Реферат по предмету "Социология"


Социология личности 2

--PAGE_BREAK--Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей, на что впервые обратил внимание Р.Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца, слесаря, плотника, электрика, опекуна, воспитателя и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение — трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два  типа ролевых конфликтов: 1) между ролями; 2) в пределах одной роли. Часто две и более ролей заключают в себе несовместимые обязанности. Например, женщина великолепно трудится на производстве, а дома не успевает выполнять свои обязанности жены и матери. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов, в которых, обязанности быть честным по отношению к людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.
Ролевые конфликты решаются обычно с помощью  защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.
Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Классический пример: девушка, не сумевшая выйти замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин.
Разделение ролей — выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей. Моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс.
Регулирование ролей — с помощью его индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. Классическим  примером может служить обряд «умывание рук» Понтия Пилата, с помощью которого он возложил вину в казни Иисуса Христа на евреев.
С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.
Мы рассмотрели только два подхода к изучению личности из множества теорий, созданных социологами. Нужно отметить, что ни одна теория не может объяснить полностью личность, т. к. не учитывается индивидуальность, неповторимость индивида. Реальная личность формируется как синтез, единство социального и индивидуального.
Лекция 2. Социализация личности   Основные понятия Социализация, обучение, воспитание, агент социализации, ресоциализация, десоциализация, жизненный цикл.
Словарь 1.    Обучение — приобретение новых знаний, рудиментарная форма социализации.
2.    Воспитание — целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение человека.
3.    Агент социализации — конкретный человек или институт, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
4.    Феральные люди — человеческие детеныши, воспитанные среди стайных зверей, например, волков.
1.2.1. Социализация: сущность, содержание Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное «Я».
У животных, особенно тех, кто живет стаями, существует в зачаточной форме обучение «правилам жизни», но социализация у них отсутствует. Обучают у животных старшие особи младших. У человека социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших. Человек становится личностью не потому, что рожден человеком, но только потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. Если человеческое дитя попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными (дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, вписаться, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.
Предназначение процесса становления своего социального «Я» — поиск человеком своего социального места в общественном разделении труда.
У новорожденного нет личности, нет «Я». Он не может различить границы между собой и не собой. По мере овладения прямохождением, речью, развитием мышления, сознания  ребенок начинает выделять свое «Я» из понятия о других. Н. Смелзер выделил четыре основных механизма социализации детей — имитация, идентификация, стыд и вина. Дети в процессе становления «Я» пробуют различные модели поведения, по реакции окружающих определяя, что делать позволительно, а что нельзя. В дальнейшем почти всю свою жизнь мы считаемся с реакцией на наше поведение других людей, с учетом их мнения и оценок поправляем свои действия. Таким образом, наше «Я» обитает одновременно и в нашем теле и вне его. «Я» в нашем теле — сумма психических процессов. «Я» вне тела — социальные отношения.
  1.2.2. Основные этапы социализации Социализация — процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Он проходит через две ступени — первичная охватывает первые два жизненных цикла — детство и юность; вторичная — охватывает последние два жизненных цикла — зрелость и старость.
Рассмотрим особенности основных жизненных циклов или этапов социализации.
Детство
Длится первые тринадцать лет жизни человека. Ни одно живое существо не имеет такого долгого этапа созревания. Человеческий ребенок рождается более  беспомощным по сравнению с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде — обществе, отсюда и такой длительный срок  развития. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.
Юность
Начинается с 13 лет. В этот период происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги — склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Если дети послушны, оценивают мир глазами родителей, учителей, то подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального «Я», формируется мировоззрение. Главная трудность — ролевой конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом — уже созрели для принятия важных решений. Ролевое бесправие и отсутствие опыта толкают юных к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т. д.
Зрелость
Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Очень важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента — сначала по отношению к супруге /супругу/, затем — к ребенку.
Социализация взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог О.Брим-младший показал, что она выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентаций. Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и  проходит в форме переобучения. А.И.Кравченко утверждает, что данный процесс распадается на два этапа: I этап — десоциализацию — отучение от старых норм, ценностей, ролей; II этап — ресоциализацию — обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда человек попадает в столь экстремальные условия, что десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового. Такое происходит с людьми, попавшими в тюрьмы, колонии, концлагеря, психиатрические больницы, иногда — в армии.
Старость
Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус — от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти — подготовку моральную и материальную -  к окончанию жизни.
  1.2.3. Агенты  социализации Поскольку социализация делится на два вида — первичную и вторичную, постольку ее агенты  делятся на первичных и вторичных.
Агенты первичной социализации — родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.
Агенты вторичной социализации — администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации.
Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют каждый множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т. д.), вторые — одну, две (СМИ — информация, идеологическая обработка).
Среди агентов первичной социализации в превосходящей позиции находятся родители и сверстники — друзья. Родители желают, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, за двойки, за нарушение нравственных принципов, норм; ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию — облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими — чему родители явно научить не могут. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, институтов — нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые — нет. Так, взаимозаменяемы функции родителей и родственников, но директор школы не сможет заменить премьер-министра. Кроме того, социализаторская деятельность первичных агентов не оплачивается в отличие от вторых.
Начальная (первичная) социализация — область межличностных отношений и предписанных статусов — является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального «Я». Вторичная продолженная социализация — область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.
Лекция 3. Девиантное поведение и социальный контроль   Основные понятия Социальный контроль, социальные нормы, санкции, ценности, привычки, манеры, табу, самоконтроль, внешний контроль, общественное мнение, девиантное поведение, конформизм, инновация, ритуализм, ретреатизм, бунт, релятивизм.
Словарь 1.    Социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе в устной, письменной, формальной и неформальной форме.
2.    Социальный контроль — практика всех видов социальных групп по предписанию и поощрению конформности и применению санкций к поведению, нарушающему принятые нормы. Социологи различают два основных процесса контроля: 1) интериоризация норм и ценностей; 2) применение санкций либо позитивных, вознаграждающих конформное поведение, либо негативных – наказывающих неподчинение «неформальными» и «формальными» средствами.
3.    Нормы — предписания того, как нужно  вести себя в обществе.
4.    Санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
5.    Ценности — 1. Этические идеалы и убеждения. 2. Основные  убеждения и цели индивидуума либо общества.
6.    Самоконтроль — самостоятельное регулирование индивидом своего поведения в согласии с нормами и ценностями.
7.    Внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
8.    Общественное мнение — выражения позиций по политическимпроблемам или текущим делам членами общества.
9.    Девиация — социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным»   или социально приемлемым   в обществе либо в социальном контексте.
10.                      Инновация — поведение, предполагающее согласие с целями общества, но отрицающее социально одобряемые способы их достижения.
11.                      Ритуализм — поведение, построенное на отрицании целей и преувеличении значимости законных средств их достижения.
12.                      Ретретизм — поведение, отрицающее и цели общества и способы их достижения.
13.                      Бунт — поведение, построенное на отрицании целей общества и способов их достижения и ведущее к формированию новых целей и средств.
14.                      Конформность — поведение, управляемое давлением группы. Ученые различают два типа конформности: 1) интериоризация – мнение группы принимается и становится внутренним для его членов; 2) подчинение – согласие во внешнем проявлении, но при внутреннем расхождении.
  1.3.1. Социальный контроль, его основные элементы Социализация личности протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, выступая, таким образом, агентами социального контроля.
Социальный контроль — суть особого механизма социальной регуляции поведения.
Он состоит из двух элементов — норм и санкций.

