Реферат по предмету "Социология"


Современное состояние и перспектива развития социологии как науки в РФ

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Курсовая работа
На тему:
Современное состояние и перспективаразвития социологии как науки в РФ
Кафедра: Социология и политология
Выполнил: Студент гр. 321091 Ильина Алина
Научный руководитель: Гурова Ирина Григорьевна
Тула 2010

План
Введение
1. Современная социология: основные понятия
1.1 Сущность современной социологии
1.2 Объект и предмет социологической науки
1.3 Функции современной социологии
2. Условия развития социологии
2.1 Перспективы развития социологии
2.2 Развитие социологии в России
2.3 Роль социологических знаний в деятельности инженера
3. Основные направления развития социологии
4. Социологическая перспектива
Заключение
Список используемых источников
социология наука перспектива

Введение
Прорыв в общественном сознании впользу социологии произошел в начале 90-х годов. Социология пришла в высшуюшколу — одной из самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитети вызывает интерес у молодежи.
Социология — относительно молодаянаука, но за короткий период она добилась признания на Западе и начинаетпробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не можетсравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей,развития и формирования общества, общественных отношений, требующихвсестороннего и глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, оглобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний,которая может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и естьсоциология.
В России многие исследованияобразования, проводимые с позиции социологии (или со ссылками на нее), выглядятметодологически разрозненными, часто лишенными общего языка, предмета иприоритетов, а потому недостаточно эффективными как в теоретическом, так исоциально-практическом отношении. Нередко наблюдается распредмечивание отрасли,вольный или невольный уход от социологической методологии в смежные ссоциологией отрасли и в периферийную проблематику притом, что главные вопросысоциального функционирования образования слишком долго остаются в забвении.Такое состояние не позволяет социологии образования до последнего времениуспешно развиваться, а также выполнять ее методологическую функцию в отношениидругих дисциплин, изучающих образование и претендующих на активное формированиецелостной системы образования и ее структур.
Гораздо большего внимания требуют ите содержательные аспекты, которые имеют отношение к социологическомуосмыслению процессов, происходящих в современном российском обществе. Понаблюдениям, студенты слабо и поверхностно ориентируются в этих вопросах.Наиболее приемлемый выход — разработка и включение в профессионально-образовательнуюподготовку полномасштабного курса «Современное российское общество:социологический анализ».
Концепции качественно нового этапаобщественного развития (по ту сторону индустриального общества) несут в себеряд позиций, ориентированных на коренное преобразование образовательнойдеятельности: приоритет общечеловеческих ценностей; преодоление противостояния:«человек-природа», «человек-культура»,«человек-общество»; формирование нового (информационного) типа культуры,а в связи с этим и нового типа трудовой деятельности человека, ориентированногона работу с информацией; создание глобальной идеологии на основе новогопланетарного общечеловеческого сознания (понимание людьми общности историческойсудьбы, тесной взаимозависимости государств и народов, необходимостипартнерства в борьбе за выживание человечества); социальный контроль затехнологией; ведущее положение теоретического знания как основы политики иисточника нововведений и др.
Образование-часть процессаформирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания,навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываютсяопределённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализациюличности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.
Дюркгейм говорил, что основная цельобразования — передавать ценности господствующей культуры. Так как культуракаждой нации своеобразна, то и содержание образования существенно отличается. ВДревнем Риме главной целью образования была подготовка военачальников игосударственных деятелей. В средние века в Европе делался упор на изучениехристианской религии, в эпоху Ренессанса основной интерес существовал ккультуре, искусству к литературе. Так мы видим, как с течением времени и эпохименялись культурные интересы человека и соответственно содержание образования.Так же образование способствует сохранению ценностей, накопленныхчеловечеством, и появлению новых.
Образование оказывает влияние на всевиды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие втехникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определенный фильтр ввыборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончивинститут человек идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но,тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается.Хэрн писал, что образование — разумный способ распределения людей всоответствии с их достоинствами.
Каждая из отраслей науки имеетпредмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий,принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследуетопределенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, вобщем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом,содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и отпонимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функцииотдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизниобщества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным егоотраслям. Но современное обществоне механическое соединение различныхмеханизмов управления, властных институтов и структур, социальных сферполитики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отраслизнаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и естьсоциология — наука об обществе.

