Реферат по предмету "Социология"


Социология как наука, ее место в системе наук об обществе

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫ ПРИ ПРИЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАОСТВЕННОЙСЛУЖБЫ ФИЛИАЛ В г. РЫБИНСКЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ «Социология»
ТЕМА:
«Социология как наука, ееместо в системе наук об обществе»
Выполнила студентка
Куличкова МаринаВалентиновна
Преподаватель ВасильеваЕ.О.
Рыбинск, 2010

Содержание
Введение
1. Социология как наука
1.1 Предмет социологии
1.2 Метод социологии
1.3 Структурасоциологического знания
1.4 Функции социологии всовременном мире
1.5 Основные принципынаучного исследования, реализуемые в социологии
2. Место социологии всистеме наук об обществе
2.1 Социология исоциальная философия
2.2 Социология и история
2.3 Социология ипсихология
2.4 Социология и политическаяэкономия
2.5 Социология и политическиенауки
2.6 Социология и правовыенауки
2.7 Социология и этика,эстетика
2.8 Социология и экология,медицина
2.9 Социология иестественные, точные науки
2.10 Социология имеждисциплинарные науки
Заключение
Литература

Введение
Социологиясегодня– признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессыво всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась вшироко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее какпредставления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности,так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности,конкретности социальных идей и теорий.
В обыденномсознании социология ассоциируется с опросами общественного мнения ипредвыборными прогнозами, которые редко сбываются. Средства массовой информациис необыкновенной легкостью оперируют данными так называемых «социологическихисследований». Ставшие в последнее время особенно популярными опросы населения,выясняющие мнения людей по различным вопросам, не столько прибавляютпопулярности социологии, сколько создают о ней ложное впечатление.
На самом жеделе социология – это серьезная наука. Даже при изучении социологии в ВУЗах,далеко не всегда можно разглядеть за академической сухостью учебников, сложнымязыком изложения, облекающим самые простые понятия в псевдонаучнуютерминологию, живое содержание этой науки, ее направленность на решениеактуальных жизненных проблем.
Социологическоезнание –это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальныепоследствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшатьвозможность ошибок. Имея прямой выход на все виды человеческой деятельности,социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности,проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации.
Происходящиев последнее время глубокие перемены в российском обществе предъявляют все болеевысокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни.Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему социальныхсвязей, взаимодействий и отношений индивидов и их групп. Каждый индивид включенв различные группы и в своей жизнедеятельности зависит от отношения и поведениядругих людей. Эффективное функционирование человека в обществе требует знаниязаконов и закономерностей, которые носят название социальных. Конечно, успехаможно добиться и без специальной подготовки, основываясь на жизненном опыте, наобыденности знаний об окружающем нас мире людей, т.к. приобретение таких знанийтребует, во-первых, много времени, во-вторых, чревато серьезныминеприятностями, ибо приобретается методом проб и ошибок. Вот поэтому информацияо том, как складываются и влияют на нашу жизнь социальные нормы, связи иотношения, по которым строится и функционирует современное общество, имееттакую же значимость, как карта для путешественника.
Чтобы понять,что такое социология как самостоятельная область человеческого знания, определимв первую очередь ее предмет и метод.

1. Социологиякак наука
1.1 Предметсоциологии
Представленияо предмете социологии менялись на протяжении всей истории ее существования.Название этой науки было предложено французским ученым Огюстом Контом в 1838 г.Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas – общество и греч. logos — теория, учение) — учение об обществе. Неопределенность предмета социологии была связана,во-первых, с изменением представлений об объекте науки, поскольку социология в разныхстранах формировалась и развивалась в различных общественных условиях, чтопредопределяло «социальный заказ», т.е. спрос на исследование вполнеопределенных сторон социальной действительности; во-вторых, с развитием новыхпарадигм и изменением общих методических принципов социологическогоисследования. Поэтому прежде чем рассматривать, как социология определяет свойпредмет, следует выяснить, что является объектом исследования социологии.
Объектомсоциологического познания является общество. Но выделения понятия «общество» вкачестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Обществоявляется объектом изучения всех общественных и гуманитарных наук. То же самоеможно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к пониманию научногостатуса социологии лежит в различии ее объекта и предмета.
Объектпознания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, чтопротивостоит ему в качестве объективно реальности. Отличие различных наук другот друга состоит в том, что даже на одном объекте они исследуют своиспецифические законы и закономерности, которым подчинено развитие ифункционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование, и развитиеобщества определяется требованиями экономических, социальных, демографических,психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметомсоответствующих наук. У каждой из них есть свой участок, круг проблем,изучаемых именно этими науками, т.е. предмет.
Обычно,согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знаниявыделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу такихявлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальныеорганизации, системы социального действия, социальные группы и общности,социальные процессы и социальная жизнь.
И хотя вопросо предмете социологии до сих пор остается нерешенным, его определяющимсвойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей иотношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения вкаждом конкретном социальном объекте всегда организованы определенным образом,постольку объект социологии выступает как целостная система. Задачей социологииявляется типологизация этих систем, исследование связей и отношений каждогосоциального объекта на уровне закономерностей и целенаправленное управлениеповедением людей. Итак, понятия социального, социальных явлений и процессов,социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными дляпонимания предмета социологии, а социальных закономерностей – для понимания егосущности. Социальная закономерность – объективно существующая, повторяющаясясвязь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитиеобщества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.
Центральнойкатегорией социологии является – социальное явление, т.е. совокупность тех илииных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми иобщностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях,проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, кявлениям и процессам общественной жизни. Иначе говоря, это проявлениеобщественных отношений на межличностном уровне социального взаимодействия.
