Реферат по предмету "Социология"


Социальные роли мужчины и женщины

Социальныероли. Виды и характеристики
Социальнаяроль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальныйстатус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивидуобществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающийданный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детейобычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению кпоследним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана сриском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения.Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иногоповедения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, иокружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с даннымистатусами. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: еслистатус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действиемв рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит: изролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).
Социальныероли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные:институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
Конвенциональные:принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
Нормыкультуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек,осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам изаконам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаютсявсеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той илииной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемымдля другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятымспособам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессомобучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становитсячастью общества.
Видысоциальных ролей
Видысоциальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видовдеятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости отобщественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальныероли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель,ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиесяна основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина иженщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные ипредполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественныминормами, обычаями.
Межличностныероли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональномуровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).
В жизни, вмежличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующейсоциальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичноминдивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образкрайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих еголюдей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнеестановятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группыи тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Основныехарактеристики социальной роли
Основныехарактеристики социальной роли выделены американским социологом ТолкотомПарсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.
По масштабу.Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая – размыта.
По способуполучения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называютдостигаемыми).
По степениформализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках,так и произвольно.
По видаммотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественноеблаго и т.д.
Масштаб ролизависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем большемасштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб,поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. Содной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувстви эмоций; с другой – отношения регулируются нормативными актами и вопределенном смысле являются формальными. Участники данного социальноговзаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, ихотношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строгоопределяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя),взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данномслучае – покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфическихвопросов и является небольшим.
Способполучения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль длячеловека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматическиопределяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для ихприобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, котораяуже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются впроцессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий.Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т.д. Это практическивсе роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Формализациякак описательная характеристика социальной роли определяется спецификоймежличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагаютустановление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентациейправил поведения; другие, напротив, – только неформальных; третьи могутсочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, чтоотношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должныопределяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми – чувствами.Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляетсяэмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к немусимпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некотороевремя и отношения становятся относительно устойчивыми.
Мотивациязависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различнымимотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются преждевсего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.
Влияниесоциальной роли на развитие личности
Влияниесоциальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личностиспособствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ееучастие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролейспособен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является.Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоениясоциальных ролей.
Для любогообщества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом.Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам –вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тутже надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинаетсправляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на порогезрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходитстарость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями дляпроявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы итребования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид можетиспытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статуснымтребованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достигстатуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализуетсвои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте егосоциализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то жевремя статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статусавзрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такойличности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих еевозрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастнымстатусам, предписанным обществом.
Освоениеновой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапиисуществует даже соответствующий метод коррекции поведения – имиджетерапия(имидж – образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как вспектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль,которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе,исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность егоиспользования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможностьвысвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры.Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческихпоступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет своюспецифическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, нотакже и развивающий эффект.
Гендер – социальнаяхарактеристика человека
Пол и гендерявляются важнейшими концепциями, которые часто путают.
Пол определяетсяфизиологическим строением человека (биологическая характеристика), в то времякак гендер определяется свойствами личности, внешним видом и поведением(социальная характеристика).
Пол – важнейшаяхарактеристика человека.
Генетическаяоснова того, что люди называют полом, возникает на протяжении трех недель смомента оплодотворения.
Подвоздействием мужского гормона – тестостерона, уровень которого в организмеженщины в этот период повышается в среднем примерно в 10 раз, в формирующемсяплоде либо вырабатывается хромосома «Y» либо нет. При этом в случае появленияхромосомы «Y» и соответственно формированием мужской физиологии – уровеньтестостерона (его количество) в организме матери влияет на здоровье ифизические данные будущего мужчины, Проще говоря будет ли он выдающимсяспортсменом или нет зависит от количества мужского гормона тестостерона,который вырабатывался организмом матери во время беременности (уровень в 8, 10или 12 раз выше нормы).
