Социальное управлениев системе многоуровневого непрерывного образования
Коренные измененияполитической и социально-экономической жизни России, произошедшие в последнеедесятилетие, затронули и сферу образования. Кризисная ситуация в обществе всочетании с рядом радикальных шагов законодательной и исполнительной властимогут привести к фактическому развалу системы образования, являющейся одной изсамых мощных и устойчивых опор сохранения самой государственности. Реформасоциального устройства современного общества ставит систему образования переднеобходимостью адекватного реформирования и управления.
«В настоящее времясистема управления образованием, отражая в себе общие особенности переходногопериода, находится в промежуточной стадии своего движения от прежнего способадеятельности к качественно новому. В ней сложно переплетаются новые,перспективные тенденции и рудименты старого: низкая целенаправленность изапаздывающий, реактивный характер управления, жесткость построенияуправленческих структур, элементы прежней практики командно-распорядительногоуправления и др.» [1].
Однако осознание того,что качество и эффективность всей системы образования, а также характер инаправление ее развития всецело зависят от структуры и функционированияуправления этой системой, что, в конечном итоге, предопределяет ее будущее,выводит на первый план задачу реформирования управления образованием.
Цели реформированиясистемы управления образованием состоят в создании гибкой, целенаправленной,эффективной системы государственно-общественного управления образованием,обеспечивающей «интенсивное развитие и высокое качество образования, егомногообразие и направленность на удовлетворение потребностей страны, запросовличности, общества, многонационального российского государства.
Основное назначениеуправленческой деятельности – защищать интересы государства, интересыобучающихся, родителей, общеобразовательных учреждений и их работников,обеспечивать систему образования объективными конкретными данными о состояниидел, выявлять положительные и отрицательные тенденции в системе образования. Истроить свою работу необходимо на принципах демократизма, гласности, объективностии конкретности, по возможности не нарушая автономности образовательногоучреждения.
Управленческиевоздействия должны быть комплексными, затрагивая мотивацию участниковобразовательного процесса, развитие содержания образования и материальной базы.
Давая мощный импульсобщественному развитию, сама система образования, являясь достаточно инертной,не успевает своевременно реагировать на стремительные изменения в общественнойжизни. «Консервативность» системы образования несет в себе противоречие. Вопределенной степени это обусловлено и отставанием в создании и корректировкенормативной базы, затрагивающей образование. С одной стороны, это являетсяположительным моментом, так как система образования играет роль противовесаразрушительным центробежным процессам в обществе, а с другой – она перестаетотвечать изменившимся запросам общества и нуждается в функциональных,структурных и управленческих преобразованиях. Эти преобразования должны бытьтщательно осмыслены с точки зрения согласования интересов личности, общества игосударства и минимизированы [1].
Стратегия управления и еесложность в сфере образования связаны с тем, что общество в целом не знает,каким оно хочет быть, и, что, естественно, образование как подсистема обществатоже не знает, каким оно должно быть, чтобы соответствовать существующемуобществу и его будущему состоянию [3]. Управление, лишенное контроля, обратнойсвязи, становится незрячим, теряет или не находит ориентиров.
В период дестабилизациисуществовавшая ранее целостность нарушается, и части системы получают большуюнезависимость от целого. Сейчас кардинальным образом изменилась социальнаясреда, изменились участники и субъекты, содержание, формы и методы образования.
В последнее времяпоявилась тенденция переноса центра тяжести финансовой ответственности засистему общего и профессионального образования на региональный и муниципальныйбюджеты, сами образовательные учреждения. Однако значительное отличиеэкономических и финансовых возможностей регионов страны при таком развитиисобытий может привести к подрыву принципов федерализма, разрушению единогообразовательного пространства России, дальнейшему снижению мобильности идоступа к образованию.
Кроме того, подобнаянезависимость приводит к тому, что появляются отдельные локальные зонывнутренней активности, где происходит процесс самоорганизации. Эта тенденцияприводит к разрушению вертикали государственного управления сферой образования,искаженному пониманию образовательными учреждениями и органами управления в регионахи муниципальных образованиях академических и финансово-хозяйственных свобод[1].
