Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа с безработными

--PAGE_BREAK--§2. Социальная защита безработных.


Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана в 1991 году  на основе закона «О занятости населения» Государственная служба занятости.

Помощь государственной службы занятости осуществляется преимуще­ственно по двум направлениям:

1. Через государственную поддержку материальных источников су­ществования безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи — иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути пассивна. Она ограниче­на по времени. В принципе материальная поддержка должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить безбедно и вынуждают безработного искать работу;

2. Через трудоустройство тех безработных, которые к этому способ­ны и проявляют желание участвовать в общественном производ­стве. Такая поддержка, будучи по своей сути более конст­руктивной и активной, перемещает центр тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы, чтобы он не уповал только на получение материальной помощи от общества, но предпринимал усилия к самообеспечению. Смысл активной под­держки заключается в том, чтобы, создавая благоприятные ус­ловия, стимулировать в максимальной степени включение безра­ботного в трудовую деятельность.

Характерен в этом отношении пример работы Московской обла­стной службы занятости. Она включает в себя Московский област­ной центр, 18 городских и 39 районных центров, а также специализированные учебные центры по профессиональной пере­подготовке и переобучению. В службе работают около 1200 человек, которые заняты поиском вакантных рабочих мест, соответствующих возможностям зарегистрированных безработных, выплатой пособий о безработице, переобучением безработных, а также консуль­тацией[12].

Аналогичная деятельность свойственна и другим подразде­лениям Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗ). Созданная в 1993 году в соответствии с Законом РФ «О занятости населения» (1991 г.), ФГСЗ включает Государственный комитет по занятости, Государственные комитеты по занятости рес­публик в составе РФ, Центров занятости в других субъектах Феде­рации и Центров занятости в районах и городах. Подразде­ления службы занятости в пределах своей компетенции разрабаты­вают и осуществляют программы занятости с участием представите­лей организаций предпринимателей (работодателей) и представите­лей трудящихся[13].

Деятельность органов службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета», а так же из местного бюджета.

По положениям данного приказа  средства направляются, в частности, на:

— мероприятия по профориентации, профподготовке и переподго­товке безработных;

— организацию общественных работ;

— выплаты пособий по безработице, компенсацию материальных затрат безработным в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие по безработице в связи с истечением установ­ленного срока его выплаты;

— мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также специализированных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды беженцы и пр.), по развитию предпринимательской деятельности безработных  др.

Служба занятости выполняет следующие функции:

1.                       Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2.                       Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

3.                       Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.

4.                       Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

5.                       Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;

6.                       Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

7.                       Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

8.                       В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости,  определяют тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места,  заключают с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

9.                       Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

10.                   Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

11.                   Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

12.                   Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

13.                   Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

14.                   Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения[14].

Основные услуги оказываемые службой занятости:

а) Материальная помощь.Материальная помощь безработным исходит из существования различных источников незанятости трудоспособных: потеря работы в результате увольнения с производства, уход с прежнего места работы в поисках нового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустрой­ством впервые или повторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и др. Соответственно материальная помощь, оказываемая различным группам нуждающихся в работе, не во всем одинакова. Тем не менее она принимает преимущественно две формы.

Одну из них составляет выплата выходного пособия работникам, с которыми расторгается трудовой договор в связи с ликвидацией предприятия, «сокращением численности или штата» персонала. Размер выходного пособия равняется среднемесячному заработку. Уволенным по экономическим причинам должна сохраняться сред­няя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия.

Другой формой помощи безработным является собственно стра­хование по безработице. Система основана на Законе 1991 года «О занятости населения». Вместе с тем, ее главные составляющие являются объектом изменении и дополнении, вносимых последующими законодательными актами.

