КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Социальные нормыкак регуляторы поведения личности»
Введение
Понятие социальных норм широко практикуется в социологии и социальнойпсихологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированныесоциальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группылиц. Это находит свое выражение в том субъективно-практическом отношении к нимличности, которое принято называть ценностной ориентацией. Любаяобщественно-экономическая формация характеризуется определённой системой и дажеиерархией ценностей, которые надо различать на ценности, санкционируемые икультивируемые официально, то есть с помощью разветвлённой системы средств, которымирасполагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденногосознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются ониофициально. Хотя все современные люди принадлежат к одному и тому же виду homo sapiens (человек разумный) иимеют единую природную основу, каждому индивиду свойственна особаяуникальность, которая находит свое выражение в его личности. В современнойнауке насчитывается, пожалуй, больше сотни различных определений понятия«личность», и любое из этих определений обычно подчинено той или инойтеоретической концепции его автора и его методическому инструментарию.
Во всех современных определениях личности обязательноподчёркивается её общественная природа, включённость в ту или иную системусоциальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный эффектбиологического, психологического и социального в человеке. Это постояннопроявляется в его связях с социальным окружением.
Особенности культуры данного общества в целом, конкретногоисторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальномуклассу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток начерты личности, формируют определённые образцы её поведения. При этом людямприсущи и определённые индивидуально-психологические различия. Их постоянное«переплетение» с социальными характеристиками создаёт в итоге уникальностькаждой личности. С.Л. Рубинштейн отмечал: «Человек есть индивидуальность всилу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек естьличность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение кокружающему».[1]
Как бы мы ни определяли личность, её понимание в любой современнойконцепции исходит из тенденции видеть в самом индивиде главный источникрегуляции собственного поведения. Вот почему можно согласиться с самым,пожалуй, коротким определением понятия «личность», которое даёт К.К. Платонов:«Личность – человек как носитель сознания».[2]
Личность является не только объектом тех или иных воздействий состороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности. Именно всознательной целенаправленной деятельности личность формируется,совершенствуется и проявляет себя. Будучи членом различных социальных групп иобщества в целом, каждый из нас каким-либо образом влияет на других людей,общаясь с ними в сферах труда, учения и досуга. Голосуя за того или иногокандидата на выборах, принимая участие в каких-либо демонстрациях или забастовках,личность выступает как субъект политической деятельности. Более того, личность –это субъект исторического процесса, ибо каждый человек выступает в нём какдействующее лицо. Всё это объединяет понятие социализация – это процессусвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурныхценностей того общества, к которому он принадлежит.[3]Более подробно раскроем данную тему «Социальные нормы как регуляторы поведенияличности» далее по тексту.
1. Понятие социальныхнорм
Социальные норма – это предписания, которые являются общими указаниями длясоциального действия.
Социальные нормы находятся в сложных отношениях с действиями. Реальноеповедение далеко не всегда соответствует нормам, а социальные нормы – этодалеко не всегда наиболее типичный и часто встречающийся способ поведения.Норма предполагает ожидание правильного поведения, а, следовательно, неможет существовать без согласия и более или менее сильного принуждения.[4]
Можно выделить несколько видов социальных норм:
1. обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;
2. моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычноимеющие рациональное обоснование;
3. правовые нормы, закреплённые в законах и нормативных актах,которые изданы государством. Они более четко, чем все остальные разновидностисоциальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества ипредписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечиваетсясилой государства;
4. политические нормы, которые касаются отношений между личностьюи властью, между социальными группами и между государствами и находят своёотражение в международных правовых актах, конвенциях и т.д.;
5. религиозные нормы, которые поддерживаются, прежде всего, веройсторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются наосновании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещаютв себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций иобычаев;
6. эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном ибезобразном.
Степень соотносительной значимости тех или иных социальных нормдля индивида различна. Это находит свое выражение в том субъективно-практическомотношении к ним личности, которое принято называть ценностной ориентацией. Всовременной интерпретации социальные ценности – это значимые идеи, явления ипредметы реальной действительности с точки зрения соответствия потребностям иинтересам общества, социальных групп и личности. Всякая ценность – цель сама посебе, к ней стремятся ради неё самой, поскольку она – идеал. Ценностноесодержание явлений и объектов действительности побуждает человека кдеятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать,критерием чего становится ценность, достижение которой выполняет функциюрегуляции поведения людей.
