--PAGE_BREAK--
В моногамной патриархальной семье глава семьи являлся исключительным и единственным владельцем имущества. Непосредственная причина возникновения данного типа семьи — появление личной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании. Примером такой семьи может служить древнеримская «фамилия». В нее входили жена главы, сыновья (до смерти отца), дочери (до замужества), подопечные патрона («клиенты»), а также домашние рабы. Родство определялось с мужской стороны. Глава семьи имел все права. Он мог наказывать членов семьи, выдавать замуж дочерей и женить сыновей, определять им на случай своей смерти попечителя и т.д. Подобный тип семьи до недавнего времени существовал в Китае.
Индивидуальная (брачная, супружеская) семья являлась и является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире. Она характерна тем, что получила не только общественное, но и юридическое признание. Она образуется в результате особого акта бракосочетания. В семью входят лишь ближайшие родственники: муж, жена, малолетние дети или же сыновья и дочери, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными. Происхождение определяется по обеим линиям — мужской и женской.
Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно- и полигамию. Моногамная семья – такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличие от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.
Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.
В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из 2-х или более супружеских пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.
Средняя величина семьи колеблется от 3 среди городского населения Латвии и Эстонии до 6-7 среди сельского населения Казахстана, Туркменистана и Таджикистана. В распределении семей по величине можно выделить три региона: с преобладанием малых семей – Прибалтийские страны, Украина и большая часть России; с преобладанием средних семей включает Белоруссию, Грузию, Молдавию; с преобладанием больших семей включает страны Средней Азии, Армению, Азербайджан.
Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование семьи – вступление в первый брак; начало деторождения – рождение первого ребенка; окончание деторождения – рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
Жизненный цикл также называют моделью развития семьи, которая исследуется по шкале возраста супругов (или одного из них).
1.3 Историческое развитие семьи
Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Проблема ее исторического развития является предметом многих теорий в рамках общественных наук. Создавая научную материалистическую теорию исторического развития семьи, Ф. Энгельс использовал результаты этнологических исследований американского ученого Льюиса Моргана (1818-1881) который долгое время жил в племени Сенека североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в частности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге «Древнее общество».
В своем исследовании семейных и родственных отношений Л. Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет, т.е. половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими нормами. В дальнейшем, с установлением запрета на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определенные формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Л. Моргана, большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуалъная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.
При всем различии точек зрения на движущие силы истории, тем не менее имеется некий набор фактов, характеризующий смену форм общества и семьи. Здесь мы не будем рассматривать изменения семьи в доинду-стриальную эру. Наша задача зафиксировать семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального общества к индустриальному3.
Отметим, что, вряд ли можно найти еще какое-либо социальное явление, которое претерпело столь существенные изменения в процессе перехода к современному обществу. Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось и сказывается и, может быть, еще скажется на всем развитии общества.
Обычно в этих целях используется сравнение «традиционной» и «современной» модели семьи. При «традиционализме» прежде всего, бросается, а глаза родственно-семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, напротив, отделяет родство от социально-экономической и политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида. Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя Модернистская модель связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях.
Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей, женщины, участвующие в наемном внесемейном труде продолжают вести домашнее хозяйство. В феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как итог господства мужчин, поэтому часто желательное «равноправное» распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом «демократизации» семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются «оптимальные модели» семейного «равенства». Однако методология исследования, разработанная для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики, поскольку сама установка ученых на «демократизацию» семьи не согласуется с законами функционирования малых групп.
В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при традиционализме, контрастируют с резким размежеванием дома и внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности отношений слоев и каст, напряженной конкурентности и опасности внешнего окружения в условиях модернизма.
В-четвертых, социальная и географическая мобильность при традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от высокой мобильности, присущей в условиях модернизма, тем, что проявляет индивидуальную активность.
В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей. Доминирование родительского авторитета и мужского влияния по мере модернизации становятся менее престижными, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижений, самоактуализации и т.п., что вызывается сменой основного типа семьи — расширенной семьи — нуклеарной семьей.
В-шестых, переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).
В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
В-восьмых, от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом).
В-девятых, переход от традиционной культуры с жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни (посредством приближения к физиологическим границам — срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака).
Своеобразной квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше семейных изменений является, в-десятых, переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены, реальные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для общества уровне).