Величина пособия.Методика определения общенациональной величины пособия по безработице, как и других видов социальных пособий, разрабатывается государственными ведомствами. При этом она дифференцируется по различным группам безработных. Для никогда не работавших величина пособия устанавливается на основе минимальной заработной платы. Для уволенных админи­страцией предприятий по экономическим причинам при расчете пособия основанием служит их средняя заработная плата за два месяца, предшествующих началу безработицы. При этом местные органы власти наделены правом предоставлять дополнительные пособия для безработных и их иждивенцев в размерах, превыша­ющих национальные стандарты.

Социальное страхование в принципе не предусматривает сохра­нение безработному прежних условий существования. Оно лишь несколько смягчает негативные материальные последствия уволь­нения. Высвобождение с производства, как правило, влечет за собой снижение уровня жизни по сравнению с тем, который характерен для занятых. Существование и поддержание такого разрыва должны стимулировать безработного к трудоустройству.

Условия предоставления.В основе системы страхования по без­работице лежит представление о том, что «признанный» безработ­ный не только имеет право на получение специального пособия, но и обязан активно искать работу, используя имеющиеся в его распо­ряжении средства. Цель выплаты пособия по безработице — ока­зание временной материальной помощи в течение срока таких поисков. Тем самым страхование по безработице принципиально отличается от некоторых других видов социального страхования, например, по старости, инвалидности и т. п., по которым выплаты производятся постоянно.

Условия страхования по безработице призваны стимулировать поиски работы. Во-первых, пособия предоставляются только на период до 12 месяцев. Во-вторых, в течение этого времени величина выплачиваемого пособия не остается неизменной. Так, первые три месяца она составляет 75% от средней заработной платы по послед­нему месту работы, следующие четыре месяца — 65%, остальные пять — 45%. В-третьих, условием предоставления пособия является «способность и желание» поступить на имеющееся вакантное место.

Предложения о работе должны отвечать некоторым крите­риям — уровню квалификации, месту проживания и т. п. Но при этом возможности отказа от предлагаемой работы, включая временной, ограничены. В случае двухкратного отказа, то есть проявления упорного сопротивления трудоустройству, безработный может быть лишен своего статуса, а вместе с ним и права на получение пособия по безработице.

По истечении установленного законом срока выплаты пособия без­работные и находящиеся на их иждивении члены семьи не остаются полностью без материальной поддержки. Такие безработные в течение еще 6 месяцев, а члены их семей — 12 месяцев могут получать помощь в виде ежемесячных денежных выплат. В них включаются, в частности, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, здравоох­ранением, общественным транспортом и питанием. Пределом выплат является величина минимальной оплаты труда.

Материальная помощь безработным и членам их семей по исте­чении сроков пособий по безработице может оказываться при соблю­дении ряда условий. К ним, в частности, относятся следующие:

— средний совокупный доход на каждого члена семьи не должен превышать двухкратной величины минимального размера опла­ты труда;

— безработный, утративший право на получение пособия по безра­ботице, обязан периодически перерегистрироваться;

— по истечении годового периода безработный должен быть готов приступить к оплачиваемой работе, включая временную работу. В случае отказа безработного от одного предложения «подходя­щей» работы выплата материальной помощи прекращается.

Такова в общих чертах система материальной поддержки безра­ботных, существующая в современной России, и условия ее предо­ставления.

б) Содействие в трудоустройстве.Социальное страхование в состоянии лишь несколько облегчать материальное положение без­работных, негативные последствия высвобождения рабочей силы с производства, сделав этот процесс менее болезненным. Но социаль­ное страхование не может оказывать влияния на сам ход его развития, на общее состояние занятости.

Трудоустройству подлежат прежде всего те уволенные, которые по своим качественным характеристикам удовлетворяют или потен­циально могут удовлетворить современные потребности производст­ва и в состоянии рассчитывать на соответствующие вакантные рабо­чие места.