1.Современная социология: основные понятия
1.1 Сущность современной социологии
Термин ”социология” происходит отлатинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение).Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смыслеслова.
Современная социология — этомножество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет ироль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуютразличные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь посоциологии» дает определение социологии как науки о законах становления,функционирования, развития общества, социальных отношений и социальныхобщностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законахразвития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, осоциальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществоми людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение всоциологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которойнаходятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития.Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонныполагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественныеявления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются нетолько социологией, но и рядом других наук — теорией права, политическойэкономией, историей, психологией, философией и др. Социология, впротивоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальныеявления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучаетнаиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них.Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовыеотрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только искусство ит.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются вхозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввидутого, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должныбыть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальнымявлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности,свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальнойнаукой, и есть ближайший объект социологии.
Следовательно, социология — это наукао родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социологияне просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятиеединственным средством достоверного познания, общественных изменений, но итеоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новыевозможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненныхцелей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, аего конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образжизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значениямногочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальнаспособностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматриваетсясоциологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и какпереживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытаетсяизучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основныепроблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации,поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищетне только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретныхсоциальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.
Социология — наука о становлении,развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах исоциальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука обобществе и общественных отношениях.
1.2 Объект и предмет социологическойнауки
Объектом любой науки называют то, чтоона изучает, то есть ту реальность, которая попадает в поле зрения даннойнауки. Объект науки следует отличать от ее предмета, под которым понимается то,под каким углом зрения она рассматривает свой объект, какие закономерности вэтой связи она выявляет.
К настоящему времени сложилосьмногообразие трактовок объекта и предмета социологии. Все эти трактовки делятсяна три большие группы, представляющие разные стратегические подходы к пониманиюприроды и содержания социологического знания.
Согласно первому подходу, объектсоциологии мыслится как общество в целом, а предмет — как закономерностиразвития общества в виде целостной общественной системы.
Начало такому пониманиюпредназначения социологии положил еще Огюст Конт. Ныне оно воспроизводитсямногими зарубежными авторами — Дж. Марковичем, Н. Смелзером, Н. Луманом и др. С.С.Фролов. Социология. Учебник для вузов. М., 1996. С. 20;.
Представители второго подходаполагают, что объектом социологии выступает не все общество, а лишь его особаячасть — сфера социальных отношений. Предметом социологии при этом признаетсяспецифика закономерностей функционирования и развития этих отношений, ихвоспроизводства и изменений. В данном случае мы имеем дело с более поздней,сложной и довольно противоречивой системой взглядов на социологическую науку.Сложность и противоречивость данного подхода обусловлена многозначностьюпонятия «социальные отношения».
Им можно обозначать:
• все взаимодействия людей,возникающие в их общественной жизни (эта широкая трактовка социальных отношенийвозвращает нас к первому подходу);
• те взаимодействия людей, которыевыходят за рамки экономических, политических и духовно-культурных отношений,существуют наряду с ними и относительно автономны от них;
• отношения между большими группамиобщества — классами, этносами, населением разных стран и регионов;
• отношения между всеми социальнымигруппами, в т.ч. малыми — семьями, трудовыми коллективами, соседскимиобщностями, дружескими компаниями и т.п.;
• взаимодействия людей и их групп,образующих т.н. гражданское общество, т.е. ту сферу общественной жизни, котораяне регулируется государством и бизнесом;
• все взаимосвязи людей, возникающиев ходе их совместной деятельности, имеющие как непосредственно контактный (очный),так и опосредованный (заочный) характер;
• только те взаимосвязи индивидов,которые образуют микросреду ее жизнедеятельности;
• отношения людей в семейно-бытовойжизни, т.е. вне производственной, экономической, учебной иобщественно-политической жизни;
• иные стороны и гранивзаимоотношений людей и их групп в обществе.
