Реферат по предмету "Социология"


Социально-психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. Проблема подростковойбеспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорностив России
1.3 Особенности подросткового возраста ипроблема беспризорности
ГЛАВАII. Психологические причины проблемыбеспризорности в России: Результаты исследования
2.1Описание этапов и методов исследования
2.2 Исследование причин подростковойбеспризорности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьисследования. Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненныхдля страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности,говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищныйком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашейпсихологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорныхсопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальноесиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих вматериально благополучных семьях.
Психологическиеаспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсииприобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость.Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальныхчеловеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением ивремяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.
Подростковаябеспризорность – социально-психологическое явление, при котором происходитотрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительнымипризнаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй,родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных длячеловеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми вобществе (попрошайничество, воровство) подчинение неформальным законам [1, с.56].
Объект исследования:подростковая беспризорность
Предмет исследования:психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности
Цель исследования:изучить психолого-педагогические аспекты проблемы подростковой беспризорности вРоссии.
Гипотеза исследования:мы предположили к значимым факторам подростковой беспризорности можно отнести:деструктивные семьи, семейные кризисы, психолого-педагогическуюнесостоятельность родителей, социально-демографические факторы, конфликтныевзаимоотношения подростков с родителями.
Достижению поставленнойцели служат следующие задачи:
1) провеститеоретический анализ литературы по теме исследования: дать общую характеристикуподростковой беспризорности, проблеме возникновения подростковой беспризорностии рассмотреть особенности подросткового возраста;
2) на основе анализалитературы выявить факторы, оказывающие влияние на явление подростковойбеспризорности в России;
3) описать результатыисследования;
4) проверить гипотезуисследования, дать обобщение и интерпретацию полученных результатов;
5) сформулироватьвыводы.
Методы исследования: теоретическийанализ литературы по проблеме исследования: анализ, синтез, обобщение.
Научная новизна.Доказано, что причиной возникновения подростковой беспризорности являютсядеструктивные семьи.
Теоретическаязначимость. Заключается в изучении подростков предрасположенных кбеспризорности и особенностей развития подростков. Изучение и знание даннойтемы может использоваться в процессе воспитательной и коррекционной работы,направленной на успешную социализацию подростков.
Практическаязначимость. Данное исследование может быть использовано при работепрактического психолога для проведения коррекционной работы с подростками изнеблагополучных семей.
База исследования.Исследование причин подростковой беспризорности проводилось на базе МОУ СОШ №5п. Октябрьского Краснодарского края. Выборка составила 45 человек.
Структура работы: работасостоит из введения, главы I(теоретическая часть), главы II(практическая часть), заключения, списка используемой литературы и приложения.
подростковыйбеспризорность социальный россия

ГЛАВА I.Проблема подростковой беспризорности: социально-
психологические аспекты
1.1 Понятиебеспризорности
Милосердиек детям и забота о них, особенно беспризорных, совпадает с распространением иукреплением христианского мировоззрения. С точки зрения обычного древнерусскогочеловека, оказывающего помощь беззащитному, он тем самым спасал свою душу.
Историяразвития детского призрения в России началась со времен Великого князяВладимира (Святого), положившего начало христианизации Руси. Он поручилпризрение, попечение и надзор над сиротами духовенству. Его преемник, Великийкнязь Ярослав Мудрый, учредил сиротское училище, где дал кров и обучил на своисредства более 300 юношей. Призрение бедных и страждущих было одной из главныхзабот Владимира Мономаха, который завещал своим детям: «Всего же паче убогих незабывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту»[4,c.76].
ВКиевской Руси призрение детей-сирот было либо частным делом князя (как наиболеебогатого и могущественного человека), либо возлагалось на церковь, которая ужепо одному своему учению и наличию у нее значительных материальных ресурсовдолжна была заниматься этим, а благотворительность в отношении беспризорныхдетей рассматривалась как высшая богоугодная акция, вытекающая из духовныхпобуждений того времени.
Прямоепопечение о беспризорных детях с помощью специальных учреждений появилось вначале XVIII века, когда Новгородскиймитрополит Иов построил по собственной инициативе за счет церкви в 1706 году вХолмово-Успенском монастыре «сиропитальницу» для «зазорных» младенцев. Помимотого приюта, в то же время было открыто еще 10 подобных заведений.
Угрожающиеразмеры беспризорность приняла после революции 1917 года. Сказалисьхозяйственная разруха, голод, эпидемии, вызванные империалистической ипоследовавшей за ней гражданской войнами. Ни одна страна в мире не знала в XXвеке таких социальных потрясений, как Россия.
Вфеврале 1917 года было образовано Министерство социальной помощи, в составекоторого работало управление помощи беспризорным детям и нуждающимся. В ноябретого же года его функции перешли к Наркомату государственного призрения, на которыйв числе прочих были возложены обязанности материнства и детства и помощинесовершеннолетним (в апреле 1918 года переименован в Наркомат социальногообеспечения).
В1925-1926 годах обстановка с беспризорностью в стране несколько улучшилась засчет сокращения числа беспризорных детей. В то же время социологическиеисследования того периода, опубликованные в журнале «Друг детей» (№ 7 за 1926г.), показывают, что беспризорники уже перестали быть «наследием гражданскойвойны» и даже голода в Поволжье, хотя влияние этих событий и продолжалосказываться. Приток новых беспризорных в 1925-1926 годах происходил в основномиз городских семей (до этого из деревни) и, более того, из семей рабочих. Детипокидали свои дома вследствие сиротства, неблагоприятных отношений сродителями, тяжелого материального положения семей, связанного с безработицей[5,c.67].
Темвременем руководство страны продолжало принимать многочисленные решения ипостановления, посвященные борьбе с детской беспризорностью. 8 марта 1926 годабыло принято специальное постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об утрате положения омероприятиях по борьбе с детской беспризорностью. 20 июня 1927 года ВЦИК и СНКутвердили трехлетний план действий по борьбе с беспризорностью, подготовленный наркоматомпросвещения. Данный план предполагал выполнение трех основных задач:
— полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детскихучреждений;
— ускорение выпуска детей из существующих действий при осуществлении их серьезнойпрофессиональной подготовки, возможность легко начать самостоятельную жизнь;
— развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность
(организациястоловых для малообеспеченных семей).
Новыйрост беспризорности пришелся на военные и послевоенные годы. Он связывался нетолько с военными потерями. Данные 1945 года РСФСР свидетельствуют, что средидетей, поступивших в дома ребенка, доля тех, чьи родители погибли на фронте илив оккупации, составило около 20%. В числе других причин беспризорности были:голод 1946 года, тяжелые материальные условия жизни большинства населения,новая волна репрессий, последовавшая за указами об усилении уголовнойответственности за мелкие хищения.
Общаячисленность детей, оставшихся без присмотра родителей после войны составлялапримерно 3 миллиона человек. Так численность детей до 17 лет, потерявших связьс родителями, составляла примерно 2,5 миллиона человек.
Ростдетской беспризорности потребовал структурных изменений в системе социальнойзащиты детей – сирот. В 1942-1943 годах были приняты постановления СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» и « Об усилении мер борьбы сдетской беспризорностью, безнадзорностью». В них предусматривалось созданиекомиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, при местных советах, иорганизация отделов по борьбе в составе НКВД как центров для координации всейработы в этом направлении [6,c.43].