Механизм трудоустройства. Внынешних условиях России воз­никновение «вынужденной» безработицы прямо связано с экономи­ческим кризисом и прежде всего с его важнейшим проявлением — спадом промышленного производства. Трудоустройство таких без­работных непосредственно зависит от экономической конъюнкту­ры, хозяйственной деятельности предприятий, воздействующей на них экономической и кредитно-финансовой политики пра­вительства. По оценке руководства министерства труда, «ситуация на рынке труда на 90% зависит от общей финансовой и бюджетной политики (государства)». При этом решающее зна­чение имеет состояние таких показателей, как спрос на рабочую силу, количество имеющихся на производстве вакантных рабочих мест, их технико-производственные характеристики, степень их со­ответствия составу безработных и т. д.

Однако экономическая ситуация и экономическая политика определяют лишь общие возможности для трудоустройства безра­ботных. Сам же процесс трудоустройства осуществляется через де­ятельность различных общественных институтов.

Упоминавшийся «Закон о занятости» обязывает безработного искать работу всеми доступными ему способами. По данным на 1994 год, среди таких способов наибольшее распространение получили использование личных связей (применяют 37,5% безработных), помощь государственной службы занятости (39,8%) и непосредст­венное обращение к администрации предприятия с просьбой о приеме на работу (29,4%).[15]

В механизме трудоустройства безработных большое место занимает деятельность Государственной службы занятости. В конце февраля 2002г., по оценке, 5,145 млн. человек, или 9,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные, в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,2 млн. человек, или 1,8% экономически активного населения. В начале 2003 году в целом по России численность безработных составила 6,3 млн. человек. Из них зарегистрированных в службе занятости около 1,34 млн. человек.[16]

Несмотря на попытки создать частные биржи по трудоустройству, выступающие в качестве самостоятельных посредников между безра­ботными и работодателями, Государственная служба занятости сохра­няет ведущие позиции в этой области. Частные биржи могут лишь в некоторой степени дополнять деятельность государственной службы, увеличивая гибкость процессов трудоустройства, их отзывчивость на индивидуальные запросы безработных. И это закономерно, т. к. проб­лема трудоустройства объективно не поддается решению на основе только частных, разрозненных инициатив. Она требует выработки единой общественной позиции, единых ориентиров и приоритетов в рамках совместной политики занятости; общегосударственного ме­ханизма согласования подходов и практики, осуществляемой на различных уровнях,— местными органами власти, предприятиями и правительственными органами в масштабах страны.

Подобное согласование достигается разнообразными методами. Основной из них — заключение специальных соглашений между Государственной службой занятости и предприятиями по вопросам, связанным с трудоустройством, в использовании кредитно-финансовых средств воздействия на хозяйствующие субъекты в целях стимулирования их экономической заинтересованности в прове­дении общей политики по трудоустройству безработных и т. п.

 Профессиональная подготовка.В условиях продолжительного экономического кризиса безработица угрожает практически всем груп­пам работников. Но при этом отнюдь не в одинаковой степени. Уволь­нения преимущественно избирательны, в большей мере касаясь тех трудящихся, на профессию или специальность которых падает спрос. Государство, в данном случае, должно взять под защиту этих работников, как своих граждан и осуществлять протекционистскую политику по отношению к этим  предприятиям. В противном случае, это может привести к тому, что государство превратится в барохольно-сырьевой придаток более развитых стран.

Между профессионально-производственными характеристиками основной части безработных и структурой спроса существует значи­тельный разрыв. В результате, большинство безработных, стремя­щихся трудоустроиться, нуждаются в дополнительной профессио­нальной подготовке либо полной переподготовке. Напряженная си­туация, сложившаяся в сфере занятости, нередко требует от работника отказа от сложившегося у него представления о своем месте в общественном производстве, смены профессии и специаль­ности, а иногда и места жительства.

В принципе политика занятости предусматривает, что государст­венная служба может предложить безработному, не нашедшему ра­боту по своей специальности, бесплатное обучение по профилю, на который существует спрос. Выбор ограни­чен списком профессий, по которым ведется подготовка в том реги­ональном отделении службы, где зарегистрирован безработный.

