Содержание
Введение
1. Организация социальной работы с военнослужащими и ихсемьями
2. Профессиональная этика социальногоработника с военнослужащими, вышедшими в запас
3. Этические проблемы социальной работы своеннослужащими и их семьями
Заключение
Список использованных источников
Введение
«Современное положение России в мире, новаясистема вызовов и угроз ставят перед государством и обществом задачи укреплениявоенной организации страны, повышения престижа военной службы, усиленияпатриотического воспитания молодежи. Это напрямую связано с обеспечениемнациональной безопасности России» [52, с.3].
Актуальность выбранной темы объясняется тем,что стране нужна мобильная, компактная и высоко профессиональная армия,говорится давно. На это нацелены мероприятия реформирования Вооруженных Сил ивоенной организации страны в целом. В условиях военной реформы все большеезначение приобретают социальные вопросы, повышение качества жизни защитниковОтечества. Поэтому в системе правового регулирования военной службы особоеместо занимает совершенствование законодательства в сфере социальной защитывоеннослужащих с учетом условий экономического развития страны, а такжеразработка конкретных механизмов реализации действующих законов в этой области.
Недостаточное внимание к этим вопросам инепринятие в течение длительного периода времени надлежащих мер по повышениюматериального благосостояния военнослужащих привело к падению престижа военнойслужбы, снижению заинтересованности офицерского состава в результатах служебнойдеятельности, явилось основной причиной увольнения из Вооруженных Сил квалифицированных,перспективных молодых офицеров, прапорщиков и мичманов.
Достаточно сказать, что доходы семейвоеннослужащих в последние годы не обеспечивали нормального уровня и качестважизни этой категории российских граждан. Особенно в трудном положении оказалисьсемьи молодых офицеров. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений то, чтосоздавать армию нового типа должны военные, труд которых должен вознаграждатьсядостойно в денежной форме. Фактически впервые за последнее десятилетие этапроблема решается кардинальным образом, путем создания новой системыстимулирования воинского труда, опирающейся на законы рыночной экономики иразвитие социальной защиты военнослужащих и их семей.
Объект данного исследования – военнослужащиеи их семьи, предмет исследования – этические аспекты социальной помощивоеннослужащих.
Цель данной работы – исследовать этическиеаспекты социальной помощи военнослужащих и их семей.
Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решить следующиезадачи:
изучить современное состояние организации социальной работы своеннослужащими и их семьями;
рассмотреть основные принципы профессиональной этики социальногоработника с военнослужащими, вышедшими в запас;
охарактеризовать этические проблемы социальной работы с военнослужащимии их семьями.
Задачи данной работы определили ее структуру. Работа состоит извведения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Данная работа представлена на 48 страницах печатного текста.
1. Организация социальной работывоеннослужащих и их семей
Социально-правовой статус военнослужащих регламентируется соответствующимзаконом. За непродолжительный период действия современного российскогозаконодательства уже дважды принимались законы о статусе военнослужащих: ЗаконРоссийской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-I «О статусе военнослужащих» иодноимённый Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-I «Остатусе военнослужащих» был введён в действие с 1 января 1993 года и применялсяровно пять лет, до 1 января 1998 г. Этот закон был достаточно стабильным,действие норм, закреплённых в нём за пятилетие (1993-1998 гг.) ни разу неприостанавливалось.
Ныне действующий Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «Остатусе военнослужащих» оказался менее стабильным, чем одноимённый первый закони снискал славу одного из самых изменяемых федеральных законов. С моментапринятия указанный закон уже 20 раз претерпевал существенные изменения.Соответственно 20 раз претерпевал изменение и статус военнослужащих, причёмнередко одновременно в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» вносилисьдесятки изменений (например, в редакции от 22 августа 2004 года в указанныйзакон было внесено более 70 изменений). В абсолютном большинстве случаевизменения Федерального закона «О статусе военнослужащих» были связаны сограничением ранее действовавших прав и преимуществ военнослужащих и членов ихсемей.
Наиболее ощутимо права военнослужащих и членов их семей былиограничены дважды: с 1 июля 2002 года и с 1 января 2005 года.
Первое существенное урезание права и льгот военнослужащих было осуществленов соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесенииизменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации повопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельныхльгот».
Этим законом с 1 июля 2002года были отменены выплаты военнослужащим, проходящим службу по контракту,денежной компенсации в размере удерживаемого с их денежного довольствия налогана доходы физических лиц (НДФЛ). Одновременно было отменено правовоеннослужащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет, на выплату ежемесячнойнадбавки в размере от 25% до 50% от пенсии, которая могла быть им назначена.
Кроме того,из Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»было исключено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,временно исполняющих помимо обязанностей военной службы по своим штатнымвоинским должностям ещё и обязанности военной службы по воинским должностям,неукомплектованным личным составом, на ежемесячную доплату к денежномудовольствию в размере до 50% оклада по дополнительно исполняемой воинскойдолжности [29, с.40].
Также с 1 июля 2002 года была отменена норма пункта 10 статьи 15Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «Остатусе военнослужащих», в соответствии с которой военнослужащие,проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены ихсемей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельноговозраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи сорганизационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службыкоторых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и совместно проживающиес ними члены их семей имели право на льготную оплату в размере 50%: общейплощади занимаемых ими жилых помещений, коммунальных услуг, абонентской платыза пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионнымиантеннами, пользование телефоном.
Указанная льгота сохранена только членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военнойслужбы, и членам семей граждан, проходящих военную службу по контракту ипогибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижению имипредельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или всвязи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительностьвоенной службы 20 лет и более, а также для военных пенсионеров, которые всоответствии со статьёй 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» являются ветеранамивоенной службы.
Теперь далеко не все пенсионеры Министерства обороны Российской Федерацииимеют право на льготную оплату жилищно-коммунальных услуг, а только тех из них,которые достигли возраста, дающего им право на пенсию по старости (мужчины с 60лет, женщины с 55 лет). Следует также обратить внимание, что с 1 июля 2002 года указаннаяльгота распространяется исключительно на самих пенсионеров по старости, но неприменяется в отношении членов их семей, которые теперь лишены права на 50%-нуюоплату жилищно-коммунальных услуг.
Для оценки произошедших 1 июля 2002 года измененийстатуса военнослужащих рассмотрим и другие изменения их прав и льгот. В связи свведением ныне действующего Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях было произведено ужесточение ответственности военнослужащих заадминистративные правонарушения. Ранее все военнослужащие несли ответственностьза административные правонарушения в основном в дисциплинарном порядке. Занекоторые административные правонарушения (правил дорожного движения, охоты,рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, пограничного режима ирежима Государственной границы Российской Федерации) военнослужащие и раньшенесли ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могли быть примененыадминистративные наказания в виде штрафа, лишения права управлениятранспортными средствами, а также административный арест. Указанныепреимущества военнослужащих были закреплены пунктом 3 статьи 28 Федеральногозакона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статьёй 16Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Однако с 1 июля 2002 годаэти нормы были признаны утратившими силу.
Теперь военнослужащие несут административнуюответственность на общих основаниях, и они не подлежат только одному видуадминистративных наказаний – административному аресту. С 1 июля 2002 года всекатегории военнослужащих, проходящих службу по контракту, за совершениесоответствующих административных правонарушений могут быть оштрафованы и лишеныправа управления транспортными средствами. Правовая норма, содержащая запретналожения штрафов сохранена только одной категории военнослужащих – тем, ктопроходит военную службу по призыву.
Следует отметить, что в качестве компенсационных мербыли введены некоторые изменения законодательства в пользу военнослужащих.Однако компенсационные меры вводились не одновременно с ограничением льготвоеннослужащих, а поэтапно.
