Реферат по предмету "Социология"


Социология объект предмет и культура социологической системы знания

--PAGE_BREAK--Продолжили европейские традиции в социологии американские школы: такие как структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона, символический интеракционизм Дж. Г. Мида, теории социального обмена и социального конфликта, феноменологии и этнометодологии.
Интенсивному развитию американской социологии способствовали принципы свободы научного исследования от ценностей, прагматизма и приоритета эмпирических исследований. Большое влияние на развитие науки оказала Чикагская школа социологии, которая соединила эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. Выработка прикладных рекомендаций по воздействию на поведение и установки людей явилась предметом индустриальной социологии.
Согласно функциональному подходу общество — это единый организм, который состоит из частей, элементов, выполняющих определенные функции. Последние направлены на удовлетворение общественных потребностей и обеспечивают целостность и устойчивость общества. Общественные процессы и явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Общество сохраняет устойчивость, поскольку реализуются все необходимые для социального организма функции, в том числе функция социального контроля. По Т. Парсонсу, существует четыре основных функции социальной системы: адаптация, целедостижение, интеграция и воспроизводство структуры, которые обеспечиваются различными подсистемами общества. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, воспроизводства структуры — система верований, мораль, институты образования, воспитания и др. Целостность общества достигается путем интеграции общепринятых социальных ценностей и норм. Парсонс определяет общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.
Р. Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции, и скрытых (латентных) функций. По Мертону, одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим. Дисфункции преодолеваются в процессе постепенных изменений.
Широкое распространение получил методологический подход к анализу общества с позиций теории конфликта. Основные идеи конфликтного подхода были сформулированы еще К. Марксом, который считал, что социальное неравенство, присущее обществу, неизбежно порождает конфликты и неустойчивость общества. В этом плане общими чертами общества являются не устойчивость и согласие, а господство, конфликт, подавление. Конфликт возникает, ибо люди в соответствии с их экономическим положением разделены на противоположные и антагонистические классы. Классовая борьба пронизывает всю историю, ее обострение приводит к революционному взрыву. Дальнейшее развитие конфликтологическая парадигма получила у М. Вебера, Р. Дарендорфа, Л. Козера. М. Вебер говорит о трех линиях социального неравенства: богатстве, престиже и власти. Р. Дарендорф главную причину конфликта видит во власти одних групп над другими.
Существует ряд теорий, которые считают, что принцип функционирования общества можно объяснить только через совокупность индивидуальных действий, через интеракцию, взаимодействие индивидов. Это, прежде всего, теория социального обмена Дж. Хоманса, теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолтера и др., теория символического интеракционизма Дж. Мидаи Г. Блумера.
Дж. Хоманс считает, что взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения, и наказания. Сторонники теории справедливого обмена придают особое значение справедливому характеру вознаграждения. Согласно теории символического интеракционизма люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют на эти значения, символы, а не на стимулы. Г. Горфинкель разработал теорию этнометодологии, которая требует изучения принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей.
В 70-90-х годах в западную социологию приходит понимание необходимости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа, переход от описательности фактов к аналитическим обобщениям. Нормой становится синтезирование, а не полемическое теоретизирование. Примером такого синтезирования принято считать концепцию многомерности Дж. Александера, концепцию структурализации Э. Гидденса, теорию социальной коммуникации Ю. Хабермаса, теорию социального становления П. Штомпки.

Лекция 3. Становления  развитие отечественной социологии.
В нашей стране социология имеет свои особенности, свои этапы развития. Российская социология возникла в конце 60-х годов XIX и достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований. Социология отражала требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Для неё был характерен синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией, исторической перспективой.
Методологией науки первоначально выступал позитивизм, который существовал в виде следующих подходов: органицизм (П. Лилиенфельд, А.Стронин и др.); географическая школа (А. Щапов, Л. Мечников и др.), психологизм Е. де Роберти, С. Южаков; субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, и др.; генетическая социология М. Ковалевского; историческая социология В. Ключевского. Особняком стояла органицистская концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского, которая получила широкое признание лишь в начале XX в. На смену позитивизму пришло неокантианство, стремящееся к «пониманию» субъективного, ценностного смысла социальных процессов. Его представители: Б. Кистяковский, П. Новгородцев, В. Хвостов, Л. Петражицкий и другие. В последующие годы сформировалось направление, опирающееся на эмпирические исследования и бихевиористскую методологию. К нему, в частности, принадлежал такой крупный социолог, как П. А. Сорокин, разработавший несколько принципиально важных социологические концепций: социальной стратификации и мобильности, культурной типологии истории социологии и т.д.
Николай Яковлевич Данилевский (1822 — 1885) является создателем первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса на основе идей органицизма и биологизма. Своей теориейкультурно-исторических типов Данилевский в работе «Россия и Европа» (1869г.) возвестил о начале кризиса идей европоцентризма и эволюционизма. Фундаментальной особенностью предложенной им схемы развития общества является отрицание фактов взаимодействия и взаимного влияния народов в ходе истории и абсолютизация уникальности неповторимой внутренней ценности различных культур. По Данилевскому, история общества есть история борьбы обособленных друг от друга локальных систем с окружающей их средой и между собой.
Другим не менее оригинальным отечественным социологом раннего периода былЛев Ильич Мечников (1838 — 1888). Главное его произведение –«Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии, и в этом качестве стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. В этой же работе он обосновывал и свою любимую мысль о «нарастании общечеловеческой солидарности» как критерия общественного прогресса.
Евгений Валентинович де Роберти (1843 — 1915) принадлежал к числу тех позитивистски ориентированных отечественных социологов, которые в качестве определяющего функционирования общества выдвигали психосоциальный фактор. Центральной категорией у него стало понятие «надорганическое». С одной стороны, это — высшая социальная форма проявления мировой энергии, а с другой, — продукт психического взаимодействия. Надорганическое проходит в своем развитии две стадии: от простейших психофизических отношений людей до глобальных психологических взаимодействий в форме общественных процессов и явлений, которые подразделяются на четыре группы: науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, или поведение, куда входят техника, экономика, право и политика. Эта классификация стала основой теории «четырех факторов цивилизации» де Роберти.