В зависимости от того или иногопонимания социальных отношений предлагаются различные трактовки атрибутов нашейнауки. Например, Г. В. Осипов объектом социологии считает совокупность социальныхсвязей и отношений, характеризующих взаимодействия людей в качествепредставителей общностей, которые занимают в обществе существенно различноеположение. Предметом социологии в таком контексте признаются закономерностифункционирования и изменения тех связей и отношений людей, которыевоспроизводят или меняют ранее сложившееся социальное неравенство людей и ихгрупп Социология/Под ред. Г. В. Осипова. М., 1990… По мнению Ж. Т. Тощенко,объектом социологии выступает гражданское общество, а предметом — закономерности его формирования, функционирования и развития Тощенко Ж. Т.Социология. Учебное пособие. М., 1994… В. Г. Харчева исходит из того, чтообъектом нашей науки является социальная жизнь, осознаваемая как системаотношений личности, а предметом — закономерности воспроизводства и эволюцииличности в роли субъекта общественной жизни Харчева В. Г. Основы социологии.Учебник М., 1997. Известный американский социолог Э. Гидденс полагает, чтосоциология призвана изучать социальный опыт субъектов общественной жизни,начиная с индивида и завершая большими группами (общностями) людей,упорядоченность этого опыта во времени и пространстве.
Перечень отличающихся друг от другаопределений научных атрибутов социологии, связанных с многозначностью социальныхотношений, этим не ограничивается. Но мы не станем его продолжать, ибодискуссионный характер трактовок объекта и предмета нашей науки уже очевиден.
Представители более древних наукнередко упрекают социологов в том, что они постоянно спорят об объекте ипредмете своей науки. Кое-кто иронизирует на этот счет, говоря, что социологине знают то, что они изучают. В этой связи важно отметить следующее.
Во-первых, научные дискуссии обобъекте и предмете своей науки ведут не только социологи, но и все ученые, представляющиеактивно развивающиеся отрасли знания. Исчезновение таких дискуссий — верныйпризнак стагнации науки.
Во-вторых, социология моложе многихнаук, а потому естественно ее повышенное стремление к самопознанию и поискукорректив дельнейшего развития.
В-третьих, (по счету, но не поважности) следует сказать о сложности и специфике социальной формы реальности.Она не только сложнее биологической, химической, физической и прочих формматериального мира, но и принципиально отлична от них включенностью сознаниялюдей в саму себя, особой диалектикой объективных и субъективных факторовразвития и функционирования. Эти обстоятельства исключают возможностьединомыслия исследователей, изучающих разные социальные явления и процессы,проникающих в суть этих явлений с разной мерой глубины. Они определяютзависимость социологии от национально-культурного и социально-историческогоконтекстов развития жизненных сил человека и общества.
В-четвертых, нужно отметить повышениединамизма социальных процессов в XX веке, появление в общественной жизни всехстран, Казахстане, особенно, новых социальных явлений, которые не могут бытьпроигнорированы социологией. Изучение актуальных социальных трансформаций,выяснение их причин и следствий, естественно, корректирует представления обобъекте и предмете нашей науки.
В-пятых, дискуссии о научныхатрибутах социологии дают позитивные для нее результаты, задают новые векторыее дальнейшего развития. Главным итогом споров социологов об объекте и предметесвоей науки, длившихся, то затухая, то обостряясь, на протяжении всего XX века,стало формирование третьего подхода к пониманию предназначения и задачсоциологии. Этот подход, с одной стороны, противостоит двум первым, а с другой- аккумулирует и. В упрощенном виде его суть можно выразить примерно так.
Социология призвана изучать исоциальные отношения (во всех вышеперечисленных смыслах), и жизнедеятельностьвсего общества, если под последней понимать не сумму экономической,политической, духовно-культурной и других сфер общественной жизни, а системувзаимовлияний этих сфер друг на друга. Социальные отношения при этомосмысливаются не как рядоположенные с экономическими, политическими,духовно-культурными, экологическими и иными, а как пронизывающие все эти сферыи обеспечивающие их взаимосвязанность в системную целостность. Иначе говоря,предметом социологии являются закономерности не этих сфер (они изучаются,соответственно, экономическими, политологическими, культурологическими идругими науками), а их взаимовлияния, которые становятся объективнойреальностью в силу того, что все общественные отношения суть отношения междулюдьми, общественными слоями, стратами, классами, этносами, иными общностями исоциальными группами.
Третий подход, конечно, не исключаетпродолжения дискуссии о научных атрибутах социологии, но направляет их в новоерусло — на поиск оснований интеграции двух первых подходов.
