Реферат по предмету "Социология"


Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната детского

--PAGE_BREAK--


Как видно из таблицы №1 наиболее важными проблемами, с которыми сталкивается большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выходе из детского дома оказались:

·  решение жилищной проблемы;

·  материальное самообеспечение;

·  самостоятельное решение бытовых проблем;

·  решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;

·  взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями;

·  взаимодействие, общение с различными людьми;

·  создание собственной семьи;

·  защита законных прав и интересов;

·  забота о здоровье.

К проблемам, с которыми сталкиваются выпускники, но редко педагоги отнесли:

·  продолжение образования;

·  отсутствие возможности посоветоваться со взрослыми;

·  организация своего досуга.

Частыми оказались ситуации, когда работники детского дома помогали в решении проблем или отстаивали права своих выпускников (часто ил очень часто – 17(85%); иногда 3(15%)).

Имели случаи обращения выпускников пожить ещё какое-то время после выпуска в детском доме, основными причинами были названы: нерешённая жилищная проблема и трудности адаптации к новой жизни, стремление в «родные стены».

Оценивая, насколько соблюдаются дополнительные права (льготы), гарантированные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, педагоги выявили следующее: при поступлении в средние и высшие учебные заведения; на период обучения в образовательных учреждениях (ПТУ, колледжах, вузах); при устройстве на работу; при обеспечении жильём – льготы соблюдаются частично; вообще не соблюдаются при предоставлении медицинских услуг и при предоставлении путёвок для отдыха и лечения.

14(70%) из опрошенных сотрудников детского дома считают, что бывший воспитанник детского дома без дальнейшей помощи со стороны работников государственных служб (психологов, медиков, социальных работников, педагогов) адаптироваться к новым условиям существования в обществе не в состоянии.

Исходя из опыта работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, педагоги оценили, насколько часто встречаются случаи, когда бывшие воспитанники проявляли недостаточную готовность к жизни в социуме (см. таблицу №2):
Таблица №2


Очень часто
Часто

 Иногда

Вообще не было таких случаев

Попадают в наркотическую зависимость

-

-

4(20%)

16(80%)

Попадают в алкогольную зависимость

-

20(100%)

-

-

Попадают под влияние преступных группировок, втягиваются в противоправную деятельность

-

5(25%)

15(75%)

-

Совершают правонарушения

-

17(85%)

3(15%)

-

Начинают заниматься проституцией

-

6(30%)

14(70%)

-

Ведут иждивенческий образ жизни (нигде не учатся, не работают)

-

20(100%)

-

-

Теряют жилье и становятся бомжами

-

13(65%)

7(35%)

-

Перенимают асоциальный образ родителей

-

18(90%)

2(10%)



Отказываются от своих детей или отдают их в детский дом, интернат

-

-

20(100%)

-

Заканчивают жизнь самоубийством

-

-

20(100%)

-

Не создают семью

-

14(70%)

6(30%)

-

Разводятся

-

20(100%)

-

-

Бросают учёбу

-

15(75%)

5(25)

-

Не могут долго работать ни на одной работе

-

20(100%)

-

-



Как показывает нам таблица №2, часто встречаются случаи, когда бывшие воспитанники детского дома:

·  попадают в алкогольную зависимость;

·  ведут иждивенческий образ жизни;

·  разводятся;

·  не могут долго работать ни на одной работе;

·  перенимают асоциальный образ родителей;

·  совершают правонарушения;

·  бросают учёбу;

·  не создают семью;

·  теряют жильё.

Иногда встречаются случаи отказа от своих детей и самоубийства.

Анализ результатов анкетирования воспитанников Псковского детского дома показал, что, по мнению воспитанников, уровень их подготовленности к решению следующих проблем таков (см. таблицу №3):




Таблица №3



Хорошо подготовлен

Недостаточно подготовлен

Плохо подготовлен

К продолжению образования

6(30%)

13(65%)

1(5%)

К решению жилищной проблемы

6(30%)

9(45%)

5(25%)

К материальному самообеспечению

1(5%)

16(80%)

3(15%)

К самостоятельному решению бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)

17(85%)

-

3(15%)

К взаимодействию с различными людьми (поиск новых друзей, выстраивание отношений с соседями, родителями и т. д.)