На первом этапе (с 1 января 2002 года) Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 29 декабря2001 г. № 1509 «О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу поконтракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений ивоинских частей и имеющим в подчинении личный состав, установлена ежемесячнаянадбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскимичастями. Порядок выплаты указанной надбавки определен приказом Министра обороныРоссийской Федерации от 24 января 2002 г. № 33, согласно которому размер этойнадбавки составляет от 200 до 500 рублей в зависимости от занимаемой должности[27, с.35].
УказомПрезидента Российской Федерации от 29декабря 2001 г. № 1510 «О дополнительных мерах по усилению социальнойзащиты военнослужащих» с 1 января 2002 года были увеличены предельные размерынадбавки военнослужащим за сложность, напряженность и специальный режим военнойслужбы с 50 до 70% от оклада по воинской должности [27, с.37].
На втором этапе (с 1 июля 2002 года) военнослужащим, проходящим военнуюслужбу по контракту, были установлены оклады по воинским должностям в размерахне ниже должностных окладов соответствующих категорий федеральныхгосударственных служащих.
Также с 1 июля 2002 года произошло увеличение размеров надбавки завыслугу лет, установленной пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», исчисляемой впроцентах от окладов по воинской должности и воинскому званию при выслуге лет.
Кроме того, с 1 июля 2002 года было законодательно закреплено, что приповышении денежного содержания федеральных государственных служащиходновременно в той же пропорции будет осуществляться и повышение размеровденежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
На третьем этапе (с 1 января 2003 года) было произведено установлениевоеннослужащим, проходящим военную службу по контракту, окладов по воинскимзваниям в размерах не ниже надбавок за квалификационные разряды соответствующихкатегорий федеральных государственных служащих.
Казалось бы, перечисленные изменения должны были существенно укрепитьматериальное положение военнослужащих. Приравнивание окладов военнослужащих кокладам государственных служащих по оценкам Главного финансово-экономического управления МинобороныРоссии в 2002 году повлекло увеличение денежного довольствия военнослужащих в2 – 2,5 раза. Однако реальные доходы военнослужащих увеличились гораздо меньше(с 1 июля 2002 г. всего в 1,5 – 2 раза). Кроме того, указанное увеличение денежного довольствияи доходов военнослужащих в 2002 – 2003годах было минимизировано ростом инфляции, а также увеличением оплатыжилищно-коммунальных услуг с одновременной отменой для военнослужащих льгот пооплате жилья [27, с.41].
Анализ документов к Федеральному закону от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РоссийскойФедерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления имотдельных льгот» свидетельствует, что уже на стадии его подготовки и принятияобе палаты российского парламента на официальном уровне высказывали в адресисполнительной власти предупреждения о том, что меры, установленные этим законом,не решат проблемы повышения защищённости и благосостояния военнослужащих ичленов их семей.
Совет Федерации, при одобрении Федерального закона от 7 мая 2002г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные актыРоссийской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих ипредоставления им отдельных льгот», также выразил обеспокоенность по вопросуперспектив улучшения материального положения военнослужащих и членов их семей.Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации счёл необходимымнаправить Президенту Российской Федерации специальное обращение, в котором былоотмечено, что «предусмотренное указанным Федеральным законом повышениеденежного довольствия военнослужащих с одновременной отменой ряда важныхсоциальных льгот не улучшит коренным образом материальное положениевоеннослужащих и приравненных к ним лиц. В целях снятия социальнойнапряжённости в воинских коллективах, повышения привлекательности военнойслужбы необходимо в ближайшее время разработать комплекс мер для существенногоповышения денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц».
Таким образом, уже на момент принятия указанного выше Федеральногозакона стало очевидно, что предусмотренные в нём меры не приведут ксущественному улучшению материального положения военнослужащих и членов ихсемей.
Одновременно с отменой ряда льгот и преимуществ военнослужащих ичленов их семей исполнительная власть инициировала практику временногоприостановления действия отдельных льгот.
В последние годы при хронической нехватке средств нафинансирование национальной обороны Правительство Российской Федерацииоказалось не в состоянии в полном объёме обеспечить военнослужащих всеми видаминатурального обеспечения (вещевым, продовольственным и жилищным). Накомпенсацию военнослужащим положенных видов натурального довольствия денежнымивыплатами бюджетных средств также не хватает.
В 1999 – 2004 годах, оказавшись не в состоянии в полном объёмеобеспечить военнослужащих всеми видами натурального обеспечения (вещевым,продовольственным и жилищным) и не имея достаточных денежных средств накомпенсацию военнослужащим положенных видов натурального довольствия денежнымивыплатами, Правительство Российской Федерации выработало достаточно эффективныйправовой механизм приостановления ежегодно принимаемым в ранге федеральногозакона федеральным бюджетом действия норм законодательных актов о правахвоеннослужащих.
В указанный периодвремени и общество и самих военнослужащих постепенно приучили к тому, что вусловиях дефицита бюджетных средств, вызванного трудностями экономическогороста в Российской Федерации, можно на годы заморозить реализацию целого рядальгот и преимуществ военнослужащих и членов их семей.
Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 15) установлено, чтозаконы подлежат обязательному исполнению всеми органами государственной власти[1]. Эта норма, безусловно, распространяется и на исполнение законов, устанавливающихправа и льготы военнослужащих. Сложилась противоречивая ситуация:законодательство о статусе военнослужащих следует исполнять, однако вфедеральном бюджете хронически не хватает средств на его реализацию.
До бесконечности замораживать действие законодательства о статусевоеннослужащих невозможно – это неизбежно приведёт к падению доверия армии корганам государственной власти, что негативно скажется на уровне обеспечениявоенной безопасности государства. В этих условиях правительство и парламентРоссийской Федерации решились на проведение следующего этапа реформированиясоциального статуса военнослужащих, суть которого состоит в замене ряданатуральных льгот на компенсационные меры (главным образом денежные выплаты).
Второй этапсущественного изменения прав и социально-правового статуса военнослужащихсвязан с введённой с 1 января 2005 года «монетизацией» (заменой на денежныевыплаты) социальных льгот граждан Российской Федерацией.
Федеральным законом от22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений взаконодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силунекоторых законодательных актов Российской Федерации…» которым был установленперечень правовых норм, которые подлежат отмене или изменению с 1 января 2005года. Указанным законом были существенно изменены 155 действующих законов, еще41 закон с 1 января 2005 года признаны утратившими свою силу.
Ревизия социального законодательства существенно изменила и Федеральныйзакон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в который внесенопорядка 70 изменений, вступивших в силу с 1 января 2005 года [12, с.77]. Что жеэто за изменения и насколько они минимизируют ранее применявшиеся льготывоеннослужащих и членов их семей?
С 1 января 2005 года были отменены следующие 18 льгот, которымиранее пользовались военнослужащие и члены их семей.
Отменённый пакет социальных льгот военнослужащих и членов их семейв денежном эквиваленте составил не менее 3 тысяч рублей ежемесячно. Так, толькоежемесячная закупочная стоимость продовольственного набора общевойсковогопродовольственного пайка в 2006 году составляет порядка 1680 рублей, примерностолько же составляет ежемесячный проезд на городском и пригородном общественномтранспорте в крупных городах.
Что жеполучили военнослужащие взамен отменённых льгот?
С 1 января2005 года взамен отменённых льгот военнослужащим, проходящим военную службу поконтракту, был увеличен до 120% размер надбавки за сложность, напряженность испециальный режим военной службы, составлявшей ранее до 70% оклада по воинскойдолжности. Для офицеров, проходящих военную службу по контракту в Москве,Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях указанную надбавкуувеличили до 160%, а солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам имичманам – до 200 % оклада по воинской должности.
Однакопринятое законодателями решение о переводе натуральных льгот в денежную формупутем включения компенсационных выплат военнослужащим в ежемесячную надбавку засложность, напряженность и специальный режим службы вызывает некоторыесомнения, а именно:
правомерно ливключение компенсационных выплат в состав денежного довольствия, подлежащегоналогообложению?
