Министерство образования и науки РФ
Государственное общеобразовательноеучреждение
Московский государственныйтехнологический университет «Станкин»
Егорьевский технологическийинститут (филиал)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 16
По социологии
Работу выполнила:
студентка группы М-08-з
А.А. Лыкина
Работу проверила:
доцент кафедры ПМ, к.п.н.
Е.В. Митракова
Егорьевск 2010 год
Содержание
1. Методы социологической науки
2. Культура социальной организации,социального управления, социальной деятельности, социального образования ивоспитания
2.1 Понятие культуры
2.2 Культура социальной организации
2.3 Культура социального управления
2.4 Культура социальной деятельности
2.5 Культура воспитания и образования
3. Большие и малые группы: понятие,виды, сходство и отличие
4. Социальный консенсус в обществе
Список использованной литературы
1. Методысоциологической науки
Каждаянаука, выделяя для себя особую область исследования – свой предмет,вырабатывает и свой специфический способ его познания — свой метод, которыйможно определить как способ построения и обоснования знания, совокупностьприемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальнойреальности. Верная картина исследуемого явления может быть получена лишь приправильном методе познания.
Метод в социологии —это способ построения и обоснования социологического знания, совокупностьприемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальнойреальности. Метод в социологии зависит не только от исследования социологиейпроблемы и построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Методвключает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверностьзнания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие иконкретно-научные. Всеобщим методом социологии является материалистическаядиалектика. Его суть состоит в том, что экономический базис общества признаетсяпервичным, а политическая надстройка — вторичной. При изучении социальныхпроцессов применяются такие принципы материалистической диалектики, какобъективность, историзм и системный подход.
Принцип объективностиозначает изучение объективных закономерностей, которыми определяются процессысоциального развития. Каждое явление рассматривается как многогранное ипротиворечивое. Изучается вся система фактов — положительных и отрицательныхОбъективность социологических знаний предполагает, что процесс их изысканиясоответствует объективной реальности и не зависящим от человека и человечествазаконам познания. Объективность научных выводов базируется на ихдоказательности, научности, аргументации.
Принцип историзма всоциологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов, ихвозникновение, становление и развитие в соответствующих исторических ситуациях.Историзм тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменениясложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей иинтересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможностьизвлечь уроки из прошлого опыта и самостоятельно разработать обоснованиясовременной социальной политики. Используя принцип историзма, социология имеетвозможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов,определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности,которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.
Системный подход —способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельныечасти какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым.Системный подход сформировался путем конкретизации принципов материалистическойдиалектики при изучении сложных объектов и получил распространение в социологииво второй половине XX в.
Основным понятиемсистемного подхода выступает система, которая обозначает определенныйматериальный или идеальный объект, рассматриваемый как сложное целостноеобразование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться сразличных точек зрения, системный подход предполагает выделение определенногопараметра, обусловливающего поиск совокупных элементов системы, связей иотношений между ними, их структуру. В связи с тем, что любая система находитсяв определенной среде, системный подход должен учитывать ее связи и отношения сокружением. Отсюда происходит второе требование системного подхода — учитывать,что каждая система выступает подсистемой иной, большей системы и, наоборот,выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могутрассматриваться как системы. Системный подход в социологии обязательнопредполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы, формпередачи информации между ними, способов их влияния друг на друга.
При исследованиимежличностных отношений внутри малых групп, слоёв, отношения личности к тем илииным общественным явлениям, жизненных и ценностных ориентаций и установокличности используются методы социометрии, социальной психологии, методыстатистики, факторного, латентно–структурного, коррекционного анализа.
При изученииобщественного сознания, общественного мнения различных социальных общностей –классов, слоёв, групп, их потребностей и притязаний используются следующиеметоды:
1. Метод анализадокументов. В нём различают качественный (традиционный) анализ и количественный(формализованный, или контент-анализ). Качественный анализ применяется, еслиисследователь работает с редким документом, показывая своеобразие языка, стиляизложения и выявляя его уникальность. Контент-анализ основан на подсчёте«поисковых образов», то есть слов или словосочетаний в изучаемом тексте.Наличие определённого количества индикаторов позволяет раскрыть социальнозначимую тему, содержащуюся в источнике.