Система профподготовки и переподготовки, на которую опирает­ся служба занятости, состоит из сети профессионально-технических училищ, техникумов, ведомственных профессиональных училищ, специальных отделений высших учебных заведений и т. п.

Существующая система профессиональной подготовки и пере­подготовки ориентирована на решение преимущественно двух ос­новных задач. Первая из них связана с подготовкой впервые посту­пающей на рынок труда молодежи по тем специальностям и про­фессиям, в которых особенно нуждается производство. Их приобретение существенно повышает возможность трудоустройства.

Другая задача системы профессиональной подготовки и перепод­готовки определяется необходимостью постоянного обновления не­прерывно устаревающих образовательных и специальных знаний работников, их трудовых навыков, общей и профессиональной подготов­ки. Такая необходимость диктуется как динамичным развитием совре­менной техники и технологии производства, так и повышением куль­турного уровня работников, расширением их потребностей.

Между тем с увеличением размеров безработицы, с возрастани­ем потока высвобождения с производства «излишней» рабочей силы возникает потребность в определенной переориентации системы профессионального обучения на потерявших рабочее место. Систе­ма нуждается в дополнительном приспособлении к потребностям и этой категории населения. Таким образом, к двум прежним функ­циям, ставшим уже традиционными, прибавляется третья — проф­подготовка, переподготовка и переквалификация безработных.

Федеральная служба занятости содействует трудоустройству уволенных с производства по экономическим причинам прежде все­го через совершенствование их профессионально-квалификационных характеристик. В этих целях она заключает договоры на обуче­ние или переобучение лиц, активно ищущих работу, со специализи­рованными учебными заведениями. Такая практика охватывает заведения как входящие в состав государственной системы проф­подготовки, так и действующие в рамках отдельных предприятий.

Однако в действительности имеющиеся возможности во многом остаются невостребованными. Реальные масштабы переобучения несоизмеримы с масштабами безработицы.

Поощрение спроса.Другим проявлением деятельности Феде­ральной службы занятости по трудоустройству безработных служит целенаправленное поощрение спроса на рабочую силу. Расширение возможностей общественного производства по найму безработных стимулируется государством одновременно несколькими методами. Прежде всего к ним относится использование классического метода привлечения безработных к производству через общественные рабо­ты. Такой метод стал широко практиковаться еще с мирового эко­номического кризиса начала 30-х годов. Его распространение, в частности, связано с влиянием идей экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости всемерного поощрения совокупного спроса вне зависимости от его источников в целях активизации экономического развития.[17] Фактически это было первое по времени возникновения проявление активной политики занятости.

И до сих пор общественные работы как метод трудоустройства безработных не потеряли своей актуальности. Применение их в целях трудоустройства безра­ботных отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, такие работы охватывают не всех безработных, но преимущественно тех из них, кто испытывает особенно большие, нередко непреодолимые, труд­ности с получением работы. Это наименее конкурентноспособные работники на рынке труда с безнадежно устаревшими квалификацией и специальностью. По этим причинам они, как правило, пребывают в рядах безработных длительное время или постоянно.

К числу особенностей общественных работ относится и их относительно ограниченное применение. Такие работы сосредоточены главным образом в маргинальных сферах общественного производ­ства. В подавляющем большинстве случаев это либо трудоемкие работы, мобилизующие «излишнюю» рабочую силу в зонах про­мышленного упадка, либо — социальные и коммунальные услуги.

Общественные работы находят примене­ние при создании дорог, мелких ирригационных сооружений, строи­тельстве жилья, школ, больниц, ремонте общественных зданий и т. п., а также при предоставлении оплачиваемых муниципальными властя­ми услуг престарелым и инвалидам, уходе за детьми, оказании помо­щи в обслуживании больных. Таким образом, общественные ра­боты могут принимать самые разнообразные формы, но при этом при­меняться лишь в сравнительно узком круге отраслей.