Такимобразом, вопросы устройства и воспитания детей, оставшихся без родителей,находились в ведении местных советов, а также министерства просвещения,здравоохранения, трудовых резервов, внутренних дел. В первые послевоенные годыведущим и координирующим органом был отдел по борьбе с детской преступностью ибезнадзорностью НКВД/МВД СССР.
Рольобщественных организаций в социальной защите детей – сирот и борьбе с детскойбеспризорностью сводилась к помощи государственным органам. Этой работойзанимались профсоюзы, которые организовывали шефство над детскими домами,собирали вещи и средства для их воспитанников, направляли своих представителейдля участия в работе детских комиссий при исполкомах.
Понятия«безнадзорность» и «беспризорность» часто путают «безнадзорный — лишенныйнадзора»; «беспризорный — 1) лишенный присмотра; 2) бездомный, живущий наулице» [1, с. 36, 40].
Судя по материалампедагогических энциклопедий, в 60-х годах беспризорность трактовалась какотсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенныхзанятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательноговоздействия в результате утраты родителей, ухода из семьи, бегства извоспитательного учреждения и других причин. Позже понятие «беспризорные дети»практически исчезло со страниц отечественных изданий, не говоря уже об официальныхдокументах. Считалось, что имелись лишь единичные случаи временного ухода детейиз семьи или из детских домов из-за конфликтов с родителями, воспитателями, впоисках приключений.
Между тем детскиеприемники, действовавшие в системе Министерства внутренних дел РФ, не пустовали.Они собирали под своей крышей не только потерявшихся детей иподростков-«путешественников», но и тех, кто забыл о собственном доме, жил, гдепридется, добывал средства к существованию нищенством, проституцией, кражами.Другими словами, в те годы беспризорность, уменьшившаяся в размерах, как быушла в тень, а потому этой проблемой серьезно не занимались [2,c.38].
Спустя 40 летбеспризорность видится как отсутствие у детей и подростков семейного илигосударственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни.
Термин «безнадзорность»(а не «беспризорность») стал фигурировать повсюду, когда речь шла о детскойпреступности и ее причинах. Словосочетание «безнадзорность и правонарушениянесовершеннолетних» становилось все более привычным. Тем более, что онополучило признание в правовых актах, юридической и некоторой другой официальнойлитературе.
Федеральный законРоссийской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ предлагает следующиетрактовки: безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведениемкоторого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполненияобязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законныхпредставителей либо должностных лиц; беспризорный — это тот же безнадзорный, ноне имеющий места жительства и места пребывания.
Осмысление приведенныхопределений позволяет заметить, что налицо не просто размывание, смешениепонятий, но и обозначение одного его признака через другой. Очевидно, что междубезнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь. Безнадзорностьслужит благоприятной почвой для беспризорности.
Безнадзорность естьотсутствие надзора (контроля) за ребенком, подростком. При этом не имеетзначения, в силу каких обстоятельств — объективного или субъективного свойства— этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанныхосуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные работники). А беспризорностьнаходится в совершенно другой плоскости. Это-характеристика положениянесовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести, ксожалению, такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силустечения каких-либо обстоятельств. Среди таковых главенствует безнадзорность,то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих ихлиц.
Безнадзорный ребенок, вотличие от беспризорного, как правило, живет под одной крышей с родителями,сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность ккому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофиии разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдаютсвободное время улице, бесцельному время препровождению. Безнадзорность детейнередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации,разрушению нормального процесса социализации ребенка.
В федеральной целевойпрограмме «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1997),а затем и в Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактикибезнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (1999) обращаетсявнимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится переченьгрупп детей, относящихся к этой категории. Это дети: потерявшие семейные иродственные связи; брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, необеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности иполноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; убежавшие изинтернатных учреждений; выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся безработы и средств к существованию; занимающиеся бродяжничеством,попрошайничеством; совершающие мелкое воровство; употребляющие спиртныенапитки, токсичные и наркотические вещества; получившие отсрочку отбываниянаказания; являющиеся жертвами сексуальных преступлений; вовлеченные впротивоправную деятельность, осужденные условно, всего 14 категорий.
К отличительнымпризнакам беспризорности относятся: полное прекращение всякой связи с семьей,родителями, родственниками; обитание в местах, не предназначенных длячеловеческого жилья; добывание средств для обеспечения жизни способами, непризнаваемыми обществом социально позитивными; подчинение кастовым криминальнымзаконам, предписанным беспризорникам «авторитетами». Отсутствие собственногожилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место.Совокупность всех вышеперечисленных признаков отличает беспризорного ребенка отдругих детей.
Беспризорность частосвязывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют родительскогоили государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующихвозрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения иразвивающего воспитания[4,c.127].
1.2 Проблемабеспризорности в России
Проблема безнадзорностии беспризорности несовершеннолетних волнует многих современных авторов. Помнению Л. Лавровой, нынешняя ситуация в России с беспризорностью исопутствующими ей наркоманией, проституцией, преступностью пока слабоосознается обществом как катастрофа. В целом по России из школ-интернатовежегодно убегает 20 тысяч детей, а из дома – около 50 тысяч, примерно 10% изних погибают.
До распада СССРпроблема детской беспризорности казалась настолько забытой для России, чтобольшинство справочных изданий ограничиваются лишь кратким упоминанием об этомфакте. В 90-х годах XX века проблемабеспризорности оказалась актуальной как для России, так и для других «новыхнезависимых государств», возникших в бывших республиках СССР. По Россиипокатилась четвертая за этот век волна беспризорности.
Если сравнитьсовременных беспризорников с детьми Великой Отечественной войны, тооказывается, что такого «беспредела», который творится в отношении детей сегодня,в блокадном Ленинграде не было. Как отмечает В. Шкварко, по улицам не бродилиброшенные на произвол судьбы, просящие милостыню, дети. В городе царилаобстановка доброты, взаимовыручки, самоотверженной заботы о спасении детей.Дети Победы, пройдя суровую школу жизни военных лет, были в большинстве своемжизнедеятельны и трудолюбивы, отличались усердием и дисциплинированностью,инициативностью и раскованностью. Эти качества широко распахнули перед многимииз них двери в творческую деятельность, науку, технику, культуру и искусство.Российским детям на рубеже двух тысячелетий выпала столь тяжкая доля, что ихвпору назвать «детьми Беды».
Многие дети становятсяобъектом насилия и торговли, вовлечены в наркотический кругооборот, становясьнередко жертвами губительного зелья. Большое число несовершеннолетнихроссийских граждан брошены родителями и обществом на произвол судьбы,превращаются в бомжей, добывающих пропитание путем попрошайничества, мелкихпреступлений и проституции [6,c.75].
К проблеме беспризорностиобращается и Е.Г. Слуцкий, который отмечает, что ни одна официальная служба нерасполагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты жесчитают, что в каждом крупном городе России от 20 до 45 тысяч беспризорныхдетей и подростков. По некоторым данным в Москве насчитывается около 60 тысячбеспризорных детей. По разным источникам, число беспризорных детей в России, водних случаях, составляет от двух до трех миллионов, в других – от полутора додвух миллионов. Такая неопределенность в подсчете количества беспризорныхобъясняется многими причинами, в частности, трудностями при их выявлении иучете.
