, которые отражают системную организацию целей, предмета и методов профилактической деятельности во все более расширяющихся и усложняющихся структурах взаимодействия:
— микроуровень: социальное пространство, в котором реализовывался этот уровень можно условно обозначить «социальный педагог – подросток»;
— мезоуровень: его социальное пространство можно обозначить как «социальный педагог – подросток – семья»;
— макроуровень: его можно обозначить как «семья – подросток – социальный педагог – общество».
Основным направление социальной работы в общеобразовательной школе в работе с подростками — правонарушителями имеет следующий вид:
1. изучение целостной личности подростка и выявление на этой основе его своеобразия, причин и специфики асоциального или противоправного поведения;
2. условное отнесение подростка к определенному типу и проектирование основного направления индивидуальной работы с ним;
3. поиск первоочередных мер-заданий в индивидуальной работе с подростком с помощью их классификации;
4. уточнение основного направления индивидуальной работы, рассмотрение ее динамики и подбор наиболее рациональных приемов воздействия, направленных на активизацию позитивной социальной самостоятельности несовершеннолетнего;
5. анализ и обобщение проделанной работы [14, с.324].
В школе же работают коллеги специалиста социальной работы, т.е. специально подготовленные педагоги, социальные педагоги, которые являются одним из звеньев в работе с подростками с противоправным поведением. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.
В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем — коллективом. При этом он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.
Учитель, как один из субъектов образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.
Деятельность специалиста социальной работы в работе с подростками делится на три аспекта:
1. Социальный аспект содержания предлагает формирование у подростка социально-позитивного идеала, соответствующего условиям семейной, общественной жизни, труда, обучения, досуга и т.п., на основе использования субъективных и объективных факторов социализации и развития личности подростка, содержащихся в учебно-трудовой деятельности подростка, в его свободном времяпровождении; формировании у подростка социально-позитивных чувств, благоприятствующих учебе, труду, общению и т.п. на основе личностно – деятельностного подхода; формирование социальных действий, умений и навыков, конечной целью, которого является овладение подростком приемами самопомощи.
2. Педагогический аспект включал в себя: формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение подростка, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь; коррекцию социальной позиции подростка в группе путем достижения совпадения формального и реального лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощи в группе несовершеннолетних.
В основе сформированной или формирующейся системы ценностей лежат интересы подростка. От направленности этих интересов и зависит характер ценностных ориентаций.
3. Психологический аспект в своей реализации был призван обеспечить: формирование навыков рефлексии у подростка, существенно повышающих уровень регуляции произвольных действий подростка (саморегуляцию), уменьшающих трудности релаксации (расслабления) в целом; коррекцию негативно — девиантного социального опыта подростков, что предполагает устранение или ослабление дезадаптивных поведенческих стереотипов (привычек, навыков) подростка, когнитивных искажений, дефицитов, подкрепляемых социальными условиями [23, с.197].
Такая структура работы позволяет наиболее эффективно специалисту социальной работы добиться желаемого результата, т.к необходимо учитывать все аспекты в работе с подростками с противоправным поведением.
Рассмотрев изложенный материал, я пришла к выводу, что: социальная работа, является системой социальной помощи и защиты человека в целом, его нужд, интересов, потребностей, организацию их психосоциальной реабилитации и интеграции. Социальная работа — это очень сложный механизм, где объектами социальной работы являются различные группы населения, попавшие в трудную жизненную ситуацию, одними из таких и являются подростки с противоправным поведением. В работе с данным клиентом специалист не должен стараться изменить подростка, или школу, а изменить только способы их взаимодействия. Поэтому специалист социальной работы создан для того, чтобы быть «посредником» или третьей стороной.
Социальная работа общеобразовательной школы направлена на то, чтобы уменьшить количество правонарушений, совершаемые подростками – учащимися школы; обеспечить условиями формирования социально – позитивной направленности подростков.
Помощниками специалиста социальной работы в школе по данному вопросу являются учителя, социальные педагоги, которые в свою очередь имеют возможность влиять на воспитание не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.
В свою очередь деятельность специалиста социальной работе в общеобразовательной школы и его коллег, в работе с подростками – правонарушителями делится на три основных аспекта: социальный, педагогический и психологический аспекты.
