Реферат по предмету "Социология"


Социальная политика государства 7

--PAGE_BREAK--
Корпоративные системы социальной защитыработников, организуемые


работодателями(медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных,

транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты).

Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов

социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата

разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование

(пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с

безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают,

как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют

примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных

фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3%

ВВП.[1] Мировой опыт подтверждает,

что система социального страхования — один из основных институтов социальной

защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию

конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае

болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой

от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств

регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового)

стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых

взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи,

когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств

(фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по

программам социального страхования являются специализированные фонды,

формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из

источников финансирования, социальное обеспечение  можно разделить на


социальное страхованиеи социальную помощь. Страхование, помощь и

попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую

комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характерной чертой


принципа страхованияявляется финансирование предоставляемой помощи за счет

взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг.

Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е.

на предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в

наибольшей степени соответствует рыночным принципам  справедливости,

вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это

ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает

последствия социального риска. Социальный риск-это риск внезапного

возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим

лицам одновременно. Современная реакция на риски — страхование, суть

которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:

Осуществляется частными компаниями (добровольное);

Осуществляется государством (принудительное);

Для развитых стран общепринятым  является  обязательное страхование,

обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления

старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только

те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не

может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно

дополняться социальной помощью. Между социальной помощью и общественным

страхованием:

1.То и другое предполагает перераспределение доходов

2.То и другое связано со сложившимися в обществе представлениями о

справедливости.

3.То и другое имеют поля пересечения.

Но также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет

других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров

помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае

стимулируется индивидуальное накопление, а в первом — иждивенчество. Поэтому

там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо

отдавать страхованию. Принцип социальной помощи предполагает

финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре

альтернативных подход:

-    помощь всем покупателям выплачивается в одинаковом размере;

-    помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;

-   размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной

платы или же на величину страховых взносов получателя;

-   величина помощи зависит от потребностей получателя.

     Одинаковый размер помощи для всех получателей — наиболее простой в

организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако непригодным,

если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода

сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может

понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной обеспеченности

при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом

эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи

необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы

социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени

зависят от финансового положения государства. Все три принципа организации

социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое

определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать с

максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и

попечительства. Характерной чертой попечительства является

финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы

социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может

приводить к перегрузке государственных финансов.

Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной

помощи. Основных критериев здесь два:

— социальные гарантии должны обеспечивать минимально достаточный уровень жизни;

— социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и культивировать

иждивенческие отношения;

Первый критерий определяет минимальную, а второй — максимальную границу

социальных пособий.

К примеру, в России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12

месяцев (3 мес. — 75%, след. 4 мес. — 60%, в дальнейшем — 45%), по истечении

года — минимальная заработная плата. 1

В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее не

работать, чем работать.

Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача

такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до

минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит  поддержание

минимальных доходов на определенном уровне.

Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему

бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной

бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные

пособия, пособия по малообеспеченностии социальное обслуживание.

     1.2.3. Политика обеспечения занятости

В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на

“откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и

активизации деятельности государства в сфере занятости были:

1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве;

2) обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе воспроизводство

рабочей силы;

3) обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами;

4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;

5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального потенциала

общества;

6) влияние идей и конкретных социальных  достижений (отсутствие явной

безработицы — прежде всего) капитализма;

Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными

средствами.

Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможна и

неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм

собственности, курса на реализацию производства, технического прогресса и

структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК.

Есть два варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб всем

сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу

оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить

уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в

зависимости от реального вклада в производство.  При этом вводить

трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры,

выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и

предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в

трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы,

продуктивность труда. Второй — это модель развития рынка труда во всех

развитых странах. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об

отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции

эффективной занятости.

Эффективная занятость — это модель развития и использования

квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентирована на

переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в

реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная

служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости

(отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от

формы собственности). Необходимо организовать также службу прогнозирования

процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения труда,

разрабатывать программы преобразования всех форм уровней образования и

обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной

занятости является более рациональной, социально направленной, что отвечает

требованиям рынка рабочей силы.

Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов.

Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-

вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае

максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в

первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат

уменьшаются.

Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж,

физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в

Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в

течение 3-х лет.

Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы

трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ

участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят

на эти меры млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ

переквалификации большую часть средств. С целью создания новых рабочих мест

государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как

строительство дорог, канализаций и т.д. Во время экономического кризиса

государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия.

Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного

налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

Обеспечение компенсации потери рабочего места государством. Речь идет о

пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства,

выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования служб

занятости, системы  переподготовки кадров, информационных центров,

сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.

Минимальная заработная плата является одним из важнейших рычагов

воспроизводства рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе

минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по

безработице), пенсии и т.д. При установлении минимального уровня заработной

платы рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость

жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые

влияют на уровень занятости. За базу минимального уровня заработной платы

принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные

физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей

разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах

включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата

наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет

подержанного автомобиля и др.