Петр Лаврович Лавров (1823 — 1900) стоял у истоков субъективного направления. Личность и ее положение — ключ к пониманию его системы. Именно индивид является единственной реальной движущей силой общества. Социология занимается исследованием форм солидарности между сознательными органическими особями.
НиколайКонстантинович Михайловский (1842 — 1904) стал продолжателем применения в социологии«субъективного метода». Социология имеет дело с явлениями, имеющими цель, в отличие от явлений природы. Следовательно, социолог не может относиться к этим явлениям беспристрастно, он всегда привносит свою субъективную оценку, связанную с этическими нормами, критериями и отношением к «идеалу», справедливости.
Личность всегда находится в состоянии войны с обществом, ее необходимо спасти от социального контроля.
Таким образом, задача социологии состоит не в изучении объективных свойств социальных процессов и явлений или закономерности объективного развития, а в исследовании целеполагающих и этических факторов человеческой деятельности, т.е. прежде всего индивида, личности и конструируемого ею социального идеала. Именно развитие личности является целью общественного прогресса, средством же такого развития является преодоление отчуждения личности от общества, возвышение ее над ролью простого придатка (средства ) общества. На этом же утверждении определяющей роли личности в истории основана и знаменитая концепция «героя и толпы», в которой Михайловский абсолютизирует роль выдающейся личности в истории.
Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала деятельность Максима Максимовича Ковалевского (1851 — 1916). Он называл социологию позитивистско-ориентированной генетической наукой. Ковалевский отрицал односторонний детерминизм в объяснении социальных явлений и утверждал, что причиной социальных изменений является постоянно идущий процесс социальных взаимодействий и взаимовлияний и, таким образом, не существует единого определяющего социального фактора. Так в объяснении причин прогресса биосоциальный фактор – рост населения, его объема и плотности приводит к социальной дифференциации и появлению новых социальных групп.
В социологии весьма высоко ценятся концепция и эмпирические исследованиясоциальной мобильности и стратификации, разработанные Питиримом Александровичем Сорокиным. Социальная мобильность — есть естественное внеисторическое нормальное состояние общества и включает в себя регулярные перемещения не только индивидов, групп, но и социальных объектов (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано в процессе человеческой деятельности, из одной социальной позиции в другую. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне общественной стратификации. Вертикальная мобильность (профессиональная, политическая и экономическая) - перемещение индивида из одного пласта в другой, причем в зависимости от направления самого перемещения можно говорить о двух типах вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей, т.е. социальном подъеме и социальном спуске. Существуют определенные механизмы социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам («сита»), которые регулируют и фильтруют мобильность. Субъектом мобильного движения может быть не только индивид, но и социальная группа.
Историческая судьбасоветской социологии после Октябрьской революции складывалась крайне противоречиво. В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в сфере институционализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжались традиции дореволюционной русской социологической мысли, работали такие известные представители этой мысли, как П.А. Сорокин, Н.К. Кареев и др.
Одновременно с этим всё сильнее становилось влияние новой, энергично развивающейся марксистской социологической парадигмы, которая была нацелена на утверждение только собственных теоретических представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли. Поскольку уже в 1922 г. из страны были высланы такие крупные отечественные мыслители — философы, социологи и экономисты, как П.А. Сорокин, П.Б. Струве, П.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др.
В 20- 30-е годы в ходе проводившихся исследований социологов и социальных психологов была выявлена важная роль социального фактора в производственной деятельности человека, получена чрезвычайно важная статистика по проблемам классовой структуры, образования и культуры.
В связи с этим предпринимались разнообразные и часто небезуспешные попытки создать науку об управлении производством. Здесь следует отметить работы П. М. Керженцева, А. К. Гастева и др. Большое значение имели исследования вопросов прикладного характера в области научной организации труда и производства. Важную роль здесь сыграли работы Гастева, который возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ). Исходя из основных установок Ленина и необходимости научной организации труда и производства при социализме, он анализировал основные организационные факторы труда и поведения работника, процесса формирования культуры труда, опираясь на современную технику и технологические процессы.
После 1929 года, когда социология была объявлена лженаукой, она могла развиваться только в рамках иных отраслей знания (философии, истории, экономического, юридического знания и др.).

Лекция 4. Методология и методика прикладных социологических
исследований.
Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии: знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.
Прикладное, как и фундаментальное социоло­гическое исследование, предполагает разработку программы. Хотя, в отличие от первого, прикладное исследование — эта относительно «скромная» работа, но в ней без программы не обойтись. Причем, как и в фундаментальном исследовании, в прикладной работе приходится использовать практически весь известный арсенал методологического знания, инструментария, процедур.Элементами программы являются: определение проблемы и темы исследования; формулирование его цели и задач; теоретический анализ проблемы; выдвижение гипотез; выбор принципиального плана исследования; опреде­ление объекта, типа выборки; разработка методики сбора материала; создание техники сбора данных; поиск способа обработки материала; составление рабочего плана.
Программа позволяет представить, что надо делать, посредством чего выполнить задуманное, как осуществить намеченное.
Цель — один из основных элементов поведения и сознательной деятельности индивида. Характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности.
Задачиприкладного социологического исследования — это один из разделов методологической части программы. Представляют собой совокупность установок, в которых формулируются требования к анализу и решению проблемы. Задачи — это ступени, ведущие исследователя к достижению цели. Смысл задач — получение новой информации: знаний важных для исследователя фактов, воспроизведение их системы, получение общей картины изучаемого явления.
Интерпретация (от лат. interdivtation — истолкование, объяснение) — разъяснение смысла любого проявления деятельности (слов, жестов, знаковых систем) с целью их понимания. В прикладной социологии истолкование основных понятий, используемых в исследовании, — непременное условие успеха.
Гипотеза в прикладном социологическом исследовании — это научное предположение о структуре объекта.