Большинство из тех, ктопо долгу службы работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать всевозможное, чтобы ребенок не попал «на улицу», чем вернуть его «с улицы» кнормальной жизни.
Исследователисреди бродяжничающих, беспризорных подростков в зависимости от срока ихпребывания в уличной среде выделяют три уровня.
Кпервому уровню относят подростков, которые пробыли на улице меньше месяца. Ониеще не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение всвою семью (особенно младшие подростки). Они пытаются зарабатывать на жизнь —попрошайничают, собирают бутылки, иногда приворовывают у пьяниц.
Ковторому уровню относят подростков, которые пробыли на улице более месяца(иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокогообращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такиеподростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств,нередко и сексуальных связей. Спектр асоциального поведения их значительнорасширен по сравнению с детьми первого уровня. Попрошайничеству онипредпочитают воровство.
Ктретьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Такиеподростки уже приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в своюдеятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группуувеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шансыпопасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях этагруппа имеет тенденцию к увеличению [7,c.49].
Беспризорныеи безнадзорные дети имеют сложный социальный, медицинский ипсихолого-педагогический статус. Анализ проблемы беспризорности и безнадзорностипривел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети и подростки,тормозят их социальное, физическое, умственное развитие.
Проживаниевне семьи или интернатных учреждений, в подвальных и чердачных помещениях, вантисанитарных условиях, без медицинской помощи и регулярного питания подрываетсостояние здоровья детей, ведет к их социальной дезадаптации, разрушаетпознавательную деятельность, без которой невозможна их дальнейшая социализация.В социальные приюты дети поступают в состоянии истощения, отягощенного рядомсерьезных заболеваний. Так, нарушение психики отмечено у 70% беспризорныхдетей, почти 15% имели опыт употребления наркотиков и психотропных веществ, онинаиболее уязвимы с точки зрения заболевания ВИЧ-инфекцией. Социальное и психическоеразвитие беспризорных детей деформировано. Для них характерна низкая степеньсоциальной нормативности, искаженность ценностных ориентаций, мотивовповедения, низкий уровень знаний. Большинство начинают учиться читать, толькопопав в социально-реабилитационные учреждения [8,c.140].
Специалистыотмечают: беспризорный — это не обычный здоровый ребенок, растущий в условияхспокойной семьи или благоустроенного детского учреждения. Основныепсихофизиологические свойства детей, формирующихся в условиях бездомной жизни,черпают свое содержание из раннего включения ребенка в жестокую уличную борьбу,при отсутствии воспитывающей помощи взрослых и нормальной детской среды. Убеспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не наблюдается у другихдетей соответствующего возраста. Выражена эмоциональная возбудимость, котораячасто развивает привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю,азартным играм. Чувственные элементы половой жизни пробуждаются раньше обычныхфизиологических возрастных норм. Наблюдаются авантюристические устремления,взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость инедисциплинированность.
Условиябездомной среды рано ставят ребенка в положение реальной жизненнойответственности, что ведет к формированию ряда социально-биологических качеств.Специалисты выделяют следующие качества беспризорных детей: хорошаябиологическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающегомира, жизненная гибкость и активность. Беспризорного нетрудно обнаружить средидругих людей. Его поведение резко отличается от поведения сверстников,получивших нормальное воспитание. У беспризорных детей искажено нравственноесознание, в частности, понятия о добре и зле, ограничен круг потребностей,интересы носят примитивный характер.
Длябеспризорных подростков характерна низкая степень социальной нормативности. Ониживут не по тем нормам, которые считаются в обществе нравственными, а позаконам стаи. Им неведома дружба, которая является важнейшей потребностьюобычных подростков. Друга ищет только беспризорник-новичок, но вскоре и онначинает понимать, что в уличном мире нет дружбы, есть соседство, и если одиниз соседей исчезает, никто не удивляется и не пытается его искать. Здесь ценятфизическую силу, изворотливость, власть над другими, умение найти выход излюбого положения, приспособиться к любым условиям, держать язык за зубами.Замечено, что беспризорники со стажем не проявляют жалости к новичкам, случайноили по собственной воле оказавшимся на улице [10,c.48].
Социальныепотрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместнымростом числа безнадзорных и беспризорных детей. Современная социальная иполитическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью,низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качествапитания. Политическая ситуация во многих регионах напряжена.
Кконцу перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострениянациональных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей,оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Среди них все больше и большехронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителямпредлагают оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми внеблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни.
Причинойувеличения числа безнадзорных детей является рост числа родителей, потерявшихсвои рабочие места вследствие свертывания производства, отсутствия программсоздания новых рабочих мест, должного финансирования социальных программ иконтроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательствав области охраны интересов детей.
Определенноевлияние на развитие безнадзорности оказывает также свертывание инфраструктуры,обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферыобразования и культуры и др.
Социально-психологическиепричины безнадзорности (они часто выступают как следствиесоциально-экономических) связаны с кризисом семьи, увеличением числа разводов,потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубымобращением с детьми, физическими наказаниями, сексуальным, физическим иэмоциональным насилием со стороны взрослых.
Причинывозрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, вусловиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положениебольшинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация обществасоздают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных семей, изкоторых дети вытесняются на улицу, становятся бомжами, попрошайками. Каждыйчетвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность,занимался попрошайничеством.
Ежедневнов Российской Федерации регистрируется более полутора тысяч разводов, врезультате чего без одного родителя остаются около 1300 детей, в дома ребенкапередаются 30, «отбираются» у нерадивых родителей — 32, убегают из дома—237.Рождаясь в неблагополучной семье, ребенок изначально не получает удовлетворенияосновных жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороныокружающих [12,c.89].
Именносемейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процессасоциализации личности ребенка, что проявляется в конечном счете вбезнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.
Можновыделить следующие факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорностидетей:
1)социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи,плохие жилищные условия);
2)медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощеннаянаследственность, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническиминормами);
3)социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи спрестарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
4)социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов,родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низкимобщеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностнымиориентациями);
5)криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образжизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличиесудимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира) [13,c.54].
Наличиетого или иного фактора не означает обязательного возникновения безнадзорности,но оно указывает на большую степень вероятности ее появления. Так, довольностабильной среди семей безнадзорных детей является доля семей с низкимпрожиточным уровнем, алкоголизмом, наркоманией, аморальным образом жизниродителей и эмоциональной отчужденностью между детьми и родителями, семейнойжестокостью.
Ухудшаетсяпсихологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина — отсутствиесредств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание,рост цен на продукты питания, товары, услуги. Резкое увеличение стрессовыхситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психическаядепривация, физическое и сексуальное насилие толкают детей к побегам.
Научнымколлективом Московского государственного социального университета в 1995 годупроводилось социологическое исследование проблем детской беспризорности.Исследование проводилось в Москве и Московской области, объектом исследованиястали дети в детских домах и приемнике-распределителе в возрасте от 7 до 15лет.
Основнаямасса обследованных бездомных детей (82,5%) находятся в возрасте 10-15 лет,причем в основном это мальчики (около 80%). В возрасте 16-18 лет— 12,5%.Наименьшее число детей — в возрасте до 10 лет.