Социальное явлениеили процесс возникают тогда, когда поведение одного индивида оказывается подвоздействием другого индивида или их группы (общности) независимо от того,присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессевзаимодействия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому,что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальныхкачеств. Итак, социальное, являясь результатом взаимодействий, отражающим ихсодержание и характер, является свойством, внутренне присущим индивидам иобщностям, формирующимся в результате процессов социализации и интеграциичеловека в общество, в общественные отношения.
При этомсоциальное может рассматриваться на нескольких уровнях: на индивидуальномуровне (на уровне взаимодействия между двумя индивидами), на уровнемикросообществ (семья, бригада работников и т.п.), на уровне крупных сообществ(этнические, территориальные и другие общности), на уровне сообществ – обществ(социальный уровень) и на уровне глобального (мирового) сообщества.
1.2. Методсоциологии
Каждая наука,выделяя для себя особую область исследования – свой предмет, вырабатывает исвой специфический способ его познания – свой метод, который можно определитькак способ построения и обоснования знания, совокупность приемов, процедур иопераций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Вернаякартина исследуемого явления может быть получена лишь при правильном методепознания.
Метод (от греч.methodos – букв. «путь кчему-либо») – это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследовательпостигает сущность предмета. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а ометодах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном,обобщающем смысле. Таким образом, социологический метод – собирательноепонятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессесоциологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферысоциологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходыприемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании:микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование,свободное интервью или формализированный опрос и т.д.
В самом общемсмысле методы социологии можно объединить в две группы: общенаучные и частно-научные.К общенаучным относятся те методы, которые используются всеми другими науками. Этотакие методы как сравнительный, сравнительно-исторический,структурно-функциональный, критическо-диалектический, генетический, наблюдение,эксперимент и другие. Вполне понятно, что эти методы используются по-своему, сучетом специфики предмета социологии.
Кчастно-научным относят методы, разработанные и используемые именно даннойнаукой. К таким специфическим методам социологии можно отнести опрос,биографический метод, метод социометрии и др.
Одной ихважнейших характеристик метода социологии является опора в изучении социальнойреальности на эмпирическое ее исследование (принцип эмпиризма). В связи с этимможно выделить также методы сбора и анализа информации о социальных фактах. Косновным методам сбора первичной социологической информации можно отнестиопрос, изучение документов, наблюдение и другие, к методам анализа собраннойинформации – описание и классификация, типологизация, системный статистическийанализ и другие.
Самымраспространенным методом сбора первичной информации является опрос, которыйзаключается в устном или письменном обращении к исследуемой совокупностииндивидов (респондентов) с вопросами по исследуемой проблеме.
Различают дваосновных вида опроса: письменный (анкетный) и устный (интервьюирование).
Анкетныйопрос заключается в письменном обращении к респондентам с опросным листом(анкетой), содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов.
Анкетированиеможет быть: очным, когда анкета заполняется в присутствии социолога; заочным(почтовый и телефонный опрос, через опубликование анкет в прессе и др.); индивидуальными групповым (когда социолог работает сразу с целой группойреспондентов).
Составлениюанкеты придается большое значение, поскольку от этого во многом зависитобъективность и полнота полученной информации. Опрашиваемый должен заполнять еесамостоятельно по правилам, указанным в инструкции. Логика расположениявопросов определяется задачами исследования, концептуальной моделью предметаисследования и совокупностью научных гипотез.
Анкетасостоит из четырех частей:
1.     Введение знакомит опрашиваемого ссодержанием анкеты, дает информацию о цели исследования и правилах заполненияанкеты;
2.     Информационнаячасть включает содержательные вопросы.
Вопросы могутбыть закрытыми, предлагающими выбор одного из представленного перечнявопросов и открытыми, на которые респондент формирует ответ сам.
Различаюттакже вопросы-фильтры, предназначенные для выделения лиц, которымадресуются специальные вопросы, и контрольные вопросы, задаваемые с цельюпроверки полноты и точности ответов на другие вопросы.
Вопросыследует располагать с нарастанием степени трудности.
Эта частьанкеты состоит, как правило, из содержательных блоков, посвященных какой-либоодной теме. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы ставят в начале каждогоблока.
3.     Классификационнаячасть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведенияо респондентах (например, пол, возраст, профессия и т.д.)
4.     Заключительнаячасть содержит выражение благодарности опрашиваемому за участие висследовании.
Второй видопроса – интервьюирование (от англ. inter-view – беседа, встреча, обмен мнениями). Интервью –метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специальнообученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентомустно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.
Существуетнесколько видов интервью: стандартизированное (формализованное), прикотором используется опросный лист с четко определенным порядком иформулировками вопросов с целью получения максимально сопоставленных данных,собранных разными интервьюерами; интервью ненаправленное (свободное), нерегламентированное темой и формой беседы; интервью личное и групповое; полуформализованное;опосредованное и др.
Еще однимвидом опроса является экспертный опрос, в котором в качестве респондентоввыступают эксперты-специалисты в какой-нибудь деятельности.
Следующийважный метод сбора информации – наблюдение. Это метод сбора первичнойинформации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений ипроцессов, проходящих в определенных условиях. При проведении наблюденияиспользуются различные формы и приемы регистрации: бланк или дневникнаблюдений, фото-, кино-, видеоаппаратура и т.п. При этом социолог регистрируетколичество проявлений поведенческих реакций (например, возгласы одобрения инеодобрения, вопросы к докладчику и т.п.). Различают включенное наблюдение,при котором исследователь получает информацию, будучи действительным участникомизучаемой группы, в процессе определенной деятельности, и невключенное,при котором исследователь получает информацию, находясь вне группы и групповойдеятельности; наблюдение полевое и лабораторное(экспериментальное); стандартизированное и нестандартизированное;систематическое и случайное.