Разрушение вертикалигосударственного управления процессами в образовании неизбежно приводит кдальнейшему разгосударствлению отрасли, увеличивает опасность приватизационныхтенденций.
За центром должнасохраниться функция координирования и взаимного приспособления частей. Такимобразом, основные управленческие воздействия центра состоят в организациисистемы, которая, естественно, предполагает разграничение полномочий иустановление отношений субординации. При установлении субординации необходимобудет учитывать интересы субъектов образования.
Эффективность управленияв сфере образования состоит в слаженном функционировании образовательныхучреждений для предоставления качественного образования в условиях реальнойэкономики путем реализация идеи непрерывного образования, расширениевозможности выбора обучаемым траектории образования в условиях пониженной мобильности.
Кроме того, стратегияуправления должна быть направлена на повышение эффективности использованиясуществующей материально-технической базы, повышение эффективностииспользования научного и педагогического потенциала образовательных учрежденийвысокого уровня за счет интеграционных процессов разных форм и видов, привлечениедополнительных финансовых потоков в сферу образования, повышениекомпенсационных качеств сферы образования и способности противостоять имеющимсяугрозам в сфере образования, а также совершенствование содержания образования вобразовательных учреждениях всех уровней путем рационального сочетанияфедерального, регионального, муниципального компонентов государственногообразовательного стандарта и вариативной части.
Наиболее эффективноеуправление в сфере образования возможно при соблюдении следующих основныхпринципов:
- обоснованности;
- адекватного финансирования бюджетныхсредств;
- учета региональных особенностей.
Принцип обоснованности определяетсяпоследовательностью социально значимых целей, соизмеримых с уровнем возможныхпоследствий, и потребностью глубокого анализа ситуации, а также подробногообоснования и выработки прогноза ожидаемых результатов. Соблюдение принципаобоснованности обусловлено тем, что стратегия управления в сфере образования,оказывающей большое влияние на состояние социально-экономической исоциально-психологической ситуации, обладающей устоявшимися традициями иобъективной инертностью, затрагивает интересы широких слоев населения [4].
Проблема согласованияинтересов образовательных учреждений различных звеньев (высшего, среднегоспециального, среднего и послевузовского или дополнительного – второго высшего)в системе многоуровневого непрерывного образования в целях формированияспециалистов с высокими личностными и квалификационными характеристиками можетрешаться не только на федеральном уровне при утверждении стандартов образованияи типовых программ, но и на региональном уровне, с учетом специфики конкретногорегиона. Управление в сфере образования следует осуществлять с учетомэкономических условий, национально-культурных традиций, обычаев населения иперспектив социально-экономического развития регионов.
Так, в настоящее времячетко прослеживается тенденция расширения номенклатуры специальностей регионов(например, юристы, создатели медицинской техники, управленцы-менеджеры и др.готовятся практически в каждой области в местных педагогических или техническихуниверситетах, тогда как ранее этим занимались ведущие вузы столиц или крупныхрегионов). Проблема выбора вузовской или техникумовской (колледж) специальностив своем регионе для выпускника школы усложнилась. Для профилированнойподготовки к поступлению в вуз, техникум, аспирантуру необходима дополнительнаяинформация об учебных планах многочисленных специальностей, их дисциплинах итребованиях, а также об общероссийских классификаторах и стандартахспециальностей, и о научных направлениях с выделением их подмножеств, доступныхв регионе [5].
Указанная проблемарешается путем создания интегрированной информационной среды образовательныхучреждений региона, в которую в идеальном варианте могут войти все безисключения школы, техникумы, вузы и центры переподготовки. Наполнениеинформационной среды определяется реальными потребностями субъектовнепрерывного обучения, формирующих информационные потоки, а в минимальномобъеме – это уже упомянутые выше учебные планы и рабочие или типовые программыпо дисциплинам. Так, наличие автоматизированных обучающих курсов (электронныхучебников) или их демонстрационных версий позволяет клиенту среды сформироватьпредставление о требованиях курсов, принять решение об их приобретении. Такжеобоснованно решается вопрос о передаче курса другому образовательномуучреждению или напрямую его подразделению, что позволит исключить дублирование.