почемуразличие в должностных окладах военнослужащих должно влиять на размер надбавки,а значит и на компенсационную сумму?
чеммотивируется явное ущемление прав пенсионеров военной службы, если указаннаянадбавка не входит в базу для расчета пенсии?
насколькобудут сопоставимы индексация денежного довольствия, включающая в себякомпенсационные выплаты, с реальным ростом инфляции?
К сожалению,при принятии решения о переводе натуральных льгот в денежную форму путемвключения компенсационных выплат военнослужащим в ежемесячную надбавку засложность, напряженность и специальный режим службы законодатели чётких ответовна указанные вопросы не дали.
Практическиво всех случаях, когда в нормах Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ«О статусе военнослужащих» содержались указания на конкретный размер (вденежном, процентном или ином выражении) предоставляемых льгот или выплачиваемойкомпенсаций, такие нормы с 1 января 2005 года были заменены указаниями ополномочиях Правительства России или федерального ведомства определять порядоки размер их предоставления.
Так, в 15 случаях вместо ранее чётких и понятных норм о конкретныхльготах вводятся отсылочные нормы, согласно которым с 1 января 2005 годареализация социальных гарантий осуществляется в размере и порядке, определяемыхПравительством Российской Федерации в том числе:
1) размер и порядок получения военнослужащими выплаты на обзаведениеимуществом первой необходимости;
2) размер стоимости продовольственного пайка для военнослужащих,проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненныхк ним местностях;
3) размер выплаты военнослужащим денежной компенсации взаменположенного продовольственного пайка (ранее закон предусматривал выплатууказанной компенсации в размере полной стоимости продпайка, однако последние 5лет выплаты были заморожены и осуществлялись из расчёта не более 20 рублей всутки);
4) размер и порядок получения военнослужащими (по перечню категорий)денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевогоимущества личного пользования (ранее закон предусматривал выплату указаннойкомпенсации в размере стоимости предметов вещевого имущества);
5) порядок возмещения учреждениям государственной или муниципальнойсистем здравоохранения расходов по оказанию в неотложных случаях медицинскойпомощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы (ранее такиерасходы должны были возмещаться военным ведомством);
6) порядок оказания медицинской помощи членам семей офицеров, а такжелицам, находящимся на их иждивении, в военно-медицинских учреждениях;
7) размер и порядок получения военнослужащими выплаты для оплатыстоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) ворганизации отдыха и оздоровления детей (ранее такая норма в законе отсутствовала);
8) порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих,граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личногоимущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключениемтакси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлениивоеннослужащих в служебные командировки (ранее указанные расходы возмещались вполном объёме);
9) размер и порядок обеспечения военнослужащих, проходящих военнуюслужбу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественноготранспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси)в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму (ранее проезд былбесплатным);
10) порядок осуществления расходов военнослужащими, проходящимивоенную службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы всуд по вопросам, связанным с прохождением военной службы (ранее они былиосвобождены от уплаты госпошлины);
11) порядок осуществления расходов военнослужащими, проходящимивоенную службу по призыву, по оплате адвокатских услуг и юридическихконсультаций (ранее такого рода услуги осуществлялись бесплатно);
12) размер и порядок получения гражданами, уволенными с военной службыпо льготным основаниям, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лети более, денежной компенсации в размере фактически уплаченных ими земельногоналога и налога на имущество физических лиц (ранее они освобождались от уплатыуказанных налогов и имели право на бесплатное получение земельных участков);
13) нормы и порядок ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащихчленам семей военнослужащих, потерявшим кормильца (ранее он осуществлялсябесплатно);
14) порядок и размеры компенсационных выплат членам семей военнослужащих,потерявшим кормильца, по оплате квартирной платы и жилищно-коммунальных услуг(ранее они имели право на ежемесячную 50%-ную денежную компенсацию указанныхрасходов);
15) порядок и размеры компенсационных выплат членам семей военнослужащих,потерявшим кормильца, по оплате установки квартирных телефонов по действующимтарифам (ранее они имели право на 50%-ную денежную компенсацию указанных расходов).
Ещё в 2 случаях введены отсылочные нормы об установлении размерови порядка реализации социальных гарантий Министерством обороны РоссийскойФедерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в которомфедеральным законом предусмотрена военная служба.
Так, теперь Министерством обороны Российской Федерации определяетсяразмер и порядок дифференциации размера ежемесячной надбавки военнослужащим засложность, напряженность и специальный режим военной службы (до 200 % оклада повоинской должности) в зависимости от состава военнослужащих и местностипрохождения военной службы. Также решением Министра обороны РоссийскойФедерации теперь устанавливается размер и порядок выплат расходоввоеннослужащим — гражданам на содержание их детей (лиц, находящихся на ихиждивении), посещающих государственные детские дошкольные учреждения.
С 1 января 2005 года из Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в 19 случаях изъят термин «льгота», который,как правило, предполагает норму прямого действия (например, бесплатный проездна транспорте). Взамен введён термин «социальные гарантии», которыйпредполагает установление денежных компенсаций взамен упразднённых натуральныхльгот.
Любоеуменьшение объёма социальных гарантий военнослужащих и членов их семей несоответствует базовому принципу законодательного регулирования вопросовсоциальной защиты в Российской Федерации. Данное положение подтверждается иКонституционным Судом Российской Федерации, который в своем определении от 4июля 2002 года № 184-О отмечает, что особый правовой статус военнослужащих исотрудников правоохранительных органов, специфический характер их деятельности,сопряженной с опасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условияпрохождения военной и правоохранительной службы предполагают предоставлениеданной категории лиц (а в определенных случаях – и членам их семей) повышенныхсоциальных гарантий.
Введённые с 1января 2005 года ограничения ранее действовавших прав военнослужащих привели кухудшению положения военнослужащих и членов их семей по сравнению сустановленным ранее их статусом и пакетом социальных льгот. В сложившуюсяситуацию пришлось вмешаться Президенту Российской Федерации. С 1 марта 2005года им было произведено определённое увеличение денежного довольствиявоеннослужащих путём введения специальной надбавки в размере одногодолжностного оклада.
Одновременнодля военнослужащих, проходящих военную службу в наиболее «дорогих» субъектахРоссийской Федерации (Москва и Московская область, Санкт-Петербург иЛенинградская область), надбавка за напряженность и специальный режим службы,ранее установленная в размере до 120%, была увеличена до 200%. Также удалосьдобиться увеличения выплат за поднаём жилья с 500 до 1500 руб. (если же в семьевоеннослужащего три и более человек – до 2250 руб.). Указанные меры, конечно,способствовали снижению социальной напряжённости среди офицеров и прапорщиков,однако следует признать, что предпринятыми мерами так и не удалось кардинальноулучшить материальное положение большинства военнослужащих.
Какие же меры планируются федеральным правительствомв целях повышения уровня материального обеспечения военнослужащих? Всоответствии с указаниями Президента Российской Федерации к 1 января 2008 годапланируется в полтора раза увеличить денежное довольствие военнослужащих, проходящихвоенную службу по контракту. В этих целях в 1 января 2006 года оклады повоинским должностям и оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящихвоенную службу по контракту, повышены в 1,15 раза, с 1 января 2007 годауказанные оклады были повышены ещё в 1,1 раза.
С. Б. Иванов,выступая 7 февраля 2007 года на заседании Государственной Думы, заявил, что врезультате принятых мер «сегодня лейтенант получает на руки уже более 10 тысячрублей, а денежное довольствие командира полка составляет почти 16 тысячрублей» [15, с.1]. Достигнутые результаты, бесспорно, вселяют оптимизм, однакоследует признать, что они явно недостаточны.