Первичнуюсоциологическую информацию можно также получить, анализируя документы. Анализдокументов — метод сбора первичных данных, при котором документы используются вкачестве главного источника информации. В качестве документов выступаютофициальные и неофициальные документы, личные документы, дневники, письма,пресса, литература и т.д., выступающие в виде письменных, печатных записей,записи на кино- и фотопленке и т.д. Разработаны методы качественного и количественногоанализа документов. Среди них можно отметить биографический метод, или методанализа личных документов, и контент-анализ, представляющий собойформализованный метод исследования содержания устойчиво повторяющихся смысловыхединиц текста (названий, понятий, имен, суждений и др.)
Огромноечисло социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малыхгруппах (бригадах, семьях, отделах фирм и др.). При изучении малых групписпользуются различные исследования малых групп с помощью описания системымежличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос поповоду наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместнойдеятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспроизводятсяи оцениваются людьми, запоминающими различное положение индивидов в даннойгруппе. На основе полученных данных строятся социограммы, в которых отражено«субъективное измерение» отношений в группе. Этот метод был предложенамериканским социальным психологом Дж. Морено и называется социометрия.
И последнийметод сбора данных — эксперимент — метод изучения социальных явлений ипроцессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объектапод воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии спрограммой и практическими целями исследования. Может проводиться натурный (илиполевой) эксперимент, предполагающий вмешательство экспериментатора в естественныйход событий, и мысленный эксперимент — манипулирование с информацией о реальныхобъектах без вмешательства в действительный ход событий.
Разработкапрограммы исследования завершается составлением рабочего плана исследования,составляющего организационный раздел программ. Рабочий план содержиткалендарные сроки исследования (сетевой график), обеспечение материальными илюдскими ресурсами, порядок обеспечения пилотажного исследования, методикисбора первичных данных, порядок и обеспечение полевого наблюдения, иобеспечение подготовок к обработке и обработки первичных данных, а также иханализ, интерпретацию и изложение результатов.
Составлениемрабочего плана завершается первый (подготовительный) этап исследования иначинается второй — основной (полевой), содержанием которого является сборпервичной социальной информации.
1.3 Структурасоциологического знания
Социологическоезнание неоднородно и имеет свою достаточно сложную многоуровневую структуру.Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях:фундаментальном и прикладном.
Основаниемдля выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях изадачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: прикладноеисследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач,фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработкунаучных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявлениеуниверсальных взаимозависимостей и закономерностей.
Выделяют двавзаимосвязанных уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическаясоциология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений,разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремиться ответитьна вопрос: «что и как изучается?». Практическое оформление теоретическаясоциология находит в общей социологической теории (общей социологии). Онавключает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предметесоциологии, теорию массового социального поведения, теорию социальныхизменений, методологию.
Прикладнаясоциология ставит задачу поиска средства для достижения определенныхпрактических целей, путей и способов использования познанных теоретическойсоциологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей). Она отвечает навопрос: «для чего изучается?».
Эмпирическоеисследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладнойсоциологии. Если его целью является построение теории, то оно относится кфундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций –к прикладной социологии.
Связь междутеоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднегоуровня. Теории среднего уровня – понятие, введенное американским социологомРобертом Мертоном в 1947 г. для обозначения научных построений, призванныхвыступить в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией иэмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающиезакономерности функционирования и развития человека, социальных общностей иинститутов в отдельных сферах общественной жизни.
Теориисреднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей:
1.     междуобществом и данной сферой общественной жизни;
2.     внутренниевзаимосвязи и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни.
Функциональноэти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов,общностей и институтов, т.е. используются как методологическая основаконкретных социологических исследований.
В настоящеевремя существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условноразделить на три группы:
1.     теориисоциальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религиии т.п.);
2.     теориисоциальных отношений (малых групп, организаций, классов, и т.д.);
3.     теорииспециализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальноймобильности, урбанизации и т.п.).
1.4 Функциисоциологии
Общественноепредназначение и роль социологии в современном обществе определяется, преждевсего, функциями, которые она выполняет. В самом общем виде функции социологииможно разделить на теоретико-познавательную, практическую (прикладную) имировоззренческую.
Теоретико-познавательнаяфункция заключается в накоплении, приращении знания об обществе, о его структурныхэлементах и процессах. Значение этой функции социологии растет в связи сускорением развития человеческого общества. Особенно большое значениеприобретает эта функция в нашей стране, где происходят очень глубокие и быстрыепреобразования. Только на основе объективных знаний о происходящих в нашемобществе изменениях, их характере и направленности, которые может датьсоциология, мы сможем преодолеть нынешний кризис и обеспечить устойчивоеразвитие страны.
Добываяобъективное научное знание о происходящих социальных процессах в стране,социология неизбежно высвечивает те острейшие социальные проблемы, с которымисталкивается современное общество. Хотя многие из нас в определенной мереосознают их существование, но научное выявление данных проблем социологиейпридает им большую отчетливость в нашем сознании. В этом проявляетсяпознавательная функция социологии.
Весьмамногообразны конкретные проявления практической функции социологии.Практическая направленность социологии проявляется, в частности, в том, чтосоциология, исследующая общество как целостную систему, способна выработатьнаучно обоснованные прогнозы о тенденциях развития тех или иных социальныхявлений или процессов, что особенно важно в переходный период развитияобщества.
Социологическоезнание, как уже отмечалось выше, базируется во многом на эмпирическихисследованиях. Осуществляя в ходе эмпирических исследований сбор,систематизацию и накопление социологической информации, социология выполняетинформационную функцию. Невозможно в современном обществе осуществлятьобоснованное, эффективное социальное управление, если принимаемые решения неимеют достаточного информационного обеспечения. В противном случае всепроизойдет по известной формуле: «хотели как лучше, а получилось как всегда». Наоснове собранной объективной информации социологи вырабатывают предложения ирекомендации для политики и практики.