Данные аспекты позволяют наиболее эффективно специалисту социальной работы добиться желаемого результата, т.к. именно они формируют у подростка социально-позитивные чувства, благоприятствующие учебе, труду, общению, на основе личностно – деятельностного подхода; формирование социальных действий, умений, овладение приемами самопомощи; формирование гуманистических ценностей, умение принимать и оказывать помощь; а так же формирование навыков рефлексии и т.д.
Именно такой вид социальной работы в общеобразовательной школе, является основным и наиболее эффективным направлением в работе с подростками – правонарушителями.
А чтобы заранее предотвратить противоправное поведение подростков, нужно проводить социальную профилактику подростковых правонарушений в общеобразовательной школе, т.к. профилактика в этой сфере является неотъемлемым атрибутом современного общества. Ведь на сегодняшний день, профилактика стала одним из развивающихся направлений в системе социальной работы и прописана в нормативно правовой базе Российской Федерации, что говорит о важности и актуальности профилактической работы в социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательной школе, что и позволяет предотвратить противоправное поведение в самом начале его возникновения.
Глава 2. Социальная профилактика подростковых правонарушений в школе
2.1.Общая характеристика социальной профилактики как технологии социальной работы в школе: основные субъекты, цели, задачи
Профилактика (prophylaktikos — предохранительный) — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска [19, с. 177].
Известный психиатр, занимавшийся профилактикой, Джеральд Каплан (Caplan, 1964) объяснял, что профилактика подразумевает биологические, психологические и социальные процедуры.
В историческом плане профилактические программы обращали внимание на большинство психологических и социальных проблем, начиная со способности детей к решению математических задач заканчивая предотвращением рецидивов употребления наркотиков. Такие подходы многое позаимствовали из сферы здравоохранения и ее изначальной системы классификации профилактики болезней. Эта классификация выдвигает три уровня профилактических мероприятий или программ: первичный, вторичный и третичный.
Первичная профилактика – профилактика до начала расстройства и снижает частотность всех типов расстройств, а так же комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Например, решение проблемы занятости досуга подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т.п. Именно первичная профилактика (ее полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении подростков.
Вторичная профилактика, комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершенно летними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими большое количество уроков, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростка, находящегося в сложной жизненной ситуации, благодаря раннему выявлению патологии, сокращает продолжительность и облегчает течение уже возникающих расстройств.
Третичная профилактика, комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих цель предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы, которую иногда называют реабилитацией, снижает причиненный расстройством ущерб и предотвращает рецидивы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройстве, психологического консультирования т.д. [10, с.74].
Но данная классификация напоминает традиционную классификацию медицинских вмешательств: профилактика, лечение, реабилитация. Опираясь на эту классификацию бывает очень трудно провести границу между различными уровнями профилактики, особенно если дело касается хронических заболеваний. Поэтому на сегодняшний день для социальной работы, существует схожая классификация, выделяющая три уровня профилактики в социальной работе:
1. Первичная социальная профилактика охватывает процесс формирования в обществе, в регионах негативного отношения к подросткам – преступникам, установка несовершеннолетних на законопослушание и высоконравственное поведение;
2. Вторичная социальная профилактика предусматривает работу с подростками – правонарушителями;
3. Третичная социальная профилактика предполагает проведение работ по ресоциализации подростков – правонарушителей.
Профилактика правонарушений – это совокупность социально – экономических, идеологических, культурно – воспитательных, организационно – управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоположных деяний.
В Российском педагогическом словаре социальной работы понятие «социальная профилактика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознания и изучение причинно – следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
Социальная профилактика – профилактическая деятельность, осуществляемая для реализации принципа социальной справедливости.
Целью социальной профилактики с подростками — правонарушителями в общеобразовательной школе, является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения несовершеннолетних подростков.
Основными субъектами являются пять категорий учреждений, с которыми взаимодействует общеобразовательная школа в своей социально-профилактической деятельности:
1.учреждения системы образования;
2.учреждения социальной защиты населения;
3.учреждения системы здравоохранения;
4.учреждения пенитенциарной системы;
5.муниципальные и общественные организации.