Конечно же, объектом социологическогопознания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальнойдействительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты,социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения ит. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие,проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые сторонысоциальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесссоциологического познания, осмыслены и выделены. Однако, социальный объектобладает множеством качественных и количественных характеристик и можетизучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаютсяфилософией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог жевыделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы дляпознания явлений общественной жизни, исследования становления, функционированияи развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система можетобнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то приразработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальнымобъектам.
В отличие от объекта науки, еепредмет — это существенные свойства и отношения объекта исследования, познаниекоторых необходимо для решения теоретической и практической проблема- тики.Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предметсоциологического исследования обусловливается свойствами объекта и характеромпроблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания,которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объектможет изучаться с целью решения различных научных проблем, а предметисследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается вконкретном исследовании. Согласно сложив- шейся традиции при определениипредмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальныеявления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальныеотношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.
Естественно, общество объективносостоит из различных социальных общностей, это имманентная то есть свойственнаячерта любого челове-ческого объединения, обусловленная многими общими,специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а такжемежду общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникаютмногообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или иноесоциальное явление, подчиняют действиям определенных закономерностей илитенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений исоставляют основной предмет изучения социологии. Различные исследователиопределяют предмет социологии по разному. Эти различия связаны, прежде всего, стем, что акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей иличности: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разныенаправления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиямсоциальной жизни общества.
1.3 Функции современной социологии
Социология как самостоятельнаяотрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции:теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую,преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функциигуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то естьпознавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологиипроявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторонсоциальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации.Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из гносеологических функцийсоциологии — теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценкепознаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию,социология дифференцирование подходит к действительности. С одной стороныпоказывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надоменять перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительнотребует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическаяфункция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания,систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальныхотношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функциисоциологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развитиясовременного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призванаобеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разныхсоциальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи,национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах,происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей,обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности иконкретности знаний социологии определяет эффективность реализации еесоциальной функции.
Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок,различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попыткивоссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистотаи порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документовделаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Этиматериалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколенийчеловечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести внего свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразованиеобщества — не само- цель. И преобразования нужны лишь тогда, когдасоответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния иобщества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальнаяинформация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации,прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах ипреобразовательной функции.
Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследованиязавершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемогообъекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развитиясоциального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытиифактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такогофактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи- ческойпрактике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условияхразвития Казахстана, когда научному обоснованию социальных проблем придаетсябольшое значение, социальный прогноз занимает важное место -в исследованиях оразвитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему истремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желаниемпоказать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно,так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.
Суть преобразовательной функциисоциологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценкасостояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятияопределенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерныхпроектов требуется не только технико-экономическое, но исоциально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Носоциология лишь наука, ее функция разработка практических рекомендаций. Что жекасается их внедрения реализации — это прерогатива органов управления,конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, чтомногие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами попреобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации.Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых,что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрытьосновные направления обновления общества и дает возможность выявленияотклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования в Казахстане,а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей длясознательной, целенаправленной деятельности личности социальных общностей.Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональнойдеятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности.
Задача социологии -теоретическиобеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизацииобщественной жизни в Казахстане. Процесс трансформации общества в Казахстанеидет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательнымпревращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средстваразвертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорированиесоциологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификациейсоциологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональнаяподготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), скольконесформированной у большинства управленческих кадров потребности всоциологическом обосновании управленческих решений.
Информационная функция социологиипредставляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной врезультате исследований. Социологическая информация — самый оперативный видсоциальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется впамяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, гдепроводились исследования. В установленном порядке информацию получаютгосударственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
Мировоззренческая функция социологиивытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизниобщества и своими исследованиями содействует прогрессу общества.Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительнокорректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способныв чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это одиниз уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы,мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. Историясвидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ иреконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иногорода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды ДжонаЛокка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлениилиберально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан ЖакаРуссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п.Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальнымнаправлением в Казахстане. Расистская идеология стала основой нацистского путчаи третьего рейха в Германии.
Итак, основные функции социологииопределяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.

2. Условия развития социологии
Выделим особенно значимые условияразвития социологии.