К прикладнойфункции социологии можно отнести также такие специфические научно обоснованныевиды деятельности как социальное обслуживание населения (социальная работа),социальное консультирование (службы семьи, телефоны доверия и т.п.). Крометого, практическая направленность социологии проявляется в специфическихнаправлениях социальных исследований, например, маркетинг, телефон управленияперсоналом, опросы общественного мнения и др.
Социология,изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее полнуюкартину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует у людейсистему взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человекак окружающей его социальной действительности и к самому себе, а такжеобусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы. В этомпроявляется мировоззренческая функция социологии.
Социологияобъясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек сталреализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, вконечном итоге полностью реализовать свою собственную сущность. В этомпроявляется гуманистическая функция социологии.
1.5 Основныепринципы научного исследования, реализуемые в социологии
1.        Принципверификации и основные виды его реализации
Верификация(от лат.verus – искать, facio – делаю, т.е.доказательство, подтверждение) – это процесс установления истинности научныхутверждений в результате их эмпирической проверки.
Необходиморазличать непосредственную верификацию (прямая, непосредственная проверкаутверждений, умозаключений) и косвенную верификацию (опосредованную).
Непосредственнаяверификация применяется, когда речь идет о конкретных явлениях (например,уровень жизни студентов, эффективность рекламы)
Косвеннаяверификация играет большую роль в социологическом познании и используется,прежде всего, для обоснования макротеоретических положений и концепций. Так, Э.Дюркгейм, изучая причины самоубийства, не только обосновал идею о возрастаниичисла самоубийств в условиях крушения разделяемых в данном обществе ценностей,норм, что приводит к «атомизации» личности, для которой утрачиваетсяпредсказуемость поведения окружающих со всеми вытекающими отсюда последствиями,но и косвенно обозначил более широкую проблему – проблему основных условийподдержания порядка в обществе, роль ценностей, норм, которые объединяют людейв единое целое.
Косвеннаяверификация нередко выполняет свою роль, так сказать, «задним числом». Примеромэтого является учение М. Вебера о социальном действии, в котором особоезначение придано мотивационно-культурной составляющей. Выдвинув ряд основныхэлементарных понятий социологии, исходным из которых было понятие социальногодействия, Вебер, естественно, не мог их прямо верифицировать, в том числе исоциальное действие. Это понятие, как и любое другое элементарное понятие, неможет напрямую ни обосновать, ни опровергнуть, ни одно эмпирическое исследование.Но Вебер подошел к пониманию и выделению социального действия на основемножества уже проведенных собственных социологических исследований, в которыхбыл использован богатый, в том числе исторический, материал. Его основная идеяо существенной роли мотивационно-культурной составляющей в организации любыхсоциальных взаимодействий, тем самым была обоснована как бы «задним числом» наосновании анализа элементарных явлений.
Вообщесистемы любых отправных понятий, как правило, обосновываются не впрямую, акосвенно. Позволяет ли предложенное понимание элементарных понятий (личность,этнос и т.д.) описать, истолковать уже полученные эмпирические результаты? Непротиворечит ли оно полученным данным? Если не противоречит, то мы как бысчитаем эти понятия косвенно верифицированными.
Важноудержаться от недооценки принципа верификации в социологии, попыток принизитьзначение этого принципа как якобы неучитывающего своеобразие социальной реальности.Отказ от этого принципа может превратить социологию из научно-рационального,доказательного знания в умозрительно-спекулятивное. В то же время иабсолютизировать принцип верификации. Очень часто в своих исследованиях ученыйвынужден частично отвечать требованиям верификации. Более того, попыткисвести всю проблему достоверности социологического знания к чисто эмпирическойпроверяемости резко сужают возможности широкого общетеоретического поиска,выдвижения предположений, гипотез, могут чрезмерно «заземлить» социологическоемышление и воображение, примитивизировать его. Иными словами, приверженностьпринципу верификации не должна препятствовать теоретическому анализу,масштабному поиску исследователя. Использование не только прямой, но икосвенной верификации, гипотетических предположений, рассуждений должнопредохранять социологию от другой крайности – превращения в социальную статистику,бухгалтерию.
Реализацияпринципа верификации влечет за собой и ряд особенностей социологическогометода, да и стиля мышления, языка социологии.
Во-первых,это эмпиризм, т.е. опора на социальные факты, стремление обосновать своисуждения на основе фактов, наблюдений.
Во-вторых,рационалистическая ориентация социологии. В данном случае рационализмпонимается как доказательное, убедительное, аргументированное и обоснованное, достоверноедля рассудка знание – ничего не брать на веру, всегда рассматриватьпредположения не иначе как гипотезу, теоретическую разведку, предложение кнаучному поиску.
В-третьих,еще одна особенность, порожденная принципом верификации и касающаяся стилямышления и языка социолога, — уклонение социолога от анализа явлений, связей,которые не могут быть эмпирически представлены и проанализированы. Социологияне пытается решить проблему первоосновы бытия, выяснить, существует ли в миреслучайность или все подчиняется необходимости, и т.п.
В этом смыслестоит упомянуть операционализацию, т.е. метод, который обеспечиваетвозможность верификации. Операционализация – это специальная логическаяпроцедура по представлению (воспроизведению) какого-то общего понятия в техпонятиях, которые могут быть эмпирически зафиксированы. Это важнейшая процедурадля перехода социолога от общесоциологических размышлений, поисков к конкретно-социологическомуисследованию.
Социолог рассуждает,доказывает, опровергает в понятиях, обозначающих эмпирически осязаемые явления,т.е. «операционально». Именно поэтому социология не приемлет таких понятий, как«абсолютный дух», «объективная необходимость», — их нельзя зафиксировать,измерить. Социолог склонен употреблять такие понятия, как «повторяемое», «регулярноев истории», «типичное», «инвариантное», «вариативное», вместо расплывчатогопонятия «деятельность – социальное действие», т.е. понятия, которые могут бытьэмпирически однозначно доказаны, толкуемы или опровергнуты, а не взяты на веру.
