Реферат по предмету "Социология"


Социальный статус личности 6

Введение


«Социальный статус личности» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус. Каждая личность, будучи включенной во множество социальных связей, исполняет различные функции и соответственно имеет несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению, его называют предписанным (статус дворянина, киевлянина, датчанина и т.д.), другие — приобретаются или достигаются. Они называются достигнутыми (статус руководителя предприятия, статус учителя, статус чемпиона мира по плаванию и т. д.). Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации. С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Гидденс Э., Зборовский Г.Е., Парсонс Т., Осипова Г.В и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть социальный статус личности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать социологическое понятие личности, ее структура;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о социализации личности;
3.Рассмотреть сущность и специфику социального статуса и социальной роли личности.
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Социологическое понятие личности, ее структура
Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность.
Именно это — взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество-личность» — базовое социологическое отношение.
Обратимся к понятию «личность».
Личность, индивид, человек – эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.
Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в которой соединено биологическое и социальное, т. е. как биосоциальное существо. Каждый единичный, конкретный человек — это индивид, он неповторим; отсюда, когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают именно эту неповторимость, уникальность.
Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.
Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают и влияние биологических, психологических и других свойств.
Какое же содержание вкладывается в понятие «личность»? Сразу возникает ряд вопросов: каждый ли индивид — личность, каковы критерии, дающие основание считать индивида личностью, связаны ли они с возрастом, сознанием, нравственными качествами и т. д. Наиболее часто встречающиеся определения личности, как правило, включают наличие устойчивых качеств и свойств у индивида, который рассматривается как ответственный и сознательный субъект.
Но это снова порождает вопросы: «Является ли личностью безответственный или недостаточно сознательный субъект?», «Можно ли считать личностью двухлетнего ребенка?».
Индивид является личностью тогда, когда он во взаимодействии с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты реализует социально значимые свойства, социальные связи. Таким образом, наиболее широкое «рабочее» определение личности можно сформулировать так: личность — это индивид, включенный в социальные связи и отношения.

Социальный статус

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.

Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки.

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Г. Д. С. Мейн.
Статусный набор
Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими статусами. Совокупность социальных статусов называется статусным набором.

Социальный набор — введено американским социологом Мертоном.

В социальный набор входят: социальный статус и статусный набор.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Вступая в различные социальные взаимодействия, индивид занимает определенное положение в социальных системах, которое называют социальным статусом. Статус подразумевает наличие определенных функциональных обязанностей, прав, привилегий, властных полномочий и т.д.

Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму. Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.

Знание этих прав, обязанностей, привилегий, а также того, с кем индивид обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, помогает определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.

Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, отец, дочь и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус сына – это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.

Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали и вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т.д.

Статусы – это неизменные достаточно устойчивые позиции в рамках институализированного взаимодействия, обладающие эффектом «бессмертия» (конкретный врач может уволиться из поликлиники, но статус врача сохраняется) независимые от конкретного индивида. Мы оцениваем статусы, желаем получить какие-то из них, но чаще всего не вправе изменить полномочия, права, обязанности, которые закреплены за ними.

Еще одна характеристика статуса. Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» — это по сути две стороны одной медали. Соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности, называется статусно-ролевой теорией личности. Вместе с тем имеется ощутимое, хотя и условное, различие этих понятий. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль – это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя индивид, обладающий тем или иным статусом.

Являясь статичной характеристикой, статус в то же время порождает немало социальных проблем и личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они глубоко переживают свои неудачи на этом пути.

Разновидности социальных статусов

Каждый индивид включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции. Социальные статусы можно разделить на два основных типа: предписанные статусы, т.е. такие, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и достигаемые, которые индивид достигает собственными усилиями.

Кроме того, статусы можно подразделить на основные (личные, профессиональные, предписанные и т.д.) и эпизодические (неосновные статусы), такие как участник митинга, водитель, зритель и т.д. Основные статусы определяют жизнедеятельность индивида, а эпизодические как правило являются временными и влияют на детали поведения.

Предписанные статусы

Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха». Пол и возраст универсально используются как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий, как мужчин, так и женщин. Опыт показывает, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.

Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им задач.

Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы этих традиций и обычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответствии с их полом.

Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющемуся возрасту и возрастным статусам – извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей индивида, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.


В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Неудивительно, что молодой индивид нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для более раннего возраста.

Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией в последующей жизни оказывается только поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого индивида в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Пол и возраст – это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобные статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей.
Достигаемые статусы

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных особенностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения.

В примитивных, т.е. традиционных, обществах статусы чаще всего являются предписанными и, занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. Мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом и воином. В современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирования нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выигрыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет неконкурентоспособность тех, кто не смог «найти себя» и не в состоянии приспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числа лишних людей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действия индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает ему постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.

Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, — стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать недостатки.

В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может ожидать улучшения своего положения. Те у кого, низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всех своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.д.

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемы ролям.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;

когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Иерархия статусов. Социальный престиж статуса

Статусы в обществе иерархизированы. Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу стратификации данного общества. Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении.

Сам престиж, и, соответственно, иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов: 1) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его структур (инвариантная сторона престижа статуса); 2) системы ценностей, шкалы предпочтений исторических традиций, учитываемых в данной культуре (культурно-вариативная сторона престижа статуса).

В связи с этим иерархия, престижность статусов у различных народов имеет много общего, и в то же время весьма специфична.

Престиж статуса разделяем обществом. Здесь не может быть «самозванства» самовосхваления. При этом иерархия статусов, их престижность утверждается, формируется в обществе под влиянием подчас трудноуловимых процессов, оценок, не всегда осознаваемых предпочтений.

Общество постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов – материально, морально и даже эмоционально-символически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Так, материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, имеет цель возместить их физические и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию – количественно выражает престижность данного статуса. За один и тот же объем усилий индивид престижного статуса потребует одно вознаграждение, индивид менее престижного статуса – другое.

Моральная поддержка статуса выражается в том, что люди, занимающие престижный статус, приобретают определенный авторитет. Носители этого статуса сами уделяют большое внимание поддержанию его престижа.

Не случайно социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии. Престижный статус стремятся получить наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества.

Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые, обусловленные изменением общественных связей, функций, которые в конечном счете порождены изменением ценностей, общественных приоритетов и целей.

Любая глубинная перестройка социальных институтов общества неминуемо связана с изменением иерархии статусов, их престижа.

Статусные коллизии

Статусная характеристика личности, казалось бы, статична – но только на первый взгляд. Статусы, статусные притязания и разочарования, статусные шансы и несоответствия играют заметную роль в формировании самочувствия индивида. ведь одна из главных социальных движущих сил – это стремление людей занять престижный статус, который реализует их высокие притязания, дает шанс на жизненный успех. Индивид социально оценивает себя (и других) во многом с точки зрения занимаемого социального статуса, престижности социальной позиции, что вызывает у него или гордость, или глубокое разочарование, определенные умонастроения.

Статусные притязания (не путать с притязаниями отдельной личности на достижение престижного статуса) – это ожидания группы людей, занимающих тот или иной статус, определенных материальных, моральных, эмоциональных вознаграждений, уважения, прав, привилегий. Статусные притязания позволяют данной статусной группе вести определенный образ жизни, соразмерный престижу данного статуса.

Чем выше престижность статуса (основой которой является признание обществом данной функции важной, значимой для его функционирования), тем выше уровень притязаний – и наоборот.

Статусное несоответствие (рассогласование) – это несоответствие материального, морального, экономического и другого вида вознаграждения как общественной значимости функций, выполняемых людьми данного статуса, так и статусным притязанием носителей данного социального статуса.

Рассмотрим некоторые статусные коллизии личности.

1.         Снижение занимаемого статуса, престижность прошлого статуса сохранена (понижение должности). Это распространенная статусная коллизия. Статус (руководителя, начальника) остался неизменным, так же как и его престиж, но индивид не справился со своей задачей, ему не хватило знаний, квалификации, или он не сработался с вышестоящим руководителем, с подчиненными и т.д. Подобные коллизии приводят к серьезной личной драме индивида, который глубоко переживает свою неудачу. Ему приходится менять статусные притязания, систему взаимоотношений, манеру поведения. Люди по-разному выходят из этой коллизии, но она всегда драматична в психологическом отношении.

2.         Статус сохранен, но снижена его престижность. Данная коллизия задевает уже всех представителей данной статусной группы. Явными, зримыми признаками снижения престижности статуса является снижение уровня материального дохода, моральных, эмоциональных знаков внимания и уважения. Снижение престижа сопровождается глубокими внутренними деформациями, демотивацией деятельности работников, которые испытывают пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне, безразличие к таким понятиям, как профессионализм, профессиональная честь, репутация. При снижении престижа статуса возникает текучесть кадров, наиболее амбициозные, энергичные люди стремятся занять более уважаемые статусно-профессиональные ниши.