                    1.2.4. Политика социальной защиты                   

Понятие «социальная защита» впер­вые использовали американские зако­нодатели

в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обос­нование

нового для США института обязательного страхования на случай старости,

смерти, инвалидности и без­работицы.

Данный термин органически впи­сался в понятийный аппарат ученых и практиков,

так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки соци­ально уязвимых

слоев населения.

В дальнейшем рамки этой дефини­ции значительно расширились, чему

способствовала, в том числе и разра­ботка конвенций и рекомендаций

Международной организации труда, Всемирной организации здравоохра­нения,

Международной ассоциации социального обеспечения, посвящен­ных социальному

страхованию и соци­альной помощи, гарантированию ми­нимальных доходов

работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране

труда, зара­ботной плате.

Широкое применение междуна­родным сообществом категории «соци­альная защита»

во многом обусловле­но кардинальными изменениями, про­изошедшими в социальной

политике западных стран в 30-50-х годах.

У нас термин «социальная защита» стал употребляться относительно не­давно, с

началом рыночной трансфор­мации: потребность в его использова­нии возникла,

когда появилась настоя­тельная необходимость помощи граж­данам, не способным

материально се­бя обеспечить.

При этом зачастую используют про­изводный термин от «социальной за­щиты», а

именно — «социальная защи­щенность». Их различие состоит в соот­несении

действия и состояния:

для «социальной защиты» ключе­вым служит характер намерений (госу­дарства,

общественных структур и лич­ности) по реализации социальной по­литики или мер

по самозащите;

для «социальной защищенности» смысловая нагрузка воплощается в оп­ределении

состояния, в котором нахо­дится защищаемая личность или соци­альная группа

(инвалиды, безработ­ные, пенсионеры и т.д.).

Сложилось три методологических подхода к трактовке данной категории:

политэкономический, методологичес­кий и инструменталистский.

Так, по мнению Б.Ракитского, соци­альная защищенность в широком смыс­ле

представляет собой такой обществен­ный порядок, в рамках которого объек­ты

могут отстаивать свои интересы.

К важнейшим характеристикам термина «социальная защита» относят: виды и

организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым

оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием.

Данный методологический подход опирается на позиции МОТ, рассматривающие

национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов

социального страхования и социальной помощи.

Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно

детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты

относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от

несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде

различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь

государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне

предприятий.

Обобщив трактовки категории «социальная защита», можно дать следующее

определение данного по­нятия: социальная защита охватывает комплекс

отношений, сущностных свя­зей и интересов социальных субъектов (работников и

работодателей), обще­ственных организаций и государства, связанных с

минимизацией влияния факторов, снижающих качество жиз­ни (в том числе и

                                 трудовой).                                

К факторам, нарушающим нор­мальный ход трудовой жизни и снижа­ющим социальный

статус работников, относятся риски повреждения здоро­вья и утраты

трудоспособности (болез­ни, несчастные случаи, старость), недо­статочная

профессиональная квалифи­кация или неблагоприятная ситуация на рынке труда,

приводящие к утрате места работы. Для отдельного работни­ка данные риски

носят вероятностно-случайный характер, а для совокупно­го — объективно-

массовый.

Социальная защита работников вклю­чает в себя следующие направления:

— создание условий для занятости населения трудовой деятельностью,

позволяющей работникам зарабаты­вать средства для жизни в объемах,

до­статочных для достойного существова­ния;

— обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граж­дан к

национальным системам здраво­охранения, реабилитации и професси­онального

образования;

— обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных

средств в случаях безра­ботицы, потери или резкого сокраще­ния дохода из-за

болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы

или профес­сионального заболевания, инвалиднос­ти, старости, утраты

кормильца.

Все многообразие видов деятельности в социальной сфере, начиная от оказания

помощи на дому престарелым и одиноким гражданам и заканчивая лоббированием

социального законодательства, можно разделить на четыре главных направления:

социальную защиту, социальное страхование, социальное обеспечение и

социальную помощь [I].

Социальная защита — это защита социальных прав человека. Посредством данной

функции реализуется принцип равных прав и равных возможностей   всех

граждан,   а  также  лиц   без   гражданства. Предусматриваются специальные

юридические и политические меры по защите прав для трудоспособного населения

в области труда и занятости; по защите интересов граждан, которые сами не

могут реализовать свои права (социальная защита детей, престарелых,

инвалидов).

Таким образом, социальная политика — комплекс организационных, экономических

и других   мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и

физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и

малообеспеченным гражданам

    2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ     
    продолжение
--PAGE_BREAK--
     2.1. Анализ уровня доходов населения

Поскольку в качестве главной цели социально-экономического развития страны на

долгосрочную перспективу определено повышение уровня жизни народа с

постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских

государств, очевидно, что основной целью социальной политики является

повышение уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования

трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому

трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и

предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.