В этот жепериод формируются пальцы будущего человека и если верить доказанной теорииАнглийского ученого энтузиаста – по разнице между указательным и безымяннымпальцами рук мужчины можно определить уровень мужского гормона который влиял назародыш в организме беременной матери, и который в результате, и определилфизические данные будущего мужчины, его способности и здоровье. При чем этосовершенно не касается женщин, у которых в отличие от мужчин, указательныйпалец обычно длиннее безымянного.
Половая игендерная разница возникает из-за того, что «…одна из двадцати трех пархромосом – называемая половыми хромосомами – получает или X-хромосому, ивозникающая комбинация XX будет означать появление существа женского пола, или23-я пара будет иметь паттерн XY, который ведет к формированию морфологическихособенностей, свойственных мужчине», то есть пол человека – определяет всегоодна хромосома. При чем хромосома Y – имеет размер в несколько тысяч разменьший чем хромосома X.
Ученыедоказали: «Базовая матрица человеческого тела и ума – женская. Все мы начинаемсвою жизнь девочками: 22 пары хромосом несут женские коды и только в 23-й парехромосом – половых, может содержаться Y-хромосома – мужской генетический код.Грудь и соски у плода формируются раньше чем формируется пол, поэтому у мужчинони остаются неразвитыми.
Вэволюционном развитии Мужчины стоят на ступень выше женщин, но это не являетсячистым преимуществом, скорее наоборот, их мозг более специализирован и уязвим,они подвержены более серьезным болезням и т.д.
В XX векеЗигмунд Фрейд заявил, что анатомия женщины определяет ее судьбу. По утверждениюЗигмунда Фрейда «ущербность» женщины заключается в отсутствии у нее мужскогополового органа и сексуальной энергии (либидо). Осознав свою неполноценность,женщина якобы переживает чувство фаллической зависти, которое проходит лишь срождением ребенка. Это все, к чему стремится женщина и на что она способна,следовательно, она не может считаться полноценным существом.
Но в этомутверждении есть доля правды. Ведь для многих женщин брак и дети являютсясмыслом жизни…
Гендер – специфическийнабор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщини мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится непросто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социальногоконструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество «выстраивает» этиотношения взаимодействия полов в социуме.
С понятиемгендер тесно связано понятие гендерные стереотипы – внутренние установки вотношении места женщин и мужчин в обществе, их функций и социальных задач.Именно эти стереотипы являются барьером в установлении подлинного гендерногоравенства в нашем обществе.
Биологическийпол: мужчина / женщина
Биологическиеи социальные факторы, влияющие на половую идентичность, настолько переплетены,что для их распутывания потребовались бы геркулесовы усилия. Представьте себе,что у вас только что родился ребенок, но в родильном доме запрещено сообщатьродителям пол младенца. Наверное, вы бы переживали сильнейшее нетерпение. Онобыло бы вызвано вашим страстным желанием узнать пол ребенка. Но почему это такважно для вас? Очень просто – с момента рождения детей мы сознательно илибессознательно относимся к ним по-разному в зависимости от их пола. С моментарождения дети начинают осознавать свой пол.
Физическиеразличия
Разумеется,существуют некоторые физические различия между полами. Младенцы мужского полаобычно несколько длиннее и тяжелее, чем девочки, их мышцы немного крепче, чем удевочек; кроме того, как правило, их сердце и легкие также крупнее. К 18-летнемувозрасту сила мышц женщин почти на 50 процентов ниже, чем у мужчин. Младенцыженского пола обычно начинают ходить, говорить раньше, чем мальчики, крометого, у них раньше прорезываются зубы и развиваются кости; девочки достигаютполовой зрелости на один-два года раньше, чем мальчики. Однако некоторые изэтих различий могут быть обусловлены не только биологическими факторами; умальчиков более крепкие мышцы могут сформироваться потому, что их в большеймере поощряют заниматься спортом, чем девочек.
Сравнительнокороткая продолжительность жизни мужчин, вероятно, частично объясняетсявойнами, несчастными случаями, стрессом, возникающим на работе в атмосфереконкуренции. В связи с изменением сексуальных ролей эти различия, видимо, такжеподвержены переменам.