15(75%)

5(25%)

-

К созданию собственной семьи

5(25%)

7(35%)

7(35%)

К заботе о своём здоровье

14(70)

6(30%)

-

К организации своего досуга (свободного времени, отдыха)

15(75%)

3(15%)

-

К решению сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций

5(25%)

10(50%)

5(25%)

К взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями

1(5%)

14(70%)

5(25%)

К защите своих законных прав и интересов ( в т. ч. льгот детям-сиротам)

6(30%)

14(70%)


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Из таблицы №3 видно, что, по мнению воспитанников детского дома, они хорошо подготовлены:

·  к самостоятельному решению бытовых проблем;

·  к взаимодействию, общению с различными людьми;

·  к организации своего досуга;

·  к заботе о своём здоровье.

Недостаточно подготовлены:

·  к продолжению образования;

·  к материальному самобеспечению;

·  к созданию собственной семьи;

·  к решению сложных жизненных проблем, конфликтных ситуаций;

·  к взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями;

·  к защите своих законных прав и интересов.

Далее в ответах выявлено, что большинство воспитанников не уверены в себе и своём будущем. Почти 50% (10 опрошенных) считают, что они не смогут справиться с трудностями ни самостоятельной, ни с чьей-либо помощью. И почти столько же детей вообще затрудняются сказать, смогут ли они справится с трудностями в жизни.

Такая неуверенность в себе может частично объясняться тем, что более половины воспитанников знают какие именно льготы (права) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, знают из каких документов можно узнать о них, но не знают, куда обратиться в случае возникновения проблем. Из 11 перечисленных организаций они выделяют:

·  органы опеки и попечительства;

·  детский дом, где воспитываются;

·  центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Таблица №4

Знаете ли Вы…:
Да, знаю точно
Знаю приблизительно

Вообще не знаю

Свой размер одежды, обуви

18(90%)

2(10%)

-

Как приготовить себе пищу

17(85%)

3(15%)

-

Где платить коммунальные услуги (за жильё, за электроэнергию, за телефон, за газ)

5(25%)

9(45%)

6(30%)

Как пользоваться электробытовыми приборами

20(100%)

-

-

Как сделать ремонт в квартире

2(10%)

16(80%)

2(10%)

Какое лекарство надо принять, если что-то заболело

-

18(90%)

2(10%)

Где взять страховой медицинский полис

7(35%)

14(65%)

-

Как вызвать врача на дом

5(25%)

12(60%)

3(15%)

Свои хронические заболевания

14(70%)

6(30%)

-

Куда обратиться в случае наличия женских (мужских) проблем

9(45%)

11(55)

-

Как уберечься от СПИДа

20(100%)

-

-

Как рассчитать бюджет, чтобы уложиться в получаемые доходы

3(15%)

5(25%)

12(60%)

Куда можно пойти в свободное время

20(100%)

-

-

Как организовать своё время, чтобы всё успевать

14(70%)

6(30%)

-

Как заводить знакомства

18(90%)

2(10%)

-

Как справляться с депрессией

12(60%)

8(40%)

-



Как видно из таблицы №4 воспитанники детского дома знают точно:

·  свой размер одежды и обуви;

·  как пользоваться электробытовыми приборами;

·  как уберечься от СПИДа;

·  куда можно пойти в своё свободное время;

·  как заводить знакомства;

·  как приготовить себе пищу;

·  как организовать своё время, чтобы всё успеть;

·  свои хронические заболевания;

·  как справиться с депрессией, стрессом.

Некоторые дети не знают или знают приблизительно:

·  как оплатить коммунальные услуги;

·  как сделать ремонт в квартире;

·  какое лекарство надо принять, если что-то заболело;

·  где взять страховой полис;

·  как рассчитать бюджет, чтобы уложиться в получаемые доходы;

·  как вызвать врача на дом;

·  куда можно обратиться в случае наличия женских (мужских) проблем.

Проблемы, с которыми из-за недостаточной социализации столкнулись подростки после выпуска из детского дома, были (см. таблица №5):
таблица №5



Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Продолжение образования

5(25%)

10(50%)

5(25%)

Решение жилищной проблемы

17(85%)

3(15%)

-

Материальное самообеспечение

17(85%)

-

3(15%)

Самостоятельное решение бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)

11(55%)

9(45%)

-

Взаимодействие, общение с различными людьми (поиск новых друзей, выстраивание отношений с соседями, родителями и т. д.)