Ценностные ориентациипредставляют продукт социализации личности,освоения общественных идеалов оценок и непреложных нормативных требований.Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базесоотнесения личного опыта с бытующими в социуме образцами культуры и выражаютсобственные представления о должном, характеризуют жизненные притязания ипрестижные предпочтения. Ценностные ориентации – одна из наиболее стабильныххарактеристик личности.
В социологии ценности рассматриваются как социально-нормативные регуляторыобщественной жизни и поведения людей. По Парсонсу, ценности – это общиевзгляды, которые люди имеют в отношении нематериальных понятий, это высшиепринципы, обеспечивающие согласие в малых общественных группах и в обществе.Ценности имеют широкую социокультурную основу, в то время как нормы – этоконкретные правила для конкретных ситуаций. В. Франки показал, чтоценности не только управляют действиями они – выполняют роль смысловчеловеческой жизни; как смысловые универсалии они составляют три класса,позволяющие сделать жизнь человека осмысленной: это – ценности творчества (втом числе, труда), ценности переживания (прежде всего, любви) и ценностиотношения. Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоямиможно назвать моральным одиночеством. И мы можем утверждать, что моральноеодиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическоеодиночество становится невыносимым только в том случае, если оно влечёт засобой и одиночество моральное.
Ценности и ценностные ориентации обладают двумя важнейшими качествами– высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма иоткрытости общества, его групп и индивидов. При смене системы ценностей и ценностных ориентации возникаетпротиворечие между различными смыслами и значениями старого и нового, традиционногои инициируемого. Ценностное противоречие переживается и осознается кактрудность выбора и принятия решения. Оно разрешается в процессеценностно-ориентировочной деятельности, ощущения неудовлетворенности собой иситуацией, сопоставления ценности целей и средств их достижения в новом опытедеятельности.
Учёт динамики ценностей и ценностных ориентации важен для изученияособенностей общественного и личностного развития, для понимания процессовпереосмысления ценностей и механизмов самоопределения и самореализациисоциальных субъектов в кризисные периоды жизни.
В известном смысле в данную группу социологических теорий личностивходит и диспозиционная, которая исходит из того, что социальные факторыповедения личности опосредованы социально-психологическими – осознаннойготовностью личности к оценке социальной ситуации и адекватному поведению.Готовность (диспозиция) предрасположенность субъекта к поведенческому акту,определённому способу действия, последовательности поступков обусловленапредыдущим социальным опытом.
Этот опыт, жизненная позиция – сплав мировоззренческих установок,социальных ценностей, идеалов, норм, которые предопределяют готовность кдействию, к определённой реакции на среду.
Диспозиция личности рассматривается как иерархическиорганизованная система:
· высшиедиспозиции:стратегическая направленность интересов, концепция жизни и ценностныеориентации;
· средниедиспозиции:социальные установки на типичные социальные объекты и обстоятельства;
· низшиедиспозиции:предрасположенность к восприятию и поведению в конкретных условиях, в даннойпредметной и социальной среде. Личностные диспозиции отвечают потребностямличности жить в гармонии с обществом.
2. Личность в структуре общества2.1 Социальная сущностьличности
Феномен личности изучается разными науками – философией, психологией,социологией, культурологией и др. В центре внимания философии оказываютсяпроблемы биосоциокультурной сущности человека: его генетическая связь с другимиформами жизни на Земле, с одной стороны, а с другой – специфика человеческогобытия, связанная со способностью производить орудия труда, наличиемчленораздельной речи, мышления и сознания, нравственно-этических качеств.Психология, изучая закономерности развития и функционирования психики, обращаетвнимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер,особенности поведения, – т.е. исследует то, чем и почему они отличаются друг отдруга.
Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожимидруг на друга: социология выделяет в личности социально-типическое, изучаетсоциальные типы: и это отличает её от психологии.Социологи берут врасчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей впроцессе взаимодействия в социальных группах, несколько абстрагируясь от всегоостального. Личность рассматривается социологией в неразрывной связи ссоциальными общностями, социальными институтами, культурой, которые оказываютна неё системоформирующее воздействие, определяют её сознание и социальноеповедение. Социологов интересуют мнения, мотивы поведения, жизненные планы,ценностные ориентации и многое другое, что выражает личность современногочеловека. Человеческая личность – основной, изначальный элемент социальнойструктуры общества и поэтому – исходная тоска социологического исследования.[5] В обыденной речииспользуется целый ряд близких понятий: человек, индивид, личности,индивидуальность. Наиболее общим понятием является «человек». Следует различатьтри смысла этого понятия:
· человек«вообще» – человечество, род homo sapiens;
· определённыйтип человека, локализованный во времени и пространстве (например, «первобытныйчеловек», «русский человек» и т.д.);
· конкретныйчеловеческий индивид, единичный представитель человеческого рода и его«первокирпичик» (от лат. individ– неделимый, конечный).
Человеческий индивид – отправной момент для формирования личности,личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческихкачеств. В момент рождения ребёнок ещё не является личностью. Он всего лишьиндивид. Чтобы стать личностью, индивид должен пройти определённый путьразвития («личностью не рождаются, личностью становятся»). Основными условиямиэтого развития являются:
· генетическизаданные биологические предпосылки;
· социальнаясреда, мир человеческой культуры, с которыми ребенок взаимодействует.
Понятие «личность» характеризует индивида в аспекте его включённостив общество и культуру (именно поэтому бессмысленно говорить о «личностиживотного» или «личности новорождённого»). Понятие личности имеет смысл лишьпри включении индивида в систему общественных отношений, когда он начинаетвыполнять определённые социальные роли.
Превратившись в термин, слово «личность» существенно изменило свойсмысл. Сегодня, говоря о личности индивида, мы тем самым характеризуем индивидасо стороны связей с другими индивидами, с социальной общностью, к которой онпринадлежит, т.е. говорим о его системном качестве «персона даёт возможностьиндивиду приспосабливаться к требованиям его окружения».[6]И в этом смысле личность есть вместилище социально-культурной системы своеговремени, её микрокосм. Понятие «личность» введено в науку для выделения,подчёркивания неприродной («надприродной», социокультурной) сущности человека ииндивида.
Таким образом, личность – это динамичная, относительно устойчиваясистема интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств индивида,выраженных в индивидуальных особенностях его сознания, поведения идеятельности.[7] Длясоциологии оказываются существенными следующие характеристики личности:
o системноекачество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения икультуру проявляющееся в совместной деятельности и общении;
o субъектсоциальных отношений и сознательной деятельности;
o личностьсоциальна по своей сущности и индивидуальна по способу
своего существования.
Понятие личности характеризует индивида не со стороны её физическойприроды (борода, усы, кровь и т.п.), а со стороны её социально значимых качеств(потребности, взгляды, интересы и т.д.). В тоже время личность – индивидуальноеобщественное существо. Индивидуальность представляет собой выделение человекаиз социума, его относительную автономию от социальной общности. Индивидуальность– неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качествесубъекта деятельности и общения.[8]
Следует отметить, что соотношение понятий «личность» и «индивидуальность»не получило в современной науке однозначного истолкования.
Индивидуальность – единство уникальных (включая неповторимые телесныеи духовно-психические характеристики) и универсальных свойств человека (которыевыражены в общечеловеческих, природных и социальных признаках, а также вконкретно-исторических и цивилизационных характеристиках). Сущностьиндивидуальности заключается в способности индивида оставаться самим собой врамках социальной системы (именно поэтому в условиях тоталитаризма фактическипредпринимается попытка лишь личность индивидуальности, а традиционные культурыЯпонии и Китая изначально предполагали умаление индивидуальных особенностей (т.е.деиндивидуализацию личности) – «растворение в сознании Будды» буддистов,«преодоление себя» конфуцианцев и т.п.). Сохранить свою самобытность в рамкахсоциальной системы может только та личность, которая знает, кем она является икем хочет стать по отношению к себе самой и другим.