В 2007 – 2008 годах планируется ещё два повышенияденежного содержания военнослужащих. Таким образом, к 2009 году денежноесодержание российских военнослужащих возрастёт только на 30 процентов. Следуетпризнать, что в условиях существующей динамики роста потребительских цен, дороговизныжилья и услуг ЖКХ, реальные доходы военнослужащих необходимо увеличить минимумв два раза. Тогда российские военнослужащие смогут по уровню доходовприблизится к показателям, достигнутым уже сегодня в достаточно стабильной исоциально обеспеченной армии Республики Беларусь. Если одновременно удастсяразрешить жилищную проблему бесквартирных военнослужащих и членов их семей, тов Российской Федерации будет восстановлен ныне утраченный уровень социальногоположения военнослужащих, что позволит с должной эффективностью обеспечиватьрешение задач военной безопасности Отечества.
Таким образом, проанализировав динамику измененийсоциально-правовых основ регулирования статуса военнослужащих и его нынешнеесостояние, приходим к следующим выводам:
1. Произошедшее в 2002 – 2005 годах определённоеувеличение денежного довольствия военнослужащих в совокупности с одновременнойотменой для них ряда льгот и преимуществ (в налоговой сфере, по проезду наобщественном транспорте, по оплате жилья), с учётом ужесточения ответственностивоеннослужащих за административные правонарушения, не разрешило проблемповышения их социально-правового статуса.
2. Увеличение размеров должностных окладоввоеннослужащих до уровня соответствующих размеров должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственныхслужащих принесло реальное увеличение доходов военнослужащих пока всегона уровень, адекватный годовому росту инфляции в Российской Федерации. Сегоднявоеннослужащие по-прежнему являются одной из наиболее социально незащищённыхкатегорий граждан. Будучи ограниченными в ряде прав и свобод, они не должны ущемлятьсяв реализации тех социальных льгот и преимуществ, которые традиционно имгарантировались ранее государством.
3. Особый правовойстатус военнослужащих и специфический характер их деятельности, сопряженной сопасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождениявоенной службы предполагают предоставление данной категории лиц (а вопределенных случаях – и членам их семей) повышенных социальных гарантий.
4. Практика временного приостановления федеральными законамидействия льгот для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,установленных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусевоеннослужащих», а также осуществлённая с 1 января 2005 года замена льготпрямого действия на социальные гарантии привели к фактическому сужениюгарантированных законом прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.
5. В целях усилениясоциальной защиты военнослужащих на законодательном уровне целесообразно ввестизапрет на приостановление другими федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации прав и социальных гарантийвоеннослужащим.
6. В законодательствеРоссийской Федерации также следует предусмотреть норму, устанавливающую, чтоправовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты,предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусевоеннослужащих, могут быть отменены или снижены федеральными законами толькопутём замены соответствующими компенсационными мерами материального и иныхвидов обеспечения.
7. В целяхисключения существенного различия в доходах военнослужащих, проходящих службу вцентральном аппарате Минобороны России и в войсках, действие Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 «Вопросы денежногодовольствия военнослужащих» целесообразно распространить на всехвоеннослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Переходстраны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, содной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложныхсоциально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный ростнапряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемывоеннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мерпо: изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей,закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальнойработы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциалане только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этойспецифической группы населения, но и нетрадиционных форм оказания социальнойпомощи членам семьи военнослужащего.
2. Профессиональная этика социального работника своеннослужащими, вышедшими в запас
Технологии социальной работы своеннослужащими и их семьями различаются в зависимости от характера и глубиныих социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностьюк призывному или контрактному контингенту, определенному составувоеннослужащих, длительностью их пребывания на военной службе.
Проведение социальных мероприятий должнобазироваться на соблюдении этических норм и правил
Военнослужащие, вышедшие в запас нуждаются взащите своих прав и в проведении воспитательно-адаптационных икультурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию вдостаточно монотонных условиях военной службы, в постоянном окружении одних итех же людей.
Этические принципы социальной работы в самомобщем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силывоеннослужащих, скорректировать их личностные установки, научив терпимоотноситься к принудительному общению с другими; внести элементы социальнойсправедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы.Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно вусловиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом.
Военнослужащие, подлежащие скоромуувольнению с военной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный ипсихологический кризис, глубина которого зависит от длительности их пребыванияна военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольногоувольнения с военной службы, степени решенности их социальных проблем.
Непредсказуемость и стохастичностьотношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости иопределенности военной службы; навыки директивного обращения с людьми не всегдаоказываются применимыми в гражданских условиях. Кроме того, многиевоеннослужащие не могут найти применение своим способностям в условиях рыночныхотношений, адаптироваться к этим отношениям. Задачи социальной работы своеннослужащими, уволенными в запас, – социальное и юридическоеконсультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями послеувольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованиемчасти, вышестоящими инстанциями, органами местной власти [55, с.394]. В случаенарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляетинформацию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. Вего обязанности входит разъяснение военнослужащим, уволенным в запас и членамих семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи вобращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт.
Важную роль играет социально-педагогическаяпомощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с цельюликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов,социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалыйвоспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей,клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высокомсоциальном статусе воинской службы, уважение к труду родителей.
Одна из важных функций социальной работы –развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности,конфликтов. С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологиипосредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренингиобщения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологическойсовместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболеежизнеспособных или стабильных коллективов.
Технологии психологического тренинга,психотерапии и психокоррекции наиболее распространены в работе с большимигруппами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляцияположительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативныхреакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другимилюдьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера,практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможнуюагрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии. Припомощи аутотренинга военнослужащие, уволенные в запас, могут научитьсяуправлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после сильных нагрузок.Проведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, т.е. в формесоздания групп самопомощи и взаимоподдержки.
Определенный вклад в улучшение положениявоеннослужащих, уволенных в запас, и их семей могут внестисоциально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семейвоеннослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных формтруда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов именеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащихс органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другимиорганами и учреждениями.
Для смягчения напряженности в семьяхвоеннослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большоезначение имеет развитие специальной системы семейного консультирования исемейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такойслужбы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получитьпрофессиональную помощь в стабилизации семьи.
Если в городах, в которых функционируютцентры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семейвоеннослужащих нецелесообразно по экономическим или иным соображениям,специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с цельюоказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи.
С учетомспецифики развития социальной военной среды стало возможным обоснованиеследующих принципов военно-социальной этики.
Принципличностно-социально-деятельностного подхода к военно-социальной работе. Онпредполагает:
а) постановкув центр военно-социальной работы человека (офицера, прапорщика, мичмана,сержанта, старшину, солдата, матроса) как члена семьи, внутри семьи и вместе сего семьей;
б) учет всоциальной работе всей совокупности потребностей военнослужащего (и каждогочлена его семьи): индивидуально-физиологических, социально-личностных,профессионально-деятельностных, общечеловеческих и др.;
в)организацию военно-социальной работы с ее ориентацией на конкретный воинскийсоциум с учетом специфики окружающей социальной среды;
г)активно-деятельностный характер участия в социальной работе военнослужащих ичленов их семей, их переориентацию с пассивно-потребительской наактивно-преобразовательную социальную деятельность в воинских частях,гарнизонах и местах их компактного проживания.
Полный учет иудовлетворение всего комплекса потребностей человека возможно только с опоройна семью; поэтому ядро военно-социальной работы составляет работа с семьей.Однако семья не может быть только потребителем определенной совокупностисоциальных услуг, она должна быть и их сопроизводителем. Только активноеучастие членов семьи в разрешении своих проблем совместно с конкретнымспециалистом соответствующей службы социальной работы способствует активномуразвитию и человека, и воинского социума, и механизмов их взаимодействия.