Первые предпосылки развитиясоциологии связаны с первоосновой жизни человека — с биосферой, природой,материальными, экономическими, производственно-техническими, энергетическимифакторами.
Именно благодаря гигантскому роступроизводительных сил в условиях промышленной революции возникает возможностьсоздать материальный базис свободного человечества и осуществить переход отсистемы с преобладанием естественной обусловленности к социально-исторической,социально-культурной.
Другие предпосылки становления ивозрастания роли социологии в жизни общества связаны непосредственно с системойобщественных связей, с особенностями политических, правовых, нравственныхотношений, их демократизацией. Меняются временные, пространственныехарактеристики развития коммуникативных связей. Жилище человека все болеевключается во всеобъемлющую информационную сеть, охватывающую всех людейпланеты независимо от национальности, верования, языка. Возникает универсальныйобраз жизни.
К следующим предпосылкам развитиясоциологии относятся идейные, культурные, собственно научные, духовные факторы.Сфера духовных отношений наиболее заметно влияет на социальное знание, навыработку парадигмы современной социологии. Информационный прогресс касается вбольшей степени интеллектуальной деятельности и делает приоритетнымиобразование, науку, культуру.
Проблема выживания общества, вчастности российского, упирается в способность людей достаточно оперативноперестроить систему нравственных мотивов и ценностей, норм отношения к природеи друг к другу.

2.1 Перспективы развития социологии
Как отмечает А.О.Бороноев, уженачинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новыелидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология сталауниверситетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивныйобмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализациясоциологии как науки.
Но при этом не надо забывать, что вобществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, измененияпроисходят трудно и для этого необходимо длительное время.
Критерием признания, самоутвержденияи самоопределения любой науки, в том числе и социологии, выступает какформирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своегопредмета или предметной области, разработка своих познавательных средств иметодов, так и разработка своего собственного категориального аппарата, чем внастоящее время Казахстанские социологи начали активно заниматься.
Глобализация всех сфер человеческойжизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия — эти и другиедостижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формысоциальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляютсяновые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека иокружающей среды.
Острую необходимость разработки новойбазисной социологической теории в свое время осознал А. Зиновьев. “Без такойтеории, — писал он, — исследования эмпирической социологии, конкретные измеренияи вычисления превращаются в мошенничество, в орудия идеологии и пропаганды, аформальные построения оказались пустыми умственными (знаковыми) конструкциями.
Социология тесно связана сфилософией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысличеловечества. Важнейшей задачей в разработке современной философской мысливыступает обоснование модели формирующейся информационно-технологическойцивилизации, оказывающей огромное воз- действие на состояние окружающейприродной и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблемчеловечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом со-обществе, понимание необходимости новых подходов к решению современныхэтнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии исоциологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации всовременном мире. Однако переход человечества на качественно новый витокразвития социально, духовно, культурно — это в современных условиях пока лишьреальная возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительноесостояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современныеформы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукойразумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире
Развитие и изменение социальной жизниприводят к развитию и изменению методов ее исследования. Учитывая особенностисовременного этапа развития социологии, хотелось бы отметить три важныхмомента, характеризующих метод социологического познания:
во-первых, это введение временногопараметра в саму методологию мышления, в гипотезы и концепции, что мы раньшеназывали принципом историзма; от изучения состояний на конкретный моментвремени важно сейчас переходить к изучению процессов социального развития;
во-вторых, учет изменений структурысоциального пространства; наблюдается эффект пространственной трансформацииобществ, выход из берегов социальных процессов (локальные перерастают врегиональные, региональные — в глобальные); глобализм — важнейший признаксовременной и завтрашней социологии;
в-третьих, все более активное участиесоциологии как науки в реальной жизни, в социальном процессе, а отсюда — ориентация социологии на нахождение путей решения социальных проблем, навыявление конфликта интересов (“социология конфликта”), на прогнозирование ипроектирование социальных решений.
2.2 Развитие социологии в России
Социологическая мысль в Россииразвивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние состороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигаеторигинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российскогообщества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют триосновных этапа.
Первый этап — с середины XIX века до1918 года XX века;
Второй — с начала 20-х годов до конца50-х годов;
Третий — с начала 60-х до наших дней.