Наконец, для общественных работ характерна относительно низ­кая экономическая эффективность. С одной стороны, участие без­работных в программах общественных работ, как правило, не пре­дусматривает профессионального обучения или переобучения на ра­бочем месте. Поэтому перспективы трудоустройства после прохождения программы по-прежнему остаются неопределенными.

С другой стороны, проведение программ общественных работ во многом означает фактическую консервацию устаревших по своему технико-экономическому состоянию рабочих мест. К тому же огром­ные материальные затраты, связанные с созданием новых рабочих мест или с «искусственным» сохранением старых, зачастую несораз­мерны с результатами в виде масштабов трудоустройства безработных. Дорогостоящий характер обще­ственных работ, а также их относительно низкая эффективность как в сугубо экономическом, так и в социальном смыслах, ограничивают их возможности в решении проблемы безработицы.

Федеральная программа содействия занятости на 1996—1997 го­ды предусматривает предоставление льгот работодателям, которые создают и сохраняют рабочие места в регионах с критической мас­сой безработных (льготное кредитование, налоговые льготы, сниже­ние арендных платежей и т. п.). На предприятиях, воздаются т. н. квотированные рабочие места, специально предназначенные для особо нуждающихся в социальной поддержке.

Стимулируя предпринимателей трудоустраивать безработных че­рез частичную оплату издержек, связанных с их наймом,  компенсация заработной платы поступающим на работу, финансирование поддер­жания рабочего места, предоставление налоговых льгот нанимающим «малоперспективных» безработных и т.п., государство тем самым делает практические шаги к тому, чтобы использовать общественные работы для увеличения возможностей занятости безработных. В этом отношении показательно предоставление службам занятости права заключать специальные соглашения с предприятиями, создающими дополнительные рабочие места и трудоустраивающими безработных. Заинтересованность предприятий обес­печивается рядом налоговых льгот.

Малое предпринимательство.Во многом к аналогичным резуль­татам в области занятости может привести и поощрение государст­вом развития малого предпринимательства. Общий курс на развитие малого предпринимательства выполняет не только сугубо экономические, но и социальные задачи. Среди них существенное место занимает стимулирование роста занятости. По­добную задачу выдвигают, в частности, постановление Совета Министров — Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (март 1993 г.) и Федеральная программа государственной поддержки мало­го предпринимательства в РФ на 1994—1995 годы.

Наряду с макси­мально полным удовлетворением потребностей населения в товарах и услугах, социальное содержание поддержки государством малого предпринимательства заключается в повышении спроса обществен­ного производства на наемную силу, в расширении его способностей поглощать безработных. К этому направлению активной политики занятости тесно примыкает и обеспечение государством благоприят­ных условий для проявления инициативы безработных в изыскании возможностей самозанятости, в том числе для создания ими само­стоятельного бизнеса. Тем самым трудоустройство безработного, возвращение его в ряды занятых фактически означает смену со­циального статуса, превращение безработного уже не в наем­ного работника, но в мелкого предпринимателя.

Основание безработным собственного дела требует решения мно­жества проблем и преодоления многочисленных препятствий как объективного, так и субъективного, как денежного, так и организационного характера. К тому же для этого нужно, чтобы сам безработный отвечал некоторым требованиям.

Оказание помощи безработным в решении их проблем, связанных с основанием и ведением собственного дела, возлагается главным обра­зом на федеральную и региональные службы (центры) занятости. Их практическая деятельность в этой области преследует две конкретные цели. Одна из них заключается в том, чтобы обучить безработных азам мелкого предпринимательства, основам относительно самостоятельно­го экономического поведения, умению принимать решения в новых, во многом необычных условиях. Другая цель заключается в том, чтобы экономическими и финансовыми средствами стимулировать безработ­ных создавать собственный мелкий бизнес, оказывать консуль­тативную и материальную помощь его развитию.

В этой связи службами занятости ряда областей России созданы школы малого бизнеса. В их рамках происходит обучение безработ­ных предпринимательству, его правовым, экономическим и психо­логическим основам.

