Тема:Социология трудовой деятельности.
Содержание:
стр
Введение........................................................................................................2
Чтоизучает социология труда…………………………………………….3
Основныепроблемы социологии труда………………………………….4
Структураи функции труда………..…………..…………………………6
Динамикатрудового процесса.....…………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………11
Источники…………………………………………………………………..12
Введение
Основным и вечным естественнымусловием существования человеческой жизни является труд. Онвыступает именно таким условием, потому что представляет собойцелесообразную деятельность, в процессе которой люди при помощиорудий труда воздействуют на природу и используют ее в целяхсоздания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Вследствие этого труд оказывается фундаментальным социальнымфактором и определяет все жизненные отправления общества на всех историческихэтапах его развития. Именно им обусловлены экономическая деятельность исоциальная структура общества, механизмы власти, господства и подчинения,факторы социализации личности (семья, школа,трудовой коллектив и др.) и культура, а более всего — образ жизни людей и уровень их благополучия. Недаромведь гениальный писатель и знатокчеловеческих душ – Лев Николаевич Толстой подчеркивал: «Труд- великийдвигатель человеческой природы: он единственныйисточник земного счастья и добродетели».
Социально-экономическийуклад нашего общества претерпевает сегодня фундаментальные изменения. И в этойсвязи закономерно усиливается интерес к тому, как люди относятся к своемутруду.
Задача данной работы состоитв том, чтобы показать основные проблемы социологии труда, а так же типы ценностно-нормативныхи ценностно-мотивационных образований, регулирующих трудовую деятельностьнаселения, — то есть, те, которые задаются официальной идеологией общества, ите, что характеризуют массовые установки людей относительно важности для нихтруда в целом и отдельных его сторон.
Что изучает социология труда.
Проблематика трудовой деятельностичеловека всегда занимала центральное место во всей многогранной жизнедеятельностиобщества, и возникла одновременно со становлением социологии в качестве самостоятельной науки. Проблематике труда уделяли много внимания иКонт, и Дюркгейм и Маркс, Вебер и всеосновные создатели социологии: онаже занимает одно из центральных мест в современной социологической науке.
Как и любая другая наука, социологиятруда имеет свою предметную область, которую составляет социологическийанализ процессов трудовой деятельности и отношений, возникающих в ходе ееразвертывания между включенными в трудовой процесс людьми.Такой анализ является не одномерным, а многомерным,включает в себя множество взаимосвязанных компонентов. Основные изних сводятся к следующему: [1: 44]
1. Выяснениеотношения индивидов и социальных групп к труду и в процессе труда.
2. Изучение особенностей взаимодействия отдельныхличностей и социально-демографических групп в процессах трудовой деятельности,в том числе их интеграции, дифференциации, кооперации и т.п.
3. Определениеотношения общества к труду как к специфической ценности, которая сама способнасоздавать все новые и новые ценности.
4. Выяснениеоценки обществом труда в его количественных
и качественных характеристиках, включая производительность труда, формы ивеличину заработной платы, ее место в совокупном доходе индивидов, групп ивсего населения страны в целом.
5. Исследование сущности и роли организации труда, ее
различных форм.
6. Изучениеситуации, складывающейся на рынке труда, в частности, мотивации трудовойдеятельности, ее стимулирования, из
меняющегося соотношения численности работающих и неработающих, безработных ит.п.
7. Определениенаправлений, путей и средств социальной защиты трудящихся, в том числе и послевыхода их из сферы трудовой деятельности (пенсионеры, безработные, временно неработающие, инвалиды и т.п.).
Таким образом, социология труда является нетолько теоретической наукой, толкующей причины и следствия, но и прикладнойобщественной дисциплиной.
Подобный подход к определению предметаисследования социологии труда предполагает выделение следующих основныхобластей: изменение содержания и характера труда, социальная импликация такихизменений, трудовая среда и положение человека, человеческий фактор (рабочаясила), право на труд, занятость и безработица, профессиональная подготовка(трудовая квалификация), организация и использование рабочего и внерабочего(особенно свободного) времени, культура труда, влияние внерабочего образа жизнина трудовую деятельность, социологический аспект организации труда (трудовыхгрупп), конфликты в трудовых коллективах.
Подробнее рассмотрим некоторые из этихпроблем.
Основныепроблемы социологии труда.
Прежде всего, предметом исследованиясоциологии труда является человеческий фактор (рабочая сила). Это возрастнаяи профессиональная структура рабочей силы, возможности трудоустройства, т.е.осуществления права на труд, а также безработицу; система профессиональногообучения специальностям, т.е. получения квалификации для выполнения отдельныхопераций и заданий в трудовых процессах, диктуемых требованияминаучно-технологической революции.