Для периферийных,удаленных от областных и районных центров школ доступ к информации оспециальностях в форме телеконференций представляется наиболее актуальным.Столь же актуальным является и обмен достижениями между преподавателями,например, методиками и примерами для конкретных предметных областей.
В государственныхуниверситетах необходимо проводить работы по определению структурыинформационной среды и ее наполнению информацией об учебных планах и рабочихпрограммах родственных специальностей образовательных учреждений смежныхзвеньев (вуз – техникум, вуз – аспирантура). Необходимо также подготовитьклассификатор и стандарты специальностей в каждом регионе, а также уточнитьструктуру информационных потребностей самих субъектов многоуровневогонепрерывного обучения, чтобы обеспечить максимальную эффективность информационнойсреды.
Подход к управлениюобразовательной системой, ориентированный на обеспечение качественныхрезультатов общего образования, должен включать в себя систему отслеживания какспроса на образование первого и второго уровней, так и возможностиобразовательных территориальных и учрежденческих систем, обусловливающиереальные предложения в сфере образовательных услуг. Анализ проявляющихся иперспективных тенденций может заложить основу корректирующих мероприятий краткосрочного,среднесрочного и пролонгированного действия, обеспечивающих необходимый баланссо стороны предложений в системе общего образования [1].
В условиях многоуровневогонепрерывного образования возникает необходимость изменения функций органовуправления всех уровней.
На федеральном уровнепервостепенной задачей является формирование и осуществление государственнойполитики в области образования, направленной на развитие системымногоуровневого непрерывного образования в России. Решение этой задачивключает:
- разработку и принятие государственныхобразовательных стандартов;
- нормативно-правовое обеспечениесистемы непрерывного образования;
- координация деятельности органовуправления образованием субъектов федерации;
- поддержка инновационнойобразовательной деятельности.
На региональном уровнерешаются задачи повышения самостоятельности, комплексности региональных системобразования, включающие:
- обеспечение прав граждан наобразование, доступность для граждан получения образования любого уровня;
- формирование региональнойобразовательной политики, нормативно-правовой базы деятельности региональныхобразовательных учреждений;
- обеспечение баланса между различнымитипами и видами образовательных учреждений в соответствии с потребностямиграждан и экономического развития региона;
- организация подготовки и повышенияквалификации педагогических кадров.
Процессы, определяющиереформирование образования, не смогут обеспечить системных, устойчивыхрезультатов без распространения практики нововведений на уровень управленияобразовательными системами. В качестве критерия результативности управленческихпроцессов регионального масштаба необходимо ориентироваться на обеспечениекачества образовательной деятельности, определяемого учебно-личностными достижениямиучащихся.
Стратегия управлениясистемой многоуровневого непрерывного образования может варьироваться отактивно-приспособительной до активно-адаптирующей [2]. В первом случаестратегия управления направлена преимущественно на изменения внутри самойсистемы, на стремление приспособить его к изменениям внешней среды: социальной,культурной, правовой, экономической. Во втором случае деятельность на управленческомуровне ориентируется не только на изменение системы образования в соответствиис потребностями внешней среды, но воздействуют на внешнюю для образования средус целью использования ее возможностей для реализации образовательных целей.Активно-адаптирующая стратегия управления в сфере многоуровневого непрерывногообразования является наиболее адекватной стремительному темпу перемен вобществе. Она представляет собой ведущий способ реализации государственнойполитики в образовании, когда органы управления выступают в качестве заказчикапо отношению к другим системам. Тем самым реализуется возможностьцеленаправленно воздействовать на внешнюю для образования среду, создаваяусловия для изменения среды внутри системы образования.