2.        Принципобщезначимости
Принципобщезначимости, повторяемости результатов проведенного опыта, исследования,возобновляемости выявленных связей, зависимостей и соответствующих выводов иумозаключений, безусловно, важнейший для естественных наук, но вряд ли он можетбыть реализован в полной мере при анализе социальных явлений, поскольку этомупрепятствуют исторические и социокультурные особенности различных обществ.
В этомпоказательны успехи и неудачи российского общества в освоении западных идей,теорий менеджмента. Надо учитывать, что рыночные преобразования,демократические институты в России находятся на самом начале своего развития.Кроме того, и это, пожалуй, самое главное, следует иметь в виду социокультурныеособенности западного общества, где утвердились, в частности, безусловныйприоритет личности, ее прав, уважение к себе, ориентация на квалификацию и т.д.Очень многие рекомендации, рецепты, доказавшие свою эффективность в менеджментена Западе, могут оказаться (и уже оказались) неэффективными в организациях,развивающихся в рамках других культур. Необходимо, опираясь на общие положениятеории социальной организации (ее основные идее общезначимы), выработатьконкретные рекомендации по управлению людьми с учетом российских исторических исоциокультурных особенностей.
Общезначимымиявляются лишь самые общие принципы, модели, которые мы аналитически вычленяем,чтобы непротиворечиво объяснить эмпирические данные. Например, ролевая теорияличности, основные тенденции воспроизводства культуры – в этих моделях представленыбазовые переменные, основные характеристики, элементы, выявлены узловые связимежду ними независимо от конкретных социокультурных условий, модификаций. Впринципе в рамках социологического метода имеются все необходимые инструментыдля выработки такого рода моделей. Вся проблема в узости эмпирической базы дляобщезначимых построений. М. Вебер же для выработки представлений о механизмевлияния культуры на экономическое поведение людей вынужден был изучить огромноемножество протестантских и католических проповедей, литературных произведений,источников, в том числе касающихся китайских и индийских религий.
3.        Принципквантификации
Принципквантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, — этоодин из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.
С однойстороны, количественное выражение качественных явлений делает возможным ихизмерение, доказательное сопоставление и т.д. Применение количественных методовв измерении социальных процессов, использование статистическо-математическогоаппарата является важнейшим вкладом социологии в развитие всех общественныхнаук. Возможность применения количественных методов – яркая отличительная чертасовременной социологии, существенно повышающая, во-первых, точность социологическогознания, во-вторых, познавательно-эвристические возможности социологическогоанализа. Так, статистико-корреляционный анализ (касающийся взаимозависимости,сопряженности изучаемых явлений) позволяет с математически вывереннойдостоверностью определить наличие или отсутствие функциональных связей междуразличными изучаемыми социальными явлениями, что, естественно, предельно важнодля социальных наук.
Количественныеметоды существенно повышают надежность и достоверность выводов, т.к.предъявляют повышенные требования к числу наблюдений (репрезентативность),процедуре отбора наблюдаемых объектов и т.д.
С другойстороны, нельзя абсолютизировать количественные методы. Во-первых, они неявляются единственными, во-вторых, они не во всех случаях применимы, в-третьих,при анализе сложных социокультурных феноменов использование количественныхметодов может сопровождаться серьезными погрешностями. Так, при использованииопроса возникают серьезные проблемы: варианты ответов в анкете, с однойстороны, являются подсказкой, с другой стороны, так или иначе принуждаютреспондента выбирать лишь между теми вариантами, которые предлагаетисследователь; духовный мир респондента фактически располагается в пределах тойсетки понятий, ценностей, которые предложил автор анкеты.

2. Местосоциологии в системе наук об обществе
Мы выяснили всамом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этомболее конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных снею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде всего,необходимо сопоставить социологию и социальную философию.
2.1 Социологияи социальная философия
Социология,как и многие другие науки, вычленялась из философии. В течение длительноговремени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже послетого, как социология в мире О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила своюнезависимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философияпродолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию«отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера еще оченьтрудно отделить от социальной философии. Более того, можно сказать, что в целомряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социологияпереплетается с социальной философией.
Социальнаяфилософия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслениюкачественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализируетпроблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу иперспективы, направленность движущих сил и его развития.
У социальнойфилософии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Ихразличие более отчетливо проявляется в предмете исследования. О предметеисследования социологии было рассказано выше. Предметной же средойсоциально-философских размышлений является исследование общественной жизни,прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральноеместо среди которых занимают проблемы о смысле жизни.
Еще в большеймере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методеисследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно,руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепилогических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности поотношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачурешения общественных проблем на основе научных методов познаниядействительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизньдолжна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической науки.Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она началаактивно осваивать при анализе социологических процессов количественные методы сприменением смежных математических процедур, в том числе теории вероятности,сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей,выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этомсоциология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и др.дисциплин, изучающих общество и человека.
Далее рассмотримсоотношение социологии и таких наук как история, психология и др.
2.2 Социологияи история
Социологию иисторию объединяет опора на факты. Социология, как и история, можетбазироваться на исторических фактах. Это показал нам М. Вебер в своих работахпо истории хозяйства, религии и ее влиянии на тип хозяйственной деятельности.