2. Метод опроса. Онможет проводиться с помощью анкеты или интервью. Имеет место также почтовыйопрос. Анкетирование может быть групповым или индивидуальным. Групповоеанкетирование применяется по месту работы, учёбы; индивидуальное – по местужительства.
В интервьюированииразличают следующие виды:
а) формализованное,когда общение интервьюера и респондента строго регламентировано и вопросникдетально разработан;
б) фокусированное,когда респондентов заранее знакомят с предметом беседы и интервьюер обязательнозадаёт все вопросы, но может менять их последовательность. Главной задачей этойформы интервью является сбор мнений и оценок респондентов по поводу конкретнойситуации;
в) свободное интервьюозначает, что заранее подготовленный вопросник и разработанный план беседыотсутствуют, лишь определяется тема интервью;
г) телефонное интервьюпредставляет собой опосредованный опрос, эффективность которого заключается вего оперативности.
3. Метод наблюденияпозволяет собирать информацию независимо от рациональных, эмоциональных идругих свойств респондентов и изучает социальную проблему в динамике. Различаютследующие виды наблюдения:
а)неструктурализованое, когда отсутствует детальный план действий наблюдателя;
б) структурализованное– имеется подробный план и инструкция для фиксации результатов наблюдения;
в) включенное, когдасоциолог непосредственно включён в изучаемый социальный процесс и контактируетс наблюдаемым;
г) невключённое, когданаблюдатель соблюдает инкогнито;
д) полевое, котороепротекает в естественных для наблюдаемых условиях;
е) лабораторное, когдаэксперимент проводится в официально оборудованном помещении;
ж) систематическое,отличающееся тем, что проводится регулярно в течение определённого периода. Ономожет быть длительным, непрерывным или цикличным;
з) несистематическое,которое проводится незапланированно, в неожиданной ситуации.
4. Методэкспериментальной оценки применяется в том случае, если необходимопрогнозировать изменение социального явления, представляя его состояние через1-5 лет. Такую информацию могут предоставить только эксперты. Особенноинтересна «дельфийская техника», когда происходит не просто обмен мнениямимежду экспертами, а вырабатывается согласованное мнение путём многократногоповторения опроса одних и тех же экспертов.
Таким образом,применение социологических методов исследования позволяет разобраться внастоящих и прогнозировать будущие социальные явления и процессы. Они помогаюткорректно решить поставленную проблему, объяснить различные факты социальнойжизни.
2. Культура социальнойорганизации, социального управления, социальной деятельности, социальногообразования и воспитания
2.1 Понятие культуры
С существованием иразвитием общества связанно такое понятие как культура. Культура (от лат. cultura-возделывание, обработка) — устойчивая совокупность способов жизнедеятельности имышления, присущая определенным социальным общностям (этносам, нациям,народам). Первоначально термин «культура» означалвозделывание, облагораживание земли. Такое представление о культуре, очевидно,обусловлено тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природустановится весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природнойсреды. Возделывая землю, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом, человеккак бы создает для себя новую (отличную от природы) среду обитания. Поэтомусоциологическое представление о культуре связано с внеприродным в человеке, стем, что создается в результате его осознанной целенаправленной деятельности.
Культура имеетсоциальную природу и выражается прежде всего в социальных отношениях. Она ненаследуется генетически, а возникает одновременно с человеческим обществом иформируется, аккумулируя опыт и знания многих поколений. Материальная и духовнаядеятельность людей объективируется в социальные (внеприродные) носителикультуры (артефакты), такие, как средства труда, способы производства ипотребления, предметы домашнего обихода, здания, сооружения, произведениялитературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения и т. д.
Кроме того, человекнаделяет различные природные объекты и явления социальным смыслом и тем самымвключает их в контекст своей культуры. Например, река Нил для египтян являетсясимволом плодородия; планета Марс для многих народов мира ассоциируется с богомвойны; гора Олимп в Древней Греции считалась обиталищем богов; у многих народовмедведь считается воплощением силы, лиса символизирует хитрость и т. д.
Роль культуры в жизничеловека и общества трудно переоценить, поскольку именно культура делаетчеловека человеком, а стадо первобытных людей – обществом. Не случайно такназываемые феральные (дикие, живущие в природных условиях) люди перестают бытьчеловеком, у них нет связанной речи, мышления и человеческих чувств. Наиболеенаглядно эта роль культуры проявляется в следующих четырёх взаимосвязанныхфункциях культуры.