Важная область изучения — трудовыеотношения. Они начинаются с момента включения человека в трудовой процесс ирегулируются, как и общественные отношения, нормами закона, цель которых нетолько определить условия, обеспечивающие беспрепятственное выполнение трудовыхпроцессов, но и защитить права трудящихся. Правовые нормы, регулирующиетрудовые отношения, являются важным фактором, определяющим положение человека втрудовой среде, и одновременно выполняют важную социальную функцию государства.[2.]
Стремясь определить закономерностиобщественных отношений и положение человека в трудовой среде, социология трудаизучает также культуру труда. Под трудовой культурой следует пониматьряд мероприятий, направленных на создание рабочей среды, соответствующейчеловеческой натуре и развитию у участников трудового процесса эстетическогочутья, как в отношении к трудовой среде, так в отношении и к выпускаемойпродукции.
Социология труда изучает и способиспользования рабочего времени. В обществе большое значение имеетуменьшение количества рабочих дней в неделе, организация рабочего времени втечение рабочего дня и отношение участников трудового процесса к использованиюрабочего времени. Наряду с этим социология труда изучает и формыиспользования внерабочего времени. Это важно потому, что от способа использованиявнерабочего времени зависит то, как человек будет использовать рабочее время. Врамках внерабочего времени социология труда особое внимание уделяет изучениюсвободного времени, которое представляет собой вид существования, добровольновыбранного в качестве наилучшего способа самореализации своего «Я».
В круг интересов социологии трудавходит изучение трудовой морали и видов ответственности в трудовыхгруппах. Под трудовой моралью подразумевается набор норм поведения человека впроцессе труда, основанных на общем понимании положения и значения труда вданном обществе. Кроме всего прочего, социология труда изучает и причиныпоявления основных противоречий в формальной и неформальной организациирабочих групп, формы их проявления и возможные способы их согласования и(или) решения. А именно – в формах организации труда существуют и будутсуществовать дифференцированные, противоположные интересы, которые не толькообусловлены многими общественно историческими причинами, но часто являются иособенностью личности. В неустойчивых условиях проявление интересов,конфликтных ситуаций и их согласование становится специфическим.
Таким образом, социология труда, должнаслужить теоретической основой для общественной практики на микро и макроуровнях.Необходимо согласование общественных потребностей в экономически рациональномразвитии производительных сил с общественными и цивилизационными подходами, сгуманизацией положения человека в трудовой среде. [4.63]
Структураи функции труда.
Труд как сложный социальный процессобладает определенной структурой. Ее основные компоненты таковы: [1.46]
Предметы труда — этовещества природы, на которое человек воздействует при помощи средств труда.Например, земля есть предмет труда, а плуг или трактор, используемые в сельскомхозяйстве, — это средства труда. Средства труда подразделяются на:
а) сырье (необработанное вещество, например, каменный уголь);
б) полуфабрикат (частично обработанный материал); в) естест
венные (находимые человеком в самой природе, например, нефть):
г) искусственные (не имеющиеся в природе, но изготавливаемые
человеком, например, химические волокна).
Средства труда — вещь илисовокупность вещей, которые
человек помещает между собой и предметом труда, чтобы получить в
процессе трудовой деятельности нужный ему продукт. Сюда входят:
а) орудия труда (машины, станки,инструменты и т.п.);
б) всеобщие материальные условиятруда (здания, сооружения, автомобили, железные дороги, средства связи ит.п.).
Продукт труда — это получившее окончательную обработку вещество природы, превращенное трудовойдеятельностью в за
конченную вещь, будь то стул, стол, костюм, машина и т.п.
Существенное значение в социологиипридается содержанию труда, которое представляет собойсовокупность определенных трудовых функций, обусловленных предметом исредствами труда, технологией производства, его организацией и мастерствомработников. Содержание труда воплощает в себе функции в трудовом процессе — исполнительские, управленческие, наблюдения, наладки оборудования, регистрации,контроля и т.д. Оно отражает особенности соединения работника со средствамипроизводства, определяемые уровнем развития производительных сил, главнымзвеном которых является человек, совершающий трудовую деятельность.
Характер трудаобусловливается целями общественного производства, господствующими в обществеотношениями собственности, свойственной ему социально-экономической системой.В условиях рабовладельческой и феодальной социально-экономических систем трудносит принудительный характер, причем господствующим здесь являетсявнеэкономическое принуждение. В условиях индустриального обществакапиталистического типа труд приобретает юридически свободный характер, однакоэлементы принуждения здесь сохраняются, приобретая силу экономическогодавления на работника. Дело в том, что работник, лишенный собственности насредства производства, оказывается вынужденным продавать свою рабочую силу нарынке труда, чтобы посредством участия в трудовой деятельности обеспечить себяи свою семью необходимыми средствами существования. Таким образом, принуждениек труду сохраняется и в этом обществе, но оно приобретает иной, а именно-экономическийхарактер, обеспечивающий экономически стимулируемый, но юридическидобровольный приток носителей и продавцов рабочей силы на рынок труда.