Принципинтеграции социальной работы с военнослужащими и членами их семей предполагает:
а) соединениеусилий различных вертикальных (ведомственных) структур военно-социальной работы(медицинской, экономической, психологической, культурно-досуговой и др.) наудовлетворении социальных потребностей военнослужащих, лиц, уволенных с военнойслужбы,
и членов их семей непосредственно в их социуме, в конкретной воинской части,военном городке, гарнизоне, месте компактного их проживания в населенныхпунктах;
б) интеграциюмежведомственных и дифференцированных (специализированных) службвоенно-социальной работы в комплексные социальные службы (центры) в конкретныхвоинских организациях, на территориях и в населенных пунктах;
в) обеспечениемногопрофильности и взаимодополняемости в деятельности структур (служб)социальной работы с военнослужащими и членами их семей в части, военномгородке, гарнизоне, населенном пункте по месту их дислокации и жительства;
г)формирование структуры социальной работы в воинской среде как социальной службымедико-психолого-педагогического характера, решающей все основные социальныепроблемы на уровне конкретного клиента и его семьи по месту жительства.
Дифференциацияслужб социальной работы, характерная для прошлых лет, устарела;экспериментальные исследования показывают перспективность объединения их усилийв конкретном воинском социуме в виде комплексной социальной службы,объединяющей усилия различных профильных служб социальной работы.
Медико-психолого-педагогическийхарактер социальной службы (центра) предполагает сосредоточение усилийвоенно-социальных работников и военно-социальных педагогов на приоритетномразвитии медицинской, психологической и педагогической служб социальной работыв широком спектре оказываемых ими услуг в соответствии с запросами членовконкретного воинского социума.
Принциппедагогизации военно-социальной работы предусматривает использованиесоциально-педагогической теории в качестве комплексной основы, базы дляорганизации военно-социальной работы. Он предполагает:
а)превентивный характер военно-социальной работы, ее преимущественную ориентациюне столько на разрешение обострившейся социальной проблемы военнослужащего иличленов его семьи (не отказываясь от этого вида деятельности), сколько надиагностико-прогностическую и профилактически-предупредительную деятельностьнепосредственно в среде их обитания, в конкретном воинском социуме;
б) введениепрофессии «социальный педагог» в Вооруженных Силах и соответствующихдолжностей в социальной инфраструктуре воинских частей, гарнизонов, населенныхпунктов, где проживают члены семей военнослужащих и лиц, уволенных в запас;
в)организацию воздействий на все стороны жизни и деятельности военнослужащих ичленов их семей; объединение усилий дошкольной и школьной, семейной, военной,производственной педагогики и педагогики общения, превентивной педагогики,педагогики творчества и досуга в единую военно-социальную педагогику винтересах социального воспитания военнослужащих и членов их семей.
Показателямиэффективности деятельности той или иной службы военно-социальной работы должныбыть не столько характеристики объема и номенклатуры социальных услуг,представленных клиентам в том или ином воинском социуме, сколько характеристикистепени социальной напряженности в нем. Профилактическая деятельность,предупреждающая появление социальных проблем, способствующая их позитивномуразрешению, и является сущностью социально-педагогической деятельности ввоенной среде.
Это возможнопри наличии в инфраструктуре воинского социума профессионально подготовленногоспециалиста — социального педагога (для социальной работы с военнослужащими) ипедагога социальной среды (для работы с семьями военнослужащих и лицами,уволенными с военной службы). Основными задачами такого специалиста являются:диагностика состояния социальных связей и отношений военнослужащих и членов ихсемей в конкретном социуме, его социальных проблем; прогнозирование возможныхсоциальных проблем и отклонений (социально-психологических, медико-социальных,социально-нравственных, правовых, экологических и др.); организация икоординация деятельности в данном социуме соответствующих профильныхспециалистов — социальных работников; организация подготовки военнослужащего ичленов его семьи (в т.ч. с помощью других социальных педагогов и социальныхработников различного профиля) к совместному преодолению возникших илипрогнозируемых социальных проблем и др.
Принципсоциокультурной направленности военно-социальной работы предполагает:
а)использование понятия «культура социальной военной среды» в качествецели и критерия оценки уровня развития среды обитания военнослужащих, лиц,уволенных с военной службы, и членов их семей в конкретных воинских частях,городках, гарнизонах, местах их компактного проживания; его использование каккачественной характеристики способа разрешения задач военно-социальной работы,удовлетворения потребностей ее объектов; применение его в качестве индикатораразвития социальной военной среды;
б) ориентациювоенно-социальной работы (совместно со специализированнымиобразовательно-воспитательными учреждениями) на формирование многостороннеймодели социокультурного поведения военнослужащих и членов их семей как всобственно военном, так и в общегражданском социуме. Многосторонняя модельсоциокультурного поведения предполагает формирование культуры воинского труда,культуры социального общения и взаимодействия, культуры семейной жизни, быта иповедения, культуры общего и воинского этикета, культуры речи и внешностивоенного человека, культуры его чувств и др.
С другойстороны, и социальное воспитание военнослужащих и членов их семей, и социальнаяработа с ними ориентированы на формирование многосторонней модели культуры вразличных сферах общественного сознания (правовой, эстетической, экологической,экономической, политической, военной, педагогической, нравственной,художественной, физической и т.д.);
в)использование в качестве одного из основных средств военно-социальной работывозможностей культурно-просветительной деятельности, институтов культуры ввоинском социуме, культурного самовоспитания и саморазвития,культурологического потенциала педагогически целесообразной социальной военнойсреды.
Такимобразом, гармонизация взаимодействия клиентов военно-социальной работы ссоциальной военной средой, с конкретным воинским социумом предполагаетопределенный, достаточно высокий уровень культуры и клиента, и окружающей егосреды, и организации самой этой работы. Следовательно, организаторамивоенно-социальной работы должны быть профессионально подготовленныеспециалисты, соответствующие в полной мере требованиямпрофессионально-этического стандарта применительно к этой категории работников.
С другойстороны, развитие военно-социальной работы требует затраты определенных сил исредств для реализации эстетических требований к ее организации. Энтузиазмвоенно-социальных работников, способных функционировать в разных условиях,является важным, но далеко не единственным или самодостаточным фактором.
Наконец,уровень развития военно-социальной работы, состояние ее инфраструктуры являетсябезусловным критерием культуры любого военного руководителя в том или иномсоциуме, отражающим степень понимания и практической реализации им требованийкак социальной политики и социального законодательства, так и требованийповседневной жизни.
3. Этические проблемы социальнойработы с военнослужащими и их семьями
Социальная работа является оказанием помощииндивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненнойситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своимизатруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взглядвоеннослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самомухарактеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этойдеятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило,люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояниездоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением, наконец,представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальныхинститутов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положениевесьма устойчиво.
Однако сама специфика профессиональнойдеятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенныеобъективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнениеими определенных функций. Это характерно для вооруженных сил любогосовременного общества, но особенности положения военнослужащих в РоссийскойФедерации обусловливают особую сложность их социальной ситуации, и это не можетне сказываться на их самочувствии и деятельности.
Прежде чем рассматривать комплекс проблемлюдей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которыев соответствии с действующим законодательством устанавливают статусопределяемых явлений.
Гражданин, проходящий военную службу,является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
Военная служба – особый вид государственнойслужбы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках(пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи,обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войскаРоссийской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки ифедеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации «Овоинской обязанности и военной службе», разд. VI,ст. 35).
Для проходящих военную службуустанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины;прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. Отпринадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, егосубординационная позиция, материальное положение, косвенно – состояниездоровья, семейные обстоятельства и др. Поэтому социальные проблемывоеннослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от ихпринадлежности к тому или иному составу.
Военная служба может осуществляться попризыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин) или по контракту – длявсех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантскийсостав Вооруженных Сил комплектуется преимущественно по призыву, на основевсеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенныедействия для формирования профессиональной армии и организации военной службысолдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.