1) Образовательнаяфункция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладеваетнакопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учится пониматьлитературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества иэрудицию"
2) Воспитательнаяфункция имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы,учатся жить в обществе, постигая сложное искусство взаимодействия и общениядруг с другом и постепенно начиная понимать, что путь к нормальным человеческимотношениям пролегает через личную сдержанность, терпимость к особенностямокружающих, через взаимные доброжелательность и уступки. Не случайно культурнымназывают прежде всего образованного и воспитанного человека.
3) Регулирующая функциятесно связана с предыдущей. Она проявляется в том, что культура (в первуюочередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведениячеловека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.
4) Наконец, благодарясвоей объединяющей функции культура обеспечивает целостность общества. Онасплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности кединой нации, народу, к одной конфессиональной или иной социальной группе. Приэтом культура общества создается многими поколениями, каждое из которыхдобавляет к полученному от предков культурному наследию свой культурный пласт.В результате обеспечиваются непрерывные расширение, обновление и обогащениекультуры, преемственность поколений и культурно-исторического единстваобщества.
Существуют различныевзгляды относительно того, какие социальные элементы включает культура какцелостная система. Наиболее распространено представление о культуре как о диалектическомединстве двух составляющих: материальной и духовной.
В первой половине ХХ в.возникло представление о культуре как о единстве трех составляющих:материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая культуры — этовзаимоотношения человека со средой обитания, способ производства иудовлетворения его потребностей (здания, сооружения, машины, оборудование,предметы быта, театры, книги, библиотеки, картины, скульптуры). Социальнаясоставляющая культуры — это взаимоотношения людей в системе социальныхинститутов и статусов (социальные ценности и нормы). Духовная составляющаякультуры — это идеи, ценности, нормы, языки, обычаи, традиции, способымышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности. Духовная культурахарактеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самогочеловека.
Основными элементамикультуры является:
1) Сознание. Этоосновное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание(память, мышление) дает человеку возможность не только познавать мир и себя,накапливать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям.Абстрактное мышление позволяет конструировать и себя, и окружающий мир, ипредвидеть будущее;
2) Методы ценностноговосприятия и освоения окружающего мира. Для животных, как и для всей«внечеловеческой» природы, не существует понятий «хорошо» или «плохо». Любойживой организм в природе стремится в полной мере удовлетворить своибиологические потребности, не пытаясь (не имея возможностей) оценивать своидействия и поступки. Человек в отличие от животных, оценивает свои и чужиедействия и намерения.
3) Язык — важнейшеесредство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Это особаясистема коммуникаций, состоящая из звуков и символов. Язык является такжеосновным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свойязык, свой понятийно-логический аппарат восприятия мира и организациидеятельности. Как социальное явление язык передается от поколения к поколениюпутем социализации. Общность языка, как и культуры в целом, способствуетинтеграции людей; языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни ивражды.
4) Деятельность — осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей,преобразование окружающего мира и своей собственной «природы». Человеческаядеятельность, в отличие от поведения животных, носит осознанный характер.Благодаря этому человек может создавать и производить материальные объекты,продукты потребления, духовные ценности, которые сами по себе в природе не встречаются.Культура воплощается (объективируется) в результатах деятельности людей ипередается последующим поколениям. В новых поколениях способствует развитиюсамого человека и способам его жизнедеятельности.
2.2 Культура социальнойорганизации
Социальнаяорганизация рассматривается как одна из разновидностей социальных систем.Поэтому все основные свойства социальных систем и системные закономерностиприсущи и социальной организации. Однако по сравнению с группами, институтами,общностями организации обладают более высоким уровнем социального порядка. Длядостижения определенного порядка в действиях людей и создаются организации.
Организация- это управляемая социальная система, которая выполняет функцию основногоинструмента социального управления. Будучи объектом внешних управляющихвоздействий, организация в своей структуре объективирует, «овеществляет» этивоздействия в виде норм, правил, социальных ролей, ценностей, устойчивыхвзаимосвязей, накладывает определенные ограничения на поведение людей и тем самымвыполняет свою инструментальную функцию. Организация призвана обеспечитьдоведение внешних управляющих воздействий дифференцированно и в нужной мере докаждого человека, входящего в эту организацию
Социальныеорганизации — это целенаправленные социальные системы. Цель выступаетопределяющим признаком и основным интегрирующим фактором организации.Организации создаются для реализации определенных целей, и качество ихфункционирования оценивается, прежде всего, по тому, достигают они своих целейили нет.
