Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа с семьями наркоманов и алкоголиков

--PAGE_BREAK--—чувство вины родителей перед подростком и друг другом.
Часто родители склонны воспринимать ситуацию как се­мейную трагедию, что автоматически распределяет роли: «ви­новник — жертвы». Тогда неизбежными становятся тотальное недоверие и конфликтность, манипуляции и лживость. Либо у родителей развивается фобия утраты, что формирует активную (потворствующую или опекающую) протекцию у матерей и ра­стерянность и пассивность у отцов. Семейный кризис на этом этапе максимально обостряется. И даже если в этот период нар­коман проходит курс медицинского лечения, ремиссия, как пра­вило, не бывает продолжительной.[4] Обращение наркомана или его родителей за психологичес­кой помощью является моментом перехода к третьей стадии, на которой разворачивается семейная терапия и реализуется пси­хологическая помощь родителям.
Задача-минимум — изменить семейную ситуацию и сделать принципиально невозможным возврат к прежней системе от­ношений.
Задача-максимум — нормализовать и реконструировать ос­новные функции семьи, активизировать личность как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу. Парадоксальность ситуации может заключаться в том, что движение подростка от наркомании может одновременно означать для семьи движение к разводу. Как бы то ни было, мы счи­таем, что работа с семьей наркомана — это, по сути дела, содействиев принятии членами семьи новых ответственных решений но поводу себя и своего места в семье.

1.2. Групповая работа с родителями наркоманов. Поскольку, как это было показано выше, подростковая нар­комания является семейной проблемой, важной составляющей вторичной профилактики наркомании стала работа с родителя­ми. В структуре системного терапевтического воздействия на семью наркотизирующегося подростка важную роль играют групповые формы работы с родителями. Существенным явля­ется, на наш взгляд, то, что работа с ними может вестись как па­раллельно с реабилитационной программой наркомана, так и не­зависимо от нее. Даже если наркоман избегает лечения, родите­ли, посещающие родительские группы, могут изменить свое от­ношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка. Клиническая практика подтвердила и необходи­мость, и полезность таких групп.
Анализ литературы, посвященной групповым формам ра­боты с родителями, показывает, что при ее организации возмож­но использование различных моделей. Так, это могут быть:
•     психодинамически-ориентированные группы (В. Шутц, А. Адлер);
•     дискуссионные группы (по модели, например, Р. Дрейкуса);
•     группы, основанные на модели группового психологичес­кого консультирования (X. Джайнотт);
•     группы, основанные на идеях гуманистической психоло­гии (К. Роджерс, Т. Гордон, М. Снайдер);
•     группы, основанные на идеях о диалогической природе че­ловеческой личности (М. М. Бахтин);
• бихевиористски — ориентированные группы (А. Бандура, Дж. Роттер);
 системы, связанные с религиозными взглядами на воспитание детей и родителей (Р. Кэмпбелл).
Наш опыт работы с родителями и другими членами семьи наркомана показывает высокую эффективность групп, основан­ных на идеях и принципах трансактного анализа (Э. Берн).
Однако очевидно, что при выборе той или иной модели групповой работы необходимо учитывать специфические осо­бенности психического состояния родителей наркоманов.
В настоящее время для описания психического состояния, развивающегося у членов семьи химически зависимого пациен­та (наркомания, алкоголизм, токсикомания и др.), широко ис­пользуется термин «созависимость». Понятие «созависимость» используется как для описания психического состояния отдель­ных членов семьи (созависимый), так и для характеристики внут­рисемейных отношений в целом. Однако, несмотря на то, что этот термин начинает широко использоваться в психотерапев­тической практике с конца 70-х годов, он тем не менее продол­жает оставаться «нечетким и размытым», а сам феномен созависимости недостаточно исследованным. Мелоди Битти, ана­лизируя термин «созависимость», приводит несколько опреде­лений, данных весьма авторитетными в области обсуждаемых проблем специалистами.
Созависимость — это «эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил — правил, которые препятствовали открытому выраже­нию чувств, а также открытому обсуждению личностных и меж­личностных проблем».
Неопределенным продолжает оставаться не только понима­ние сути созависимости, но и ее статуса: является созависимость болезнью или нет? По этому поводу существует несколько то­чек зрения, иногда противоречащих друг другу:
• созависимость — это нормальная реакция на людей с на­рушениями в поведении;
• созависимость — это хроническое прогрессирующее забо­левание.