Опора наисторический факт имеет как преимущества, так и ограничения. Одним из преимуществявляется то, что исторический факт – это состоявшееся событие, в котором вполнепроявились определенные социальные силы, механизмы, социальные взаимодействия.Другое преимущество – возможность наблюдать определенные следствия, тем самым,выявляя закономерное, повторяющееся. Это особенно касается не какого-то одногособытия, а больших исторических периодов, социальных циклов и т.д. Так, мыможем всесторонне проанализировать причины Великой французской революции, атакже выявить ее социальные, экономические, духовные последствия, как дляФранции, так и для Европы в целом.
Ограничением является то, что наука,в том числе и социологическая, вынуждена подчас опираться не на системуисторических фактов, а на отдельные, иногда разрозненные свидетельства.Подлинная картина происходившего нередко трудно поддается реконструкции из-занедостатка свидетельств, архивных материалов.
Например,из-за неоднократных пожаров, уничтоживших главные архивы в средневековойМоскве, трудно поддаются реконструкции многие важные события тогдашней Руси,что усложняет понимание процесса формирования русской государственности,культуры, взаимодействия азиатских и европейских элементов, традицииповседневной экономической, политической жизни и постоянно порождает острейшиедискуссии по этому поводу в современной публицистической и научной литературе.
Вместе с темимеются существенные различия в том, как анализируется иинтерпретируется исторический факт в социологической и исторической науках. Этиразличия обусловлены различиями наук номотетических и идиографических.Номотетические науки (от греч. nomos – закон) ищут в сознании социума общее – законыфункционирования и изменения общества, исследуют неизменное, повторяющееся вреальном течении событий – это науки о законах. Идиографические науки (от греч.idios — своеобразный, особый и grapho – пишу) описываетединичное в его конкретно-исторической форме, изучают однократное содержаниеявления – это науки о событиях.
Социология,политология, экономические науки относятся к номотетическим наукам, история,этнография – к идиографическим.
Коренноеотличие социологии от истории в том, что ее цель – объяснение повторяющегося,регулярного, типического, закономерного в истории основных форм социальнойжизни. Однако следует учитывать, что любая номотетическая наука содержит в себеописательный элемент, а любая идиографическая наука так или иначе основываетсяна знании законов изучаемого объекта.
Методсоциологии, который стремиться объяснить повторяющееся, регулярное, — генерализирующий метод, т.е. обобщающий, отыскивающий главные, генеральныетенденции. Так, Э. Дюркгейму пришлось проанализировать и обобщить огромныйфактический материал, касающийся суицидальных явлений в различных обществах,культурных и социальных средах, демографических группах, чтобы выявить связьмежду увеличением числа самоубийств и «атомизацией» индивидов, нарушениемсоциальных связей.
Метод истории– это метод, преимущественно индивидуализирующий, рассматривающий социальноеявление с точки зрения его неповторимых, индивидуальных характеристик.
Социология иистория – науки, взаимно обогащающие друг друга, совместными усилиями дающиеболее полную, глубокую и всестороннюю картину социальной реальности. Вместе стем существует определенная опасность социологизации истории. Это происходит втом случае, когда исторически своеобразное явление пытаются подвести подзаранее подготовленную жесткую, а иногда и неадекватную схему, социологическуюконструкцию. Так, например, не всегда закономерности, выявленные при изучениизападной культуры и западного общества в целом, приемлемы для иных культур иобществ.

2.3 Социологияи психология
Сделавцентром своих исследований взаимодействие между людьми, социология должнатщательно и глубоко изучать духовную жизнь, ожидания, установки, мотивы,переживания, предпочтения действующих субъектов. И здесь возникает проблемаразличения социологического и психологического подходов к изучению духовнойжизни людей.
Можносогласиться с П. Сорокиным, утверждавшим, что когда в исследовании основными показателями(переменными) считаются инстинкты, желания, воля, темперамент человека ина их основе анализируют его поступки, то в этом случае проводитсяпсихологическое исследование.
Когда жеученый считает отправной точкой социальное положение человека, его статус,традиции, обычаи, он проводит социологическое исследование.
Рассмотрим,например, такое социальное явление, как взятка. Работник получил взятку. Приизучении этого события можно предпочесть психологический анализ: определитьсилу воли этого человека, тип его темперамента, степень устойчивости психики.Это может объяснить, почему данный человек потребовал взятку или как онподдался на уговоры взяткодателя и т.д.
Можнопровести и социологический анализ: попытаться определить, в какойсоциокультурной среде вырос и работает этот человек, на каких традицияхвоспитан, проследить его жизненный путь, общую социальную атмосферу и т.д. Вданном случае мы выясним, какие социальные факторы могут способствоватьпоявлению феномена взятки.
Итак, первоеотличие социологии от психологии: социология изучает неиндивидуально-психические особенности человека, а социокультурные причины,последствия, меры предупреждения его поступков. Т. е. социология объясняет явлениене особенностями психики конкретного человека, а спецификой его статуса, местав социальных взаимодействиях, нормами, которые утвердились в данной среде,данном обществе.
Второеотличие(которое обусловлено первым): для психолога психика конкретного человека — этовсегда неповторимый, уникальный мир, социолог же рассматривает индивидуальнуюпсихику человека как стандартную способность понимать, воспринимать, желать ивзаимодействовать с себе подобными. Социолог чаще всего отвлекается отиндивидуальных особенностей восприятия. Желаний, энергии данного человека. И вэтом смысле психика для социолога — это типичная способность, присущая любомучеловеку.
Третьеотличие:для социолога человек интересен в первую очередь с точки зрения егорациональной составляющей, т.е. социология не изучает бессознательное, иррациональное.
В историинауки были (и есть) попытки свести социологию к психологии, объяснитьсоциальные явления особенностями человеческой психики (бихевиоризм,этнометодология и др.). Однако «объяснение социальной жизни нужно искать вприроде самого общества», а не в природе индивида.