Рассмотрим проблемы реализации социальной политики в Республике Беларусь в

современный период в разрезе, учитывающем такие аспекты, как демографическая

ситуация в стране, политика доходов и качество жизни населения, борьба с

бедностью и развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование,

культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и

т.д.).

Демографическая динамика играет определяющую роль в развитии человеческого

капитала. Средняя ожидаемая продолжительность жизни является одним из

важнейших интегральных показателей, характеризующих, с одной стороны,

качество жизни в стране, с другой — комплекс поведенческих факторов,

выражающихся в отношении людей к своему здоровью, своеобразной

ответственности человека перед собой и обществом.

     На 1 января 2004 г. численность населения Республики Беларусь

составляла9849,1 тыс. чел. В городских поселениях проживало 7045,5

тыс. чел. (71,5%), в сельских населенных пунктах 2803,6 тыс. чел.

(28,5%). На протяжении всех послевоенных лет, вплоть до начала 90-х годов,

численность населения страны постоянно росла. Однако интенсивность этого роста

начала снижаться уже с начала семидесятых годов. Впервые смертность превысила

рождаемость в 1993 г., и страна вступила в качественно новый этап своего

развития — депопуляцию. Уже более 10 лет в Республике Беларусь годовая

численность умерших превышает численность родившихся и, несмотря на

положительный миграционный прирост, население в стране уменьшается. [2].

Всего за 1993-2003 гг. в республике умерло 1506,7 тыс. чел., а родилось

только 1062,8 тыс., естественная убыль населения за одиннадцать лет составила

-443,9 тыс. чел. Миграционный прирост все эти годы был положительным и

составил +58,4 тыс. чел. В результате численность населения страны

сократилась на 385,5 тыс. чел., при этом городское население в республике все

послевоенное время постоянно росло, сельское уменьшалось. Несмотря на то, что

естественный прирост в республике стал отрицательным только с 1993 г.,

негативные тенденции в демографическом развитии страны — давние. Республика

не воспроизводит своего населения уже более 25 лет, начиная с 1978 г., когда

коэффициент воспроизводства населения снизился ниже минимума, необходимого

для простого воспроизводства. В городской местности это произошло еще раньше.

До 1993 г. численность населения страны увеличивалась лишь благодаря

накопленному ранее демографическому потенциалу.

Даже беглая оценка современной демографической ситуации показывает, что она

представляет реальную угрозу безопасности развития республики. Проблемы

демографического развития не столь очевидны, как, например, экономические,

однако их роль не менее значима для Беларуси, поскольку они затрагивают

жизненные интересы страны и ее населения. Следует учитывать, что даже при

благоприятном стечении обстоятельств и эффективной демографической политике,

направленной на рост рождаемости и сокращение смертности, естественный

прирост еще длительное время будет минусовым, хотя за счет естественного

движения население будет убывать несколько медленнее. Депопуляция в стране в

значительной степени обусловлена кардинальными изменениями параметров

воспроизводства населения, начавшимися несколько десятилетий назад и имеющими

общемировые закономерности. Эти тенденции носят долговременный, эволюционный

характер и даже при обоснованной обеспокоенности общества, не могут быть в

одночасье изменены на противоположные. Сложившиеся структура населения и

параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем обусловливать депопуляцию

в стране, а численность населения сохранит отрицательную динамику еще

длительное время, особенно сильно — во втором-третьем десятилетии XXI века.

В 1990 г. численность бедного населения в стране оценивалась в 1-2%, в 1995

г. — 39,9%; 1996 г. — 38,6%; 1997 г. — 32,1%; 1998 г. — 33%; в 2003 г. -

27,1%.

В основе официально принятого в стране метода измерения бедности / лежит

концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные

для данного уровня общественного развития потребности, обеспечивающие

поддержание здоровья и сохранение работоспособности, и круг товаров и услуг,

удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной

потребительской корзины). Стоимостная (в денежной форме) оценка

потребительской корзины, а также расходы по обязательным платежам и сборам

составляют величину прожиточного минимума. Показатели численности и доли

населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума используются в

Беларуси в качестве официально установленного показателя малообеспеченности

(бедности).

При этом необходимо иметь в виду, что в начале к малоимущим (бедным)

категориям населения в Беларуси относились лица с уровнем располагаемых

ресурсов ниже 60% минимального потребительского бюджета (МПБ). Местным

органам власти рекомендовалось использовать данный норматив (60% МПБ) для

отнесения граждан к категории нуждающихся и возможного оказания им помощи.

Указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный

характер. Для ликвидации этих недостатков в 1999г. был принят Закон «О

прожиточном минимуме в Республике Беларусь», который установил качественно

новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и отнесения

граждан к категории малоимущих (бедных). В соответствии с данным законом

начиная с 1 января 1999 г. бюджет прожиточного минимума является основным

критерием признания граждан бедными. Граждане с уровнем среднедушевых доходов

ниже 60% бюджета прожиточного минимума признаются нуждающимися, и им

предоставляется право на получение государственной адресной социальной

помощи. В настоящее время таким уровнем доходов располагает примерно 7%

населения страны.

Вместе с тем ситуация с бедностью в Беларуси остается сложной (рис. 2.1.).

Согласно официальной статистике, количество жителей с уровнем располагаемых

ресурсов ниже прожиточного минимума, хотя и сокращается, но все еще

представляет значительную величину — 27,1% от общей численности населения или

2676 тыс. чел. Из них 178 тыс. чел. живут в крайней бедности, когда доходы в

два раза ниже величины прожиточного минимума.

К основным группам с высоким уровнем бедности относятся:

проживающие в сельских районах, семьи с высокой степенью иждивенчества и др.

Бедные и очень бедные слои населения заняты в основном в сельском хозяйстве и

непрестижных видах работ в других секторах экономики.

Общий вывод состоит в том, что глубинной, корённой причиной бедности в

Беларуси является низкооплачиваемая, малодоходная занятость. Часто получение

работы не является необходимым условием для того, чтобы выбраться из

бедности. Поэтому серьезной проблемой становится все еще массовое явление

«работающей бедноты» и поиск путей повышения заработной платы, надежности

трудоустройства и социальной защиты на низкооплачиваемых видах труда.

    

    

                              

1995    1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

     Рис.2.1. Динамика бедности в Беларуси (доля населения с доходами ниже

                величины прожиточного минимума, в % от общего                

                                населения)                               

/

Необходимо отметить, что существующая практика по борьбе с бедностью и

социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие  в стране

институциональные изменения на пути формирования социально ориентированной

рыночной экономики. Причины бедности в Беларуси необходимо искать, прежде

всего, в вялой адаптации национальной     экономики     к     процессам

глобализации, неконкурентоспособности   ряда  отраслей   и   производств,

низкой производительности труда, превалировании низкооплачиваемых работ.

Действующая система выявления и социальной поддержки бедных слоев населения,

находящихся в зоне риска, в виде многочисленных пособий, льгот, других видов

помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям формирующейся

рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной

поддержки бедных, распределяются все еще неэффективно, часто идут не в те

семьи, которые являются действительно бедными. В результате беднейшая часть

населения оказывается в более трудном положении, все большее распространение

получает застойная (долговременная) бедность. Это ставит перед

государством задачу формирования новой политики в отношении проблемы бедности

во взаимосвязи с политикой на рынке труда.

Главное направление преодоления абсолютной бедности и инструмент

осуществления эффективной социальной  политики — обеспечение продуктивной

занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудоспособной

части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою

семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная

гарантия от бедности. Роль государства здесь заключается   в   создании

рыночных   условий   для   усиления конкурентоспособности национальной

экономики через обеспечение конкурентоспособности производимой в стране

продукции и оказание услуг.

     За годы реформ в Республике Беларусь снизился реальный уровень ^ основных

видов доходов населения: заработной платы, пенсий, пособий,

стипендий и других социальных выплат. В реальном выражении они составляют менее

половины от дореформенного (1990 г.) уровня. Реальное содержание доходов только

с января 1998 г. по январь 1999 г. уменьшилось на 18%, а в январе-августе 1999

г. с учетом роста цен — на 3%. Основные индикаторы текущей ситуации в области

доходов населения отражают снижение доли денежных доходов в ВВП (на начало 1999

г. оно составило 67%, в 1998 г. — 74,3%); уменьшение доли оплаты труда в ВВП с

41% в 1990 г. до 32% к началу 1999 г. (в развитых зарубежных странах -

53 — 62%);

уменьшение доли оплаты труда в денежных доходах населения с 73% в 1990 г. до

47% к началу 1999 г. (в зарубежных странах — 58 -70%) [б].

В 2004 г. темпы роста реальной зарплаты составили 116,8 %, а в долларовом

выражении среднемесячная начисленная заработная плата 161,8 долл. США (в 2003

г. — 120, 8 долл. США). [ ^ &-3

Формирование доходов населения, ценообразование, регулирование обменного

курса необходимо вести комплексно и синхронно. При этом следует иметь в виду,

что повышение потребительских цен с целью их выравнивания с ценами

сопредельных государств, повышение платы за

жилищно-коммунальные и другие социальные услуги, в том числе снятие

перекрестного субсидирования, требуют упреждающих адекватных мер в области

доходов и социальной защиты населения.

Совершенствование системы регулирования доходов населения является крайне

необходимым условием, сопровождающим повышение цен. Требуется ускорить

затянувшийся процесс реформирования заработной платы, имея при этом в виду,

что непроработанные и непросчитанные действия способны принести не пользу, а

вред.

                    2.2. Состояние социальных гарантий                   

Социальная сфера является важнейшим объектом государственного регулирования в

экономической системе любого государства, тем более в современный период,

переживающий глубокий экономический кризис. И если государственное

регулирование, как показывает мировой опыт, является объективной

необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики

переходного периода его роль неизмеримо возрастает, ибо здесь имеют место

несвойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством

государственного вмешательства. Сюда следуют отнести и развитие социальной

сферы, которая не может развиваться только на чисто коммерческой основе и на

самотек рыночной стихии ее нельзя отпускать.