2.3 Культурасоциального управления
Основойзакон управления, известный как закон необходимого разнообразия, раскрываетмеру управляющего воздействия для обеспечения нужного поведения социальнойорганизации. Поскольку социальный порядок воплощает в себе «снятое»разнообразие способов действий людей, то сумма этого «снятого» разнообразия иоставшегося разнообразия в действиях людей в изолированной (замкнутой)организации всегда равна максимально возможному разнообразию способов действийвходящих в организацию людей. Изменение уровня социального порядка ворганизации равносильно переходу социального разнообразия из одной формы вдругую при сохранении его общего количества. Таким образом, для обеспечениятребуемого поведения в организацию необходимо ввести столько порядка, наскольконужно ограничить разнообразие в действиях и поведении и людей.
Следствиемобщесистемного закона возрастания энтропии в социальной организации выступаетпостоянная диссипация (рассеивание, разложение) социального порядка. Для поддержаниястационарного состояния это вызывает необходимость постоянно производитьпорядок и производить в той же мере, в какой он разлагается. Поэтому важнейшеесвойство социальной организации — способность производить социальный порядок.
Впроцессе социального управления важно выдержать соответствие и субординациюцелей. При размывании и потере целей-заданий организация вырождается винструмент удовлетворения эгоистических интересов, обюрокрачивается и теряетто, ради чего была создана.
2.4 Культура социальнойдеятельности
Важнейшеесвойство социальной организации — эмерджентность, называемая иногдаорганизационным, или синергетическим, эффектом. Сущность этого явлениязаключается в возникновении в социальной членов организации.
Посвоей природе эмерджентность связана с социальным взаимодействием. Основнымусловием достижения организационного эффекта выступают определенная мераспециализации функций, однонаправленность и синхронность социальных действий.Важно учитывать, что этот эффект социальной организации может быть большим илименьшим, может способствовать или препятствовать достижению целей организации.В силу этого результат совместных действий часто оказывается не таким, какимего желали видеть участники социального взаимодействия. Неопределенность результатасоциального взаимодействия порождается не полностью совпадающими, а иногдапротивоположными интересами участников взаимодействия. Все это снижаетвозможности социального управления.
Строениесоциальной организации предполагает иерархию, под которой понимаетсяразноуровневое распределение функций, прав и обязанностей по степени ихобщности. Закон необходимой иерархии гласит: чем слабее в среднем возможностиуправления и чем больше неопределенность имеющихся результатов, тем болеевысокая иерархия необходима, чтобы достичь тех же результатов управления. Иззакона следует, что недостаточные возможности социального управления можно донекоторой степени компенсировать построением социальной организации какструктурированной иерархической системы.
Содной стороны, жесткая иерархия устраняет неопределенность социальных действий.Вместе с тем она порождает устойчивую тенденцию обюрокрачивания управленческихструктур и как защитную реакцию стремление к образованию неформальных групп,ограждающих работников от избытка регламентации и власти. Основным механизмом,компенсирующим недостатки жесткой иерархии в социальной организации, служитсамоорганизация.
2.5 Культура воспитанияи образования
Социальная организацияфункционирует не только как инструмент достижения определенных целей, но и какчеловеческая общность, у каждого члена которой есть свои интересы ипотребности, не всегда совпадающие с целями организации. Упорядочение отношенийв процессе самоорганизации достигается в результате спонтанного взаимодействиячленов организации между собой посредством выработки неписаных правил, норм,традиций, обычаев и ценностей. Наибольший интерес для социологиипредставляют поведенческие элементы — социальные ценности и нормы. Они вомногом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственныеориентации, поведение, но и. сам дух общества в целом, его своеобразие иотличие от других социумов. Не это ли своеобразие имел в виду поэт, когдавосклицал: «Там русский дух… там Русью пахнет!»
Социальные ценности — это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данномобществе, следует стремиться достичь. Таковыми в разных обществах могут быть,например, патриотизм, уважение. к предкам, трудолюбие, ответственное отношениек делу, свобода предпринимательства, законопослушностъ, честность, брак полюбви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность вовзаимоотношениях людей, богатство, власть, образование, духовность, здоровье ит. д.