Первый этап, прежде всего, связан створчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 — 1900)и Н. К. Михай¬ловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальноймысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этогонаправления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л. Лаврова (1870). Как и у других класси¬ков теоретической социологии — О.Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологиистояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей инаправленности его развития. Значительное внимание представители субъективнойсоциологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущностьобщественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: впереработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию,характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизацияистолковывается субъективными социологами как сознательное историческоедвижение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Нопоскольку мысль реально появляется только через действия личности, постольку,рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступаюткритически мыслящие личности, передовая интеллигенция.
Параллельно с субъективнойсоциологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в Россииразвивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями:ортодоксаль¬ным марксизмом, во главе с В. Плехановым и В. И. Лениным, и такназываемым легальным марксизмом, представителями которого являются П.Б. Струве,М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев.
Второй период развитиясоциологической мысли в России ха-рактеризуется нарастанием процессаинституционализации, при-обретением социологической наукой статуса социальногоинститута. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественныхнаук бы¬ло создано социологическое отделение, во главе которого стал ПитиримАлександрович Сорокин (1889 — 1968) — крупный ученый и общественный деятель,внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А.Сорокин один из родоначальников теории социальной стратификации и социаль¬ноймобильности. В сталинские времена социология подвергается идеалогизации и как солидныйинститут полностью прекращает свое существование.
Возрождение социологии как наукиначинается в конце 50-х-начале-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». Этовремя принято считать началом третьего этапа развития социологии в России. В60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. С1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологическиеисследования». В настоящее время существует ряд коммерческих, вузовских инезависимых социологических центров, ведущие широкие эмпирические итеоретические исследования в различных областях общественной жизни.
2.3 Роль социологических знаний в деятельностиинженера
В существующей системе образования впоследние годы обострились социальные проблемы. Предкризисное состояниеэкономики в стране сказалось и на системе образования.
Уравниловка в оплате труда оказывалоразрушительное воздействие не только на экономику, но и на мораль и на поступкилюдей. Человек лишался добросовестного и творческого труда, дисциплины, терялинтерес к квалификации.
Порождение теневой экономики,нарушение принципов социальной справедливости разрушали трудовые и нравственныеосновы общества.
Поскольку современный специалистдолжен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу спрогрессом науки и технологии, его образование должно воспитывать в немспособность как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуальноактивному восприятию сделанного другими. По прямому смыслу слова, наука — этото, чему можно научить или научиться, т. е. передать (и получить) знание иумение или же добыть это знание и умение самому. Образовательный процесс — этопроцесс передачи и получения знания и умения, подкрепленный добычей оного. Адобыча знания, создание нового знания и умения — это процесс фундаментальногоисследования, причем безотносительно к тому — прикладного или абстрактного. Длятого чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая атмосфера, атмосфераинтеллектуального личного общения и не только в цепочке ученик — учитель, но иво взаимодействии учитель — учитель, ученик — ученик. Для этого нуженуниверситет.
Развивая информационные технологии,мир, по крайней мере, мир обработки и передачи знания уходит от идеи кампус — центрированного университета. К сожалению, все большую притягательностьприобретает идея виртуального университета. Но надо понять, что образование неможет быть реальным в виртуальном мире виртуальных реальностей.
А для чего же нужно реальноеобразование? Для того чтобы соответствовать известной максиме Вольтера, что«только человек образованный, человек просвещенный свободен»? Илипотом, что, по Бэкону, — «знание — сила»? Или, возвращаясь на землю,потому, что человеческому обществу нужна хорошо выполненная сложная работа,требующая, в свою очередь, хорошо образованных работников?
Хорошо образованные работники могутбыть получены только с помощью системы настоящего высшего образования. Даватьвысшее образование, — значит готовить молодых людей к будущей достаточносложной работе. При этом работа, получаемая по завершении образования, должнаудовлетворять как работодателя, так и работника.
Работа идет успешно, и все сторонывзаимодействия испытывают чувство удовлетворения, если молодые работникипроявляют творческое отношение к делу и самоотдачу, если они честолюбивы ипритом демонстрируют командный дух. Эти качества очень важны. Ими долженобладать любой человек. Но они не могут быть по заказу или приказу вложены вмолодого человека. Они должны быть развиты в процессе обучения, должно бытьразвито то доброе, что в зародышевой форме существует в каждом человеке. Посуществу это — вопрос не образования, а воспитания, вопрос формирования целостнойличности.
Но этого мало. Для успешности работыи удовлетворенности работодателя и работника молодые люди, приступая к работе,должны иметь полную информацию обо всех, в том числе новейших достижениях всвоей области и обладать достаточно глубокими знаниями соответствующихфундаментальных наук, умея все это применить к делу. Такая постановка вопросатрадиционна для академической общественности.
Задача формулируется предельно ясно:научить молодых людей применять весь арсенал современных научных методов длядостижения требуемых результатов в конкретной области, легко адаптируясь приэтом к меняющимся условиям.
Решена эта задача может быть толькона базе прочного фундаментального образования. Лазерные технологии,биотехнологии, информационные технологии, технологии современных материаловпоказывают, — что для того чтобы в наше время стать, скажем, хорошим инженером,необходимо получить хорошее фундаментальное образование. Обучениефундаментальным наукам должно тесно соседствовать с собственными фундаментальнымиисследованиями.
Здесь встает закономерный вопрос: азачем тому же инженеру фундаментальное знание? Разве не достаточно конкретного,рецептурного знания, знания — умения делать вещи, исходя из практики дела?Особенно, если в процессе образования изучить тщательно и концентрированно,даже обобщенно всю предыдущую практику, до сути дела относящуюся. Хочетсянадеяться, что ответ на этот вопрос представляется самоочевидным.
К сожалению, это не всегда так. Ведьпуть постепенного приобретения фундаментальной наукой прикладного качествадолог и тернист. Общество, живущее сиюминутными интересами, не склонноподдерживать именно фундаментальную компоненту образования. Оно, общество, соскрипом готово обсуждать вопрос о кадровом обеспечении научно-технического прогресса,о кадровом сопровождении разворота работ по созданию технологической базы этогопрогресса, но оно и слышать не хочет об опережающем сопровождении, о работе наперспективу, что возможно только на основе фундаментальной науки.
Фундаментальная наука внутреннеспособна к кадровому самовоспроизводству. Для того чтобы эта репродуктивнаяспособность науки не была подавлена, необходимы как институты элитарногофундаментального образования, подобные московскому физтеху, так исоответствующий уровень математической естественнонаучной и гуманитарнойфундаментальности во всей широкой сети высших учебных заведений страны.

3. Основные направления развития социологии
В современной социологической науке,которая, в основном, сложилась в ХХ в., можно выделить главные направления:
Философия истории
Философия истории, или социальнаяфилософия, ориентирована на поиск общих, универсальных, законов общественногоразвития.
В этом направлении социологическоймысли работали видные ученые: Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, НиколайДанилевский, Питирим Сорокин.
Она поделена на 8 основных типов:
египетская,
индийская,
вавилонская,
китайская,
греко-римская,
византийско-арабская,
культура майя,
русско-сибирская
К рассматриваемому направлениюсоциологической мысли можно отнести и разработку концепции устойчивого развитиясовременного мира. Она была впервые сформулирована на Бразильском конгрессе поэкологии и активно развивается во всех странах, в том числе и России.
Марксизм
В противовес функционалистскимподходам, отстаивающим эволюционные, стабилизационные моменты в социальномразвитии, марксизм (конфликтологические теории) особенно выделяет борьбуразличных групп и направлений.
Прежде всего, это марксистскаятрадиция в социологии, подчеркивающая экономический детерминизм в социальномразвитии, соперничество, антагонизм различных социальных групп. При этом надоиметь в виду, что марксизм широко используется и на Западе.
Методологической основой этогонаправления социологической мысли является исторический материализм. Основнойвклад в социологию: теории классовой борьбы, социального конфликта, отчуждениячеловека. Некоторые идеи марксистской социологии не выдержали испытаниявременем, например, идея об абсолютном обнищании рабочего класса по мереразвития капиталистического общества.
Неомарксизм
Другое заметное направлениесовременной конфликтологической социологии развивалось под воздействиемФранкфуртской школы социальных исследований, которая сложилась в Германии в30-е гг.
К ней относятся: Макс Хоркхаймер,Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Юрген Хабермас.
Главная социологическая идея — отчуждение человека, стандартизация и обезличивание в современном обществе.Характерна также жесткая и беспощадная критика современного общества — икапитализма, и социализма; тотальное отрицание всякой идеологии. Теоретическиеистоки Франкфуртской школы — марксизм и левый фрейдизм, фрейдомарксизм. Вобстановке марксистского ренессанса в западноевропейской общественной мыслисложилась леворадикальная, или так называемая критическая, социология.
Технократическое направление
Крупное направление современнойсоциологической мысли — технократическое. Здесь можно назвать такие течения,как эмпирическая социология, структурно — функциональный анализ, концепциипостиндустриального, технотронного, информационного общества.
В настоящее время это самоепредставительное направление социологической мысли в странах Запада, да и внашей стране. Отметим парадоксальную ситуацию: отечественные социологи наобщеметодологическом уровне присягали на верность марксистской социологии, напрактике придерживались теорий среднего уровня, а на уровне эмпирическихисследований исповедовали структурно-функциональный анализ. Приходилосьразвиваться под прессом идеологических догм.
Структурно-функциональный анализ
В этом направлении социологическоймысли роль методологической теории выполняют разработки школыструктурно-функционального анализа.
Самые видные представители: РобертКинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.
Разработка структурно-функциональногоанализа выполнена в основном американскими социологами. Начало положилаЧикагская школа, где еще в конце прошлого века был создан первый факультетсоциологии. В частности, Роберт Парк разрабатывал основные принципыструктурно-функционального анализа, изучая городскую среду и ее функции.
Г. Спенсер выдвинул три основныхпостулата структурно-функционального анализа:
1. функциональное единство общества,то есть согласованность функционирования;
2. универсальный функционализм, тоесть полезность всех социальных явлений;
3. функциональная необходимость.

4. Социологическая перспектива
Социологическая перспективапредлагает найти новый – свежий и творческий – подход к изучению столь частоигнорируемых или принимаемых как должное аспектов социальной среды.Оказывается, человеческий опыт имеет множество смысловых уровней и вещи невсегда таковы, какими кажутся. Поведение человека управляется сложнымипереплетениями невидимых законов и институциональных систем, и человекнепрерывно создает, обсуждает и пересматривает подразумеваемые соглашения счленами своей семьи, с друзьями, коллегами по работе в течении всей своей жизнив обществе. Многие из движущих нами принципов лежат за пределами нашего порогаосознания. Именно так, постигая скрытую структуру внешнего мира, мысталкиваемся с новыми уровнями реальности. Правила, нормы и отношения,организующие общество в слаженно действующую живую систему, в которой всераспределено по своим местам и каждый элемент выполняет определенные функции,даже для профессионального исследования трудноуловимы. Чтобы попытатьсяреконструировать его социальный облик, нужно научиться «по косточкам»(отдельным элементам: группам, отношениям) собирать «скелет» (структуру)общества и, наоборот, «сканировать» (выявлять труднодоступное) внутреннеесодержание, т.е, закономерности организации общества как социальной системы.Подобный подход к реальности – специфическая форма сознания – составляет сутьсоциологической перспективы. Социологическая перспектива позволяет осознать обществускрытые от него аспекты человеческой жизни, учит видеть и правильноинтерпретировать социальный «пейзаж».

Заключение
Итак, в заключение работы сделаемосновные выводы.
Современная социология — этомножество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет ироль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.
Социология — наука о становлении,развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах исоциальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука обобществе и общественных отношениях.
В современном мире существует большоеразнообразие специальных социологических теорий.
Конечно же, объектом социологическогопознания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности,на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальныеобщности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т п.

Список используемых источников
Александрова Т.Л… Зборовский Г.Е., Лемперт В.Профессиональное образование и социальная ответственность на рабочих местах вРоссии и в Германии. Екатеринбург, 2009.
Гаврилюк В. В. Становление системы образования региона.Тюмень, 1998.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующегобольшинства. М., 1990. С. 161.
Гурченко В. Н. Социология и система образования/Социологические и экономические проблемы образования. Новосибирск, 2001.
Дмитриенко В. А., Ларья Н. А. Образование как социальныйинститут: тенденции — перспективы развития. Красноярск, 2009.
Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина иВ. Я. Нечаева. М., 1986
«Социология» 2ое издание, Ю.Г.Волков; В.И. Добреньков,2002год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.