/>/>Важное значение всоциологии имеет выяснение функций, выполненных человеком в процессе труда, ифункций самого труда как специфически человеческой деятельности. Основные функциитруда таковы:
ü создавать условия исредства жизни человека;
ü развивать человекакак социальное существо, как личность;
ü приносить удовлетворение человеческой потребности в
деятельности;
ü приноситьудовлетворение (неудовлетворение) общением в
процессе труда с другими людьми.
Какие же функции выполняетчеловек, включенный в процесс трудовой деятельности? Таких функций много, нонаиболее существенные из них состоят в следующем: [1.46]
1. Человекв процессе труда достигает его основную цель – создание определенного продукта труда,а это предполагает распределение трудовых функций между станочниками,наладчиками, инженерами, менеджерами и т.п.
2. Впроцессе труда человек осуществляет простое обслуживание производственнойдеятельности – перемещение, транспортировку, перемещение средств, предметов ипродуктов труда, вспомогательные работы (уборку помещений, например).
3. Впроцессе труда осуществляется и сложное обслуживание
производственной деятельности — ремонтные работы, наладка машин и механизмов идр.
4. Важнойфункцией является непосредственная организация
и руководство трудовой деятельностью, которые осуществляют
мастер цеха, начальник смены, руководитель лаборатории и т.д.
5. Существенное значение имеет обслуживание процессов
управления трудовой деятельностью, которое осуществляют специалистыэкономической, юридической службы предприятия, отделов снабжения, маркетинга идр.
6. Важнуюроль выполняет разработка научных основ трудовой деятельности, которойпрофессионально занимаются специалисты в области эргономики, физиологии,психологии, социологии труда, менеджмента и т.п.
7. Важнейшейфункцией, выполняемой в процессе трудовой
деятельности, является организация труда. Она включает в себя, разделение труда(его специализацию), кооперацию труда (обеспечение функциональной взаимосвязиработников), распределение работ и осуществление контроля над ними,приведение в действие экономических рычагов, юридических норм и социальныхсанкций, обеспечивающих высокое качество и производительность труда, рационализациюсистемы и структуры управления трудовыми процессами, улучшение условий труда,проектирование и внедрение новых методов и приемов труда, подготовку,переподготовку и повышение квалификации кадров, служебные перемещения взависимости от компетентности работников, эффективности и качества их труда.
Динамика трудового процесса
Основными мотивами трудового поведениявыступают потребности, установки, ценностные ориентации личности, еефункциональные состояния, а также внешние побуждения – стимулы, которые подразделяютсяна материальные и моральные. Важными мотиваторами активного трудовогоповедения, кроме перечисленных факторов, являются ожидание достижения впроцессе труда значимой цели и удовлетворенность трудом. В наше время, сталоочевидным, что, наиболее эффективная мотивация труда осуществляется тогда,когда люди уверены, что их усилия позволят им достичь цели, приведут кжелаемому вознаграждению, приведут не только к удовлетворению потребностей(физиологических — в еде, воде, отдыхе и др.; социальных — в социальных связях,идентификации личности, в самоуважении и др.), но и принесут удовлетворенностьсамим процессом труда и его результатами. [4.44]
Глубокий экономический,социальный и духовный кризис в Беларуси как и в других странах СНГ, начавшийсяс резкого спада подъемов и темпов производства в 1992 г. и продолжающийся досих пор привел к резкому ухудшению условий и содержания труда, к снижениюразмеров его вознаграждения. В результате этого численность занятого населениясократилась во всех отраслях материального производства, кроме торговли. Внепроизводственных отраслях численность занятых несколько увеличилась за счетприроста количества работающих в жилищно-коммунальном хозяйстве,здравоохранении, кредитовании и страховании, управлении. В то же время почтивдвое сократилась численность работающих в науке и научном обслуживании, наодну треть – в искусстве.[1. 51]
Такие негативные сдвиги при ихдальнейшем сохранении неизбежно принесут огромный, может быть даженевосполнимый, урон интеллектуальному потенциалу нации, ее образованию икультуре.