Кроме того, значимость и роль государства в отношении отраслей социальной сферы

возрастает в связи с тем, что в экономике республики наряду с рыночной

системой хозяйствования действует нерыночный сектор, куда относятся отрасли

образования, культуры, здравоохранения и др. и их регулирование резко

                 отличается от регулирования рыночным сектором.                

Сложная медико-демографическая ситуация в Беларуси связана, помимо всего

прочего, с нерациональной организацией медицинской помощи. Так, притом, что

уровень медицинского обслуживания в Беларуси существенно ниже, чем в

Германии, Франции, Швеции, число коек в больничных стационарах на 10 тыс.

населения в Беларуси больше на 27,5%, чем в Германии, на 32,2% — во Франции и

более чем в три раза — Швеции. Среднее пребывание больного в стационаре

примерно в два раза дольше, чем в указанных странах. Это связано с тем, что в

Беларуси помимо непосредственного лечения, больной часто проходит в

стационаре обследование и принимает процедуры, которые можно осуществлять на

дому или в амбулаторных условиях.

Характерно  соотношение  числа  медицинских  работников  и обслуживаемого ими

населения. В Беларуси на 10 тыс. человек населения приходится 45,7 врача,

тогда как в Германии 35,4, Франции — 30,3, Швеции -31,1. Весьма важным

является соотношение численности врачей и средних медицинских работников. В

Германии, США на одного врача приходится 3,3 средних медицинских работников,

тогда как в Беларуси — 2,6. Эти данные

свидетельствуют о том, что в системе здравоохранения Беларуси есть

«

возможности гораздо более рационального использования имеющихся ресурсов.

Другими словами система здравоохранения Беларуси унаследовала от бывшего СССР

набор сложных проблем, прежде всего явное несоответствие между

количественными параметрами системы и ее качественными характеристиками. В

итоге, возникли мощные инерционные процессы, приводящие к сохранению числа

медицинских учреждений притом, что их возможности в результате неадекватного

финансирования постоянно сокращаются. Доля ресурсов, выделенных на развитие

здравоохранения в 1996-2000 гг., в объеме ВВП была в 2,1 раза ниже той,

которая предусматривалась в Законе «О здравоохранении» (10%). Около 45%

лечебно-профилактических учреждений расположены в неприспособленных

помещениях. Более 50% медицинского оборудования работает свыше 10 лет и

подлежит списанию в связи с моральным и физическим износом.

Положение больных во многих больницах плачевно: 5-6 человек в небольшой

палате, одна туалетная кабина на весь этаж, нет душевых, неважно питание. Все

это отрицательно сказывается на самочувствии больного.

Динамика   основных   показателей,   характеризующих   систему здравоохранения

Беларуси, приведена в табл. 2.1,

Таблица 2.1

           Основные показатели системы здравоохранения Беларуси          

                                                                 (на конец года)

    



1990

1995

1999

2000

2001

2002

2003

Численность врачей всех специальностей, всего, тыс.

39,6

42,7

45,9

45,8

44,9

44,8

45,0

на 10 тыс. населения, чел.

38,9

42,0

45,8

45,9

45,1

45,3

45,7

Численность среднего медицинского персонала, всего, тыс.

119,9

117,6

122,3

122,6

123,2

123,5

117,0

на 10 тыс. населения, чел.

117,6

115,5

122.1

122,8

123,8

124,8

118,8

Число больничных учреждений

874

865

833

830

817

781

729

Число больничных коек, всего, тыс.

135,1

127,3

126,9

126,2

125,4

118,5

112,0

на 10 тыс. населения, коек

132,6

125,1

126,6

126,3

126,0

119,7

113,7

Число амбулаторно-поликлинических учреждений

1468

1622

1858

1843

1856

1862

1918

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (число посещений в смену), всего, тыс.

189,1

216,1

231,6

231,5

235,6

/

234,5

197,3

на 10 тыс. населения

185,6

212,3

231,1

231,7

236,8

236,9

200,3



Для преодоления негативных тенденций в развитии здравоохранения и

существенного улучшения здоровья населения была разработана Концепция

развития здравоохранения,  которая одобрена Советом Министров Республики

Беларусь. С 2002 г. введен новый порядок финансирования отрасли на основе

нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя.

В области охраны здоровья населения реализуется около 30 государственных и

отраслевых (преимущественно — межведомственных)

    

    

28

программ, которые охватывают практически все основные направления

деятельности: борьбу с социально значимыми и социально опасными

заболеваниями, укрепление материально-технической базы отрасли, кадровую

политику, здоровый образ жизни и многое другое.