Избездомных детей, попавших в обследование 67,3% проживали в полных семьях. Детииз неполных семей составили 23,7%, причем в основном это семьи с матерью. Сотцом проживает каждый 5-й ребенок из неполных семей.
Удостаточно большой части детей (почти 25%) родители или один из родителей —безработные; 80% девочек, попавших в обследование, оказались из неполных семейили семей безработных.
Такимобразом, большинство беспризорных детей проживало в бедности и нищете. Плюс кэтому плохие отношения с родителями, жестокое обращение. Все это побудило ихбежать. Большинство детей убегало из дома несколько раз. Наиболее часто бегутдети в возрасте 10-15 лет, их доля в числе беглецов составляет более 74% [13,c.143].
Семейноенеблагополучие — основная, но не единственная причина безнадзорности детей.Дополнительными факторами ряска безнадзорности становятся безработица родителейи миграционные процессы. Обострившиеся национальные конфликты и появившаясявместе с ними проблема беженцев выдвинули весьма острую проблему безнадзорностии беспризорности детей из семей беженцев.
Помимонеблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятсянарушение прав детей в области образования, профессионального обучения,неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройствадетей, оставшихся без попечения родителей.
Социальныефакторы и медико-психологические особенности развития личности ребенка изнеблагополучной семьи создают для него определенные сложности и в процессеобучения в школе. Такие дети плохо усваивают материал, пропускают занятия,конфликтуют с учителями и одноклассниками. Позиция школы стала дополнительнымфактором риска. При формальном соблюдении требований не отчислять ребенка изшколы
педагогическиеколлективы дистанцировались от подростков с трудными судьбами. Таким образом,школа также может выступать институтом, отторгающим проблемного ребенка,способствующим его безнадзорности. За последние годы резко увеличилоськоличество подростков в возрасте 14-15 лет, покинувших по разным причинамучреждения общего и профессионального образования и не начавшихтрудиться.
Отрицательнуюроль сыграло также ослабление работы с детьми по месту жительства (клубы,кружки, комнаты школьника). На смену этой системе не создана новая, чтофактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью.
Бедностьв условиях коммерциализации культурной, образовательной,спортивно-оздоровительной сферы закрыла детям и подросткам доступ к развивающимзанятиям, разумному досугу и отдыху. Необходимость поиска дополнительногозаработка, возвращение в быт семьи многих видов работ, ранее выполнявшихсясферой услуг, сократили возможности общения родителей с детьми, совместныхзанятий, увеличивая тем самым опасность
попаданиядетей в предкриминальные группировки. Усиливающаяся алкоголизация инаркотизация многих семей способствовала отчуждению родителей от детей,предоставляя их самим себе, толкая в уличные компании с асоциальнойнаправленностью. По данным Государственной Думы, 18 из 37 миллионов детей внастоящее время находятся в зоне социального риска; 160 тысячнесовершеннолетних, уже переступивших черту закона, пребывают в колониях.
СотрудникиМВД считают подростков наиболее криминально активной частью населения. Поданным исследования, проведенного Международным детским фондом ЮНИСЕФ, каждоепятое преступление в России совершается подростком; 85 % преступных группировоки банд включают в себя детей. В России каждый четвертый беспризорный подростокуже совершил уголовно наказуемое преступление. На 100 тысяч детей приходится2300 преступлений. Милицейская статистика свидетельствует: ежегодно детьми иподростками совершается 300 тысяч преступлений.
Психологическиепричины безнадзорности связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженныеаномалии, черты асоциального поведения. Некоторые ученые соотносят их сгенетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие детисоставляют 3-5%[14,c.91].
Вреальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологическиепричины безнадзорности и беспризорности тесно связаны между собой и дополняютдруг друга.
Такимобразом, можно сделать вывод об актуальности на сегодняшний день проблемыдетской безнадзорности и беспризорности для нашего общества. Против ребенкадействуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе,и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фонобщественной жизни. Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи,численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания,внешкольные учреждения, которых остается все меньше. Волна детскойбеспризорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая была в Россиив 20-е годы.
Фактическибеспризорные дети и подростки утратили связи с семьей, многие оказались наулице, приобрели негативный социальный опыт, попали в руки криминальныхэлементов, которые используют их в своих преступлениях, приучают к пьянству,наркотикам, принуждают к половым связям. Все это деформирует психическое, физическое,личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации.
Этитенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблемпрофилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, защиты ихправ, социальной реабилитации и адаптации.
Внастоящее время такие проблемы, как беспризорность и безнадзорностьнесовершеннолетних, рост детской преступности, требуют пристального вниманияобщества. Разрушение государственной системы общественного воспитания иорганизации досуга детей в условиях рыночных отношений, а также кризисноесостояние института семьи — усложнение условий жизнедеятельности, разрушениенравственных ценностей, ослабление воспитательной и духовной функций семьи,приводят к формированию девиантного поведения детей. Соответственно, одними изпервоочередных задач становятся выявление и предупреждение социальнойдезадаптации детей и подростков, социально-психологическая поддержка семей сдетьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Психологическиепричины развития поведенческих отклонений часто неразрывно связаны с нарушениемвнешних условий социализации, нередко — с психическим неблагополучием ребенка.Так, Д.И. Фельдштейн, приводя данные изучения жизненного путинесовершеннолетних правонарушителей, воспитывающихся в республиканскойспецшколе Душанбе, делает вывод, что в основе «нравственной деформации ихличности» лежали именно недостатки их семейного и школьного воспитания.
Исследователиотклоняющегося поведения детей и подростков выделяют как внешние факторывлияния — социальную экологию (отношения в семье, отношения со сверстниками,условия проживания), так и внутренние — возможное психиатрическоенеблагополучие ребенка, искажающее регуляцию его поведения. При этом рольсемейного неблагополучия определяется более значимой в причинностиотклоняющегося поведения.
Своевременноевыявление психологического неблагополучия, которое
приводитк социальной дезадаптации и отклонениям в поведении ребенка, — важная инасущная задача сегодня. Еще в 1968 г. А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и А.А.Смирновым была опубликована статья, актуальность которой сохраняется по сейдень. В статье указывалась задача преодоления как количественного тестовогоподхода к диагностике, так и упрощенного, с интуитивно-эмпирической трактовкой результатов,в ней также были сформулированы методологические принципы психологическойдиагностики. Поиск решения этих задач продолжается и в настоящее время[15,c.76].
1.3Особенности подросткового возраста и подростковой
беспризорности
Подростковыйвозраст издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным,кризисным, переходным. Период трудный для самого подростка и для окружающих еголюдей. Парадоксально, но самые серьезные решения в своей жизни человекпринимает именно в том возрасте, когда его собственный опыт минимален; еслипринятое решение в дальнейшем оценивается личностью как неудачное, связанное сэтим разочарование может крайне неблагоприятно сказываться на ее поведении.
Вподростковом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего ещё незавершено. И это отражается на характере его действий и поступков, свойственныхдетскому и подростковому возрасту, а именно жажда приключений, любопытство,внушаемость, доверчивость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни,беспощадность в конфликтных ситуациях.