Подобные ценностиобщества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и чтоплохо; что есть добро, а что — зло; чего следует добиваться, а чего — избегатьи т.д. Укоренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как быпредопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразнымориентиром в их поведении.
Разумеется, далеко невсе одинаково понимают благо, пользу, свободу, равенство, справедливость и т.д.Для одних, скажем, государственный патернализм (когда государство до мелочейопекает и контролирует своих граждан) — высшая справедливость, а для других — ущемление свободы и чиновничий произвол. Поэтому индивидуальные ценностныеориентиры могут быть различны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются иобщие, превалирующие оценки жизненных ситуаций. Они то и формируют социальныеценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальныхнорм.
Более важным являетсято, что все социальное управление опосредовано процессами самоорганизации.Организационный порядок, задаваемый совокупностью норм, законов, приказов,распоряжений, директив, выступает как определенная степень необходимостидействий и поступков, соответствующих этому порядку, но не исключаетвозможности девиантного поведения членов организации. Реальныйсоциальный порядок, в конечном счете — это результат многоступенчатых имногообразных процессов самоорганизации.
3.Большие и малые группы: понятие, виды, сходство и отличие
Общество представляетсобой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных,первичных и вторичных. Группа — это фундамент человеческого общества, посколькуи само оно — одна из таких групп. Численность групп на Земле превышаетчисленность индивидов. Это возможно потому, что один человек способен состоятьв нескольких группах одновременно.
Социальнаягруппа — это совокупность людей, имеющих общий социальныйпризнак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуреобщественного разделения труда и деятельности. Такими признаками могут бытьпол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть,образование и т.п.
Этопонятие является родовым по отношению к понятиям «класс»,«социальный слой», «коллектив», «нация», а такжепо отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и другимобщностям, так как фиксирует социальные различия, возникающие между отдельнымисовокупностями людей. Первые попытки создания социологической теории групп былипредприняты в конце XIX — начале ХХ века Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем,Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.
Вреальной жизни понятию «социальная группа» даются самые различныетолкования. В одном случае этот термин применяется для обозначения сообществаиндивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте. Примеромтакого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся вопределенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. Такоесообщество называется агрегацией. Агрегация — это некоторое количестволюдей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющихсознательных взаимодействий.
Некоторыесоциальные группы появляются непреднамеренно, случайно.
Такиеспонтанные, неустойчивые группы называются квазигруппами. Квазигруппа — это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействиемкакого-либо одного вида.
Значимостьсоциальной группы для индивида заключается прежде всего в том, что группа — этоопределенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественногоразделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений всоциологии выделяются большие и малые социальные группы.
Большая группа — это группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальныхсвязей, не предполагающих обязательных личных контактов. Можно выделить несколькотипов больших групп. Во-первых, это номинальные группы. Номинальные группы (отлат. nomen — имя, наименование) — совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, неимеющему социального значения. К ним относятся группы условные и статистические- некоторые конструкции, используемые для удобства анализа. Если признак, покоторому выделяются группы, выбран условно (например, блондины и брюнеты), тотакая группа является чисто условной. Если признак существенен (профессия, пол,возраст), она приближается к реальным группам.
Во-вторых,большие реальные группы. Реальная группа — это такие общности людей,которые способны к самодеятельности, т.е. могут действовать как единое целое,объединены общими целями, осознают их и стремятся их удовлетворить совместнымиорганизованными действиями. Это группы типа класса, этноса и другие сообщества,которые образуются на основе совокупности существенных признаков.
Малаягруппа — это небольшая по размерам группа, в которойотношения выступают в форме непосредственных личных контактов и члены которойобъединены общей деятельностью, что является основой для возникновенияопределенных эмоциональных отношений, особых групповых норм, ценностей,способов поведения. Наличие непосредственных личных контактов («лицом клицу») каждого с каждым служит первым группообразующим признаком,превращающим эти объединения в социально-психологическую общность, членыкоторой обладают чувством принадлежности к ней. Например, студенческая группа,школьный класс, бригада рабочих, экипаж самолета.