2.4 Социологияи политическая экономия
Взаимоотношениесоциологии и политической экономией определяется отношением их предметов. Таксоциология определяется как наука о наиболее общих закономерностяхвозникновения и развития человеческого общества как целостности общественныхотношений, предметом политической экономии является только один видобщественных отношений, т.е. одна область общественной жизни. Политическаяэкономия, по словам Ф. Энгельса, в самом широком смысле слова, есть наука озаконах, которые господствуют в сфере производства и обмена материальныхсредств жизни в человеческом обществе. Многие экономисты определяют предметполитической экономии сходным образом. Согласно их пониманию, политическаяэкономия — это наука, предметом которой является экономический базис обществакак целостность, т.е. процесс воспроизводства, производства, распределения,обмен и потребление. «Она исследует законы, которые управляют этой целостностьюи определяют ее развитие. Предметом ее изучения являются структураэкономической целостности и функциональная и казуальная связь между отдельнымиее частями. Отдельные части этой целостности она изучает в их связи состальными частями и лишь в составе этой целостности». Политическая экономиякак наука, предмет которой можно определить подобным образом, возникла раньшесоциологии и стремилась установить закономерности, которым подчиняетсяхозяйственная жизнь. Со времени появления социологии встал вопрос о ееотношении к политической экономии.
По К. Марксу,политическая экономия имеет дело не с производством, а с отношениями, которыескладываются в процессе производства, с социальной структурой производства.Отсюда видно, что политическая экономия как наука концентрирует свои усилия наизучении производственных отношений людей и типов экономической деятельности,которые складываются на основе этих отношений. Поэтому у политической экономиине никаких оснований выступать в качестве некой общей научной теории для всехобщественных наук, поскольку она изучает лишь один, хотя и базисный, видотношений между людьми. Именно вследствие своей важности для целостногоизучения социальных феноменов и процессов, а также общественных закономерностейполитическая экономия оказывается тесно связанной с конкретными социологическимиисследованиями и с социологической теорией. Таким образом, политическаяэкономия, изучая социальный аспект производства, имеет своим предметом толькоодин вид общественных отношений — отношений производства. Поскольку отношенияпроизводства складываются в рамках экономического базиса общества и являютсяосновополагающими общественными отношениями, то научные законы, устанавливаемыеполитической экономией, имеют большое значение для определения закономерностей,относящихся к прочим общественным явлениям. Между тем, поскольку в обществеследствие может воздействовать на причину, то и другие общественные отношения,однажды возникнув, оказывают обратное воздействие на отношения производства.Именно поэтому законы, устанавливаемые науками, которые изучают остальные видыобщественных отношений, имеют большое значение для открытия законовэкономического базиса общества.
Политическаяэкономия не изучает общество как целостность. Она изучает только один видобщественных отношений и при этом должна исходить из знания о том целом, частькоторого она изучает, об обществе, а это знание дает социология. Точно так жесоциология при изучении отдельных общественных явлений должна принимать вовнимание законы, которые открывает политическая экономия. По сути, взаимозависимостьмежду политической экономией социологией основывается на связи и взаимодействиипредметов этих наук. А это значит, что каждая из них может исследовать свойпредмет и открывать присущие ему закономерности лишь в том случае, если будетучитывать знания и законы, открываемые другой. Тем самым отношение междусоциологией и политической экономией выступает как отношение взаимной связи иобоюдной пользы при изучении каждой из этих наук своего предмета. Ибосоциология как наука о наиболее общих закономерностях, наука об обществе какцелостности общественных отношений изучает также и производственные отношения,которые составляют предмет политической экономии. Однако социология изучает производственныеотношения в контексте исследования сущности общественных отношений вообще ивыявления их особых характеристик. При таком подходе к изучению общественныхотношений, в том числе и производственных, социология использует и знания обэтих общественных (производственных) отношениях, которые получены и сформулированыполитической экономией.

2.5 Социологияи политические науки
Приопределении связи социологии и др. общественных наук особого вниманиязаслуживает определение ее связи с политическими науками. Эта связь заслуживаетособенного внимания, т.к. политические науки имеют предметом своего изученияполитику как «деятельность по направлению других видов деятельности», каксовокупность общественных процессов, отношений и институтов, посредствомкоторых осуществляется сознательное регулирование конфликтных ситуаций иинтересов в обществе и принимаются решения об общих делах и жизнедеятельностинекоторой глобальной социальной общности. А эта деятельность в условияхсовременного общества все больше должна основываться на знании законов,открываемых не только политическими науками, но и социологией, как наиболееобщей наукой об обществе и его закономерностях. Однако, чтобы определитьотношение между этими науками, необходимо дать и предметное определениеполитических наук.
Приопределении предмета политических наук мы сталкиваемся, прежде всего, симеющимся разногласием по поводу того, существует ли одна политическая наукаили же их несколько. В попытках это выяснить многие политологи стремятсяопределить предмет политической науки. Тук, некоторые из них подчеркивают, чтотермин «политическая наука» обозначает одну сложную науку, которая включает всебя многие специальные дисциплины, научные отрасли и направления, а другиедобавляют, что предметом изучения политической науки являются структуры власти.Для того, чтобы при определении предмета политических наук преодолетьформалистские и догматические положения и чтобы найти такие формулировки,которые дадут возможность раскрыть сущность политики как общественнойдеятельности, согласно которой предметом политических наук является политика вовсех ее внутренних и международных аспектах. А в круг основных интересовполитики как науки входят:
« 1).основные понятия и методология (политическая теория); 2). политический иконституционный строй отдельного государства; 3). политические партии, группы,объединенные общностью интересов, общественное мнение и политическое поведениеграждан; 4). общественное управление, организация, бюрократия; 5).международные отношения».