Всемподросткам присущи такие особенности, как недостаток социального опыта,повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к подражанию,противоречивость и неустойчивость в поведении и во взглядах, подверженностьпосторонним влияниям. Им свойственно желание оказаться взрослыми, и поэтомупутем неправомерных поступков они демонстрируют свою «взрослость» [16,c.74].
Психологическаяломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций,неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповымвоздействиям, импульсивность – такова поведенческая основа подростковоговозраста, которую нельзя не учитывать в воспитательно-профилактическойдеятельности.
Формирование смыслажизни подростков является одним из эффективных направленийсоциально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения.Экзистенциальный вакуум и слабая ценностная регуляция — благоприятныепредпосылки для проявления отклоняющегося поведения подростков. «Своеобразныйхарактер сформировавшейся таким образом системы личностных ценностей, бедностьвнутреннего мира и узость кругозора порождают ощущение внутренней «пустоты»,ориентацию на человека вовне — на внешние критерии оценки, на некритичноепринятие групповых норм поведения и мировоззрения в целом» [17, с. 85].Относясь безвольно и безоценочно к предлагаемым групповым нормам, подростокчасто попадает в молодежные формирования асоциальной и антисоциальнойнаправленности.
Позитивные дляформирования смысла жизни приобретения подросткового возраста:
— формирование чувствасоциальной идентичности;
-наличие потребности впроявлении собственной индивидуальности;
-формированиесознательного отношения к собственной личности, обращение сознания внутрь себя,появление рефлексии;
— наличие потребности восвоении социального пространства, стремление к включению в различные видыдеятельности, к познанию нового и ранее неизвестного;
— появлениеабстрактного мышления;
-предпосылки кформированию постконвенциального уровня морального развития;
— выработка жизненнойфилософии, системы ценностей, осознание
сложных философскихпроблем, в том числе и проблемы смысла жизни;
— стремление кнезависимости и самостоятельности;
— постановка задачбудущего.
В то же времясуществуют особенности возрастного периода, затрудняющие взаимодействиеподростка с социумом. К ним относятся:
-некоторыефизиологические особенности: повышенная возбудимость, относительнаянеустойчивость нервной системы, быстро протекающие изменения в организме;
— завышенныепритязания, переходящие в дерзость;
-размытость границреального и возможного, частая переоценка своих возможностей;
— недостаточнаясамостоятельность и неготовность к реализации своих жизненных планов;
-зависимость от мнениягруппы сверстников;
— неадекватностьпредставлений о достоинствах и недостатках.
Одной из основныхпричин, выгоняющих детей на улицу является, прежде всего, неблагополучнаясемья, неблагополучие которой проявляется в двух наиболее распространенныхформах: конфликтности и асоциальном образе жизни. Конфликтные семьихарактеризуются конфронтирующим типом отношений между супругами и родителями идетьми. Для них характерны ссоры, взаимные оскорбления, угрозы или, наоборот,затяжное отсутствие контактов, что не менее тяжело для детей. Конфликтностьсемьи порождается многими причинами: невротизацией родителей, передающейсядетям; кризисом супружеских отношений; нищетой; педагогическойнесостоятельностью родителей, вызывающей у детей такие специфическиеподростковые поведенческие реакции, как эмансипация и оппозиция. Конфликтнаясемья отчуждает ребенка, и он нередко ищет спасение в бегстве из дома. Васоциальной семье дети — сироты при живых родителях. Именно они являютсяконтингентом специализированных учреждений. Их родители, как правило, страдаюталкоголизмом, наркоманией, ведут аморальный, паразитический образ жизни,довольствуются случайными заработками, проживают детские пособия, занимаютсяворовством, пренебрегают нуждами и потребностями детей. Сексуальнаяраспущенность, эмоциональная тупость, грубый эгоцентризм и жестокостьродителей, антисанитария и безалаберность в быту, низкий нравственный,культурный и экономический уровень таких семей свидетельствуют об ихнесостоятельности как института воспитания и социализации детей. Асоциальнаясемья не только не спасает детей от внешних угроз, но и сама становитсяисточником повышенной опасности. Многие воспитанники социально-реабилитационныхучреждений испытали побои, издевательства, голод и сексуальное насилие. Удетей, испытавших, жестокое обращение со стороны членов своей семьи, возникаетустойчивое чувство подавленности, вызванное сознанием, что они нежеланны инедостойны любви. Последствия семейной жестокости многообразны, имеютпсихологический и поведенческий характер: агрессивность, тревожность,обеспокоенность, депрессию, низкое самоуважение, криминальное, сексуальноеповедение. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, принимаютнаркотические вещества, дети попадают в разряд «созависимых»[18,c.356].
Повседневные испытания,которые претерпевает ребенок, превышают предел его адаптационных возможностей,ведут к хроническому и психическому перенапряжению, отчуждению детей и тоженередко выгоняют их на улицу, а в худшем случае приводят к суициду, потому чтотакая жизнь теряет какой-либо смысл, ради чего стоит жить и бороться. Бегствоиз дома ведет ребенка к бродяжничеству, к жизни в асоциальной уличной среде. Онутрачивает родительское попечение, становится беспризорным, не имеетпостоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий,необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.Очевидно, что дети, оказавшиеся в подобном положении, бесправны. Их бесправиеусугубляется, если они, сбежав от насилия в семье, попадают в руки жестокихвзрослых, которые используют их в воровских делах, вовлекают в половые связи,приобщают к проституции. Позитивный статус сына (дочери) заменяется другимстатусом, асоциальным: беспризорник, вор, попрошайка, проститутка и т. п.
Выдавливание ребенка,живущего в неблагополучной семье, из школьного воспитательного пространстваприводит ребенка на улицу с совершенно иным статусным набором, которыйнаправлен на совершенно другие цели и «ценности». Любой социальный статусребенка вносит свой вклад в его развитие, но особое место в наборе статусныхпозиций развивающейся личности занимает статус члена семьи и ученика школы, таккак семья и школа — самые значимые институты социализации детей. Если ребенок(подросток) утратил попечение со стороны безответственных родителей и потерялсвязь со школой, то это чревато не только отставанием в психическом развитии идеградацией, происходит также деформация, а затем и утрата его позитивногосоциального статуса. Нарушение социального статуса приводит к прямойдискриминации беспризорных детей и подростков. Их не допускают к участию вбольшинстве социальных мероприятий и препятствуют поступлению в заведения,предназначенные для других детей. Они оказываются на положении отверженныхбольшинством членов общества, а иногда имеет место и активное противодействиесозданию учреждений для детей улиц со стороны местного населения. Детям улицнепросто получить образование, медицинскую помощь, доступ к местам отдыха иресурсам профессионального обучения. Обычно они не получают необходимыхпрививок, поэтому у них слабое здоровье. У них нет возможности овладетьнавыками, необходимыми для устройства на работу, не хватает средств дляподдержания личной гигиены.
В целом большинствочленов общества считает детей улиц источником неприятностей, хулиганами, аморальнымитипами, наркоманами и алкоголиками, не спорными на какие-либо хорошие поступкии отношения.
Все они представляютсягражданам потенциальными преступниками. Отсюда и столь негативное отношение,которое не позволяет обществу понять необходимость оказания помощи этим детям[23,c.118].