Кроме этого, стратегии вуправлении системой многоуровневого непрерывного образования можно разделить пообласти воздействия на частичные и системные. Частичная стратегия управленияпредполагает реализацию отдельных проектов. Это – путь создания так называемых«точек роста» в развитии образования. Данный путь в управленческой стратегиипреобладал чаще всего на первых этапах реформирования российского образования.Преимущественная ресурсная поддержка оказывалась образовательным учреждениямновых типов (гимназиям, лицеям и др.) и тем, в которых проводиласьэкспериментальная работа [5]. Практика показала, что ориентация только насоздание «точек роста» не обеспечивает реформирования всей системы, а снижениевнимания к работе массовых адаптивных образовательных учреждений ведет кухудшению качества образования в целом. Высокий уровень учебных достиженийучащихся нескольких «продвинутых» школ не компенсирует низкой образовательнойподготовки большей части детей в массовых школах. Поэтому системная стратегияуправления, которая ориентирует на достижение общего результата в системемногоуровневого образования, более адекватна для того этапа реформирования, вкоторый вступает Россия [2].
Системная стратегияуправления прогнозирует изменение требований к образованию в перспективе,использует метод программно-целевого планирования на среднесрочную и болееотдаленную перспективу, определяет приоритетные звенья, позволяющиереорганизовать образование в целом, обеспечивает согласование связей междуразличными звеньями системы непрерывного образования.
Системную стратегию вуправлении системой многоуровневого непрерывного образования характеризуетсистемный подход, который базируется на идее целостности развитияобразовательной системы. Он предполагает, что, планируя стратегию науправленческом уровне, органы управления имеют образ того, что они хотели быполучить в перспективе и, исходя из этого, определяют последовательностьдействий. Цель выстраивания приоритетов на основе образа прогнозируемогосостояния образования – обеспечить такой переход к будущему состоянию, прикотором, во-первых, не нарушается стабильное функционирование образовательнойсистемы, во-вторых – выбор стратегий и направлений осуществляется на основекритерия результативности по отношению ко всей системе. многоуровневыйобразование спрос обеспечение
Кроме этого, системнаястратегия управления ориентирована на результат. Желательный результатизменений представляет собой иерархическую структуру диагностируемых иконтролируемых целей. Этот принцип управленческой стратегии в образованиипредставляется чрезвычайно важным в условиях российского образования [1].
Еще одним принципомсистемной стратегии является принцип опережающего управления, т.е. предвидениевозможных осложняющих факторов позволяет реагировать на них до того, как ихдействие приведет к негативным последствиям для системы образования. Для этогоопределятся система промежуточных целей, реализация каждой из которыхконтролируется и служит основанием для принятия тех или иных управленческихрешений. Особое место среди промежуточных целей занимает изменениеорганизационной структуры и функциональных процедур внутри самой системыуправления.
Наиболее эффективнойстратегией в управлении многоуровневой системой образования являетсяпрограммно-целевой подход к управлению. Он предполагает:
- установление социально обоснованных иреально достижимых к определенному сроку целей;
- разработку перечня необходимыхдействий по всем видам и направлениям деятельности образовательной системы ивзаимодействующих с ней внешних организаций и структур;
- определение необходимых средств –финансовых, кадровых, материально-технических, информационных и других;
- определение ответственныхисполнителей на уровне управленческих, образовательных, финансовых и другихструктур, организаций, учреждений, работников.
Осуществление управлениясистемы многоуровневого непрерывного образования требует созданиямониторинговой системы отслеживания качества образовательной деятельности науровне территорий, образовательных учреждений, отдельных педагогов. Только наоснове анализа выявленных тенденций в состоянии образования на федеральном,региональном и муниципальном уровнях возможны обоснованные управленческие инновации.
Мониторинг системымногоуровневого непрерывного образования необходим в условиях развития,поскольку возникает потребность в сознательном воздействии на ситуацию, что,естественно, требует отслеживания текущего состояния.