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ СЕМЕЙНО-РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Современная семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и в Казахстане, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные. В 1991 г. в стране родились 1,8 млн. детей, в 1992 г. — 1,6 млн., в 1993 г. — всего 1,4 млн. Если прирост населения в Казахстане будет оставаться таким, то через тысячу лет от казахстанцев останется менее 150 человек4.
Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. И если на Западе этот процесс происходил постепенно, эволюционно, то в Казахстане его революционный характер привел к тому, что c 1980 по 1990 г. количество людей, состоящих в браке, на количество человек населения уменьшилось на 1,7 пункта, a c 1990 по 1992 г. — на 1,8. To есть всего за два года сократилось больше, чем за последние 10 лет, и процесс этот стремительно набирает скорость.
Наряду c традиционными функциями, связанными c рождением и воспитанием ребенка, c решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.
Семья как фундаментальный социальный институт сталкивается c непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.
Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить c другими трудности и радости жизни.
Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики явно вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей c детьми показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации — подрастающего поколения, будущего страны.
Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:
1) ростом числа малодетных семей;
2) приростом числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;
3) тенденцией к отделению молодых семей от родительских (нук-леаризация);
4) увеличением доли семей c одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.
Сегодня преобладающий тип семьи — это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов c детьми или без них (67% семей).
Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей (молодые семьи, еще не имевшие детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно); c одним ребенком; c двумя детьми.
Еще 12% супружеских пар живут c одним из родителей супругов или c другими родственниками.
Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в Казахстане очень мало — всего 3,4%, что подтверждает интенсивность нуклеаризации семей.
Значительную долю составляют неполные семьи — 13%. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка5.
Данная типология семей используется при разработке материалов переписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные связи и наличие детей.
Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию — объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку в семье один кормилец, в трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. По состоянию на конец 1993 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы c детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, — это семьи cc родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная категория семей c объективно ограниченными материальными возможностями — это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн.6 детьми-инвалидами. В 1993 г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует назвать также семьи
Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи c малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.
В особом положении находятся студенческие семьи c детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).
Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, — это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.
По данным МВД Казахстана, на учете в органах милиции находятся свыше 620 тыс. подростков-правонарушителей и 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками, в 40% устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни. Выборочное криминологическое обследование показало, что 36,5% подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где уже есть судимые. Спасаясь от жестокого обращения и насилия, около 50 тыс. подростков ежегодно уходят из дома, 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Усиливается тенденция жестокого обращения c детьми.
Мониторинговое исследование социально-экономического потенциала семей в 1994 г. показало, что общество практически перешагнуло допустимый рубеж имущественной дифференциации, (децимальный разрыв (показатель социальной стабильности) составил 27 при крайне допустимом значении 10) и стало социально дестабилизированным. В современных условиях за чертой бедности оказались не только социально уязвимые семьи (многодетные, неполные, семьи инвалидов и т.д.), но и семьи, считавшиеся прежде благополучными.
Таким образом, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% просто нищих, а на другом — 10% выигравших от проводимых экономических преобразований, включая слой 3—5% очень богатых людей; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в том числе и за пределы государства (в Казахстане сегодня около 1,5 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, как легальных, так и нелегальных);1 в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в Казахстане.
Итак, в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов. Это связано с вовлечением женщин в общественное производство, в социально-политическую жизнь страны. Это способствовало, с одной стороны, росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, но с другой стороны, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости. Кроме того, социально-экономическая нестабильность и падение жизненного уровня населения все большей мере отрицательно влияют на уровень естественного воспроизводства населения.
Подведем итоги. Можно выделить три основные «горячие точки» в современных семейно-брачных отношениях. Это проблема стабильности семьи, проблема рождаемости и проблема напряженности в сфере быта. Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признается безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идет только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют все более высокие требования.
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ В РК
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.
К настоящему времени сложились четыре основные формы социальной государственной помощи семьям, имеющим детей.
1. Денежные выплаты семье на детей и в связи c рождением, coдержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям c детьми, родителям и детям.
3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).
4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).
В Казахстане все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи c этим основными задачами социальной защиты станут:
1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей c детьми и др.
2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня, предоставив населению социальных услуг, поддержку не государственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников. продолжение
--PAGE_BREAK--