Судьба беспризорникатрагична, его развитие деформировано. Беспризорного ребенка отличаютнеразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития,неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженномусамоуважению, их действия часто бывают неадекватны. Беглецы страдают из-занедостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознаниесамого себя как целостной личности. Никаких перспектив личного и социальногохарактера перед ними не открывается, жизнь реализуется в ситуации потерисмысла.
Для того, чтобы понять,какую социальную опасность на государственном уровне представляют безнадзорныедети, необходимо рассмотреть психологические особенности личности даннойкатегории несовершеннолетних и выделить основные причины этого явления.
Отрочество,подростковый возраст в период жизни человека от детства до юности. В этот самыйкороткий период происходит формирование личности через внутренние конфликты ссамим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения онприобретает чувства взрослости.
В современном обществестремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому вотрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастнойнеполноценности.
Большая частьподростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышления истарается предать им глубину и блеск. Моральные ценности, качество личности –самостоятельность, смелость, воля также становятся для них объектомсамовоспитания. Подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьёй.
Стремление обрести себякак личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, изгода в год оказывал на него влияние, — и в первую очередь это относится ксемье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме –противостоять любым предложениям, суждениям, чувствах тех, на кого направленоотчуждение.
Отрочество – этопериод, когда подросток начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками.Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, даётвозможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироватьсяс себе подобным порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребностьв друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей вотрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействиялюдей: сотрудничество, взаимопомощь, риск, взаимовыручка.
В подростковом возрастемогут происходить изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки,попадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать иобвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, формируютв напряжённость, с которой трудно справиться.
Подростковый возраст –период отчаянных попыток «пройти через всё». При этом подросток в большей частиначинает свой подход с табуированных или невозможных сторон взрослой жизни.Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. В этот периодпроисходит объективное изменение социального положения. Потеря идентичностисамим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом –основное содержание отроческих переживаний.
Неудовлетворённостьможет быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимыемысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение кэтим состояниям, что усугубляет тяжёлые чувства подростка.
Многие подросткипереживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленномпротиводействии другому, немотивированном противостоянии.
В этом возрасте частотапротиворечивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков.Максимализм и лабильность полярных позиций определяют противоположные тенденциив проявлениях подростков: от глубинной идентификации с другим к резкомуотчуждению от других; от альтруизма к жестокости; от страха смерти досуицидальных попыток.
Специалисты в областидетской психологии констатируют, что беспризорных и безнадзорных отличаетвыносливость, точность восприятия, смелость, активность, солидарность вгрупповых действиях [24,c.71].
Для безнадзорного,начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод,гигиеническая запущенность, страх и т.д.) начинают приобретать притягательнуюсилу. С точки зрения криминалистов подростки, перестающие вести так называемыйнормальный образ жизни, отличаются от других тем, что жизненные цели у нихсмещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-групповогохарактера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируетсяослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность,грубость, лживость, несамокритичность и пр. Данные признаки ведут к деградацииличности, которой сопутствует ориентация на асоциальное поведение. Не случайнобезнадзорных подростков относят к группе социального риска.
Есть ещё однообъяснение, почему безнадзорный подросток принадлежит к этой группе. Дело втом, что он не только опасен для общества и окружающих, но и его жизнь,здоровье, состояние тоже находятся в опасности, независимо от того, исходит лиона от «вожака», под чьим началом он существует, или от представителягосударственной власти, стремящегося его обнаружить. Другими словами,безнадзорный – не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но ичеловек, нуждающийся в помощи.
Однако прежде чемрассматривать политику государства в отношении безнадзорных детей всоциально-правовом аспекте необходимо выделить основные причины этого явления.Одна из главных причин детской беспризорности – отсутствие надзора занесовершеннолетними со стороны родителей и тех, кто их заменяет.
В решенииМежведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7июля 1998 г. генезис детской безнадзорности определён следующим образом:«Детская безнадзорность – следствие современной социально-экономической идуховно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастаниемсоциального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня,дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды».
Подобной точкой зренияпридерживаются и большинство правоведов. Так, по мнению А.М. Нечаевой, причиныподростковой безнадзорности предопределяются в современной России такимифакторами, как:
— экономический кризис;
— безработица;
— обнищание широкихслоёв населения чьё большинство живет за чертой бедности;
— повсеместноеослабление семейных устоев;
— утрата старшим имладшим поколениями моральных ценностей;
— пьянство иалкоголизм, наркомания;
— распространение средидетей и взрослых психических заболеваний.
Все эти факторы служатблагоприятными условиями для возникновения наиболее серьёзных негативныхсоциальных явлений, одним из которых и является подростковая безнадзорность.Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемойпроблемы.
Так, по мнениюначальника отдела проблем социальной политики Аналитического управленияАппарата Совета Федерации Г.И. Климантовой и заместителя начальника отделапроблем социальной политики Аналитического управления аппарата Совета ФедерацииТ.А. Федотовской основные проблемы роста безнадзорности кроются всоциально-политических преобразованиях, приведших к ломке общественной морали,обесцениванию института семьи на общегосударственном уровне. В статье,посвящённой профилактике детской безнадзорности, они пишут: «Основной причинойвозникновения роста безнадзорности является разрушение государственнойинфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формированияновой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночныхотношений. Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности,ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей ивоспитательного потенциала семей. В неполной семье воспитывается сегодня каждыйседьмой российский ребёнок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаютсяеё нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности.Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детскойбезнадзорности [20,c. 234].
Как отмечают психологи,у большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальныхпотребностей человека – потребность в уважении и любви. Отсутствие возможностиудовлетворить такую потребность выкидывает ребёнка на улицу, где он находит то,к чему стремится. Если к вышеизложенному добавить, что современный ребёнокживёт и развивается на фоне сильнейшего антропо-экологического напряжения,увеличивающего опасность срыва адаптационных барьеров.
Следует отметить, что кпричинам происхождения подростковой безнадзорности современные исследователи вобласти социологии и детской психологии относят на сегодняшний день не толькоэкономические и социальные проблемы, но и проблемы психологического характера.
Так, Е.Г. Слуцкийвыделяет три основные категории причин развития детской безнадзорности:социально-экономические, социально-психологические и медико-психологическиепричины.
Ксоциально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой укладжизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, голод, безработица,эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами илиприродными катаклизмами.
Социально-психологическиепричины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, сутерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубымотношением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальнымидомогательствами со стороны взрослых.
Медико-психологическиепричины он увязывает с увеличением числа детей, имеющих выраженныепсихофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличиегенетической предрасположенности). Согласно данным, приведённых в его работе,среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5 процентов.
Интересное исследованиеструктуры детской беспризорности было проведено Московским городским центром«Дети улиц». При этом все источники формирования детской беспризорности былиразделены на пять групп.
В первую группу былиотнесены дети, причиной беспризорности которых явилась нелегальная миграциясемей из ближнего зарубежья в Россию. По данным Московского городского центра«Дети улиц», эта группа составляет 4-5 процентов от общей массы беспризорныхдетей.
Вторая группабеспризорных детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителейлибо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств (катастроф,мятежей и т.п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8-9процентов от всех беспризорных.