Безработные, создающие собственный бизнес, получают прямую организационную и материальную поддержку государства. Такая поддержка осуществляется в соответствии с «Положением о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, же­лающими организовать собственное дело, и условиях выдачи им субсидий», утвержденным в 1993 г. Федеральной службой занятости. Согласно «Положению», безработный обеспечивается необходимой консультацией в отношении его личных возможностей и способно­стей по созданию собственного бизнеса и комплекса проблем, отно­сящихся к его организации. В случае, если служба занятости оценивает перспективы безработного в области предпринимательст­ва как благоприятные, между обеими сторонами заключается согла­шение о взаимных обязательствах.

При этом обязанности безработного состоят в том, чтобы организовать собственное дело по заранее согласованному профилю и зарегистрировать свое малое предприятие в органах исполнитель­ной власти по месту жительства. Служба занятости, в свою очередь, обязуется оказывать материальную помощь безработному, орга­низующему собственное дело, за счет средств государственного бюджета.

Помощь отдельным группам.Общественная помощь в поддер­жании занятости и в трудоустройстве осуществляется и посредством применения специальных мер, которые являются не универсаль­ными, но избирательными. Они касаются не всех, но лишь некото­рых групп населения. Как правило, эти группы отличаются относительно слабой конкурентностью на рынке труда, пониженной или ограниченной трудоспособностью, связанными с их специфи­ческими индивидуальными характеристиками или с особенностями их общественного положения, временными чрезвычайными обстоя­тельствами, в которых они очутились, и т. д.

К таким группам относятся молодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего имеющие малолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты и вынужденные переселенцы и т. п. Все они испытывают особенно большие трудности с трудоустройством. Привлечение представите­лей этих групп к общественному производству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от их характера, склонностей и возможностей.

Важным направлением конструктивного решения проблем заня­тости служит разработка и осуществление специальных программ для отдельных категорий трудящихся, испытывающих те или иные трудности с поступлением на работу. Каждая из них имеет свои особые проблемы, нуждающиеся в незамедлительном решении.

Центральную роль в организации помощи беженцам и вынуж­денным переселенцам играет Федеральная миграционная служба России (ФМС), основанная в 1992 году. В задачу ФМС входит защита интересов и прав мигрантов, а также регулирование миграционных потоков. С 1992 года государственная помощь иммигрантам и вынужденным беженцам осуществляется в соответствии с программой «Миграция». Она пре­дусматривает строительство жилья, финансовую помощь территориям, осуществление местных региональных программ приема мигрантов и, наконец, создание рабочих мест на территориях, где они размещаются. Включение мигрантов в хозяйственную жизнь, их трудоустройство может облегчить то обстоятельство, что по данным ФМС «основную массу» беженцев из бывших республик СССР сос­тавляют специалисты, имеющие две—три рабочие профессии, уме­ющие и желающие работать. Иммигранты и беженцы обладают немалым экономическим потенциалом. Он может быть использован в общественном производстве, в частности, в целях возрождения обезлюдевших российских территорий. А это, в свою очередь, требу­ет дополнительных капиталовложений.

Государственная программа помощи инвалидам осуществляет­ся по двум направлениям. С одной стороны, она предусматривает материальную поддержку инвалидов. Вместе с тем, наряду с получением социальных пособий, величина которых определяется в зависимости от сте­пени инвалидности, а также общей материальной нуждаемости и возможности самообслуживания, инвалиды имеют право на льгот­ное обеспечение техническими средствами передвижения, быто­вое обслуживание и т. д.

С другой стороны, программа помощи предусматривает предо­ставление работы инвалидам, обладающим ограниченной трудоспо­собностью, создание целевых рабочих мест. Так, в Указе Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» (март 1993 года) признавалось целесообраз­ным установление квоты по приему на работу инвалидов для предприятий, учреждений и организаций. Работодатели (пред­приниматели) должны быть компенсированы из местных бюджетов на покрытие доходов, недополученных вследствие применения их предприятиями труда инвалидов.