В качестве параметровотслеживания текущего состояния системы профессионального образования могутбыть предложены три группы параметров [1]:
1. Входные параметры, характеризующиепотребность населения в услугах на различных образовательных уровнях:
- конкурс по профессиям;
- его колебания по годам.
2. Выходные параметры, определяющиеспрос на выпускников профессионального учебного заведения в регионе:
- показатели трудоустройствавыпускников по профессиям;
- колебания показателей трудоустройствапо годам.
3. Параметры, характеризующие самусистему многоуровневого профессионального образования:
- штат педагогов по направлениям сучетом педагогической категории;
- количество подготовок (по отраслям иколичеству учащихся);
- количество обучающихся поспециальностям, профессиям;
- занимаемые площади;
- открытие (закрытие) новых специальностейи профессий;
- отсев обучающихся по годам.
Стратегия управлениясистемой многоуровневого образования должна включать такой элемент, какмаркетинг в образовании региона. Образовательный маркетинг предполагаетвыявление, анализ и использование при принятии управленческих решениймеханизмов соотношения спроса и предложения на образовательные услуги впространстве региона. Этот механизм необходимо рассматривать на двух уровнях:
- востребованность результатовобразовательной деятельности на региональном рынке труда, создающая первый –экономико-производственный – уровень спроса;
- востребованность образовательныхуслуг, предлагаемых государственной системой общего образования, родителями иучащимися – второй уровень спроса, опосредованно определяемый первым уровнем.
Для определениясоответствия состояния системы многоуровневого непрерывного образованиянекоторым ожидаемым стадиям ее развития необходимо учитывать, что управлениеобразованием является многоаспектным процессом, поэтому, кроме педагогическогои экономического, необходимо учитывать политический и культурный аспекты.
Экономический аспектвключает показатель эффективности использования финансовых и материальныхресурсов и технических средств в соответствии с экономическими законами.
В качестве критерияпедагогического аспекта выступает уровень учебных достижений учащихся,соответствующий целям системы профессионального образования, при учетеполучения его наиболее эффективным образом.
Политический аспектявляется показателем степени удовлетворенности социальных требований к системепрофессионального образования ведущих социальных слоев общества.
Культурный аспектдемонстрирует степень включенности субъектов образовательного процесса в жизньразнообразных групп общества, что, в свою очередь, проявляется в степениучастия их в управлении [1].
При составлении перечня параметровотслеживания состояния системы профессионального образования необходимо, чтобыони отражали все аспекты процесса.
Параметры должныпредставлять интересы разных заказчиков: учащегося, производства, региона игосударства, через которые могли бы отслеживаться их интересы.
Посколькуфункционирование системы многоуровневого непрерывного образования представляетсобой сложный и противоречивый процесс, проведения мониторинговых исследованийпозволяют проанализировать динамическую модель функционирования системыпрофессионального образования в реальных социально-экономических условиях.
Способ управления внутриинтегрированных структур в значительной степени зависит от формы интеграции,экономической ситуации в стране и в регионе.
Управление строится насочетании единоначалия, где руководитель является единственным лицом,координирующим совместные действия различных подразделений, и коллегиальности,предполагающей демократические формы управления с участиемнаучно-педагогической общественности и учащихся.
В этом случае формируется«пирамида управления» с выделением администрации в различных звеньяхмногоуровневой системы. Во главе «пирамиды» стоит президент. Кроме этого,вводятся должности руководителей подразделений, например, директора колледжа,ректора института, с соответствующим набором реализуемых функций и исполняемыхобязанностей. При этом наиболее тщательно должны быть проработаны вопросыуправления в интегрированной структуре с четкими разграничениями обязанностей иответственности руководителей и структурных звеньев, а также процедурные итехнологические вопросы принятия решения и контроля их исполнения.
Отражением коллегиальногохарактера управления является наличие ученого совета образовательногоучреждения и отдельных звеньев многоуровневой системы (институтов, факультетов,колледжей и других), а также координационных советов по разделам совместнойдеятельности.