Призыву на военную службу в мирное времяподлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие правана освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:
• признанные негодными или ограниченногодными по состоянию здоровья;
• проходящие или прошедшие военную илиальтернативную службу;
• прошедшие военную службу в вооруженныхсилах другого государства;
• имеющие неснятую или непогашеннуюсудимость за совершение тяжкого преступления;
• гражданин, родной брат которого погиб илиумер во время прохождения военной службы по призыву.
Некоторым категориям призывниковустанавливается отсрочка от призыва (например, на время обучения на дневномотделении высшего учебного заведения и в других случаях); условия и сроки такихотсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могутизменяться.
Сроки военной службы по призывуустанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту –контрактом.
Проблемы военнослужащих (и их семей)обусловлены возложенными на них обязанностями по вооруженной защитегосударства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях,в том числе с возможным риском для жизни. Это определяет особенности тойсоциально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанностивоеннослужащих строго регламентированы, а субординационная структура являетсяжестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежатнеукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица,которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев егосемьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек,проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятныхфакторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации,химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация,постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствиевозможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты.
Все проблемы и кризисы российского обществанаходят отражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны.Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что навоенную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическимизаболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественноепитание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению илиобострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности вобществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышениечисла преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самихвоеннослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.
Одна из острых проблем современныхроссийских Вооруженных Сил – наличие нескольких статусных систем в ее рядах:официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общимзаконодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.);«дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широкораспространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, иугнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, ьсоответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются взависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальнойгруппировке. Наличие нескольких статусных систем является отражениемхарактерной для современного общества аномии, т.е. распада прежних ценностныхсистем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса.Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскимиколлективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаютсявоеннослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, причем не толькосреди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено«неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.
Вследствие социально-экономическихтрудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежногосодержания военнослужащим, распадается система материально-техническогоснабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологическойсистемы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символгосударственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешнихврагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на сменупрежним, являются причиной морально-психологического кризиса многихвоеннослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижавоинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенностивоеннослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.
Всеобщность воинской службы не кажетсяобществу оправданной: большинство населения поддерживает переход ВооруженныхСил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несениегражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права наальтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенностьвсех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности – все этоотягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.
Неясность планов военной реформы, кадровыхперспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава безпредоставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройствомна работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс«переходного» периода – между окончанием военной службы и адаптацией кгражданской действительности.
Особую группу составляют проблемы участниковвойн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых,лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье,трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются внастоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьиимеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальныхпроблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее времяне хватает ресурсов.
Во-вторых, эти военнослужащие, даже те,которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являютсяносителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».
Впервые подобное состояние былодиагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии – умно- гих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы:слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются какнепреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии илисамоубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив), негативноеили пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем такие явлениясо временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев»обострились спустя 15–20 лет после окончания войны; среди них на треть большесамоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманиейпо сравнению со средними показателями по стране.
Психологический стресс приводит к развитиютаких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самоеболезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденностьобщества, развенчание целей и методов войны.
«К сожалению, в истории нашей страныдостаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действийпредставителей Вооруженных Сил не получил общественного признания, а ихучастники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должногосоциального обеспечения – например, участники ликвидации аварии наЧернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может бытьтолько комплексным: принятие социальных мер, использование всех видовреабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезныхслужб, формирование доступной среды для инвалидов, организация психологическойподдержки, изменение отношения общества к лицам, которые выполняли свой долгперед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки"»[55, с.292].
Семьи военнослужащих испытывают всепроблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственныетрудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка –нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью втрудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие непокрывает потребностей содержания ребенка.
Ресурсы семьи военнослужащего-контрактникавовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсамисамого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье иработоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья неполучает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень частовозникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, аклимат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьивоеннослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый разадаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условияхвоенного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдромсоциально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.
Еще одна проблема семьи военнослужащего –малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимостижизни, тем более от специфических потребностей существования в условияхвоинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Женывоеннослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как ужеговорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченностиколичества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается тольконезначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьивоеннослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.
Можно сделать вывод, что целью военно-социальнойработы является гармонизация взаимодействия человека и социальной военнойсреды, конкретного воинского социума. Принципиально важным являетсяакцентирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, чтоне только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военнаясреда или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого видасоциальной деятельности. Именно взаимосвязь человека и социальной военной средыобусловливает три основных особенности этики военно-социальной работы, а,следовательно, и потребности в соответствующих специалистах.
Первая задача- организация и осуществление воздействий на человека в целях его социализациив военной среде, обеспечение вхождения в конкретный воинский социум. Эта задачапредполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников,специализирующихся на включении человека в воинский социум.
Вторая задача- совершенствование социальной военной среды (и, естественно, конкретноговоинского социума) в интересах человека. Данная задача обусловливает подготовкуразнопрофильных военно-социальных работников, специализирующихся напреобразовании социальных отношений в воинском социуме.
Третья задачавоенно-социальной работы — оптимизация взаимодействия человека и социальнойвоенной среды, того или иного воинского социума; она предполагает подготовкуразнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся нагармонизации взаимодействия клиентов и социальной военной среды.
Характеризуяцель и задачи военно-социальной работы, необходимо отметить, что, во-первых,цель в некоторой степени совпадает с формулировкой третьей задачи (однако неотождествляется в силу различия сущности оптимизации и гармонизации). Такоесовпадение обусловлено как триединством ее объекта, в качестве котороговыступают конкретный человек и социальная военная среда, воинский социум, так иособой ролью их взаимодействия, т.е. сущностью самой военно-социальной работы.
Во-вторых,цель и задачи военно-социальной работы отражают ее педагогическуюнаправленность, что характерно именно для российского опыта развития социальнойработы в целом. Социально-педагогический компонент военно-социальной работыобусловливает необходимость формирования двух типов специалистов: социальныхпедагогов и социальных работников, между которыми имеются как общие черты, таки значительные различия.
В-третьих,задачи военно-социальной работы предопределяют недостаточность только практикисоциальной защиты отдельных категорий населения (дети, инвалиды, пожилые, людив состоянии кризиса и пр.) и реализации отдельных видов социальной помощи(образовательной, медицинской, бытовой, психологической и д.). Это — ведомственный подход, ведущий к распылению сил и средств, дублированию усилийспециалистов различного профиля и приводящий к тому, что обычный человек,находящийся в нормальном состоянии, выводится за рамки клиентов социальнойработы, а ее службы начинают свою работу только тогда, когда он переходит вкатегорию проблемных лиц. Такой подход отражает ориентацию руководителейсоциальной работы на ее кризис-интервентную модель в ущерб моделямкомплексного, профилактическою и превентивного характера.
Наконец,в-четвертых, мультипликаторный характер клиентов военно-социальной работы (военнослужащие;лица, уволенные в запас или отставку; члены их семей) в свою очередьспособствует расширению объема цели и задач военно-социальной работы: онапризвана обеспечить гармоничное взаимодействие человека не только с военной, нои с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней, своевременноговключения бывших военнослужащих и членов их семей в общегражданскую жизнь.
Заключение
Проанализировав динамику изменений социально-правовыхоснов регулирования статуса военнослужащих и его нынешнее состояние, приходим кследующим выводам:
1. Произошедшее в 2002 – 2005 годах определённоеувеличение денежного довольствия военнослужащих в совокупности с одновременнойотменой для них ряда льгот и преимуществ (в налоговой сфере, по проезду наобщественном транспорте, по оплате жилья), с учётом ужесточения ответственностивоеннослужащих за административные правонарушения, не разрешило проблемповышения их социально-правового статуса.