4(20%)

16(80%)

-

Создание собственной семьи

-

2(10%)

18(90%)

Забота о своём здоровье

15(70%)

5(30%)

-

Организация своего досуга (своего времени, отдыха)

-

20(100%)

-

Решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций

15(75%)

3(15%)

2(10%)

Взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями

12(60%)

8(40%)

-

Защита своих законных прав и интересов ( в т. ч. льгот детям-сиротам)

17(85%)

3(15%)

-

Отсутствие возможности посоветоваться с взрослыми

6(30%)

10(50%)

4(20%)



Из таблицы №5 видно, что наиболее важными проблемами, с которыми столкнулись бывшие воспитанники детского дома в период постинтернатной адаптации, оказались:

·  решение жилищной проблемы;

·  материальное самообеспечение;

·  забота о своём здоровье;

·  защита своих законных прав и интересов;

·  решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;

·  взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями;

·  самостоятельное решение бытовых проблем.

12(60%) опрошенных оптимистично настроены, уверены, что сумеют добиться в жизни того, чего хотят; 4(20%) ничего хорошего от будущего не ждут; 4(20%) затрудняются ответить.

Почти все воспитанники знают или слышали, что законодательно установлены дополнительные льготы на образование, при устройстве на работу, при получении жилплощади и т. д. детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, но где узнать подробнее не знают.

Бывшие воспитанники при оценивании, насколько хорошо они подготовлены к жизни вне детского дома, показали следующие результаты (см. таблицу №6):
Таблица №6



Хорошо подготовлен

Плохо подготовлен

Вообще не подготовлен

К продолжению образования

15(70%)

5(30%)

-

К выбору профессии

15(70%)

5(30%)

-

К трудовой деятельности

20(100%)

-

-

К решению жилищной проблемы

6(30%)

14(70%)

-

К самообеспечению (покупка одежды, обуви, питание)

12(60%)

5(25%)

3(15%)

К самостоятельному решению бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)

11(55%)

9(45%)

-

К взаимодействию, общению с различными людьми

16(80%)

4(20%)

-

К созданию собственной семьи

5(25%)

10(55%)

5(25%)

К сексуальной жизни

3(15%)

17(85%)

-

К заботе о своём здоровье

3(15%)

17(85%)

-

К организации своего досуга (свободного времени, отдыха)

19(95%)

1(5%)

-

К решению сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций

2(10%)

15(75%)

3(15%)


Как видно из таблицы №6 бывшие воспитанники считают себя хорошо подготовленными:

·  к трудовой деятельности;

·  к организации своего досуга;

·  к взаимодействию, общению с другими людьми;

·  к продолжению образования;

·  к выбору профессии;

·  к решению бытовых проблем.

Плохо или вообще не подготовлены:

·  к решению жилищных проблем;

·  к созданию собственной семьи;

·  к сексуальной жизни;

·  к заботе о своём здоровье;

·  к решению сложных жизненных проблем;

·  к самообеспечению.

Кроме того, при ответе на вопросы, смогут ли они решить имеющиеся проблемы самостоятельно или им нужна помощь людей, в том числе специалистов, и часто ли были в их самостоятельной жизни случаи, когда был бы необходим совет, поддержка, участие, но они нигде не смогли получить или не знали куда обратиться, к кому пойти – 18(90%).

При ответе бывших выпускников на вопрос насколько часто встречаются случаи, когда после выпуска из детского дома их знакомые (см. таблицу №7):
Таблица №7



Очень часто

Часто

Иногда

Вообще не было таких случаев

Попадают в наркотическую зависимость

-

-

3(15%)

17(85%)

Попадают в алкогольную зависимость

-

15(70%)

5(30%)

-

Попадают под влияние преступных группировок, втягиваются в противоправную деятельность

-

-

8(40%)

12(60%)

Совершают правонарушения

-

17(85%)

3(15%)

-

Начинают заниматься проституцией

-

-

14(70%)

6(30%)

Ведут иждивенческий образ жизни (нигде не учатся, не работают)

-

15(70%)

5(30%)

-

Теряют жильё и становятся бомжами

-

13(65%)

5(25%)

2(10%)

Перенимают асоциальный образ жизни родителей

-

16(80%)

4(20%)