Одновременно Указ предусматривал ряд мер в поддержку специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов. Среди них существенная роль отводилась предоставлению таким предприятиям финансово-кредитных льгот, а также выделению бюджетных средств на создание специальных рабочих мест для инвалидов.

С тем, чтобы облегчить трудоустройство и сделать инвалидов конкурентными на региональных рынках труда. Указ настаивал на организации их профессиональной подготовки и переподготовки по «приоритетным» профессиям и специальностям, а также про­фессиональной реабилитации. Указ обязывал исполнительные орга­ны власти оказывать поддержку и помощь предприятиям, взявшим на себя такую организацию.

Наряду с упомянутыми программами занятости отдельных кате­горий полностью или частично трудоспособного населения, большое значение для трудоустройства приобретают специальные програм­мы развития и диверсификации районов с высоким уровнем концен­трации военных предприятий, подлежащих конверсии, программы занятости трудящихся тех отраслей промышленности, где структур­ная перестройка в особенно большой степени угрожает массовыми увольнениями.

Программы трудоустройства отдельных категорий населения, региональные и отраслевые программы экономического развития и связанные с ними программы занятости представляют собой пример дифференцированного и адресного подхода к проблемам занятости и безработицы. Такой подход, позволяя применять более гибкие и эффективные средства, обладает значительным потенциалом в смягчении безработицы и расширении контингента участников общественного производства.

Социально-психологическая помощь. Одним из направлений деятельности службы занятости Российской федерации является оказание социально-психологической помощи людям находящихся в поиске работы. Им оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержкаосуществляется в рамках индивиду­альной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью пове­дения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Та­кие люди, как правило, испытывают определенные трудности в об­щении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальней­шего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специ­альности, либо получение смежной или новой профессии, либо уча­стие в Клубе поиска работы или занятия на курсах «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможно­сти для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в ре­зультате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Информационная консультацияпредоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где ониимеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а тай же сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультированиевключает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым да клиентов сфере деятельности, направлению профессионально обучения.                                               

Профессиональное консультирование можно подразделить наиндивидуальное и групповое. Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40—60 минут. Иногда одной встречи бывает недостаточно и работа может быть продолжена.

В процессе индивидуального консультирования можно получить ис­черпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

Групповое консультированиев большей степени носит информа­ционный характер. Его цель — дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

Личностная консультацияпроводится, если психолог чувствует — что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умал­чивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, не­уверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется пу­тем личностной диагностики и использования различных методов.

Профотборпроводится в целях выявления лиц, способных ус­пешно работать по той или иной специальности. С помощью тести­рования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик оп­ределяются возможности, личностные качества, способности без­работного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профес­сией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмар­ки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ.

На ярмарках бывают представлены информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размере сти­пендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных кур­сах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуаль­ным пакетом информации на тему: «Куда пойти учиться».

Таким образом, общественная помощь безработным принимает разнообразные пассивные и активные формы. Пассивная помощь проявляется прежде всего в государственной поддержке источников существо­вания. Большинство безработных охвачены страхованием по безра­ботице, предусматривающим выплату специальных пособий.

Наряду с пассивной, возрастающее значение приобретает активная политика занятости. Она сводится к созданию бла­гоприятных условий для включения в общественное производство трудоспособных слоев населения. При спаде промышленного производства и сокращении спроса на рабочую силу проблемы тру­доустройства приобретают особую остроту.

Большую роль в решении-этой проблемы играет Федеральная служба занятости. Она обладает экономическими, кредитно-финансовыми рычагами воздействия на политику занятости хозяйству­ющих субъектов. Деятельность службы занятости заключается как в поисках подходящих вакантных рабочих мест, так и в совершенст­вовании профессионально-производственных характеристик нужда­ющихся в трудоустройстве.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.