2. Увеличение размеров должностных окладоввоеннослужащих до уровня соответствующих размеров должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственныхслужащих принесло реальное увеличение доходов военнослужащих пока всегона уровень, адекватный годовому росту инфляции в Российской Федерации. Сегоднявоеннослужащие по-прежнему являются одной из наиболее социально незащищённыхкатегорий граждан. Будучи ограниченными в ряде прав и свобод, они не должны ущемлятьсяв реализации тех социальных льгот и преимуществ, которые традиционно имгарантировались ранее государством.
3. Особый правовойстатус военнослужащих и специфический характер их деятельности, сопряженной сопасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождениявоенной службы предполагают предоставление данной категории лиц (а в определенныхслучаях – и членам их семей) повышенных социальных гарантий.
4. Практика временного приостановления федеральными законамидействия льгот для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,установленных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусевоеннослужащих», а также осуществлённая с 1 января 2005 года замена льготпрямого действия на социальные гарантии привели к фактическому сужениюгарантированных законом прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.
5. В целях усилениясоциальной защиты военнослужащих на законодательном уровне целесообразно ввестизапрет на приостановление другими федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации прав и социальных гарантийвоеннослужащим.
6. В законодательствеРоссийской Федерации также следует предусмотреть норму, устанавливающую, чтоправовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты,предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусевоеннослужащих, могут быть отменены или снижены федеральными законами толькопутём замены соответствующими компенсационными мерами материального и иныхвидов обеспечения.
7. В целяхисключения существенного различия в доходах военнослужащих, проходящих службу вцентральном аппарате Минобороны России и в войсках, действие Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 «Вопросы денежногодовольствия военнослужащих» целесообразно распространить на всехвоеннослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Переходстраны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, содной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложныхсоциально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный ростнапряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемывоеннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мерпо: изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей,закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальнойработы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциалане только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этойспецифической группы населения, но и нетрадиционных форм оказания социальнойпомощи членам семьи военнослужащего.
Гармонизациявзаимодействия клиентов военно-социальной работы с социальной военной средой, сконкретным воинским социумом предполагает определенный, достаточно высокийуровень культуры и клиента, и окружающей его среды, и организации самой этойработы. Следовательно, организаторами военно-социальной работы должны бытьпрофессионально подготовленные специалисты, соответствующие в полной меретребованиям профессионально-этического стандарта применительно к этой категорииработников.
С другойстороны, развитие военно-социальной работы требует затраты определенных сил исредств для реализации эстетических требований к ее организации. Энтузиазм военно-социальныхработников, способных функционировать в разных условиях, является важным, нодалеко не единственным или самодостаточным фактором.
Наконец,уровень развития военно-социальной работы, состояние ее инфраструктуры являетсябезусловным критерием культуры любого военного руководителя в том или иномсоциуме, отражающим степень понимания и практической реализации им требованийкак социальной политики и социального законодательства, так и требованийповседневной жизни.
Можно сделать вывод, что целью военно-социальнойработы является гармонизация взаимодействия человека и социальной военнойсреды, конкретного воинского социума. Принципиально важным являетсяакцентирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, чтоне только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военнаясреда или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого видасоциальной деятельности. Именно взаимосвязь человека и социальной военной средыобусловливает три основных особенности этики военно-социальной работы, а,следовательно, и потребности в соответствующих специалистах.
Первая задача- организация и осуществление воздействий на человека в целях его социализациив военной среде, обеспечение вхождения в конкретный воинский социум. Эта задачапредполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников,специализирующихся на включении человека в воинский социум.
Вторая задача- совершенствование социальной военной среды (и, естественно, конкретноговоинского социума) в интересах человека. Данная задача обусловливает подготовкуразнопрофильных военно-социальных работников, специализирующихся напреобразовании социальных отношений в воинском социуме.
Третья задачавоенно-социальной работы — оптимизация взаимодействия человека и социальнойвоенной среды, того или иного воинского социума; она предполагает подготовкуразнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся нагармонизации взаимодействия клиентов и социальной военной среды.
Характеризуя цельи задачи военно-социальной работы, необходимо отметить, что, во-первых, цель внекоторой степени совпадает с формулировкой третьей задачи (однако неотождествляется в силу различия сущности оптимизации и гармонизации). Такоесовпадение обусловлено как триединством ее объекта, в качестве котороговыступают конкретный человек и социальная военная среда, воинский социум, так иособой ролью их взаимодействия, т.е. сущностью самой военно-социальной работы.
Во-вторых,цель и задачи военно-социальной работы отражают ее педагогическуюнаправленность, что характерно именно для российского опыта развития социальнойработы в целом. Социально-педагогический компонент военно-социальной работыобусловливает необходимость формирования двух типов специалистов: социальныхпедагогов и социальных работников, между которыми имеются как общие черты, таки значительные различия.
В-третьих,задачи военно-социальной работы предопределяют недостаточность только практикисоциальной защиты отдельных категорий населения (дети, инвалиды, пожилые, людив состоянии кризиса и пр.) и реализации отдельных видов социальной помощи(образовательной, медицинской, бытовой, психологической и д.). Это — ведомственный подход, ведущий к распылению сил и средств, дублированию усилийспециалистов различного профиля и приводящий к тому, что обычный человек,находящийся в нормальном состоянии, выводится за рамки клиентов социальнойработы, а ее службы начинают свою работу только тогда, когда он переходит вкатегорию проблемных лиц. Такой подход отражает ориентацию руководителейсоциальной работы на ее кризис-интервентную модель в ущерб моделямкомплексного, профилактическою и превентивного характера.
Наконец,в-четвертых, мультипликаторный характер клиентов военно-социальной работы(военнослужащие; лица, уволенные в запас или отставку; члены их семей) в своюочередь способствует расширению объема цели и задач военно-социальной работы:она призвана обеспечить гармоничное взаимодействие человека не только своенной, но и с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней,своевременного включения бывших военнослужащих и членов их семей вобщегражданскую жизнь.
Списокиспользованных источников
1. Конституция РоссийскойФедерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российскаягазета. – 1993. – 25 декабря.
2. Федеральный закон от 12января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2января 2000 года № 40-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации,1995 г., № 3, ст. 168; 2000 г., № 2, ст. 161; № 19, ст. 2023; 2001 г., № 33,ст. 3427; 2002 г., № 30, ст. 3033; 2003 г., № 19, ст. 1750; 2004 г., № 25, ст.2480; № 35, ст. 3607; 2005 г., № 1 (часть I), ст. 25.
3. Гражданский кодексРоссийской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.: ООО «ТК Велби»,2003. – С. 81.
4. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 30 сентября 1997 г. № 1062 «О совершенствовании порядкаобеспечения жильём военнослужащих и некоторых других категорий граждан» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., № 40, ст. 4582; 2002г., № 30, ст. 3037.
5. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 28 января 1998 г. № 102 «О президентской программе«Государственные жилищные сертификаты» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1998 г., № 5, ст. 567; 1998 г., № 49, ст. 6006; 2001 г., № 22, ст.2214.
6. Военная доктринаРоссийской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 21апреля 2000 г. № 706 // Собрание законодательства Российской Федерации от 24апреля 2000 г., № 17, ст. 1852.
7. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 1 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствиивоеннослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июня2002 г., № 23, ст. 2132; 2004 г., № 41, ст. 4017.
8. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 176 «Об установлении ежемесячнойдоплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» // Красная звезда. – 2005.– 22 февраля.
9. УказПрезидента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 177 «О ежемесячномденежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющихспециальные звания» // Красная звезда. – 2005. – 22 февраля.
10. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 13 декабря 2005 г. № 759 «О повышенииденежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, исотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» // Собраниезаконодательства Российской Федерации от 19 декабря 2005 г., № 51, ст. 5545.
11. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 года № 249 «Одополнительных мерах по обеспечению жильём военнослужащих Вооружённых СилРоссийской Федерации» // Российская газета. – 2006. – 11 мая.