Тендернаяидентичность и идеалы: мужественность/женственность
Большинствочленов общества верят в общепринятые тендерные идеалы – идеализированныепредставления о предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин. Детей, которыене соответствуют этим идеалам, называют сорванцами и маменькиными сынками.Девочку называют сорванцом, если она самоуверенна, любит соревноваться сдругими и увлекается спортом; мальчика считают маменькиным сынком, если ончувствителен и склонен к сочувствию, не любит футбол и убегает вместо того,чтобы дать сдачи. Дети, которых называют девчонками-сорванцами или маменькинымисынками, сразу же понимают, что их поведение не одобряется, часто они реагируютна негативное подкрепление и начинают нести себя в соответствии со своим полом.
Негативнаяреакция на «неуместное» поведение не является единственным фактором, влияющимна развитие тендерной идентичности. Маккоби и Джаклин предполагают, что на неговоздействуют три основных процесса: моделирование, подкрепление исамосоциализация.
Моделирование
В этомпроцессе дети имитируют поведение взрослых. Вначале подражают человеку, которыйбольше всех о них заботится, – маме или другому человеку (обычно женскогопола), уделяющему им много внимания, например няне, домработнице или сотрудницеяслей. Хотя, как правило, отцы проводят со своими детьми намного меньшевремени, чем матери, большинство детей в значительной мере берут пример и сотца, и с матери, а позднее с друзей семьи, учителей и людей, которых они видятпо телевизору.
Интересноотметить, что, когда модели обоего пола находятся рядом, маленькие дети необязательно имитируют поведение взрослого одного с ним пола. Исследованияпоказывают, что дошкольники и ученики младших классов, занимающиеся игрушками,«соответствующими» их полу, и предпочитающие дружить с детьми своего пола,обычно склонны подражать взрослым, обладающим силой и властью, независимо от ихпола. Например, если дети имеют выбор образца для подражания между мамой,готовящей обед дома, и мужчиной шеф-поваром, работающим в ресторане, и мальчикии девочки скорее склонны имитировать мастерство шефа.
НэнсиЧодорова утверждает, что в основном моделирование осуществляется в самом раннемдетстве. Она считает, что различия тендерных идеалов сохраняются благодаря единственнойв своем роде близости между матерью и дочерью. «Под влиянием раннего опытадевочек и мальчиков, ощущавших женскую заботу, формируется ожидание, чтоинтересы матерей полностью сосредоточены на детях и главный смысл их жизнисвязан с заботой о благополучии детей.
Дочеривырастают, отождествляя себя со своими мамами в соответствии с этими ожиданиями…В результате материнской заботы, испытанной в детстве, у девочек наверняказакладывается стремление к материнской заботе о младенцах, и они будут готовыпринять на себя длительную заботу о детях».
Психоаналитическиеисследования показали, что на ранних этапах социализации мальчики и девочкиотождествляют себя со своими мамами. На более поздних этапах девочки обычносохраняют свою привязанность к матери; мальчики начинают сближаться с отцамиили другими сильными личностями мужского пола. Таким образом, мальчик долженизменить свою ориентацию в период, когда он очень нуждается в эмоциональнойподдержке, и в связи с этим могут возникнуть проблемы. ИсследованияХедерингтона наводят на мысль, что под влиянием сильного отца формируетсямужское самосознание мальчика. Кроме того, можно предположить, что властнаямать может препятствовать сближению юного сына со своим отцом.
Подкрепление
Это понятиесвязано с награждениями и наказаниями. Родители поощряют поведение,соответствующее полу ребенка, и выражают неодобрение неуместного поведения:мальчиков хвалят, если они научились бросать мяч на 50 футов дальше; взрослыеобычно ворчат, когда полные девочки съедают вторую порцию обеда. Наверное,мальчиков чаще хвалят и ругают, чем девочек. Это особенно заметно, когда делокасается общепринятых образцов поведения, соответствующих полу. Родители большеобеспокоены, если их сыновья ведут себя как маменькины сынки, чем когда ихдочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждатьнесамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от другихи даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следуетрассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в товремя как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие.