Третья группанесовершеннолетних беспризорных образуется в результате попытки скрыться отсуда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детейне превышает 0,5процентов.
Четвёртая, самаямногочисленная группа несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшиеиз дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с нимиобращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силуиных причин. Доля таких детей достигает 82-86 процентов.
Последняя, пятая группанесовершеннолетних мигрантов состоит из лиц, самовольно покинувших специальныедетские учреждения – спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты, иныеобъекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырёх перечисленных группнесовершеннолетних мигрантов. Попав под специально-педагогический контрольгосударства, они были размещены в упомянутых детских учреждениях. Количествоэтих подростков составляет 5-6 процентов[20,c.276].
Подтверждает данныеисследования и структура безнадзорных, приведённая в работе А.М. Нечаевой.Согласно представленной ей классификации, рост безнадзорных детей пополняетсяза счёт трёх основных категорий:
— дети, потерявшиесемью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;
— дети, «выброшенные»из семьи, отвергнутые родителями;
— беглецы из дома,семьи, детского интернатного учреждения.
Как отмечает А.М.Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоихродителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам,требующим усилий по устройству ребёнка, оказавшегося в одиночестве. Если ранеев большинстве случаев ребёнок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить емуродителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей), то впоследние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех,кто готов взять на воспитание такого ребёнка. Следует отметить, что в особенносложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста,уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки,любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семьюили интернатное учреждение.
Другая категория детей,пополняющих ряды безнадзорных – это дети, отторгнутые семьёй. Как правило, речьидёт о так называемых неблагополучных семьях.
В литературе неоднократноотмечался тот факт, что неблагополучная семья в России на сегодняшний моментстановится всё более привычным явлением. Степень и причины семейногонеблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизньнесовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовскогоинстинкта, деградации личности родителей, порождённой, как правило, хроническималкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях всё подчинено непреодолимомувлечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В такихслучаях ребёнок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен.Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поискахпропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремяобнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего ихпуть лежит к безнадзорникам.
Особое место средиобстоятельств, способствующих бегству ребёнка на улицу, занимают психическиезаболевания, во-первых, родителей, во-вторых, самого ребёнка. Что же касаетсядетей, то по информации независимых экспертов около 4,5% несовершеннолетних вРФ страдают психическими расстройствами. Усугубляется положение и ростом числаумственно отсталых детей. Не случайно в качестве психобиологических предпосылокасоциального поведения несовершеннолетних выделяются такие неблагоприятныеособенности психики детей и подростков, как нервно-психическая патология,акцентуации характера, а также отставание в умственном развитии детей,вызванное рядом наследственных факторов.
Обобщая вышесказанное,можно выделить следующие причины безпризорности:
— экономические(экономический кризис; безработица; обнищание широких слоёв населения, чьебольшинство живёт за чертой бедности; голод; эпидемии);
— социальные (повсеместноеослабление семейных устоев; утрата
старшим и младшимпоколениями моральных ценностей; кризис семьи, увеличение разводов, рост числасирот, грубое отношение с детьми, физические наказания, сексуальныедомогательства со стороны взрослых);
— психологические(ранимость детской психики, стремление ребёнка к независимости, дефектывоспитания, социопатии);
— медицинские(распространение пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетическиобусловленных психических заболеваний среди взрослого населения России, а такжесреди детей и подростков);
— политические(открытость границ России для стран, ранее входивших в Советский Союз,политический кризис в странах ближнего зарубежья, значительно усиливший притокбеженцев в крупных городах России);
— социально-правовые(не достаточно чётко проработанный механизм
профилактики детскойбеспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедурусыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.);
— рост криминализацииобщества (распространённость новых для России видов правонарушений(проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблениимеханизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого инелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявленияи наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности).
Таким образом, таковы вобщих чертах причины подростковой беспризорности и безнадзорности в современнойРоссии.
Как видно извышеизложенного, данное явление нельзя считать только «социальной болезнью»цивилизованного общества. Это ещё и правовая, политическая проблема, прямохарактеризующая функциональную способность государства защитить своих граждан,в том числе и несовершеннолетних.

ГЛАВА II.Психологические причины проблемы беспризорности в
России: Результатыисследования
2.1Описание этапов и методов исследования
Этапыисследования
Практическаяработа по рассмотрению причин подростковой беспризорности заключалась впроведении эмпирического исследования. В исследовании принимали участиеучащиеся 9-го и 10-го класса школы №5 п.Октябрьского. В исследовании принялиучастие 45 человек: 23 учащихся 9-го класса и 22 учащихся 10-го класса.
Напервом (подготовительном) этапе был осуществлен теоретический анализ попроблеме подростковой беспризорности и особенностях подросткового возраста.
Навтором (экспериментальном) этапе была осуществлена программа эмпирическогоисследования, включавшая в себя реализацию следующих методик:
1Тест-опросник родительского отношения к детям(А.Я. Варга, В.В. Столин)
2. Опросник Т.А. Гурконаправлен на изучение отношений подростков к незащищенным общественным слоямобщества.
Назаключительном, третьем, этапе проведены анализ, синтез, обобщение,интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических данных,сформулированы выводы, выявлена правомерность выдвинутой гипотезы.
Входе исследования были использованы следующие методики:
1.Тест-опросник родительского отношения к детям(А.Я. Варга, В.В. Столин).
Опросниксостоит из 61 вопроса и 5 шкал. Предлагаемый опросник содержит некоторыеутверждения о воспитании детей. В этом опроснике нет “правильных” или“неправильных” утверждений.
2. Опросник Т.А. Гурко.Целью здесь было поставлено изучить отношение подростка к другим незащищеннымслоям социума. Предполагалось, что социализация действует на отношение индивидак окружающему и отражается на поведении к данным слоям общества. Данныйопросник состоит из 5 вопросов и допускает два варианта ответа: «Да», « Нет».
3. В следующем задании нужнобыло выявить факторы подростковой беспризорности.
2.2 Исследование причинподростковой беспризорности в России
Дляисследования причин подростковой беспризорности были применены следующиеметодики:
1.Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)
2.Опросник Т.А. Гурко.
Рассмотримданные диагностики, полученные с применением данных методик.
Врезультате проведения Теста-опросника родительского отношения к детям, мывыявили следующие результаты. Данные представлены в табл. 1
Таблица1.Шкалы Показатель  Конфликтные отношения подростков с родителями 35%  Нет заинтересованности родителей в дальнейших планах ребенка 25 %  Нет взаимопонимания подростка с родителями 40% Принятие ребенка младше реального возраста 23 % Нет контроля над поведением подростка 27%

Из таблицы 1 видно, чтоу 35% респондентов выражено конфликтное отношение к своему ребенку. Родитель невоспринимает ребенка таким, каким он является. Взрослый не принимает интересыребенка и меньшее время проводит с ним.
25 % респондентов не заинтересованыв дальнейших планах и делах своего ребенка.
40% испытуемых неощущают себя со своим ребенком, как с единым целым, не удовлетворяют всепотребности подростка, не ограждают его от трудностей и неприятностей. Такиеродители не находятся в переживании за ребенком, тем самым дают ребенкусвободу.
23 % испытуемых видятсвоего ребенка младше реального возраста. Все то, чем занимается ребенокродители не принимают всерьез, видя их детьми. Ребенок предстает неуспешным инеприспособленным.