-

Отказываются от своих детей или отдают их в детский дом, интернат

-

-

14(70%)

6(30%)

Заканчивают жизнь самоубийством

-

-

8(40%)

12(60%)

Не создают семью

-

15(75%)

4(20%)

1(5%)

Разводятся

-

17(85%)

3(15%)

-

Бросают учёбу

-

14(70%)

16(30%)

-

Не могут долго работать ни на одной работе

-

7(35%)

13(65%)

-



Как показывает таблица №7, часто встречаются случаи, когда выпускники детского дома:

·  совершают правонарушения;

·  разводятся;

·  перенимают асоциальный образ родителей;

·  не создают семью;

·  попадают в алкогольную зависимость;

·  бросают учёбу;

·  ведут иждивенческий образ жизни;

·  не могут долго работать ни на одной работе;

·  теряют жильё.

Иногда встречаются случаи отказа от своих детей и самоубийства.

Сопоставление данных опроса выявило наиболее сложные социальные проблемы, с которыми сталкиваются подростки из детских домов в период постинтернатной адаптации. По степени сложности их можно выделить так:

1.                 Решение жилищной проблемы;

2.                 Материальное самообеспечение;

3.                 Взаимодействие с различными структурами, инстанциями;

4.                 Защита своих прав законных прав и интересов;

5.                 Решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;

6.                 Самостоятельное решение бытовых проблем;

7.                 Создание собственной семьи;

8.                 Забота о своём здоровье;

9.                 Неподготовленность к сексуальной жизни.

А так же, как правило, следствием специфики социализации и психических особенностей воспитанников детского дома является их негативное поведение во взрослой жизни, которое характеризуется тем, что они часто:

1.                 Совершают правонарушения;

2.                 Разводятся;

3.                 Перенимают асоциальный образ родителей;

4.                 Не создают семью;

5.                 Теряют жильё;

6.                 Ведут иждивенческий образ жизни;

7.                 Попадают в алкогольную зависимость;

8.                 Не могут долго работать ни на одной работе;

9.                 Бросают учёбу.

Несмотря на то, что были выявлены общие социальные проблемы, анализ анкет подростков, которые были выпущены из детского дома менее шести лет назад показал, что у них проблем с решением жилищного вопроса, с защитой законных прав и интересов, взаимодействия с различными государственными структурами и инстанциями, заботы о своём здоровье, взаимодействия и общения с различными людьми меньше, чем у бывших воспитанников, которые покинули детский дом более шести лет назад.




    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Работа педагогического коллектива Псковского детского дома по решению и профилактике социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
По результатам исследования видно, что воспитанники детского дома считают, что они достаточно подготовлены:

·                   к самостоятельному решению бытовых проблем;

·                   к взаимодействию, общению с различными людьми;

·                   к организации своего досуга;

·                   к заботе о своём здоровье.

И недостаточно подготовлены:

·                   к продолжению образования;

·                   к материальному самообеспечению;

·                   к созданию собственной семьи;

·                   к решению сложных жизненных проблем, конфликтных ситуаций;

·                   к взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями;

·                   к защите своих законных прав.

Однако анализ ответов бывших воспитанников показал, что они наиболее часто попадают:

·                   в алкогольную зависимость;

·                   совершают правонарушения;

·                   ведут иждивенческий образ жизни;

·                   теряют жильё;

·                   перенимают асоциальный образ жизни родителей;

·                   не создают семью;

·                   разводятся;

·                   бросают учёбу;

·                   не могут долго работать.

Данные приведены в диаграмме «Соотношение групп по фактору риска» (с.63).

Наиболее часто встречающиеся проблемы бывших воспитанников:

·                   защита своих законных прав;

·                   жилищная проблема;

·                   материальное самообеспечение;

·                   решение сложных жизненных проблем;

·                   забота о своём здоровье;

·                   взаимодействие с государственными учреждениями;

·                   решение бытовых проблем;

·                   отсутствие возможности посоветоваться;

·                   продолжение образования;

·                   взаимодействие и общение с людьми.

Это можно увидеть на круговой диаграмме «Наиболее часто встречающиеся проблемы, выявленные у выпускников» (с.64).

Анализ ответов воспитанников и выпускников показывает реальное существование социальных проблем у детей-сирот, их остроту на современном этапе. Отсюда следует, необходимость оптимизации работы по решению этих проблем.