Нормы — предписания правильного поведения в обществе. К ним относятся групповые привычки («не задирай нос перед своими», «не общайся с начальством чаще, чем со своими»), обычаи (например, гостеприимства), традиции (например, подчинение детей родителям), нравы (манеры, мораль, этикет), законы, табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство, кровосмешение и т. д.). Обычаи, традиции, нравы, законы, табу называются иногда общими правилами. Нормы делятся также на ожидания и требования (см. рис.).
Социальные нормы выполняют важные функции:
—  регулирование общего хода социализации;
—  интеграция индивидов в группы, а групп в общество;
—  контроль отклоняющегося (девиантного) поведения;
—  образец поведения.
Как же нормы помогают сохранению общества? Нужно запомнить, что нормы оформляют обязанности одного лица по отношению к другим. Запрещая индивидам присваивать чужие вещи, убивать людей, клеветать и завидовать, нормы ставят их в определенные отношения с членами групп, с правящим классом, соседями. Нормы  — это еще и ожидания. Если человек соблюдает нормы, он должен вести себя в соответствии с ожиданиями других. При нарушении этого правила возникает хаос. Если пешеходы переходят улицу, не обращая внимания на светофор, уличное движение становится беспорядочным.
Почему общество строго следит за тем, чтобы все люди соблюдали нормы?
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.