Мы полагаем, что ответить на вопрос: является ли созави­симость болезнью или нет, однозначно нельзя, поскольку она является многоуровневым феноменом со сложной детермина­цией. И то, что на одном уровне может быть определено как бо­лезнь, на другом уровне не является таковым.
Наша точка зрения заключается в том, что созависимость — это защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт. Сторонами конфликта при этом выступают крайне противоречивые отношения со значимым человеком (значимы­ми людьми) и индивидуализированная система культурных норм, ценностей, предписаний и т.п.[5]
Созависимость при этом выражается в поведении, направ­ленном на разрушение одной из сторон конфликта. Очевидно, что такое поведение является саморазрушающим. Таким образом, в отношении семьи наркомана, на наш взгляд, уместно опреде­ление саморазрушающейся семьи.
Анализ существующих дефиниций созависимости позволяет выделить некоторые существенные параметры этого феномена.
1.  Созависимость связана с нарушением возможности от­крытого выражения чувств и обсуждения личностных и межлич­ностных проблем.
2.  На поведенческом уровне созависимость проявляется в виде стереотипных форм.
3. Созависимость связана с выхолащиванием и обеднением эмоциональной сферы личности.
4.  Созависимость выражается в перемещении фокуса от­ветственности и контроля со своей жизни на жизнь другого человека.
5.  Созависимость — это реактивный процесс, смысл и цель которого заключаются в снятии внутриличностного конфликта способом саморазрушающего поведения.
Исследование структуры и динамики реакций родителей подростка, употребляющего наркотики, показало, что обнару­жение употребления ребенком наркотиков приводит к разви­тию особого синдрома, который мы называем синдромом ро­дительской реакции на наркоманию (СРРН).
В структуре СРРН наиболее отчетливо выражены:
— у матерей, фобия утраты ребенка, чувство вины, стыд, вос­питательная неуверенность, проекция на ребенка собственных отвергаемых черт;
— у отцов: эмоциональная и поведенческая неустойчивость, воспитательная неуверенность, отвержение ребенка, отверже­ние материнского стиля воспитания.
Таким образом, созависимость в семьях наркоманов — это саморазрушающее поведение, возникающее на основе СРРН.
По мере развития СРРН, как и при любой болезни, родите­ли наркомана приспосабливаются и начинают «выжимать» мак­симум выгод из своих невротических симптомов и защит. Сим­птомы и защиты приобретают социальную функцию, форми­руются особые внутрисемейные роли, заменяющие отношения близости, приносящие психологические преимущества, например, ощущения типа «Я за своего ребенка...», «Я все для него сдела­ла», «У меня уже другой заботы нет...», в которых ярко выражено чувство вины за отсутствие искренности и близости с ребенком раньше. Возможно, таким «психологическим купоном» являет­ся сочувствие. Однажды добившись чего-либо, люди пытаются добиться того же теми же средствами.
Таким образом, приобретаются «вторичные выгоды», кото­рые выступают как мощные детерминанты внутрисемейных от­ношений, в которых скрыты факторы, провоцирующие срывы в период реабилитации и прерывающие ремиссию.
В родительско-детских отношениях СРРН проявляется в том, что у матерей формируется опекающая (60%) и потворствующая (30%) гиперпротекция, что выступает как положительное подкрепление наркоманского поведения у детей. У отцов фор­мируется неустойчивый стиль родительско-детских отношений, что в поведении часто проявляется как противоречивые воздей­ствия, близкие к ситуации «двойного зажима».
Различия в стиле родительско-детских отношений, наличие в структуре СРРН несовместимых элементов, отвержение отца­ми воспитательного стиля матерей — все это приводит к тому, что отношения в супружеской паре ухудшаются, развивается острый кризис внутри брачной пары.
В подавляющем большинстве семей это приводит к тому, что структура семьи стремительно меняется: мать и наркотизирую­щийся ребенок создают коалицию с жесткими, ригидными вне­шними границами и обостренными, максимально напряженны­ми эмоциональными отношениями внутри. Брак в этом случае практически разрушается.