«Необходимым элементомосуществления деятельности интегрированной структуры является технологическиобеспеченный хозяйственный механизм, который должен предусматривать нормативы иправила перераспределения внебюджетных средств между подразделениями-донорами идотационными подразделениями, имеющими высокую социальную и научную значимость(например, факультеты базовой и фундаментальной подготовки)» [1].
При осуществленииинтеграции на первых этапах производится приведение функций структуры всоответствии с новыми проектными документами, договорами о сотрудничестве.Важно заложить рациональную технологию оценки деятельности отдельныхподразделений, основанную на системе ясных и легко проверяемых показателей.
Основной критерийрезультативности стратегий управления многоуровневой образовательной структурыявляется реальное повышение учебно-личностных достижений выпускников,отвечающее требованиям общества.
В этой связи деятельностьинтегрированных образовательных учреждений требует проведения мониторинговыхисследований качества знаний, включающие проведение итоговой аттестациивыпускников, освоивших образовательные программы различного уровня (основное иобщее среднее; начальное, среднее и высшее профессиональное образование) исертификацию образовательной структуры в целом. На основе данных объективнойэкспертизы можно будет судить о результатах деятельности многоуровневойструктуры.
Одним из важнейшихнаправлений кадрового обеспечения качественных изменений в многоуровневойобразовательной структуре остается повышение квалификации, подготовка ипереподготовка педагогических кадров, в том числе и по новым, социальновостребуемым специальностям.
Мониторингпрофессиональной компетентности включает [2]:
- социологический мониторинговый опрос,проводимый среди слушателей института по выборке, адекватной демографическим ипрофессиональным показателям работников образования области;
- систему диагностических процедур потестовому (в том числе и с использованием компьютерных технологий) иэкспертному отслеживанию уровня профессиональной компетентности педагогическихи руководящих кадров образования на курсах повышения квалификации и переподготовки;
- систему диагностики профессионализмаработников образования, составляющей основу процесса экспертирования в ходепервого направления аттестации.
Результаты мониторинговыхисследований на уровне многоступенчатых образовательных структур служат дляоценки эффективности их деятельности, включающей совершенствованияобразовательных процессов, создания комфортных условий для обучающихся и т.д.
Полученные результатымогут быть использованы для оценки прогнозов, приемлемости конкретногонаправления и коррекции дальнейшей стратегии управления многоуровневойобразовательной структурой.
Результаты исследованийна различных ступенях системы многоуровневого непрерывного образования могутбыть использованы для оценки эффективности функционирования системы, то естьиспользования резервов взаимосвязей образовательных учреждений разных уровней.
Библиографическийсписок
1. Основныеположения концепции очередного этапа реформирования системы образованияРоссийской Федерации (итог. материал семинаров раб. группы Комиссии по реформированиюобразования) [Текст] // Курьер образования. – 2007. – № 2. – courrier.com.ru / co-2/co-2 /0ref.htm
2. Солодкая, М.С.Управление образованием: философско-методологический аспект [Текст] / М.С.Солодкая // CREDO. – 2008. – № 4. – credo.osu.ru/004/001.shtml
3. Разработкадокументации системы менеджмента качества Южно-Российского государственногоуниверситета экономики и сервиса на основе международных стандартов ИСО серии9000 [Текст]: отчет о НИР (заключит.) / Южно-Рос. гос. ун-т экономики исервиса; рук. С.П. Петросов; исполн.: Н.П. Воронова [и др.]. – Шахты, 2006. –241 с.
4. Сапронов, А.Г.Использование информационных технологий в управлении учебным процессоммногоуровневого университетского комплекса [Текст] / А.Г. Сапронов, И.М.Мальцев, Е.А. Попова, Ю.А. Хоменко // Системы управления качеством высшегообразования: материалы Третьей междунар.науч.-практич. конф. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2008. – с. 104–107.
5. Келс, Г. Процесссамооценки: руководство по самооценке для высшего образования [Текст] / Г.Келс. – М., 2009. – 152 с.
6. Ойхман, Е.Г.Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии[Текст] / Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2007.