В тесной связи с этими и другимитенденциями находится создание рынка труда. Создание и развитие рынка рабочейсилы, наряду с финансовым, товарным, информационным и другими его вилами,-неотъемлемая часть процесса становления рыночной экономики. Рынок трудапризван выполнять несколько взаимосвязанных задач, основными из которыхявляются осуществление связи производства и потребления, обеспечениематериальных стимулов, качества и общественной полезности, регулированиетрудовых ресурсов по различным отраслям народного хозяйства. Именно рыноксоздает реальную возможность соразмерять результаты труда и вознаграждениеработника в соответствии с этими результатами. В большинстве случаев (если речьидет, разумеется, о нормальном, а не кризисном состоянии экономики) хорошовознаграждается интенсивный и высокоэффективный труд. Естественно, чтоприспособление к такой системе ставит очень непростые задачи перед работником,включенным в рыночные отношения, где почти всегда в проигрыше оказываются менееквалифицированные, менее старательные, не инициативные. Эти работники, а так жепожилые и не вполне здоровые люди первыми, и сполна, могут почувствовать насебе сложности становления рыночного хозяйства. Они же последними ощутятпреимущества такой организации общественной жизни, при которой право на трудобеспечивается не государственной гарантией, сколько способностями, квали/>/>фикацией,стараниями, прилежанием работника. Сложность ситуации усугубляется еще и тем,что свобода распоряжаться собой у членов общества возрастает, а спрос на труд,особенно неквалифицированный, падает. [1 .53]
Переход к рынку, начавшийсяпосле развала советской системы, по природе своей является процессомвероятностным, а, значит, содержит в себе довольно ощутимые элементы риска.Рынок труда не составляет исключения, а самым существенным элементом рисказдесь является опасность в поисках лучшей и более высокооплачиваемой работыпотерять ту, которая есть. Разумеется, если все люди будут придерживатьсягарантированной работы, а ее может предоставить только государство, тоникакого рынка труда создать будет невозможно, а потому и не для кого станетпроизводить разгосударствление и приватизацию собственности.
Когда мы говорим о становлении рынкатруда, то имеем в виду важнейшие социально-психологические механизмы (наряду сэкоомическими) этого многогранного процесса. Наиболее сильнодействующий из нихсоставляют стремление человека к максимальному применению своей способности ктруду и соответствие оплате, поиск подходящего места работы, готовность вызватьконкуренцию за более выгодное рабочее место и готовность рисковать. Независимыесоциологические опросы показывают, что в нынешних условиях только четверо издесяти трудоспособных людей готовы на риск потерять работу ради более высокойоценки и оплаты труда на другом рабочем месте, а более половины предпочитаютгарантированную работу, пусть и при невысокой заработной плате. К тому жесегодня «рискоготовность» не получает достаточного развития,поскольку в условиях экономического и социально-политического кризисау большинства населения резко снизились мотивация к труду и роль его вжизнеобеспечении и переоценка отношения. [1.54] Таким образом, важнейшее значение приобретает повышение эффективностипроизводства, рост рентабельности, прибыльности, повышение качества,конкурентоспособности продукции и как следствие всего этого — рост реальныхдоходов населения. Такая ориентированность развития экономической сферы даствозможность повысить социальную значимость труда в нашем обществе, усилитьсоциально-экономические механизмы его мотивации и стимулирования, поставитьоплату труда в зависимость от квалификации работников и качества выполняемыхими работ. Тем самым труд превратится в основное мерило человеческогодостоинства.
Заключение
В настоящее время, очевидно, что наиболееэффективная мотивация труда осуществляется тогда, когда люди уверены, что ихусилия позволят им достичь цели, приведут к желаемому вознаграждению, приведутне только к удовлетворению потребностей (физиологических — в еде, воде, отдыхеи др.; социальных — в социальных связях, идентификации личности, в самоуважениии др.), но и принесут удовлетворенность самим процессом труда и егорезультатами.
В данной работе приведены основные терминыи понятия применяемые в социологи труда, показаны основные явления в связи вреформированием рынка труда. Наиболее важным из них, является стремлениечеловека к максимальному применению своей способности к труду и соответствиеоплате, поиск подходящего места работы, готовность вызвать конкуренцию заболее выгодное рабочее место и готовность рисковать. Независимые социологическиеопросы показывают, что в нынешних условиях только четверо из десятитрудоспособных людей готовы на риск потерять работу ради более высокой оценки иоплаты труда на другом рабочем месте, а более половины предпочитаютгарантированную работу, пусть и при невысокой заработной плате. К тому жесегодня «рискоготовность» не получает достаточного развития, посколькув условиях экономического и социально-политического кризиса убольшинства населения резко снизились мотивация к труду и роль его вжизнеобеспечении и переоценка отношения.
Источники
1. Бабосов Е. М. Общая социология. Мн: Тетра-Системс.2002 г
2. Кравченко А. И. Щербина Н. Проблемысоциологии труда. Российская Академия Наук Институт Социологии. М: 1995г.
3. Кравченко А. И. Прикладная социология именеджмент: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
4. Маркович. Д. О предмете и задачах социологиитруда.// Экономическая социология, с. 63 – 65. 1996.