Таким образом, социальная защита воспитанников является одним из самых важных направлений работы социального педагога как в детском доме, так и во всех учреждениях интернатного типа.






Соотношение групп по фактору риска






Наиболее часто встречающиеся проблемы, выявленные у выпускников
В Псковском детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организована локальная служба медико-социально-психолого-педагогической помощи, в которой каждый специалист ведёт работу в своём направлении. Деятельность каждого специалиста обеспечивает квалифицированную помощь детям и педагогам в решении проблем, актуальных для развития воспитанников.

Так, медицинский работник информирует о состоянии здоровья детей, обеспечивает лечебно-профилактическую работу и работу по формированию здорового образа жизни и у воспитанников детского дома.

Практический психолог совместно с социальным педагогом внимательно изучает медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, к учёбе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребёнка. Также психолог составляется банк данных, оказывает психолого-коррекционную, реабилитационную и консультативную помощь.

Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности ребёнка и его микросреды, условия жизни, выявляет группы риска, оказывает социальную помощь и поддержку при соблюдении прав детей, создаёт условия для их успешной социализации.

Учитель класса коррекции и логопед проводят обследование вновь, прибывших детей и детей, имеющих проблемы в развитии, поведении и обучении для выявления уровня школьных знаний и умений, оказывают консультативную помощь педагогам в организации коррекционной работы с детьми.

Рассмотрим поподробнее основные направления деятельности педагогов и специалистов детского дома по социальной защите воспитанников, их социализации и по профилактике проблем, возникающих у выпускников детского дома.

Решение жилищного вопроса, взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями, защита своих законных прав и интересов. Эти три проблемы связаны между собой, а, следовательно, требуют к себе комплекс профилактических мер, а именно: социальный педагог детского дома в паре с воспитателем учит воспитанника ориентироваться в правовых вопросах. Социальный педагог ведёт работу по соблюдению жилищных прав воспитанников, несёт ответственность за своевременную подготовку документов для получения жилья и его подбора, систематически ведёт работу по сбору информации и накоплению документов, необходимых для решения жилищных вопросов выпускников, а также документов юридического статуса ребёнка.

Воспитатель совместно с социальным педагогом проводит следующую работу:

·  беседы с воспитанниками выпускных групп о правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о льготах данной категории детей;

·  посещение с этими детьми учреждений различных государственных структур и инстанций в рамках ознакомления с их деятельность горадминистрация, гороно, юридическая консультация и др.);

·  практические занятия, на которых разыгрываются ситуативные задачи, с последующими обсуждениями путей их решения (деловая игра «На приёме у юриста» и др.).

Проблема самообеспечения (в том числе и материального) и бытовые проблемы тесно связаны с социализацией в плане трудовой адаптации.

Трудовая подготовка воспитанников является основой их жизненного самоопределения, она играет большую роль в деле социально-психологической реабилитации и формировании необходимых качеств личности.

Поэтому работа по трудовой подготовке воспитанников начинается в детском доме уже с первого класса и в тесном взаимодействием всех специалистов: психолога, соцпедагога, воспитателей, инструкторов по труду, педагогов дополнительного образования.

Воспитатель ориентирует ребёнка на самообслуживающий труд (уборка помещений, стирка личных вещей, благоустройство быта, ремонт одежды), знакомит с миром профессий (беседы о людях, работающих в детском доме, экскурсии на предприятия – хлебзавод, пищекомбинат, швейную и мебельную фабрики, в учреждения – почта, дом быта, магазин). Инструкторы по труду организуют работу в учебных мастерских, учат пользоваться оборудованием мастерских, организуют и проводят мелкий ремонт мебели, одежды. Социальный педагог знакомит с миром профессий, организуя встречи с людьми разных профессий, праздники («Все работы хороши»), конкурсы («Защита профессий»), проводит посещение магазинов. Рынков с целью финансово-денежной ориентации. Педагоги дополнительного образования учат детей народно-прикладному искусству (кружки «Рукоделие», «Золотая соломка», клуб «Юная хозяюшка», «Смак»). Психолог выявляет интересы и склонности воспитанников, проводит диагностику старшеклассников на профпригодность, чтобы помочь им сориентироваться в мире профессий и выбрать профессию в соответствии с их интересом и возможностями.