3.         Статусная дифракция (рассеивание) социальной реакции. Социальные притязания у представителей различных статусных групп различны. Один и тот же уровень материальных доходов, моральных, эмоциональных знаков уважения, признания может вызвать различные реакции у представителей различающихся по престижу социальных групп: быть признан приемлемым представителями менее престижной группы, вызвать протест у представителей более престижной статусной группы. Из этого следует, что, во-первых, социальная реакция может тесно увязываться не только (а может, и не столько) с самим уровнем жизни, но с уровнем статусных притязаний той или иной статусно-профессиональной группы. Во-вторых, нельзя анализировать, прогнозировать социальные реакции людей, используя лишь данные об их уровне жизни, социальной обеспеченности, комфортности. Следует учесть, что непрестижные статусные группы, имеющие невысокие социальные притязания, могут представлять собой наименее требовательную среду и, наоборот, представители более престижных статусных групп могут оказаться социально более требовательными.

Социальная роль

Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

из ролевого ожидания (экспектации) и

исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;

совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;

система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения

Основные положения ролевой теории личности

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевая теория личности рассматривает поведение человека как игру актеров, роль требует от актёров определенного поведения, которое соответствует или не соответствует ожидаемому.

Классическое определение теории ролей (социальной роли) дано в 1936 г. Р. Линтоном. В понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Линтон дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.

Т. Шибутани различает 2 типа ролей — конвенциальные и межличностные Конвенциальная роль — это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации, межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом: «Понятие «социальный статус», которое относится к положению человека в обществе, не следует смешивать с понятием «конвенциальная роль», которое относится к тому вкладу, который вносит участник в организованное предприятие. Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация. Но каждый человек ежедневно исполняет много ролей. С определенным положением в обществе соотнесен ограниченный набор взаимосвязанных ролей. Врач, например, осматривает пациентов, инструктирует медсестер, консультируется с коллегами, обсуждает ряд вопросов с госпитальной администрацией и т. п. Чем дальше он отходит от ситуаций, связанных с медицинским обслуживанием, тем менее ясными становятся его обязанности. Но поскольку общество высоко оценивает его услуги, врач обладает значительным престижем. Даже в совершенно неофициальной обстановке к нему обращаются так, как того, видимо, заслуживают люди данной профессии».


Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.


Заключение


Исходя из предмета и объекта изучения социологии, требования к концепции личности принципиально отличаются от требований психологического анализа: социологию интересует человек не в качестве уникального индивида, а в контексте общества, в качестве участника различных социальных групп и социальных взаимодействий. Иными словами, требуется некоторые «усреднение человека», сведение представления всего множества индивидов в качестве конечного набора некоторых атрибутов.  С этой точки зрения, наиболее продуктивной в социологии оказалась ролевая теория личности, что может быть объяснено тем, что данная теория обеспечивает хорошую формализацию: абстрагирование от индивидуального c использованием теоретико-множественного подхода для описания социальных статусов и ролей.

В данной концепции, каждая личность может быть представлена в виде некоторого  подмножества статусов – достигаемых, предписанных, постоянных или эпизодических –конкретный выбор статусов определяется целями и задачами проводимого исследования. Например, один и тот же человек может представать в таких статусах как «женщина», «мать», «водитель»,  «работник легкой промышленности», «белый воротничок» и т.д. При этом каждому статусу соответствует социальная роль – некоторая поведенческая модель носителя того или иного статуса, совокупность прав и обязанностей; разнообразие ролевого поведение определяется тем социальным институтом, к которому относится роль. Например, в армии разнообразие ролевого поведение существенно меньше, чем в учебном заведении.

По мере развития ролевой теории личности с 30-х гг. XX века до настоящего времени, основные дискуссионные моменты, как представляется,  связаны с классификацией ролей, оценкой факторов, которые влияют на ролевое поведение (учет межличностного взаимодействия, индивидуальных особенностей, ожидания общества и т.д.). Вместе с тем, существует определенное противоречие между наследственными задатками, условиями социализации и абсолютной свободой воли. Т.е. два индивида при одинаковых условиях социализации будут демонстрировать различное ролевое поведение (разумеется, в рамках того разнообразия, которое допускает социальный институт), в зависимости от своих наследственных задатков, что может быть существенным при проведение социальных исследований.

Список литературы:

1) Волков Ю. Социология. Издательство «Гардарики», 2006. – 254 с.
2) Гидденс Э. Социология. – М., 2002. – 420 с.
3) Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Семенов В.А. Теоретическая социология. С.-Птб., 2006. – 235 с.
4) Зборовский Г.Е. Общая социология. – Екатеринбург, 2003. – 532 с.
5) Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 2004. – 365 с.
6) Социология: основы общей теории (под ред. Осипова Г.В.). – М., 2003. – 287 с.
7) Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. Пер. с англ. фр. нем. ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. – М. Книжный дом «Университет», 2002. – 159 с.

8) 15. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/д.: Феникс, 1999, 539 с.

9) Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994.

10) Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :