ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТАВ РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
1.1 Основныепонятия и функции социальной защиты
1.2 Субъекты иобъекты социальной защиты в Республике Башкортостан
1.3 Доходынаселения и социальная защита
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТАВ РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
2.1 Программасоциальной защиты населения
2.2 Эффективностьсоциальной политики
2.3 Образование — как показатель социальной защиты населения
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
3.1Социальное планирование и его назначение
3.2 Стратегическое планированиеразвития социальной сферы: разработки ивнедрения соц. программ на среднесрочный и долгосрочный периоды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Социальная защита населения в Республике Башкортостан становится всеболее актуальной в наше время. Сотни людей (пенсионеров, инвалидов,детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи изащите. Ухудшение положения слабозащищенных категорий населения в последнеевремя вызывает необходимость принятия экстренных мер по усилениюсоциально-правовой защиты населения.
Под социальной защитой населения – мы понимаем целенаправленныедействия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду,социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решениеразличных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привестиили уже привели к полной или частичной потере указанными субъектамивозможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономическойсамостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития,восстановления или приобретения.
В период рыночных преобразовании,происходящих в российском обществе, обостряются все потенциальные болезниэкономики: спад производства, инфляция, безработица, неравномерное развитиедвух подразделений производства, подмена экономических методов руководстваполитическими. В обществе происходит процесс расслоения населения по уровнюдоходов, общее снижение жизненных стандартов, увеличивается уровень бедности,происходит изменение общественного и материального статуса личности. Все этоприводит, в конечном итоге, к росту социальной напряженности, непониманию инеприятию населением экономических реформ.
В этих условиях актуальнымпредставляется создание системы регулирования и разрешения возникших социальныхпроблем общества. В качестве такой системы должна выступить система социальнойзащиты населения, которая призвана смягчить последствия дестабилизацииобщественной жизни и помочь людям приспособиться к новым политическим,социально-экономическим условиям жизнедеятельности.
Ситуация в Республике Башкортостан,как и в целом по России, во многом осложняется тем, что в дореформенный периодприоритетным являлся технократический подход к экономике Социальная сферафинансировалась по остаточному принципу, и к началу реформ, несмотря на наличиезначительного ресурсного, промышленного и сельскохозяйственного потенциала.
Тема моего курсового проектаявляется актуальной в любое время, т.к. социальная сфера затрагивает всех безисключения жителей нашего региона.
Объектом данной работы являетсяРеспублика Башкортостан как субъект федерации. Предметом является социальнаязащита населения Республики Башкортостан.
Целью моей работы являетсярассмотрение ситуации, сложившейся в области социальной защиты в РеспубликеБашкортостан (положение дел в настоящий момент, программы социальногообеспечения, перспективы улучшения социального положения граждан).
Все большую актуальностьприобретают проблемы семьи и детства, что обусловлено общим ухудшениемдемографической ситуации в стране. С учетом этого комплексной ПрограммойКабинета Министров Республики Башкортостан по реализации основных положенийПослания Президента была поставлена задача разработки концепции долгосрочнойдемографической политики Республики Башкортостан на период до 2015 года.
Одной из наиболее злободневных вряду проблем подрастающего поколения является социальная дезадаптация детей. Вцелом по республике, по сведениям администраций районов и городов, безнадзорныхи беспризорных детей насчитывается 4 тысяч и в большинстве своем это социальныесироты при живых родителях. Всего же по действующим нормативам развитая системаспециализированных учреждений для несовершеннолетних должна насчитывать 3000 мест,а имеется всего 490 мест./6/
1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
1.1 Основные понятия и функции социальной защиты
По ряду важнейших показателейсоциального развития республика отставала от Российской Федерации на 20-30%.
Медленный ход реформ во многомобъясняется тем, что фактически они не имеют под собой широкой социальной базы,не вызывают необходимого трудового импульса. Образуется замкнутый круг — реформы не пойдут без прочной социальной поддержки населения, в то же времясама социальная защита требует значительных ресурсов, обеспеченность которымикрайне ограничена в условиях сокращения объемов производства и валовоговнутреннего продукта и будет достаточной только в условиях экономическогоподъема.
Кроме того, уровень социальнойзащищенности населения, и в особенности его малоимущих слоев, являетсяиндикатором развития общества, степени признания им общечеловеческих ценностей.В нашей республике уже сделаны первые шаги по созданию новой системы социальнойзащиты населения, адекватной современному этапу развития общества. Однако вэтой сфере сохраняется ещё множество проблем, требующих своегонезамедлительного разрешения./5/
Термин «социальная защита»(«социальная безопасность») был впервые применен в законодательном акте США в«Законе по социальной безопасности» в 1935 г., который в свою очередь стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В 1938 г. данный термин был применен и в законодательном акте; Новой Зеландии. В последующем рамкиданной дефиниции были значительно расширены при разработке и принятии конвенцийи рекомендаций МОТ по социальному страхованию и обеспечению, гарантированиюминимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также вобласти охраны труда и заработной платы.
С точки зрения специалистовМеждународного Бюро Труда (МВТ), существует два подхода к определению сущностии содержания социальной защиты:
- широкий подход охватываетфактически все сферы жизнедеятельности человека, все этапы его воспроизводстваот рождения до смерти;
- узкий подход охватывает лишькритические моменты в жизни человека, когда он нуждается в поддержке со стороныгосударства, общества.
Таким образом, под социальнойзащитой в широком смысле следует понимать деятельность, направленную наобеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление инейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условийдля самоопределения и самореализации человека в жизни. А в более узкомпонимании социальная защита представляет собой поддержку и оказание помощилюдям в случае возникновения трудных жизненных ситуаций.
Исходя из этого, в рамках узкого подходаосновными инструментами социальной защиты выступают социальное страхование исоциальная помощь, в то время как в рамках широкого подхода социальная защитадолжна включать, помимо социального страхования и социальной помощи, развитиесистем образования, здравоохранения, культуры, обеспечение экологическойбезопасности, нормальных жилищных условий, развитых транспортной,коммуникационной систем и т.д./13/
При рассмотрении социальной защитыпервостепенное значение имеет выделение объекта или объектов социальной защиты.В качестве объекта социальной защиты при широкой трактовке последней выступаетвсе население определенного региона, а при узкой трактовке — соответственнотрудоспособная и нетрудоспособная части населения.
Кроме того, следует различать понятия«социальная защита» и «социальная защищенность». «Социальная защита» — этокомплекс мер по защите населения, а социальная защищенность — это фактическийуровень реализации мер социальной защиты.
Сущность социальной защиты наиболеерельефно проявляется в выполняемых ею функциях: экономической, политической,демографической, реабилитационной и других.
Экономическая функция социальнойзащиты заключается в замещении дохода (заработка или содержания), утраченного всвязи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичномвозмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненныхобстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущимгражданам.
Источником финансирования для ееосуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фондысоциального назначения, бюджетные средства, благотворительные средства и т.д.
Политическая функция социальнойзащиты способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в которомимеются значительные объективные различия в уровне жизни различных слоевнаселения.
Демографическая функция призванастимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормальногоразвития страны.
Социально-реабилитационная функциянаправлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан идругих социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себяполноценными членами общества./19/
Помимо указанных функций социальнаязащита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей среды,минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальнойжизнедеятельности человека и функционирования государства.
Потребность в социальной защите ипомощи была всегда и у всех народов. Эта потребность зародилась у истоковпервобытной культуры и в той или иной мере удовлетворялась на всех ступеняхразвития цивилизации, была присуща всем верованиям и религиям, находила своеотражение в господствовавших идеологиях и мировоззрениях.
Значительное развитие общественнойпомощи нуждающимся, особенно в европейских государствах, многие историки иисследователи связывают с периодом широкого распространения христианства, когдамилостыня стала считаться благодеянием.
До XVIII в.социальная деятельность в России и в Европе фактически существовала в формепомощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви. Идеи милосердия и заботыполучили широкое распространение в среде священнослужителей. Постепенномонастыри и церкви стали центрами, куда стекались больные и иные нуждающиеся,не способные прокормить себя личным трудом.
Развитие государственных системсоциальной защиты связывают в основном с развитием капитализма. Однако, начинаяс XVI в. и вплоть до конца XIX в.государство придерживалось в основном принципа либерализма и индивидуализма, непредпринимая сколько бы то ни было активных действий в области социальнойзащиты населения, за исключением предоставления некоторых видов гарантий ипомощи, в основном пенсий, отдельному весьма ограниченному кругу работников.Однако с возникновением и развитием капиталистических отношений, когдапроисходит отчуждение работника от процесса труда и возникает реальная угрозапотери заработка и работы, зарождаются и первые организованные целенаправленныеформы социальной защиты работников в виде взаимопомощи на уровне предприятий ицехов./18/
Таким образом, социальная защита доXX в. базировалась, главным образом, на принципахсамоподдержки, семейной формы поддержки нетрудоспособных и благотворительности./17/
1.2 Субъекты и объекты социальнойзащиты в РБ
С развитием капиталистическихотношений положение наемных работников повсеместно ухудшается, что вызываетподъем рабочего движения, которое становится важной формой социальной защитытрудящихся, и активизацию деятельности профсоюзов как основных субъектов социальнойзащиты. Великобритания с помощью фабричного законодательства впервые вводитзаконодательное регулирование вопросов труда. В условиях роста социальнойнапряженности в обществе из-за тяжелых условий труда и низкой заработной платывозникает необходимость поиска эффективных социальных амортизаторов в видедобровольных форм коллективной защиты престарелых, вдов, сирот; профсоюзов,выступающих в роли обществ взаимопомощи, помимо выполнения своей основнойфункции по защите рабочих.
По истине историческим, переломныммоментом в истории развития социальной защиты населения был конец XIXв., когда в Германии под руководством О. Бисмарка была законодательно введенасистема обязательного социального страхования для работающих в промышленностина случай болезни, несчастного случая на производстве, инвалидности и старости.Данная система оказалась довольно эффективной и жизнеспособной: основныепринципы ее построения сохранились и действуют до сих пор во многих современныхсистемах социальной защиты в большинстве стран мира.
События начала XXв., имевшие общемировое значение (мировые войны, социалистическая революция вРоссии, экономический кризис конца 20-х — начала 30-х гг.) заставили по-новомуподойти к вопросу формирования системы социальной защиты населения, послужилиимпульсом к ее расширению, качественному повышению ее уровня, а также косознанию необходимости широкого государственного вмешательства в социальныепроцессы./24/
В это время появляютсятеоретические исследования и даются обоснования необходимости повышения уровнясоциальности развития общества и гуманизации труда.
Важным моментом в развитии теории ипрактики социальной защиты населения следует считать концепцию «социальногорыночного хозяйства», воплощенную в Германии и рассматривавшую государство вкачестве одного из наиболее активных субъектов социальной защиты. Сутьсоциального рыночного хозяйства заключается в синтезе рыночной экономики,основанной на свободной конкуренции и социальной справедливости. Поэтому здесьтакже приоритет в осуществлении социальной защиты отдается социальномустрахованию как возможности человека самому обеспечивать свое благополучие иактивной политике на рынке труда.
Проблема социальной защитыприобретает несколько иную окраску с возникновением и развитием теории «человеческогокапитала», в связи с чем традиционная система социальной защиты населения сталарассматриваться значительно шире, поскольку в ней, помимо социальногострахования и социального вспомоществования, важную, а возможно, и главную рольстали играть отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, наука ипр.) как источники формирования и развития человеческого капитала. Еще АдамСмит рассматривал категорию человеческий капитал как капитализированнуюценность «приобретенных и полезных способностей всех жителей и членовобщества», а затраты на обучение или образование человека как капиталовложенияв его способность зарабатывать в будущем, аналогичные вложениям в вещественныйкапитал./29/
Конституции провозгласилиРоссийскую Федерацию и Республику Башкортостан демократическими, правовыми исоциальными государствами. Это означает, что социальные права граждан являютсянаивысшей ценностью в государстве, и оно обязано всесторонне их защищать. Встатье 12 Конституции Республики Башкортостан записано: «РеспубликаБашкортостан — социальное государство, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
В качестве основных социальных прави свобод государство определяет свободу экономической деятельности, свободутруда и свободу распоряжаться своими способностями к труду, свободу творчества,право на защиту от безработицы, на отдых, на охрану здоровья и медицинскуюпомощь, на благоприятную окружающую среду, на жилище, на образование, на защитусемьи, материнства и детства, защиту старости, гарантии социального обеспеченияпо возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потерикормильца. В цивилизованной рыночной экономике государство обязано защищатьграждан от негативных социальных последствий рыночной экономики, от социальныхрисков, связанных с потерей работы как источника дохода и трудоспособности.
Если необходимость социальнойзащиты уже ни у кого не вызывает сомнения, то по поводу ее характера и объемавозникают разногласия. Система социальной защиты в переходный период несколькоотличается от системы социальной защиты, характерной для развитой рыночнойэкономики, и тем более отличается от социальной защиты, которая была присущапрежней экономической системе.
Особенностью социальной защитынаселения в период рыночных преобразований является, с одной стороны,расширение категорий и увеличение численности населения, нуждающегося вцеленаправленной государственной социальной поддержке. Это объясняетсядействием ряда факторов и особенностями демографического,социально-экономического, политического развития страны./15/
Структурная перестройка народногохозяйства, экономический кризис привели к увеличению количества нестабильныхрабочих мест, к росту безработицы. Демобилизация значительного числавоеннослужащих, появление такого социального явления, как беженцы, вынужденныепереселенцы, лица без определенного места жительства привели к росту количествалюдей, нуждающихся в социальной реабилитации и материальной поддержке. Серьезноебеспокойство вызывает наличие устойчивого контингента бедняков среди людейтрудоспособного возраста по причине низкого уровня оплаты труда, задержек с еёвыплатой. Кроме того, набирает силу процесс старения населения, которыйвоздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления иособенно на социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечет за собойзначительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальныесоциальные службы по уходу за престарелыми и т.п.
В этом же направлении действуютфакторы, связанные с ухудшением здоровья людей, вызванным неблагоприятнойэкологической обстановкой и снижением жизненного уровня значительной частинаселения. Социально-демографические изменения характеризуются качественным изменениемсостава семей, заметно увеличилось число неполных семей в результате ростаколичества разводов и внебрачных рождений. При этом специалисты прогнозируютсохранение подобной тенденции, что вызывает необходимость совершенствованиясоциального, а в особенности семейного законодательства, с точки зрениягарантий дохода, присмотра за детьми, занятости и профессионального обучениядля женщин-глав неполных семей./25/
С другой стороны, проблемасоциальной защиты населения на современном этапе развития нашего обществахарактеризуется снижением финансовых возможностей для реализации эффективнойсоциальной защиты, обусловленным спадом эффективности и объемов производства,высокими темпами инфляции. Между тем преодоление спада производства истабилизация экономики невозможны без квалифицированного, эффективного труда изанятости. Поэтому естественно возникает вопрос о том, что социальная защита неможет быть полноценной, если она ограничивает сферу своего влияния толькосоциально уязвимыми группами неработающей части населения, в то время какнеобходимые для этого средства и условия создаются экономически активной частьюнаселения, т.е. наемными работниками и предпринимателями, занятымипроизводством товаров и услуг.
1.3 Доходы населения и социальная защита
С экономической точки зрения,бедность — это состояние, когда человек или семья не обладает достаточнымиресурсами (денежными, имущественными, образовательными и т.п.) дляудовлетворения своих потребностей. Бедные (или малообеспеченные) — это непросто население с относительно низкими доходами, это члены общества, живущиепо его законам, но не имеющие признаваемого этим же обществом минимальнонеобходимого стандарта потребления.
Бедность в мировой науке исоциальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума, который можетбыть выражен в двух видах: физиологический и социальный. Физиологическийминимум рассчитан на удовлетворение только главных физиологических потребностейи основных услуг и обеспечивает низкий жизненный уровень. Он представляет собойстоимостное выражение материальных ценностей, удовлетворяющих данныепотребности. Этот показатель называют «нижней чертой бедности», который вРоссии и нашей республике соответствует бюджету прожиточного минимума (БПМ)./11/
Социальный минимум, помимоминимальных норм удовлетворения физиологических потребностей, включает затратына минимальные духовные и социальные запросы. Он отражает более высокий уровеньжизни. Этот показатель принято считать «верхней границей бедности», и у нас егоназывают минимальным потребительским бюджетом (МПБ).
Рисунок 1. Расходы Фонда за 2009г.
/>
Прожиточный минимум, согласноКонституции Республики Башкортостан, относится к числу минимальных социальныхгарантий, предоставляемых всем членам общества, т.е. каждому гражданинугарантируется материальное обеспечение на уровне устанавливаемого государствомпрожиточного минимума. Таким образом, обеспечение прожиточного минимумаявляется одним из основных и эффективных инструментов социальной защитынаселения./30/
По конституциям РоссийскойФедерации и Республики Башкортостан, величина прожиточного минимума должнаактивно использоваться в расчетах минимальной заработной платы, уровней пенсий,пособий, стипендий, но в действительности их размеры заметно от него отстают.Это негативно сказывается на трудовой мотивации людей и переводит значительнуючасть экономически активного населения в разряд так называемых «новых» бедных,т.е. тех, кто работает, но не получает заработной платы в течениепродолжительного промежутка времени, или ее уровень очень низкий. Соотношениепрожиточного минимума и минимальных социальных гарантий государствапредставлено в табл. 1/46/
Таблица 1. Соотношение денежныхдоходов населения с величиной прожиточного минимума в 2009 г. в Республике Башкортостан Рублей в месяц Соотношение с величиной прожиточного мин, % Среднедушевые денежные доходы населения 2442,4 183,2 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника 2942,9 202,5 Средний размер назначенных пенсий (с учетом компенсации) 1050,4 105,5 Минимальный размер оплаты труда 300,0 22,5
Тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ETC по
оплате труда работников бюджетной сферы с
учетом доплаты 450,0 33,8
Минимальный размер пенсии по старости
без компенсации 185,2 13,9 с учетом компенсации 485,2 36,4
По инвалидности (без компенсации)
1-й группы (с надбавкой на уход) 370,4 27,8 2-й группы 185,2 13,9 3-й группы 123,6 9,3
По случаю потери кормильца (без компенсации,
на каждого нетрудоспособного члена семьи) 123 6 9 з 1-й группы (с надбавкой на уход) 370,4 27,8 2-й группы 185,2 13,9 Ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет 70,0 5,3 Миним. размер стипендии студентам вузов 200,0 15,0 Величина прожиточного мин. на одного чел. 1333,0 1,0
Другой особенностью социальнойзащиты, присущей переходной экономике, является изменение роли государства инаправлений его деятельности в сфере социальной защиты населения. Государство,как это и определено Конституцией Республики Башкортостан, по-прежнему являетсяглавным субъектом социальной защиты населения, которая осуществляется последующим направлениям:
- правовое обеспечение социальнойзащиты (т.е. законодательное предоставление социальных, экономических иправовых гарантий) и контроль за его соблюдением;
- «превентивные» мероприятия(контроль за условиями труда, окружающей среды, уровнем качества и объемомпредоставления услуг в сферах здравоохранения, образования и транспорта, атакже перераспределением доходов, защитой прав потребителей и т. д.);
- компенсационные мероприятия,необходимые для поддержания уровня жизни отдельных категорий лиц — пожилых,больных, инвалидов, многодетных и неполных семей и т. д.;
- меры «субсидиарного» характера,когда стимулируются негосударственные, неформальные методы социальной защитычерез различные союзы, ассоциации, фонды, общественные организации./42/
В условиях, когда возможностигосударства охватить социальной защитой всех без исключения членов обществавесьма ограничены из-за продолжающегося экономического кризиса, возрастает рольдругих субъектов социальной защиты. Для достижения максимального удовлетворенияпотребностей населения в социальной защите, предотвращения социальныхконфликтов и обеспечения гармоничного социально-экономического развитияобщества необходимо наличие разветвленного плюралистического механизмарегулирования социальных процессов, включающего и деловые круги, и самихработников и их объединения, и домашние хозяйства (семью) и другие институтыгражданского общества (благотворительные организации, церковь). Т.е. социальнаяответственность должна быть многофункциональной, и каждый из перечисленныхсубъектов должен выполнять свои определенные функции по социальной защите.Распределение этих функций между различными социальными институтами обществадолжно быть подвижным, оно зависит от направления социально-экономическойполитики, от степени развития демократии, от традиций, обычаев и т.д.
В дореформенный период значительнуюнагрузку по социальной защите и поддержке населения несли предприятия иорганизации, имея на своем балансе объекты социально-культурного назначения(детские ясли и сады, санатории-профилактории, поликлиники, базы отдыха),обеспечивая своих работников жильем, материальной помощью и т.д. Сегодня, всилу экономических и финансовых трудностей, большинство предприятий вынужденоотказываться от многих социальных объектов, и фактически работники оказались совершеннонезащищенными в социальном плане. Поэтому необходимо повысить рольработодателей (предпринимателей) в обеспечении социальной защиты./35/
2.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВРЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ЕЕ СОСТОЯНИЕ
2.1 Программа социальной защитынаселения
В прежней советско-социалистическойсистеме, при всех ее идеологических пороках, были сформированы конкретныемеханизмы социальной поддержки граждан. Они были основаны на уравнительныхпринципах распределения материальных благ через систему общественных фондовпотребления, когда все виды государственной помощи и поддержки рядовымгражданам распределялись по разнарядке.
Как же строиласьуравнительно-распределительная система? Самая характерная ее черта — так называемаясоциальная «уравниловка». Она требовала изъятия в пользу государственнойцентрализованной системы перераспределения потребительских благ, помимо прибылипредприятий, практически всего фонда потребления, т.е. части необходимогопродукта, произведенного работниками, которая должна использоваться нарасширенное воспроизводство рабочей силы, на обеспечение средствамисуществования самих работников и членов их семей.
При этом на оплату труда, т.е. нанепосредственное экономическое стимулирование в соответствии с качеством иколичеством труда, оставалась лишь незначительная часть необходимогообщественного продукта. Основная же его часть в течение многих десятилетийотчуждалась от работника и накапливалась в общественных фондах потребления(ОФП) для перераспределения, как говорили раньше, «в целях неуклонного ростаматериального и духовного благосостояния граждан». Именно ОФП составляли частьнеобходимого общественного продукта, которая и позволяла (вместе с зарплатой)сводить концы с концами и иметь вполне пристойный (и главное, минимальногарантированный) уровень жизни каждому человеку./42/
Социально-политическая стратегиязаключалась в том, что материальные потребности работников должны былиудовлетворяться, прежде всего, за счет оплаты труда, а все другие, социальные,потребности (в области образования, здравоохранения, воспитания, просвещения,куль туры, отдыха, жилищно-коммунального обслуживания и т.п.), а такжематериальные потребности нетрудоспособных членов общества (пенсионеров, детей,инвалидов, временно нетрудоспособных и др.) — за счет общественных фондовпотребления, и должны были быть у всех равны.
Следует отметить, что свыше 40%всех средств ОФП использовалось на материальное обеспечение нетрудоспособныхграждан, а остальные шли на социальное обслуживание всего населения. Свыше 80%расходов на содержание дошкольных учреждений также покрывалось из ОФП. С60-70-х гг. характерной чертой ОФП была политическая функция по сближениюуровня жизни города и села.
Теперь же, отказавшись от ОФП,резко увеличив налоговое бремя и практически превратив учреждения социальнойсферы (в результате приватизации) в одну из самых дорогих и недоступных длятрудящихся сфер жизни, мы практически ничего не имеем взамен для социальнойзащиты населения. Доля совокупных расходов на социальные нужды в общем объемевалового внутреннего продукта ничтожно мала и составляет всего 8-9% (длясравнения, в развитых странах 20-25% ВВП). Размеры государственных ассигнованийпостоянно снижаются, социальная инфраструктура находится в состоянии острейшегокризиса. За 1990-2000 гг. произошло снижение доли расходов на социальные нуждыобщества в бюджете республики на 19%./42/
Что же мы имеем на сегодняшнийдень? Радикальные экономические реформы 90-х гг. коренным образом изменили нетолько экономическую систему хозяйственной жизни, но и всю социальную структурунашего общества. Следовательно, изменились цели и направления социальнойполитики государства и социальной защиты населения, которые должны отвечатьновым экономическим, политическим и социальным условиям. Социальная защита«рыночного» типа коренным образом отличается от социалистической.
На смену всеобщей «уравниловке» игарантии равных прав на «повышение материального благосостояния» почтинезависимо от размера трудового участия пришла полностью неконтролируемаядифференциация благосостояния в соответствии с уровнем социальной активностигражданина. Рынок индифферентен, безучастен к тому, что физические,интеллектуальные, семейные возможности людей неодинаковы, а следовательно,различен и ресурсный потенциал.
Рынок справедлив в том смысле, чтосоздает равные условия каждому члену общества получить в свое распоряжениеблага, соответствующие его трудовому вкладу. Таким образом, возникаетпротиворечие между равными основаниями возникновения самых разнообразныхпотребностей у всех без исключения членов общества и реальными возможностями ихобеспечения, что ведет к дифференциации доходов и потребления. Следовательно,нужна определенная коррекция для обеспечения социальной справедливости в обществе,что в конечном счете и призвана сделать социальная защита.
Сегодня социальная защита населенияпостроена в виде своеобразной иерархизированной системы, которая во многоманалогична существующим на Западе, но в то же время имеет и свои конкретныеотличительные черты, отражающие социально-экономические, политические,исторические, духовные и иные особенности развития России и РеспубликиБашкортостан. Это механизм, включающий следующие элементы:
1. государственные социальныегарантии;
2. социальную поддержку;
3. либерализм./41/
Подобная структура позволяет людямподниматься по социальной лестнице из «аутсайдерских» групп всамообеспечивающийся социальный сектор. В основе данной конструкции лежатгосударственные социальные гарантии, выступающие в качестве социальнойстраховки для всех членов общества. Социальные гарантии — законодательнозакрепленные права и свободы человека, предоставляемые государством всем безисключения членам общества. Система социальных гарантий по существуориентирована на удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей людей.
В республике идет процессформирования системы социального и трудового права, касающегося социальнойзащиты отдельных категорий граждан. Приняты Трудовой кодекс РеспубликиБашкортостан, законы «О занятости населения в Республике Башкортостан», «Осоциальной защите инвалидов в Республике Башкортостан», «О ветеранах войны,труда и Вооруженных Сил» и другие законодательные акты о мерах по социальнойзащите малообеспеченных групп населения, участников локальных войн иконфликтов, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, беженцев ивынужденных переселенцев, детей и многодетных семей, молодежи и т.д.
Таблица 2. Расходы на социальныенужды в государственном бюджете и в ВВП в Республике Башкортостан 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Расходы на социально-культурные мероприятия в % к расходам бюджета 44,4 38,3 45,3 46,1 46,6 42,1 36,0 В % к ВВП - 8,3 10,0 11,3 11,4 9,7 8,5
Согласно действующемузаконодательству, этим категориям граждан предоставляются разнообразные льготы:на питание, по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг по установке телефона иабонентской плате, по оплате проезда в транспорте, лекарственному обеспечению,приобретению автомобиля и т.д./49/
Ежегодно в республикеразрабатывается и утверждается Комплексная программа социальной поддержкинаселения, охватывающая главным образом наиболее социально уязвимые слои сцелью предотвращения их дальнейшего обеднения.
Помимо законодательного закрепленияправ и свобод, государство обеспечивает их обязательное соблюдение. Ксожалению, в условиях всеобщего кризиса и хаоса имеет место нарушение некоторыхправ и свобод человека (задолженность по оплате труда, пенсиям и пособиям,направление работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемыеотпуска и т.д.).
Для рыночной экономики основнымпринципом при построении и развитии систем социальной защиты является принципсобственной ответственности. Это связано с тем, что характерной чертой рыночнойэкономики является свобода выбора во всем, в том числе свобода экономическойдеятельности, свобода труда, свобода распоряжаться своими способностями ктруду, т.е. каждый человек принимает самостоятельное решение по поводу того,каким образом он участвует в экономической жизни общества и как он обустраиваетсвою жизнь. Личная свобода в принятии решений обусловливает и личнуюответственность. Это означает, что каждый человек персонально отвечает за себя./31/
Далее в иерархии социальной защитыследуют механизмы социальной поддержки населения, которые в свою очередьраспадаются в зависимости от субъектов и источников финансирования на системугосударственного вспомоществования (социального обеспечения, помощи) и системусоциального страхования. Система социальной поддержки дает людям, оказавшимся втяжелых жизненных ситуациях, возможность преодолеть свои трудности и достичьпоставленных целей. Таким образом, они способствуют социальной динамикеобщества. Социальную поддержку отличают от системы социальных гарантий,во-первых, заявительным принципом предоставления социальных благ и услуг сучетом степени нуждаемости и, во-вторых, участием людей собственными ресурсамии возможностями, зачастую довольно значительными, в их формировании. Такимобразом, основным принципом системы социальной поддержки является максимальнаяадресность предоставления социальных благ и услуг населению.
Использование страховых методов всоциальной защите населения представляется наиболее эффективным, посколькупредполагает участие самих людей в обеспечении своего социального и материальногоблагополучия в случае возникновения социальных рисков (старость, болезнь,несчастный случай на производстве, потеря трудоспособности, безработица и др.).Суть социального страхования также сводится к распределению материальнойответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимальновозможное число участников, т.е. приданию социальной защите формыорганизованной взаимопомощи. Социальное страхование охватывает преимущественнотрудоспособное население.
В соответствии с классификациейосновных причин потери заработка социальное страхование делится на нескольковидов:
1. пенсионное страхование;
2. страхование от несчастных случаевна производстве;
3. страхование на случай безработицы;
4. медицинское страхование.
Социальное страхование в республикеостается государственным, носит обязательный характер и охватывает всехработающих граждан. Дополнительно к государственной системе в последнее времяполучили распространение дополнительные добровольные формы страхования(например такие, как негосударственные пенсионные фонды), что позволяетобеспечить более высокий уровень социальной защищенности в случае возникновениясоциальных рисков./50/
Основными источниками,обеспечивающими выплату компенсации за потерю дохода, являются страховые взносыработодателей и самих застрахованных, а также ассигнования из государственногобюджета. Причем основная часть нагрузки приходится на работодателя (имвыплачивается 28% от фонда оплаты труда в Пенсионный фонд, 4% — в Фондсоциального страхования, 3,6% — в Фонд обязательного медицинского страхования,0,2-8,5% — на обязательное социальное страхование от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний), а наименьшая распределяется междуработниками (только 1% от заработной платы в Пенсионный фонд) и государством.Средства из госбюджета предназначаются, главным образом, для выплат всеобщегохарактера и обеспечения минимального уровня страховых выплат. Однако спереходом к рыночным отношениям все более очевидной становится необходимостьнепосредственного участия самих работников в финансировании фондов социальногострахования, что позволит им влиять на уровень социальной защиты.
Социальная помощь (государственноевспомоществование) выдвигается на передний план в чрезвычайных условияхначальной стадии перехода к рыночной экономике. Она направлена на защитумалоимущих, наиболее уязвимых категорий населения./43/
социальная защита политика доход
2.2 Эффективность социальнойполитики
Об эффективности социальнойполитики, проводимой государством соответственно степени социальнойзащищенности населения страны, можно судить по следующим показателям:
- демографическаяситуация;
- денежные доходы ирасходы населения;
- состояниеотраслей социальной сферы и предоставление социальных услуг населению;
- занятостьнаселения;
-пенсионное обеспечение и положениепожилых людей;
— экологическая обстановка.
Демографическая ситуация.
Уменьшение количества населенияреспублики компенсируется притоком мигрантов, численность которых в 1997 г. составила около 11,2 тыс. человек (из них 2637 человек — вынужденные переселенцы). Часть изних получила статус беженцев и вынужденных переселенцев, что обеспечивает имнекоторый, хотя и невысокий, уровень социальной защиты. Однако в последние годынаметилась тенденция сокращения числа мигрантов.
Денежные доходы и расходынаселения.
Одним из определяющих показателей,характеризующих уровень жизни населения и степень его социальной защищенности,является динамика реальных доходов населения. С начала экономических реформимело место их устойчивое снижение, хотя в последнее время наблюдаласьнекоторая стабилизация. На сегодняшний день четверть населения республики живетниже «черты бедности». Оплата труда по-прежнему остается основным источникомформирования денежных доходов большей части (60-70%) населения. Однако ее доляв структуре доходов постепенно снижается. Этим снижением объясняется рост долисоциальных трансфертов (пособий, стипендий и т.д.).
Уровень минимальной оплаты труда внесколько раз меньше, чем бюджет прожиточного минимума, что обеспечивает лишьфизиологическое выживание. Причем и средний денежный доход на душу населения поРБ обеспечивал в 2001 г. две величины прожиточного минимума (в 1996 г. — 1,8), что является крайне низким показателем по сравнению с другими регионами России, неговоря уже об экономически развитых странах мира. Большую тревогу вызываетотносительно низкий уровень оплаты труда в бюджетной сфере, не обеспечивающийдаже прожиточного минимума./16/
Состояние отраслей социальной сферыи предоставление социальных услуг населению.
Расходы на образование,профессиональную подготовку работника на рабочем месте или в специализированномучебном заведении, затраты на здравоохранение — все это вложения в человеческийкапитал, представляющий собой такую же неотъемлемую часть национальногобогатства, как заводы, фабрики, жилые дома, оборудование и прочие видыкапитала. Поэтому приоритет сегодня должен быть отдан развитию блока отраслей,обеспечивающих сохранение и развитие личности и человеческого капитала, т.е.образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Углубление социально-экономическогокризиса, спад производства, инфляция, падение жизненного уровня, снижениефинансирования социальной сферы вызвали существенные изменения в отрасляхсоциально-культурного комплекса.
Здравоохранение. Одно из ведущихмест в системе названных отраслей принадлежит здравоохранению, что объясняетсяисключительной значимостью фактора «здоровья» в жизнедеятельности человека,тем, что здоровье — одно из важнейших социальных благ. Его сохранение иулучшение оказывает решающее влияние на повышение экономического потенциаластраны./50/
В обстановке социально-экономическихперемен последнего времени проблема охраны здоровья населения крайнеобострилась. Снижение жизненного уровня, неизбежное при переходе к рыночнойэкономике, в условиях неудовлетворительного состояния медицины, нехватки идороговизны лекарственных средств, ухудшения экологической обстановки исоциальной напряженности в обществе ведут к дальнейшему ухудшению здоровьянаселения. Все это привело к тому, что за 1990-2000 гг. заболеваемостьнаселения Республики Башкортостан возросла приблизительно на 50%.
По большинству групп болезнейсохраняется тенденция роста, хотя наметилась тенденция снижения некоторыхинфекционных заболеваний. Серьезной медико-социальной проблемой как вРеспублике Башкортостан, так и в целом по России, остается заболеваемостьтуберкулезом. Отмечается появление новых, так называемых «социальных болезней».
Приватизация учрежденийздравоохранения, платность при оказании ими медицинских услуг можетспособствовать повышению уровня качества обслуживания для тех, кто может себетакое обслуживание позволить. Однако бедные слои населения получают доступ куслугам здравоохранения весьма в ограниченных масштабах. Это усиливаетсоциальное неравенство./43/
Таблица 3. Здоровье населенияРеспублики Башкортостан 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Зарег-но больных с впервые установленным диагнозом, тыс.ч 2388,5 3138,0 3154,2 3338,2 3273,7 3606,1 3536,5 Число больничных учреждений 361 367 363 356 347 336 329 Число больничных коек, тыс. 54,0 54,0 53,6 53,3 52,4 51,0 49,6
Численность врачей всех специальностей,
тыс. чел. 14,0 15,7 16,2 16,6 16,8 16,9 16,9 Число санаторно-курортных организаций 224 182 170 170 138 160 157
Численность лечившихся и отдыхавших в
санаторно-курортных организациях, тыс.чел. 663,0 232,7 210,1 189,4 184,7 254,2 270,8
2.3 Образование – как показательсоциальной защиты населения
В нашей республике растет сетьновых общеобразовательных учреждений. Большое внимание уделяется вариативностиобразования — все больше создается инновационных школ, где идет обучение поособым программам. На 1.09.2008 г. работали 68 гимназий, 47 лицеев, 200 школ суглубленным изучением отдельных предметов, 31 колледж. Сокращение числаобщеобразовательных школ связано с закрытием малокомплектных начальных школ.Однако ощущается нехватка общеобразовательных школ, особенно в г. Уфе, в связис чем учащиеся вынуждены заниматься во вторую и третью смены. По данномупоказателю наша республики занимает одно из первых мест по Уральскому региону.
Растет доля республиканскогокомпонента в учебных программах, учитывающего местные особенности. Обучениедетей в дневных общеобразовательных школах ведется на языках многочисленныхнародов, населяющих нашу республику. Кроме того, функционируют воскресныенациональные школы. Все это способствует сохранению и приумножению культурногонаследия народов.
Продолжается реформирование системывысшего и среднего специального образования. Пять вузов республики имеют статусуниверситета, почти треть средних учебных заведений имеет статус колледжа,которые ориентированы на подготовку специалистов с повышенным уровнемквалификации./36/
Появляются негосударственныеучебные заведения, которые готовят специалистов высокой квалификации в новыхобластях деятельности, имеющих место в условиях формирования рыночныхотношений. Реформа системы образования во многом сдерживается финансовымитрудностями. Поэтому довольно часто в последнее время для учрежденийобразования характерен элемент платности за отдельные услуги: плата завнеаудиторные занятия, факультативные курсы и консультации, за обучениеиностранным языкам. Расходы на учебники, питание, транспорт и жилье, которыеранее субсидировались государством, в основном ложатся на плечи студентов.
Таким образом, в условиях резкоснижающегося душевого дохода, семьи вынуждены нести дополнительные расходы наобучение детей. В результате дети из малообеспеченных семей не имеютвозможности получения желаемого образования, что также способствует усилениюсоциального неравенства./53/
Таблица 4. Система образованияРеспублики Башкортостан 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Число дошкольных
учреждений, ед. 2522 2405 2335 2218 2118 2020 1986 Численность детей, чел. 256680 182200 170300 156800 148500 141100 141400 Число общеобразовательных школ, ед 3206 3334 3346 3322 3279 3265 3268 Число средних специальных уч. заведений, ед. 72 76 76 75 75 77 76 Численность учащихся средних специальных уч. заведений, чел. 63664 63543 66400 68900 71900 77300 81900 Число высших учеб. заведений, ед. 9 11 11 11 11 11 11 Численность студентов, чел. 53247 51600 55100 60300 66500 76200 88900
В первые годысоциально-экономических преобразований наблюдался некоторый спад популярностиобразования, что явилось следствием роста заработков в негосударственном ичастном секторах по сравнению с теми доходами, которые приносит работа,требующая высшего образования.
3.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 Социальное планирование и его назначение
Под социальным планированием понимают один из видовгосударственного вмешательства в решение крупных социально-экономическихпроблем и их регулирование со стороны общественных институтов [67.С.89].
Социальное планирование широко применяется в странах ссоциальной рыночной экономикой, в социальном обеспечении, социальной помощи, всфере занятости и рынка труда. Кроме того, социальное планирование тесносвязано с бюджетным и программным планированием. Оно включает различные способыраспределения ресурсов для эффективного или оптимального решения конкретныхсоциальных проблем, поэтапное решение приоритетных задач достиженияобщественного блага.
Методология социального планирования учитывает ограниченностьсферы его применения, непрерывность социальных изменений, обязательность учетаинтересов различных групп населения, включая этнонациональные, конфессиональныеи тому подобные группы. Она находится под постоянным воздействием принятых вданном обществе или декларируемых государством социальных ценностей./21/
Стратегическое планированиеэкономического и социального развития таких основных структурных составляющихсоциальной сферы, как здравоохранение, образование, научно-инновационный,спортивно-оздоровительный, жилищно-коммунальный, телекоммуникационныйкомплексы, в отличие от текущего и перспективного планирования, в основукоторых положен перенос ретроспективных тенденций деятельности на средне-,долгосрочный периоды времени, основано на формировании и реализации обобщающейи функциональных стратегий. Данные стратегии направлены на достижениенеобходимой результативности путем соблюдения установленных правил, выполнениянабора процедур и последовательности осуществления комплекса мер структурно-организационной,научно-инновационной, маркетинговой, экономической, финансовой, социальнойнаправленности.
Решение задач, направленных надостижение базовых принципов социально ориентированного государства,определение рациональных направлений стратегического развития социальной сферы,связано с перераспределением государством имеющихся материальных и духовныхблаг через установление эффективно функционирующей системы налогов,формирование государственного бюджета, рост финансирования социальных программ.Основной стратегической направленностью развития народного хозяйства,социальной сферы выступает устойчивый рост инвестиций в социально иэкономически значимые проекты на базе усиления защиты прав собственности,обеспечения равных условий конкуренции, снижения избыточных административныхбарьеров для предпринимательской деятельности, повышения финансовойтранспарентности предприятий и организаций.
При разработке и реализации комплексасоциальных мер стратегического планирования необходимо учитывать региональнуюспецифику экономического развития. В первую очередь, это связано с особенностьюизменений социальных потребностей граждан отдельного региона. Кроме того,необходимо учитывать национальные традиции, климатические условия,демографическое развитие каждого региона, так как размеры бюджетов регионовзависят от условий жизни граждан, а также от факторов, оказывающих существенноевлияние на формирование потребностей, их объемов и структуры, от демографическойструктуры населения региона, особенностей жизни городских и сельских граждан,природных факторов, национальных и этнографических характеристик групп и слоевграждан отдельных регионов. /45/
Основным стратегическим ориентиромразвития и достижения необходимого ресурсного обеспечения структурныхсоставляющих социальной сферы региона (субъекта Российской Федерации) должнавыступать система социальной защиты всех слоев и групп граждан, в случаевозникновения различных ситуаций, например, таких как несчастные случаи в быту,болезни, инвалидность, старость и безработица. Разработка стратегическихориентиров обеспечения необходимых социальных гарантий граждан региона должнаосуществляться на основе результатов анализа основных изменений в системесоциального обеспечения на разных этапах формирования и развития рыночныхотношений в России, корректировки и уточнения содержания состава социальныхгарантий и целевых социальных нормативов.
В большинстве регионов, входящих всостав Российской Федерации, местные бюджеты являются дотационными. В этихусловиях разработка региональных балансов и бюджетов не может быть осуществленабез установления приоритетов в развитии целевой и стратегической ориентациисоциальной сферы. Поэтому показатели степени удовлетворения потребностейграждан в социальных благах по каждой отрасли непроизводственной сферы следуетпланировать отдельно по таким структурным составляющим социальной сферы, какжилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, просвещение, культура. Сменастратегических ориентиров достижения необходимых результатов и развитияресурсного обеспечения социальной сферы, модели социально-экономическогоразвития Российской Федерации отражается на особенностях управления,функционирования и финансирования всех отраслей народного хозяйства, реализациисоциально значимых программ. Цели формируемых программ в системестратегического планирования развития социальной сферы наиболее полно могутбыть выражены через показатели обеспеченности граждан различными видами услуг внатуральной и стоимостной формах, через измерители, характеризующие состояниематериально-технической базы отраслей и объектов социального назначения, уровни материальной обеспеченности и потребления социальныхблаг различными группами граждан./42/
В условиях перехода к рыночнойэкономике и проявляющихся депрессивных явлений в производственной сфере уровеньпотребления и качество социальных услуг, равно как и оценка состоянияструктурных составляющих социальной сферы, не могут рассматриваться в отрыве отпроисходящих перемен как в области экономики, так и в области материальногоположения граждан. И та и другая сторона социальной сферы оказывается весьмачувствительной к ухудшению общих условий производства и потребления, нарушениюсбалансированности рыночного спроса и предложения.
Эффективность государственнойподдержки структурных составляющих социальной сферы в системе стратегическогопланирования может существенно возрасти, если реализовать предложения о:
· фиксированнойдоле валового внутреннего продукта на финансирование деятельности объектовсоциальной сферы;
· целевойфиксированной доле налогов на их развитие;
· введенииотдельной строкой в бюджет затрат на социальные отрасли; совмещении процессовперемещения социальных функций в регионы и их финансового обеспечения;
· обозначениисистемы финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации по критериюсостояния социальной инфраструктуры;
· контроле целевогорасходования средств из внебюджетного фонда медицинского страхования;предоставлении максимальных налоговых и кредитных льгот для социальныхинвестиций;
· повышениизаинтересованности в мобилизации внебюджетных средств.
Стратегической целью проводимыхреформ и реальным ориентиром достижения оптимального ресурсного обеспечениядолжна стать забота о благосостоянии населения региона. Однако, реалистическаяоценка современной ситуации не позволяет рассчитывать в ближайшие годы назаметный рост уровня и качества жизни в каком-либо субъекте Российской Федерации.Поэтому решающее значение приобретают поддержание экономики в функционирующемсостоянии на базе стимулирования экономической активности граждан и созданиерационального механизма его социальной адаптации. Особое значение при этомимеет формирование и реализация комплекса мер социальной безопасности, в основукоторой должны быть положены социальные нормативы.
Интегральным социальным нормативом всистеме стратегического планирования развития социальной сферы может выступатьпотребительский бюджет, суммирующий объемы потребления населением всейсовокупности социальных благ, дифференцированные по региональным иполовозрастным признакам. В условиях ограниченных ресурсов для социального иэкономического развития региона минимальный потребительский бюджет необходим вцелях обоснования предельно допустимого уровня потребления социальных благразличными социально-демографическими слоями, группами граждан. Кризисныеявления в экономике субъекта Российской Федерации и недостаток финансовыхсредств могут оказывать негативное воздействие на стабилизациюфинансово-хозяйственной деятельности предприятий, прежде всего в машиностроении,строительстве, сельском хозяйстве, что может поставить многие из них на граньбанкротства. Это, в свою очередь, может обострить ситуацию на рынке труда. /52/
Ресурсное социальное обеспечениеслоев и групп безработных граждан в системе стратегического планированияцелесообразно осуществлять посредством: дальнейшего развития гибкой, социальноориентированной системы профессионального обучения безработных граждан инезанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики;совершенствования планирования профессионального обучения безработных гражданна основе программно-целевого подхода корганизации обучения различных социальных групп населения; продолжения отбора иформирования учреждений начального, среднего и дополнительного образования,наиболее эффективных образовательных профессиональных программ и технологийобучения безработных граждан; повышения роли подразделений служб занятости вразвитии маркетинга образовательных услуг; формирования методическогообеспечения профессионального обучения безработных граждан, переподготовкиперсонала служб занятости .
В сфере трудовых отношений важное значение в стратегическойориентации на достижение необходимой результативности в социальной сфере и развитииее ресурсного обеспечения приобретают совершенствование нормативно-правовогорегламентирования взаимоотношений предпринимателей и наемных рабочих,трехсторонние соглашения между работодателем, профессиональными объединениямиработников и наемными работниками, формирование и укрепление механизмагосударственной инспекции труда, создание систем аттестации, переподготовки иповышения квалификации кадров, социального партнерства./29/
В этой связи можно выделить дваподхода к проблемам стратегического развития социального партнерства, которыесуществуют в настоящее время в регионах. Первый из них можно отнести только ктрудовым отношениям, а второй — к пересечению интересов различныхвзаимодействующих групп в одной сфере. При этом предметом социальногопартнерства могут выступать социально-экономические консультации по широкомукругу проблем между различными субъектами, включая государство, а такжесоглашения между потребителями и производителями об уровне цен и условияхобслуживания взаимоотношений между государственными органами социальногообеспечения и социальной поддержки, бюджетными и внебюджетными фондами, организациямиобслуживаемых ими слоев и групп граждан, по решению экологических имежнациональных проблем. Достижению намечаемых реальных стратегическихориентиров социального партнерства в субъектах Российской Федерации можетспособствовать: установление процедур распределения доходов; участие работниковв собственности хозяйственных обществ, товариществ, вплоть до владения имиконтрольным пакетом акций, долей, участия в управлении организационно-правовойструктурой.
С точки зрения рациональнойорганизации трудовой деятельности в системе социального партнерства могут учитываться,например, такие преимущества, как оптимизация рабочего места, направленная наприспособление работы к человеку, с социальной, психологической ифизиологической точек зрения. Кроме того, все большую роль в социальномпартнерстве играет рационализация труда, выражающаяся в упрощении и уплотнениирабочих процессов и эффективном использовании техники и технологий.
Сложившаяся в настоящее времясоциально-экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективностисоциального ресурсопотребления. С этой целью во всех городах и районах субъектаРоссийской Федерации следует создавать фонды социальной поддержки граждан, которыесодействовали бы оказанию помощи малоимущим. В перспективном и стратегическомпериодах времени необходимо продолжить работу по развитию сети подразделенийпри территориальных центрах социального обслуживания в муниципальныхобразованиях региона для оказания различных видов услуг малообеспеченнымгражданам через отделения дневного пребывания, дома ветеранов, социальные магазины,парикмахерские, социальные столовые, швейные, обувные и ремонтные мастерские. /57/
Перед стационарными учреждениямисоциальной защиты должна быть поставлена задача достижения стратегическогоориентира по наибольшей экономии финансовых и материальных ресурсов,рациональному расходованию бюджетныхсредств, изысканию нетрадиционных источников пополнения бюджета за счетразвития подсобных сельских, производственных мастерских, привлечениягуманитарной помощи.
В целях стабилизации и уменьшениясоциального расслоения граждан необходимо реализовать стратегию сближенияразличий в доходах посредством достижения приемлемого уровня жизни для всех.Поэтому в систему стратегического планирования необходимо включить поэтапнуюпрограмму приближения минимального размера оплаты труда, пенсий, пособий квеличине прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета.
В свою очередь, уменьшениясоциального расслоения граждан можно достичь посредством бесплатногокачественного образования для всех: использования средств медицинскогострахования на приобретение лекарств и протезов; регулирования цен ипоступления товаров на общественный рынок; стимулирования личных сбережениймассового вкладчика./33/
3.2 Стратегическое планированиеразвития социальной сферы: разработки и внедрения социальных программ насреднесрочный и долгосрочный периоды
В целях достижения поставленныхстратегических ориентиров эффективности развития образования и в целомсоциальной сферы в 2005-2010 гг. в регионах необходимо предусмотреть разработкуи внедрение целевых программ по таким приоритетным социальным направлениям, как«Национальная школа», «Подготовка кадров для системы образования», «Маркетингобразовательных услуг», «Подготовка инженерно-экономических кадров»,«Подготовка финансово-экономических кадров высшей квалификации», «Внешкольноевоспитание подрастающего поколения».
Создание на среднесрочный истратегический периоды времени новых социально-экономических механизмовразвития образования должно обеспечить подлинную автономию образовательнымучреждениям, их ориентацию на соответствие потребностям и стратегическимперспективам становления в регионах обновленного общества.
В области культуры стратегическиминаправлениями развития республик в составе России являются: предоставлениегосударственных гарантий для сохранения и развития культуры народов инациональностей; сохранение историко-культурного наследия; обеспечение равногодоступа к ценностям отечественной и мировой культуры; развитие родного языка,возрождение традиций и художественных промыслов; совершенствование иобеспечение функционирования системы высшего и среднего специальногообразования в сфере культуры и искусства; удовлетворение национально-культурныхпотребностей и интересов граждан, проживающих за пределами республики; формированиенравственных критериев обновляющегося общества; развитие информационного обеспечениякультуры и искусства./54/
Вместе с тем органам стратегического,перспективного и текущего управления социально-экономическим развитиемнеобходимо решить такие задачи, как:
— расширение сети спортивных школ какосновного фактора укрепления здоровья, физического развития всех граждансубъекта Федерации;
— оказание помощи в становлении иразвитии сети общественных организаций, клубов, занимающихся физической культурой,спортом, туризмом, объединение усилий, укрепление и дальнейшее развитиетрадиционных видов спорта.
Основной задачей стратегическогоразвития физической культуры и спорта является приостановление снижения уровнямассовой физической культуры граждан и создание необходимых условий дляиспользования возможностей физической культуры, спорта и организованного отдыхав целях оздоровления граждан и формирования здорового образа жизни. Для этогонеобходимо создать новый механизм ресурсного обеспечения культуры и искусствачерез предоставление налоговых льгот, развитие благотворительности,меценатства, формирование общественных фондов, попечительских советов, хотяосновная доля финансирования этой структурной составляющей социальной сферыдолжна лечь на государство.
Одним из важнейших ориентировдостижения приемлемой социальной результативности в системе стратегическогопланирования в настоящее время является решение жилищной проблемы, чтообусловлено тем, что жилье является первичной жизненной потребностью, наряду спродуктами питания, одеждой, обувью. Кроме того, рынок жилья — это основапотребительского рынка и необходимое условие рынка труда, а инвестиции в жильевыступают доминирующим фактором стимулирования сбережений граждан.
Стратегические ориентиры развитияобразовательной составляющей социальной сферы должны иметь направленность: наосуществление права всех граждан на образование, свободу выбораобразовательного учреждения, форм и языка обучения, а также наорганизационно-правовую независимость образовательных учреждений; соблюдениеинтересов личности, признание каждого человека высшей общественной ценностью;определение приоритетных, универсальных культурных ценностей, обеспечениесвободного развития личности, воспитание гражданственности и патриотизма; многогранноеразвитие духовного потенциала, формирование культурных качеств личности;перевод школы от реализующей идею информационно-репродуктивного обучения кшколе, воспитывающей личность, которой присущи новаторство и творчество,самостоятельность мышления и восприимчивость к новому./20/
Стратегическим ориентиром развитияобразования, его ресурсного обеспечения остается рациональное использованиевнебюджетных средств в связи с финансированием дополнительной подготовкиспециалистов по государственным стандартам высшего образования. Поэтому всистеме стратегического планирования проблемы внебюджетного и бюджетногофинансирования должны решаться во взаимосвязи.
Отметим при этом, что пересмотрконцептуальных положений финансирования и стратегической направленностиразвития высших учебных заведений с целью стабилизации, роста и эффективногоиспользования сложившегося интеллектуального потенциала должен быть направленна:
— изыскание и использование новыхисточников финансирования в непрерывно меняющихся условиях создания рыночнойэкономики;
— законодательное формирование ииспользование налоговых льгот;
— решение проблем собственностивузов, включая собственность на землю;
— подготовку и выпуск новых,адаптированных к реалиям российской рыночной экономики переходного периода,специалистов с высшим образованием;
— прогноз образовательных услугвысшей школы и обоснование объемов и структуры финансирования государственногозаказа на подготовку специалистов с высшим образованием;
— выработку принципов и подходов крационализации системы финансирования высшего образования с учетом появляющихсяи развивающихся в высших учебных заведениях новых структур и институтоврыночной ориентации;
— создание конкретныхорганизационных, экономических, нормативно-правовых и информационных механизмовреализации новой концепции финансирования;
— коррекцию законодательных инормативных актов по высшей школе в целях совершенствования механизма финансированиявысшего образования./17/
В то же время формирующаяся сетьнегосударственных вузов создает предпосылки для частичного решения проблемдоступности системы высшего образования России. Привлечение дополнительныхсредств из других источников на цели высшего образования ведет к расширениювозможностей удовлетворения потребности населения в высшем образовании. Важно,что в условиях низкой мобильности населения такая возможность предоставляется вместах проживания больших групп молодежи. Возможность получения дополнительногозаработка на работе по совместительству в негосударственных вузах способствуетсокращению оттока из государственных вузов профессорско-преподавательскогосостава в другие отрасли народного хозяйства.
Стратегическая ориентациянегосударственного сектора высшей школы на экономико-управленческое игуманитарное образование позволяет направить ограниченные средства бюджетногофинансирования государственных вузов преимущественно на поддержкуобразовательно-профессиональных программ естественнонаучного, технического итехнологического профиля, определяющих уровень инновационного развитиянародного хозяйства.
Стратегические ориентирырезультативности развития социальной сферы, ее ресурсного обеспечения, всоответствии с нашими представлениями, должны включать помощь малоимущим слоямграждан в виде: денежных социальных выплат (пенсий, пособий гражданам, имеющимдетей, лицам, попавшим в экстремальную жизненную ситуацию); предоставленияльготных услуг (на местных авиалиниях, городском транспорте, при пользованиителефоном, оплате жилья и коммунальных услуг, медицинском обслуживании); натуральнойподдержки (организация питания одиноких престарелых граждан, выдача одежды иобуви, бывших в употреблении, содержание в домах-интернатах, жилье вцентральных районах страны).
Вместе с тем на основе достижениянамеченных стратегических ориентиров социального потребления следует расширятьи развивать такие учреждения, оказывающие социальные услуги, как дома-интернатыдля престарелых, инвалидов, приюты для детей и лиц без определенного местажительства, центры социальной помощи и их филиалы./14/
Региональные стратегическиеидентификаторы в области жилищно-коммунального комплекса, например, на2005—2010 гг. должны быть достигнуты на основе решения таких задач развития идеятельности жилищно-коммунальной сферы, как:
— поэтапный переход на систему оплатыжилья и коммунальных услуг с одновременной реализацией мер социальной защитыграждан по оплате жилья и коммунальных услуг;
— завершение реформированияжилищно-коммунального комплекса по разграничению функций управления, содержанияи эксплуатации жилищного фонда (разделение функций управления и обслуживанияжилищного фонда, переход на договорные взаимоотношения заказчиков иподрядчиков, создание конкурсной основы отбора подрядчиков в целях удешевленияработ по содержанию и ремонту жилищного фонда);
— внедрение муниципального заказа дляорганизационно-правовых структур жилищно-коммунального комплекса;
— продолжение работы по внедрениюэнергосберегающих технологий при производстве коммунальных услуг;
— создание системы централизованногоснабжения предприятий жилищно-коммунального комплекса материально-техническимиресурсами, топливом и горюче-смазочными материалами, определение порядкаформирования аварийно-технического запаса;
— обеспечение постоянного контроля заналичием и соблюдением условий договоров между производителями коммунальныхуслуг и потребителями, подготовкой жилищного фонда и жилищно-коммунальныхобъектов к зимней эксплуатации, содержанием объектов жилищного фонда.
Стратегическое планирование развитияздравоохранения на федеральном и региональном уровнях, в соответствии спредставлениями автора, должно предусматривать решение таких задач, как:
— создание на основе повышенияэффективности функционирования систем обязательного и добровольногомедицинского страхования рынка медицинских услуг, исходя из обеспеченияреальной возможности выбора гражданами медицинского учреждения и лечащеговрача;
— повышение качества медицинскогообслуживания на основе расширения объемов и улучшения качества профилактическихмер, реорганизации сети медицинских учреждений, в том числе ихразгосударствления;
— обеспечение стабильностифинансирования системы здравоохранения, фармацевтической и медицинскойпромышленности за счет бюджетных ассигнований, привлеченных средств, вчастности кредитов международных кредитно-финансовых организаций;
— разработка и внедрение расширенногонабора медицинских услуг, предоставление которых гарантируется каждомувладельцу счета обязательного медицинского страхования;
— активизация работы по организациидеятельности санитарной полиции, в функции которой будут входить оперативныйконтроль за качеством продовольственных товаров, ликвидация условийвозникновения эпидемий.
Прежде всего,необходимо реформирование законодательства, а также инвестирование средствсоциального страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям,не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственныхказначейских обязательств. Конечно, это требует более квалифицированногоподхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня. Нужны подготовленные люди,нужны соответствующие структуры в Фонде, но эти затраты правомерны и окупятся слихвой./43/
Рисунок 2. Баланс Фонда социальной защиты населения наперспективу
/>
Процесс совершенствования системы социального страхования — процесс перманентный, и самоуспокоенности достигнуто быть не должно.
Длительный выход экономики издепрессии, сопровождающийся медленным ростом материального положения граждан,их неудовлетворительным физическим состоянием, вызвал рост числа больных иусиление тяжести заболеваний. Потребность граждан страны в получениимедицинской помощи постоянно растет. Серьезной проблемой при этом становитсяповышение уровня преждевременной смертности, особенно среди мужчин втрудоспособном возрасте.
Увеличение потребностей граждан вмедицинской помощи происходит одновременно с ростом стоимости медицинскогообслуживания. Однако при наличии дефицита средств, выделяемых на социальныенужды, стратегические ориентиры развития социальной сферы должны достигатьсяисходя из экономного расходования финансовых ресурсов. Поэтому перед органами иучреждениями здравоохранения в стратегическом периоде времени должны бытьпоставлены такие первоочередные задачи, как сохранение существующей сетиучреждений, кадрового потенциала, достигнутого уровня бесплатной медицинскойпомощи гражданам. Приоритеты при этом должны отдаваться основным стратегиямразвития жизнеобеспечивающих структурных составляющих социальной сферы. Впервую очередь, это функциональные стратегии по улучшению качества оказываемоймедицинской помощи. При полном и исчерпывающем уровне финансированиямедико-профилактических учреждений, на наш взгляд, удастся кардинально улучшитькачество медицинской помощи гражданам страны по всем направлениям. /13/
Острота осуществления проблемыстратегического планирования развития социальной сферы на современном этапеэкономических преобразований, на среднесрочный и стратегический периодывремени, социально-экономическая значимость бесплатных услуг, предоставляемых государственными учреждениями и организациями сферысоциально-культурного обслуживания населения, противоречивость процессаадаптации социальных структур к условиям рынка, неоднозначность качественныхоценок различными слоями и группами гражданформ предоставления платных социальных услуг и недостаточная разработанностьэтих проблем должны выступать побудительным мотивом для глубоких научныхисследований в социальной сфере. Предложенный механизм стратегическогопланирования развития социальной сферы предоставляет возможность ееразноуровневым органам управления объективно оценивать ресурсные и иныепотенциальные возможности структурной составляющей социальной сферы, достигатьнеобходимых социальных и экономических результатов в стратегическом периодевремени./10/
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенностью социальной защитынаселения в период рыночных преобразований является, расширение категорий иувеличение численности населения, нуждающегося в целенаправленнойгосударственной социальной поддержке. Это объясняется действием ряда факторов иособенностями демографического, социально-экономического, политическогоразвития страны.
Сущность социальной защиты населения состоит в принятии мерпо защите населения, так как социальная защита – это забота государства,общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом,состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностьюсредствами существования. Социальная защита осуществляется посредством выплатыпенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных ипрестарелых, заботы о детях. Конституция Российской Федерации (ст. 39)гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни,инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,установленных законом; аналогичные положения закреплены в ст. 50 КонституцииРеспублики Башкортостан.
Отсюда следует, что система социальной защиты населения выполняетфункцию поддержания уровня жизни в условиях инфляции, оперативного механизмазащиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных,безработных, семей с детьми) от нововведений, приводящих к снижению ихжизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен натовары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.).
Для получения положительных результатов в сфере социальнойзащиты населения необходима постановка целей, которые позволят разработатьстратегию по выполнению тех или иных планов. Во-первых, это избавление отабсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже уровняпрожиточного минимума); во-вторых, это оказание материальной помощи населению вэкстремальных условиях; в-третьих, это содействие адаптации социально уязвимыхгрупп населения к рыночной экономики.
В республике проводится большая работа по улучшению социальной защитыматеринства, детства, социальной защиты пожилых людей и инвалидов(детей-инвалидов и инвалидов взрослых). Приняты и действуют Семейный кодекс,законы «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «О социальнойзащите инвалидов в Республике Башкортостан», «О ветеранах войны, труда ивооруженных сил», Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23октября 2007 «Концепция развития и реформирования системы социальногообслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007-2011 годы и на периоддо 2015 года» № 296, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 15января 2007 года № 5 «О государственных стандартах социального обслуживаниянаселения в Республике Башкортостан» и ряд других нормативных правовых актов,защищающих права и интересы семьи и инвалидов.
В ближайшее время в Башкортостане планируется дальнейшеесовершенствование системы социальной защиты населения по следующимнаправлениям:
1)соблюдение жесткой приоритетности в решении вопросов системы соц. защиты;
2)изменение механизма финансирования социальных программ;
3)усиление адресности соц.помощи;
4)развитие благотворительной деятельности;
5) привлечение средств предприятий, организаций, спонсоров и населениядля поддержки малообеспеченных категорий граждан.