Кроме того, педагоги детского дома поддерживают тесную связь с УПК, где, начиная с 8 класса, воспитанники обучаются профессиям строительным и профессиям сферы бытовых услуг (повар, швея). Старшеклассники участвуют в ремонте бытовых помещений – групповых и классных комнат, столовой, комнаты отдыха (оклейка обоями, окраска).

Проблема заботы о своём здоровье решается во взаимодействии медицинских работников с воспитателем и психологом. Медицинские работники организуют медосмотр (приглашаются специалисты из городской поликлиники: невропатолог, окулист, лор-врач, хирург, педиатр), проводят профилактику инфекционных заболеваний, организуют лечение диспансерных больных (в городской и областной детской больнице, в областной психиатрической больнице), проводят беседы по личной гигиене (цикл бесед Доктора «Нехворай-ка»), организуют встречи с врачом-наркологом (цикл бесед о вреде алкоголя, курения, наркотиков), врачом-гинекологом (цикл бесед о вреде ранней половой жизни, о венерических заболеваниях и др.), проводят практические занятия в клубе «Айболит» по оказанию первой медицинской помощи (с учётом возрастных особенностей воспитанников).

Психолог проводит диагностику психического развития вновь поступивших детей, разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и проводит коррекционные занятия с целью профилактики школьной дезадаптации.

Направление деятельности по профилактике проблемы общения завязано на тесном сотрудничестве воспитателя, социального педагога, педагога-психолога и ближайшего окружения воспитанника (сверстники, товарищи, родственники). Педагог-психолог проводит диагностику с целью выявления нарушений общения, даёт рекомендации воспитателю по организации индивидуальной работе с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении, проводит занятия индивидуальные и групповые по коррекции поведения, по развитию коммуникативных навыков, по предупреждению агрессивности. Воспитатель организует и проводит сюжетно-ролевые игры, праздники в группе («День именинника», «Дары осени», «Рождественские посиделки» и др.), помогает воспитанникам в выборе дела по интересам. Социальный педагог руководит «Клубом интересных встреч», где организует встречи с выпускниками детского дома, с бывшими работниками детского дома, которые находятся на пенсии, с шефами ФСБ с инспекторами ИДН и др., проводит социально-адаптивные игры, полоролевые игры, организует встречи с родственниками (братьями, сёстрами, родителями, бабушками и др.)

В систему всех занятий, мероприятий включены разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, пользоваться словесной инструкцией при организации своих действий, а также упражнения, в которых ребёнок сам находит социально приемлемые выходы из жизненных ситуаций. Все занятия и мероприятия опираются на предметно-практическую деятельность детей.

Работа по профилактике проблем в создании семьи ведётся в трёх направлениях:

·  общегигиеническое;

·  историко-культурное;

·  социально-сексуальное.

В общегигиеническом направлении работа ведётся медицинскими работниками: практические занятия по развитию навыков личной гигиены и здорового образа жизни (беседы о венерических заболеваниях и их последствиях; о влиянии алкоголя, курения, наркотиков на половую систему; об основах интимных отношений; о физической сущности беременности; о контрацепции и др.).

Историко-культурное направление – формирование культурно-нравственных представлений о человеке. Работа в этом направлении ведётся психологом, социальным педагогом, воспитателем в тесном взаимодействии. Вся работа строится с учётом возрастных особенностей воспитанников. В начальных классах дети знакомятся с составом семьи, кто кем приходится в семье, составляют семейный портрет, проводятся праздники («Семейные посиделки», «Спортивная семья» и др.). Воспитанники среднего и старшего возраста знакомятся с историей возникновения семьи, с семейными ролями, из чего строится семейный бюджет, узнают о психологических особенностях семьи.

Социально-сексуальное направление работы – это беседы о поло-ролевых семейных отношениях (отношения супружества, сознательное родительство).

Вся работа по профилактике проблем в создании семьи (беседы, тренинги, праздники) строится с учётом возрастных особенностей воспитанников.

Такая совместная работа социального педагога и других специалистов детского дома по социализации воспитанников обеспечивает защиту прав детей-сирот на образование, медицинское обслуживание, жильё, трудоустройство, отдых.

Подведя итоги сказанному, отметим, что:

1.                 Эффективная социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, возможна только при взаимодействии в работе социального педагога с государственными учреждениями и педагогами и специалистами детского дома по социализации воспитанников.