Таким образом, нельзя сводить понятие «личность» к понятиям «человек»,«индивид», «индивидуальность», хотя, с другой стороны, личность – это ичеловек, и индивид, и индивидуальность, но лишь в той мере, в какой эти понятияхарактеризуют включённость человека в систему общественных отношений.[9]
В структуре личности различаются две подсистемы: отношения свнешней средой и внутренний мир личности. Совокупность связей с внешней средойпредставляет собой базис личности, определяющий формирование и развитие еёвнутреннего мира. Личность постоянно получает новую информацию, новые знания, унеё складываются убеждения, идеалы, ценностные ориентации, установки,диспозиции и другое, что можно обозначить понятием «индивидуальная картина мира» (которая вбольшей степени является продуктом общения, нежели непосредственного опыта). Картинамира– это своеобразная модель мира (т.е. система значений и смыслов),которую человек ставит между собой и реальным миром. Картина мира объединяетвсе известные индивиду образы и понятия в единый общий
образ, в котором содержится всё, с чем он сталкивается в жизни.Индивидуальная картина мира одновременно и «карта» поведения, и жизненный«компас»: она ведёт человека по жизненному пути и служит ему своеобразным«защитным поясом». Индивид черпает из картины мира идеалы, систему ценностей ипользуется ею как системой нравственно-эстетических координат. Это позволяетему уверенно ориентироваться в окружающем мире и принимать верные решения.Утрата или эрозия индивидуальной картины мира – это и драма, и трагедия.[10]
В социологии рассматривается целый набор элементов внутреннейструктуры личности, определяющий её готовность к тому или иному поведению.
Потребностичеловека выступают исходными источникамидеятельности личности. Термином «потребность» обычно обозначают следующие трифеномена:
1. объективные нужды людей в определённых условиях, обеспечивающихих жизнь и развитие;
2. свойства личности, определяющие её отношение к действительностии собственным обязанностям, в конечном итоге – определяющие её образ жизни идеятельности;
3. определённые состояния психики человека, отражающие его нужду ввеществах, энергии и других факторах, необходимых для его функционирования какживого организма и личности.
Можно было бы эти три явления обозначить тремя терминами: нужда – потребность,потребностное состояние, но обычно этого не делают. Потребности составляютединую систему и классифицируются по различным критериям:
o естественные,или биогенные, первичные (в самосохранении – пище, воде, отдыхе, сне, тепле,сохранении здоровья, воспроизводстве потомства, сексуальные и др.) и социогенные,вторичные (в самоутверждении, общении, дружбе, любви, творчестве, знаниях,самовыражении, саморазвитии и др.);
o неосознанные(их называют влечениями) и осознанные;
o материальныеи духовные;
o индивидуальныеи групповые;
o реальныеи идеальные;
o жизненноважные и второстепенные и др.
Предметом социологии являются, прежде всего, социальныепотребности. При этом следует учитывать, что естественные потребности являютсяосновой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальныепотребности людей. Социальные потребности– это потребности, связанные свключением индивида в семью, многочисленные социальные группы и коллективы, вразличные сферы производственной и внепроизводственной деятельности, вжизнедеятельность общества в целом (потребность принадлежать к социальнойгруппе и занимать в ней определённое место, потребность пользоватьсяпривязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви идр.).[11] Социальныепотребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах (потребности«для себя»), противоположны и в то же время взаимодействуют с потребностямивыполнять свои обязанности (потребности «для других»).
Осознание и усвоение ценностей составляет высший уровень потребностейчеловека. Ценности усваиваются личностью, выстраиваются в
определённую иерархию, становятся её ценностными ориентациями. Ценностныеориентации– это социальные установки личности на определённый типповедения (от фр. orientation– установка). Ценностныеориентации служат источником мотивации и планирования поступков личности, атакже «контрольным эталоном» при их практическом осуществлении.[12]Непротиворечивость ценностных ориентации – важнейший показатель устойчивостиличности; наоборот, их противоречивость – свидетельство её неустойчивости.
Будучи осознаваемым, потребности превращаются в интересы личности.Интересвыражает отношение личности к своему положению в системе общественныхотношений и выступает в качестве решающего мотива, мобилизующего личностьбороться за сохранение или изменение сложившихся условий и формжизнедеятельности.
В социологии выделяются четыре типа интересов:
- интерес-отношение(т.е. устное заявление индивида об интересе к тому или иному объекту);
- интерес-действие(практическое проявление интереса путём участия человека в том или ином видедеятельности);
- интерес-установка(складывается в процессе длительного социального взаимодействия человека сдругими людьми и окружающей средой и сохраняет свою направленность в различныхсоциальных ситуациях);
- интерес-ориентация(связан с выделением из ряда других интересов одного в качестве главного).