27% респондентов неконтролируют поведение ребенка.
Показателивзаимоотношений:
/>
Рисунок 1.Взаимоотношения родителей к детям.

Из таблицы 1 и рисунка1 видно, что у 40% родителей нет взаимопонимания с детьми, 35% родителей имеютконфликтные отношения со своими детьми, 25% не заинтересованы в дальнейшихпланах ребенка, 27% не ведут контроль над поведением ребенка, 23% родителей не принимаютвсерьез чем занимается ребенок.
2. В результатепроведения (Тест-Опросника Т.А. Гурко) мы выявили, что у подростков обнаруженыпроблемы во взаимоотношениях с родителями (рис. 2).
/>
Рисунок 2. Соотношениерезультатов ответа.
Анализ результатовисследования показал, что в подростковом возрасте социализация семьи снижается,подросток отделяется от родителей, пытается решить свои проблемы самостоятельнобез советов и опыта родителей. В 9-м классе это наблюдается у 45% испытуемых, ау 10-го класса этот показатель наблюдается 55%. Исходя из этого мы отмечаем,что подростки 9-го класса и 10-го класса менее доверяют родителям ирассказывают о своих переживаниях.
3.Рассмотрим выявленныефакторы подростковой беспризорности. Данные представлены в таблице 2.

Факторы подростковойбеспризорности№ Деструктивные семьи (семьи с алкоголизмом, наркоманией, семьи ведущие аморальный образ жизни, наличие судимых членов семьи) Семейные кризисы (развод, смерть одного из членов семьи, опекунство, потеря места работы членом семьи) Психолого-педагогическая несостоятельность родителей(эмоцио-нально физическое насилие со стороны родителей, деструктивные стили взаимодействия с детьми, низкий общекультурный и образовательный уровень) Социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми) Конфликт-ные взаимоотно-шения подростков с родителями 1 + _ + _ + 2 + + + + + 3 + + _ + + 4 + _ _ + + 5 _ + + _ + 6 _ _ _ + _ 7 + _ _ + + 8 + _ + _ + 9 + _ + + + 10 + + _ _ +
Из таблицы 2 мы видимследующие факторы семейного неблагополучия, ведущие к беспризорностиподростков: деструктивные семьи (80%), семейные кризисы (40%),психолого-педагогическая несостоятельность родителей (50%),социально-демографические факторы (60%), конфликтные взаимоотношения подростковс родителями (90%).Гипотеза подтверждается, что наиболее значимыми факторамиподростковой беспризорности являются: деструктивные семьи, семейные кризисы,психолого-педагогическая несостоятельность родителей, социально-демографическиефакторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями.
Подводя итогиисследования, мы видим, что отношение детей и родителей находится на низкомуровне, и в большинстве случаев ребенок не делится своими проблемами сродителями, таким образом, у подростков отмечается узкий спектринтеллектуальных интересов, низкая способность к обучению, непостоянство,отсутствие стойкой мотивации, низкий волевой контроль поведения,безответственность, которые являются основой возникновения социальной дезадаптации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работепроведен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности. Дляподростков из неблагополучных семей характерен особый процесс социализации,обусловленный особенностями дефекта. Для них характерны следующие особенности:выраженное стремление к самоутверждению, игнорирование социальных условностей иавторитетов, агрессивное отстаивание своих прав на самостоятельность, ониспособны проявлять во вне свою раздражительность и враждебные чувства,проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для ихвыполнения, презрительно относятся к моральным ценностям и ради собственнойвыгоды способны на нечестность и обман.
Одна из задач нашегоисследования заключалась в проведении теоретического анализа литературы по темеисследования (дать общую характеристику подростковой беспризорности, проблемевозникновения подростковой беспризорности и рассмотреть особенностиподросткового возраста).
У подростков сосклонностью к бродяжничеству часто отмечается непостоянство, отсутствие стойкоймотивации, отсутствует способность решать абстрактные задачи, они выполняют предложенныезадания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят крешению своих проблем.
Основным результатоманализа эмпирического материала является фактор, подтверждающий гипотезу, чтодеструктивные семьи являются причиной возникновения подростковойбеспризорности. В результате исследования цель достигнута, задачи решены,гипотеза подтверждена.
Все результаты нашихисследований позволяют сделать вывод, что рост подростковой беспризорности внашей стране стал следствием целого ряда негативных социальных явлений. Срединих:
-падение экономическогоуровня значительного числа семей, рост безработицы. Это привело к ослаблениювоспитательной функции семьи, асоциальному образу жизни значительной частиродителей, снижению или полному прекращению их заботы о детях;
— исчезновение изпедагогического процесса общеобразовательной школы воспитательной составляющей,возведение барьеров между школой и детьми из неблагополучных семей. Действиеэтого фактора привело к равнодушию к судьбам детей из семей группы социальногориска, «выдавливанию» их из стен школы;
-не адекватные проблемекачественные показатели развития системы профилактики безнадзорностинесовершеннолетних, в том числе социозащитных служб современного типа;
-отсутствие координациидействий органов и учреждений, входящих в систему профилактики; ее неполныйхарактер, выражающийся в слабом участии в этом процессе негосударственных организаций.Действие этого фактора приводит к невозможности достижения необходимогосоциального эффекта в деятельности системы профилактики детской беспризорности.

Список использованнойлитературы
1. Адлер А. Беспризорные дети. – Ф.-наМайне. 1997. С. 135.
2. Алмазов Б.Н. Психическая средоваядезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. – Свердловск,1986.
3. Аналитический вестник №14 (207)Государственная политика в сфере профилактики и реабилитации детскойбеспризорности и безнадзорности М.В. Гордеева.
4. Балкин Ж.К., Как мы боремся сбеспризорностью. // Итоги, 2001 г., №6.
5. Беляева Л.И. Материалы конференции«Подросток и закон». Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). – М.: Юристъ,2002. С. 3
6. Волкова Н., Величко О. Профилактикабезнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность, 2000… №7
7. В России – «третья волна»беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru.com,1 июня 2005
8. Говоров К. «Беспризорность в России:как после Гражданской войны», 2010 г. Источник news.km
9. Дармодехин С.В. Безнадзорность детейв России // Педагогика, 2001. №5
10. Климантова Г.И., Федотовская Т.А. Опрофилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся втрудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. №46 «Основныепроблемы социального развития России», 2002. №20 (176). С. 24
11. Кривоносов А.Н. Исторический опытборьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. №7.
12. Криминология /Под ред. Гуляева В.П. –М.: Юридическая литература, 1997.
13. Нечаева А.М. Детская беспризорность– опасное социальное явление // Государство и право, 2001. №6
14. Подросток мигрант (ИнформацияМосковского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002.№12. С. 2
15. Проблемы общей теории права игосударства / Учебник для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2002. С.163; Пугачев В.П. Политология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
16. Российская педагогическаяэнциклопедия /Под ред. д.п.н., проф. В.М. Константинова. – М.: Знания, 1993.
17. Слуцкий Е.Г. Беспризорность вРоссии: вновь грозная реальность //Социс, 1998. №3.
18. Уголовный кодекс РФ.
19. Федеральный закон от 24 июня 1999 г.№120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.