Образование, составляя один из ключевых факторов международного престижа

Республики Беларусь, позволяет ей сохранить довольно высокое место в

международных рейтингах. Развитие экономики опирается на накопление

человеческого капитала, в формировании которого важнейшую роль играет

образование. За период с 1990 г. по 2003г. в республике количество вузов

возросло с 33 до 58, т.е. почти удвоилось, из которых на сегодняшний день 19

являются университетами. Контингент студентов за этот же период тоже почти

удвоился с 188,6 тыс. человек до 320,7 тыс. человек, а количество студентов на

10000 населения с 185 до 324 студентов соответственно. На сегодняшний день в

вузах страны осуществляется подготовка специалистов более чем по 300

специальностям. В вузах просвещения  обучается  35,4%  от  всего  количества

студентов;

промышленности и строительства — 29,7%, экономики — 13,1%, сельского

хозяйства — 8,6%, здравоохранения, физической культуры и спорта — 5,2%,

транспорта и связи — 3,3%, искусства и кинематографии — 0,7%.

Не смотря на имеющиеся успехи в образовательной сфере, выражающиеся в высоком

уровне грамотности, широкой студенческой аудитории, инновационных

образовательных технологиях, в данной сфере имеется и ряд проблем. Следует

отметить хотя и возрастающее, но пока ещё недостаточное государственное

финансирование образования, которое в 2003 г. достигло 6,0% от ВВП, а по

международным стандартам для динамичного развития сферы образования необходим

уровень его общего финансирования не менее 10% от ВВП. Это влечет за собой

перегруженность не только средней школы, но и вузов, проводящих занятия

зачастую в две и больше смен. В последние годы практически перестали

открываться новые профессионально-технические училища, а старые — зачастую

ликвидируются, что чревато нехваткой высококвалифицированных рабочих кадров на

рынке труда. Наша школа в значительной степени ориентирована на знания, умения,

навыки, а не на развитие творческого потенциала подрастающего поколения,

имеющего решающее значение в формировании всесторонне, гармонично развитой

личности.

            2.3. Безработица и занятость в Республике Беларусь           

Одной из сложнейших и болезненных социальных проблем в период перехода к

нормальным рыночным отношениям является безработица. Эта проблема возникла в

связи с неспособностью экономики, основанной на государственной

собственности, адаптироваться к рыночным условиям хо­зяйствования. Стала

очевидной крайняя техническая отсталость социалисти­ческого производства,

низкая производительность труда, неспособность кон­курировать с

несоциалистическими производителями аналогичных товаров из-за низкого

качества и потребительских свойств выпускаемой продукции. В результате

произошли падение спроса на отечественную продукцию и потеря рынков сбыта.

Указанное обстоятельство привело к избытку рабочей силы на предпри­ятиях, что

выражается в сокращении рабочего времени, неоплачиваемых отпусках, отсутствии

фронта работ, снижении интенсивности труда. Есте­ственное желание предприятий

избавиться от лишней численности работни­ков подавляется административными

мерами, следствием чего является стагнация производства, невозможность выйти

из финансовых трудностей, обновить выпускаемую продукцию, повысить

конкурентоспособность производства, увеличить занятость.

Тем не менее процесс увольнения избыточных работников привел к фиксации

открытой безработицы в начале 2004 г. на уровне 185 тыс. человек, или

примерно 4% экономически активного населения. Сегодня ее уровень заметно

снизился и составил в конце июня 2005 г. 91,9 тыс. человек. Это, однако, не

свидетельствует об уменьшении проблемы, поскольку административные меры,

применяемые властями, дали свой эффект лишь по от­ношению к официально

зарегистрированной (открытой) безработице.

Сопоставление помесячных абсолютных значений прироста занятости и сокращения

численности безработных показывает, что какой-либо корреля­ции между этими

показателями незаметно. Так, например, в июне 2005 г. с учета было снято 7,8

тыс. безработных, в то время как число занятых увели­чилось всего на 2,5 тыс.

чел… Еще нагляднее данные за июль и декабрь 2005 г.: здесь число безработных

уменьшилось на 6,3 и 3,5 тыс. чел. соответ­ственно, в то время как занятость

сократилась на 10,6 и 10,8 тыс. чел. Ина­че говоря, значительная часть

безработных просто снималась с учета без какой-либо помощи в трудоустройстве.

Исследования, проведенные Минским научно-исследовательским инсти­тутом

социально-экономических и политических проблем, подтвердили, что существенное

сокращение открытой безработицы произошло за счет роста скрытой. Так, к

началу октября 1997 г. в Минске на одного зарегистрирован ного безработного

приходилось еще как минимум четверо незарегистриро­ванных. В конце сентября

1998 г. это соотношение еще более усугубилось: на одного зарегистрированного

приходилось уже 5,3 незарегистрированных.

Исследования НИСЭПИ показали, что к середине 2000 г. скрытая безра­ботица в

3-4 раза превышали официальную. Следовательно, в стране имеет­ся свыше 400

тыс. фактически безработных, что составляет почти 7,5% тру­доспособных.

Это значение само по себе весьма показательно. Однако необходимо иметь в

виду, что на предприятиях имеется значительный избыток рабочей силы,

сокращать который президент запретил. В случае ослабления админи­стративного

пресса вся эта масса излишних работников немедленно окажет­ся за воротами

предприятий, пополнив ряды и без того значительной армии безработных. Даже

приблизительная оценка излишней численности показы­вает, что сегодня ее

величина достигает 1,5 млн чел.! Следовательно, в насто­ящее время общая

численность безработных и неэффективно занятых в эко­номике страны составляет

свыше 2 млн чел., т. е. более трети трудоспособ­ного населения.