Общие и специфические социальные условия сказываются на интересахличности. Через социальный интерес осуществляется обратная связь от субъекта кобщественному деянию: люди действуют, преследуя определённые социальнообусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей ипредшествующего опыта у личности формируются относительно устойчивые готовности(диспозиции – от лат. disposition– расположение) к восприятию и способу действия вразличных конкретных ситуациях.[13] 2.2 Статусно-ролевая концепция личности
личность поведение социальный норма
Организационно-регулирующим механизмом социализации является системасоциальных статусов и ролей. Каждый индивид, живущий в обществе, включен вомножество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компанияи т.д.). В каждой из этих групп он занимает определённое положение, обладаетнеким статусом, на основании чего к нему предъявляются определённые ожидания.Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации какотец, в другой – как друг, в третьей – как подчиненный, Социализация происходитв виде освоения определённых социальных ролей и достижения социального статуса.Осваивая социальные роли, индивид усваивает социальные стандарты поведения,учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Поскольку вреальной жизни индивид включен во многие виды деятельности, вынужден исполнятьразные роли, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бычеловеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей смиром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность как рази является тем функциональным органом, который позволяет интегрировать своё «Я»и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своихпоступков, находить своё место не только в отдельной социальной группе, но и вжизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одногов пользу другого. Поэтому развитая личность может использовать ролевоеповедение как инструмент адаптации к определённым социальным ситуациям, в то жевремя не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.[14]
Ролевая теория личности описывает социальное поведение индивидадвумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Каждый человек занимаетнесколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом,учительницей, женой и матерью. Каждая из этих позиций, связанная сопределёнными правами и обязанностями, называется статусом. Человек может иметьнесколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение вобществе. Это статус называется главным, или интегральным. Часто бывает, такчто главный статус обусловлен его должностью (например, директор,профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике(одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности),так и во внутренней позиции (ценностных ориентациях, диспозициях и др.).[15]
Статус (от лат. status – состояние дел, положение) – определённаяпозиция индивида в социальной структуре группы или общества, связанная сдругими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеетсмысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу,пешеходу или инженеру. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком,называется статусным набором.Различаются социальный и личный статусы. Социальныйстатус – положение индивида в обществе, которое он занимает как представительбольшой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста,религии). Личный статус – это положение индивида в малой группе, зависящее оттого, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствиис его личными качествами (лидер, аутсайдер, душа компании, знаток и т.д.).
Понятие социального статуса тесно связано с понятием социальнойроли, которая является динамической стороной социального статуса. Каждый статусобычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу,называется ролевым набором.[16] Социальнаяроль– это модель поведения, объективно заданная статусом личности всистеме общественных или межличностных отношений (иначе говоря, роль – этошаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей,предписанных конкретному статусу). Можно сказать, что статус подчёркиваетсходство людей, а роль – их различие: люди свою роль исполняют всоответствии с личностными особенностями. Таким образом, роль – этоиндивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. В структуресоциальной роли различают четыре элемента:
1. модель поведения, соответствующая данному статусу;
2. реализация роли, которая может в большей или меньшей степенисоответствовать модели, но всегда имеет личностную окраску;
3. оценка выполнения роли со стороны группы или организации;
4. санкция (позитивная или негативная) как социальное последствиедействий в рамках требований данной роли.
Каждый человек имеет свою ролевую систему. Однако не со всеми ролямиличность идентифицирует (отождествляет) себя одинаково: с одним, личностнозначимыми, – максимально (ролевая идентификация); с другими, второстепенными, –минимально (дистанцирование от роли). Некоторые роли, и их большинство,являются личностно незначимыми для человека (пешеход, пациент, покупатель ит.д.). Наличие или отсутствие таких ролей индивид часто не замечает: в них невкладывается частичка души и своего «Я». Другие роли – их меньшинство – воспринимаютсякак часть «Я» (они связаны с главным статусом, и их потеря глубокопереживается, воспринимается как личная трагедия). Например, мужчина – кормилецсемьи, потеряв работу, глубоко это переживает: у безработного изменяется образжизни, отношения с близкими, система ценностей и др. Постепенно разрушаютсяосновы ценностного ядра личности – самоуважение и самооценка.