Существуютразличные подходы к классификации малых групп. Выделяют первичные и вторичныегруппы. Первичная группа — разновидность малой группы, отличающаясявысокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единствомцелей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальнымконтролем за поведением ее членов. Например, семья, группа сверстников, друзейи т.д. Впервые термин «первичная группа» был введен в научный оборотЧ.Х.Кули, рассматривавшем такую группу как первичную клеточку всей социальнойструктуры общества.
Вторичнаягруппа — это социальная группа, социальные контакты иотношения между членами которой носят безличный характер. Эмоциональныехарактеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходитспособность осуществлять определенные функции и достигать общей цели.
Вклассификации малых групп также выделяют референтные группы и группы членства. Референтнаягруппа (от лат referens — сообщающий) — реальная или воображаемая группа, скоторой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценностикоторой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Группы членства — это те группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизнинередки случаи, когда кто-либо, являясь членом одних групп, начинаеториентироваться на совершенно противоположные ценности других групп. Например,так возникает проблема «конфликта отцов и детей», в результатеразрываются межличностные связи, которые бывает невозможно восстановить вновь.
4. Социальный консенсусв обществе
Консенсус (отлатинского consensus — согласие, единодушие) — состояние согласия основныхсоциальных сил относительно распределения власти, ценностей, статусов, прав идоходов в обществе, а также поиск и принятие взаимоприемлемых решений,удовлетворяющих все заинтересованные стороны. Он представляет своего рода формусвязи граждан между собой и с обществом в целом. Принцип консенсусапредполагает учет мнений как большинства, так и меньшинства и базируется напризнании неотъемлемых прав личности. Попытки игнорировать консенсус как методрешения спорных вопросов в плюралистическом обществе неизбежно порождаетпротивоборство сторон, приводят к конфронтации.
Термин«консенсус» был введен в научный оборот О. Контом, в сочиненияхкоторого он имел две трактовки:
1. Без консенсуса нельзя мыслитьэлементы системы в качестве развивающихся, ибо движение предполагаетсогласованность. На этом основании он объявил консенсус основополагающиммоментом социальной статики и динамики.
2. Консенсус — субъективноесогласование, т.е. форма социальной солидарности, особым способом связывающейчеловечество в единый коллективный организм — «Великое существо».
Консенсус каксредство решения конфликтов использовался в период буржуазной демократии.Механизм плюралистического выбора, имеющий ключевое знание, «сегодняприводит к консенсусу в той мере, в какой мнение тех, кто предлагает вариантыпрограмм, становится мнением некоего декларированного большинства, хотя вдействительности, как правило, это политика, существующая благодаря терпимостииндифферентных масс».
В современномлиберально-демократическом государстве «консенсус распространяется лишь намаксимально гибкие процедуры решения конфликтов внутри общества. В тоталитарномгосударстве требуется полное, безоговорочное согласие, которое принеобходимости внушается с помощью соответствующей, приспособленной для этогопропаганды». В авторитарном обществе «власть имущие не терпят внешнегопроявления инакомыслия в отношении а целей, та и средств политики».
Следовательно,в любом государстве должны существовать политические институты, способныесправиться с конфликтом и обладающие монополией на законное принуждение.Объективно конфликт и консенсус являются неразрывно связанными в политическойпрактике как неотъемлемые элементы социальной системы. Процесс институализацииконфликтов предполагает три относительно самостоятельных этапа: предупреждениевозникновения конфликта, контроль за его протеканием, разрешение конфликта.
Современнаяполитическая наука выделяет следующие пути и методы управления конфликтами:
· стратегические,ориентированные на предупреждение конфликтов и кризисов на основе научногопрогноза и упреждающего создание правовых, политических, экономических исоциально-психологических институтов и условий для стабильного развитиясоциальной системы.
· тактические,включающие контроль и урегулирование возникающих конфликтов с использованиемсиловых средств по отношению к их участникам посредствам налаживанияпереговорного процесса.
· оперативные,которые предполагают разовые действия по ограничению конфликта и устранению егопоследствий.
В условияхконсенсусной демократии стратегические, тактические и оперативные путиуправления конфликтами взаимодополняют друг друга.