Важным, на наш взгляд, является поведение братьев и сес­тер по отношению к родителям и наркоману. Несмотря на то, что реакции братьев и сестер, отличающихся от наркомана по возрасту и полу (старше — младше; однополые — разнополые), существенно разнятся, у них есть общее основание — позиция контролирующего родителя по отношению к нарко­ману. Очевидно, что такое поведение детей-наркоманов в се­мье становится дополнительным источником напряженности и конфликтов и приводит к еще большей спутанности отно­шений и внутрисемейных ролей.
Таким образом, основные элементы семейных отношений приобретают патологический и психотравмирующий характер.
Реализация в групповой работе с родителями наркоманов принципов гуманистической психологии, безусловно, способ­ствует оказанию им эмоциональной и социальной поддержки. Однако наиболее важным, на наш взгляд, является принятие ро­дителями ответственности за свое поведение и свою жизнь, чему способствует реализация модели группового психологического консультирования, методологической основой которого высту­пает трансактный анализ Э. Берна.
Участники группы в этом случае воспринимаются как дееспособные субъекты, способные нести ответственность за свое поведение и решение своих про­блем. Руководитель поддерживает коммуникации в группе из эго-состояния Взрослый. Освоение участниками группы терми­нологии структурного и трансактного анализа дает возможность для эффективного исследования ими особенностей внутрисе­мейных отношений, внешней и внутренней коммуникации. Использование модели психологического консультирования и методологии трансактного анализа позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач, непосредственно вытекающих из отме­ченных выше особенностей семей наркоманов и их родителей:
•     повышение ответственности за свое поведение и свою жизнь;
•     развитие готовности к творческому реагированию на нар­команию ребенка;
•     повышение психологической компетентности и расшире­ние сознания;
•     изменение реакции на проблему (от поиска причин к по­иску решений);
•     развитие реалистичности мышления и осознания отно­шений;
•     повышение способности к наблюдению.
Очевидно, что перечисленные задачи совершенно различ­ны и по содержанию, и по структуре, и по методам их решения. Поэтому важнейшей характеристикой родительских групп яв­ляется, на наш взгляд, плюрализм методов, который дает воз­можность применить большое количество методов и средств в процессе терапии.[6]

Глава II. Роль социального работника в оказании помощи семьям с больными алкоголизмом.   2.1. Системный подход семьи в оказании помощи алкоголику. Социальному работ­нику следует отказаться от причинного мышления, пе­рестать воспринимать пьянство больного как причину несчастий его семьи. Необходимо рассматривать семью как систему, в которой каждый играет свою роль и является частью общей проблемы — алкоголизма. При системном мышлении алкоголизм уже не воспринимается как пробле­ма одного человека, а рассматривается как симптом нару­шения нормального функционирования семьи. Тогда становятся понятны причины болезни всей семьи. Если со­циальный работник поможет жене больного избавиться от прежних ошибок в поведении весьма вероятно, что ее муж обратится за помощью к врачу. Таким образом, если потя­нуть за одно звено — можно вытянуть всю цепочку.
Однако семья, как любая система, стремится к сохране­нию некоего равновесия и именно поэтому является зак­рытой, почти непроницаемой, причем настолько, что даже отвергает предлагаемую помощь. Чем больше давление из­вне, тем сильнее сопротивление системы. В работе с семьей алкоголика необходимо проявлять огромное терпение. Со­циальный работник должен понимать, что изменения здесь не происходят в одночасье, по принципу «пришел, увидел, победил» — для этого требуется время, и порой весьма про­должительное.
Чтобы сохранять равновесие, семья как система реаги­рует на алкоголизм одного из своих членов тем, что адапти­руется, приспосабливается к нему. Основной метод адаптации — отрицать существование проблемы. Сохранение в тайне алкоголизма и связанных с ним негативных последствий (драк, морального разложения, плохого выполнения роди­тельских, профессиональных обязанностей) — главный фо­кус, в котором сходятся интересы всех родственников семьи.
Семья сокращает свои связи с другими людьми до миниму­ма, старается отсекать от себя всякие источники влияния и помощи извне. Члены семьи как бы берут на себя ответст­венность за поддержание стабильности в системе. Они изо всех сил стремятся контролировать ситуацию, которая в принципе контролю не поддается.