2.                 Профилактику социальных проблем надо проводить постоянно во все время пребывания воспитанников в детском доме.

3.                 Социализация и социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, должна быть одним из главных направлений работы социального педагога.




Заключение
Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование, на профессиональную подготовку. Сложилась система содержания, воспитания и обучения сирот в детских учреждениях интернатного типа, в частности, в детском доме. Разработаны механизмы выявления детей, нуждающихся в попечении государства, механизмы защиты их прав и законных интересов. Даже в нынешнее сложное время на нужды детей-сирот выделяются необходимые средства. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к самостоятельной жизни. Однако трудности перехода воспитанников государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовали всегда, во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот.

Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жильё, с трудом создают семью, легче становятся жертвами суицида. То есть, вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.

Особенности социально-психологического статуса воспитанника детского дома обусловлены ситуацией развития, для которой характерно возникновение психических деприваций (включающий в свою сложную структуру материнскую, когнитивную, эмоциональную и социальную), плюс ко всему они усугубляются специфическими условиями жизнедеятельности воспитанников в детском доме.

Особенности жизни детского дома: полузакрытый характер, коллективное содержание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора принятия решения ограничивают возможности социализации.

Невозможность обеспечения полноценных условий в детском доме приводит к нарушению процесса социализации ребёнка-сироты, формированию в его психике таких черт, которые серьёзно затрудняют дальнейшую адаптацию к реальной жизни в социуме.

Изучение и обобщение опыта работы интернатных учреждений и Псковскогодетского дома для детей школьного возраста позволило определить оптимальные пути и средства обеспечения социальной защиты путем создания службы медико-социально-психолого-педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.




Литература
1. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. Трудов / Под ред. Е. М. Рыбинского. М.: НИИ детства РДФ, 1994.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва,1980 год.

3. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Москва, 1980.

4. Аверкин В.В. В помощь тебе, выпускник!//Защити меня! №4, 2000.

5. Бардышевская М.К. Дети с недостатками эмоциональных привязанностей//Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения М.,1995.

6. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта//Дефектология №1, 1997.

7. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н.Социальный педагог специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот с нарушением интеллекта: основные направления деятельности и специфика работы//Дефектология №6, 1998.

8. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России, Исторический очерк. – М., 1993.

9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

10. Беличева С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования//Вестник№3,1999.

11. Бобкина Н.Н.Новые подходы в планировании воспитательных занятий по реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии, в условиях интернатного учреждения.//Дефектология № 3, 2000.

12. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства.М.,1998

13. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1998.

14. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Москва, 17-19 октября 1995г. М., ТОО «Симс», 1996.

15. Все дети – наши: Сборник материалов IIВсероссийских педагогических Католиковских чтений. М., 1998.

16. Воспитание и развитие детей в детском доме. Хрестоматия / Ред.-сост. Н.П. Иванова М.: АПО, 1996.

17. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М., 1999.

18. Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации». М., 2002г.

19. Григорьева Е. Вечное братство сирот//» Семья и школа»№5,1995.

20. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.Л. Стребелёвой. М.: Полиграф, сервис, 1998.

21. Дзенушкайте А.И. Наш дом: из опыта работы. – М.;1983.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дисциплины обслуживания. Модель с приоритетами. Дисциплины обслуживания с приоритетами, зависящими от времени
Реферат Внешне экономические связи Республики Беларусь
Реферат Османская империя. Становление бейлика
Реферат Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе
Реферат Реклама турагенства
Реферат Ii спецификация на приобретение литературы для библиотечного отдела муниципального бюджетного учреждения Барабинского района Дворец культуры «Модерн»
Реферат Психоаналіз як структуруючий чинник художньо-інтелектуальної системи Віктора Петрова-Домонтовича і осмислення суперечливих характерів постреволюційної доби
Реферат Химический состав молока
Реферат Анализ рынка ириса в России и г. Кирове
Реферат Европейский Инвестиционный банк
Реферат Изменение доминирующих методов психологии в генезе науки
Реферат Единство противоположностей: краткий анализ антиподальных пар на логическом уровне.
Реферат Облік і аналіз фінансових результатів
Реферат Drinking Essay Research Paper Peter HollandDrinking alcohol
Реферат Михаил Шолохов Донские рассказы