Для проведения исследования необходимо определить генеральную и выборочную совокупности. Генеральная совокупность — множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих изучению в рамках программы исследования. Это множество имеет какую-либо общую характеристику, которая указывает на принадлежность элементов к данной системе. Например, все жители города, имеющие право голоса, являются генеральной совокупностью системы «городской электорат». Выборочная совокупность — подмножество элементов, которое избирается для эмпирического исследования. Смысл конструирования выборки состоит в том, чтобы обеспечить максимально возможное подобие выборки генеральной совокупности. С этой целью в социологическом исследовании используют понятие «репрезентативность». Репрезентативность (от фр. redivsentatif'- представительный) — это свойство выборки представлять характеристики генеральной совокупности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Для построения выборки используют методы целевого и случайного отбора
Среди методов социологии существуют частнонаучные методы (наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии — это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации деятельности, регулятивные правила, совокупность приемов и способов и план действия.
Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и  средств анализа. К методическим инструментам относятся способы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, и другие специализированные процедуры.
Видами конкретных социологических исследований являются: пилотажное социологическое исследование, т.е. разведывательное или  пробное исследование, описательное социологическое исследование, аналитическое социологическое исследование. Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.
Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:методологическая часть — формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;процедурная часть — определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки.
Существует несколько основных методов сбора первичной социологической информации: социологический опрос, анализ документов, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.
Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику  социального процесса. Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности, о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.
Интервью — это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного, целенаправленного, заранее запрограммированного диалога интервьюера с респондентом.
Наблюдение — один из методов социологического исследования, под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.
Тестирование (или тест) – метод изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению.
Измерение социальных установок – определение общей ориентации  человека на определенный социальный объект и измерение установок с помощью шкалирования.
Методы социометрии — методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.
В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.
Анализ документов позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.Метод анализа документов - документ это источник, содержащий информацию о социальных факторах и явлениях общественной жизни. Этот метод открывает возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.
Контент – анализ — метод количественного изучения содержания социальной информации, исследовательскаятехника для получения выводов путем анализа содержания текста документа о состояниях и свойствах социальной  реальности.
Метод “Фокус-групп”- используется для изучения “оценки” новых явлений на уровне “подсознательного”,  чтобы информация, выражающая эмоциональное восприятие нововведений, была очищена от идеологических штампов, стандартов общественных норм.
Социологические методы позволяют изучать объективные отношения, через их отражение в сознании их носителей.

Лекция 5. Социальные институты в социальной структуре
общества. Институт семьи.
1. Понятие института и институционализация
Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.
Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.
Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.
Процесс образования институтов — институционализация — подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
·                     возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.
·                     появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.
·                     принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.
·                     создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Семья представляет собой сложный социальный феномен. Она является самой древней естественной исходной общностью людей, связанных кровным родством. Вместе с тем это малая контактная группа взаимодействующих друг с другом людей, особая форма взаимодействия. Наконец, это особый социальный институт, регулирующий воспроизводство человека, при помощи особой системы ролей, норм, организационных форм.
Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.
Американский социолог Н. Смелзер пишет: «Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей». Известный советский исследователь семьи А.Г. Харчев обращает внимание на связь семьи с потребностями общества. Он рассматривал семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Как особый социальный институт, как элемент социальной структуры семья тесно связана с экономикой, особенности семьи, ее исторические типы определяются господствующими экономическими отношениями. Семья не сводится лишь к родственным отношениям, а предполагает и совместное проживание родственников, наличие общих элементов быта, семейного домашнего хозяйства, разделения труда. Проживание вместе связано в отдельных семьях с совместным производством, т.е. семья может выступать и как экономическая категория.
На семью оказывают влияние и другие социальные институты: политика, системы морали, права, культура. Для каждого вида культуры характерно преобладание тех или иных черт семьи. В связи с развитием потребностей общества институт семьи постоянно изменяется и развивается. Так при переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется. Домашнее хозяйство перестает быть основной экономической единицей, происходит разделение дома и работы. Осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых, родительских. Происходит переход от стабильной многодетной семьи к малодетной и массовой однодетной семье. Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям.
Семейная власть может основываться на традиционных представлениях, на экономическом преобладании или моральном авторитете. Неравноправие женщины в обществе влечет за собой неравноправие в семье. Утверждение прав и свобод женщины ведет к утверждению и в семье равноправия.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.
2. Признаки социальных институтов.
Семья
Образование
Государство
Экономика
Религия
I. Кодекс устный и письменный.
Нормы:
некоторые семейные запреты и допущения
учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся
конституция
Статусы:
жена, ребёнок, теща
Студент, преподаватель, декан
президент, политический лидер
II.Социальные установки и образцы поведения (роли) — общая
ориентация человека на какой-либо социальный объект.
привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь…
любовь к знаниям, карьерная ориентация
получение прибыли, расчетливость, бережливость
III. Идеология — система идей санкционирующих нормы.
дом, индивидуализм, романтическая любовь
идеология академической свободы, равенство при обучении
право на труд, свободная торговля.
IV. Символы — знаки, комплексы знаков, создание образа института.
брачные ритуалы
эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни,
флаг
фабричная марка
V. Материальные условия.
дом, мебель
аудитории, библиотеки, оборудование.
производственные отношения и оборудование
3. Функции социальных институтов.
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры).
Функции семьи:
·                     репродуктивная функция т.е. функцию деторождения, воспроизводства населения. Она не сводится к биологическому производству, а носит социальный характер, ибо предполагает не просто рождение ребенка, а воспроизведение человека, соответствующего современному уровню развития общества.
·                     воспитательная функция семьи. Семья обеспечивает преемственность в развитии культуры, участвует в сохранении и передаче молодому поколению духовных ценностей и трудовых навыков. Семья обеспечивает первичную социализацию ребенка, вводит его в сложный мир социальных связей, прививает ему привычки, навыки, формирует взгляды, нравственные установки, ценности.
·                     функция передачи статуса (сословных имуществ)
·                     функция эмоционального удовлетворения обеспечивает удовлетворение потребности в личном счастье и любви.