Процесс реализации роли зависит от сложной системы факторов. Срединих важнейшими являются следующие:
- степеньидентификации (отождествления) индивида с ролью;
- биологическаяи психофизиологическая предрасположенность индивида к реализации роли;
- определениероли, принятое в социальной группе (которая как бы «следит» за исполнениемроли);
- структурагруппы, степень её внутренней сплочённости, её система наград и санкций и т.д.
В процессе достижения определённого статуса и исполнения соответствующейроли может возникнуть ролевой конфликт. Понятие ролевого конфликта используетсяв различных смыслах:
1. когда индивид играет несколько ролей, может возникнутьмежролевой конфликт (например, женщина одновременно должна удовлетворятьролевые ожидания в качестве работника, жены и матери);
2. когда индивид определяет свою роль одним образом, а те, кто врамках своей роли с ним связаны, определяют его роль иначе, возникает внутриролевойконфликт (например, учителя придерживаются определённого кодексапрофессионального поведения, а родители выдвигают требования, несовместимые сэтим кодексом).
Таким образом, ролевой конфликт – переживание личностью неоднозначностиили противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей,членом которых она является, что создаёт стрессовую ситуацию.
Каждый человек исполняет (принимает на себя) множество ролей.Поэтому роль есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения индивида.Вместе с тем понятие «социальная роль» как бы связывает поведение личности и еёсамосознание с функционированием социальной системы. Личность не можетопределить себя безотносительно к системе своих социальных ролей – они служатдля личности своеобразной точкой отсчёта. Поэтому в ролевой теориирассматривают личность как функцию от совокупности тех социальных ролей,которые индивид исполняет в обществе. Поскольку роли связаны с пребываниемчеловека в социальных группах, то тем самым, по их мнению, личность естьпроизводное от совокупности тех групп, в которые включен индивид.
3. Социальные нормы какориентир поведения личности в социально-психологической проблеме 3.1 Понимание личности как проблемы в структуреобщества
Уже в структуре личности заложено противоречие между её стабильнойи подвижной составляющей. Сравнительно стабильная система психологическихустановок и стереотипов поведения. Психический же настрой личности, особенноего актуальная и ситуативная составляющие достаточно подвижны.
Сложившийся набор социальных ролей личности требует от неё устойчивого,прогнозируемого другими поведения в рамках социальных норм и ожиданий,вытекающих из её социально-психологического статуса, как в первичной группе,так и в социуме в целом.
Но сложная духовная жизнь индивида, подверженная смене настроений,способна выбить его из первичной колеи, поставить перед неожиданным и крутымповоротом в жизни.
Уже в этом столкновении устойчивых стереотипов и ориентации личностис её же более подвижным жизненным опытом, со свойственной ей сменой впечатленийи настроений заложено глубокое внутреннее противоречие личности. Последнее идаёт основное рассматривать личность в качестве социально-психологическойпроблемы.[17] 3.2 Природа противоречий личности
Основным источником проблемности личности с этой точки зрения являетсячаще всего разрыв между уровнем притязаний и реальным потенциалом психических ифизических сил и возможностей личности, между масштабностью мотивации, целей инамерений и уровнем психологической готовности к их практической реализации.
Эти противоречия проявляются во всём многообразии несоответствиймежду потребностью самоопределения личности (найти себя) и трудностью еёреализации, между жаждой подлинного самовыражения и практикой проведения. Сэтой точки зрения тяги к нецензурным средствам речевого общения можетквалифицироваться в качестве ущербного способа компенсации неспособности кболее полному самовыражению своей индивидуальности. Это же одновременно испособ «психологической разрядки» от давящего комплекса неполноценности.
В конечном итоге в основе этих противоречий лежит трудностьреализации потребности самосознания личности в упорядочении своих внутреннихценностей и ролей, сложность построения их оптимальной шкалы с таким распределениемприоритетов, которое бы не противоречило подлинным интересам самого человека.
Природа проблемности личности состоит здесь в трудности формированияеё интегрального «Я». Именно оно несёт ответственность за адекватную оценкусвоих психических и физических сил и возможностей, за адекватное соотнесениесвоих притязаний и потенциала и т.д.
Ключевое значение для преодоления этих противоречий имеет, преждевсего, адекватное представление личности о своём духовно-нравственном потенциале,о его специфике, масштабности, его возможностях и границах.
Не менее существенна и полнота представлений личности о еёсоциальных ролях, о путях преодоления межролевых и внутриличностных противоречий,о наибольшей адекватности ролевых предпочтений и приоритетов интересам развитияи реализации её уникального духовно-психологического потенциала.