Как же белорусское государство помогает безработным? За период с 1991 по 1994

г. в стране была создана достаточно цивилизованная система социального

страхования от безработицы. Безусловно, она была не идеаль­ной, поскольку

собственный опыт отсутствовал, а создавали ее и работали в ней люди, имеющие

слишком мало представления о цивилизованной инфра­структуре рынка труда. Тем

не менее она функционировала и с помощью зарубежных консультантов постепенно

совершенствовала деятельность по оказанию помощи безработным.

Однако за время деятельности нынешнего правительства система стра­хования по

безработице практически была выхолощена и перестала соответ­ствовать

требованиям ратифицированных страной конвенций Международ­ной организации

труда, на основе которых она была создана. Безработица рассматривается

властями не как объективное и неустранимое явление, не­гативное влияние

которого необходимо преодолевать, а как временное, не свойственное «рыночному

социализму» отклонение. Поэтому безработные автоматически попадают в разряд

антисоциальных элементов, к которым вполне реально могут применяться

репрессивные меры.

Финансирование мероприятий по оказанию помощи безработным и по реализации

программы занятости населения, ежегодно утверждаемой прави­тельством, должно

осуществляться из Государственного фонда содействия занятости, который в

соответствии с законом является страховым и внебюд­жетным. Наниматели обязаны

перечислять в него страховые платежи в раз­мере одного процента заработной

платы каждого работающего по найму, относимые на себестоимость продукции.

Перечисления осуществляются без персонификации. Поэтому величина пособия по

безработице почти не зави­сит от размеров получаемого заработка, а

уравнительно устанавливается в размере от одной до двух МЗП и незначительно

дифференцируется в зависи­мости от трудового стажа и наличия иждивенцев.

Есть, однако, привилеги­рованные категории работников — для бывших служащих

государственного аппарата пособие устанавливается в размере средней

заработной платы, а для бывших военнослужащих — 60% денежного довольствия.

В сентябре 1999 г. в нарушение закона Государственный фонд содей­ствия

занятости решением правительства превращен из страхового в бюд­жетный.

Средства фонда сконцентрированы в казначействе и ими по своему усмотрению

распоряжается Министерство финансов. С этого момента отчис­ления нанимателей

в фонд превратились из страховых платежей в налог на заработную плату. В

соответствии с законом средства фонда не могут быть использованы на цели, не

относящиеся к социальному страхованию. Одна­ко уже есть примеры нецелевого их

использования. Так, например, президен­тскими указами средства фонда

неоднократно передавались в бюджет на цели, никак не связанные с социальным

страхованием.

Как показывает международная практика, основным направлением ак­тивной

социальной политики в сфере занятости должно быть формирование максимально

благоприятной среды, в том числе законодательной, для разви­тия малого и

среднего бизнеса, поскольку именно он имеет наилучшие пер­спективы для

создания новых конкурентоспособных рабочих мест, для поощ­рения

предпринимателей к развитию производства, для развития самозаня­тости

населения. В этой связи необходимо упростить и удешевить процедуры

регистрации частных предприятий и предпринимателей, ликвидировать

бес­смысленные ограничения и надуманные препоны, снизить налоги, прекра­тить

официальную антипредпринимательскую пропаганду. Необходимо обеспечить

реальные государственные гарантии инвесторам, чтобы они вкладывали свои

средства в этот бизнес, не опасаясь очередных экпроприа-ций и национализации.

Во-вторых, необходимо расширить и активизировать рынок жилья, лик­видировать

такой пережиток социализма, как прописка, который снижает мобильность рабочей

силы и ограничивает возможности безработных гибко реагировать на потребности

рынка труда. В-третьих, следует отменить все решения исполнительной власти,

нарушающие международное право в от­ношении безработных. В-четвертых,

необходимо законодательно привести размеры пособий по безработице в

соответствие с минимальным потреби­тельским бюджетом, устранить нарушения

законодательства в отношении фонда содействия занятости населения и начать

процесс перехода к персони­фицированному социальному страхованию от

безработицы. И, наконец, в-пятых, необходимо совершенствовать существующую

систему социальной помощи безработным.

                     2.4. Социальная защита населения                    

Необходимо отметить, что существующая практика по борьбе с бедностью и

социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие  в стране

институциональные изменения на пути формирования социально ориентированной

рыночной экономики. Причины бедности в Беларуси необходимо искать, прежде

всего, в вялой адаптации национальной     экономики     к     процессам

глобализации, неконкурентоспособности   ряда  отраслей   и   производств,

низкой производительности труда, превалировании низкооплачиваемых работ.

Действующая система выявления и социальной поддержки бедных слоев населения,

находящихся в зоне риска, в виде многочисленных пособий, льгот, других видов

помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям формирующейся

рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной

поддержки бедных, распределяются все еще неэффективно, часто идут не в те

семьи, которые являются действительно бедными. В результате беднейшая часть

населения оказывается в более трудном положении, все большее распространение

получает застойная (долговременная) бедность. Это ставит перед государством

задачу формирования новой политики в отношении проблемы бедности во

взаимосвязи с политикой на рынке труда.