·                     рекреативная, т.е. восстановительную или функцию эмоциональной стабилизации и психологической терапии. В семье мы получаем помощь, поддержку, сбрасываем то напряжение, которое получили в процессе социальных контактов.
·                     регулятивная функция – семья обеспечивает предсказуемое поведение, осуществляет функцию моральной регламентации;
·                     функция сексуального регулирования.
·                     экономическая и хозяйственно-бытовая удовлетворяет потребности в хозяйственно-бытовых.услугах, материальной помощи.
·                     интегративная функция, связана с консолидацией усилий (сплочением);
·                     транслирующая функция, связана с передачей социального опыта.
·                     коммуникативная функция, связана с распространением информации внутри института и между институтами.
На реализации функций сказываются особенности периодов жизнедеятельности семьи. Принято выделять следующие периоды жизнедеятельности.
Первый — от заключения брака до появления первого ребенка. Второй оканчивается поступлением последнего ребенка в школу, третий – с достижением социальной зрелости последним ребенком. Последний, четвертый начинается созданием собственной семьи последним ребенком.

4. Типы семейных структур.
Структура семьи и ее внутренняя организация зависят от многих факторов. В частности, она определяется характером заключаемого брака
Форма брака
моногамия (семья состоит из двух супругов)
полигамная имеет две разновидности: полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество).
Сегодня во многих странах встречаются и нетрадиционные однополые семьи. Сексуальные меньшинства ведут борьбу за их признание, правовое оформление. Значение брака в определении характера семьи еще не позволяет сделать вывод о его первичности Каждая перепись населения, например, показывает, что число женщин, состоящих в браке, больше числа женатых мужчин. Но это не означает, что у нас существует многоженство. Видимо, одно и то же явление — фактический брак, люди расценивают по-разному: женщины считают его реальным, настоящим, мужчины считают его временным сожительством, безбрачием.
С точки зрения сферы выбора предположительного партнера браки подразделяются на:
экзогамия (правила регулирования браков вне определенных групп)
эндогамия (правила, регулирующие браки внутри определенных групп)
Это приводит к появлению двух видов семьи: социально-гомогенной (однородной) и социально-гетерогенной (разнородной). По данным социологов гомогенные семьи составляют около 70% от общего числа семей. В этих семьях муж, жена и их родители принадлежат к одними и тем же социальным группам, социальным слоям. Гомогенная семья, как правило, более устойчива, гармонична, эгалитарная.
Социально — гетерогенных семей до 30%. Принадлежность к различным культурным, социальным группам, различное образование, профессии нарушают гармонию, устойчивость, поэтому преобладают авторитарные отношения. Однако эти особенности не следует абсолютизировать.
По типу главенства, руководства семьей различают три разновидности семьи:
·                   эгалитарная (равноправная) семья. Эгалитарная семья основана на разделении ролей в соответствии с личными качествами и способностями супругов, на участии каждого в принятии решений, воспитание детей строится на убеждении, а не на принуждении.
·                   традиционная семья характеризуется подчинением мужчине. Женщина занята только ведением домашнего хозяйства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--·                   нетрадиционная, эксплуататорская семья. Муж и жена работают, плюс женщина выполняет домашнюю работу.
Форма семьи. Особенности семьи зависят от ее состава. Исследователи выделяют
·                     нуклеарную (отдельную, простую) семью — состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей.
·                     неполную семью, когда отсутствует один из супругов;
·                     расширенную = нулеарная + родственники.
Каждый из этих видов семьи имеет свои социальные проблемы. В расширенной семье — это проблема взаимоотношений поколений, отказа от мелочной опеки над молодыми, помощи старшим. В неполной семье — это проблема воспитания детей. В простой (нуклеарной) семье — это проблема климата, формирования традиций, стиля семейной жизни.
Правила ведения родословной и наследования имущества
·                   мужская, женская линия или что-то другое (патриархальные или матриархальные принципы).
Семьи классифицируются по типам расселения членов семьи
·                   по месту жительства отца (патрилокальные)
·                   по месту жительства матери (матрилокальные)
·                   проживающие отдельно (неолокальные)
На характер семейных отношений существенное воздействие оказывает количество детей. По количеству детей обычно выделяют такие разновидности семьи, как
бездетные. Бездетные семьи (где в течение 10 лет супружества не появился ребенок) составляют более 15% всех семей. Каждая третья такая семья распадается чаще всего по инициативе мужчин.
однодетные. Однодетные семьи составляют в городах больше 50% семей. Из этих семей распадается каждая вторая.
малодетные. Малодетные семьи — семьи с двумя детьми, отличается большей устойчивостью (по сравнению с однодетной более чем в 3 раза). В такой семье создаются лучшие условия для формирования личности ребенка, его моральных качеств и коммуникативных способностей.
многодетные семьи. Многодетная семья (трое и более детей) распадается редко, имеет и другие преимущества, хотя в современных условиях связана с большими материальными трудностями.
Общей тенденцией современного развития семьи является уменьшение количества детей. По данным социологических исследований, и мужчины, и женщины хотели бы иметь в среднем меньше детей, чем было в семье их родителей. Это объясняется не только изменением положения женщины, ее большей загруженностью, не только уровнем материальной обеспеченности семьи, но и напряженностью, конфликтностью отношений в семье.
Важнейшей социальной проблемой является взаимопонимание в семье, ее сплоченность, умение преодолевать трудности. Социальные проблемы семьи в современных условиях обостряются в связи с падением рождаемости, старением населения, нестабильностью брака, ростом числа свободных союзов, внебрачных рождений и т.п.
Вместе с тем для современной семьи характерны и позитивные перемены: расширение свободы выбора для мужчины и женщины, утверждение равенства характеров, большие возможности контактов между поколениями, в целом большая ориентация на семью.
Многочисленные опросы свидетельствуют о том, что все большее число людей рассматривают семью в качестве высшей ценности. Отечественный социолог С.И. Голод подчеркивает, что социальные изменения выражаются и в том, что в структуре мотивов брака на первый план выдвигаются ценности, связанные с рождением и воспитанием детей, а также ценности супружества как личностного общения. Отсюда оптимистические прогнозы ряда социологов относительно развития семьи в XXI веке как свободного союза, основанного на любви, сотрудничестве, совместном ведении домашнего хозяйства.