Важный принцип системы — ее целостность. Целое — это нечто большее, чем простая сумма элементов. Сложен­ные вместе, они еще не образуют систему. Ее важнейший признак — взаимодействие элементов. Семья алкоголика может плохо функционировать не потому, что состоит из плохих людей, а потому, что ее члены пользуются плохими правилами поведения, не научены правильно взаимодейст­вовать (например, не умеют решать конфликты без аг­рессии). Для поддержания взаимодействия очень важна обратная связь. В семье больного алкоголизмом она может быть нарушена. Например, муж сильно напился, не смог выйти на работу, а жена старается скрыть истинную причи­ну прогула, ссылаясь на плохое самочувствие мужа, необхо­димость поездки к заболевшим отцу или матери и т.п. Муж не испытывает на себе результатов своего пьянства, по­скольку жена не дала сработать обратной связи, и продолжа­ет пить… Чем безответственнее ведет себя муж, тем больше ответственности берут на себя другие члены семьи.
В семье больного алкоголизмом работают негативные обратные связи. Все стараются сохранять существующее по­ложение, боятся любых перемен. Здоровая семья также стремится к сохранению стабильности, но в ней благодаря позитивным обратным связям возможны динамика взаи­моотношений, восприятие новых суждений, духовный рост каждого. В противоположность этому неизменность системы семьи больного алкоголизмом затормаживает всякое разви­тие ее членов.[7]
Обратные связи поддерживаются существующими в семье правилами. Эти правила могут быть открытыми, про­износимыми вслух, как, например, такое: «Дети должны возвращаться домой не позже 22 часов». Они могут быть скрытыми, но тем не менее известными всем. Например, отец убежден, что жену нужно бить, держать ее в страхе, и хотя он никогда не высказывает это мнение, дети его знают и тоже усваивают подобное отношение к женщине.
Взаимодействие в системе осуществляется через рас­пределение ролей между всеми ее членами. Однако главное в каждой семье — и благополучной, и неблагополучной — это супружеская диада, то есть отношение мужа и жены к самим себе и друг другу. Это влияет на всю семью. Если отношения родителей нормальны, у детей есть возможность развиваться нормально. Если супружеские отношения запу­таны и разлажены, то дети неизбежно испытывают на себе стресс, что вызывает отклонения в их поведении.
В семье больного алкоголизмом присутствует доминан­тно-подчиненный тип взаимодействия. Один или оба супруга могут иметь претензии к другому, испытывать недовольст­во, страдать от стресса, причем досада может прорываться только под воздействием алкоголя. В такой супружеской диаде каждый попеременно занимает то главенствующее, то подчиненное положение, бывает то жертвой, то обвините­лем. Члены диады склонны меняться ролями; этот тип отно­шений называют «феноменом перевертыша». Когда один из супругов в хорошем настроении, другой — чем-то недово­лен; когда один желает близости, другой держит дистанцию. Супруги неспособны наладить гармоничные отношения и в то же время не могут расстаться. Доминирующее положение супруга исполнено следующего смысла: «Пока тебе плохо, я чувствую себя сильнее, надежнее, я более справедлив, могу контролировать себя, мне мало что угрожает». Подчиненное положение воплощает в себе следующий смысл: «Моя жизнь не удалась, и я намерен испортить и твою. Я ничего не могу с собой поделать и должен положиться на тебя».
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Побудова амперметру та вольтметру. Методи вимірювання фазового зсуву
Реферат Итальянское искусство XVIII века Зодчество
Реферат Правовые проблемы признания права собственности на самовольную пос
Реферат Концентрация, специализация, кооперирование таможенных органов
Реферат Виникнення людини
Реферат Из истории мобильной радиосвязи
Реферат Происхождение башкирского народа
Реферат Анализ и планирование хозяйственной деятельности предприяти ООО"ВИСТрейд"
Реферат Догляд за хворими із патологією нирок та сечовидільних шляхів
Реферат Порівняння стану розвитку кредитних спілок в різних країнах світу
Реферат Экономические циклы Н.Д. Кондратьева
Реферат Плоскі діелектричні хвилеводи для ТІ поляризації
Реферат Early History Of The Pipe Organ Essay
Реферат My Generation Essay Research Paper My GenerationTo
Реферат Теории деформационного упрочнения монокристаллов