Маккоби иДжаклин установили, что посторонние в большей мере, чем родители, воспринимаютдетей на основе общепринятых стереотипов полового поведения. Родители знаютиндивидуальные особенности своего ребенка и принимают их во внимание.Незнакомые же люди, которые не знают ребенка, ожидают, что он должен вести себя«как мальчик» или «как девочка».
Самосоциализация
Этот процесс,о котором писал Лоренс Колберг, связан с тем, что дети «сами подготавливаютсебя к жизни в обществе» на основе вербального и невербального социальноговзаимодействия. Подобно актерам, пытающимся найти различные интерпретации роли,дети воспроизводят поведение хитрых, грубых и щедрых и т.п. людей – критериемдля них являются ответные реакции сверстников. Постепенно, попадая в тысячижизненных ситуаций, дети начинают осознавать, что воплощение определенныхобразцов вызывает уважение или осуждение других.
Хотя в некоторыхслучаях этот процесс отражает стандарты родителей, самосоциализация имеет исвою самобытность. Этим отчасти объясняется тот факт, что иногда тендернаяидентичность вырастающих детей не соответствует желаниям или ожиданиям ихродителей.
Идеалы и идентичность
В ходе трехтолько что рассмотренных процессов (моделирования, подкрепления исамосоциализации) дети учатся осознавать себя девочками или мальчиками, у нихформируются понятия о «мужественности» или «женственности». По мереформирования такого поведения одновременно складываются тендерная идентичностьи идеалы. Дети начинают считать свое поведение «естественным», потому что ониявляются мальчиками или девочками. Большинство из нас обычно без всякогосомнения причисляют себя к мужскому или женскому полу, но существует некотораянеясность по вопросу о том, как следует вести себя мужчинам или женщинам, какимобразом формируется мужская или женская тендерная идентичность личности.
Дело в том,что тендерная идентичность и идеалы не всегда соответствуют друг другу.Например, гомосексуалистам свойственна тендерная идентичность, но они неиспытывают романтического влечения к женщинам, олицетворяющего тендерный идеалмужчины. Подобное поведение характерно и для трансвеститов–людей, которыеодновременно носят мужскую и женскую одежду – они осознают свой биологическийпол, но их поведение не соответствует общепринятым идеалам, Любой врачнеотложной помощи может рассказать вам о мужчинах, которые носят белье скружевами под костюмом-тройкой. Наконец, явление транссексуальности такжесвидетельствует об отсутствии автоматического соответствия между тендернойидентичностью и идеалами.
Сексуальныероли: «место мужчины»/ «место женщины»
Мы обсудилипонятия биологического пола, тендерной идентичности и тендерных идеалов – первыетри компонента полового самосознания. Четвертый компонент связан с сексуальнымиролями. Они соответствуют ожиданиям такого поведения, которое определяет статусмужчин и женщин в обществе. Что касается половых ролей, то биологическиефакторы не предопределяют судьбу человека – нельзя сказать, что способность кдеторождению ограничивает во всех обществах предназначение женщин домашнимхозяйством и заботой о семейном очаге. Например, раньше в Америке беременныеобычно уходили с работы и сидели дома в течение лет двадцати, часто онинавсегда оставались домохозяйками. В настоящее время женщины обычно берут трех-или шестимесячный отпуск по уходу за ребенком, а затем снова приступают кработе. Хотя в Америке такое изменение произошло лишь недавно, в других странахуже давно наметилась подобная тенденция.
Маргарет Миднанесла сокрушительный удар по убеждению, будто мужчины и женщины «от природы»созданы для определенных ролей. Она написала об этом в книге «Пол итемперамент», в которой представлены ее наблюдения жизни трех племен в НовойГвинее. В начале исследования Мид была убеждена, что существуют некие коренныеразличия между полами. Она восприняла идею, что между мужчинами и женщинамисуществуют врожденные различия, поэтому представители каждого пола предназначеныдля определенных ролей. Полученные данные удивили ее. В каждом из трехисследованных племен мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли,порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся«естественными» для каждого пола.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.