Относительнаяоценка уровня консенсуса в обществе может быть «дана на основе трех различныхпараметров; во-первых, системы правил и регулирующих механизмов разрешенияконфликтов, возникающих внутри этой системы; в-третьих, метода разрешенияконфликта»
Длялиберально демократического государства характерна демократия, т.е. низкийуровень оппозиции к существующему внутри государства своду правил и механизмовразрешения политических конфликтов, что является свидетельством легитимностисуществующего государственного строя и стабильности государства; низ0ий уровеньконфликтности относительно существующей власти, т.е. речь идет о характере иинтенсивности политических расхождений между партиями; широкие возможностисоздания коалиции, наличие эффективного механизма предупреждения конфликта,заложенного в корпоративных отношениях.
Такимобразом, полнота реализации принципа консенсуса и содержание консенсуснойдемократии обусловлены такими факторами, как формы правления, тип политическогорежима, направленность деятельности партий и общественных движений,исторические, этнические, религиозные, культурные особенности страны и т.д.
Путь кконсенсусу предполагает сложный и длительный процесс обмена требованиями,встречными предложениями, которые обоснованы, объяснены с точки зрения пользы,справедливости, взаимной выгоды сторон, участвующих в конфликте.
«Именно такимобразом политические и законодательные программы прокладывают путь кисполнительным учреждениям, законопроекты проводятся через законодательныеорганы, административные нормы, находят поддержку у бюрократии. Проблема поискасоглашений в этих системах обширна и сложна не только в силу многообразияинтересов и идей, но и потому, что процесс формирования и реализации политикиоткрыт для различных влияний и интересов, и правительство вынуждено реагироватьна многочисленные противоречивые требования».
Наиболееблагоприятные условия достижения политического консенсуса возникают привсеобщей распространенности норм приверженности легитимным процедурам, идеямвсеобщего благосостояния, стремлению разрешить противоречия интересов личности,этических, экономических, религиозных, лингвистических и иных групп. Рольпримирения различных интересов призваны решать политические институты,законодательные органы, суды, коалиционные политические партии, публичныешколы. «Гражданское согласие на основе консенсуса усиливает легитимностныйхарактер политической системы, делает ее более стабильной, укрепляетвзаимосвязь с гражданским обществом. При этом различают два вида консенсуса:персонифицированный и общественный. Персонифицированный консенсусраспространяется на тех, кто занимает ключевые позиции в государственныхорганах и общественных органах и принимает решение, влияющее нажизнедеятельность людей. Общественный консенсус предполагает достижение согласиямежду подавляющим большинством граждан по наиболее важным социальным проблемам.
Консенсусу вобществе может способствовать система контроля за конфликтной ситуацией. Онавключает:
· Взаимноевоздержание от применения силы или угрозы применения силы.
· привлечениеарбитров, беспристрастный подход которых конфликтующим сторонам гарантирован.
· полноеиспользование существующих или принятых новых правовых норм, административныхактов и процедур, способствующих сближению позиций противоборствующих сторон.
· готовность ксозданию атмосферы делового партнерства, доверительных отношений на стадиизавершения конфликта и в постконфликтный период.
Эти и другиепроцедуры в зависимости от конкретных условий используются по отношению нетолько к внутренним, но и международным конфликтам.
Особоезначение имеет консенсус, в процессе принятия решения. Последовательностьвыработки соглашения может содержать такие действия, как выделение объективныхкритериев для оценки возможных решений, утверждение решений на основе консенсусапредставителями всех сторон, экспертиза решения, внесение дополнений ипоправок, оформление итогового документа, система контроля за исполнениемрешения и т.п.
Социальныеконфликты в современном российском обществе мешают достижению консенсуса всовременных условиях. Образование новых социальных групп, классапредпринимателей и собственников, растущее неравенство, формируется новоесоциальное противоречие между элитой, представляющей различные группы новыхсобственников, и огромной массой народа которого отстранили от собственности иот власти — вносит противостояние, а не объединению в обществе.
На разрушениесогласия в современном российском обществе влияют и межнациональные имежэтнические конфликты, а так же языковым и культурным противоречиям добавляетсяисторическая память, которая усугубляет конфликт.
Список использованнойлитературы
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И.Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001
2. Козырёв Г.И. Основы социологии иполитологии. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005
3. Куликов Л.М. Основы социологии иполитологии. М.: Финансы и статистика, 2009.
4. Лавриненко В.Н… Социология — учебникдля вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
5.Рязанов Ю.Б., Малыхин А.А. Социология.Пособие для вузов. 2005