Формами практической деятельности данных субъектов по предупреждению подростковых правонарушений являются: обмен информации, совместный анализ состояния правонарушений, а также совместное планирование и осуществление согласованных профилактических мероприятий. Невозможно выделить в качестве основной или приоритетной какую-либо одну группу учреждений, участвующих в процессе взаимодействия, в ходе профилактики правонарушений подростков. В работе всем им отводится примерно одинаковая роль[27, с.234].
Социальная работа в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних призвана усилить влияние одних и уменьшить влияние других факторов, а некоторые постараться вообще исключить из процесса социализации подростков. В соответствии с этим в процессе профилактики правонарушений подростков в условиях общеобразовательной школы социальная работа должна выполнять следующие задачи:
а) формирование законопослушного поведения подростков;
б) устранение причин и условий совершения правонарушений;
Совершенно очевидно, что социальная работа с детьми — правонарушителями на уровне отношений специалист — ребенок, является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий, а знание социальных технологий во многом повышает эффективность социальной работы.
Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.
В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.
Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.
Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация [2, с.107].
В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.
Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в:
1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного;
2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе;
3) развитии творческих способностей и активности .
Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.
Суть социальной технологии, согласно классификации в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы в России действительно существует. Она представлена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.
В качестве цели социальной работы государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение форм их противоправного поведения.
Ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» определяет в качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних следующие:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
-выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
При этом в законе уточнены принципы организации профилактической работы, что имеет важное значение при соотнесении социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонарушений на государственном уровне.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» к ним отнесены:
- законность
- демократизм
- гуманное обращение с несовершеннолетними;
- поддержка семьи и взаимодействие с ней;
- индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
- государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Анализ закона позволяет заключить, что общегосударственный подход не только не противоречит ключевым категориям и понятиям современной социально-педагогической науки и социальной работы как области знания и сферы практики, но и совпадает с ними. В частности, направления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социальной педагогики — социальное воспитание.
Итак, профилактика направлена на предупреждение какого – либо явления по средствам социальной работы, а в случае с подростками – правонарушителями, при проведении профилактики в общеобразовательной школе позволяет предотвратить противоправное поведение у подростков в самом начале его возникновения.
Целью профилактики является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения несовершеннолетних подростков.
При работе с данной категорией клиентом социальной работы, основными субъектами являются пять категорий учреждений с которыми взаимодействует общеобразовательное учреждение в социально – профилактической деятельности, а именно: учреждение системы образования, учреждения социальной защиты населения, учреждения системы здравоохранения, учреждения пенитенциарной системы, муниципальные и общественные организации. Все эти учреждения учувствуют в процессе профилактики правонарушений подростков, всем им отводится одинаковая роль.
В свою очередь социальная работа в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы должна выполнить следующий ряд задач: формирование законопослушного поведение подростков; устранение причин и условий совершения правонарушений, которые способствуют развитию подростков и подготовке их к сознательной жизни в быстро изменяющихся жизненных ситуациях.
Вся работа специалиста социальной работы выстроена по определенной технологии. Социальная же технология существует лишь в рамках социума и ее суть – построение человеческих отношений в любой его сфере. Социальная технология разделяется на базовые и частные, где базовые – направлены на гармонию индивидуального, личного и общественного; на развитие творческих способностей и активности. Частные направлены на социальной конструирование, урегулирование отношений и операций, оптимизацию социального взаимодействия на разных уровнях. Социальная технология должна учитывать все объективные и субъективные условия и спроектировать оптимальное развитие социального процесса.
Социальная технология закреплена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
К настоящему моменту в российском законодательстве подготовлены предпосылки для появления системной общегосударственной технологии социальной работы с детьми группы риска. Полно и в соответствии с научными требованиями разработан целевой компонент государственного подхода в профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Можно утверждать, что профилактика как технология является неотъемлемым элементом в социальной работе с подростками — правонарушителями в общеобразовательной школе. Так же частью социальной работы являются методы, без которых не возможно добиться поставленной цели, т.к. они являются средствами социальной профилактики социальной работы в школе с подростками правонарушителями. продолжение
--PAGE_BREAK--