Если принятьтакое определение предмета политических наук, можно увидеть, какая существуетсвязь между предметом политических наук и предметом социологии, а тем самым ивыяснить то, как относятся между собой эти науки. Т. к. если Политические наукиизучают организацию власти, они изучают лишь одну область структуры глобальногообщества и изучить эту область строго научными методами они могут, только еслирассматривают ее в контексте связи с остальными частями данной структуры. А этозначит, что политические науки при изучении политической структуры и политическихинститутов, при изучении структуры и характеристик организации политическойвласти должны учитывать законы, относящиеся к структуре глобального общества,которое открывает социология. Социология может также изучать политическиеотношения и политическую структуру отдельных групп и общества в целом, но вцелях выяснения их сущности как общественных явлений. Политические наукиизучают программы политических партий, их идеи, которые они стремятсяреализовать, поведение своих представителей в парламенте, отношениеполитических партий к органам власти к общественному мнению в целях оценкисодержания и ценности идей, отстаиваемых теми или иными партиями. Но пристремлении установить социальные предпосылки возникновения определеннойполитической партии, ее связи с определенными классами, ее социальную роль, тотакое исследование из области политических наук перемещается в сферусоциологии. Поэтому политика как социальная деятельность часто становитсяпредметом изучения и политических наук и социологии. Таким образом, существуеттесная связь между предметами социологии и политических наук, а научное знание,даваемое той и другими, должно быть основой политической социальнойдеятельности по развитию общественных отношений.
2.6 Социологияи правовые науки
Правовыми наукамитоже накоплен богатый опыт использования социологических данных при изучениивластных отношений, процессов функционирования правовой культуры.Статистические методы в сочетании с субъективной информацией дают возможностьоценить состояние и тенденции развития законности, управления,государственности, пути реализации прав и свобод всех граждан общества.
2.7 Социологияи этика, эстетика
Большоевлияние оказывает социология на развитие этики и эстетики, давая количественнуюи качественную оценку степени развитости норм и ценностей, регулирующихотношения между людьми, а также уровню зрелости эстетического вкуса, путям иформам удовлетворения духовных потребностей и т.п. Взаимоотношения в семье, вколлективе, состояние нравственности можно во многом установить с помощьюспецифических методов, которые находятся в распоряжении социологии.
2.8 Социологияи экология, медицина
Значительныйвес в социологии занимает комплекс вопросов, относящихся к компетентностиэкологии и медицины. Проблемы здоровья, охраны природы, окружающей средыневозможно в полном объеме представить без анализа экологического сознания,физической культуры, различных аспектов милосердия.
В обоснованиипроблем градостроительства, территориального размещения людей, пространственнойструктуры расселения, в создании новых городов также потребовалось участиесоциологии, т.к. игнорирование сложившегося уклада жизни людей, их традиций исклонностей привело к целому ряду серьезных ошибочных решений, таких, какликвидация бесперспективных деревень, внедрение многоэтажного строительства всельской местности, отказ от применения ландшафтной архитектуры и др.
2.9 Социологияи естественные, точные науки
Существуютсвязи социологии с естествознанием и точными науками. Именно в процессевзаимодействия с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход,получили развитие социальная экология и социальная медицина. Крепнетсотрудничество социологии с математической наукой, т.к. трудно представить еебез специальных математических методов, обеспечивающих эффективность идостоверность эмпирического исследования.
2.10 Социологияи междисциплинарные науки
Большоезначение в развитии социологии приобретают междисциплинарные связи. Вмеждисциплинарной науке возникла социальная психология, развиваетсясоциолингвистика, проходит стадию становления социопедагогика. Для всех новыхнаправлений науки вклад социологии состоит, во-первых, в «замыкании»проблематики на структурных социально-групповых носителях особых интересов,во-вторых, в широком использовании специфических методов и приемовисследования, дающих возможность расширить факторологическую базу всегогуманитарного знания.

Заключение
Подводя итог,следует подчеркнуть, что социология – наука о социальном в различных егопроявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования иразвития социальных образований различного уровня и отношений между ними.
Как и любаядругая наука, социология имеет свой метод — социологический метод, — которыйразделен на две группы: общенаучные и частно-научные.
Социологияпредставляет собой разветвленную систему знания. Она включает общуюсоциологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностейразличных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальныепроцессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня(отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкуюпредметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования.Социология как система знания опирается на изучение фактов социальнойдействительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базефундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.
Свою роль всовременном обществе социология, как наука, определяет через функции, которыеона выполняет. Это теоретико-познавательная, практическая и мировоззренческаяфункции.
В системенаук об обществе социология занимает ведущее место. Во-первых, социология даетдругим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурныхэлементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучениячеловека и его деятельности, а также методы измерения этой деятельности.

Литература
1. Григорьев С.И., РастовЮ.Е. Начала современной социологии: Учебное пособие для студентовсоциогуманитарных вузов. — М.: «Издательство Магистр», 1999. — 248с
2. Маркович Д.Ж. Общаясоциология: Учебник. Изд. 3-е перераб. и доп. /Пер с сербского. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 432с
3. Общая социология:Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эффендиева. – М.: ИНФРА, 2005. – 654с. – (Высшее образование)
4. Радугин А.А., РадугинК.А. Социология: Курс лекций. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 1999. — 160с.
5. Социология. Основыобщей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др./ Под ред. Г.В. Осипова Л.Н. Москвичева. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 461с
6. Социология. Учебноепособие / Елсунов А.Н., Бабосов Е.М., Данилов А.Н. и др. / Под ред. А.Н.Елсунова — Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998. — 560 с
7. Социология: Учебникдля вузов / Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашева Г.С.; Подред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА,2004. — 407с
8. Социология: Учебник /Отв. ред. П.Д. Павленюк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 1036с
9. Тощенко Ж.Т. Социология:Общий курс. 2-е изд, доп. и перераб. — М.: Прометей, Юрайт, 1999. — 512с
10. Фролов С.С. Социология:Учебник. 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 1999. — 344с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.