Но многообразием социальных ролей не покрывается поле личностногосамосознания. Столь же актуально осознание индивидом себя в качестве представителярода человеческого, равно как и носителя своей уникальности, индивидуальнойнеповторимости.
Таким образом, преодоление внутриличностных противоречийпредполагает, прежде всего, осознание индивидом природы последних и поиск путейсогласования между собой тех доминирующих ценностей и ориентации, которыеоказываются между собой в состоянии конфликта./>
Заключение
О чём бы мы не шла речь в процессе социализации личности: о восприятии,развитии, формировании – это и является анализ реального состояния сознания,его тенденций, противоречий развития. Таким образом, личность – это продуктисторического развития, результат активной предметной деятельности и общения.Свойства личности зависят от общественно-экономических, социально-культурных ипредметно-деятельностных особенностей её образа жизни. Личность не толькообъект, но и субъект социальных отношений. Она характеризуется автономностью.Способностью противопоставлять себя обществу, формировать новые общественнонеобходимые функции и образцы поведения. Вместе с тем личная независимость,творческая активность предполагают наличие самосознания, способность крефлексии – самоанализу, самооценки, самоконтролю – и их согласование собъективными условиями жизни общества.
Социализация взрослых выражается главным образом в изменении ихвнешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовыеценностные ориентации, так же взрослые могут оценивать нормы, а дети способнытолько усваивать их. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочьчеловеку овладеть определёнными навыками; социализация детей формирует главнымобразом мотивацию их поведения.
Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играетважную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почемучеловеческий мир так отличается от остального природного мира и почему оностаётся человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальныхразличий между людьми.
На социологию личности заметно влияет философские концепции и психологическиетеории.
Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включаети его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут врасчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей впроцессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими),несколько абстрагируясь от всего остального.
Психология ментальная обращает внимание на индивидуальные различиялюдей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем ипочему они отличаются друг от друга.
Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек –личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога ипсихолога, хотя каждый из них (изучая своё) может использовать любой из этихтерминов. Иными словами личность в социологии – это нечто особенное.
В философии «личность» (читай: человек) в соответствии сосложившимися традициями рассматривается как произведение (Природы, Бога илиОбщества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и недолжен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся); творец, беспредельноактивный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющийсвоим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себясам, самопроизводящийся); деятель,преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающейего развитие с внешним объективным миром (человек, производящий новые предметы,совершенствующийся посредством деятельности и передающий в предметах свойопыт).
В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостностьпсихологических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта отдругого.
Для психолога потенции субъектов различны, поскольку какврожденные, так и приобретённые качества людей индивидуальны. Индивидуальностьотражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая егоуникальным актером (действующей единицей) некой группы или общности.[18]
И философия, и психология оказывают существенное влияние наразвитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд насей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальныхтеорий.
В современной социологии личность, как и субъект (который,напомним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным«общности»), означает активное социальное начало, некий социально-историческийтип способности к деятельности.
Считается, что личность как социально типическая характеристикалюдей пережила определённую эволюцию вместе с ходом исторического процесса.Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной,приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатыйфункциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природеи в обществе. Можно сказать, что личность всё полнее проявляется, формироваласьи заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) иприводя в мир творчества, осмысления и понимания законов «другого».
Спиоск литературы
1. Социология:учебник для вузов / Волков, Ю.Г. Мостовая, И.В.; под ред. проф. В.И. Добренькова.– М.: Гардарики, 2002. – 432 с.
2. Социология:учебное пособие / А.В Клюев [и др.] Лукьянов; под общей редакцией А.В. Клюева.– СПб: Издательство СЗАГС, 2004. -480 с.
3. Социальнаяпсихология: учеб. пособие./ Парыгин, Б.Д. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.
4. Социальнаяпсихология: учеб./ А.Л. Свенцицкий – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2005. – 336 с.
5. Современнаязападная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – с. 316
6. Социальнаяпсихология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. A.M. Столяренко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 543 с.
7. Социальнаяпсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / А.Н. Сухов [идр.]; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 2-е изд. испр. – М.:Издательский центр «Академия», 2003. – 600 с.
8. Социализациячеловека: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр«Академия», 2004. – 304 с.