Главное направление преодоления абсолютной бедности и инструмент

осуществления эффективной социальной  политики — обеспечение продуктивной

занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудоспособной

части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою

семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная

гарантия от бедности. Роль государства здесь заключается   в   создании

рыночных   условий   для   усиления конкурентоспособности национальной

экономики через обеспечение конкурентоспособности производимой в стране

продукции и оказание услуг.

     За годы реформ в Республике Беларусь снизился реальный уровень ^ основных

видов доходов населения: заработной платы, пенсий, пособий,

стипендий и других социальных выплат. В реальном выражении они составляют менее

половины от дореформенного (1990 г.) уровня. Реальное содержание доходов только

с января 1998 г. по январь 1999 г. уменьшилось на 18%, а в январе-августе 1999

г. с учетом роста цен — на 3%. Основные индикаторы текущей ситуации в области

доходов населения отражают снижение доли денежных доходов в ВВП (на начало 1999

г. оно составило 67%, в 1998 г. — 74,3%); уменьшение доли оплаты труда в ВВП с

41% в 1990 г. до 32% к началу 1999 г. (в развитых зарубежных странах -

53 — 62%);

уменьшение доли оплаты труда в денежных доходах населения с 73% в 1990 г. до

47% к началу 1999 г. (в зарубежных странах — 58 -70%) [б].

В 2004 г. темпы роста реальной зарплаты составили 116,8 %, а в долларовом

выражении среднемесячная начисленная заработная плата 161,8 долл. США (в 2003

г. — 120, 8 долл. США). [ ^ &-3

Формирование доходов населения, ценообразование, регулирование обменного

курса необходимо вести комплексно и синхронно. При этом следует иметь в виду,

что повышение потребительских цен с целью их выравнивания с ценами

сопредельных государств, повышение платы за жилищно-коммунальные и другие

социальные услуги, в том числе снятие перекрестного субсидирования, требуют

упреждающих адекватных мер в области доходов и социальной защиты населения.

Совершенствование системы регулирования доходов населения является крайне

необходимым условием, сопровождающим повышение цен. Требуется ускорить

затянувшийся процесс реформирования заработной платы, имея при этом в виду,

что непроработанные и непросчитанные действия способны принести не пользу, а

вред.

Нуждается в упорядочении система социальных индикаторов, используемых для оценки

уровня и качества жизни населения. Требуется усилить роль государства в

регулировании цены рабочей силы (заработной платы) на основе системы социальных

гарантий, характеризующих не только минимально достаточные условия и уровень

жизни работников и их семей, но и динамику их повышения; восстановить роль

оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего

стимула трудовой активности работников; восстановить роль минимальной

заработной платы как основы оплаты труда работников

неквалифицированного труда. Ситуация с МЗП нуждается в коренном изменении:

необходимо освободить ее от несвойственных ей функций; установить ее размер не

ниже законодательно устанавливаемого минимального потребительского бюджета (на

первом этапе — бюджета прожиточного минимума). Минимальная зарплата, по крайней

мере, должна обеспечивать физиологическое воспроизводство рабочей силы.

МЗП является одним из средств социальной защиты населения. Она используется

в  качестве  важнейшего  инструмента  формирования платежеспособного   спроса

населения   и   решения   проблемы малообеспеченное™. Практика ее

установления в разных странах отличается большим разнообразием, но везде она

является социальным стандартом, нижней точкой отсчета для установления

достаточного уровня жизни населения. МЗП должна обеспечивать по крайней мере

уровень жизни трех

    

    

24

членов семьи работника выше порога бедности. В 1989 г. порог бедности в мире

колебался от 5160 долл. в год на семью из одного пожилого человека до 22000

долл. в год на семью из 5 чел. и более. В США средний годовой доход бедных в

1993 г. составлял более 14000 долл.

Не менее важно восстановить воспроизводственную и стимулирую­щую функции

заработной платы., повысить стоимость высококвалифици­рованной рабочей силы.

Величина средней заработной платы должна быть на данном этапе обеспечена не

ниже 135% МПБ, как это предусмотрено Генеральным соглашением на 1998 — 2000

гг. (в августе 1999 г. это соотно­шение составляло только 119%).

Важно усилить роль налоговой системы в обеспечении оптимальной дифференциации

доходов населения; повысить долю тарифной части в заработной плате (в

настоящее время она находится в пределах 40%); ввести механизм опережающего

корректирования заработной платы по отношению к росту стоимости жизни из-за

расширения платности жилищно-коммунальных и прочих социальных услуг;

предусмотреть меры социальной защиты граждан в виде компенсаций (субсидий) на

оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и

нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума,

совокупного дохода семьи и действующих льгот; обеспечить повышение

государственных минимальных социальных гарантий (МЗП, тарифной ставки 1

разряда) до величины законодательно устанавливаемого МПБ.

     3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.