12. БабакинА. Феодальные пережитки поработили армию // Независимое военное обозрение. –2006. – 12 мая.
13. БабакинА., Плугатарев И. Армия теряет доверие к своему руководству // Независимоевоенное обозрение. – 2005. – 28 января.
14. БалашовИ. Народный контроль возвращается? // Красная звезда. – 2006. – 14 февраля.
15. БезнасюкА., Абабков А. Защита прав военнослужащих // Российская юстиция. – 1999. – № 8.– С. 45.
16. БеловВ.К., Фатеев К.В. Судебная практика по применению законодательства о воинскойобязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военныхорганизаций в гражданских правоотношениях. / Серия «Право в Вооружённых Силах –консультант». – М.: За права военнослужащих, 2004.
17. БорисенкоВ. Судебная защита прав военнослужащих // Российская юстиция. – 2000. – № 5. –С. 26.
18. ВерховодовВ.А. Битва на «пайковом поле»: кто прав? // Право в Вооружённых Силах. – 2005.– №. 11.
19. Военно-социальныйпрорыв // Красная звезда. – 2005. – 10 февраля.
20. ГавриловЮ. За квартирой – становись! // Российская газета. – 2005. – № 3732. – 30марта.
21. ГацкоМ.Ф. Правительственная игра в заботу об офицерах (урезание льгот военнослужащимопережает рост их доходов) // Независимое военное обозрение. – 2004. – № 23(383).
22. ГацкоМ.Ф. Социальный статус военнослужащих и проблемы его правового регулирования вРоссийской Федерации. // Материалы международной научной конференции«Социальная роль права: история и перспективы», 27–29 сентября 2002 г. – М.:Издательство МГСУ, 2002.
23. ГацкоМ.Ф. Проблемы правового регулирования статуса военнослужащих и интересы военнойбезопасности России // Материалы II научно-практической конференции «Проблемывнутренней безопасности России в XXI веке». Научный ред. А.А. Прохожев. – М.: РАГС;ЗАО «ЭДАКС-ПАК»; РОО «Центр политической информации», 2003. – С. 136 – 142.
24. ГацкоМ.Ф. Монетизация системы социальных льгот военнослужащих и ветеранов военнойслужбы // Материалы круглого стола «Монетизация социальных льгот в стратегиисоциальной защиты». – М.: Издательство РГСУ, 2005.
25. ГацкоМ.Ф. Правительственная ревизия системы социальных льгот военнослужащих иветеранов военной службы // Новое в российском и международном праве. Сборникнаучных трудов под ред. С. А. Глотова. Вып. 4. – М.: РГСУ, 2005. – С. 75 – 87.
26. ГацкоМ.Ф. Компенсация: взамен вещевого имущества и продовольственного пайка // Армейскийсборник. – № 7 (133). – Июль 2005. – С. 54 – 55.
27. ГацкоМ.Ф. Современные проблемы правового регулирования вещевого обеспечениявоеннослужащих // Право в Вооружённых Силах. – 2006. – № 4. – С. 34 – 39.
28. ГацкоМ.Ф. Проблемы реализации социальных гарантий военнослужащих и интересы военнойбезопасности России // Материалы V Международного социального конгресса «Социальнаямодернизация России: итоги, уроки, перспективы». 25 – 26 ноября 2005 г. в 2-хтомах. – М.: Издательство РГСУ «Союз», 2005. – Т.1. – С. 269 – 270.
29. ГацкоМ.Ф. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих //Стратегическая стабильность. – 2005. – № 2 (31). – С. 39 – 44.
30. ГафутулинН. Служится легко под крышей дома своего // Красная звезда. – 2006. – 31 марта.
31. ДенисовВ. Офсайд для военных пенсионеров // Красная звезда. – 2005. – 28 января.
32. ЗемлинА.И., Сливков А.С. Порядок индексации пенсий за выслугу лет, назначаемыхгражданам, уволенным с военной службы // Право в Вооружённых Силах. – 2005. – №12.
33. ЗубковВ.А. Проблемы социальной и правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных своенной службы, и членов их семей [Электронный ресурс] // – М.: Сетевой журнал «Военное право», 2006. – Режим доступа:voenpravo.km.ru/view/a63DA9EE1DA9B464AAA16D4F7D21AE258.htm.
34. ИвановС.Б. Актуальные задачи развития Вооружённых Сил Российской Федерации. – М.:Воениздат, 2003.
35. ИвановС.Б. О состоянии воинской дисциплины в Вооружённых Силах и мерах по ееукреплению. Выступление заместителя председателя Правительства РоссийскойФедерации – Министра обороны 15 февраля 2006 г. на заседании ГосударственнойДумы в рамках «правительственного часа» // Красная звезда. – 2006. – 18 февраля.
36. ИвановВ., Плугатарёв И. Армия не доверяет власти, а власть армии (Миноборонызасекретило данные социологических опросов, свидетельствующих о 80-процентнойнелояльности офицерского корпуса к нынешней власти) // Независимое военноеобозрение. – 2005. – 15 апреля.
37. КорякинВ. М. Приостановление действия отдельных положений законодательства осоциальной защите военнослужащих: правовое содержание и правовые последствия //Право в Вооружённых Силах. – 2004. – № 7.
38. КорякинВ.М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военнойслужбы, и членов их семей / Серия «Право в Вооружённых Силах – консультант». –М.: За права военнослужащих, 2005.
39. Куделина Л.К. Нам прибавили 75 миллиардов(Интервью начальника Службы экономики и финансов Министерства обороныРоссийской Федерации) // Красная звезда. – 2005. – 1 февраля.
40. КуделинаЛ.К. Интервью «Российской газете»: приказ для финансового генерала //Российская газета. – 2006. – 18 мая. – №. 4069.
41. МухинВ. Пайковой дисбаланс // Независимое военное обозрение. – 2006. – 25 августа.
42. МясниковВ. На высоте в армии – воровство // Независимое военное обозрение. – 2006. – 19мая.
43. ОрловВ.Н. О проблемах пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, иих семей // Право в Вооружённых Силах. – 2004. – № 12. – С. 13–20.
44. ПанковН.А. Доклад «Принимаемые Министерством обороны Российской Федерации меры поукреплению воинской дисциплины и правопорядка в армии и на флоте, направлениядальнейшей деятельности» [Электронный ресурс] // – М.: Сайт Минобороны России, 2006. – Режим доступа: www.mil.ru.
45. ПетроченковА.Я., Украинцев П.Н., Военные суды в единой судебной системе России // Право вВооружённых Силах. – 2004. – № 12.
46. ПлугатарёвИ. Победа запланирована на 2008 год: Минобороны разворачивает новое наступлениена жилищном фронте // Независимое военное обозрение. – 2005. – 2 декабря.
47. СвиридовН. Жилищная пятилетка: к2010 году в Министерстве обороны России не останется бесквартирных офицеров //Военно-промышленный курьер. – 2005. – № 37 (104). – 05 – 11 октября.
48. СвиридовН. Жилищная пятилетка // Военно-промышленный курьер. – 2005. – 05–11октября. – №37.
49. СливковА.С. Правовое регулирование денежного довольствия военнослужащих: современноесостояние и перспективы развития // Российский военно-правовой сборник. – № 1.– апрель 2004 г.
50. СоловьёвВ. Верхушке Минобороны плевать на правосудие // Независимое военное обозрение.– 2005. – 27 мая.
51. Смысл жизни – служение Родине: в этом убеждаютсоциологические исследования // Красная звезда. – 2006. – 6 апреля.
52. Статус военнослужащих сегодня и в перспективе:денежное довольствие, льготы, жилье, пенсии. / Под ред. Л.К. Куделиной.//Библиотечка «Российской назеты». –2002. –Вып.12-13.-304с.
53. Технологиясоциальной работы. / Под ред. Е.И. Холостовой. –М.: ИНФРА-М, 2002. –400с.