Многие исследователи обращают внимание на сложные и трудные проблемы становления семьи. Адаптация к семейной роли сложный и трудный процесс. По данным социологов, из общего количества распадающихся браков почти 40% приходится на браки, просуществовавшие менее четырех лет. Если адаптация протекает успешно, супружество превращается в гармоническую общность, в противном случае возникает состояние напряженности, переходящее в конфликты, которые могут заканчиваться разводом.
Ян Щепаньский критериями успешного брака называет: 1) прочность брака, 2) субъективное ощущение счастья у обоих супругов, 3) исполнение ожиданий более широких групп, 4) полное развитие личности супругов, их активности, способностей, воспитание способных и активных детей, 5) достижение внутренней интеграции, отсутствие конфликтов. Однако не следует абсолютизировать предлагаемые показатели, в полном объеме они почти никогда не встречаются.
В семье неизбежны противоречия, конфликты, ибо супруги могут отличаться по характеру, по духовным запросам, уровню эмоциональности, характеру и уровню культуры.
Напряженность в семье может возникать на почве ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, материального обеспечения семьи и др.
Социологи классифицируют современные семьи по факту работы жены, по отношению к этой работе, по участию мужа в домашних делах. Американский ученый Джесси Бернард выделяет в связи с этим такие типы семьи: 1) когда муж работает, жена дома. Муж и жена довольны этим обстоятельством. 2) И муж, и жена работают по необходимости, жена с удовольствием бы сидела дома. Постепенно нарастает чувство ущемленности, у мужа даже в большей степени. 3) Оба работают, жена выполняет все обязанности по дому, но оба рады, что работают. 4) Оба работают и оба делят обязанности по дому.
В литературе высказывалась мысль, что выход в плане укрепления семьи в возврате к материнскому призванию женщины, в уходе ее с работы. Джесси Бернард возражает против этого вывода, считает, что это не решит проблемы, ибо женщина, вкусившая свободы, не откажется от свободного выбора трудовой и общественной деятельности. Перспективным ей представляется совместное ведение домашнего хозяйства.
Конфликты возникают не только между супругами, но и между родителями их детьми. Их сложнее разрешить, ибо в их основе лежат различия культур старых и новых поколений.
Конфликты преодолеваются под влиянием общих стремлений к достижению гармонии, привязанности, любви членов семьи друг к другу, под влиянием установки на взаимопонимание, терпимость, снисходительность, под влиянием страха распада семьи, утраты привязанности.
Если конфликты, напряженность не преодолеваются, то это приводит к распаду семьи.
5. Трансформации социальных институтов. Альтернативные
семейные структуры и идеологии.
Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция экономическая часто сводится к минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей. Трансформацию соц. институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи, где рождаются желанные дети), а также трансформацию института семьи можно наблюдать на изменении статусов и ролей. Изменение семьи отражается в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее.
Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт будет сменена семьей-товариществом, т.е. единственной основой семьи должны быть любовь и симпатия.
6. Институт социального контроля.
Социальный контроль — нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.
Норма — существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма — социально одобренные инварианты поведения. Норма — интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.
Санкции — поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают:
·                     формальные
·                     неформальные
·                     положительные
·                     отрицательные
Девиации
Явления, не укладывающиеся в рамки норм — девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания…
Э. Дюркгейм (1858 — 1917) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу «Самоубийство» (1897)
Аномия
(«номос» — норма, «а» — отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. «Безнормность» возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния — солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов — механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство — социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны.
Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:
эгоистическое
альтруистическое
аномическое
Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.
Р. Мертон тоже занимался аномией. С его т.з. отклоняющееся поведение — следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.
Цели — то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с т.з. возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.
Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения.
Типы поведения
Отношение к
целям
средствам
1. Конформизм
+
+
2. Инновация
+

3. Ритуализм

+
4. Ретритизм


5. Мятеж
±
±

Лекция 6. Социология личности.
Проблема личности — одна из важнейших в современной социологии. Невозможно анализировать социальные процессы, функционирование и развитие социальных систем, не обращаясь к исследованию сущности личности как субъекта социального поведения и общественных отношений, не изучая потребности, интересы, духовный мир личности, не анализируя сложные и разнообразные ее связи с социальной микро- и макросредой.
Личность изучается различными науками. Философию интересует личность как субъект познания и творчества. Психология анализирует личность как устойчивую целостность психических процессов, свойств. Социолог изучает личность как элемент социальной жизни, раскрывает механизм ее становления под влиянием социальных факторов, механизм обратного воздействия на социальный мир, ее участие в изменении и развитии общественных отношений. Социология изучает связи личности и социальной группы, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения.
1. Понятие личности. Теории изучения личности.
1.1. Ролевая теория личности.
Включение человека в общество осуществляется через разнообразные элементы социальной структуры (социальные группы, институты, социальные организации), через систему социальных ролей, которые он выполняет, через нормы, ценности общества, которые принимает. В социологии принято разграничивать понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Понятие «человек» служит для характеристики его биосоциальной природы. Человек — это родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду, высшей ступени развития живой природы на нашей планете. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.
Понятие «индивид» характеризует отдельного человека.
Понятие «личность» служит для характеристики социального в человеке. Социологию интересует человек как социальное существо, как продукт и субъект общественных процессов, как выражение общественных отношений.
Личность можно определить как устойчивый комплекс качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.
Формирование этих качеств и свойств во многом опосредовано биологическими особенностями индивида. Однако решающая роль в процессе становления личности принадлежит социальному воздействию, огромному множеству социокультурных факторов, вводящих человека в социальный мир.
Изучение личности требует выявления многообразных социальных связей личности с обществом, его элементами (социальными группами, институтами, организациями, ценностями и т.д.). Прежде всего, необходимо выяснить место, положение личности в системе социальных общностей. Положение раскрывается через понятие статуса, т. е. позиции личности в социальной системе, связанной с принадлежностью к социальной группе и анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет.
Статусы — некие позиции в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать обобщенный или в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой статусной позиции соответствует соответствующий образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью.
Роль — нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами.
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Если первые определяются обстоятельствами (например, статус горожанина) происхождением, местом рождения, то вторые — усилиями самого человека (например, статус специалиста). Статусы могут быть формализованными (например, директор предприятия) и неформализованными (лидер коллектива, группы). Статус и роль тесно связаны. Социальные роли — это те функции личности, которые обусловлены социальным статусом. Статус и роль отражают динамические и статистические аспекты социального положения
Статус обозначает место индивида в социальной системе, роль — это совокупность действий, которые должен выполнить индивид, занимающий данное место. Каждый статус обычно предполагает целый набор ролей.
Содержание социальной роли диктуется обществом, его требованиями, включающими предписания, оценки, ожидания, санкции. Уровень выполнения этих требований зависит от того, как они преломляются в сознании личности и реализуются в ее деятельности. От специалиста, выпускника высшей школы, общество, например, ожидает компетентного решения задач профессиональной деятельности, высокого уровня нравственной и политической культуры. От отца — заботы о содержании и воспитании детей, от друга — понимания, сопереживания, готовности оказать помощь, поддержку.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Ролевая идентификация — усвоение образцов поведения (кодов), связанных с той или иной статусной позицией. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т.д.
Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей).
Согласно Т. Парсонсу, любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 2) способом получения — одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действие в строго установленных правилах, либо произвольно; 5) мотивацией.
Поскольку каждый человек одновременно выполняет множество социальных ролей, возможно возникновение межролевых конфликтов. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации.
Процессы социальной мобильности обуславливают возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или групп людей, находящихся на границе культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к одной из них.
Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий.
Вхождение в социальную роль может быть затруднено особенностями личности, уровнем ее способностей, подготовленности, ценностных ориентации, оценкой ролевых требований окружающими и другими моментами, возможно возникновение внутриролевых конфликтов. Исследование процесса адаптации молодого специалиста в трудовых коллективах показало, что внутриролевые конфликты возникают в связи с неподготовленностью выпускника к осуществлению организаторской, воспитательной работы в коллективе, отсутствием умений, навыков научного общения, в связи с тем, что ориентация выпускника вуза на решение весомых и творческих задач зачастую не соответствует ориентациям предприятия на использование молодого специалиста в первые годы на исполнительской и часто нетворческой работе и др.
1.2. Диспозиционная теория личности.
В систему социальной направленности личности входят ее убеждения, идеалы, мировоззренческие принципы, вкусы, привычки и многие другие компоненты, нуждающиеся в четком фиксировании и исследовании. Диспозиционная теория саморегуляции, которая была разработана В.А. Ядовым, выделяет в качестве главных определяющих показателей общей позиции личности: 1) концепцию жизни и ценностных ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные обстоятельства; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к воспитанию и поведению в данных конкретных условиях.
2. Социализация
Социализация — процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.
Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.
Этапы социализации
Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:
Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.
Вторичная социализация:
o         профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей.
o         включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).
o         пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.
Агенты социализации
Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации — это люди и учреждения, связанные с ней и ответсвенные за ее результаты.
Общественные условия социализации:
1.                Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).
2.                Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)
3.                Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).
Идентификация, как один из механизмов социализации
Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «я — концепцию» Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами — действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

Лекция 7. Социология культуры
Культура — это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Понятие «культура» фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.
Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).
Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.
1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры.
1. Функционализм
  (Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун)
Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с т.з. их места в целостной культурной системе. Система культуры — характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние соц. систем — самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с т.з. этого «нормального» состояния и оценивается функциональность элементов культуры.
2. Символизм
(Т. Парсонс, К. Гирц)
Элементы культуры — это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)
3. Адаптивно-деятельностный подход
(Э. Маркарян)
Культура — способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.
2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.
1. Язык
Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
2. Ценности
Ценности — это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка — отнесение к ценности).
Различают ценности:
·                     терминальные (ценности цели)
·                     инструментальные (ценности средства)
3. Нормы
Нормы — это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).
Различают следующие виды норм:
·                     формализованные правила (все, что официально записано)
·                     правила морали (связаны с представлениями людей)
·                     образцы поведения (мода)
Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.
3. Функции культуры
1. Коммуникативная
Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.
2. Регулятивная
Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.
3. Интегрирующая
Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства соц. систем.
4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм
Культурные универсалии
(Дж. Мердок) — общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
·                     совместный труд
·                     спорт
·                     образование
·                     наличие ритуалов
·                     системы родства
·                     правила взаимодействия полов
·                     язык
·                     и т.д.
Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием супер систем «восток»-«запад», национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.
Этноцентризм и релятивизм
— крайние т.з. в исследовании многообразия культурных форм.
Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: «Моя культура — лучшая, а остальные — так себе».
В масштабе человечества различают системы: национальной культуры, «Восток»-«Запад». В масштабе отдельного общества: Элитарная культура, народная культура, массовая культура.
Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.
Элитарная культура
Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.
Народная культура
Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни.
Массовая культура
(феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.
Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:
·                     прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)
·                     индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов)
·                     прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)
Субкультуры
Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.
5. Процессы изменений в культуре
1. Группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре
·                     стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков)
·                     развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление)
·                     планомерное развитие
2. Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами.
·                     заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание).
·                     Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.

Лекция 8. Социальная коммуникация
1. Основные определения и модели процесса коммуникации
Социальная коммуникация это:
·                     передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
·                     процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
·                     механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Модель по Г. Лассуэлу:
В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:
1.                Кто — коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
2.                Что — сообщение
3.                Как — способ передачи сообщения, канал
4.                Кому — аудитория, которой адресуется сообщение
5.                Зачем — с каким эффектом, эффективность
Какие бывают эффекты:
1.                поведенческий эффект
2.                оценочные (аксиологические) эффекты
3.                эмоциональный эффект — влияние на страсти человека
4.                познавательный (когнитивный) эффект
2. Виды социальной коммуникации
По характеру аудитории
·                     межличностная (индивидуализированная)
·                     специализированная (групповая)
·                     массовая
По источнику сообщения
·                     официальная (формальная)
·                     неформальная
По каналу передачи
·                     вербальная
·                     невербальная
Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.
3. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты
массовой коммуникации.
Социальный стереотип
Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.
Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно.
Положительное значение стереотипов — помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.
Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.
Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения.
Общественное мнение
Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.
Информационные барьеры
Это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.
Возможные информационные барьеры:
·                     технические
·                     психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи)
·                     знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте)
·                     ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации)
4. Слухи как пример неформальной коммуникации
Слухи — сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.
Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.
·                     слух-мечта
·                     слух-пугало
·                     слух-разделитель
Факторы распространения слухов
·                     проблемная ситуация, создающая информационную потребность
·                     неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность
·                     уровень тревожности индивидов
Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные группы.
Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия)
а) индивидуальный уровень
·                     адаптация к среде
·                     дезинтеграция индивида
б) групповой уровень
·                     сплочение
·                     разобщение
в) массовый уровень
изменения общественного мнения и коллективного поведения
Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

Лекция 9. Малая социальная группа
1. Характеристики малой группы
Малая социальная группа — объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Состав группы
Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)
Структура группы
Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).
Групповые процессы
Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
2. Виды и функции малых групп
По роду деятельности
(промышленные, учебные, любительские)
По способу возникновения
·                     формальные — возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 — 20 чел)
·                     неформальные или контактные — возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 — 8 чел)
По степени развития межличностных отношений
От дифференциальных групп до коллектива
По значимости индивида
·                     группы членства (все люди в группе)
·                     референтные группы (значимый для индивида круг общения)
Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.
Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности. Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.
3. Групповая динамика
Групповая динамика включает следующие процессы:
·                     сплочение или разобщение групп;
·                     процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
·                     становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы — стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.
Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.
Конформность — характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.
Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.
Противоположная сторона конформизма — негативизм.
Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер — член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.
Управление — набор действий, включающих:
·                     целеполагание (в т.ч. принятие решений)
·                     координацию совместных действий
·                     контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.
Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).
Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.
Малая группа — системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.
Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.
Малая группа — динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.
Принимая во внимание вышесказанное (курсивом), рассмотрим
Направление действий лидера:
Направление
Обеспечить
1. Внешняя среда
Совместимость, контакт (достаточные, чтобы избежать изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать целостность группы)
2. Межличностные отношения
Включенность, расположение, контроль.
Включенность в совместные действия, достаточную, чтобы никто не чувствовал себя в изоляции, но не чрезмерную, чтобы никто не терял индивидуальности.
Расположение, достаточное для экспрессивной и поддерживающей функции, но не чрезмерное, чтобы не мешать реализации инструментальной функции.
Контроль за принятием решений, достаточный, чтобы все участвовали в обсуждении, но не чрезмерный, чтобы не утрачивалась функция управления (по-моему все наоборот...)
3. Разрешение конфликтов
Интеграция точек зрения (сплочение группы против конфликта).
Реализация этих направлений иллюстрирует комплиментарную функцию лидера (лидер должен делать то, чего не может сделать группа).
Задача управления постоянна, а способы ее реализации зависят от характеристик группы, а так же от ситуации, в которой действует группа.
Модели (стили) управления
Тоталитарный
1.                Авторитарный
2.                Демократический
3.                Либеральный
Анархический
Различия этих моделей можно установить:
·                     по характеру отношений между управляющими и управляемыми
1.                Доминирование управляющих
2.                Конструктивное равноправие сторон
3.                Доминирование управляемых
·                     по способу принятия решений
1.                Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.
2.                Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.
3.                Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято
·                     по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель
Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.
·                     по ситуациям, в которых обосновано применение той или иной модели
    продолжение
--PAGE_BREAK--Например, экстремальные ситуации оправдывают применение авторитарной модели, а в ситуации сплочения группы лучше демократический стиль.
4. Изучение малых групп
1. Эксперимент
Это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами.
Схема эксперимента:
1.                выдвижение гипотез
2.                выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта)
3.                определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта.
4.                подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.
Пример:
Хоторнские эксперименты (1927-1932)
Тема: Повышение производительности труда.
1.                Условия труда — фактор производительности.
Факторная характеристика — освещенность рабочего места,
нейтральная — содержание труда,
контрольная — производительность труда.
2.                Организация труда
Факторная характеристика — продолжительность и частота перерывов, дополнительный свободный день, завтраки за счет фирмы.
Производительность труда не снизилась и после отмены этих условий.
3.                Социологи обратились к наблюдениям за рабочими и администрацией, к массовым опросам рабочих и беседам с администрацией. Им нужна была новая гипотеза. Они заметили факт группового поведения рабочих. Группы, которые имеют неформальных лидеров, группы, которые задают темп труда, способные контролировать трудовое и досуговое поведение своих членов. Было выявлено, что большое значение имеет характер взаимоотношений между рабочими и администрацией.
4.                Гипотеза: характер взаимоотношений в группах — главный фактор производительности труда.
  Оказалось, групповые нормы — главный фактор производительности труда.
Выводы из эксперимента:
Они стали известны благодаря трудам Э. Мэйо. Эти выводы легли в основу управленческой доктрины человеческих отношений.
Суть доктрины:
·                     Индивидуальное вознаграждение труда должно быть дополнено вознаграждением групповым
·                     Экономическое вознаграждение должно быть дополнено вознаграждением социально-психологическим. Это повышает удовлетворенность трудом.
·                     Администрация должна склонять рабочих к сотрудничеству, используя некоторую демократизацию управления, манипулируя системой экономических и моральных поощрений.
Еще один метод для изучения малых групп:
2. Метод социометрии (Я. Морено)
Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы. Социометрия — проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта — малая группа — модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений — структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами.
Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей. С т.з. Морено социометрия не только метод изучения, но и народная социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта Морено: в проекте Морено «само человечество становится экспериментатором, а бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников». Социометрия в современной социологии — это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создает спец. вопрос — социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты. По результатам социометрического опроса заполняется таблица, представляющая собой данные о сделанных и полученных выборах, т.н. социологическая матрица. Результаты опроса могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру межличностных связей.
Социоматрица
Кто
1
2
3
4
5
S
1
0
0
1
1
0
2
2
0
0
0
1
0
1
3
1
0
0
1
0
2
4
1
0
1
0
0
2
5
0
0
1
1
0
2

Лекция 10. Социальная структура
Содержание понятия структура включает совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта. Структуру объекта характеризуют: количество составляющих элементов, порядок их расположения, характер зависимости между ними. Элементами социальных структур выступают индивиды, социальные общности и социальные институты.
1. Социальные общности
Социальные общности — это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов — это формы совместной жизнедеятельности.
Общности бывают:
·                     Статистические (номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей статистического анализа.
·                     Реальные
·                      
o         Массовые (агрегаты)
o         Групповые
o         Малая социальная группа
o         Большая социальная группа
Например, горожане могут быть статистической и реальной общностью. Статистической когда по прописке, реальной, когда по-настоящему использует городские условия жизни. Массовые общности — это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы. Групповые общности — большие и малые социальные группы.
К большим социальным группам можно отнести:
·                     этнические общности (расы, нации, народности, племена),
·                     социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),
·                     социально-демографические общности (общества, выделяемые по половозрастным признакам),
·                     социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны).
Социально экономическое разделение труда
Общественное разделение труда предполагает распределение и закрепление занятий между участниками процесса общественного производства (в социологическом смысле общественное производство подразумевает воспроизводство обществом самого себя, т.е. производство необходимых для жизни материальных объектов, комплексов, идей, воспроизводства определенных отношений между людьми, а также восполнение самого населения).
Виды общественного разделения труда:
1.                Половозрастное разделение труда.
2.                Предметная специализация.
3.                Функциональное разделение труда (разделение производства и управления).
Соц. экономическая неоднородность труда, т.е. разделение труда на организаторский и исполнительский, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный,…
Различный доступ к ресурсам собственности и власти. Собственность предполагает отношения между участниками процесса производства по поводу распоряжения, владения и присвоения средств производства и продукта труда.
Власть — способность социальных субъектов определить цели и направления деятельности других субъектов в собственных интересах, а также распоряжаться ресурсами, формировать и навязывать нормы поведения, предоставлять привилегии.
Социально экономическое разделение труда формирует социальные различия и таким образом создает основу социального неравенства.
Соц. дифференциация — различия между индивидами и группами, выделяемые по ряду признаков.
Основные:
Признак
Показатель
Выделяемые группы
Экономический
Наличие/отсутствие частной собственности, вид и величина дохода, материальное благосостояние.
Собственники и не имеющие частной собственности; Высокооплачиваемые и низкооплачиваемые слои; богатые, средне обеспеченные, бедные.
Разделение труда
Сфера приложения труда, вид и характер труда, уровень квалификации.
Работники различных сфер общественного производства, высококвалифицированные и низкоквалифицированные.
Объем властных полномочий
Возможность оказывать влияние на окружающих через должностное положение.
Рядовые работники, менеджеры различных уровней, руководители государственного управления различных уровней
Дополнительные признаки:
1.                Половозрастные характеристики, сказывающиеся на социальном положении.
2.                Этно-национальные характеристики.
3.                Религиозная принадлежность.
4.                Культурно-мировоззренческие позиции.
5.                Родственные связи.
Признаки, определяющие потребление благ и образ жизни.
1.                Район проживания (размеры и тип жилища)
2.                Места отдыха, качество медицинского обслуживания…
3.                Потребление культурных благ (объем и характер полученного образования, объем и характер получаемой информации и потребляемой культурной продукции).
Социальные признаки в каждом обществе выстраиваются в некую иерархию.
Социальная стратификация — это иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. (Социальная стратификация — расслоение общества).
Стратификационная система подразумевает характер социального расслоения и способ его утверждения.
Тип системы
Основа дифференциации
Способ детерм. различий
Физико-генетическая
Естественные признаки: пол, возраст, физические данные
Физическое принуждение, обычай
Рабовладельческая
Права собственности и гражданства
Военное принуждение
Кастовая система
Религиозное и этническое разделение труда
Религиозный ритуал
Сословная
Обязанности перед государством
Право
Этакратическая (власть государства)
Ранги во властной иерархии
Военно-политическое господство
Классовая
Размеры собственности (на средства производства)
Рыночный обмен
Социально-профессиональная
Род занятий и квалификация
Образовательные сертификаты
Культурно-нормативная
Стиль жизни
Моральное регулирование и подражание
Культурно-символическая
Обладание сакральным (священным) знанием
Манипулирование (религиозное, технократическое, идеологическое)
Каждое общество выступает сложной комбинацией различных типов стратификационных систем и их переходных форм.
Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества.
1.                Постепенное становление классовой системы при сохраняющемся влиянии этакратической.
2.                Происходят изменения в структуре занятости. Появляются новые профессии, развивается самозанятость.
3.                Поляризация по имущественному признаку. Формируются слои сверхбогатых и тех, кто находится за чертой бедности.
4.                Актуализация физико-технической системы стратификации.
2. Социальная мобильность
Термин социальная мобильность введён П.А. Сорокиным в работе 1927г.
Социальная мобильность подразумевает любой переход индивида или группы из одной социальной позиции в другую. Различают мобильность индивидуальную или групповую, а также мобильность горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность включает восхождение и нисхождение.
Восхождение — индивидуальное перемещение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью, или восхождение целой группы.
Нисхождение - всё наоборот.
Каналы социальной циркуляции:
Армия
Церковь
Образование
Брак
Политические и профессиональные организации.
Факторы социальной мобильности — условия, влияющие на мобильность. Они будут рассмотрены на микро и макро уровне.
Факторы социальной мобильности на микроуровне — это непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.